Что общего между турками и армянами
Армяне, иранцы и турки. Что общего и почему они враждуют
История отношений этих близких по генетике народов, которые вобрали в себя гремучую смесь разных племен, уходит в далекую историю и связана с различными периодами их взаимного противостояния.
Армяне
Согласно данным исторической науки, Армения — это одно из древнейших государств на территории Азии и Европы. Примерно в XII веке до нашей эры на территории Армянского нагорья начался процесс формирования армянского народа, который завершился к VI веку до н. э.
Как считают исследователи, современные армяне являются потомками нескольких народов, в числе которых хурриты, урарты, лувийцы и другие племена. После падения государства Урарту первое Армянское царство возникло в диапазоне между III и V веками до нашей эры. В дальнейшем история армянской государственности постоянно находилась под мощным давлением других стран и народов, которые в разные времена были гегемонами на данной территории — Персия, Рим, Византия, Османская империя и другие. Периоды независимости сменялись захватом и даже выселением местного населения в другие земли.
В начале IV века нашей эры Армения стала первой страной, которая приняла христианство в качестве государственной религии. Среди армян наиболее распространены следующие Y-хромосомные гаплогруппы: R1b (26,5 %), J2 (19,5 %), J1 (13 %), G2a (9,5 %), E1b (6,8 %), T (5,5 %), R1a (5%)
В прошлом Персия. Одно из древнейших государств на территории современной Азии. Заселение территорий Ирана началось еще в глубокой древности. Иранцы, также, как и армяне, возникли из нескольких разных народов — парфяне, мидийцы, персы, бактрийцы, белуджи и некоторые другие. Первым иранским государством было Мидийское царство, основанное в конце VIII — начале VII века до н. э. Мидийцы вместе с вавилонянами разгромили Ассирийскую империю, захватили северную Месопотамию и Урарту. Государственной религией долгое время был зароастризм и лишь после арабского нашествия стал ислам.
Национальные идеи армян и иранцев (оба народа относятся к индо-европейской или индо-иранской языковой группе народов), их взгляды на культурно-историческое развитие имеют много общего. В тоже время Иран до сих пор имеет территориальные претензии на земли Азербайджана и Турции. Генетические исследования иранцев показали преобладание следующих наследственных Y-хромосомных гаплогрупп: J2 = 34%, G = 16%, J1 = 13%, R1a — 10%, R1b — 5-7%, E1b — 5%, T — 5%
Турки
Турция — самое молодое государственное образование в этом регионе. Впервые турки-сельджуки появились на землях Закавказья в середине XI века, когда началось их массовое нашествия в данный регион. Захват и освоение ими Малой Азии и Закавказья завершились созданием Османской империи. Генетические исследования турок показали преобладание следующих наследственных Y-хромосомных гаплогрупп: J2 = 24%, R1b = 16,0%, G = 10,9%, E1b = 10,7%, J1 = 9%, R1a = 7%, Т = 2,5%
Азербайджанцы
Следуют пожалуй заговорить и про Азербайджан в контексте данной статьи. Государственность фактически возникла только после развала СССР. По языку практически не отличаются от турок, но по религии, как и иранцы, преимущественно шииты. Это связано с тем, что данный народ большую часть своей истории существовал в составе Ирана (и ранее Персии). Генетические исследования азербайджанцев показали преобладание следующих наследственных Y-хромосомных гаплогрупп: J2 = 26%, J1 = 14%, R1b = 13,0%, G = 11,9%, R1a = 8%, E1b = 7%, T = 4%
Жизнь четырех соседей
По сути, как мы видим, все четыре народа мало отличаются по своей наследственности и произошли из смешения разных, но одних и тех же по происхождению предков. В основе их генотипов лежат 5 основных гаплогупп:
Почему эти народы постоянно враждуют?
Основной принцип вражды, который работает до сих пор в нашем мире — это принцип «свой — чужой». Главные различия этих народов связаны вовсе не с происхождением и наследственностью, а с религией и языком.
Иранцы (персы) и турки имеют общую религию — Ислам, но разные ее ветви. Турки преимущественно сунниты, а иранцы — шииты. Армяне же являются православными христианами, но у них есть общие предки с иранцами и говорят они с ними на родственных индо-европейских или индо-иранских языках.
А так как наследственность сразу не определишь и в глаза она не особо бросается, то главными признаками «своего» или «чужого» выступает именно религия и язык. Поэтому более существенные языковые и религиозные различия между армянами и турками, нежели между армянами и иранцами, или турками и иранцами, и создавали всегда большую напряженность именно в среде этих двух народов.
Основная же вражда всегда шла из-за ресурсов и территорий, на которых они проживали. В разные периоды истории эти территории то расширялись, то сужались, в зависимости от того на чьей стороне была сила. А для того, чтобы противостояния враждующих сторон было более эффективным очень важно найти различия между ними, и чем большими они окажутся, тем яростней будет вражда и ненависть людей друг к другу.
Этим всегда умело пользовались правящие элиты разных народов. А в тех случаях когда отличий оказывалось очень мало, то их срочно создавали в головах народных масс, опираясь, например, на небольшие антропологические, языковые, идеологические или религиозные различия людей. Дальше создавались легенды и мифы об избранности тех или других рас, наций, народов или даже социальных групп.
К сожалению, как в прошлом, так и сегодняшнем мире для того, чтобы эффективно руководить народными массами, элитам требуется манипулировать их чувствами и создавать в лице конкурента образ врага, а не друга.
Филипп Экозьянц: «Армяне и турки и по сей день – очень близкие родственники»
«Вестник Кавказа» продолжает серию интервью с известным исследователем истории Кавказа и Ближнего Востока Филиппом Экозьянцем, посвященную развенчанию исторических мифов об этом макрорегионе. Сегодня мы поговорили об исторических, родственных связях армянского и турецкого народов.
— Современная идеология армянства зиждется на представлении о турках как о полностью чуждом армянам народе, его естественном, природном враге. На этом основании в свое время был разожжен и поддерживается до сих пор нагорно-карабахский конфликт: Роберт Кочарян прямо заявлял, что армяне и азербайджанцы генетически несовместимы. Что говорят исторические факты о чуждости или, наоборот, родственности армян и турок, а также азербайджанцев?
Я приведу в пример деревню, в которой жил мой дед Мелксед и в которой мне посчастливилось побывать год назад. Эта деревня находится высоко в горах, около 2 км над уровнем моря. Добраться туда в период с октября по апрель и сегодня непросто. До ближайшей деревни несколько километров по горной дороге, до небольшого города – примерно 50 км. В начале XX века, не говоря о более ранних веках, всякая поездка в соседнюю деревню была трудной и опасной, а путешествие в город – довольно редким событием. В деревне примерно 60 домов, их количество принципиально не менялось в течение последних столетий. Часть жителей – около 25 семей – это армяне-христиане, другая часть – примерно 35 семей – турки-мусульмане. В течение минимум 300 лет эти семьи жили вместе в одной деревне, которую покидали лишь изредка. Межконфессиональные браки случались здесь часто, были естественными, и никто не воспринимал их как нечто из ряда вон выходящее. Бывало, что невеста или жених принимали религию будущего супруга. Любому здравомыслящему человеку понятно, что все эти люди были и остаются родственниками.
Рассказы жителей деревни, совпадали с тем, что говорил мой дед: мы были одной большой семьей. В начале XX века из 25 армянских семей ушли – ушли, а не были истреблены! – примерно 10-12 семей, испугавшиеся того, что после отступления российской армии местные христиане подвергнутся уничтожению: кто-то распускал такие слухи. Большая часть армян осталась, их потомки и сегодня живут в нашей деревне. Мой дед говорил, что, когда армяне уходили, турки помогали им с едой, одеждой, давали провожатых. То же самое поведали мне и современные жители, которые помнили рассказы своих дедов и прадедов, добавляя, что, когда провожали армян, все плакали: расставание было очень тяжелым, ведь прожили вместе несколько столетий. К сожалению, многие из тех, кто покинул деревню, погибли, включая турков, которые сопровождали армян – погибли от холода, от голода, от рук разбойничьих банд, которых во время войны было очень много. Добавлю, что, даже если не все правда в той части, где говорится о чувствах и переживаниях односельчан, то сухие факты о местоположении и труднодоступности нашей деревни, о ее конфессиональном и национальном составе красноречиво свидетельствуют о том, что местных армян и турков связывает кровное родство.
Родственность армян и азербайджанцев, я уверен, примерно такая же, с той лишь разницей, что армянских поселений (а точнее, христианских; поскольку сегодня армянами почему-то называют потомков всех христиан Персии, многие из которых армянами не были) в XVI-XIX веках здесь было на порядок меньше, чем в Османской империи.
Что касается высказываний Роберта Кочаряна, я допускаю, что он мог думать и говорить о «генетической несовместимости» армян и азербайджанцев, однако, я не нашел полной записи его выступления в ПАСЕ в январе 2003 года, и не могу обсуждать то, чего не слышал.
— В какой исторический период, кем и зачем формируется представление о чуждости турков и азербайджанцев для армян? Какие группы армянского народа поддерживали разжигание этой межнациональной розни, а какие, наоборот, сопротивлялись ей?
— Можно говорить с уверенностью, что первую волну разногласий в эти края принесли католические миссионеры. Им удалось переформатировать часть христиан восточного обряда и использовать их силу против османов. Наиболее успешной их деятельность оказалась в армянской среде. Первые волнения случились вокруг католической миссии в Эрзруме в конце XVII века, когда турецкий наместник выступил на стороне армянской церкви в ее конфликте с католиками. Это тема для отдельной беседы, но можно сказать с уверенностью, что именно с появлением миссий, направляемых в этот регион римскими папами, внутри Османской империи и Персии начались межконфессиональные проблемы, которые впоследствии стали называть «межнациональными» (беру это слово в кавычки, поскольку считаю его традиционное применение в данном случае неверным).
Приведу цитату из книги миссионера, который в составе каравана из турков, армян и других христиан и европейцев направлялся из Папской области через Алеппо в Эрзрум: «…я запасся сухарями, финиками и другими сухими фруктами и небольшим количеством кофе в дорогу протяженностью более 250 миль, которую я собрался преодолеть, и выехал из Алеппо, переодевшись в армянина для большей безопасности». Это было написано 24 марта 1685 года французским миссионером-иезуитом Филиппом Аврилем. Документы тех времен подтверждают, что армяне действительно были уважаемым народом в Османской империи, и путешествовать в ее пределах в одежде армянина было безопасней всего.
Идея полной чуждости – этнической, ментальной, духовной – появилась не ранее середины XX века. Я помню слова Шарля Азнавура, которые он произнес в интервью Владимиру Познеру, о том, что «для турка самое главное слово – честь». Я помню слова своего деда, который говорил о турках как о честном и исключительно чистоплотном народе. Родители Азнавура, как и мой дед, покинули Турцию в одно и то же время и говорили то, что знали, что слышали от своих родителей; их суждения о турках были естественными для тех поколений, и совершенно очевидно, что мысли об этнической несовместимости и прочих глупостях им просто не приходили в голову. Вообще, в чуждости друг другу невозможно убедить народы, которые продолжают жить вместе. Но если разделить их, растащить по «этническим клеткам» и подвергнуть «правильной» информационной обработке, то тогда добиться этого, конечно, не составит труда. Поэтому враги наших народов – турок, армян и азербайджанцев – заботятся, прежде всего, о том, чтобы мы были как можно дальше друг от друга, как можно больше сторонились друг друга.
— Почему антитурецкая повестка не была снята после гибели Османской империи и установления в Турции кемалистской демократии?
— Проблема была не в Османской империи. Османская империя изменилась, но не изменились те, кто веками трудился, расшатывая ее изнутри. И я считаю неправильным в этом вопросе делать акцент именно на армянстве, поскольку среди внутренних врагов Османской империи были представители всех национальностей и конфессий, в том числе и турки. По большому счету, это было гражданское противостояние.
— Каково отношение сегодня к туркам в армянских диаспорах за пределами Турции, с учетом того, что с событий 1915 года прошло более ста лет? Каков сегодня смысл в поддержании ненависти армян к туркам – кто выигрывает и проигрывает от этой вражды?
— У меня небольшой личный опыт в этом вопросе. Армянская диаспора неоднородна, поэтому я не могу позволить себе делать обобщения. Существуют региональные общины, которые поддерживают отношения с турками на дружественном уровне; есть такие, где общение с турками сведено на нет. Мне известно, что бакинские армяне и азербайджанцы общаются в Харькове, дружат, работают вместе, несмотря на то, что события, разлучившие их с родным городом, произошли совсем недавно; а вот с турками армяне практически не поддерживают отношения.
Однажды во Франции, недалеко от Парижа, в Сен-Женевьев-де Буа я искал гостиницу для съемочной группы и увидел людей, стоявших у дороги рядом с припаркованным автомобилем. Мы быстро выяснили, что они турки, а я армянин. Они показали мне, как добраться до приличной гостиницы, а затем еще несколько минут мы говорили о том, что давно пора мириться. Все уже примирились: русские с немцами, немцы с евреями и так далее, и так далее. Они говорили, что армян очень любили в Турции, а то, что случилось в 1915-1922 годах – это большая трагедия. Это они говорили, не я. В конце разговора я сказал, что мой дед из Турции. Тогда они сказали, что внешне я похож на анатолийского турка. На том и расстались.
Примирение, восстановление истинной истории взаимоотношений между нами – это в интересах обоих народов; и в большей степени – в интересах армян, поскольку именно мы оказались оторваны от своей огромной и по-настоящему древней семьи.
Европейцы или азиаты?
Будучи «лакомым куском», Малая Азия, как и всем известный Крым, сменила большое количество владельцев: хетты, ассирийцы, фригийцы и пр.
Но всё же если пытаться определить «самый коренной» народ Анатолии из ныне существующих, то, скорее всего, так можно назвать армян. У нас он обычно считается типично кавказским народом, хотя историческая территория армян гораздо обширнее.
Греки и армяне составили этническую основу новой империи, просуществовавшей аж тысячу лет. Армяне, проживающие к востоку от византийской границы, испытывавшие притеснения со стороны мусульманских государств, в больших количествах переселялись в Византию, в подданство к христианскому императору.
Великие западные походы
Османская империя не только восстановит утраченные сельджуками земли в Азии, но и окончательно уничтожит Византию, присоединив и её европейские территории. Язык тюрок-огузов в новой империи станет уже основным, государство будет иметь огромное влияние в Азии и Юго-Восточной Европе на протяжении почти 500 лет и распадётся после Первой мировой войны. Османы несколько веков являлись одними из главных геополитических противников Российской империи.
Гаплогруппа I (5.3%) принесена с Балкан. Вероятно, это потомки южных славян.
Теперь посмотрим на основные гаплогруппы армян, греков и персов:
Армяне: J2 20%, R1b 25%, J1 14%, G 14%, E1b1b 8%, I2 6%, T 5%
Греки: E1b1b1 27%, J2 25%, R1a 12%, R1b 12%
Персы: J2 35%, G 18%, J1 13%, R1a 8%, E1b1b 5%, T 5%
Видно, что структура гаплогрупп турок максимально похожа на структуру гаплогрупп армян. Также видно, что генофонд турок похож на греческий и персидский генофонд.
КОММЕНТАРИЙ:
Выводы обясняютя тем, что все гаремы турков были заполнены: русскими, греческими, армянскими женщинами.
Насколько близки армяне и турки?
В ходе одной святовойны (холивара) в комментах по поводу геноцида армян турками мне ответили мол: турки не родственны армянам, да и они сами виноваты..
Интересно отметить, что турки генетически очень похожи на армян. Что подтверждает сохранение в их генофонде мощного пласта
предшествовавшего тюркской инвазии населения.
Зона максимального генетического сходства со средне-армянской популяцией
удивительно схожа с границами Исторической Армении. Получение такого
результата, несмотря на то, что в настоящее время на этой территории по
преимуществу проживают хорошо генетически изученные турки, свидетельствует
о реально существующей генетической общности этих народов.
Иными словами, турки-сельджуки поглотили население Малой Азии (Анатолии) близкое к армянам.
Мало ли, что. Перестрахуемся работой Platt, D.E. [et al.]. Mapping Post-Glacial expansions: The Peopling of Southwest Asia / D.E. Platt [et al.] // Sci Rep. – 2017. V. 6. – P. 7:40338.
На графиках многомерного шкалирования,
полученных на основе RST дистанций, армяне вместе с
популяциями Ирана и Турции входят в один кластер.
Согласно результатам PCA анализа по
данным полногеномного генотипирования армяне объединяются в единый
кластер с грузинами и турками, обособляясь от популяций Юго-Западной
Азии.
А чтобы узнать куда армяне долгие годы вставляли палки туркам нужно всего лишь. читать далее
Я скорее поверю что это армяне оказали влияние на генофонд турков (до сих пор там куча криптоармян) чем турки на армян. Да бытует мнение что армяне раньше были светлыми а из-за турков, персов и прочих стали темнее но я вариацию этого мифа слышал и у узбеков, и у киргизов и у казахов. Достаточно просто открыть статью в вики про арменоидный или по другому ассироидный тип, чтобы понять что такая внешность у них с древнейших времен была.
Еще забыл об одном антагонизме
Армяне/турки. Арабы и евреи похлеще «дружат». Хотя как бы тоже из одной ветви.
Вот у некоторых армян забомбит-то с поста, хаха)
Армяне евреев придумали, и всё с этим связанное, что уж с турками там)))
у каждого человека свой генетический код, поэтому расшифровку генома человека и бросили. другое дело говорить о группе генов, которые принадлежат одной группе. вот по этой группе армяне и турки это одно и тоже, как русские и украинцы. они даже с виду похожы друг на друга и образ мыслей одинаков, хотя веры и разные
Эрдоган напомнил о фактах причастности США к геноциду
Фото: Umit Bektas / Reuters
Президент Турции Тайип Эрдоган, комментируя признание президентом США Джо Байденом геноцида армян в Османской империи в начале ХХ века, заявил, что тема геноцида может быть поднята по отношению к США, начиная от истребления индейцев и заканчивая войнами во Вьетнаме и Ираке.
«Если вы говорите «геноцид», посмотрите на себя. Об индейцах говорить не стоит – все и так известно. Так что вы не сможете прилепить ярлык «геноцид» к Турции. Относительно США могут быть открыты дискуссии по многим поводам: от Вьетнама до Ирака», – цитирует РИА «Новости» Эрдогана.
По его словам, «у армянской стороны нет никаких конкретных доказательств, как нет решения международного суда» по геноциду 1915 года.
Геноцид армян: малоизвестное и неизвестное
Автор: Антон Коженков.
Поговорим немного о малоизвестных событиях геноцида армян, о турецких врачах-убийцах, организации мстителей и отрицании этого самого геноцида.
В 1919-1920-х начал свою работу турецкий военный трибунал. Помимо прочего, там рассматривались дела врачей, проводивших эксперименты над армянами. Идеологически это обосновывалось доктором Мехметом Решитом как борьба с «опасными микробами», которым присваивался более низкий биологический статус. Эпидемия тифа среди турецких солдат вынудила докторов больницы Эрзинджана испытывать вакцину на армянских солдатах и кадетах. Данные эксперименты проводил Хамди Суат, отец турецкой бактериологии (да, она там есть). Спрашивается, как узнали про милого доктора? А он и не скрывал особо, опубликовав после оправдания результаты исследований с описанием экспериментов над «преступниками».
Добрый доктор Мехмет Решид
Все мы слышали про всемогущий «Моссад», находивший нацистских преступников едва ли не на Луне. Вот только они не первые, кто проворачивал подобные операции возмездия. Знакомьтесь, «Дашнакцутюн» и их «Немезида».
Ну и вишенка на холодном блюде мести: Энвер-паша, начальник Генштаба Турции, одно время едва ли не руководитель страны, был убит во время боя с Красной Армией (!) в Таджикистане. Как он там вообще оказался? Сбежал из страны, в Берлине познакомился с Радеком, тот предложил Энверу поучаствовать в мировой революции: возглавить басмачей против англичан. Согласившись, Энвер вскоре почувствовал, что Советы передумали использовать человека со столь «безупречной» репутацией (едва ли не главный энтузиаст в вопросе геноцида). В итоге, сдался басмачам, те помурыжили его в тюрьме, затем выпустили. Погиб от руки неизвестного красного всадника, срубившего ему на скаку голову и часть туловища. Спрашивается, а причем тут армяне? О смерти мы знаем из мемуаров чекиста Агабекова (настоящая фамилия Арутюнов, таки да, армянин), поэтому, пусть и весьма опосредованно, но армяне отомстили (красный командир, командовавший этой операцией, таки да, тоже в нарды играть любил, вы все еще верите в мировой еврейский заговор?).
А азербайджанцы то причем? Они тоже были не против прибить сотню другую иноверцев. Министр внутренних дел был застрелен в Стамбуле, убийцу признали виновным, но отпустили, поскольку действовал в состоянии аффекта (его депортировали в Грецию, потом уехал в США до конца жизни). Депутат II Госдумы Российской империи, первый премьер-министр Азербайджана был застрелен в спину в Тифлисе, там же был застрелен врач и политик Гасан-бек Агаев. Всех троих обвиняли в организации геноцида в Баку в 1918 году.
Что у нас в итоге? В ходе операции «Немезида» было убито 80 человек, прямо или косвенно связанных с организацией геноцида. «Дашнакцутюн» объясняла это тем, что они всего лишь приводили в исполнение приговор трибунала (заочно приговорили к смертной казни). Исполнителей, как правило, не наказывали, закон законом, но повод у них был веский. В общем, там где Моссад учился, «Дашнакцутюн» преподавал.
Для начала выясним, кому это выгодно. В 1923 году была провозглашена Турецкая республика, многие представители элиты этой страны так или иначе ранее участвовали в этом действе. Вдовам и сиротам убитых в ходе операции «Немезида» были назначены пенсии. Далее, Ататюрк в своих речах указывал, что армяне, гады такие, мешали формированию турецкой нации,
за что и поплатились. Вообще, если судить по его речи, кроме турок в стране никого не было, а значит не было и геноцида.
Мустафа Кемаль Ататюрк, главный турок и один из первых отрицателей геноцида
Далее, вы таки удивитесь, но здесь есть и рука американского империализма. Марк Бристоль, Верховный комиссар США в Турции, проводил политику укрепления влияния звездно-полосатой страны в регионе. Для сей благой цели он занижал число жертв, препятствовал эвакуации выживших армян из страны, заявлял, что христиане должны жить где-нибудь кроме Турции и т.д. и т.п. Кстати, сам он был вполне себе христианином, в честь его дипломатических подвигов даже были названы два корабля (класса destroyer, типа наших эсминцев). Спрашивается, а США-то зачем это? Так к северу от Турции растекается огромное красное коммунистическое пятно, да и в регионе традиционно главенствовали Великобритания да Франция. Бывший зам госсекретаря США Самнер Уэллес утверждал, что турки таким образом боролись с коммунизмом, уничтожая армян.
Разберем пару тезисов. Первый гласит, что турок спровоцировали сами армяне, которых надоумили миссионеры и русские. Тезис разбивается в пух и прах простым изучением дат: первая массовая депортация датируется 8 апреля 1915, а армянские восстания начались неделей позже, да и в конце XIX века случаи уничтожения армян также были зафиксированы, хотя армяне в массе своей были достаточно лояльны, служили в армии и платили налоги. Следующий тезис мой любимый: гибель армян была вызвана обменом населения, типа, менялись людьми, ну, и случайно завалили от 600к до 1,2 млн. человек. Тут без комментариев, чтобы так прогнуться, ну, мое почтение. Далее, несостыковки данных переписи населения использовались для снижения числа жертв. Контрится аргумент крайне просто: манипуляции со статистикой, ибо неведомым чудесным образом данные по налогам и сведения по переписи не совпадают от слова совсем (в переписи число людей снижено примерно в два раза, но налоговикам похер, у них своя задача).
Я, конечно, не великий моралист, но следующие два аргумента, мягко говоря, удивляют. Сравнивая геноцид с Холокостом, историки (кстати, два из трёх таки представители Б-гоизбранной нации) утверждают, что да, было, но вы сравните с Холокостом, вот там геноцид так геноцид! Вот только процент погибших европейских евреев составлял около 60 %, а армян 50-70%, организаторов Холокоста наказали, а про организаторов геноцида написано выше. Про компенсации вообще умолчу. И мой самый любимый аргумент: где пруфы, Билли?! Так уж вышло, что, внезапно, никакой документации толком не сохранилось, а те, что есть, само собой, подделаны лично Шайтаном. Кстати, WikiLeaks перехватили разговор консула США в Стамбуле с турецким историком Халилом Берктаем, где тот прямо говорил, что архивы были основательно подчищены.
Разбирать эти аргументы можно еще очень и очень долго, но суть останется прежней. В Турции за признание геноцида можно присесть на пару лет (статья 301 местного УК), геноцид признан и в США, но пока турки остаются верными союзниками в регионе, вопрос геноцида предпочитают не поднимать лишний раз.
Страны, признавшие геноцид (светло-зеленым выделены те, которые признали лишь на местном уровне)
А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.
Сбер: 4274 3200 5285 2137
Турки осквернили мемориал геноцида армян в Лионе (Франция)
Во Франции продолжается мусульманское безумие, вызванное карикатурами на пророка Мухаммеда, на которое наложился продолжающийся конфликт в Нагорном Карабахе. Утром 1 ноября в Лионе нападению подвергся мемориал геноциду армян. Его изрисовали оскорбительными надписями. Сообщается, что это сделали местные турки.
29 октября турецкие банды штурмовали улицы Лиона, угрожая армянской общине.Они также нападали на армянские предприятия, крича «где вы, армяне?». То же самое произошло три дня назад в Вене.
Тем временем маразм крепчал
Видео снято недавно в одном из штатов США. Радикально настроенные армяне пришли к земляку который держит макет под название Гарабах с претензией что они продают турецкую продукцию. Идёт словесная перепалка с нецензурными выражениями и претензиями что не назвал маркет артцахом, на что владелец оперирует что когда он открывал данный маркет арцаха ещё не было. Так же было предложено переименоватся в Турцию или Азербайджан. В общем маразм крепнет.
Добрый дядя, который помнит, что значит быть ребёнком
Из-за того, что тормоза на детском велосипеде не сработали, мальчик врезался в машину мужчины. И вместо того, чтобы кричать на него, мужчина купил ему новый велосипед. Действие произошло в Турции.
Чернокожие протестующие готовят массовые нападения на армян в Лос-Анджелесе
Похоже потомки армян, бежавших от геноцида в Турции более ста лет назад, могут столкнутся с новыми погромами. И это не в стране третьего мира, а в США.
Участвующие в массовых погромах в США афроамериканцы готовят нападения на представителей армянской общины Лос-Анджелеса. Об этом в ходе видеообращения на своей странице в социальной сети Facebook сообщил представитель армянской общины Лос-Анджелеса Бедрос Хаджян.
Он представил видеоматериал, на котором чернокожий активист, обращаясь к «своим черным братьям и сестрам», заявляет, что пора прекратить «произвол» со стороны армян и «восстановить справедливость». Афроамериканец в видео объявляет, что его якобы избили армяне, а также называет адрес нахождения армян.
Еще один афроамериканец на своей странице в Facebook призывает активистов начать «протесты» в Глендейле, где, по его мнению, «сосредоточены расисты».
О многочисленных подобных случаях сообщили и другие представители армянской общины, прикрепляя соответствующие видеоролики и посты, на которых чернокожие протестующие призывают к нападениям на представителей армянской диаспоры. Их поддерживают с призывами к насилию многочисленные пользователи соцсетей.
Эрдоган пригрозил США признать геноцид индейцев
Турецкий лидер призвал американских законодателей изучить порядка 1 млн документов времен Османской империи о событиях 1915 года, которые Анкара открыла для общего доступа.
«Нам также нужно выступать против вас с такими же решениями нашего парламента. И мы это будем делать. Разве можно молчать об индейцах, говоря об Америке?» — сказал Эрдоган в эфире телеканала A Haber.
Он подчеркнул, что истребление индейцев стало позорной страницей в истории США.
12 декабря сенат конгресса США принял резолюцию о признании геноцида армян Османской Империей. Документ гласит, что Штаты должны чтить геноцид армян путем официального признания и памяти. Резолюция была вынесена на рассмотрение законодателей на фоне ухудшения отношения Анкары и Вашингтона.
В конце XIX – начале XX века Османская империя осуществляла преследования армянского населения. По данным ряда историков, в 1915 году было убито более 1,5 млн армян. Факт геноцида признали более 20 стран, однако Турция считает некорректным использование термина «геноцид», утверждая, что в тот период шла братоубийственная война и обе стороны понесли большие потери.
США признали геноцид армян
Палата представителей США приняла резолюцию, в которой признается и осуждается геноцид армян в Османской империи. За принятие резолюции проголосовали 405 конгрессменов, 11 выступили против.
Об этом сообщает «Коммерсант» в среду, 30 октября, со ссылкой на Reuters.
Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу решение властей США назвал позорным.
«Это позорное решение тех, кто использует историю в политике, ничего не значит для нашего правительства и народа и не имеет никакой юридической силы,— написал он твитере.
В официальном заявлении турецкого МИДа говорится, что резолюция США противоречит международному праву.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян написал в твитере, что приветствует «историческое голосование» американских конгрессменов.
«Смелый шаг на пути к служению правде и исторической справедливости, которая также принесет утешение миллионам потомков армян, выживших во время геноцида»,— говорится в сообщении Пашиняна.
В настоящее время геноцид армянского народа признан 23 государствами, включая РФ, а также Европарламентом.
Конгрессмены США одобрили санкции против Турции
Пакет санкций США против Турции и ее финансового сектора одобрен палатой представителей Конгресса.
Как передает ТАСС, Белый дом, по мнению конгрессменов, также обязан ввести санкции в отношении Анкары в связи с покупкой этой страной зенитных ракетных комплексов С-400.
Напомним, Турция прекратила военную операцию после достижения договоренности с Москвой о мерах по прекращению конфликта на севере Сирии.
Операция «Немезида»: по уничтожению лидеров младотурок, ответственных за геноцид армян, ч. 2
Состоявшийся осенью 1919 г. в Ереване IX съезд партии Дашнакцутюн принял решение привести приговоры в отношении главарей младотурок в исполнение. Были рассмотрены 650 имен исполнителей и пособников геноцида, отобран 41 главный виновник. По имени богини мщения операция по осуществлению актов возмездия была названа «Немезида» (арм. Немезис). Операция «Немезида» (Немезис) явилась редчайшим случаем, когда целью террористической акции была попытка восстановить справедливость и отомстить за истребление народа.
Для руководства операцией был организован Ответственный орган (руководитель — Армен Гаро) и Особый фонд (руководитель — Шаан Сатчаклян). Оперативное руководство и материальное обеспечение операции осуществляли Шаан Натали и Григор Мерджанов. В сборе информации ключевую роль сыграл Грач Папазян, который под видом турецкого студента проник в эмигрантские круги младотурок.
Ликвидация осуществлялись следующим образом: сначала организовывалась группа в 3-5 человек для слежки, затем один, иногда (в случае, если турок сопровождался телохранителями) — 2-3 человека осуществляли убийство.
Основными организационными центрами операции были редакции газет «Чакатамарт» (Константинополь) и «Дрошак» (Бостон). Организаторы операции подчеркивали, что они лишь выполняют приговоры константинопольского суда, который в 1919 году заочно приговорил к смерти организаторов Геноцида армян.
19 июня 1920 года в Тифлисе убит бывший премьер-министр Азербайджана Фатали хан Хойский, как виновник резни армян в Баку в сентябре 1918 г. Одновременно был ранен бывший министр юстиции Азербайджана Халил-бек Хасмамедов. Убийство осуществил Арам Ерканян, вторым участником операции был Мисак Киракосян, раненый в ходе акции.
19 июля 1920 года в Тифлисе убит заместитель председателя Национального парламента Азербайджана Гасан-бек Агаев.
15 марта 1921 года в Берлине убит бывший министр внутренних дел Турции Талаат-паша, который стоял в «чёрном списке» под № 1. Убийца — Согомон Тейлерян.
5 декабря 1921 года в Риме во время конной прогулки убит бывший великий визирь (премьер-министр) в первом кабинете младотурок Саид Халим-паша. Убийца — Аршавир Ширакян — не был пойман и благополучно возвратился в Константинополь.
19 июля 1921 года в Константинополе убит бывший министр внутренних дел Азербайджана Бехбуд хан Джаваншир как несущий ответственность за резню армян в Баку в сентябре 1918 г. Убийца — Мисак Торлакян — предстал перед британским военным трибуналом, перед которым также выступили многочисленные свидетели сентябрьской резни. В октябре трибунал признал Торлакяна виновным в убийстве, но не отвечающим за свои действия как совершенные в состоянии аффекта, и выслан в Грецию.
25 июля 1922года в Тифлисе был убит бывший министр военно-морских сил Турции Джемал-паша, за свою жестокость получивший прозвище «мясник». Убийцы — Петрос Тер-Погосян и Арташес Геворгян, в организации покушения принимали участие также Заре Мелик-Шахназарян и Степан Цагикян.
Энвер-паша был убит 4 августа 1922 годав бою с частями Красной Армии в кишлаке Чагана в Таджикистане. Чекист Георгий Агабеков в своих мемуарах описывает операцию по обнаружению местонахождения Энвер-паши и цитирует рапорт командира конного дивизиона, атаковавшего штаб Энвер-паши: «Штаб басмачей во главе с Энвер-пашой бросился в горы, но наткнувшись на эскадрон, посланный в обход, принял бой. В результате боя штаб противника уничтожен. Успели спастись только трое. 28 трупов остались на месте боя. Среди них опознан и Энвер-паша. Ударом шашки у него снесена голова и часть туловища. Рядом с ним был найден Коран».
Ликвидаторы с портретами целей
Согомон Тейлерян над телом убитого Талаат-паши
Ликвидация 15 марта 1921 года Талаата-паши.
Согомон Тейлирян родился в 1896 году в Ерзнка. Род Тейлирянов до апреля 1915 насчитывал 85 человек, из которых в живых осталась только старшая дочь брата Согомона Мисака. И то ее нашли в доме курда. Сам он стал свидетелем изнасилования двух сестер и убийства матери и брата. Тейлеряну удалось выжить, когда турецкие солдаты оставили его умирать на куче раненых и мертвых тел (сёстры после изнасилования тоже были убиты).
Берлинский суд оправдал Тейлеряна как лицо, действовавшее в состоянии аффекта. На этом процессе немецкий адвокат Тейлерян, в частности, сказал: «Талаат-паша, Энвер-паша, Джемаль-паша и Назым-бей, именовавшие себя «защитниками ислама», в действительности, были атеистами!»
Тейлерян был признан находившимся в состоянии невменяемости в момент покушения и освобождён. Этот суд оказал большое воздействие на польского юриста Рафаеля Лемкина, позже предложившего термин «геноцид».
После суда Тейлерян около тридцати лет прожил в Сербии, несколько лет в Валево, затем в Белграде. Женился на армянке Анаит Татикян, стал отцом сына и дочери. В 50-х годах семья Тейлерянов эмигрировала в Америку. Умер Согомон Тейлерян в Сан-Франциско, похоронен во Фресно.
Образ Согомона Тейлеряна был возвращен из забвения в Армнской ССР 24 апреля 1965 года, в день памяти Геноцида армян, когда после запретов люди несли его портрет по улицам Еревана.
В 2010 году на русском языке вышла книга «Согомон Тейлирян. Покушение на Талаата». Воспоминания записал западноармянский писатель Ваан Минахорян. Впервые книга была опубликована в Каире в 1953 году в издательстве «Лусабер». Подлинник был переведен на восточноармянский язык сотрудниками Бюраканской обсерватории НАН РА З. Гарибяном и А.Осканяном.
Инициатор перевода «Воспоминаний» на русский язык, полковник КГБ запаса и автор ряда научных статей и публикаций по тематике «Психология спецслужб» Геворк Саркисянц рассказывает: «Возвращаясь к теме терроризма, особенно в современном освещении, следует иметь в виду позицию основоположника международного права Гуго Гроция, который утверждает в своем труде (О праве войны и мира): «Таким образом, если наша жизнь подвергается опасности вследствие коварства или насилия вооруженной рукой со стороны разбойников, то любое средство избавления — дозволено». Таким образом, следует констатировать, что публикация воспоминаний Согомона Тейлиряна «Покушение на Талаата» с учетом сложившихся реалий в современном мире – есть необходимая оборона!”
В числе достоинств книги Саркисянц отметил то, что в воспоминаниях «особо выделяется необратимость наказания предательства, на что почему-то, в частности, армянскими исследователями, обращается недостаточно внимания при рассмотрении миссии возмездия, которую Тейлирян добровольно взвалил на себя. Известно, что до покушения на Талаата Тейлирян расстрелял предателя Артина Мкртчяна (или Мкртич Арутюнян), вина которого в моральном отношении намного больше вины палачей-чужеземцев из Салоник. Он передал турецким властям фамилии и адреса 250 видных представителей армянской интеллигенции. Фактически все они погибли, за исключением 10 человек, ошибочно внесенных в „черный“ список. А ведь это проклятье — предательство интересов народа в пользу узко-своекорыстных интересов не только преследовало армян (да и не только армян!) за прошедшую историю, но, что особенно важно, актуально в настоящее время. Кроме того, наказание предателя, предшествующее расстрелу Талаата — совершившего преступление против человечества, в совокупности выносит акт возмездия Тейлиряна за рамки узко национализированного „армянского вопроса“.