Что ограничивало власть древнерусского князя

История государства и права России. Шпаргалка

Что ограничивало власть древнерусского князя

Пособие содержит информативные ответы на вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «История государства и права России». Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшой формат пособия, – все это делает шпаргалку незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена. Данное пособие не является альтернативой учебнику, но станет незаменимым помощником для студентов в закреплении изученного материала при подготовке к сдаче зачета и экзамена.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права России. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

6. Государственный строй Древнерусского государства

Форма правления Древнерусского государства — раннефеодальная монархия.

Признаки раннефеодальной монархии:

1) переход власти в порядке наследования сначала по старшинству в роде, а в последующем — от отца к старшему сыну;

2) отсутствие юридической ответственности главы государства;

3) несформированные институты власти;

4) неустановленные полномочия и статус совета при правителе;

5) народное собрание (вече) не постоянный представительный орган.

Глава Древнерусского государства — великий князь (киевский князь), который являлся сюзереном (старшим) по отношению к князьям (вассалам) удельных княжеств. Вассалы великого князя были сюзеренами по отношению к своим служилым людям. Великий князь был обязан защищать и оказывать помощь вассалам, которые должны были помогать великому князю. Взаимоотношения закреплялись в крестных грамотах, содержащих права и обязанности великого князя и права и обязанности князей-вассалов.

В функции великого князя входили:

1) организация и командование вооруженными силами;

3) налаживание внешней торговли;

4) назначение местного управления, княжеских агентов;

5) законодательная и судебная деятельность;

6) руководство внешними отношениями.

В своей деятельности великий князь опирался на дружину и совет старейшин, осуществляющих совещательную функцию в вопросах управления, внешней политики, принятия законов. Народным собранием было вече, которое собиралось для решения вопросов общегосударственного значения (вопросов мира и войны).

Вооруженные силы Древнерусского государства составляли дружины великого князя, дружины местных князей и народное ополчение, основанное на десятичной системе управления, которая впоследствии была заменена на дворцово-вотчинную, когда политическая власть стала принадлежать боярину-вотчиннику. Наместники князя (в городах) и волостели (в сельской местности) осуществляли управление на местах. Они собирали дань и пошлины, судили, устанавливали и взимали штрафы.

Судебные функции в Древнерусском государстве осуществляли органы власти и управления на местах (князья, посадники, волостели, представители княжеской власти), так как судебных органов как особых учреждений не существовало. Церковь также имела функции судебных органов. Она могла судить зависимое население своих земель по делам о преступлениях против религии, нравственности и семьи.

Форма государственного устройства Древнерусского государства — относительно единое унитарное государство. Политический режим Киевской Руси неопределен: присутствуют признаки демократии (народное собрание) и в то же время признаки авторитаризма (власть великого князя).

Источник

Государство и право Древней Руси

Возникновение Древнерусского государства

Восточные славяне до образования Древнерусского государства. За несколько веков до образования Древнерусского государства(VI–VIII вв.) восточные славяне были разделены на племенные союзы.

У славян шел распад большой семьи – задруги, включавшей в себя от 20 до 100 человек, связанных кровным родством.

Задруга – община, в которую входило несколько семей, объединенных под властью главы семейства.

На смену родовой общине приходит соседская община. Называлась она вервь, или мир.

Общественные отношения у восточных славян того периода можно охарактеризовать как военную демократию.

Военная демократия – система управления, основанная на участии всех взрослых членов племенного союза (мужчин) в решении наиболее важных вопросов, особой роли народного собрания как высшего органа власти и всеобщем вооружении населения.

Глава племенного союза (князь) вынужден был считаться с мнением рядовых общинников.

Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии – вождей, жрецов (служителей языческих культов) и старейшин. Его ряды также пополнялись за счет членов общины, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Однако рабство у восточных славян не имело широкого распространения. Оно носило патриархальный характер, т. е. рабы входили в состав владевшей ими семьи.

Шел процесс разложения родоплеменных кровнородственных отношений. Они сменялись территориальными, военными и политическими связями.

В VIII в. насчитывалось 14 восточнославянских племенных союзов. Это были древляне, кривичи, вятичи, поляне и др. В первую очередь подобные объединения носили военный характер.

Славяне жили в степи и лесной полосе. Более пригодной для земледелия была степь. Но заселению степной зоны препятствовали постоянные набеги кочевников. Лесная полоса была менее плодородной.

Однако в плане военной безопасности – более спокойной. Равнинный характер территории, занимаемой восточнославянскими племенами, способствовал ее расширению.

Возникновение государства в Древней Руси. Момент возникновения Древнерусского государства нельзя точно определить. Племенные союзы восточных славян перерастали в феодальное государство постепенно. Большинство историков сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в.

В IX в. восточнославянские племенные образования все более интенсивно втягиваются в международную торговлю, проходившую по водному пути «из варяг в греки». Этот путь, пролегавший по землям нескольких восточнославянских народов, способствовал их сближению.

«Повесть временных лет» сообщает, что часть восточных славян платила дань хазарам, а часть – варягам. Затем варяги были изгнаны.

Но восточным славянам не удалось договориться друг с другом. И ради достижения мира и порядка они обратились к варягам и попросили их встать во главе объединенных славянских племен.

Три варяжских князя во главе с Рюриком пришли на Русь в 862 г.

Эту дату принято считать моментом возникновения государственности в Древней Руси. Рюрик обосновался в Ладоге близ Новгорода.

Под его властью находилась только часть восточнославянских племен.

Еще существовал другой союз племен, объединенных вокруг Киева.

В 882 г. преемник Рюрика князь Олег захватил Киев и создал единое Древнерусское государство. Его столицей стал Киев.

Норманнская теория. В XVIII в. немецкие историки Байер, Миллер и Шлецер пытались доказать, что под варягами подразумевались норманны, или скандинавы. Отсюда и пошло название – норманнская теория. Фактом призвания варягов эти историки стремились доказать законность господства немецкого дворянства в России, обосновать неспособность русского народа к самостоятельной государственной жизни.

Первым критиком норманнской теории стал М.В. Ломоносов. Впоследствии большинство историков признали норманнскую теорию несостоятельной. В Древнерусское государство вошли кроме славян некоторые соседние финские и балтийские племена. Данное государство с самого начала было этнически неоднородным.

Общественный строй Древней Руси

В Древней Руси привилегированное положение занимали члены княжеского рода и княжеские дружинники. В окружении князя выделялись бояре – старшие дружинники князя и княжьи мужи, которые наряду с боярами составляли верхушку княжеской дружины.

Княжескими имениями управляли огнищане. А отдельными отраслями княжеского хозяйства ведали тиуны.

За убийство этих людей устанавливался двойной штраф – 80 гривен, тогда как жизнь свободного человека стоила 40 гривен, а зависимого – и того меньше. Еще одной привилегией бояр и дружинников был особый порядок наследования. Если у них не было сыновей, то их земля доставалась дочерям. Для всех остальных действовало другое правило – при отсутствии сыновей землю получали либо община, либо князь.

Свободное население состояло из сельских жителей (смердов), свободных крестьян-общинников и жителей посадов, т. е. городов (к ним относились купцы, ремесленники, наемные рабочие и др.).

Личность и имущество свободного человека находились под защитой закона. Эта категория людей самостоятельно отвечала за совершенные преступления и по своим обязательствам.

К зависимому населению относились зависимые смерды, закупы, работавшие на феодала за «купу» – заем в виде денег, земли или иного имущества, и холопы – лица, находившиеся на положении рабов, полностью бесправные.

Порядок отработки долга нигде не был определен. С нарастанием процентов зависимость закупа все более усиливалась.

Закуп обладал некоторыми правами. Хозяин мог наказать его «за дело», но ему запрещалось бить закупа беспричинно. Также его нельзя было продать в холопы и забрать его имущество. Но если закуп убегал от хозяина, то он становился холопом. За закупа, совершившего преступление, имущественную ответственность нес господин. Но в этом случае закуп также превращался в холопа.

Полностью бесправным был холоп. Имущество, которым обладал холоп, было собственностью господина. Холоп не мог выступать в суде. За действия холопа имущественную ответственность нес его хозяин. Убийство холопа приравнивалось к уничтожению имущества.

Государственный строй Древней Руси

Древняя Русь в начале своего существования представляла собой объединение племенных территорий и больше напоминала конфедерацию, чем унитарное или федеративное государство.

Конфедерация – объединение государств, сохраняющих свой суверенитет, для решения каких-либо задач, носит обычно временный характер.

Унитарное государство – единое государство, части которого являются только административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственности.

Федерация – союзное государство, все или некоторые части которого обладают признаками государственности.

Сохранялись племенные князья. Племена часто выходили из подчинения Киеву, и их приходилось вновь покорять.

Государственным строем Древней Руси была раннефеодальная монархия.

Раннефеодальная монархия – форма правления, существовавшая в период становления феодальных государств, при которой монарх не располагал всеобъемлющей властью и вынужден был считаться с мнением своей дружины и народными собраниями.

Во главе Древнерусского государства стоял великий князь. Он опирался на дружину. Дружина служила военной силой. Так как государственного аппарата не существовало, то в мирное время дружинники выполняли административные и судебные функции.

Дружина делилась на старшую и младшую. Старшую дружину составляли бояре и княжьи мужи. Младшие дружинники назывались отроками и детскими. Помимо дружины сохранялось народное ополчение. При решении государственных вопросов князь советовался со своей дружиной. Иногда созывались феодальные съезды, в которых принимали участие крупные феодалы.

Власть князя ограничивало вече.

Вече – народное собрание в Древней Руси, состоявшее из всех свободных взрослых мужчин и принимавшее наиболее важные решения.

Также князь был вынужден считаться и с советом, куда входили приближенные великого князя, верхушка его дружины. На местах сохранялись племенные князья. Они также имели свою дружину, вече, совет старейшин.

Для усиления власти великий князь посылал на места своих приближенных – членов княжеского рода или дружинников. Городами управляли наместники, а сельскими поселениями – волостели. Эти лица были обязаны обеспечить сбор дани с местного населения и передать ее в Киев. За свою работу они не получали заработной платы.

Однако в обязанность местного населения входило давать им «корм» в виде продуктов питания и ремесленных изделий. Также наместникам и волостелям доставалась часть сборов.

Дань собиралась путем полюдья, когда князья с ноября по апрель по льду замерзших рек объезжали подвластные им земли и собирали доходы со своих подданных. В процессе сбора дани возникали конфликты.

Князь Игорь был убит древлянами за то, что попытался в течение одного года дважды собрать дань. Это заставило его вдову княгиню Ольгу после проведения карательного похода упорядочить налогообложение. Она учредила уроки (фиксированные размеры дани) и погосты (специальные пункты сбора дани).

Первоначально не был четко урегулирован порядок престолонаследия. Власть принадлежала не князю лично, а всему роду Рюриковичей. Поэтому после смерти великого князя киевский престол доставался не его сыну, а старшему в княжеском роде. Остальным князьям доставались уделы. Чем более высокое место занимал князь на лестнице старшинства, тем более богатый и престижный удел он получал. Такой порядок престолонаследия получил название очередного, или династического.

Первоначально в Древней Руси применялась десятичная, или численная, система управления. Она выросла из военной организации. Население делилось на десятки, сотни и тысячи, возглавляемые десятскими, сотскими и тысяцкими. Затем эта система была перенесена на административное управление.

Постепенно десятичная система уступает место дворцово-вотчинной. Последняя выросла из соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением.

В хозяйстве великого князя были слуги, ведавшие отдельными его отраслями (конюшие, чашничие и др.). Со временем князья стали поручать этим лицам вести определенные дела в масштабах всего государства, наделяя их соответствующими полномочиями.

Важным элементом политической системы древнерусского общества с момента принятия крещения стала православная церковь.

Во главе церкви стоял митрополит Киевский, назначавшийся из Византии. Однако неоднократно киевские князья созывали соборы русских епископов и самостоятельно организовывали избрание митрополита. Впервые это произошло в 1051 г., когда митрополитом был избран Иларион. Территория Древней Руси делилась на епархии, возглавляемые епископами и архиепископами.

Древнерусское право

Первым источником древнерусского права были обычаи. Обычай, санкционированный государством, становился правовым обычаем.

Первыми письменными памятниками древнерусского права стали договоры Руси с Византией. Княжеское законодательство как источник права появляется на Руси в X в. Особое значение имели церковные уставы Владимира Святославича и Ярослава Владимировича.

Они устанавливали обязательность отчисления десятины в пользу церкви со всех доходов государства и населения. Также в них содержался перечень деяний, подсудных церкви, регулировались брачносемейные отношения.

После принятия христианства источниками права на Руси стали византийские сборники законодательства.

Византия, или Восточная Римская империя, заимствовала из Древнего Рима свое правовое наследие. В VI в. император Юстиниан провел кодификацию римского права. В последующие несколько веков на развитие византийского законодательства серьезное влияние оказала церковь. После крещения на Руси начинается процесс рецепции (восприятия) норм римского права. Появляются новые источники права. Номоканоны, или Кормчие книги, содержали нормы церковного, гражданского, семейного и уголовного права.

Наиболее крупный памятник древнерусского права – Русская Правда. Русская Правда составлялась на протяжении длительного периода. Известны более ста ее списков, значительно отличающихся друг от друга и по объему, и по структуре, и по содержанию.

Русскую Правду принято делить на три основные редакции – Краткую, Пространную и Сокращенную.

В Краткую редакцию входят Правда Ярослава (ст. 1–18), Правда Ярославичей (ст. 19–41), Покон Вирный (ст. 42 – определяла размер отчислений вирнику – лицу, занимавшемуся взысканием штрафов) и Урок мостников (ст. 43 – отчисления на строительство и ремонт мостов). Краткая редакция возникла не ранее 1016 г. и не позднее 1054 г. Пространная редакция делится на Суд Ярослава (ст. 1–52) и Устав Владимира Мономаха (ст. 53–121). Появилась она не ранее 1113 г. Сокращенная редакция появилась в XV в. Она представляет собой выборку из статей Пространной Правды.

Уголовное право. Преступление по Русской Правде рассматривалось как обида – причинение морального или материального вреда. Закон защищал как личность, так и имущество. Преступление делилось на две стадии – покушение и оконченное преступление.

Русская Правда знала понятия «соучастие», а также «рецидив» (повторность) – в случае с конокрадством.

Преступление могло быть совершено умышленно и по неосторожности. К преступлениям против личности относились убийство, причинение телесных повреждений различной степени тяжести, побои, оскорбление. Наиболее распространенным имущественным преступлением являлась кража («татьба»).

Русская Правда в качестве наказаний предусматривала поток и разграбление, виру, полувирье и продажу (рис. 2.1). О смертной казни в Русской Правде никаких упоминаний не содержится. Наиболее строгой мерой наказания был поток и разграбление.

Рис. 2.1. Виды наказаний по Русской Правде

Поток и разграбление – вид наказания, связанный с конфискацией имущества преступника и продажей его в рабство вместе с семьей.

Поток и разграбление назначался за убийство в разбое, конокрадство и поджог.

Менее строгим наказанием была вира – штраф, назначаемый за убийство.

Существовала также «дикая вира». Она налагалась на всю общину, если на ее территории был обнаружен труп, а общинники не выдали подозреваемого или не предприняли усилий к поиску преступника.

За тяжкие телесные повреждения взыскивалось полувирье. Иные преступления карались продажей – штрафом.

Также преступник был обязан возместить ущерб потерпевшему или его семье. За убийство уплачивалось головничество, равное вире.

За преступления, наказываемые продажей, – урок.

Судебный процесс. Древнерусское право не знало четкого разграничения между уголовным и гражданским процессом. И по гражданским, и по уголовным делам судебный процесс носил состязательный характер. Стороны обладали равными процессуальными правами.

Процесс распадался на три стадии:

Доказательствами служили свидетельские показания, вещественные доказательства, ордалий – судебные испытания, а также присяга (рис. 2.2). Свидетели делились на две категории – на видоков и послухов. Видоками называли очевидцев определенного факта.

Рис. 2.2. Виды доказательств

Послухами именовали свидетелей доброй славы сторон. Не зная ничего о спорном факте, они просто давали характеристику определенному участнику процесса.

К числу ордалий можно отнести напрямую не упомянутый в Русской Правде судебный поединок – «поле». Победивший в поединке выигрывал дело. Другим видом ордалий были испытания железом и водой. Испытание железом применялось тогда, когда не хватало иных доказательств. К испытанию железом прибегали в наиболее серьезных случаях.

Техника проведения ордалий в Русской Правде не описывается.

Известно лишь, что при испытании водой обвиняемого связывали и бросали в воду. Если он погружался на дно, то считался невиновным, если всплывал на поверхность – виновным.

Испытание водой рассматривалось как более легкое по сравнению с испытанием железом.

Гражданское право. Русская Правда упоминает вещные и обязательственные права. Самым ценным имуществом была земля. Обязательства возникали из причинения вреда или из договоров. Взыскание могло быть обращено как на имущество, так и на личность должника.

Если он не мог расплатиться, то его могли превратить в холопа.

Договоры заключались в устной форме, при свидетелях. Русская Правда упоминает договоры купли-продажи, займа, кредита, хранения, личного найма, комиссии и подряда (рис. 2.3).

Рис. 2.3. Виды договоров

Наиболее подробно Русская Правда регламентировала договор займа. После восстания в Киеве в 1113 г., направленного против ростовщиков, Владимир Мономах, вступив на киевский престол, ввел ограничения на размер процентов, взимаемых по договору займа.

Несмотря на то что для Киевской Руси был не свойствен наемный труд, Русская Правда упоминает договор личного найма. Если человек поступал в услужение (в тиуны или ключники) без специального договора, то он становился холопом.

В наследственном праве приоритет отдавался наследованию по закону. Порядок наследования у феодалов и иных социальных групп был разным. В случае отсутствия сыновей у бояр и дружинников земля переходила дочерям. На всех остальных подобная норма не распространялась, землю могли наследовать только сыновья (в этом случае имущество поступало в пользу князя). На наследников возлагалась обязанность обеспечить сестер приданым, а часть наследства выделить вдове «на прожиток» (если она вторично не вышла замуж).

Наследство, судя по всему, делилось поровну. Однако преимущество имел младший сын (получал двор отца). Незаконные дети наследственных прав не имели.

Муж после жены не наследовал. Имущество матери наследовали дети, у которых она проживала.

Семейное право. Брачно-семейные отношения до момента Крещения Руси регулировались нормами обычая, государство не вмешивалось в эту область.

До Крещения Руси заключение брака осуществлялось путем похищения невесты женихом – «умычки».

С принятием христианства в 988 г. отношения по поводу брака и семьи стали регулироваться нормами церковного права. Нормы же церковного права основывались на византийском законодательстве или на нормативных актах русских князей, созданных на основе византийского права.

После крещения Руси законным признавался только брак, заключенный в церкви. Правда, еще на протяжении нескольких веков имело место заключение брака по языческим обрядам, с чем церковь и государство упорно боролись.

В соответствии с нормами византийского права брачный возраст устанавливался в 14–15 лет для мужчин и в 12–13 лет для женщин.

Состояние в браке становится препятствием к вступлению в новый брак. Запрещались браки между ближайшими родственниками.

Также препятствием к браку было духовное родство. Так, крестный не мог жениться на своей крестнице. Для признания брака действительным требовалось согласие жениха и невесты. Однако данное требование на практике не всегда соблюдалось.

Браку должно было предшествовать обручение.

В отличие от католической церкви византийская церковь допускала развод.

Жена находилась под властью мужа. Ее положение определялось положением мужа. Правда, было исключение. Если свободный человек женился на рабе, то он сам становился холопом ее господина.

Дети находились под властью отца.

Что касается имущественных отношений, здесь жена имела определенную самостоятельность. Исходя из анализа Русской Правды, имущество супругов было раздельным. Приданое жены находилось в ее собственности, она могла передавать его по наследству.

1. У восточных славян до образования государства существовала военная демократия. Она основывалась на участии всех взрослых членов племенного союза (мужчин) в решении наиболее важных вопросов, особой роли народного собрания как высшего органа власти и всеобщем вооружении населения.

2. Древнерусское государство было раннефеодальной монархией.

Во главе его стоял великий князь, опиравшийся на дружину. Власть князя ограничивали вече и совет при князе. На местах был племенные князья со своими дружинами, вече и советом старейшин.

3. Первоначально в Древней Руси применялась десятичная, или численная, система управления. Со временем десятичная система уступила место дворцово-вотчинной.

4. Население Древней Руси делилось на привилегированные слои – бояре, княжьи мужи; свободных людей – смерды и жители городов; зависимых – холопы и закупы.

5. Главным источником древнерусского права была Русская Правда. Она включала нормы уголовного, гражданского и судебного права. Смертная казнь не применялась. Наиболее строгой мерой наказания был поток и разграбление, когда преступника лишали имущества и продавали в рабство вместе с семьей.

Источник

История России

§ 7. Организация власти: князь, дружина, вече

Давайте вспомним

Кто явился первым главой Древнерусского государства

Попробуйте

Составить устный рассказ о характере власти князя в Древней Руси с опорой на известные вам источники

Функции княжеской власти в Древнерусском государстве

Наличие общественного договора между русскими князьями и населением предполагало, что общество делегировало княжеской власти вполне определённые функции.

Прежде всего князь являлся военным руководителем.

Ратные подвиги князей тесно переплетались с дипломатическими усилиями, направленными на достижение внешней безопасности Руси. Первые византийские послы прибыли в Киев при князе Игоре. Умелым дипломатом была и княгиня Ольга. Она первая из русских правителей попыталась использовать в дипломатической практике династические браки. По предположению историка А.Н. Сахарова, целью визита Ольги в Константинополь в 957 г. было не только принятие христианства, но и устройство династического брака своего сына Святослава с дочерью византийского императора Константина VII. Впоследствии на этом поприще значительных успехов достигли Владимир Святой и Ярослав Мудрый.

На Руси, как и в других странах, ценились не только ратные подвиги князей, но и умение мудро решать внутренние проблемы государства. Эта деятельность включала в себя несколько направлений. Княгиня Ольга первая среди русских правителей провела важнейшую государственную реформу, упорядочив систему уплаты дани. Ярослав Мудрый создал первый на Руси письменный свод законов — Правду Ярослава (около 1015 г.). Позже появились Правда Ярославичей, Устав Владимира Мономаха, церковные и княжеские уставы.

Помимо законотворческой работы, князья выполняли и судебные функции. Так, в своём «Поучении детям» Владимир Мономах говорил о необходимости для князя каждый день выделять специальное время для проведения судебных разбирательств. В компетенцию княжеского суда входили прежде всего разбойные дела, т. е. преступления, связанные с нарушениями внутреннего мира. Суд вершился гласно, в присутствии представителей местных общин. Значительную роль в судопроизводстве играли заинтересованные стороны. Потерпевшие сами разыскивали преступника, вызывали и доставляли его в суд, обеспечивали присутствие свидетелей и пр. Всё это свидетельствует об определённой демократичности княжеского суда в Древнерусском государстве, что значительно отличало его от западноевропейского сеньориального. Князья не только судили, но и взимали денежные судебные штрафы.

Что ограничивало власть древнерусского князя

Княгиня Ольга беседует с императором Константином VII Багрянородным в Константинополе. Миниатюра из Радзивилловской летописи.

После принятия христианства на плечи князей легла обязанность всячески способствовать распространению христианства в стране и материально обеспечивать духовенство.

Дружина

Важную роль в структуре государственности играла княжеская дружина, состоявшая из профессиональных воинов. Старшие дружинники, как правило, служили ещё отцу князя. Младшая дружина формировалась из сверстников князя, которые воспитывались вместе с ним с детства.

Дружина не только сопровождала князя в походах, но и помогала в управлении государством. На Руси укоренилась традиция совещания (думы) князя с дружиной. Так, в 944 г. князь Игорь созвал свою дружину на думу, чтобы решить, идти ли в поход на Царьград или принять от византийских послов щедрые подарки. Князь согласился с мнением дружины: «не бившись иметь злато и серебро и паволоки». В 1093 г. внуки Ярослава Мудрого князья Святополк Изяславич, Ростислав и Владимир Всеволодовичи обсуждали с дружинниками проблему: идти ли походом на половцев или заключить с ними мир. В 1103 и 1111 гг. князья, определяя сроки наступления на половцев, также советовались со своими дружинами.

И если мнения князя и дружины расходились, то князю требовалось приложить много усилий, чтобы переубедить своих воинов. Известны и попытки дружины оказывать давление на князя. Именно дружинники убедили Игоря вторично отправиться за данью к древлянам. После смерти Владимира его дружина, игнорируя принцип старшинства, предложила занять киевский престол его младшему сыну Борису. Судя по «Поучению детям» Владимира Мономаха, князь советовался со своей дружиной едва ли не каждый день.

Между князем и дружиной существовали взаимные личные обязательства. Князь расходовал на дружину часть средств, которые он получал в качестве дани. Связи князя и дружины выражались и в повседневных застольях, гремевших под сводами княжеских палат. Дружинники, в свою очередь, были обязаны сопровождать князя в походах, помогать ему в управлении. В то же время перемещение князей из одной земли в другую не являлось обязательным для дружины. Дружинники были людьми свободными и имели право уйти от одного князя и поступить на службу к другому. Так, в 1146 г. только часть дружины отправилась вслед за князем Святославом Ольговичем, изгнанным из Новгорода-Северского.

По мнению некоторых историков, древнерусские княжеско-дружинные связи коренным образом отличались от западноевропейских феодально-ленных отношений, в основе которых лежали земельные пожалования сеньора за службу своему вассалу. Древнерусские князья не наделяли своих дружинников земельными наделами, которые могли бы обеспечить их существование. Дружина находилась на полном княжеском обеспечении, а каждый дружинник имел право на часть военной добычи или дани, которую он получал вместе со своим князем.

В XI—XII вв. ситуация несколько меняется. Часть дружины всё настойчивее стремилась ограничить круг лиц, имеющих право давать советы князю. Дружина разделилась на «старшую» (переднюю, большую) и младшую («отроки», «детские»). К концу XII в. выработались даже понятия о «боярах думающих» и «мужах хоробрствующих». И если раньше перед лицом князя все дружинники были равны, то теперь происходит известная дифференциация не только прав дружинников, но и их материального положения.

В XI—XII вв. сократились возможности обогащения князя и старших дружинников-бояр за счёт дани. Князья, став собственниками своих «отчин», начинают отправлять бояр в города и волости в качестве наместников, жалуя их правом кормления. Однако «передача в кормление городов и сёл носила неземельный характер. Ведь передавалась не территория, а право сбора доходов с жившего на ней населения. Стало быть, вассалитет, строящийся на пожаловании кормлений, не имел феодального содержания, поскольку был лишён земельной основы» (И.Я. Фроянов).

Теперь большинство бояр уже не живут вместе с князем, но регулярно приезжают к княжескому двору. В то же время значительная часть младшей дружины продолжала жить при князе и находилась на его содержании.

Таким образом, древнерусская дружина в XI—XII вв. испытывала влияние двух противоречивых тенденций. С одной стороны, ещё действовали старые дружинные связи, привязывающие дружину к князю и заставляющие её быть подвижной, перемещаясь вслед за своим князем. С другой стороны, часть дружины испытывала определённую тягу к оседлости, что способствовало постепенному разрушению дружинной организации.

Вече

Несмотря на значительный общественный вес князя, его власть не была всеобъемлющей. В древнерусском обществе глубоко укоренились традиции народоправства — коллективного общинного управления. Историки называют его вечевым идеалом.

Вече функционировало во всех крупных городах Древней Руси. Оно ведало вопросами войны и мира, финансовыми и земельными ресурсами, санкционировало денежные сборы. Даже создание судебных сборников не являлось частным делом князя или его ближайшего окружения. Некоторые историки предполагают, что введение новых законов или отмена старых производились с предварительным обсуждением на вече. Таким образом, ни одно сколько-нибудь значимое дело не решалось без участия народа.

Вечевая власть зорко следила за соблюдением князем условий договора и определяла меру наказания за его нарушение. Именно древлянское вече вынесло князю Игорю в 945 г. приговор: «Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его».

Вечевые собрания проводились и в Киеве. В 968 г., когда Святослав Игоревич воевал в Болгарии Дунайской, киевское вече направило князю требование вернуться в Киев и защитить свою землю от печенегов.

В XI—XII вв. городские веча стали всё чаще вторгаться в вопросы княжения. Невзирая на установившийся порядок, они могли пригласить к себе любого князя или указать неугодному «от ворот поворот». В 1068 г., после поражения киевского князя Изяслава Ярославича от половцев, вече приняло решение об его изгнании и приглашении на киевский стол князя Всеслава из Полоцка, находившегося тогда в Киеве в заточении. Менее чем через год киевляне снова собрались на вече, дабы заручиться помощью Святослава и Всеволода Ярославичей против Изяслава, шедшего с польским войском на Киев.

В 1113 г. именно киевское вече призвало на великое княжение Владимира Мономаха. После смерти Мономаха (1125) киевским князем стал его старший сын Мстислав. В 1132 г. по приглашению киевлян на престол вступил его брат Ярополк.

Нередко бытует представление о вече как неуправляемом собрании, где вопросы решались «криком». На деле собрания проходили весьма организованно, с соблюдением правил, выработанных вечевой практикой. Обычно вече собиралось на площади перед главным храмом (в Киеве, например, перед Софийским собором). В ожидании его начала горожане вели себя степенно. «Заседанием» руководили князь, митрополит и тысяцкий. Выступить на вече простому человеку можно было лишь с разрешения самого собрания. Некоторые историки допускают существование протокольных записей вечевых решений.

Вопрос о вече остаётся в науке дискуссионным. Часть историков (В.Т. Пашуто, В.Л. Янин и др.) видели в вече собрание феодальных верхов. Археологические раскопки в Новгороде под руководством В.Л. Янина показали, что вече было уже своеобразным парламентом, а не общим народным собранием.

Что ограничивало власть древнерусского князя

Киевляне по решению веча приглашают князя на правление. Миниатюра из Радзивилловской летописи.

Некоторые современные исследователи (как, впрочем, и дореволюционные) рассматривают вече как демократический институт, на котором были представлены практически все слои древнерусского общества. Конечно, непременными его участниками была знать: князья, бояре, богатые купцы. Нередко они руководили вечевыми собраниями, но навязать свою волю могли не всегда. Народ принимал решения, исходя из собственных интересов. Знать была вынуждена считаться с волей народа. Подобная ситуация во многом объясняется спецификой военной организации Древнерусского государства.

Народное ополчение

Одной из традиционных основ восточнославянского общества, сохранившейся в Древнерусском государстве, являлось существование народного ополчения — прямого вооружения народа. Почти все свободные мужчины на Руси были заняты не только в производстве тех или иных материальных благ, но и в военном деле. При этом народные ополченцы — вои, согласно сведениям Русской Правды, выступали в поход не только «оружно», но и «конно», т. е. ополчение делилось на пешую и конную рать.

Вооружённый народ практически на всей территории Древней Руси был организован по десятичной системе. Её основу составляли сотни — территориально-административные образования и вместе с тем военные единицы. Возглавлявшие их сотники (сотские) являлись не только административными, но и военными чинами. Сотни складывались в тысячу, которая и являлась собственно народным ополчением определённого города и примыкающей к нему округи. Во главе народного ополчения стояли тысяцкие. Как правило, ими становились люди, уже прошедшие через должности десятских и сотских.

Весьма существенным являлось то обстоятельство, что народное ополчение подчинялось не князю, а городскому вече.

Именно вече принимало решение о выступлении в поход, которое являлось обязательным для всех. К тем, кто уклонялся от исполнения воинского долга, применялись суровые наказания, хотя в некоторых случаях можно было откупиться деньгами.

Основная тяжесть войн, которые вела Русь с внешними врагами, ложилась на плечи воев. Профессиональные воины — княжеские дружинники составляли лишь незначительную часть древнерусской армии и в случае серьёзной военной опасности выступали как своеобразный штаб, который руководил народным ополчением.

В то же время народные ополченцы не были пассивны и во внутренних делах государства. Они составляли основную массу участников вечевых собраний. Именно это обстоятельство и заставляло знать считаться с волей веча. Кроме того, вой активно участвовали и в межкняжеских спорах (в летописях ополченцы назывались киянами, переяславцами, черниговцами, новгородцами, суздальцами, владимирцами и т. д.).

Таким образом, в древнерусском обществе господствовал идеал народоправства — коллективного общинного управления. Большими правами обладало народное собрание. С помощью веча народ влиял на ход всей общественно-политической жизни. Высокая социально-политическая активность населения обусловливалась демократическим характером военной организации, в которой весьма важное место принадлежало народному ополчению. Именно вой определяли исход военных столкновений, внешних и внутренних.

Проверяем себя

1. В чём состояли особенности княжеской власти в Древнерусском государстве?

2. Каковы были особенности взаимоотношений между князем и его дружиной? Приведите конкретные примеры влияния дружины на своих князей.

3. Какова роль вечевой организации в Древнерусском государстве?

4. Какие точки зрения о сущности древнерусского веча существуют в исторической науке?

5. В чём вы видите своеобразие военной организации Древнерусского государства?

Думаем, обсуждаем

1. Чем отличались древнерусские княжеско-дружинные связи от западноевропейского вассалитета?

2. Какие обстоятельства обусловливали постепенное разрушение дружинной организации?

3. Как вы думаете, каковы причины существования в Древней Руси двух центров политической власти?

4. Как специфика военной организации отразилась на характере политической власти Древней Руси?

5. Как вы думаете, почему у восточных славян существовали народные ополчения?

6. Существовала ли зависимость между природно-климатическими условиями, характерными для территорий нашей страны, и особенностями организации власти в Древнерусском государстве? Ответ аргументируйте.

Работаем с источниками, выполняем задания

1. О каких особенностях вечевой организации в Древнерусском государстве можно узнать из приведённого ниже источника?

Из Лаврентьевской летописи

Новгородцы же издревле, и смоляне, и киевляне, и полочане, и все волости, как на думу, на веча сходятся; что старейшие [города] решат, на том и пригороды станут.

2. О каких политических особенностях Древнерусского государства можно узнать из этого источника?

Из «Повести временных лет»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *