Что общего между законами природы и законами общества
ЕГЭ. Общество. Тема 14. Общество и природа
Человек, общество — это часть материального мира. Как часть единого целого, природа и общество имеют некоторые общие особенности, но в то же время и отличаются друг от друга. Давайте в этом и попробуем разобраться: что общего и в чём различия природы и общества.
Сначала дадим определение, что такое «природа»
Определение понятия «природа»
Природа в широком смысле – это вся Вселенная. Конечно, в курсе обществознания мы изучаем особенности не этой Вселенной, а той её части, где живёт человек.
Природа в узком смысл е — окружающая человека среда, в которой он живёт, биосфера.
( материальную и духовную), эту среду ещё называют второй природой.
Сходства и различия природы и общества
ПРИРОДА | ОБЩЕСТВО | ||||||||||
Сходство: Природа и общество взаимодействуют друг на друга, причём в двух аспектах: положительном и отрицательном. Взаимодействие общества и природы
Влияние человека на природу — это единство созидания и разрушения. Некоторые ТЕРМИНЫ: Ноосфера — сфера разума, область существования разумных существ. Ойкумена — заселённая человеком часть земного шара ( от греч. обитаю, населяю). Правовая защита природы1.На международном уровне Цель: исследование развития человека в эпоху НТР. Выступают за разрядку международной напряжённости. Цель: обеспечение экологической безопасности человечества. Входит в неё более ста государств. Создана в 1971г, Россия вступила в 1989г. Цель: обеспечить ядерную безопасность и защиту окружающей среды. 1.Конституция РФ. Статьи 42,58(см. Конституцию РФ). 4.Лесной кодекс. 1997г.и др. Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна Что общего между законами природы и законами общества
Общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Отличия общества от природы: Отличия природы от общества: Сходство общества и природы – являются динамическими системами. Основные формы взаимодействия общества и природы:
Взаимосвязь природы и общества. Эту взаимосвязь нужно исследовать с двух сторон: В настоящее время обозначена более менее четко структура системы природа – общество. Какова структура данной системы: основными полярными элементами этой структуры являются природа общества. Связующими элементами этой структуры и ее единства выступают следующие элементы. Проблема взаимодействия природы и общества относится к числу вечных проблем. Она постоянно актуальна, пока существует общество, по-новому встает и по-новому решается в каждую историческую эпоху. С новой небывалой остротой она возникла и в наше время. Уже сейчас человечество стало главной силой в процессах миграции вещества и энергии на поверхности нашей планеты, и эта тенденция будет нарастать дальше. Всю историю можно в общих чертах разделить на несколько основных этапов эволюции взаимодействия природы и общества. Общество и природа. Особенности взаимовлияния человека и природыПрирода – это вся Вселенная (в широком смысле) и окружающая людей среда, биосфера (в узком смысле). Человек, общество и природа являются не тождественными, а специфическими частями материального мира. Природа и общество являются двумя составляющими элементами жизненной среды. Но в отличие от других природных существ, человек – не просто природное существо, а человеческое природное существо, т.е. существо, которое существует для себя самого. Чтобы понять и исследовать материальную систему «общество – природа», необходимо учитывать всю совокупность связей, взаимовлияний и взаимоотношений, что образовались и существуют в географической оболочке Земли. Её компоненты образуют единое и неразрывное целое и являются особым явлением природы. Биосфера – это оболочка Земли, населённая жизнью. Ноосфера – это область наличия разумных существ. Ойкумена – это заселённая людьми часть Земли. Социосфера – это околоземное пространство, которое охватывает человечество и изменяемую им природную среду. Географическая оболочка ЗемлиЗемная географическая оболочка состоит из: В этой географической оболочке происходят разнообразные процессы с неорганическими и органическими веществами. Материя испытала сложную эволюцию, в результате чего появились разнообразные формы жизни, высшей из которых является человеческое общество. С появлением жизни на Земле между органическим миром и неорганической материей установилась тесная взаимосвязь, основу которой составляло получение организмами питательных веществ из неживого вещества. Живые организмы производили активное влияние на все оболочки планеты, состав атмосферы, гидросферы и литосферы, что способствовало накоплению органического материала и созданию плодородного поверхностного слоя. Таким образом, биосфера формировалась и видоизменялась под влиянием живого вещества. Сейчас насчитывается до 500 тыс. видов растений и 1,5 млн. видов животных. Жизнь зародилась в океане, но сейчас большинство организмов живёт на суше. В мировом океане насчитывается 160 тыс. видов животных и растений. Сходства и различия природы и обществаСходства: Различия: История соотношения природы и культурыКультура называется Natura (от лат. nat – порождать). Под этим словом понимается материальный мир, совокупность органических и неорганических материалов. В славянских языках с XVIII в. употребляется слово «природа» (корень – «род»). Широко распространённым является определение культуры как второй природы (пространства, которое образовано людьми с целью самосохранения). Соответственно природой называют всё, что не является результатом человеческой деятельности. Человек преобразует, трансформирует природные объекты, например, выведение новых видов злаков, приручение животных. Природа стала первым предметом сакрализации (об этом свидетельствуют все древние верования): В древние времена культура не отделялась от природы, человек существовал с окружающей средой в гармонии. Лао Цзы (VI-V вв. до н.э.) утвердил правило, согласно которому человек должен следовать своему естественному пути и не нарушать изначальных законов природы. Однако соотношение культуры и природы сопряжено с глубокими конфликтами, которые начались ещё при существовании древних цивилизаций. Так, существует версия о том, что самая большая пустыня Земли, Сахара, возникла в результате пагубной человеческой деятельности – вырубки лесов и иссушении озёр (примерно 3000 л. до н. э.). В эпоху Средневековья в Европе природа становится для человека источником греховности, искушения. Человек не распространяет гармонию, а пытается преодолеть собственное несовершенство. Противопоставление природы и культуры начало остро восприниматься в XVIII веке. Жан Жак Руссо писал о негативном влиянии цивилизации. Развитие наук привело к деградации морали. Однако в целом в эпоху Просвещения и в Новое время господствовала точка зрения о покорении человеком природы. Питирим Сорокин проявлял связь между природными условиями и социальным государственным устройством. По его мнению, демократия утверждается быстрее в странах, где для того существуют природные преграды (северные страны – Швейцария, Нидерланды), чем там, где таких преград не существует и царит монархия. Немецкий биолог Е. Геккель ввёл термин «экология» – наука об отношении живых организмов и окружающей среды. Д. С. Лихачев – автор термина «экология культуры». В начале XX века возникает движение «космизма», представители которого (К. Циолковский, В. Вернадский) рассматривают Вселенную как взаимосвязанную систему, а человечество – как её элемент. В начале XX века З. Фрейд приходит к выводу, что культура – механизм репрессий, в человеке органически не могут сосуществовать социальное и естественное. Отношение природы и общества в древнегреческой культуреВся древнегреческая мифология была проникнута восхищением мира и рисовала прекраснейшие его картины. Исстари сложилось и распространилось по всему свету сказание о птице Феникс, воплотившей в себе представление о вечном обновлении природы, воскрешающей из пепла и олицетворяющей непреходящую молодость природы, её вечную красоту. Мифы о богах в греческой мифологии, олицетворявших времена года, цветение и плодородие природы, энергию земли, солнца, воды, соседствовали в ней с многочисленными преданиями о совершенной физической красоте богов, прообразом которых был сам человек. Это представление о красоте греки воплощали в своей скульптуре, ставшей на все времена совершенным образцом и эталоном в мировом искусстве. В эстетическом восприятии природы древним грекам виделся глубокий смысл и радость жизни. Философ Анаксагор на вопрос, для чего он родился, ответил: «…для созерцания солнца, луны и неба». Аристотель называл признаки красоты в природе: Безобразное в природе, как и в творениях человеческих, есть, по представлению Аристотеля, нарушение такой целесообразности. Гераклит рассматривал природу как арену столкновений различных естественных сил, безбрежное поле борьбы противоположностей. В единстве противоположностей он увидел красоту. Всеобщим законом красоты являлась гармония, под которой он понимал: Так, по Гераклиту, образуется гармония, основа всей жизни и искусства древних греков. Пифагор тоже видел мир как гармонию и разрабатывал её учение. Он называл вселенную Космосом, имея в виду «лад», «гармонию», «красоту». Без внутренней связи всех вещей, без движения противоречий и примирения противоположностей, без вездесущего ритма, то есть без гармонии, мир не мог бы существовать, считали пифагорейцы. Влияние природы на обществоПоложительное: Отрицательное: Влияние общества на природуПоложительное: Отрицательное: В целом, общественное влияние на природу представляет собой единство созидания и разрушения. Измерения структуры биосферыПрофессор Г. В. Платонов в 70-е годы XX ст. предложил такую систему измерений природы: Геологическое измерение биосферы охватывает 3 геологические оболочки: Геохимическое измерение включает четыре компонента: Экологическое измерение включает в себя: Биосфера неоднородна и состоит из относительно небольших целостных и устойчивых элементов (болота, водоёмы, поля, луга, леса). Биогеоценоз – собрание на определённом участке земной поверхности одинаковых взаимодействующих, связанных обменом веществ и энергии природных элементов – горной породы, почвы, растительности, животных и микроорганизмов. Биогеоценозы являются структурными единицами биосферы, а биосфера – системой биогеоценозов. Биоты – это совокупность растений и животных. Противоречия отношений общества и природыПротиворечия между обществом и природой возникают с появлением человека и обусловлены двояким отношением человека к природе: Подходы к периодизации взаимодействия «общество – природа»Всю историю взаимодействия общества и природы можно разделить на несколько периодов и этапов. В научной литературе встречаются различные подходы к периодизации истории этого взаимодействия и её взаимодействующих сторон. Часть исследователей в основу периодизации и взаимодействия общества и природы кладут разделение общества на 5 общественно-экономических формаций. Определённого распространение получила точка зрения, согласно которой историю взаимодействия общества и природы разделяют на 4 периода: Эта классификация основывается на разных принципах: Согласно Ф. Энгельсу, история общества делится на 3 периода: Известный российский учёный Г. В. Платонов предлагает дополнить эту периодизацию, учтя результаты современных научных исследований, характер и масштабы изменений, произошедших в системе «общество – природа». Он называет такие основные периоды и этапы взаимодействия общества и природы: Географический детерминизмИдеи географического детерминизма развивались французским социологом и экономистом А. Тюрго, английским историком Г. Боклем, российскими учёными и публицистами, многими другими мыслителями прошлого века. Так, И. Л. Мечников доказывал, что развитие общества определяется физико-географическим средой и прежде всего – гидросферой. Он также выступал против попыток отдельных учёных дать научное обоснование расизма, и против социологов, которые распространяли биологические законы на общество. Критерий социального прогресса И. Л. Мечников видел в росте солидарности людей и свободы общества. Такие концепции формировали материалистическое мировоззрение, выступали против мистификации истории. С возникновением материалистических учений об обществе, актуальность концепций географического детерминизма теряет свою остроту. ГеополитикаГеополитика – это политическая доктрина, которая абсолютизирует роль географической среды в жизни государства. Исторически она возникла как попытка дать «теоретическое» обоснование: Аргументация для оправдания таких действий всегда находилась. Один из теоретических основателей геополитики – немецкий географ и этнограф Ф. Ратцель. Он рассматривал народы (государства) как живые организмы, которые, чтобы жить, размножаться, должны вести борьбу за «жизненное пространство». Именно он обосновал роль географической среды в жизни народа до уровня абсолютной ценности. Но сам Ф. Ратцель не был ни фашистом, ни шовинистом. Наоборот, очень ценил вклад в развитие мировой культуры разных народов. Но его идеи получили широкой поддержки со стороны других геополитиков (Ю. Челлена, К. Хаусхофера, О. Маулля и др.), особенно в Германии. Активными сторонниками геополитики в XX в. были А. Гитлер и И. Сталин. Сегодня понятие геополитики широко используется в современной политической терминологии для обозначения любой политики, связанной с решением (главным образом) территориальных вопросов. То есть он постепенно избавился от сугубо отрицательного содержания. НоосфераЦелесообразно различать два понятия ноосферы: Ноосфера включает географическую среду, геосферу, биосферу и человеческую деятельность, человеческий разум во всех формах его проявления: здания, дороги, телесвязь, производство, обмен товаров, транспорт, электростанции и т.п. Благодаря этому поддерживается равновесие самой природы. Например, вмешательство в генофонд растений, животных и самого человека, влияние на изменение климата, изменение уровня воды в мировом океане, загрязнение атмосферы и почв канцерогенными веществами, радиоактивным облучением и т.п. Человек, а точнее человечество, сегодня уже так влияет на биосферу своей деятельностью, что сама собой без участия разума, без целенаправленных и последовательных усилий со стороны человечества (государств, организаций, коллективов, движений, партий) равновесие в этой сфере не сможет поддерживаться. Современное состояние отношений общества и природыВ ХХ в. человек максимально отдаляется от своего естественного состояния: В XXI в. распространяются экологические движения. Всё больше учёных говорят о том, что человечество может развиваться только в гармонии с природой. Правовой защитой природы на современном этапе занимаются ряд международных организаций и объединений: Вопрос 32 : Специфика социального познания. Законы природы и законы обществаОбщество– выделенное из природы системное образование, представляющее собой исторически меняющиеся формы жизнедеятельности людей, проявляющейся в развитии социальных институтов, общностей и индивидов. Специфика социального познания: 1. объектом познания выступает сам человек (или люди). 2. объект социального познания полиструктурен. 3. объект социального познания мобилен (подвижен). 4. социальное познание зависит от системы ценностей. 5. предмет познания небезразличен объекту. 6. проблема закона (закон – это устойчивые необходимые повторяющиеся связи между явлениями); в социальной философии сложилось две точки зрения на законы социального развития: 1) в социальном познании нет повторения, нет законов, каждое событие уникальное; школа неокантианцев: Риккерт, Виндельбанд. 2) в истории действуют законы, но они имеют свою специфику; эти законы действуют как законы тенденции; марксистское направление. Единство социальных законов с законами природы проявляется в следующем: 1. и законы природы, и законы общества реализуются независимо от того, знаем мы о них или нет, познаны они или не познаны. Человек не может отменить ни законы развития природы, ни законы развития общества. 2. изменение материальных условий влияет на проявление и действие как общественных, так и природных законов. 3. эти законы познаваемы. 4. законы природы и законы общества можно использовать. Отличия социальных законов и законов природы: 1. среди законов природы есть и вечные (например, закон всемирного тяготения) и очень долговременные. Законы же общества не вечны; они возникают с образованием общества и прекращают свое действие с уходом с исторической арены конкретного общественного образования, формации. 2. законы природы действуют стихийно, а социальные законы осуществляются через сознательную деятельность масс людей. 3. законы развития общества и законы природы различаются по своей сложности; социальные законы имеют более сложный характер, чем законы природы. Подходы классификации социальных законов: 1. по времени длительности: · всеобщие (охватывают все основные сферы жизни общества и функционирующие на протяжении всей истории – напр., закон соотношения общественного бытия и общественного сознания) · специфические (присущи отдельным сферам социума в рамках определенной ступени его развития – напр., закон прибавочной стоимости). 2. по функции, которые они выполняют: законы структуры, функционирования, развития. Программа – совокупность наиболее общих принципов познания. В обществознании выделяют следующие: 1. натуралистическая(редукционистская). Общество рассматривается как особая сфера природной реальности, описывается лишь как живая популяция. В познании общества используются методы естественных наук. Тип общественного устройства и ход истории определяется якобы генетическими, расовыми и половыми особенностями человека (социобиологическая концепция; Уилсон, Докинс), спецификой географической и природно-климатической среды (географический детерминизм; Мечников, Монтескье), ритмами солнечной активности и космических излучений (биологическая школа; Гумилев, Чижевский) и т.д. В данной программе человек уподобляется социальному атому, а общество – механическому агрегату индивидов-атомов. 3. психологическая. Главный фактор общественного развития – психологический. В субъекте надо выделять как бессознательные, так и сознательные механизмы поведения, и поэтому понять историю можно, только поняв психологию. Фрейд, Адлер. 4. социологическая. В обществе выделяется субъект и действия субъекта; ставится вопрос о факторах, источнике и движущих силах социального развития. Так, в философии марксизма основные исторические формы общественного устройства определяются по ведущему типу организации материального производства. Общественная система в целом есть единство главных сфер общественной жизни – материально-производственной, экономической, социальной, политической и духовной. Действующими причинами общественного развития выступают «эмпирические индивиды», стремящиеся обеспечить свои потребности, улучшить условия и обстоятельства жизни. Представители: Маркс, Вебер, Парсонс. Подходы к трактовке общества: 1. общество как объективная реальность: общество существует вне и независимо от сознания людей, в обществе действуют объективные законы; эти законные определяют деятельность людей; в обществе присутствует и субъективный фактор, но он вторичен. Такой подход проявляется, например, в экономическом детерминизме, или экономократизме (Лафарг, Меринг, Шулятиков, Джонс): экономический фактор рассматривается как определяющий, от которого безусловно и однозначно зависит развитие других феноменов общественной жизни – политики, права, нравственности. 2. общество как духовная реальность: сущность общества в духовных феноменах. Общественная жизнь, по существу своему, духовна, а не материальна. Такой подход выражен в идеократизме. Представители: Соловьев, Бердяев, Ясперс, Сорокин, Шпенглер, 3. общество как объективно-субъективная реальность: признание дополнительности объективной и субъективной сторон общества как системы. В мире существуют обладающие сознанием, волей и интересами люди, которые, вступая в отношения и взаимодействия друг с другом, стремятся реализовать эти интересы. В процессе коллективного сосуществования не все зависит от желаний и действий человека – многое определяется независимыми от него необходимыми и устойчивыми нормами отношений между людьми. В этих нормах (правилах) зафиксированы не зависящие от желания и воли конкретного человека объективные закономерности, свойственные именно связям, взаимодействиям и отношениям между людьми. Методы изучения общества: 1. индивидуализирующий: предмет познания – один человек; общества как такового нет, есть только отдельные люди; все в обществе зависит от сознания человека. Цель познания: раскрыть смысл, лежащий в деятельности отдельного человека. 2. универсалистский (генерирующий): общество не сводимо к отдельным людям, общество – нечто целое; главный вопрос – что предопределяет деятельность людей; человек рассматривается как отдельный элемент общества; основа развития общества – интерес общества, а не интерес отдельного человека. 3. корпоративный: выделяется не отдельный человек и не общество, а класс, т.е. подсистема. Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
|