Что общего между моралью и мировоззрением
Что общего между моралью и мировоззрением
Подробное решение параграф § 11 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль в его деятельности?
Духовно-нравственные ориентиры человека – это то, к чему стремиться человек в духовном и нравственном плане. Их роль в деятельности человека очень велика, т.к. его поступки, действия будут напрямую зависеть от духовно-нравственных ориентиров. Человек, у которого развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности, поэтому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека.
Напротив, человек, у которого духовная жизнь не развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира.
2. Какова сущность категорического императива?
3. Что такое моральные ценности? Охарактеризуйте их.
4. Почему становление нравственных качеств человека невозможно без самовоспитания?
Если у человека отсутствует самовоспитание (самоконтроль), то он не сможет получить «опыт добрых дел», следовательно, стать нравственно богатым.
5. В чём состоит сущность мировоззрения? Почему мировоззрение нередко называют стержнем духовного мира личности?
Сущность мировоззрения состоит в совокупности взглядов человека на мир, который его окружает, поэтому его нередко называют стержнем духовного мира личности. Мировоззрение – это основа духовности человека.
6. Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?
7. Что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение»? В чём их различие?
8. В чём состоит значение мировоззрения для деятельности человека?
Опираясь на мировоззрение человек может действовать так или иначе, т.к. он исходит из своих взглядов.
1. Как вы думаете, мораль принуждает человека действовать определённым образом или она даёт свободу? Аргументируйте свой ответ.
Мораль всегда выступает как умеренность, способность к самоограничению; во все времена и у всех народов ассоциировалась со сдержанностью, близка к аскетичности (аскетичность – способность человека ограничить себя, наложить в случае необходимости запрет на свои природные желания). Из данного понятия видим, что мораль принуждает человека действовать определённым образом.
2. Учёные утверждают, что ценностные ориентации определяют жизненные цели человека, «генеральную линию индивида». Согласны ли вы с этим утверждением? Свою позицию аргументируйте.
Да, я согласна с данным мнением, действительно ценностные ориентации определяют жизненные цели человека, т.к., ценностные ориентации – это стержень человека, те ориентиры, которые направляют деятельность человека.
У хорошего человека должно быть всё превосходно и ум и сердце. Любой человек прежде чем что-то делать должен думать головой и слушать сердце. С моральной стороны, если человек будет прислушиваться к своему сердцу он не будет поступать жестоко и своекорыстно.
4. Академик Б. В. Раушенбах писал: «Не тревожно ли, что характеристики «удачливый бизнесмен», «хороший организатор производства» оказываются порой важнее, чем оценка «порядочный человек»?» Согласны ли вы с мнением учёного? Аргументируйте свою позицию. Попробуйте сформулировать своё определение понятия «порядочность».
Из данного списка ценностей на первое место выступает семья; второе место занимает – здоровье, третье – материальный достаток.
Для себя я бы так же сохранила такую последовательность. Очень важно, что в современном обществе ценна семья и духовные ценности, а материальные блага уходят на третий план.
Что общего между моралью и мировоззрением?
Что общего между моралью и мировоззрением.
Что общего в понятиях » мораль» и » мировоззрение»?
Что общего в понятиях » мораль» и » мировоззрение»?
2. В чем состоит содержание и значение «золотого правила» нравственности?
Какова сущность категорического императива?
3. Что такое моральные ценности?
В чем состоит особое значение моральных ценностей для граждан нашей страны в наиболее трудные моменты ее исторического развития?
4. Почему становление нравственных качеств человека нeвозможно без самовоспитания?
5. В чем состоит сущность мировоззрения?
Почему мировоззрение нередко называют стержнем Ayxoвнoгo мира личности?
6. Какие типы мировоззрения выделяет наука?
Чем характеризуется каждый из них?
7. Что общего в понятиях «мораль» И «мировоззрение»?
8. В чем состоит значение мировоззрения для деятельности человека?
Что общего между нравственностью и моралью?
Что общего между нравственностью и моралью?
Что такое мораль и как мораль понять?
Что такое мораль и как мораль понять.
Помогите пожалуйста?
В чём сходство и различие понятий «мировоззрение» и «мораль»?
Сочинение на тему «Мораль и мировоззрение»?
Сочинение на тему «Мораль и мировоззрение».
Общее между моралью и нравственностью?
Общее между моралью и нравственностью?
Мораль и нравственность : Общие черты различия?
Мораль и нравственность : Общие черты различия.
Заполните схему «Мораль и право» Общие черты Отличия?
Заполните схему «Мораль и право» Общие черты Отличия.
Чем мировоззрение современного человека отличается от мировоззрения древнего человека?
Чем мировоззрение современного человека отличается от мировоззрения древнего человека?
Только пожалуйста полным ответом!
Что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение»? В чем их различие?
Мировоззрение и мораль взаимосвязаны, потому что большинство людей имеют мировоззрение, основанное на определенных моральных принципах.
Однако эти понятия отнюдь не являются тождественными. Например, некая социальная группа следуют одному и тому же набору моральных норм, но члены этой группы могут не только совершенно по-разному расставлять приоритеты, но и иметь абсолютно различные убеждения касательно того или иного вопроса.
Несомненно мораль, моральные принципы принятые в обществе, оказывает влияние на мировоззрение любого человека, но точно также и справедливо обратное утверждение, что мировоззрение, которое разделяется большим количеством людей оказывает влияние на моральные нормы такого общества.
Мораль обязательно в своей основе имеет мировоззрение. Без мировоззрения не может быть морали. Моральные принципы прямо диктуют религии, они требую обязательного следования им своим адептам. Без веры в Бога нет морали, но это уже несколько отвлечение от ответа на данный вопрос.
учение о нефизических, неприродных и нематериальных началах бытия,
дающее истинное знание.
Он отрицал материальные причины (я касался этого сегодня).
Психосоматика включает
изучение влияния негативных переживаний на здоровье человека,
методы вычищения этого негатива и
собственно практику освобождения страдающих от этих завалов прошлого.
Основательно начал этим заниматься Фрейд.
Как видите, тут нет абсолютно ничего запредельного, потустороннего и метафизического.
Да. С гуманизмом всё может пересекаться.
Агностицизм может выглядеть как атеизм внешне, однако они не пересекаются.
Агностицизм вообще напоминает мне топтание на месте, хождение вокруг до окола.
Но агностики честнее атеистов.
Многие философы агностики искали истину, пытались примирить науку и религию, пытались найти доказательства научные, что есть Бог.
Но этот подход сам по себе был их ошибкой.
Не может человек быть наблюдателем, когда речь идёт о Создателе.
Персонаж компьютерной игры может пользоваться инструментами игры в игре, и не может быть наблюдателем программиста,написавшего программу и вложившего персонаж в игру.
Значит ли это, что программиста нет? Докажи будучи персонажем, что программист всё таки есть.
Дальше игры не видишь. И топтаешься на месте. Топ.топ.
Но, если бы персонаж мог задуматься как бы он рассуждал?
Есть я, есть игра, она включается и выключается, сохраняется и обновляется, значит кто то это делает. Кто-то включает и играет.
Кто-то делает это всё. Даёт ему быть.
Разум способен доказать. Интрументы игры нет. Они там для иной цели.
Что общего между моралью и мировоззрением
мораль- это наука, которая рассматривает поведение человека с точки
1) Ответ на первый вопрос, например: каждый сам решает, что ему думать или говорить по тому или иному поводу, если только его слова не нарушают права других людей. (Может быть дан иной уместный ответ на вопрос.)
2) Рассказ о видах своего труда должен включать в себя:
— указание одного или нескольких видов деятельности, которые отражают способы получения и поиска информации подростком;
— объяснение того, каковы цель и/или значение Вашего поиска информации (перечисленных обучающимся способов деятельности);
— указание одного или нескольких видов общественно полезных способов распространения информации, в которых участвуют или могут принять участие подростки;
— объяснение значения участия в общественно полезных видах деятельности для самого себя и своих сверстников.
Ответ:
Каждый человек имеет собственный социальный статус,этот статус может отличаться в разных странах. Но не задумывались ли вы когда-нибудь о социальном положении врачей и медсестер? Что такое социальное положение и как оно определяется?
Подытожив,можно сказать что конечно же представители разных профессии имеют свой социальный статус,в свою очередь врачи имеют очень высокий,но все так же зависит от души и внутренней составляющей человека. Нам следует помнить об этом и опираться не только на это.
Моральные принципы
9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Определение моральных принципов
Моральные принципы — это набор нравственных правил, которые действуют для отдельного человека, группы лиц или общества в целом. Чаще всего усваиваются с детства.
Другими словами, моральные принципы — это такие требования, которым нужно строго следовать во всех жизненных ситуациях.
На формирование моральных принципов сильно влияет воспитание, отношения в семье, религия, окружение, культура. То, что какое-то время назад казалось неприемлемым и предосудительным, может стать нормой и не вызывать порицания. И наоборот: некоторые вещи, которые считались обычными, могут стать абсолютно недопустимыми.
Именно моральные принципы позволяют человеку выбрать верный жизненный путь и влияют на принятие решений в соответствии с его совестью на всем жизненном пути, дают ему общее направление деятельности.
Любой человек проходит несколько стадий нравственного развития на различных этапах своей жизни, и его собственные моральные принципы могут меняться под влиянием внешних факторов.
Моральные принципы — это то, что формируется и может изменяться в течение всей жизни, актуально для конкретно взятого общества и для каждого человека отдельно, без этих принципов невозможно существование гармоничного общества.
История термина «мораль»
Невозможно сказать точно, когда общество впервые задумалось о том, что такое мораль.
Самый ранний источник, который описывает это понятие — притчи Соломона (середина X века до нашей эры). При жизни Гомера социуму были хорошо известны совесть, добродетель, честь, законность.
О вопросах нравственности и морали писал Конфуций (VI–V вв. до нашей эры), который считал милосердие, человеколюбие и добропорядочность важнейшими общечеловеческими ценностями.
Большой вклад в формирование понятия морали внес Цицерон. Он много рассуждал о том, как соотносятся между собой этика, мораль и право. Он стремился показать, что невозможно разделить понятия права и нравственности, поскольку совместно они позволяют избавлять общество от хаоса и создавать порядок. Конечно, Цицерон, который жил в I веке до нашей эры, был далеко не первопроходцем в данной теме. Но именно он ввел определение морали, на которое мы ориентируемся и сегодня.
Пифагор, Сократ и Платон также поднимали вопросы морали и нравственности в современном им обществе, приводили примеры высоконравственного поведения по меркам того времени.
Термин «мораль» берет начало от латинского moralitas, moralis, mores — традиция, народный обычай, поведение, а позднее — нрав, характер, нравы. Древнеримские авторы переводили слово как «соответствие добрым нравам». В XVIII столетии подобное слово использовалось во французском языке и обозначало «равный закону, законный». В русский язык слово «мораль» также пришло через французский (la morale) в XVIII веке.
Подходы к пониманию морали
Существует четыре подхода к пониманию морали:
Религиозный. Его приверженцы считали, что источник морали — это абсолют. Человек для обуздания своих страстей вынужден обращаться к Богу за помощью. Вера в него помогает исполнять абсолютные правила поведения.
Эволюционный. В процессе естественного отбора человек обретает и передает по наследству определенную линию поведения. По этой версии мораль происходит из инстинкта общительности людей.
Натуралистический. Первопричина морали — природа. Человеческий разум определяет природные моральные ценности как добро или зло.
Культурологический. Мораль является одним из элементов культуры общества.
Основные функции морали
Мораль осуществляет такие функции:
Интегративная функция морали — гармонизирует внутреннее состояние человека.
Оценочная функция морали связана со способностью человека определять критерии своих и чужих поступков исходя из понятий добра и зла. Нравственная оценка выражается в похвале, порицании, согласии и т. д.
Регулятивная функция морали — определяет деятельность с учетом потребностей окружающих людей, всего общества. Мораль устанавливает общественные нормы, которые необходимо соблюдать, накладывает санкции и поддерживает правила поведения.
Контролирующая функция морали — проверка соответствия поведения человека нормам, которые установлены в обществе. Контроль самого себя на основе осуждения окружающих или совести.
Воспитательная функция морали — механизм обучения жизни в социуме: как научиться считаться с другими людьми. Мораль учит понимать и принимать их нужды и интересы, формирует личность индивида, его мировоззрение и личные понятия о добре и зле.
Ценностно-ориентирующая функция морали формирует жизненные ценности и моральные цели для каждого человека, закладывает понятие о смысле жизни.
Классификация моральных принципов
Моральные принципы человек осознает как поведение, которое определяет характер взаимоотношений в обществе.
Выделяют такие моральные принципы:
Принцип гуманизма — высшая человеческая ценность, которая выражается в любви к ближнему, защите достоинства, в признании права на счастливое существование и самореализацию.
Принцип альтруизма — нравственная норма, которая призывает оказывать бескорыстную поддержку нуждающимся.
Принцип коллективизма — возможность совместного существования для достижения общей цели. Складывается из сотрудничества, взаимопомощи, демократизма.
Принцип справедливости — равные права и свободы для всех членов общества. Социальные и экономические блага доступны всем без исключения и распределяются в зависимости от количества усилий со стороны каждого человека.
Принцип милосердия — готовность сострадать и помогать тем, кто просит, вне зависимости от социального статуса и внешнего вида.
Принцип миролюбия основан на признании человеческой жизни высшей ценностью. Предполагает уважение к национальным и региональным особенностям, государственному суверенитету. Миролюбие способствует поддержанию общественного порядка, взаимопониманию поколений.
Принцип патриотизма — любовь к Родине, забота о ней, готовность защищать ее от врагов, гордость за государственные достижения, уважение к истории и бережное отношение к национальному достоянию.
Принцип толерантности означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Другими словами, принятие многообразия культур без желания их подавить или исправить.
Моральные принципы общения
Нравственные нормы и принципы в контексте общения:
самоуважение и проявление уважения к собеседникам;
приоритетность чужих или общественных интересов над личными;
осознанное уклонение от применения жизненных благ ради достижения поставленной цели;
развязывание сложных общественных проблем и работа в экстремальных условиях ради высших целей или идеалов;
ответственность и безвозмездная забота о нуждающихся;
выстраивание отношений с членами общества на основе доброты и благожелательности;
признание неприкосновенности личного достоинства каждого человека;
вежливость и уважение к собеседнику, использование общепринятых этических норм;
общение — процесс двусторонний, а не монологический, каждый участник вносит в него вклад;
равенство сторон, участвующих в общении, вне зависимости от пола, возраста, социального положения;
искренность в выражении чувств, правдивость передаваемой информации;
понятность и доступность для всех участников общения;
последовательность и правильная очередность элементов общения, например, вопрос-ответ, побуждение к ответной реплике.
Отсутствие моральных принципов
Полное отсутствие моральных принципов невозможно — у человека в любом случае есть какое-то представление о том, что можно и что нельзя делать. Эти представления могут значительно отличаться от общепринятых в конкретном обществе, тогда такого человека могут назвать аморальным. Если человек перестает развивать свою личность, прекращает ставить перед собой цели и ориентиры, то он начинает деградировать. Вместе с этим начинается регресс сформированных моральных норм и правил.