Что одеть на встречу с губернатором
Дресс-код для чиновника
Насколько наши госслужащие просвещены по части дресс-кода?
Гилана Михайлова: Если бы они были просвещены хотя бы процентов на шестьдесят, мы бы не занимались разработкой этих рекомендаций столько времени.
А сколько времени вы ею занимались?
Гилана Михайлова: Год. А до этого еще год готовились. Это достаточно сложная и трудоемкая работа. В ней участвовали специалисты по протоколу, этикету, стилисты, имиджмейкеры, портные.
Госслужащие привлекались к этой работе?
Гилана Михайлова: Конечно. Они у нас были экспертами. Мы им посылали проекты на отзыв. Надо сказать, что в своих рекомендациях госслужащие были намного жестче, чем разработчики.
Много ли госслужащие в этом понимают? Вы же сами сказали: если бы они были просвещены хотя бы процентов на шестьдесят.
Гилана Михайлова: Тем не менее они встречаются каждый день со своими коллегами, что-то их раздражает в одежде, что-то не нравится.
Документ, который вы подготовили, уже лег чиновникам на столы?
Гилана Михайлова: Да, месяца полтора назад мы его разослали по регионам.
Лучше правила знать и от них отступать, чем не знать и делать все неправильно
Итак, что уместно и что неуместно в одежде чиновника?
А какой должна быть сорочка для мужчины?
Гилана Михайлова: С сорочками все просто. Никаких принтов. Почти любой мелкий рисунок годится. Цвета тоже прописаны, и там довольно большой спектр. Кроме слишком ярких.
Цвет галстука?
Гилана Михайлова: Любой, какой нравится.
И красный?
Гилана Михайлова: Почему нет? Но не «трамповский» красный, а бордовый или красный с какими-то вставками.
Аксессуары?
Гилана Михайлова: О них тоже сказано. Например, для дам невозможны войлочные или какие-то рукодельные из ракушек, найденных в счастливое время с ребенком на берегу моря. Это все только для дома, на работу в этом ходить не очень прилично. Недопустимы также всякие снеговики или змеи.
А изделия из янтаря?
Гилана Михайлова: Это уже бижутерия, она может быть и с серебром, и с золотом, это все вполне допустимо.
Прописан ли ценовой диапазон в одежде, аксессуарах?
Гилана Михайлова: В документе ничего не говорится о ценах. Этот вопрос тонкий и остается на усмотрение госслужащего. Мы же понимаем, что госслужащие очень разные и у них разные зарплаты. Тем не менее, если дама работает, скажем, в администрации области или края и на ней «Шанель», и все считают, что это не фейк, а настоящая «Шанель», мне кажется, это не очень корректно по отношению к людям, с которыми ей приходится встречаться.
Существует ли некая мода внутри дресс-кода?
Гилана Михайлова: Конечно. Если человек разбирается в моде, понимает тренды и ему интересно себя каким-то образом наряжать, то почему нет? Тут дресс-код только в помощь.
Прически?
Мне кажется, лучше, чем кто бы то ни было, это понимает бывший сенатор Валентина Петренко.
Гилана Михайлова: Это ее собственное позиционирование. Ее и знают все благодаря прическе. В любой точке мира она очень запоминаема и никогда не потеряется.
Гилана Михайлова: Это рекомендации. Это не дамоклов меч. Лучше правила знать и от них отступать, чем не знать и оказаться в неловкой ситуации.
Я встречала парочку депутатов в косоворотках
Люди с трудом принимают любые регламентации, особенно в одежде. «Я сама знаю, что и когда надевать, не надо мне указывать». Вы уверены, что чиновники не будут пренебрегать вашими советами?
Гилана Михайлова: Есть очень маленький процент просто неадекватных людей. На госслужбе они тоже есть. И они говорят: нет, мы будем ходить в «леопардах», мы будем носить белые прозрачные блузки с черным бельем, мы таким образом позиционируем себя. Но рано или поздно им объяснят, что они представители государственной власти, они несут определенную ответственность за ту или иную часть работы именно в государственной сфере, как представители государства. И поэтому должны выглядеть подобающе. Большинство людей, с которыми мы встречались и разговаривали о дресс-коде, говорили: ну наконец-то, теперь хотя бы понятно, что и когда уместно надевать.
И все равно государственные мужи сопротивляются дресс-коду. Бывший руководитель службы протокола президента СССР, бывший шеф протокола первого президента России Владимир Шевченко рассказывал мне, что на Горбачева так и не удалось надеть фрак, а Ельцина с трудом удалось облачить в смокинг.
Кто из российских чиновников, на ваш взгляд, может служить эталоном в одежде?
По этому поводу была определенная реакция с монгольской стороны?
Гилана Михайлова: Была. И пресса об этом тоже не умолчала.
Гилана Михайлова: Нет, это все равно дресс-код, просто другой. Все участники пикника или рыбалки знают, что мероприятие публичное, что работают журналисты, идет телесъемка, и поэтому имеет значение, как ты одет.
Известный советский танцовщик Махмуд Эсамбаев был депутатом Верховного совета СССР, куда являлся на заседания в безукоризненном европейском костюме, но неизменно в папахе. Национальные акценты в дресс-коде допускаются?
Гилана Михайлова: А почему нет? Правила нужно знать, чтобы иметь возможность их обходить, с чем прекрасно справлялся любимый в нашей семье Махмуд Эсамбаев. Я встречала парочку депутатов в косоворотках. Выглядело не так импозантно, как папаха Эсамбаева, но вообще национальная одежда входит в рамки высшего дресс-кода. Но Россия светское, цивилизованное государство. У нас не принято ходить в кокошниках и сарафанах на прием к губернатору или в Кремль.
Бывает, пиджак болтается, как у Пьеро, или, наоборот, едва сходится на груди
Каковы типичные ошибки в дресс-коде у наших чиновников?
А у мужчин?
Может, во избежание «вольностей» в одежде госслужащего стоило вернуться к мундиру?
Гилана Михайлова: У нас дипломаты имеют мундиры и по торжественным случаям их надевают. Как и прокуратура, военные, еще ряд министерств. Но, на мой взгляд, вводить мундиры для всех чиновников нецелесообразно. Даже если они вынуждены будут заплатить из своего кармана часть денег за свои мундиры, то другая часть все равно ляжет на карман налогоплательщиков.
А у советской номенклатуры был дресс-код? Вот, скажем, френч. Его в 30-е годы все начальники носили.
Гилана Михайлова: Скорее, символ времени. Кожанкой можно было подчеркнуть свою революционность. Так же, как, например, красной косынкой.
Если человек плохо выглядит, мне не хочется за него голосовать
Как соотносятся дресс-код и мода? Дресс-код может игнорировать моду?
Гилана Михайлова: Он ее не игнорирует. Скажем, две пуговицы на однобортном пиджаке у губернатора не противоречат моде. А лет двадцать назад в ходу были пиджаки с тремя пуговицами, и мужчины-госслужащие следовали этой моде.
Дресс-код играет какую-то роль в достижении успеха?
Гилана Михайлова: Несомненно. Потому что именно внешний вид кричит о людях больше, чем они сами могут о себе сказать. Если у тебя пиджак больше, чем ты, на парочку размеров, да еще на плечах которого перхоть. А мне бы хотелось, чтобы госслужащие хорошо выглядели. Они должны соответствовать своему положению и показывать общественности не заскорузлость бюрократии, а современный подход к государственной службе. В том числе и внешним видом. Если человек плохо выглядит, мне не хочется за него голосовать и большого доверия он у меня не вызывает.
Дресс-код: правила официальных мероприятий
Дресс-код на официальных мероприятиях. Расшифровка условных знаков и сокращений
Приглашения на светские и деловые мероприятия все чаще сопровождаются пожеланием или требованием одеться в соответствии с определенным dress code, указанном на приглашении. Познакомьтесь с основными обозначениями и сокращениями дресс-кода.
Вам предстоит стать участником приема, презентации или бала. На приглашении вы обнаруживаете таинственную аббревиатуру, например Black Tie или A5. Расшифровать подобные знаки может только посвященный.
Человеку, собирающемуся на официальное торжество, не обойтись без знаний светского этикета. Речь может идти о визите в закрытый ночной клуб со строгим face control, полуофициальном ужине в помпезном ресторане, благотворительном вечере или приеме в посольстве. Подобные мероприятия, как правило, сопровождаются пожеланием или даже требованием одеться в соответствии с определенным dress-code, указанном на приглашении. Ниже в статье приводятся наиболее распространенные обозначения и их сокращения, которые вы можете обнаружить на пригласительных билетах.
С чем вы можете столкнуться
Формальный костюм (фрак, визитка и смокинг), освященный временем и традицией, предназначен для особо торжественных мероприятий. Например, фрак надевают на официальный прием в посольстве, придворный бал в европейском государстве-монархии, церемонию вручения премии «Оскар» или «Ника» и т. п. Смокинг распространен значительно шире. Он может понадобиться для любого официального приема, бала, презентации. В России, в отличие от Европы и Америки, вероятность попасть на мероприятие, для которого могут понадобиться эти предметы одежды, не высока. Если в заграничной командировке вам придет приглашение с таким, например, dress-code, как White Tie, обратитесь к персоналу гостиницы. Вам предоставят собственные услуги по прокату формальной одежды или переадресуют в специальную фирму.
В России чаще всего вы можете столкнуться с указанием по форме одежды в приглашениях на разнообразные официальные вечерние мероприятия. При этом наиболее распространенными dress-code являются Black Tie, A5, Formal, значительно реже можно встретить White Tie. Остальные условные знаки по большому счету используются только на Западе. У нас весьма популярен нестандартный dress-code, то есть не принятый в международной практике, а придуманный организаторами события, например Total Black (в черном с ног до головы) или Orange Party (вас ждут в чем-нибудь оранжевом). Деловым людям могут принести приглашение на дневное или утреннее событие с пометкой Bb или Btr.
Помимо указаний на форму одежды, на пригласительных карточках вы можете найти другие важные условные знаки. Среди них могут быть такие:
Игнорирование последнего является самым большим нарушением светского этикета. Если вас зовут на презентацию, бал или прием, вне зависимости от того, собираетесь вы присутствовать или нет, прежде всего, позвоните или напишите ответ. Ваш ответ должен быть доставлен не позже кануна торжества.
Если в приглашении не указано «На два лица» и отдельно не оговорено желательное присутствие супруга или супруги, являться лучше без сопровождения. Деловые мероприятия также не предполагают присутствие супруги или супруга, если только он(а) не является участницей или участником бизнеса. Как правило, спутника необходимо приводить на увеселительные светские мероприятия – балы, благотворительные вечера, концерты, ужины.
Деловой этикет более устойчив, поскольку не имеет классовых ограничений, а служит лишь «рабочей униформой», удобной для всех. Тем не менее, и здесь происходят существенные изменения – на протяжении последних десятилетий общество последовательно разрушает правила и табу, связанные с деловой одеждой. Появился «пятничный стандарт», широко растянула свои сети мировая паутина, позволяющая работать, не выходя из дома, все чаще можно видеть людей, одетых в casual в офисе. Россия, не успев утвердить жестких правил делового этикета, постепенно вольется в мировую тенденцию к демократизации одежды.
Dress-code на официальных мероприятиях
White tie, Ultra-formal (Cravate blanche – фр.): «белый галстук». Самый формальный мужской костюм для парадного случая.
Black Tie (Cravate noire – фр.): «черный галстук».
Formal: «формальное вечернее мероприятие». Обычно означает то же, что и Black Tie, но иногда может подразумевать более модный вид, творческий подход.
Black Tie Invited: «черный галстук приветствуется».
Black Tie Optional: «черный галстук не обязателен».
Creative Black Tie: «черный галстук, творческий подход».
Cocktail Attire: «коктейль».
Semi-formal: «полуформально». Самый каверзный dress-code. Он как будто допускает свободу, однако строго в соответствии с мероприятием.
A5 (After Five): «после пяти». Такое обозначение может быть дополнено другими, например, A5 Semi formal. В противном случае A5 обозначает «Kоктейль».
A5c (After 5 casual ) или Dressy Casual: «непринужденный вечерний стиль» (после пяти часов вечера).
Btr (Business Traditional) или Undress: «традиционный деловой костюм» или «повседневная форма одежды».
Bb (Business Best): «самый строгий и дорогой деловой костюм».
Этот материал будет также опубликован в журнале «Консультант» в №11 за этот год.
5 важных правил делового дресс-кода для женщин
Правило № 1
Отдавайте предпочтение минимализму и практичности
Этикет мужского делового костюма диктует свои правила: стоит отдать предпочтение однотонным, полосатым или клетчатым тканям. А цветовая гамма должна быть спокойной, без резких контрастов. Этикет женского делового костюма основывается на консерватизме, строгости и элегантности.
Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй
Общепринятый до последнего времени черный деловой костюм постепенно отходит на второй план. Помимо традиционных темно-синего, серого и коричневых цветов, женский деловой костюм допускает также оливковый, парижский синий (синий + фиолетовый), цвет морской волны, бордо, бутылочный, морковный, свекольный, терракотовый цвета. По правилам делового этикета женщинам следует избегать цветов, которые традиционно считаются сексуальными: светло-желтый, розовый, красный, голубой.
На съемках фильма «Пятьдесят оттенков серого» актерам пришлось изображать страстный роман между юной студенткой и импозантным миллионером. Поклонники подозревали, что актеров связывают романтические чувства и в жизни. На самом деле между Джейми и Дакотой не было ни малейшего намека на симпатию. Съемочная группа заставляла их пересиливать себя и даже неоднократно переснимала неудавшиеся сцены из-за отсутствия искры между партнерами. Джейми опасался гнева ревнивой супруги Амелии Уорнер, а Дакота очень стеснялась своего экранного бойфренда.
Кроме строгого классического делового костюма женщина может позволить себе и другие фасоны – в соответствии с модой, но эти фасоны не должны выходить за рамки официальности. Одно из правил — в фасоне нельзя использовать элементы спортивного стиля. Цвета и ткань должны соответствовать времени года: весной и летом — светлые тона и хлопчатобумажная ткань, осенью и зимой — темные, шерстяная ткань.
Принцесса Диана во время визита в Аргентину
Правило № 2
Костюм не должен быть вызывающим
Если классикой мужского костюма считается костюм-тройка или пиджак и брюки, то в женском dress-code это пиджак с английским воротником в сочетании с английской юбкой на подкладке. Пиджак может быть как однобортным, так и двубортным. Длина пиджака должна быть в разумных пределах. Вместо пиджака и юбки можно надеть платье-костюм. Вместо юбки или платья, в дополнение к пиджаку могут быть классические, немного зауженные к низу брюки.
Деловой этикет женского костюма допускает три варианта длины юбки: до колена, по колено и до середины икр. Идеальной длиной считается юбка на 10-15 см ниже колена. Юбка должна быть прямой, немного суженой вниз и с разрезом сзади не более 10 см. Юбка должна иметь на бедрах запас по ширине, около 2-2,5 см. Это сделано для того, чтобы женщине было комфортнее сидеть и стоять, не одергивая юбку. Вид не должен быть вызывающим, поэтому женский dress-code не допускает коротких юбок.
Дизайнер Стелла Маккартни в костюме собственной марки
Безусловно, в бутиках найти вещь, которая будет скроена с учетом всех требований дресс-кода, невозможно. Модный рынок заточен под массового потребителя и не может учитывать особенности фигуры каждой женщины. Поэтому чаще мы наблюдаем неудачные примеры выбора делового костюма.
Правило № 3
Слишком яркая блуза — моветон
К блузе, так же, как и к костюму, есть свои требования. Вырез на блузе не должен быть слишком глубоким, а цвет – ярким. Дурным тоном считается надеть на переговоры ярко-красную блузу или рубашку по цвету темнее костюма. Для деловых переговоров выбирайте только белые рубашки с длинным рукавом. Короткий рукав в деловом мире может быть воспринят как факт неуважения к коллегам.
Для блузы допускается ткань в полоску, горошек или клетку. В таком случае костюм должен быть из гладкокрашенной ткани. Вы точно не ошибетесь, если отдадите предпочтение классическим фасонам блузы: сорочке, блузке с английским воротником или воротником-стойкой с небольшим бантом. Если костюм не подразумевает блузы, пиджак должен быть с высокой застежкой. Повседневный дресс-код позволяет выбирать цвет рубашки/блузы более произвольных оттенков. Например, в первой половине дня надевайте рубашку в тонкую полоску или клетку, если она гармонирует с цветом костюма.
Актриса Кейт Бланшетт
Правило № 4
Будьте внимательны к деталям
Пуговицы на женском деловом костюме — первое, что бросается в глаза. Они должны быть из натуральных материалов: костяными, обтянутыми тканью или кожей. Допускается украшать деловой костюм яркими пуговицами в виде серебристых или позолоченных клипс. Главное правило — чтобы они гармонировали с тканью, фасоном и цветом костюма.
Аксессуары всегда должны быть высокого качества: сумочки, пояса, платки — отдавайте предпочтение натуральным тканям и материалам. Деловой dress-code не рекомендует надевать на юбку позолоченные или серебряные ремни. Здесь подойдут кожаные ремни, которые не будут забирать на себя лишнее внимание.
Бизнес-этикет позволяет носить небольшие сережки, нить жемчуга и часы. Лучше, если украшения составляют комплект, в ином случае камни и драгоценный металл должны гармонировать друг с другом. Допустимо носить брошь — также из натуральных материалов: серебра, золота, слоновой кости или перламутра. Откажитесь от дешевой бижутерии, массивных тяжелых сережек или браслетов, а также от колец с большими камнями. Это признаки низкой деловой культуры.
Правило № 5
Вечерний костюм должен соответствовать формату приема
Существует несколько форматов деловых приемов: дневной, вечерний, «коктейль» и «бокал шампанского». Dress-code для дневных приемов остается таким же, как в повседневной жизни. На приемах «коктейль» и «бокал шампанского» надевайте более нарядные костюмы в сочетании с яркими украшениями. На вечерних приемах специалисты по деловому этикету рекомендуют отталкиваться от dress-code, указанного в приглашении. Если есть упоминание о вечернем платье — остановитесь на наряде из классических «парадных» тканей: атласа, кружева, бархата, парчи. Для вечерних мероприятий уместна ткань с добавлением блестящей нити, чтобы придать наряду большую праздничность.
Костюм для переговоров и деловой встречи
К примеру, одежда для деловой встречи должна отличаться о той, в которой можно пойти на презентацию, а костюм для переговоров будет совершенно неуместен на фуршете по случаю сдачи проекта. Решая, что одеть на деловую встречу, совещание или другое мероприятие, нужно руководствоваться определенными требованиями.
Как одеться на переговоры и что одеть на переговоры
На деловой встрече или переговорах ставится задача продемонстрировать умение общаться и налаживать контакты, предстать авторитетной фигурой в глазах компании, которой вы оказываете консультационные услуги. Поэтому не следует возводить невидимого барьера слишком строгим внешним видом. Каждый участник вносит свою лепту в ход переговоров, но в результате должно быть выработано общее коллективное решение.
Использовать встречу как возможность представить себя в благоприятном свете. Успех множит успех. В мире бизнеса реакция на несоответствующую одежду может быть весьма резкой и осуждающей. Люди — особенно занимающие высокое положение — могут предположить, что качество вашей работы будет не лучше, чем «качество» вашего внешнего вида.
Чем усилить впечатления: представительное, компетентное, коммуникабельное, доверительное.
Ваша деловая одежда для переговоров должна быть инструментом для привлечения возможных клиентов. Будьте сильны в деталях. Аксессуары могут производить даже более важное впечатление, чем костюм, — поэтому особенно внимательно и серьезно следует отнестись к качеству таких предметов, как кожаная сумка, дорогая ручка, очки с шикарным футляром, визитница, органайзер, папка для бумаг, мобильный телефон. Подобные деловые аксессуары приковывают к себе внимание и говорят о чувстве вкуса, служат признаком достатка и показателем того, что ваш бизнес успешен, стабилен и солиден.
Перед тем как одеться на переговоры, вы должны иметь четкое представление о тех людях, на которых нужно произвести благоприятное впечатление. Важное значение встреч состоит в том, что помимо обмена информацией люди изучают своих партнеров и формируют мнение о них. Весь стиль одежды для этой ситуации должен отражать вашу авторитетность и истинную принадлежность своей компании, говорить о ваших полномочиях и компетентности, максимально сократить дистанцию с собеседниками. Если вы находитесь в позиции просителя — обязательно оденьтесь как можно более официально. Это помогает выдержать нужный тон переговоров.
Лучший костюм для деловой встречи – это классический однотонный пиджак и юбка. На подсознательном уровне такой консерватизм вызывает доверие и ассоциируется с благополучием, респектабельностью и авторитетностью. Однако вы не должны выглядеть слишком формально и чопорно: выберите темно-синий или серый костюм — более мягкий и женственный вариант, чем черный.
Синий цвет символизирует стабильность рассудительность, поэтому он считается с ним из наиболее выигрышных цветов в бизнесе. Можно использовать широкий спектр оттенков синего — от строгого темного чистого василькового.
Блузка. Классическая женская деловая шелковая или хлопчатобумажная блузка смотрится наиболее по-деловому. Пастельные цвета — голубой, розовый, бежевый смягчат строгий тон костюма. Допускает рисунок в полоску, которая должна быть достаточно четкой, чтобы подчеркнуть энергичность.
Обувь. Элегантные лодочки на устойчивом каблуке высотой 4-6 см. По тону они должны быть темнее костюма, нейтральных цветов: черные, бордовые, темно-коричневые. Исключаются балетки и туфли на высокой шпильке.
Сумка. Стильная деловая сумка, достаточно вместительная, но не громоздкая, сдержанного дизайна, из натуральной кожи хорошего качества, черного, бордового и. темно-коричневого цвета. Летом, как и обуви, предпочтительны светлые тона. Модная сумка должна быть на ремне, чтобы не занимать руки. Папка или портфель для бумаг — только в качестве дополнения к сумке.
Украшения. Никакой броской, дешевой или модной бижутерии: она отвлекает внимание и ухудшает впечатление. Деловые час некрупные серьги и небольшая изящная, но дорогая подвеска. Цветовой акцент можно создать элегантным шейным платком.
Прическа должна быть аккуратной, хорошо уложенной. Абсолютно недопустимы распущенные длинные волосы.
Макияж – очень умеренный, но не модный. Идеальные тона – бежевый и розовый (серые тени придают глазам усталый вид). Ни в коем случае не обрисовывайте глаза черной подводкой.
Маникюр. Ногти должны быть ухоженными. Лак предпочтителен в пастельной гамме, сочетающейся с помадой и макияжем в целом, а также с одеждой.
Духи. Запах у выбранного парфюма должен быть свежим и ненавязчивым.
Золотые правила, как одеться на деловую встречу, чтобы успешно решить поставленные задачи:
1. Делайте все вовремя и даже чуть раньше и никогда не опаздывайте («прийти вовремя — значит опоздать»).
2. Будьте доброжелательны и предупредительны даже в мелочах со всеми, независимо от положения и возраста.
3. Обращайтесь к партнерам по имени-отчеству (к иностранцам — по имени).
4. За полученную визитку нужно поблагодарить. Считается очень грубым немедленно положить ее в карман или сумку: сначала внимательно ознакомьтесь с информацией на визитке.
5. На переговорах запретные темы — семья и дети, политика, религия, собственные успехи и неудачи. Не болтайте лишнего.
6. Не говорите комплименты, чтобы расположить к себе собеседника. В разговоре всегда лучше держаться на ступень официальнее, чем фамильярнее.
7. Никогда не демонстрируйте превосходство. Особенно раздражает подчеркивание влиятельных связей или личных достижений. Не настаивайте на своем, умейте уступать.
8. На каком бы уровне ни проходило общение, эмоции необходимы. Не сидите с каменным лицом! Такое поведение вызывает подозрение. Но бурно жестикулировать, тоже не стоит.
9. Не разговаривайте слишком громко — это раздражает. Но и не шепчите — такой человек выглядит неуверенным в себе. Смотрите собеседнику в лицо (зона внимания расположена чуть ниже лба).
Что одеть на презентацию или официальное выступление
Если ваша задача — проинформировать аудиторию, не вовлекая ее в дискуссию, то следует подчеркнуть свой авторитет одеждой, а уверенность — поведением. Если нужно создать доверительную атмосферу, то можно использовать более мягкий стиль.
Умеренная нарядность, презентабельность, официальность, решительность.
Решая, как одеться на презентацию, помните, что в первую очередь, нужно усилить впечатление. Первый шаг к завоеванию аудитории — респектабельный внешний вид, поэтому лучше всего придерживаться классического стиля и тщательно продумать аксессуары.
Самым элегантным решением будет добавление в ваш облик яркости и контрастности. Это поможет не только привлечь, но и поддерживать внимание слушающих во время всего выступления. Особое внимание следует уделить статусным аксессуарам и украшениям: часам, очкам, телефону, платку, сумке и обуви — все должно говорить о ваших способностях и амбициях.
Публичное выступление — повод быть особенно внимательной к одежде. Презентация перед аудиторией — это театр. Поэтому нужно позаботиться о соответствующем внешнем виде, который произведет впечатление на публику. Ваша речь прозвучит неубедительно, если вы будете выглядеть несолидно, словно заскочили на презентацию без всякой подготовки. Сила ваших слов должна соответствовать силе вашего облика. Весь стиль одежды для этой ситуации должен выглядеть авторитетно, респектабельно и подчеркивать дистанцию.
Итак, если вы не знаете, что одеть на презентацию, сделайте свой выбор в пользу костюма. Это должен быть безупречно сидящий, респектабельный и элегантный официальный деловой костюм. Он должен придавать фигуре четкость и выразительность. Если у вас полная фигура, убедитесь, что застегнутый костюм достаточно свободно сидит на вас. Ткань должна быть немнущейся, из тонкой шерсти высшего качества.
Перед публикой не появляйтесь в одежде с короткими рукавами, даже летом. Это выглядит слишком неформально и не добавит вам «веса». Длинные рукава придают стройность фигуре и делают вид более профессиональным. Юбка должна закрывать колени. Особенно живо и энергично смотрится красный цвет (но не слишком яркий), властный и уверенный, приковывающий внимание и создающий эффект доминирования.
Блузка. Огромную роль играет контраст блузки с костюмом: чем сильнее этот контраст, тем динамичнее и решительнее весь облик. Изысканная формальная белоснежная шелковая блузка высшего качества с длинными рукавами придаст вашему образу необходимую формальность.
Аксессуары. Учитывайте, что мелкие аксессуары не будут читаться с большого расстояния. Избегайте крупных, звенящих и качающихся украшений — они будут отвлекать внимание аудитории от ваших слов. Особенно важны в данном случае часы и драгоценные украшения. Часы должны быть дорогими, на кожаном ремешке или металлическом браслете. Из украшений рекомендуются кольцо, серьги и ожерелье. Серьги или клипсы крайне желательны: они для женщины значат то же, что для мужчины галстук — привлекают внимание к лицу.
Не стоит надевать бриллианты и самоцветы: они, как и блестящая оправа очков, дают блики и отвлекают слушателей от смысла вашего выступления. Лучше всего использовать сдержанные украшения из жемчуга, золота, серебра.
Обувь. Особое внимание уделите обуви: это должны быть только кожаные лодочки, удобные, умеренно нарядные, дорогие и качественные, на устойчивом каблуке высотой не более 8-10 см. Цвет обуви — черный, темно-синий, коричневый, красно-коричневый, бордовый. Летом подойдут светлые туфли, но не белые.
Чулки — тонкие, телесного цвета.
Сумка — дорогая, статусная, но строгая.
Макияж — обязательно классический! Он должен быть насыщеннее и отчетливее, чем обычно, непременно с матовой текстурой. Сделайте акцент на глаза и губы. Следите за тем, чтобы ваш макияж был безупречным на протяжении всего выступления.
Маникюр должен быть безукоризненным. Лак используйте прозрачный или натуральных оттенков.
Прическа — тщательно уложенная. Длинные волосы должны быть собраны сзади в «пучок» или «ракушку». Не допускайте седины: она производит впечатление несостоятельности. Чем темнее волосы, тем более властный и авторитетный облик они создают. Духи. Запах должен быть устойчивым, жизнеутверждающим, но не слишком сильным и очерчивать только ваше личное пространство.
Золотые правила, как одеться на презентацию или официальное выступление, чтобы усилить впечатление:
1. Одна из целей деловой презентации — привлечь к себе внимание, но не показаться при этом вульгарной. Помните: весь ваш вид должен быть достаточно ярким, но не экстравагантным. Избегайте пестроты и чрезмерно броских рисунков.
2. Брючный костюм не способствует успеху на публичных презентациях. Это старый мужской стереотип — мужчины не терпят, если им кажется, что стираются границы полов. Женщинам, делающим карьеру, приходиться считаться с порядками, установленными мужчинами.
3. Следует учитывать сильное психологическое воздействие цвета. Красный вызывает наиболее сильную реакцию, он возбуждает, но и утомляет. Этого можно избежать, если остановить свой выбор на благородном оттенке винного или бордо.
4. Демонстрация приветливого отношения к миру и уверенности в собственных силах достигается искренней улыбкой (но не очень широкой), и уверенной, устойчивой позой. Найдите точку опоры и не сцепляйте руки.