Что одежда говорит о человеке психология
Одежда «по Фрейду»: вещи, по которым можно «прочитать» человека
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Если исключить из гардероба вещи, которые мы приобретаем, невольно следуя модным тенденциям, в «сухом остатке» как раз и будет то, что определяет уникальность и неповторимость человека. По одёжке можно не просто встретить, а ещё и «прочитать»: «скромняга с глазами оленёнка» при более внимательном исследовании «оболочки» окажется диктатором и домашним тираном, а «женщина-вамп» – смущённой тургеневской барышней, мечтающей заполучить в личное пользование поглощателя домашней выпечки. Но как понять, что из вещей – дань моде, а что – показатель истинной сущности? Маленькие подсказки – в этом материале.
1. Каблуки
Обувь на высоком каблуке не такой уж элементарный месседж, как может показаться. «Туфли на шпильке – для уверенных в себе и сексуальных женщин» – страшный стереотип. Даже на уровне «психологии для чайников» высокий (и, как правило, неудобный для повседневной активной жизни) каблук – это прежде всего выбор тех, кто нуждается в увеличении своего роста в прямом и переносном смысле, а значит тех, кто недоволен своими природными данными или социальным положением и степенью популярности.
«Ты недостаточно женственно выглядишь в этих балетках / слипонах», – говорит гламурная подружка на шпильках девушке, предпочитающей удобную кэжуал-обувь. А на самом деле проблемы по части женственности как раз у той, которая ежедневно нуждается в «подручных средствах», чтобы кому-то (и зачем-то) доказывать: «Я – женщина». А вот девушка в весёлых и удобных кедах и так знает, что не мальчик. Как и окружающие её мужчины, очарованные девичьей непосредственностью и лёгкостью.
2. Деловой костюм
Когда речь идёт о дресс-коде крупной преуспевающей компании, то психология одежды здесь, конечно, не при чём. Однако, если покопаться в памяти, у каждого всплывут образы коллег / знакомых (и мужчин, и женщин), которые, имея возможность выбора, десятилетиями остаются верными деловому костюму. По крайней мере, можно вспомнить школьных учителей: например, «математичка» даже на выпускной пришла в пиджаке и юбке-карандаше, потому что «педагог должен всегда выглядеть соответствующе», а «географичка», не отличавшаяся, вроде бы, особо революционными взглядами, тем не менее могла прийти на урок и в джинсиках.
Ещё более красноречивый пример – «костюмный» поклонник, занимающий скромную должность в не менее скромной конторе, где и сло́ва-то «дресс-код» не знают. Зима или лето – он неизменно в брюках и пиджаке (либо вариант «пиджак + юбка», если речь о женщине). Обычно на вопрос «Почему бы тебе не разнообразить свой гардероб?» либо упрямо молчит, либо не менее упрямо цедит что-то вроде: «На работе должен быть деловой стиль». Но и в нерабочее время сослуживцы встречают «делового человека» в неизменном костюме, даже в очереди за капустой и в электричке по дороге на дачу.
Чеховский «человек в футляре» – тот самый типаж. Поборник традиций и жёстких рамок (зачатую искусственно созданных ещё в детстве – чаще всего властной матерью – и культивируемых как единственно верных), предпочитающий строгий костюм в любой ситуации, – это далеко не всегда предсказуемый и безопасный «экспонат». На работе нужно быть крайне осторожным с таким коллегой. В конфликтной ситуации он может неожиданно стать надёжным защитником для «опального» сослуживца, если это в рамках его «кодекса чести». Но если даже невинное действие нуждающегося в поддержке представляет угрозу традициям, «футлярный» человек, напротив, способен спровоцировать травлю.
3. Высокий головной убор, «хала» и подплечники
Элементы одежды, позволяющие визуально сделать фигуру более статной за счёт «жёсткой формы» (не путать с юбками-клёш или пушистыми кардиганами), как правило, предпочитают закомплексованные люди с высокой самооценкой. Да-да. Это не опечатка и не алогизм. Внешне робкие и даже «забитые», такие люди в глубине души считают себя «более достойными *чего-то, чем *кто-то», но недооценёнными и незаслуженно игнорируемыми.
Желая «повысить» свою социальную значимость (прежде всего – в собственных глазах) или «упрочить» официальный статус при низкой популярности среди подчинённых, женщины, например, зачастую выбирают высокую, жёсткой формы причёску. Пресловутая «хала» партийных работниц (названная благодаря сходству с пышным еврейским праздничным хлебом) – яркий пример. Также среди руководителей женского пола немало дам, предпочитающих визуально «наращивать» ширину плеч за счёт подплечников в пальто, пиджаке, блузке и т. п.
Мужчины, комплексующие из-за «неформатного» роста или уязвлённые безразличием окружающих к их персоне, прибегают к двум основным визуальным «дресс-способам» самовыражения. Во-первых, это обувь на толстой подошве и с выраженным каблуком. Во-вторых – высокий головной убор. Наверняка у каждого читателя Novate.ru среди знакомых найдётся «экспонат», который ни на что не променяет не первой свежести меховую шапку цилиндрической формы / кастрюлькообразное каркасное изделие с козырьком на модную мягкую кепку или спортивную вязаную шапочку. Ведь это «отберёт» волшебные сантиметры роста!
Корни привязанности к увеличивающим рост или плечи каркасным предметам гардероба следует искать в коллективном бессознательном, а также в мире животных: кто крупнее – тот и главный. Например, у страусов принято уважать тех, кто выше ростом. Работники заповедников и страусиных ферм знают: хочешь заработать авторитет в глазах крупноватых птичек – приходи с высоко поднятой шваброй. Будешь большой начальник!
4. Кожаная одежда
Кожаная куртка, пожалуй, вне поля объектов фрейдистского дресс-анализа: это стандартный, классический предмет гардероба, который может рассказать разве что об уровне зарплаты и вкусе владельца. Однако есть модники, которые не ограничиваются лишь верхней одеждой и галантереей из шкурок убитых зверей. Например, некоторые предпочитают кожаные штаны, кто-то компонует с любыми «луками» обожаемую кожаную жилетку или слегка тронутый временем кожаный пиджак / плащ.
Здесь снова придётся потревожить неверно выстроенные причинно-следственные связи. Мир эротических штампов (всяческие кожаные плётки и имитирующие кожу латексные наряды) – это всего лишь результат коллективно-бессознательного восприятия одежды из кожи. Облачённый в «шкуру убитого животного» современный человек – осознанно или нет – сигнализирует о стремлении к доминантности, властности как в социальной, так и в интимной сфере. Это проявление первобытного инстинкта охотника, захватчика, «хозяина». Пожалуй, кожа – это один из наименее броских (но от этого не менее определённых и верных) признаков стремления к доминированию особы с тайными наполеоновскими планами (в допустимых масштабах, разумеется).
5. Меховые изделия
Казалось бы, меховая шубка – это тоже шкура животного, но месседж уже иной. Часто шубки предпочитают дамы, имеющие финансовую возможность покупать верхнюю одежду разнообразных материалов и фактур: меха – это статусно и роскошно, а менталитет постсоветского человека всё ещё прочно «завязан» на страхе казаться малоимущим пролетарием (об искусственности подобных представлений – как-нибудь в другом материале на Novate.ru).
Однако иногда и женщина, стеснённая в средствах, готова отдать все сбережения, взять взаймы и сесть на пару месяцев на «хлеб и воду» ради возможности купить меховую шубку. Судьба изделия неопределённа: скорее всего, подол «затрётся» от слякоти, а меховая попа залоснится через пару сезонов от регулярных поездок в общественном транспорте. Ради чего такие жертвы? Примечательно, что любовь к мехам далеко не всегда связана с агрессивной самопрезентацией и жаждой власти. Леди в шубке, напротив, во главу угла ставит ощущение мягкой женственности и сигнализирует потенциальным партнёрам: «Я пушистая самочка!»
6. Варежки и текстильные перчатки
Наблюдение последних лет: по перчаткам или варежкам можно «прочитать» некоторые черты характера владельца. Например, из двух «объектов» с приблизительно одинаковым уровнем заработка один предпочитает кожаные перчатки, а другой меняет материалы, фасоны, рисунки перчаток как (простите за тавтологию) перчатки. У одного – всегда чёрные кожаные. У другого – сегодня смешные варежки со снегирями, завтра митенки, послезавтра перчатки с пальцами для сенсорных устройств.
Ёжику понятно, что этот второй «испытуемый» – человек с более «пластичным» характером, способный экспериментировать не только с галантерейными изделиями и позитивно воспринимающий «ветер перемен». Рукавички также много могут сказать и о бытовых привычках владельца. Даже если верхняя одежда и обувь выглядят опрятно, замусоленные перчатки или варежки, покрытые катышками, выдадут грязнулю. Бог же в мелочах…
7. Одежда «оверсайз»
Как отличить, когда одежда на пару размеров больше сигнализирует о неприятии своего тела, а когда является проявлением индивидуальности раскрепощённого и уверенного в себе человека? Если женщина пытается «закамуфлировать» располневшую фигуру, купив кофточку-разлетайку или платье на два размера больше, к стилю «оверсайз» это не имеет никакого отношения.
«Оверсайз» – это игра «на гиперболах», причём зачастую на тонкой грани адекватности и перебора: широченные джинсы-бойфренды на субтильной девичьей попе, гигантский плащ на худощавом мужчине.
«Оверсайз» – это нарочитое протестное игнорирование форм, а значит традиций и устоев. И чтобы выдержать злобные комментарии в спину («Напялила хламиду!», «Вырядилась как чучело огородное!» и т. п.), нужно быть действительно свободным и самодостаточным не только снаружи, но и внутри.
8. Обтягивающая одежда
С женщинами как-то понятнее. Хотя, кроме банального «сексуального призыва», о котором, увидев подзаголовок, автоматически подумало большинство читателей Novate.ru, обтягивающая одежда на женщине, скорее, свидетельствует о естественном желании подчеркнуть самую «выигрышную», на её взгляд, область фигуры (именно поэтому похудевшие дамы первым делом утягивают поясом всё ещё пышноватую талию), а также о недостатке тактильности.
А вот мужчины подсознательно стремятся подчеркнуть то, что «устрашит» противника или конкурента: майка / рубашка в обтяжку с целью подчеркнуть мышечный рельеф, брюки, подчёркивающие «достоинство» альфа-самца. Ещё один глубоко бессознательный по своей природе порыв – обтягивание «беременного» живота: во многие эпохи и во многих культурах упитанный пузатый представитель сильного пола представлялся эталоном красоты и маскулинности.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
О чем говорит одежда человека?
Даже при беглом взгляде на совершенно незнакомого человека можно узнать о нем многое. То, как человек одет, является неосознанным посланием для окружающих, которое расскажет о его интересах, его отношении к себе, к миру, к красоте в целом и к комфорту. Стиль одежды – это визитная карточка человека. И не обязательно покупать одежду дорогих брендов, чтобы производить впечатление обеспеченного и успешного человека. Достаточно в гардеробе иметь десяток стильных качественных вещей, и умело вводить их в ансамбль.
Покупая одежду, человек не анализирует свой стиль и то, что он желает сказать о себе. Он ориентируется на современную моду, на сезон, собственный вкус, и, конечно, на стоимость выбранной вещи. Но каждый раз главную роль при этом играет представление о себе. И если одни предпочитают удобство, то другие ориентируются при поиске нужной вещи на создание гармоничного и уникального образа. Люди покупают совершенно разную одежду, разных стилей и цветов. Но, собрав гардероб любого человека, можно заметить некоторую одинаковость в каждой отдельной детали одежды, и все вместе они и создают имидж или посредственный внешний вид.
Что говорит о человеке стиль одежды?
Существует еще много разнообразных стилей одежды (дерби, фолк, бохо, милитари и др), но они не способны рассказать того, что скрывают гардеробы самых обычных, не связанных с миром моды и дизайном одежды, людей.
Психология выбора одежды
Зная, какие послания зашифрованы в одежде, легко подобрать нужный имидж и достичь желанной цели.
О чем говорит одежда: зоны особого внимания
А вот если бы одежда могла говорить, что бы она о нас рассказала? Одежду не зря считают основой самопрезентации – иногда она «говорит» о нас окружающим даже больше, чем мы сами хотели бы знать. Как понять, почему мы выбираем именно такие наряды, узнаем в серии материалов «О чем говорит одежда».
В первом материале речь пойдет о том, как выбор одежды связан с телесным и эмоциональным самоощущением человека, и какую информацию несет окружающим наш наряд. Разобраться в этом поможет концепция одного из классиков психоанализа и основоположника телесно ориентированной психотерапии Вильгельма Райха.
Мышечный панцирь
С точки зрения телесно-ориентированной психотерапии всё наше тело условно делится на семь сегментов:
» Согласно концепции Райха, такие хронические мышечные блоки возникают при привычном подавлении телом возникающего импульса. Их формирование начинается еще в детстве и усугубляется во взрослом возрасте под воздействием ограничений социума.
Как это работает? Возьмем совсем простую ситуацию. Например, сидит человек на работе, в окружении коллег, и вдруг ему в ватсап жена присылает потешную фотографию. Тут бы и засмеяться в голос, но нельзя – он помешает коллегам. Мышечным усилием он подавляет широкую улыбку и… получает избыточное напряжение мимических мышц, которые вынуждены противодействовать первоначальному импульсу. Проделав этот «фокус» сто-двести-пятьсот раз, этот смешливый от природы человек получает уже хроническое напряжение челюстных мускулов и привычку подавлять смех. Так возникает челюстной мышечный блок. По такому же принципу формируются блоки в остальных шести зонах.
Одежда как отражение мышечных блоков
Одежда служит людям защитой и во многом является внешним отражением нашего внутреннего мышечного панциря. Те зоны, которые мы особенно акцентируем с помощью покроя, цвета, принтов или аксессуаров, являются зонами повышенного внимания, которые указывают на актуальное состояние человека.
» Говоря проще – самый яркий акцент в одежде позволяет сделать предположение о том, в какой зоне есть мышечный блок, и какие эмоции с этим связаны.
Зоны особого внимания
1. Глаза.
Этот мышечный блок проявляется внешне как расфокусированный взгляд, «бегающие» глаза или избыточная фокусировка и постоянное «прищуривание» с напряжением мышц лба. Он связан, прежде всего, с социальными страхами: страхом оценки (обесценивания), страхом совершить ошибку или показаться «плохим» (невоспитанным, грубым, глупым и т. п.) в глазах окружающих.
Фактически этот мышечный блок связан с нежеланием «увидеть» себя с неприглядной стороны. При этом, опасаясь внешней оценки, люди с актуализированным глазным мышечным блоком склонны сами строго оценивать окружающих.
Работа с сегментом: расслабляющая гимнастика для глаз.
Одежда, фиксирующая внимание на этой зоне:
Специальной одежды для глаз, конечно, не существует. Зато есть распространённый аксессуар – очки: солнцезащитные и «декоративные» без диоптрий. Очки ассоциированы с умом, образованностью, интеллигентным обликом. Часто стилисты рекомендуют публичным людям добавить к своему образу очки, чтобы повысить градус респектабельности. Таким образом, это становится способом своеобразной защиты от социального страха отвержения. Человек словно говорит своим обликом: «Я умен и образован».
Этим же целям, хоть и другими методами, служат тёмные очки. Закрывая глаза от стороннего наблюдателя, они добавляют облику загадочности и интриги, помогают создать иллюзию неуязвимости. Не видя глаз человека, сложно «считать» его эмоции, а значит, и дать им оценку.
Скрытое послание: «Притворяюсь неуязвимым, так как боюсь, что вы меня отвергнете».
2. Челюсть.
Этот сегмент представлен мышцами подбородка, нижней части затылка, верхней части горла. Как сказано выше, он связан с подавленным выражением эмоций: смеха, плача, радостного или гневного крика. Телесно он проявляется как хронически сжатые (или наоборот – слишком расслабленные) челюсти, привычка к жевательной резинке, курению или обгрызанию каких-либо предметов, а также его признаком является частое прикрывание рта рукой.
Работа с сегментом: гимнастика для губ, упражнения для челюстей, имитация сосательных движений, зевание.
Одежда, фиксирующая внимание на этой зоне:
Одежды для рта, к счастью, не существует. Возможно, если бы она была, люди с актуализированным челюстным блоком с удовольствием бы ею воспользовались. Однако в связи с ее отсутствием внешним акцентированием могут служить разнообразные аксессуары для курения, привычка в теплое время кутаться в высокие воротники, шарфы и палантины, закрывающие затылок и зону подбородка (а иногда и рот).
Человек словно дает понять, что его рот занят или закрыт, и в разговоры он вступать не стремится.
Скрытое послание: «Ни за что не скажу, что я о вас думаю».
3. Горло.
Этот блок включает глубокие мышцы шеи и языка. Он проявляется постоянным нервным покашливанием, «прочищением горла» (не связанным с каким-либо заболеванием), манерой говорить очень тихим голосом. Этот блок тесно связан с челюстным, но является более глубоким его проявлением. Возникает в результате внутренних запретов на плач, громкий крик, обиду, проявления раздражения и злости уже в зоне горла.
Работа с зоной: пение, «терапевтический крик» в лесу.
Одежда, фиксирующая внимание на этой зоне:
Различного рода водолазки, украшения «под шейку», шейные платки, особенно контрастирующие по цвету с остальной одеждой. Воплощением аксессуара «горлового блока» является колье-чокер (от англ: «choker» — душитель), которое словно рисует на шее поперечную линию, символизирующую препятствие в этой области. Человек, который носит такую одежду, словно демонстрирует свое ограничение, заодно предупреждая о нем окружающих.
» Глухой воротник водолазки, колье-чокеры, платки, закрывающие наглухо шею, дают окружающим сигнал – человек сейчас закрыт для близкого общения, не стоит подходить ближе.
Одна моя клиентка очень боялась ходить на совещания к начальнику. Когда он вызывал ее в кабинет, она сразу же хрипла, краснела, ее шея покрывалась красными пятнами. Не желая, чтобы начальник это заметил, в дни совещаний она стала подсознательно, а потом и специально надевать водолазку с высоким воротом либо плотный шейный платок. По ее словам, это помогло ей чувствовать себя более уверенной и защищенной и дало сил пережить неприятные совещания.
Скрытое послание: «Лучше не спрашивайте!»
4. Грудь.
Это один из самых обширных мышечных блоков, который включает мышцы груди и грудной клетки, лопаток, плеч, рук. Выраженный блок в грудном сегменте влияет на осанку. Сутулые, выгнутые вперед плечи, как и преувеличенно прямая спина, говорят о выраженности этого блока.
Райх связывал блок в грудном сегменте с запретом не просто на выражение, но и само переживание сильных чувств: печали, любви и ревности. Блокировка таких чувств может быть связана с разными причинами: отсутствие ресурса для их проживания, представление о том, что испытывать такие чувства «плохо». Телесное блокирование переживаний происходит посредством задержки дыхания. Поэтому людям с выраженным грудным блоком рекомендованы упражнения, способствующие освобождению дыхания.
Работа с сегментом: дыхательная гимнастика.
Одежда, фиксирующая внимание на этой зоне:
Привлечение внимания к зоне груди может говорить о конфликтном переживании сильных чувств: печали, горевания или влюбленности, и одновременном их подавлении. Например, одна моя клиентка (назову ее Аллой) пришла на консультацию в кофточке с вышитым маленьким кактусом в зоне груди. Я попросила озвучить изображение от первого лица, и Алла сказала: «я очень колючее растение, вонзаю острые иглы в любого, кто меня коснется». Едва закончив предложение, девушка расплакалась и призналась, что это очень похоже на ее отношения с ее молодым человеком, которого она очень любит, но ведет себя с ним надменно и держится от него на расстоянии, отвергая близость.
Дальнейшая работа была связана с канализацией подавленных чувств и прояснением блокирующей установки.
» О многом говорят и надписи на принтах, подчас прямым текстом сообщающие об истинных переживаниях того, кто их выбрал.
Так, шуточные надписи могут говорить о высмеивании и обесценивании труднопереносимых эмоций, манифесты – о скрытом конфликте и т. п.
Важно понимать, что полностью универсальных трактовок символов, расположенных на одежде, не существует. Чтобы понять, что означает для вас выбранная символика, озвучьте изображение на украшении или одежде от первого лица или прочитайте надпись на майке, добавив: «я сообщаю окружающим, что: «…»», и понаблюдайте за своими чувствами.
Скрытое послание: «Я выше этого».
5. Диафрагма
Этот сегмент включает диафрагму, солнечное сплетение, внутренние органы, мышцы позвонков этого уровня. Мышечный блок здесь блокирует чувство брезгливости и отвращения. Диафрагмальная зона отвечает за рвотные позывы, поэтому люди с выраженным мышечным блоком в этой области замечают за собой повышенный рвотный рефлекс либо, наоборот, сниженную способность к рвоте. Также этот блок проявляется специфической осанкой – когда человек стоит, прислонившись к стене, или лежит, то между нижней частью спины и поверхностью остается значительный промежуток.
» Человек с выраженным диафрагмальным блоком, словно стойкий оловянный солдатик, принимает все превратности судьбы, неприятное поведение окружающих, сохраняя невозмутимое выражение лица и полное спокойствие. Обратной стороной такой сдержанности могут стать эмоциональное истощение («выгорание») и плохо контролируемые вспышки гнева.
Работа с сегментом: «диафрагмальное дыхание» (животом), вокал с работой диафрагмы.
Одежда, фиксирующая внимание на этой зоне:
Образ «стойкого оловянного солдатика» у людей с выраженным диафрагмальным блоком подкрепляет одежда, которая «держит» область талии и верхнюю часть живота. Это приталенная, тесно облегающая корпус одежда, тугие ремни, широкие пояса, корсеты. Такой человек словно сообщает окружающим: я держусь, я крепкий, «ем клюкву и не морщусь»! В тоже время, в этом послании окружающие легко считывают конфликтное зерно: раз есть потребность «держаться», значит, человек испытывает трудности. Это добавляет облику едва уловимый жертвенно-героический ореол.
Ярким примером одежды, подчеркивающей зону диафрагмы, является военная форма, особенно офицерского и старшего офицерского состава.
Скрытое послание: «Я держусь!»
6. Живот
В этот сегмент входят мышцы живота и спины. Напряжение поясничных и брюшных мышц связано с ощущением страха, его подавлением, а блок в зоне боков – с сильной неприязнью. Люди с выраженным брюшным мышечным блоком часто имеют выступающий живот. Заблокированные мышцы поясницы меняют осанку: такие люди ходят, немного подав корпус и живот вперед.
Работа с сегментом: последовательное напряжение и расслабление мышц живота.
Одежда, фиксирующая внимание на этой зоне:
В других случаях при брюшном мышечном блоке, человек, напротив, с помощью одежды стремиться защитить эту зону, «спрятать» ее от посторонних глаз или визуально увеличить, оптически придав своему телу веса и значимости. Этого эффекта можно достичь с помощью объемных драпировок, кофт с широким подолом, балахонов, оборок и массивных поясов с крупными пряжками в области живота.
Скрытое послание: «Я вас боюсь».
7. Таз и ноги
Это – самый обширный сегмент, включающий в себя все мышцы таза и нижних конечностей.
Тазовый зажим связан с подавлением сексуальности, запретом на возбуждение, получение удовольствия.
» В конечном итоге выраженный блок в тазовом сегменте, по Райху, влечет за собой подавление витальности, то есть права на жизнь.
Так как этот сегмент включает в себя и ноги, которые обеспечивают человеку опору, то люди с выраженным тазовым блоком теряют устойчивость, у них отмечается специфическая «подпрыгивающая» или «парящая» походка. Сидя на стуле, они редко опираются ногами о поверхность, поджимая под себя ноги.
Работа с сегментом: упражнения для улучшения тазового кровообращения, «заземление» (стоя стараться опираться полностью на обе стопы, чувствуя каждую мышцу), танцы, упражнения, предполагающие усиленную опору на полную стопу (топот), например – тренировки на «степе».
Одежда, фиксирующая внимание на этой зоне:
Экстремально низкая линия талии (пояс на бедрах), туго обтягивающие брюки, яркие контрастные ткани «низа» по сравнению с темным «верхом». Бессознательное привлечение внимания окружающих к этому сегменту может говорить как о скрытом сексуальном призыве (и эмоциональной холодности в случае сочетания яркого низа с темным, туго облегающим верхом), так и о закрытости, «стянутости» этой зоны, декларировании запрета на сексуальные отношения.
Обувь напрямую сообщает о поиске опоры и степени устойчивости. Проверить себя просто: как ваша нога чувствует себя в туфельке или ботинке? Позволяет ли обувь вам опираться на всю стопу или только на носок? Делает ли она визуально стопу массивнее или, наоборот – нога кажется максимально миниатюрной и незаметной? Наконец, удобно ли вам в вашей обуви и почему?
Скрытое послание: «Я ищу опору».
» Несмотря на относительную универсальность мышечных блоков, которые, согласно телесно-ориентированной психотерапии, присутствуют в той или иной степени у большинства людей, смысл послания, которое несет ваш наряд, всегда индивидуален, и только вы можете достоверно «расшифровать» его.
Сделать это поможет простое упражнение:
назовите 3 глагола или отглагольных прилагательных, которые характеризуют ваш наряд в определенной зоне (например, наряд: стягивает, скрывает, делает яркой). Запишите их на бумаге, а затем озвучьте от первого лица и прокомментируйте свои ощущения. Например: «Я обтягиваю (часть тела), делаю ее яркой и праздничной, чтобы «…», потому что для меня это означает «…»». Постарайтесь уловить чувство, которое вы испытываете при этих словах.
Это и будет содержанием послания, которое сообщает вам, а заодно и окружающим, ваша одежда.
Евгения Пельтек,
психолог, педагог по писательскому мастерству,
28.04.18