Что обычно открывают театры осенью

100% сцены: на полную мощность московские театры заработают в сентябре

Что обычно открывают театры осенью

Театры Москвы, согласно указу Сергея Собянина, могут принять зрителей с 1 августа. Однако в этот день занавесы столичных сцен останутся закрытыми, а залы — пустыми. Первой прервет карантинный простой «Мастерская П. Фоменко». 5 августа она покажет спектакли «Триптих» по произведениям Пушкина и «Последнее свидание» по новеллам Бунина. Главы театров признались, что рассчитывают на указ мэра о возможности стопроцентной или хотя бы 75-процентной заполняемости залов. Иначе доходы учреждений не покроют расходов, а в репертуаре будут небольшие спектакли с минимумом действующих лиц, декораций и спецэффектов. «Известия» выяснили, что ожидает зрителей и насколько безопасным будет посещение посткарантинных театров.

Что обычно открывают театры осенью

Вирус не пройдет

9 августа режиссерской лабораторией «Репетиции» открывается Театр на Таганке, 18-го — спектаклем «Нирвана», посвященным Курту Кобейну, — Театр «Модерн». Большинство московских площадок начнут работать уже в сентябре. Заражение коронавирусом зрителям не грозит — уверенность в этом выразили все собеседники «Известий».

Руководители даже, кажется, соревнуются друг с другом — кто более изощренное оборудование приобрел, поставил больше санитайзеров и бактерицидных ламп. На Таганке, по словам директора Ирины Апексимовой, закуплены рециркуляторы воздуха, антисептики, проведена чистка вентиляционных систем. Худрук «Современника» Виктор Рыжаков похвастался специальными рамками: они дадут полную информацию о здоровье прошедших через них гостей — от температуры до артериального давления. Театр Наций предложил свое ноу-хау — в гардеробе вещи планируется размещать на отдалении друг от друга. А в качестве альтернативы вешалкам и полкам планируется выдавать зрителям большие пакеты, чтобы они могли взять верхнюю одежду в зал, сообщила директор Мария Ревякина.

Что обычно открывают театры осенью

Что обычно открывают театры осенью

Худрук театра «Модерн» Юрий Грымов собирается прибегнуть к опыту коллег из Европы. Там для разведения зрительских потоков на билетах написано, к какому времени зрителям нужно приходить. Глава «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман рассказал о новейшей системе вентиляции, куда можно залить обеззараживающий раствор. Аналогичное устройство и рамки, как в «Современнике», по словам директора Тамары Михайловой, имеет Малый театр. Еще дальше продвинулась «Мастерская П. Фоменко». Там опробуют туннель для дезинфекции. Помимо измерения температуры, он обработает проходящих взвесью антисептика. Правда, поделился директор Андрей Воробьев, у устройства ограниченная пропускная способность и администрация пока побаивается ставить его на главном входе.

— Мы пока не очень хорошо понимаем, как это скажется на скорости прохождения зрителей, не затормозится ли поток, — говорит директор. — К тому же зрители имеют полное право туннель не использовать, возможно, проще задействовать бактерицидные лампы.

В буфетах гости, увы, не обнаружат многих привычных радостей. О фирменных пирожках, пирожных и бутербродах, которые нарезались в подсобках, придется забыть. Вся продукция будет продаваться в промышленной упаковке, а напитки — только бутилированными. О чистоте помещений столичных театров говорить излишне — их и так дезинфицируют в регулярном режиме.

Что обычно открывают театры осенью

— У меня такое ощущение, что театры сейчас самые чистые из всех пространств, потому что за это время там мало кто был, а мыли их постоянно, — признался Юрий Грымов.

Мечта об аншлаге

Что обычно открывают театры осенью

Куда меньше руководители удовлетворены продажами билетов. При половинной заполняемости залов цены на них остались прежними, а в театре «Модерн» даже снизились на 25%. Отрицательно влияет негативная информация в СМИ. Продажи на сентябрь шли хорошо, но после публикаций о второй волне коронавируса резко остановились, жалуется директор Театра на Малой Бронной Константин Чернышев. Театральные деятели ждут нового указа мэра, который позволит заполнить залы на 100% или хотя бы на 75%. Тем более что зритель готов идти в театр. В «Мастерской П. Фоменко», например, за первый день продаж было реализовано билетов на сумму свыше 1 млн рублей. Таганка открыла продажа билетов 21 июля и прошедшая неделя показала, что зритель очень соскучился, говорит Ирина Апексимова. Один августовский показ уже sold out, три других к нему стремятся.

Билеты продаются очень неплохо, вторит коллеге Мария Ревякина. Конечно, зрители охотнее покупают онлайн, чем в кассах, но это и понятно. Уже хорошо, что любовь к театру постепенно побеждает боязнь большого скопления людей. Тем не менее продажа половины зала — финансово плохая ситуация: расходы театра наполовину покрываются доходами от продажи билетов. «Мастерская П. Фоменко», чтобы не выйти в минус, с октября собирается давать до четырех спектаклей в день, но не у всех есть такая возможность. Постановки со сложным монтажом представлять невыгодно, а экономически целесообразные спектакли с минимумом действующих лиц, декораций и спецэффектов вряд ли устроят публику.

Обилия премьер театры не обещают. В первую очередь будут играть то, что не успели представить из-за карантина весной и в начале лета.

Что обычно открывают театры осенью

Репетиция спектакля «Спутники» в Театре на Таганке

Театр имени Вахтангова открывается «Царем Эдипом», Малый — подготовленной к 75-летию Победы «Большой тройкой» о Ялтинской конференции. Театр на Малой Бронной — фантазией на гоголевские темы «Бульба. Пир». Театр наций — комедией «Разбитый кувшин» с Ингеборгой Дапкунайте.

Что обычно открывают театры осенью

«Современник» в сентябре формально будет завершать сезон и играть спектакли Галины Волчек. Афиша с изображением Галины Борисовны уже расположилась во весь фасад здания на Чистых прудах. Юбилейный 65-й сезон в театре откроется 1 октября свежеиспеченной премьерой. Название Виктор Рыжаков пока не сообщает. Также неизвестно, что будет со спектаклями, в которых занят Михаил Ефремов, находящийся сейчас под арестом за ДТП со смертельным исходом. В «Современнике» уже состоялся посткарантинный закрытый сбор труппы, но, как рассказал «Известиям» источник в театре, разговора о постановках с участием артиста не было.

Уход из штата «Современника» Сергея Гармаша, не согласного с политикой нового худрука (о своем решении он оповестил коллег в чате театра), вряд ли скажется на судьбе спектаклей с его участием, полагает источник. Актер продолжит работать на договорной основе — в сентябре запланирован имевший большой успех до карантина спектакль «Папа» с Гармашом в заглавной роли.

Из уже известных премьер нового сезона можно назвать «Горбачева» в Театре наций (роль президента СССР репетирует Евгений Миронов); «Женитьбу» с Лолитой Милявской в Театре «Модерн», «1001 ночь» и «Молли Суини» «Мастерской П. Фоменко».

Музыкальные театры пока сроков открытия не назвали, хотя премьеры готовят. Гендиректор Большого Владимир Урин обещал информировать о будущем репертуаре позже. Дмитрий Бертман рассказал, что в «Геликон-опере» готовится «Каменный гость» Даргомыжского, «Арлекин» Феруччо Бузони и «Тоска» Пуччини.

Что обычно открывают театры осенью

Репетиция спектакля по пьесе Агаты Кристи «И никого не стало. » в Театре Олега Табакова

Источник

Пять удачных премьер, с которых стоит начать новый театральный сезон

«Дети солнца», 5 сентября

Историческая сцена Александринского театра, спектакль по пьесе Максима Горького в постановке Николая Рощина

Одно из главных достоинств постановки — веселый режиссерский сарказм, который в упор не заметили критики-рецензенты, сделав упор на «пропасть между интеллигенцией и народом» и предчувствие апокалипсиса. Справедливо, но бессмысленно, все равно что анализировать сюжеты сериала «Ходячие мертвецы» с точки зрения примет наступающего конца света.

Спектакль у Рощина получился циничным: удачно сокращенный текст пьесы Горького подан с оттенком абсурда, в нем нет никакой классовой позиции и реализма тоже нет. В черно-белом пространстве на подиуме установлены больничные койки, на которых обитают все герои пьесы. (У образованного класса, правда, сверх того еще имеется ванна.) За стенами этой отдельно взятой палаты бушует эпидемия холеры, и все присутствующие по мере сил и склонностей пытаются себя чем-то занять (ситуация нам всем теперь хорошо знакомая). Чудаковатый главный герой химик Протасов — чокнутый профессор, картинно трясет дымящейся колбой, его родственники и друзья увлечены несуществующими отношениями и нереализуемыми планами, представители низших слоев заняты падением в еще более низкие слои, и только старая нянька Антоновна предпочитает вообще не вставать с кровати. На сцене действительно имеется яма, но это тот род пропасти, в которую может скатиться любой, независимо от социального слоя, когда дозреет до состояния пресловутых ходячих мертвецов. Главный аттракцион спектакля — финал, в котором внезапно материализуются творческие планы художника Вагина — возникают картины с изображением путешествия пресловутых «детей солнца» в прекрасное далеко, на которых легко можно узнать всех присутствующих. Неожиданно ослепительно яркие и цветные, наивные, абсурдные и просто дико смешные полотна, написанные, кстати, актрисой Еленой Немзер, сыгравшей няньку, возникают под бравурно пафосную музыку, сочиненную и продирижированную исполнителем роли Протасова Иваном Волковым. Эта «волшебная сила искусства» действует на зал бодряще и освежающе, словно глоток шампанского, и вызывает то, зачем и ходят в театр: благодарная публика, смеясь, расстается с химерами, навеянными холерой.

«Дон Жуан». Генеральная репетиция», 11, 12 сентября

Мастерская Петра Фоменко, спектакль Дмитрия Крымова

«Дон Жуан». Генеральная репетиция» — пожалуй, лучший спектакль режиссера Дмитрия Крымова за последние десять лет. По сути, это сиквел спектакля «Все тут», поставленный им в прошлом сезоне в театре «Школа современной пьесы». Если «Все» — это ближний круг маленького Димы Крымова, его родители, режиссер Анатолий Эфрос и театровед Наталья Крымова, бабушка и дедушка по материнской линии, и любимый завлит отца Нонна Михайловна Скегина, то теперь в «Дон Жуане» наравне со «Всеми» в пространстве большого театра действует еще и Крымов-режиссер. Профессиональный пубертат закончен, пуповина перерезана, узы пали, Крымов уходит в космос или хотя бы в Большой.

Как это принято у Крымова, он соединяет несколько пьес в одну. Как в «Трех сестрах» уживаются дочери короля Лира, так в моцартовской опере «Дон Жуан» — исследование о закулисье театра, о том, как и из какого сора рождаются шедевры. Используя форму разговора о профессии «Восемь с половиной» Феллини, он наполняет ее откровениями, и смешными, и горькими, а иногда просто постыдными, из биографий великих. Тут, естественно, и Феллини, и ехидство Петра Наумовича Фоменко, и непарадные факты биографии Анатолия Васильева и Юрия Любимова, и Дзефирелли, и Эфроса, и даже Иосифа Бродского. И актерские гнусности, что загонят за можай любого режиссера. Рефлексию Крымова-режиссера наблюдать не в первой. Ею по горло набит «Сережа» в МХТ, где неясно, кого жалеть: брошенного мальчика, жертву родительских манипуляций супругов Карениных, или великовозрастного Анатолия Белого, который вдруг задумался, что же он вытворяет на сцене, которая помнит и Станиславского, и Яншина, и Качалова.

Но в театре Фоменко лирическому герою Крымова особенно повезло с воплощением. Роль престарелого, разуверившегося, но отчаянно борющегося за жизнь и за свое искусство исполняет Евгений Цыганов. Его персонажа так и зовут Евгений Эдуардович. Узнать в Евгении Эдуардовиче Евгения Эдуардовича Цыганова невозможно. Он сутулится, горбится, неловко шамкает что-то себе под нос (но, о чудо, все его реплики слышны до звука-вдоха), рубит воздух портфелем. На шее его поникшим стягом болтается красный шарфик — когда-то на зарубежных гастролях в 1980-е он видел такие у молодящихся мачо, купил себе, но снять забыл.

«Ночной писатель», 17 и 18 сентября

Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова совместно с компанией «Троблейн/Ян Фабр», Другая сцена театра «Современник», Москва

Современного художника и режиссера, пожалуй, величайшего из ныне живущих фламандских мастеров, Яна Фабра впервые привез в Россию Большой театр. На фестивале «Бенуа де ла Данс» показали фрагмент его балета. Случился скандал. Потом Фабра полюбил фестиваль «Территория» — случился скандал. В 2016 году персональную выставку «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния — воин красоты» открыли в Эрмитаже, — случился скандал. Логическое продолжение эрмитажного проекта — фестиваль Фабра в БДТ. В рамках фестиваля режиссер перенес моноспектакль, созданный по его дневникам, текстам пьес, «Ночной писатель».

На первом плане в «Ночном писателе» — актер. Спектакль по очереди играют Андрей Феськов и Александр Молочников, разные по амплуа и внешним данным, и спектакли с их участием немного отличаются. У каждого свой способ выразить отношение к фабровским афоризмам и сыграть не его самого, а затейливую партитуру его мучительной бессонницы, которая и есть источник всех откровений. Рисунок роли ночного писателя раскручивается как сжатая спираль: начав с неподвижной позы за столом и монотонных интонаций, герой постепенно расходится, нервно двигая предметы на столе, от скованности переходит возбуждению, изображая то черта, то червя, кричит, поет, наконец, танцует, раздеваясь: «Я плачу искусством. Я мочусь искусством. Я плююсь искусством. Я потею искусством. Искусство не создают. Искусство выделяют телом». Действие с избытком приправлено сарказмом, что и превращает его в «приятное безумие» — эту фразу складывает сам Фабр в видеоинсталляции с лодкой и чучелом совы в финале, – за которым бесконечно увлекательно наблюдать.

Игорь Стравинский «Байка. Мавра. Поцелуй феи», 29, 30 сентября

Мариинский-2, музыкальный руководитель Валерий Гергиев, хореограф-постановщик Максим Петров

Мультижанровый спектакль, связавший четыре произведения Игоря Стравинского. «Байку» и «Мавру», составляющие один акт, объединяет фортепианный дивертисмент — восемь пьес цикла «Пять пальцев». Танец служит организующим элементом, который превращает все происходящее не в вечер одноактных произведений, а в цельное произведение. «Байка про лису, петуха кота да барана», с которой все начинается, определена самим Стравинским как «веселое представление с пением и музыкой», и постановочная команда, похоже, сориентировалась именно на немного забытое современным театром понятие «представление» в значении «захватывающее зрелище». В спектакле нашлось место и сказочным персонажам, и лирическим героям, и компьютерной игре, и забавным превращениям, и даже Дягилеву со Стравинским, которые присутствуют на сцене, словно ставят «с колес» — ироничный намек на сенсационность этого эксперимента. Музыка Стравинского буквально искрится, под стать музыкальной трактовке и россыпь неожиданных сценических аттракционов. В «Байке» действие стремительно разворачивается сразу в четырех «окнах»: звукозаписывающая студия, откуда поют певцы, компьютерная игра в эстетике «Супер Марио», там Лиса все никак не пройдет начальные уровни, кабинет Дягилева и площадка, где танцовщики — настоящий perpetuum mobile, приводят все в движение и придают дополнительное ускорение этому 3D-лубку. Одноактная опера «Мавра» не сбавляет этот темп, тем более что в водевильный сюжет с переодеванием гусара иногда внезапно врываются персонажи «Байки», но после этой сочной и наполненной жизнью круговерти вдруг открывается другое измерение — инфернальный «Поцелуй феи» переносит в холодное, почти пустое пространство с потусторонними обитателями. Художник-постановщик Альона Пикалова портретирует Коломну, район Петербурга, в котором происходит действие «Мавры». Он начинается как раз от Крюкова канала, где стоит вторая сцена Мариинского и когда-то жила семья Стравинских. Волшебный оттенок голубого цвета, возникающий на заднике сцены и поддержанный костюмами Юлдус Бахтиозиной, отсылает к русскому барокко Никольского морского собора, он находится здесь же, на канале. А неоклассический бальный зал, где танцуют персонажи «Поцелуя феи», напоминает о здешних заброшенных особняках, и, конкретно, о Екатерининском собрании, в котором находилась когда-то репетиционная база дягилевской антрепризы — оммаж «Русским сезонам». Благодаря такому решению спектакль получился по-настоящему петербургским, но в то же время очень европейским. Смелостью идей напоминающим анимационные эксперименты режиссера Барри Коски с командой английского театра «1927» в берлинской Комише Опер, но, по стилю, конечно, другим. Хотя, есть у таких экспериментов и общая черта: оперные и балетные артисты всегда работают в них с большим удовольствием и азартом.

«Чайка», 22, 23, 24 октября

Большой театр, балет Ильи Демуцкого по пьесе Чехова в постановке хореографа Юрия Посохова, автор либретто и режиссер Александр Молочников

Трагедия одиночки-бунтаря, заплатившего жизнью за свои поруганные идеалы, в очередной раз вошла в резонанс с общественно-политическими событиями в стране и точно попала в контекст художественной жизни (в момент подготовки и премьеры балета в Большом в Третьяковке шла выставка «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии»). Сделав перевод пьесы Чехова на язык балета, авторы спектакля в Большом буквально из кожи вон вылезли в стремлении, чтобы добиться внешней современности. Так, по сцене постоянно мечутся с неясными целями собаки, в глубине пылает трактор, нагнетая почти хичкоковский саспенс. А создали самую пронзительную мелодраматическую «Чайку» из тех, что идут сегодня в московских театрах.

На фоне белеющего заката коротких северных ночей (художник по свету Дэвид Финн либо выезжал на Оку по местам Левитана и Поленова, либо проникся пейзажами в Третьяковке) разворачивается на первый взгляд банальная понятная пубертатная история.

Треплев, молодой дерзкий юноша с повадками недрессированного льва, начинающий хореограф контемпорари, исповедует жестокую парентэктомию, то есть портит жизнь своей матери. Мать его, Аркадина, — балетная этуаль. Ход, заимствованный из «Чайки» Джона Ноймайера.

Треплев Посохова и Молочникова — обаятельный буян, напоминающий и поэта Есенина, и танцовщика Полунина. В косухе, джинсах, с голым торсом в татуировках. Его матери Аркадиной, конечно, не до великовозрастного дитяти: карьера на пике и любовник, молодой светский лев, ленивый и утонченный, с повадками главы прайда. В имении Сорина рыболов Тригорин, как и полагается по тексту пьесы, закидывает рыболовную удочку сразу в оркестровую яму. Пока публика завороженно следит, не попадется ли на крючок, например, арфа, этот рыболов оборачивается бесом-соблазнителем. Удочкой, словно хлыстом, он погоняет дачников, разжигая страсти и помахивая Нине. А той и знаков подавать не надо. Как бродячая кошка, кидается Заречная под ноги заезжему рыболову. Известная история. Всем нужен решительный, мужественный, властный, сильный герой. Ростовую мужскую куклу с камланиями вуду теребят то Треплев, то Тригорин, то Аркадина, то Заречная.

Пронзительные дуэты Аркадиной и Тригорина нарушает хрупкая Нина. Кидаются в объятия друга, вспоминая детство, брат с сестрой, Аркадина и Сорин. Мир становится детской комнатой, полной красных пластмассовых коней, неваляшек и мишек, где брат и сестра гоняют на детских автомобилях. (Привет черняковскому спектаклю «Иоланта. Щелкунчик» из Парижской оперы.) Но и тут не дает покоя кудрявый юнец-разрушитель. Прячется за плюшевым слоном великовозрастное дитя, все перемотанное бинтами. То ли попытка суицида, то ли это материализованные нити родства, что опутали со всех сторон и не дают расправить руки-крылья.

Уезжая в столицы, Тригорин урезонивает Костика, дарит ему ему свой белый полотняный пиджак, повязывает модный галстук.

Раненой птицей бьется на авансцене Нина Заречная, тянет руки-крылья. Гигантская тень ее нервной фигуры падает на кулису: теневой театр предсказывает драму ее судьбы.

А потом они возвращаются. Аркадина, Тригорин. Прокрадывается вдоль застекленной беседки Нина. Белая, инфернальная, как Жизель. Попадает в объятия Треплева. Дуэт их совсем короткий. Рады оба. И время как будто расступается перед ними. Нет ни прошлого, ни будущего. Орфей спускается в ад за своей возлюбленной. Главное, не оглядываться. Но вот она косится в сторону беседки, где шумит дачное общество. Треплев снимает ее с высокой поддержки, распахивает дверь и выставляет. Туда. Вот только пинка не дает. Вот так, буднично, мимоходом, с полноги, с полуслова, пройдена точка невозврата.

И тогда в ад падает Треплев. Корешки, что выбрасывает Ока на песок, становятся больше, ближе, превращаются в поваленные деревья, отрываются от земли, взлетают, окружают Костика со всех сторон, как виллисы Ганса в «Жизели». Цепляется за них Костик. Отрывается от земли. Но, как у Татьяны с Онегиным, нет у Треплева пути назад, к Нине. Он разжимает ладонь и падает.

Источник

Почему лето остаётся «мёртвым сезоном» для большинства российских трупп

Театр начинается

Во всём мире театральная жизнь – явление круглогодичное. Летом вовсю готовятся премьеры, проходят разнообразные фестивали, устраиваются представления на открытом воздухе. В Москве же в это время почему-то наступает мёртвый сезон. Театры пустеют, зрителям остаётся ждать сентября: некоторые труппы отправляются на гастроли, но большинство из них – просто в отпуск. С чем связана эта странная традиция и что интересного подготовили наши театры в новом сезоне, выясняла корреспондент «Нашей Версии».

Культурный туризм в Европе развивается стремительно и бурно. Посещение летних фестивалей считается здесь одним из вариантов самого престижного отдыха, когда полезное идеально сочетается с приятным: почти все фестивальные города по совместительству являются либо климатическими курортами, либо историко-архитектурными памятниками старины. Причём каждая страна пытается сделать летнюю программу как можно более насыщенной. Театральные, музыкальные фестивали сменяются концертами и постановками на открытом воздухе. В итоге туристу остаётся лишь переезжать из одного города в другой, а устроителям следить за тем, чтобы даты мероприятий не пересекались.

В Москве ситуация диаметрально противоположная. Несмотря на то что летом столицу посещает наибольшее количество туристов, как зарубежных, так и российских, все столичные театры вешают на двери замки. «К сожалению, иностранец, однажды посетивший Москву, как правило, больше сюда не возвращается, – рассказала «Нашей Версии» турменеджер одного из столичных агентств Марина Кожевникова. – За один раз он успевает осмотреть всё, и делать ему больше здесь нечего. И всё из-за того, что летом культурная жизнь столицы фактически останавливается, а туристам остаётся лишь осматривать традиционные исторические места и памятники».

Выбор у гостей столицы действительно небольшой – посещать антрепризные постановки, которые привозят в Москву летом. Причём качество таких спектаклей зачастую оставляет желать лучшего. Зато прибыль они приносят, поскольку смотреть театралам попросту нечего. Называется всё это «деятельностью независимых трупп» или того изящнее – «сезоном антреприз», хотя театральные критики дали этому явлению более чёткое определение – «межсезонный чёс».

«Вообще-то, антрепризные постановки существовали всегда, – рассказал худрук Театра сатиры Александр Ширвиндт. – В своё время, когда стационарных театров было мало и артисты могли подработать летом, а также показать свои постановки в других городах страны, это был не «мёртвый сезон», а гастрольный, антрепризный период. Какой-нибудь замечательный антрепренёр собирал труппу ещё в мае и отправлялся по матушке по Волге с остановками».

Сейчас вся эта гастрольная деятельность, по сути, сведена к минимуму, и летом актёры наших театров просто получают трёхмесячные каникулы. Конечно, никаких конкретных дат отпуска у театров нет – время «мёртвого сезона» никто не контролирует. «Театры вольны сами распоряжаться своим временем, – рассказала начальник отдела по работе с театральными деятелями Москвы и Московской области Союза театральных деятелей России Татьяна Никитина. – Никто не вправе указывать им, когда закрывать и открывать сезон. И, если нужно для ремонта два месяца, они закрываются на это время, но закулисная работа всё равно ведь не останавливается».

Обсуждение в чиновничьих кругах вопроса, как привлечь поток туристов в столицу летом, ни к чему не привело. Поэтому скорее всего нас ждёт более долгий, но эффективный путь осознания выгоды работы летом. Пока этот рынок не занят, преимуществ здесь немало: отсутствие конкуренции, завоевание новой публики, повышенное внимание (на безрыбье) СМИ.

Все эти соображения постепенно заставляют театры перестраиваться. Период отдыха уже постепенно сокращается с трёх летних месяцев до одного – «мёртвого» августа. Однако учреждения культуры так долго жили полностью на госиждивении, что даже в изменившейся ситуации навыки умного менеджмента приживаются с трудом. В итоге большинство театров предпочитают сдавать свои сцены и отдавать все дивиденды шустрым антрепризным компаниям.

В кризис столичный Департамент культуры отказался финансировать многие премьеры, но в наступающем сезоне их и так будет немало. В связи с приближающимся юбилеем Антона Чехова многие театры подготовили свои постановки пьес великого русского классика.

Сразу два московских театра решили стартовать пьесой «Дядя Ваня»: со своими трактовками чеховской пьесы зрителей ознакомят Андрей Кончаловский в Театре имени Моссовета и Римас Туминас, возглавляющий Театр имени Вахтангова. Кстати, вахтанговская постановка ещё в репетиционный период вызвала немало слухов и толков и станет одной из самых ожидаемых премьер этого года. Тем более что звёзд в ней хватает: Войницкого играет Сергей Маковецкий, доктора Астрова – Владимир Вдовиченков, разбивательницу сердец Елену Андреевну – Анна Дубровская.

Любопытный спектакль, приуроченный к 150-летию Антона Павловича, будет идти на площадке «Школы драматического искусства». Называется он «Тарарабумбия».

Как объяснил режиссёр постановки Дмитрий Крымов, «Тарарабумбия» – необычный спектакль, нечто среднее между парадом советских лет и балом у Сатаны из булгаковского романа. Все персонажи Чехова – от актёров и музыкантов до львов, орлов, куропаток и рогатых оленей – пройдут по движущемуся помосту фантастическим шествием.

А вообще, Чехова в этом сезоне не ставит только ленивый. Сергей Арцыбашев в Театре имени Маяковского готовит «Трёх сестёр» – в спектакле будет занята почти вся труппа. В «Эрмитаже» в конце октября обещают показать «Тайные записки тайного советника» (по «Скучной истории»), главную роль сыграет приглашённый из Театра Маяковского Михаил Филиппов. В «Студии театрального искусства» Сергея Женовача решили пойти по необычному пути, сделав постановку по чеховским «Записным книжкам». Худрук Театра Станиславского Александр Галибин заказал драматургу Елене Греминой пьесу «Чехов. Молодые годы». Как рассказали в театре, это будет одновременно лирическая и страшная семейная история.

Но, пожалуй, самая ожидаемая чеховская постановка состоится на сцене «Ленкома» в конце сентября. Начать с того, что тамошний «Вишнёвый сад» посвящён памяти Олега Янковского: он всю жизнь мечтал сыграть в этой пьесе роль Гаева. Вдобавок авторский текст подвергся значительной переработке Марка Захарова, приобретя почти эстрадную легковесность.

«В Москве сейчас несколько «Вишнёвых садов», в Петербурге тоже имеются, ну а мы сделали свой, – рассказывает сам руководитель театра. – Нас же побудило взяться за «Вишнёвый сад» то, что всё театральное пространство России заполнено скучным Чеховым. Великие режиссёры МХАТа вычленили самую грустную, тоскливую, больную тему. И все идут по тому же пути. Конечно, она там присутствует, но почему должна доминировать? Ведь Чехов написал комедию, хоть это и последняя его пьеса, прощальная. Многое Антон Павлович предвидел, предчувствовал. Всегда у России под ногами было нечто зыбкое, не было такого твёрдого покрытия, чтобы человек с его собственностью чувствовал себя хорошо, комфортно, имел бы перспективы. Чехов даже в мелочах очень много рассказал о проблемах, что нас терзают по сей день».

Громкие премьеры ждут зрителей в чеховском МХТ. По Чехову здесь был поставлен спектакль Юрия Бутусова «Иванов» с Андреем Смоляковым в заглавной роли. Режиссёр известен своим умением превратить в современный трагифарс любую классическую пьесу (его необычный «Гамлет» с Константином Хабенским в роли злодея Клавдия и Михаилом Пореченковым-Полонием идёт уже пятый сезон), так что от этой постановки можно ожидать чего угодно. Появится в МХТ и чеховская «Дуэль» в постановке молодого Антона Яковлева.

Однако в МХТ будет много новых постановок, не имеющих отношения к русскому драматургу. Первый показ «Трёхгрошовой оперы» Кирилла Серебренникова с Константином Хабенским в роли Мекки-ножа уже состоялся. В ноябре зрители смогут посмотреть «Дворянское гнездо» с молодыми звёздами – Дмитрием Дюжевым, Ниной Гуляевой и Эдуардом Чекмазовым. Ещё одна постановка по классике – «Обрыв» от Адольфа Шапиро. Здесь в главных ролях: Анатолий Белый и легендарная эфросовская актриса Ольга Яковлева. «Повернуть артиста неожиданной стороной – это и есть самое интересное в театре, – рассказал худрук МХТ Олег Табаков. – Наши актёры довольно последовательно пробуют себя в режиссуре. И вот ещё один новобранец по этой части – Игорь Золотовицкий. Как только созреет, у меня есть шутейная, что ли, затея: в «подвале» («Табакерка». – Ред.) «Женитьбу» будет ставить Олег Тополянский. У нас в МХТ – Золотовицкий. И, уверяю вас, зрители будут ходить и туда, и сюда – сравнивать».

Сам Табаков появится в спектакле «Теплица» (пьеса Гарольда Пинтера) от авангардиста и неформала, создателя питерского «Формального театра» Андрея Могучева. «Сетований на сокращение денег в культуре не получите, – прямо заявил нам Олег Павлович. – Когда в театре аншлаги, общее сокращение дотаций непринципиально. Я последний раз играл при неполном зале в Казахстане во времена освоения целины – просто там спектакль начался раньше, чем кончилась вечерняя дойка». Тем не менее худрук МХТ надеется найти спонсоров на постановку «Соломенной шляпки» некоего француза и на ещё один проект – «Молодой англичанин».

Тем временем в Театре сатиры активно готовятся к празднованию 85-летия. «Нам объяснили, что 85 лет – это не юбилей, но для нас это всё равно знаменательная дата, и мы готовим юбилейное обозрение, своеобразный экскурс по музыкальной биографии театра, – рассказал Александр Ширвиндт. – Это наш жанр: Театр сатиры начинался с обозрения в 1924 году, периодически возвращался к нему. Мы делали обозрение «Андрюша» в память Андрея Миронова и «Нам всё ещё смешно» к 80-летию. Нынешнюю работу мы назвали нахально – «Триумф на Триумфальной». Дело в том, что в нашем театре в отличие от большинства драматических коллективов, есть свой живой оркестр. Когда мы подняли документы, связанные с музыкальной историей театра, то увидели, что первым завмузом был Исаак Дунаевский, а потом с театром сотрудничали такие известные композиторы, как Щедрин, Мурадели, Гладков, Богословский, Тухманов, Френкель и другие. Это была замечательная музыка, и мы решили пройтись по ней сегодняшним глазом».

В Театре имени Пушкина поставили трагедию Марины Цветаевой «Федра», причём на постановку был приглашён французский режиссёр Лукас Хемлеб, а в главных ролях заняты французская актриса русского происхождения Татьяна Степанченко и Вера Алентова. Сам же проект приурочен к Году России – Франции 2010 и делается совместно с французским театром «Феникс» и Международным Чеховским фестивалем.

Худрук театра Роман Козак выпустит «прозаическую» классику: «Бешеные деньги» Островского с Виктором Вержбицким, Иваном Ургантом, Александрой Урсуляк и Николаем Фоменко. Ещё одна трагедия появится под конец года в Театре наций: «Ромео и Джульетту» Шекспира в изобретённом им самим жанре саундрамы (представления, в котором музыка и слова плавно перетекают друг в друга) ставит режиссёр и композитор Владимир Панков. Малый театр собирается побаловать зрителей «Кабалой святош» Булгакова в постановке Владимира Драгунова. В Российском академическом молодёжном театре (РАМТ) планируется показ мюзикла «Алые паруса» по повести Александра Грина в постановке худрука Молодёжного театра Алексея Бородина. Главные роли исполнят Нелли Уварова и Евгений Редько. В довершение РАМТ продолжает свой экспериментальный «Ночной проект»: для полуночников Павел Сафонов поставит набоковское «Приглашение на казнь». Театр имени Ермоловой анонсирует три премьеры. Две из них – по классике. Приглашённый режиссёр Александр Огарев поставит «Весеннюю грозу» Теннесси Уильямса, а Галина Дубовская, уже не первый раз выпускающая премьеру в Ермоловском, репетирует комедию Островского «Красавец мужчина». В Театре на Малой Бронной сезон уже открылся – премьерной «Аркадией» Тома Стоппарда в постановке худрука Сергея Голомазова. Он же поставит ещё два спектакля – «Варшавскую мелодию» Леонида Зорина с Даниилом Страховым и «Яму» по повести Александра Куприна.

В Московском ТЮЗе тоже не обошли классику стороной. В октябре пойдёт новый спектакль Камы Гинкаса «Записки сумасшедшего» по Гоголю, в главной роли – Сергей Маковецкий. Затем стартует «Кроткая» Достоевского в постановке Елены Керученко. В конце октября Кама Гинкас представит собственную инсценировку «Медеи», написанную по Аную, Сенеке и стихам Бродского. В Et Cetera сезон откроют вовсе не классикой, а мюзиклом Мела Брукса «Продюсеры». Зато следующей премьерой театра станет инсценировка повести Александра Куприна «Олеся». Худрук театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз обещает, что сезон в его коллективе будет богатым на премьеры: на данный момент идёт работа над «Русским горем», музыкальной версией комедии Грибоедова «Горе от ума».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *