Что одевали под платье в 19 веке

Естественные надобности в эпоху пышных юбок

Да, это было не просто

Что одевали под платье в 19 веке

Екатерина II у зеркала, Виргилиус Эриксен, 1762-64. Из коллекции Государственного Эрмитажа

Однако всё не так страшно

Без панталон

Что одевали под платье в 19 веке

Иллюстрация к книге «Жизнь маркизы», Константин Сомов, 1907-18. (сс) Wikimedia Commons

Вплоть до середины XIX века панталоны не были обязательной частью женского туалета. А, когда появились, то были с разрезом в паху. Это, конечно, облегчало задачу. Особенно если учесть, что корсет прижимал панталоны к телу, и не будь на них разреза, пришлось бы раздеваться полностью (кто сейчас носит комбинезоны, может себе это представить).

Горшки

Что одевали под платье в 19 веке

«Интимный туалет», Франсуа Буше, 1760-е. (сс) Wikimedia Commons

Я думаю, знаменитому в своё время проповеднику Луи Бурдалю, который жил во второй половине XVII века, было бы обидно знать, что его имя осталось в истории не благодаря пылким проповедям. А благодаря горшку продолговатой, что называется, «анатомической» формы, который было весьма удобно подставлять.

Туалетные стулья/кресла

Тот же горшок, но упрятанный внутрь стула или табурета. Если под юбками нет каркаса, то и. проблемы нет! А если есть? См. ниже!

Деталь политической карикатуры «Терпение на монументе», Джеймс Гилрей, 1791. Из коллекции Университета Мэриленда

Лицом, а не. спиной

Что одевали под платье в 19 веке

«Интимный туалет», Луи-Леопольд Буальи, вт. пол. XVIII в. Из частной коллекции. Правда, действительно похоже на пони?

Впрочем, не забываем, что все эти конструкции были довольно гибкими. Так что и более привычным нам образом тоже можно было усесться.

Живой пример

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Что у вас под платьем? Как одевались женщины в Викторианскую эпоху

Затянутая в корсет и с голым задом под километрами ткани: женская одежда в XIX веке

Если ваши представления о XIX веке сложились на основе книг, фильмов и живописи, вы ничего не знаете о реальной жизни в Викторианскую эпоху. Но можно восполнить этот пробел — если отправиться в путешествие во времени вместе с книгой Терезы О’Нилл «Это неприлично». Что вам нравится больше всего в историях о Скарлетт О`Хара или Элизабет Беннетт? Ну, конечно, платья — такие женственные и подчеркивающие фигуру. Ну что же, попробуем их примерить и даже научиться носить.

Что одевали под платье в 19 веке

Откройте глаза. Вы находитесь в скудно украшенной спальне. Простыни грубые на ощупь, матрас жесткий, воздух настолько холодный, что дыхание превращается в пар. И вдобавок кто-то оставил горшок, полный холодной мочи, у вас под кроватью.

Давайте вас оденем. Стянув на удивление грубую льняную ночную рубашку, вы останетесь в чем мать родила и будете дрожать от холода. Но не волнуйтесь: скоро на вас будет больше слоев одежды, чем на пятилетнем ребенке в день, когда из-за морозов закрывается детский сад.

Откроем ваш платяной шкаф и поищем в нем нижнее белье. Вспомните белье XXI века, вам ведь оно нравилось, не так ли? Уютные хлопковые шортики или потрясающе сексуальный бюстгальтер из тонкого кружева, который держался исключительно на честном сексуальном слове. Белье, которое подчеркивало ваши формы, скрывало недостатки и при этом было комфортным. Белье, которое хранило все ваши секреты и демонстрировало безупречность.

В общем, скажу сразу: во время пребывания здесь вам предстоит носить под платьем множество вещей, но ни у одной из них не будет шва в области промежности. Никаких перекрытий, никаких барьеров! Да, под километрами ткани, но на линии прямой видимости от пола.

Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему дерзкий, сопровождающийся высоким подбрасыванием ног канкан, исполняемый в кабаре «Мулен Руж», был так популярен? Не потому, что танцовщицы демонстрировали чулки или даже ноги.

Что одевали под платье в 19 веке

Смело ходите с голым задом. На вас будет такое количество тяжеленных, длинных юбок, которые вы никогда не приподнимете выше лодыжек без серьезной причины. Оголить вас сможет только случайный порыв ветра, задравший кринолин выше головы. В этом случае вам придется переехать в другой город или сменить имя. Так что трусы или панталоны со швом вам ни к чему.

Чтобы действительно понять, насколько это потрясающе — не носить привычного нижнего белья, нам придется закончить ваш туалет. Для начала наденьте сорочку. В отличие от ночной рубашки, которую вы только что сняли, эта сделана из менее плотного материала, у нее широкое горло и короткие рукава. И вообще сорочка довольно приятная к телу. Если бы мы вернулись в XXI век, вы вполне могли бы надеть ее на летнее барбекю или на «Шекспира в парке».

Теперь, даже если мы позволим, чтобы ваши женские прелести обдувал легкий ветерок, нам все еще необходимо прикрыть ноги. Начинаем с чулок: длина чуть выше колена, закрепляются подвязками. Далее идут панталоны. Предмет одежды, фасоны которого варьировались в течение века — панталоны в обтяжку, блумеры, панталоны с рюшами, длинные дамские панталоны, панталоны, завязывающиеся у лодыжек, или шаровары.

Все это носили под сорочкой, завязав на талии. И до конца века штанины нижнего белья не будут сшиты вместе. Их оставляют разделенными с небольшим нахлестом для скромности.

Что одевали под платье в 19 веке
Открытые панталоны

Итак, сорочка, чулки, подвязки и панталоны с прорезью. Вы все еще практически голая! Ваш бюст, он. он неприлично колышется, ничем не скованный. Так не пойдет. О, как же вы будете скучать по своей заветной коллекции бюстгальтеров в этом путешествии.

Спортивные лифчики, лифчики для особых случаев, лифчики с мягкой чашечкой («Я не встану с дивана, пока не посмотрю все эпизоды «Аббатства Даунтон»). Бюстгальтеры приобретут популярность только в 1920-х годах, но даже тогда они будут представлять собой такую же поддержку, как два платка, связанные вместе полоской влажной бумаги.

А теперь, дорогая, мы будем затягивать вас в корсет! Вы же наверняка видели рентгеновский снимок ребер, гротескно раздавленных годами ношения корсета? Разве это не ужасно? Эти жуткие вставки (прямые вертикальные пластины, которые обеспечивают жесткую форму) сделаны из стали или почти столь же неприятных китовых костей (на самом деле из китового уса, но это неважно). Как вы собираетесь дышать? Как вы будете наклоняться? Как вы вообще будете двигаться?

Как только вам помогут надеть корсет (зашнурованный сзади или застегнутый спереди на крючки, а иногда и то и другое), вы обнаружите, что корсет не так уж плох. Его не нужно затягивать до смещения селезенки, и он весьма неплохо поддерживает спину и бюст. Возможно, он даже отсрочит тот неминуемый день, когда истощенная и утомленная в сражениях грудь безвольно свесится на ваш живот и будет хлопать по нему при каждом шаге с тем же звуком, с каким бобер шлепает хвостом по воде.

Что одевали под платье в 19 веке
Корсеты помогут скрыть любой недостаток, включая беременность

Поскольку женщины — существа из плоти и крови (особенно из плоти), то многие из нас чувствуют себя гораздо комфортнее, когда тело находится в безопасности. Корсеты, такие как Spanx и бюстгальтеры, гарантируют тайну, ради которой можно пойти на небольшие жертвы. В XXI веке, если ваша грудь обвисла, а зад настолько плоский и широкий, что на нем можно играть в бильярд, вы без труда подберете одежду, которая все это скроет. Но сейчас у вас нет под рукой ни спасительных фасонов, ни высокотехнологичных тканей, которые первоначально разработали для астронавтов. У вас есть только корсет. И он вполне справляется со своей задачей.

Для того чтобы иметь возможность дышать и наклоняться, существуют модели поменьше и покороче — в помощь работающей женщине, пока она скребет пол щеткой, шьет, а заодно прокладывает себе путь к ранней могиле. (Кстати, ваша сорочка чистая только потому, что одна из ваших горничных провела час, замачивая ее практически в кипятке и щелоке, пока руки не потрескались и не стали гореть огнем, а после бедняжка выжимала ее, развешивала, гладила и крахмалила. В те времена стирка даже для небольшой семьи обычно занимала около двух дней).

У женщины, не принадлежащей к рабочему классу, в XIX веке не было особых причин наклоняться. А если леди и делала это, то она опускалась, сгибая колени и держа спину прямо. И не отклячивала зад, как луговая собачка!

О, взгляните-ка! Горничная уже разложила ваше платье! Такая изящная вышивка и сшито вручную. А какая пышная юбка! Нет, еще нет! Не прикасайтесь. Во-первых, наденьте свободную рубашку поверх корсета. Мы делаем это, чтобы никто не увидел очертания вашего белья.

Что одевали под платье в 19 веке
Кринолин-клетка, приблизительно 1865

А теперь внесите клетку! То есть кринолин-клетку. Так уж вышло, что вы оказались в середине века — во время повального увлечения кринолинами, где на смену простым платьям, ниспадающим свободными складками, эпохи Регентства (вспомните Джейн Остин) пришли самые большие и шумные колоколообразные силуэты, похожие на своих собратьев в Соборе Парижской Богоматери.

Километры плотной шерсти ушли на создание вашего платья. Чтобы поддержать его, вам нужно надеть кринолин-клетку и затянуть ремешки. Вот как именно это происходит: проволочная клетка подвешивается на уровне плеч или бедер, поверх надевается юбка.

Эта клетка, которую не отличить от той, что обычно используют для отлова диких собак, имеет вполне разумное назначение. Без нее вы просто не сможете ходить. Она равномерно распределяет неимоверный вес ткани и не позволяет подолу волочиться по земле, в противном случае вы бы постоянно спотыкались. Но с большой долей вероятности это все равно произойдет, потому что ваш наряд весит около 20 килограммов, обувь ужасно тесная, а вся улица покрыта невероятным количеством конского навоза.

Теперь мы добавим одну нижнюю юбку или шесть, в зависимости от того, сколько оборок будет достаточно, чтобы соответствовать моде в этом году, и. Ура! Теперь горничные помогают вам надеть платье через голову и застегивают на пуговицы. Вы выглядите чудесно, дорогая.

Что одевали под платье в 19 веке
«Джулия, дорогая, кто бы мог подумать, что наши матери носили такие смешные платья! Ха-ха-ха!»

Теперь самое время вернуться к первому вопросу, который вы задали этим утром, когда перебирали свое нижнее белье: «Зачем на всех 47 предметах одежды, которые мне предстоит носить, прорезь в области промежности?». Ну, что ж, давайте разберемся.

Возьмите свои стринги из предыдущей жизни и наденьте под остальную одежду. Никто не узнает. На самом деле, наденьте их на бал сегодня вечером! Там вы прекрасно проведете время, танцуя, угощаясь изысканными конфетами и обмениваясь еще более изысканными остротами.

Теперь бегите наверх и присаживайтесь на корточки над ночным горшком, делайте свои дела побыстрее и возвращайтесь на вечеринку.

Да. Приподнимите этот огромный вес шерсти, стали и хлопка одной рукой, а затем другой рукой стяните вниз трусики. Смелее.

Что произошло? Правильно! Вы упали.

Да. И кстати, к тому времени, когда вы застегнете все пуговицы и снова зашнуруете корсет, все уже будут подозревать, что вы оставили гостей по другой, более нескромной причине, например, целовались с юным помощником конюха или у вас был приступ диареи.

Вот почему ваши нежные места не прикрыты. И пусть никто в викторианском обществе не признается в этом даже под страхом смерти, но леди все-таки ходит в туалет, а панталоны без прорези (о которых в конечном счете станет известно всем, потому что вы будете вынуждены постоянно их подтягивать), сделают эту задачу практически невыполнимой.

Нижнее белье все-таки будет медленно идти к «объединению», поскольку век подходит к концу. Сначала появятся пуговицы, потом, наконец-то, шаговый шов. Скорее всего, причиной будет появления чрезвычайно узких юбок, которые приобретут популярность в 1880-х годах. А пока кринолин создает вокруг себя столько суматохи, что впору кричать «караул!»: леди не только не в состоянии самостоятельно приподнять все свои многочисленные юбки, она с трудом помещается в уборной во дворе.

Статья предоставлена издательством «Бомбора»

Источник

Сто лет моды. Как одевались женщины в 1801 – 1901г.г.

Стоит разговору зайти о моде девятнадцатого столетия, как большинство представит себе белое платье с кружевами и кринолином. Вот только все не так просто. Копнув глубже, можно узнать, что по сути кринолин был в моде всего шестнадцать, а не сто лет, да и белые платья в эпоху кринолина были диковинкой – на пике моды были яркие цвета и орнаменты. Разберемся же в том, что действительно носили дамы XIX века.

1801 – 1828

Что одевали под платье в 19 веке

1828 – 1838

Эпоха ампира закончилась, но мода на утонченную женственность еще жива, и в это десятилетие писком моды являются пышные юбки, которые, кстати, стали короче – всего до щиколотки – и рукава-буфы, показывающие изящество плеч и шеи. Чаще появляются вечерние платья с открытыми плечами. Талия всё ещё завышена, но уже не так сильно, как в предыдущие тридцать лет, вырезы становятся скромнее, и только преимущественно светлая расцветка остаётся неизменной. Потихоньку входят в моду рюши и кружева.

Прически становятся больше, увеличивается количество кудрей, а пучки появляются самые разнообразные, для украшения прически дамы пользуются перьями страусов. Именно эти десять лет являются той «пушкинской эпохой», о которой столько сказано и написано.

1838 – 1851

С наступление сороковых в свои права вступает романтизм. Юбка становится ещё пышнее, на ней появляется множество складок. Корсет затягивается туже, и немолодые уже модницы с грустью вспоминают о своей ампирной безкорсетной юности. В моду окончательно входят открытые плечи. Платья наконец становятся цветными, очень часто – даже темными, белый теперь надевают только на свадьбу (или выпуск из института), да и прочие светлые цвета оставлены исключительно для торжественных случаев. В начале десятилетия в моду входят шали и национальные платки, прикрывающие нижнюю часть юбки. Изредка встречаются платья с кринолином.

В Англии 1838 год ознаменовывается вступлением на престол королевы Виктории, которая в ближайшие десять-двадцать лет сильно повлияет на моду в Европе. Благодаря её вмешательству из женского гардероба исчезнут огромные шляпы, чепцы станут скромнее. В моду входят прически с гладкими прядями, кудри остаются приданьями старины. Одно из новых веяний – прическа а-ля Клотильда, с косичками около ушей, которая становится популярна благодаря всё той же Виктории, избравшей именно её для своей коронации.

1851 – 1867

В моде окончательно укореняются кринолин и шали на восточный манер. В журналах появляются не только взрослые, но и детские модели платьев. Светлые цвета почти полностью уходят в небытие, используются клетчатая и даже полосатая материи, а для пошива однотонных платьев берут в основном ткани темных цветов, белый же вне свадеб теперь можно встретить только на некоторых «официальных» портретах принцесс. Постепенно наряды «обрастают» всё большим количеством рюш, кружев и цветочков. Не брезгуют дамы и бахромой. Ближе к концу 1850-х в доступе наконец-то появляются искусственные красители и платья вновь обретают цвета.

Приблизительно к 1860 году наступает «кринолиновый бум», подолы некоторых платьев в диаметре достигают 180см. Помимо того, теперь кринолин носят не только дамы из знати, но и вообще все хоть сколько-нибудь обеспеченные женщины. В середине 1860-х изобретаются платья со сменными лифами: днем женщина носит что-то закрытое, а вечером к той же юбке надевает верх с открытыми плечами и руками.

Что одевали под платье в 19 веке

Шляпки в эту эпоху становятся совсем незначительными, прически чем-то напоминают древнегреческие, волосы украшаются диадемами и гирляндами цветов. Стоит отметить, что уже к середине шестидесятых вечерние укладки обязательно открывают шею, переплетения волос становятся гораздо сложнее. Также эту эпоху от предыдущих отличает преднамеренная асимметрия в прическах.

1867 – 1878

Кринолин постепенно сменяется кринолеттом, просуществовавшим не слишком долго, а затем и турнюром. И тот, и другой увеличивают фигуру в области ягодиц, спереди же юбка становится более узкой (с кринолеттом это не слишком заметно, с турнюром – куда заметнее). Рукава тоже сужаются, а вот обилие деталей остается все тем же. Периодически встречаются аляповатые платья, в которых намешано ужасное количество разных украшений, тканей и орнаментов.

Что одевали под платье в 19 веке

В моду снова входят более темные цвета, причем чаще всего почему-то используется синий. Вырезы – достаточно большие, нередко – квадратные. Снова начинают использоваться шлейфы, каблук под платьем становится выше.

В прическах древнегреческие мотивы сменяются средневековыми, появляются первые посылы к тем укладкам, которые будут модны в следующем десятилетии.

1878 – 1891

Популярность турнюров все набирает обороты, теперь их можно встретить даже в детских платьицах. Силуэты модниц окончательно становятся вытянутыми, строгими и узкими спереди, где юбка сужается до смехотворной ширины, но турнюр сзади наоборот увеличивается. Декольте, открытые плечи и даже короткий рукав становятся допустимыми только в вечерних платьях, дневные же скрывают кожу женщины от подбородка до самых кистей рук. И снова в моде темные оттенки…

Прически этой эпохи очень сложные, для их создания нередко пользуются накладными локонами, часто встречаются короткие кудрявые челки. Сзади волосы укладываются петлями или косами.

1891 – 1901

Из моды наконец выходят турнюры, постепенно уменьшавшиеся к концу 1880-х. Им на смену приходят юбки-колокольчики, свободно спадающие и расширяющиеся к низу. Вполне возможно, что целое поколение великосветских дам, с детства носивших турнюры, были удивлены тем, что и без них можно выглядеть женственно, элегантно и изящно. Но радоваться рано. На смену турнюрам приходит другая, тоже диковатая мода – на рукава в стиле «баранья ножка», широкие у плеч, но сужающиеся к локтю. Количество мелких деталей тоже уменьшается. Неизменным в начале десятилетия остается туго затянутый корсет, однако к концу 1890-х и эта мода потихоньку начнет исчезать.

Прически, как и платья, становятся проще. Мир приближается к переломным десятилетиям XX века, когда женщины наконец получат многие желанные свободы. Как ни странно, одна из самых модных в 1890-х укладок – простой, в некоторых случаях даже слегка небрежный пучок на макушке.

Все тексты в блоге моего авторства, иллюстрации взяты со свободных ресурсов интернета, из источников, не указывающих своих авторских прав (если иное не указано под иллюстрацией). При копировании прошу указывать ссылку на мой блог.

Источник

Эталоны женской красоты в истории: 19 век (1850-1900 гг.)

Что одевали под платье в 19 веке

Роскошь и великолепие французского двора Наполеона III и императрицы Евгении укрепили статус Парижа как центра женской моды, и даже после падения Второй империи он был в состоянии сохранить свое лидерство, которое продержалось и большую часть 20 века.

Что одевали под платье в 19 веке

Что одевали под платье в 19 веке

Америка превратилась в могущественную и влиятельную страну: после обнаружения месторождений золота, серебра и нефти здесь стали строиться железные дороги и сколачиваться огромные состояния. Купцы Старого Света незамедлительно оценили перспективный быстро растущий рынок для одежды, текстиля и пр., а представители британских аристократических кругов не отставали от них, выбирая своим сыновьям в жены богатых американских наследниц.
Это был период расцвета театра: актеров стали принимать в респектабельном обществе. Эллен Терри, Сару Бернар и Элеонору Друзе обожали за их манеру одеваться так же, как и за драматический талант. Знаменитые красавицы, которые также не были чужды сцене, такие как Лили Лэнгтри, оказывали еще большее влияние на моду.

Что одевали под платье в 19 веке

Что одевали под платье в 19 веке

Что одевали под платье в 19 веке

Что одевали под платье в 19 веке

В этот период начали издаваться американские модные журналы «Harper’s Bazaar» (1867 г.) и «Vogue» (1893 г.), английские и французские издания которых появятся в следующем веке.

Что одевали под платье в 19 веке

Что одевали под платье в 19 веке

Костюм и аксессуары

Что одевали под платье в 19 веке

Что одевали под платье в 19 веке

Самой примечательной чертой женского костюма остается кринолин, который приобретает свой подлинный смысл только с 1850 года. Именно тогда он представляет собой присборенную куполообразную юбку, форма которой поддерживалась многочисленными нижними юбками. В период между 1851-1856 годами для летних кринолинов использовали преимущественно муслин и тарлатан, после 1852 года платья стали шить из новых тканей, называемых ла газ кристал (la gaze cristal), сотканных из нитей двух различных цветов, тканных одновременно. Это были — переливчатые тафты, дамаск, парча, сатин, но прежде всего — шелк.

Что одевали под платье в 19 веке

До 1856 года под верхней юбкой носили еще шесть нижних юбок, по большей части ручной работы, весьма сложной. Изготовление их было делом трудным и требовало бесконечно много времени. Каждое платье украшалось вручную опытным мастером. Однако появились и механические методы пошива и производства верхней одежды, требовавшей меньшей отделки. Массовый сбыт обусловил зарождение новых систем производства и потребления: начиная с 1850-х гг. модную одежду могли приобрести все, у кого были деньги. В дальнейшем после изобретения швейной машины, впервые запатентованной в 1846 году, мода стала более демократичной. Швейные машины сдавались в аренду на неделю с бумажными выкройками, впервые появившимися в продаже благодаря Эбенезеру Баттерику в 1863 году. Повсеместно швейные машины во французских салонах начали использоваться лишь к 1857 году.

Что одевали под платье в 19 веке

Что одевали под платье в 19 веке

Что одевали под платье в 19 веке

Важное значение во второй половине 19 века имел факт начала использования анилиновых красителей в производстве одежды. Анилиновые красители, разработанные химиком Уильямом Перкином в 1856 году, изготавливались из угля и позволяли получать ранее дорогостоящие и очень ценные оттенки. Первым таким красителей стал мовеин — красновато-фиолетового цвета, который ранее получали из моллюсков; за ним последовал фуксин, полученный Франсуа Эммануэлем Вергеном. Другие искусственные красители включали голубой лайонз блю и метиловый зеленый, а в 1878 году появился новый стойкий красный краситель, соперничающий с кошенилью.
С 1859 года были введены искусственные кринолины, где эластичные стальные обручи как бы рессорами поддерживали более легкий современный материал.

Что одевали под платье в 19 веке

Для женских платьев была характерна естественная длина талии и спущенная линия плеч. Под платьем обязательно носили туго зашнурованный корсет. Повседневные платья имели глухой лиф и расширенные книзу рукава. Бальные платья глубоко декольтировались и обычно были без рукавов.
Большой объем диктует пропорции верхнего платья, и потому широкое распространение получили всевозможные накидки, мантильи, бурнусы. Появляется дамское пальто, которое в дальнейшем вытеснит другие виды верхней одежды. Верхнюю одежду шьют из шерстяных или полушерстяных тканей, она, как правило, темных тонов, часто таких же, как и костюмы для визитов: зеленого, коричневого, бронзового. Для визитов и прогулок надевали также приталенный жилет — казакин.

Что одевали под платье в 19 веке

Дополнением к туалету служили сумочка, лорнет и зонтик. В связи с охватившей высшие слои общества модой на путешествия возникла мода на дорожные и купальные костюмы. Маленький зонтик, перчатки, веер в виде опахала, боа из меха и перьев, черные чулки дополняли туалет.

Что одевали под платье в 19 веке

В 70-е-80-е гг. в истории моды наступила эпоха «позитивизма». Главной идеей этого направления была демонстрация богатства и благополучия. Костюм периода «позитивизма» перегружен деталями и украшениями, часто сочетал в себе ткани, различные по фактуре и цвету: шелк, бархат, шерсть, кружева, газ. Основные тона женских нарядов — темные, а в 80-е гг. появились платья светлых голубых, зеленых, розовых оттенков.

Что одевали под платье в 19 веке

Что одевали под платье в 19 веке

В моде — высокие и стройные фигуры, которые подчеркивались неотрезными по талии платьями, плотно охватывающими тело до середины бедер. Под платье надевали корсет с очень тугой шнуровкой, стягивавший всю фигуру до середины бедер.
В 19 веке не все относятся к ношению корсетов однозначно, и порою вокруг этой детали гардероба кипят настоящие страсти.

Что одевали под платье в 19 веке

Миссис Э.М. Кинг из Общества рационального костюма в 1882 году без обиняков сравнила женское платье с «дикарским». Орсона С. Фаулер в своей книге «Тугой корсет и склонность к излишествам» (ок. 1846) демонстрирует союз «медицины» и «науки» в войне против корсета. По Фаулеру, корсет, сдавливая печень, «портит» кровь. «Нечистая» и «кипящая» кровь «заражает мозг», это становится причиной «безумия». Нервная система расшатывается, мозг воспаляется, что «неизбежно возбуждает зоны Любострастия, расположенные в самой нижней области мозга». Одновременно сдавливание приводит к застою крови «в кишках… из-за чего воспаляются органы живота, а это возбуждает любовные желания».

Что одевали под платье в 19 веке

Одним словом, «тугой корсет… неизбежно разжигает нечистые чувства… одновременно лишая свою владелицу твердости рассудка, так что ее становится легче ввести в искушение… Известно, что тугой корсет способствует утрате рассудка и возбуждает похоть». Фаулер призывал женщин отвергнуть усиливающий сексуальные желания корсет. «Ослабьте шнуровку корсета… и помните, что вы родились на свет не для того, чтобы ухаживать и угождать, и не для того, чтобы за вами ухаживали и вам угождали модные хулиганы, но ради супружества и материнства».

Что одевали под платье в 19 веке

Фаулер, известный в Америке как френолог, нападал на любительниц тугой шнуровки, именуя их «самоубийцами и детоубийцами». Френология, основываясь на сомнительных идеях Франца Йозефа Галля, пыталась объяснить особенности темперамента, поведения и даже нравственные качества их связью с определенными зонами мозга. В XIX веке эта теория имела множество приверженцев в самых широких слоях общества, так что книга Фаулера выдержала не одно переиздание. Печально, однако, что современные историки иногда по-прежнему ссылаются на Фаулера как на авторитет в области медицины.

Что одевали под платье в 19 веке

Тем не менее, дамы не спешили отказываться от корсетов и, более того, полагали, что он необходим, если женщина хочет быть прилично одетой. Примечательно, что даже после того как в 1880-е годы в моду вошли цветные корсеты и нижние юбки, некоторые современники продолжали воспринимать этот стиль одежды как проявление декадентства и неврастении. Как выразился в 1890-е годы один французский автор, «цвет в интимных женских нарядах — новейшая мода, происходящая, несомненно, от нервозности, терзающей наше воображение, от притупленности наших чувств, от того вечно неудовлетворенного желания, которое заставляет нас страдать… и которым окрашены все проявления нашего горячечного бытия».

Что одевали под платье в 19 веке

Однако, несмотря на критику, вкус к роскошному эротичному нижнему белью распространялся все шире. Иллюстрация на развороте La Vie Parisienne — «Дамское белье» (2 мая 1885) — разрабатывала тему соответствия между женщинами и корсетами. Кокетка — женщина, которая играет в первую очередь сексуальную роль — страстно привержена jeu de corsets (корсетной игре). Один из этих замысловатых корсетов украшен узором из павлиньих перьев. Другой, из атласа цвета чайной розы, также, несомненно, предназначен для женщины не слишком строгих правил: «Исключительно элегантный, прекрасно смотрится… Рассчитан на то, чтобы его видели и… пожирали глазами!» Есть здесь еще и «Прекрасный корсет для любовного поединка», ароматизированный духами, «запах которых усиливается по мере нагревания корсета».

Что одевали под платье в 19 веке

В то время женская мода и её силуэт были подвержены гораздо более быстрым переменам, чем до сих пор. Эти перемены сосредоточились прежде всего на юбке. Около 1867 года исчез «кринолиновый стиль», а в 1870 году уже появился первый турнюр. Турнюр — валик, подушечка, которую подкладывали под юбку сзади немного ниже пояса или специальный каркас из проволочных обручей либо китового уса, позволяющий придать юбке профильный силуэт (его можно было создать также с помощью обильной драпировки).

Что одевали под платье в 19 веке

Мода этого периода нашла свое отображение, с одной стороны, в произведениях поэта Стефана Малларме, а, с другой, в картинах французских импрессионистов. Малларме был исключительным теоретиком женской моды; в 1874 году он основал выпуск нового модного журнала «Ла дерньер мод» (La derniere mode), сам его редактировал и сам же писал для него статьи (первый номер вышел 6 сентября, а всего было издано, по всей вероятности, восемь номеров). Это был светский развлекательный журнал нового типа.

Что одевали под платье в 19 веке

Что одевали под платье в 19 веке

«О чем мы писали в одном из номеров нашего журнала ранней осенью? О том, что победит турнюр и исчезнут сборки. Это была основа наших предположений для любых перемен, до которых могла бы дойти мода зимой этого года. Шаг за шагом, иногда раньше, иногда позже, мы проследили это развитие моды либо даже опередили. Результатом этого является костюм коллан (costume collant) — наряд, плотно облегающий фигуру, который победит и сделает из вас, милые дамы, стройных, возвышенных фей в стиле Жана Гужона». (цитата из С.Малларме из La derniere mode)

Что одевали под платье в 19 веке

Что одевали под платье в 19 веке

Но носят и юбки, называемые «полонезы», сзади высоко присборенные, — такие, какими их знало рококо. Эти выходные платья оказывают влияние и на домашнюю одежду. В выходных и светских туалетах юбка продолжена до длинного шлейфа, украшенного воланами, сборками и лентами.

Что одевали под платье в 19 веке

Сзади платье драпировалось, прикрывая турнюр, за счет которого центр силуэта резко смещался назад.

Что одевали под платье в 19 веке

Во второй половине 80-х годов мода турнюров достигает своего апогея, они становятся огромными, почти карикатурными. Естественно, что такая композиция искажала и утрировала женскую фигуру и потому служила предметом бесконечных насмешек. Наиболее стойкими приверженцами турнюров были женщины из консервативных привилегированных кругов, и в меньшей степени новые слои женщин — служащие, студентки, курсистки.

Что одевали под платье в 19 веке

Что одевали под платье в 19 веке

Материи для платьев комбинировались из разных видов отличных друг от друга цветов, а сами платья украшались чем дальше, тем богаче. Еще до 1880 года на короткий период изменилась модная линия: лиф спустился глубоко на бока, тесно облегая тело, и тем самым ограничивал движения. Насколько сократилась юбка спереди, настолько увеличился её шлейф сзади. Узкие рукава, опущенные плечи и высокие каблуки придавали тонкой женской фигуре какую-то тепличную хрупкость. Маленькие шляпки с перьями и зонтики от солнца заботливо прятали лицо от солнечных лучей.

Что одевали под платье в 19 веке

В конце XIX в. повседневная женская одежда стала более простой и удобной. Так проявилось зародившееся в тот период движение за эмансипацию женщин. Впервые появился деловой костюм, состоящий из юбки и жакета темных тонов. Однако бальные наряды по-прежнему пышные. Теперь их украшает масса оборок из белых или черных кружев.

Что одевали под платье в 19 веке

Что одевали под платье в 19 веке

Что одевали под платье в 19 веке

Во второй половине 19 века феноменальным был рост интереса к занятиям спортом и у женщин, и у мужчин, особенно в 1870-1900 гг. К верховой езде, стрельбе и охоте прибавились парусный спорт, гольф, крокет, теннис и др. Все эти занятия потребовали специальной формы: женского костюма для верховой езды, для гольфа, короткой юбки для тенниса и др. С конца 1860-х гг. в женских магазинах были замечены женские купальники.

Что одевали под платье в 19 веке

Что одевали под платье в 19 веке

Завершает эту богатую переменами эпоху модерн (90-е годы 19 — первое десятилетие 20 вв.). Новое течение со своими изысканно плавными, волнообразными линиями и претенциозными формами быстро завоевывает популярность. Силуэт модерна условно называют S-образным, так как он сложен и изменчив, одежда как бы струится вокруг тела. Узкий лиф сменяется напуском, грудь опускается, фигура приобретает необычную осанку. Высокий закрытый ворот с воротником-стойкой удлиняют шею, юбка, облегающая бедра, расширяется внизу до клеша и может иметь шлейф. Талия остается плоской, так как корсет не затягивает ее, придавая фигуре так называемый “прямой фронт”.

Что одевали под платье в 19 веке

Что одевали под платье в 19 веке

Что одевали под платье в 19 веке

Женский облик приобретает в подобном одеянии некую загадочность и утонченность. Модерну отвечает сложная и тонкая фактура, и потому модны вышивка шелком и бисером, кружево на чехле. Цвета этого стиля неопределенные, смешанные: тусклые оттенки зеленого, синего, фиолетового, лилового, они сочетаются с черным и золотистым.

Что одевали под платье в 19 веке

Что одевали под платье в 19 веке

Еще один модный элемент наряда — боа из страусовых перьев (из меха, кружева) — узкий шарф, напоминающий по форме змею. Основные черты-направления этого стиля наблюдаются и в будничном костюме того времени, правда, он лишен претенциозности и вычурности: юбка расширена книзу, строгая блузка имеет высокий ворот, жакет облегает фигуру. Повседневной одеждой также является пальто и скромная шляпка с маленькими полями.

Что одевали под платье в 19 веке

Что одевали под платье в 19 веке

Ювелирные украшения в эпоху модерна стали очень изысканными. Они не только дополняли костюм, но и служили своеобразными символами, формировавшими определенный образ женщины. Таков знаменитый золотой браслет в форме змейки, принадлежавший Саре Бернар. Популярны в этот период также длинные бусы, цепочки, заколки для волос.

Что одевали под платье в 19 веке

Модерн достойно завершил столетие и связал прошлое и настоящее, перекинув мостик из 19 в 20 в., прозвучал завершающим аккордом 19 в., одновременно возвестив начале нового столетия, нового века индустриальной цивилизации.

Что одевали под платье в 19 веке

Рождение высокой моды

Что одевали под платье в 19 веке

Бурное развитие модной индустрии привело к появлению высокой моды (с фр. «от кутюр» — «высокий стиль»). Идея, лежащая в ее основе, возникла у одного из родоначальников высокой моды — французского модельера английского происхождения, Чарльза Фредерика Ворта на фоне впечатляющих успехов массового производства. Он возвысил портновские навыки до уровня «от кутюр». Изначально этот термин означал швейное искусство высокого качества, но постепенно, на фоне процветания дела самого Ворта, оно стало символом первоклассной одежды и высокой моды.

Что одевали под платье в 19 веке

С легкой руки Ворта швейное мастерство из относительно неблагодарной (и по большей части женской) сферы труда переросло в целую сферу индустрии. Знаменитый кутюрье занимался созданием гардероба императрицы для торжественных церемоний, а также шил для нее вечерние наряды для частных собраний.

Что одевали под платье в 19 веке

Ворт задавал не только направление моды в Европе, но и обслуживал представителей новой состоятельной элиты Северной Америки, которые с готовностью совершали длительные морские путешествия в Париж ради многочасовых примерок. Одежда от Ворта подчеркивала высокий социальный статус супруг и дочерей американских промышленных магнатов и позволяла заполучить нужные связи.
В 1868 г. Ворт создал «Шамбр Синдикаль де ля кутюр франсэз» (Синдикат высокой моды) — организацию, объединявшую салоны, в которых одевались высшие круги общества. Стремясь обозначить свой социальный статус, высшие классы, таким образом, вновь задавали модные тенденции, а массы опять копировали моду элиты.

Что одевали под платье в 19 веке

В конце 19 века немецкий социолог Г.Зиммель объяснил этот механизм возникновения и функционирования моды в элитарных кругах, вписав его в так называемую концепцию «эффекта просачивания». Чарльз Ворт почувствовал потребность высших кругов общества в эксклюзивности, а идея высокой моды как раз и обеспечивала эту потребность.
Он стал ставить свое имя на моделях — имя кутюрье приобрело ценность как гарантия высокого качества, а потом и как знак высшего социального статуса.

Что одевали под платье в 19 веке

Считается также, что именно Ворт изобрел профессию манекенщицы. Ворт нанимал девушек, которых называл «дублерами», так как их фигуры были идентичны фигурам его знатных клиенток, которые не имели возможности часто приезжать в Париж и часами стоять на примерках. На «дублерах» Ворт делал примерки при создании новых моделей, они же демонстрировали клиенткам платья в салоне.

Что одевали под платье в 19 веке

Новаторство Ч.Ф.Ворта проявилось еще и в том, что он первым стал создавать сезонные коллекции, придав тем самым моде определенный ритм и заложив основы системы управления модой.
Ворт был самым именитым, но, конечно, не единственным известным кутюрье в Париже. В конце 19 века в столице работало около ста домов высокой моды, каждый из которых создавал модели в русле общего направления моды, при этом все таки добавляя элементы своего особенного стиля.

Что одевали под платье в 19 веке

Что одевали под платье в 19 веке

Прически и головные уборы

Что одевали под платье в 19 веке

Женщины в 50-е годы носили пышные шиньоны. Волосы преимущественно расчесывали на прямой пробор, получившим название «пробор мадонны», и укладывали сзади в сетку. Волосы с затылка приподнимались и закалывались в массивный пучок.

Что одевали под платье в 19 веке

Что одевали под платье в 19 веке

С 60-х годов распространяется прическа, имевшая более приземистый силуэт. Волосы надо лбом укладывались в объемные валики, волосы на затылке — в сетку из нитей или вышитый мешок. Валики, приподнимавшиеся над висками, напоминали по своей форме прическу XVI века, распространенную во Франции и Англии под названием «Мария Стюарт». Но теперь локоны укладывались сзади в пучок, некоторые опускались по бокам. Прическа получила название «а-ля курон» («корона»). Пучки то спускались низко на шею, то приподнимались до ее середины, наличие валиков и прямого пробора было обязательным.

Что одевали под платье в 19 веке

Что одевали под платье в 19 веке

В 70-80-е годы силуэт причесок изменился. На смену прическам с пучками, повторявшим в какой-то мере силуэт широких юбок с кринолинами, приходят более легкие, изящные прически с вытянутыми вертикальными линиями. Локоны разных видов (стружкой, ленточные, трубчатые) сочетались с волосяными бантами, петлями, буклями, эффектно уложенными на макушке.

Что одевали под платье в 19 веке

Прически этого времени разделялись на дневные и вечерние, а также по возрастам. Молодые женщины носили прически «каскад» с небольшим количеством локонов; прически были легкие, с челкой. По линиям прически повторяли силуэт костюма с турнюрами.
Женщины средних лет носили «каскады», перегруженные, с крепонами, завитыми волосами, шиньонами; волосы с висков при этом приподнимались и затягивались. Для создания причесок пользовались как горячей, так и холодной завивкой.

Что одевали под платье в 19 веке

Если присмотреться внимательнее к прическе типа «каскад», то можно заметить общие черты с линиями костюма: та же затянутость, элегантность линий, удлиненность. Часто вместо локонов, спадающих широкой лентой с теменной части, укрепляли косы. Иногда они варьировались с объемными буклями или локонами. В 80-х годах появляются прически типа «каскад» с челками из мелкозавитых прядей. Их стали называть «каскад с зефиром» (легким ветерком). Возможно, челка из мелких кудряшек напоминала своей прозрачностью и легкостью дуновение ветра. Делали также челки типа «пони» — при этом волосы достигали середины лба.

Что одевали под платье в 19 веке

Что одевали под платье в 19 веке

Что одевали под платье в 19 веке

Постепенно в прическах перестали затягивать виски, наоборот, делались напуски из волос, около них завивали мелкие колечки. Челки стали более низкими, округлыми, тяжелыми. Силуэт принимает конусообразную форму. Теперь прически делают только из завитых волос, уложенных при помощи шпилек и подкладных элементов.
Входят в моду большие округлые прически из «ондулированных», взбитых волос, получивших название бандо (повязка). Эти прически делались из крупнозавитых прядей, приподнятых надо лбом и уложенных на макушке в пучок.

Что одевали под платье в 19 веке

Что одевали под платье в 19 веке

Бандо делались разных размеров и назывались «малое бандо», «среднее бандо», «большое бандо». Часто для таких причесок употреблялись готовые постижи, распространившиеся так же широко, как в свое время парики. Каждая женщина имела несколько готовых постижей, приготовленных парикмахером заранее, чтобы менять прическу в зависимости от надобности. К нарядному платью полагалась большая широкополая шляпа с изогнутыми полями, украшенная лентами, перьями, цветами.
Наряду с бандо появляется прическа типа «сахарет», напоминавшая своим силуэтом прически стиля бидермейер. Делалась она из завитых волос и укладывалась конусообразно.

Что одевали под платье в 19 веке

Что одевали под платье в 19 веке

Для придания прическе формы и для ее укрепления под естественные волосы подкладывали крепе или крепоны, подушечки.
Женскими головными уборами во второй половине 19 века были маленькие шелковые или соломенные шляпки, часто с вуалью. Шляпки украшались цветами и лентами и завязывались лентами у подбородка. Носили также кружевные чепчики.

Что одевали под платье в 19 веке

Использование косметики

Что одевали под платье в 19 веке

В 1883 году на всемирной выставке в Амстердаме французские парфюмеры представили завернутую в шелковую бумагу первую губную помаду в форме карандаша.
Румяна в 19 веке изначально ассоциировались по большей части с театром и сценой и являлись элементом грима. Однако с 1879 года они стали доступны и широкой общественности, продаваясь в картонных коробочках. В конце 19 века покупателям предлагались румяна не только «помадной», жирной субстанции, но и «бумажный» вариант румян – небольшая книжечка, на страницы которой был нанесён красящий пигмент.

Что одевали под платье в 19 веке

В 19 в. уход за волосами был весьма детально представлен в «Руководстве для дам», маленьких практических трактатах-заметках. Горячая вода, как заявляли знатоки, способствовала размягчению волос. Допускалось лишь быстрое мытье в холодной или теплой воде. С другой стороны, всяческим образом поощрялась вентиляция волос – к примеру, в виде проветривания с помощью щетки в сочетании с крахмальной пудрой. Парфюмеры предлагали посетителям разнообразные кремы, яичные эмульсии, помады из бычьего мозга и множество различных масел. Первые шампуни были исследованы в парикмахерских салонах, и лишь некоторое время спустя их начали продавать всем интересующимся.

Что одевали под платье в 19 веке

Конец 19 века можно по праву считать точкой отсчёта в исследовании химического пилинга. Стартом для его изучения послужили работы немецкого дерматолога Пауля Герсона Унна. Он описал методику и результаты применения таких отшелушивающих агентов как трихлоруксусная кислота, салициловая кислота, фенол и резорцин. Благодаря этим работам до нас дошли сведения, что немецкие дерматологи уже в 19 веке применяли эти вещества и их смеси для устранения рубцов после угревой болезни, отбеливания кожи и др. Минусом этого метода лечения была токсичность применяемых ингредиентов — фенол, резорцин и салициловая кислота хорошо проникают в кожу, и при проведении процедуры на большом участке тела количество попавших в кровь веществ может быть смертельно. Поэтому врачи применяли феноловый пилинг лишь тогда, когда речь шла об устранении серьезных дефектов.

Что одевали под платье в 19 веке

В прошлой статье я писала о том, что 19 век знаменует собой появление полноценных косметических брендов, многие из которых существуют и по сей день. Одним из примеров таких брендов является Bourjois.

Что одевали под платье в 19 веке

В начале 1860-х гг французский комик Жозеф-Альбер Понсен уходит со сцены ради весьма необычного занятия: он начинает изготавливать специальные стики для сценического грима, которые поставляет в парижские театры. Понсен также придумывает уникальную технологию изготовления сухих румян. Цветную пудру он смешивал с водой, расфасовывал по формочкам и отправлял в печь для запекания. В отличие от жирного, липкого грима его конкурентов румяна Понсена наносились легко и давали нежный естественный оттенок.

Что одевали под платье в 19 веке

Что одевали под платье в 19 веке

В 1868 году Понсен возвращается на сцену и передает бразды правления компании своему партнеру Александру-Наполеону Буржуа, который и переименовывает компанию в свою честь скромняга .
Новый владелец расширил ассортимент производимой продукции – в 1879 году на свет появилась легендарная рисовая пудра JAVA. Тогда же в центре французской столицы на бульваре Сен-Мартен состоялось открытие первого бутика марки.

Что одевали под платье в 19 веке

Косметика Bourjois стала доступна всем желающим: на фирменных круглых коробочках вместо надписи «Поставщик Театров» теперь красовалось «Произведено специально для дамской красоты». К концу XIX века компания выпускала не только пудру и румяна: на прилавках магазинов появились мыло, зубная паста, тени, тушь для ресниц. А в 1928 году Bourjois представила свой первый аромат под названием Mon Parfum («Мои духи»).

Что одевали под платье в 19 веке

С конца 19 века началась история другой не менее известной косметической компании, сегодня известной под именем Avon.
В 1886 году основатель компании, сын фермера и американский коммерсант Дэвид Макконнелл, колесил по Америке и продавал книги. У него и в мыслях не было открывать парфюмерную компанию до тех пор, пока он не заметил, что большую часть его клиентов составляют женщины, с нетерпением ожидающие маленького флакончика духов, сопровождающего каждую покупку книги. Так и была основана компания «California Perfume» («Калифорнийская парфюмерная компания»).

Что одевали под платье в 19 веке

Добившись определенного уровня известности у своей целевой аудитории, Макконелл оставил печатную продукцию и целиком посвятил себя косметической отрасли. Вскоре California Perfume Company расширила ассортимент предлагаемой продукции – Макконелл теперь создавал не только духи, но и средства по уходу за телом и волосами.
Женщины сыграли в развитии и становлении бренда ведущую роль. Именно они стали торговыми агентами, предлагающими новую продукцию свои подругам, соседкам, родственницам. Подобный подход к ведению бизнеса стал по-настоящему революционным, ведь в 19 веке совмещать домашние обязанности и работу было практически невозможно. Буквально за 15 лет после основания в компании работало свыше 5 000 торговых агентов. 2 ноября 1896 году «Калифорнийская парфюмерная компания» выпускает свой первый каталог продукции. А уже в 1897 году в Сафферне, что в штате Нью-Йорк, открывается первая лаборатория компании со штатом около 10 сотрудников. Буквально через 2 года потребовалось увеличить её площадь вдвое. Как же «Калифорнийская парфюмерная компания» превратилась в знаменитый во всём мире «Avon»? Её попросту переименовали в 1939 году. Новым названием торговая марка обязана любви своего основателя Дэвид Макконнелл к творчеству Уильяма Шекспира. Так называлась речка на берегах которой раскинулся городок Стредфорд-на-Эйвоне, где и родился величайший драматург Англии.

И в заключении ненадолго перенесемся в далекую Японию, где в одном из районов Токио Аринобу Фукухара открыл первую в стране аптеку в западном стиле. Произошло это в 1872 году, и получила она название «Shiseido».
Фукухара предложил абсолютно новый подход к организации работы аптек, впервые разделив аптеку и клинику. Работа в ней была организована по принципу деятельности западной медицины, но вдохновение черпали из восточной философии. В 1888 году в аптеках «Shiseido» начала продаваться первая зубная паста в Японии. Такая новинка стоила едва ли не в 10 раз дороже порошка, которым повсеместно пользовались до этого, но отбоя в покупателях не было.

Что одевали под платье в 19 веке

Уже в 1897 году «Shiseido» заявила о себе в мире косметики, выпустив на рынок свой первый продукт такого рода – «Eudermine». Его формулу разработал доктор Нагаи Нагайоши из университета Токио. Особенность этого лосьона в тому, что в его создании применяли научные методы исследования, которые до этого использовались лишь в производстве лекарственных препаратов. Создание «Eudermine» стало ответом на отравление японок свинцом, который входил в состав декоративной косметики. За более чем 110 лет формула лосьона значительно видоизменилась, он превратился в питательную и увлажняющую эссенцию, которая разглаживает кожу, улучшает её состояние.

Спасибо всем, кто осилил!
В следующий раз отправимся в путешествие по XX веку

Что одевали под платье в 19 веке

Список использованной литературы :
Волшебники парижской моды / А. Латур
Иллюстрированная энциклопедия моды / Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М.
История в костюмах / Блейз А.
История домов моды / Ермилова Д.Ю.
История костюма 1200-2000 / Джоан Нанн
История. Культура. Повседневность / Козьякова М.И.
История прически / М.-К. Озу, Сабин Мельшиор-Бонне
Корсет / Валери Стил
Мода: всемирная история / Марни Фогг
Мода и модельеры / М.Шинкарук, Т.Евсеева, О.Леспяк
Новая косметология / А. Марголина, Е. Эрнандес
Парикмахерское искусство / Гуске Ф.
Bourjois. The story of a brand
Experience Avon’s History
History of Shiseido

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *