Что общего крымских татар и татар казанских

Разница между крымскими и казанскими татарами

Этногенез

Что общего крымских татар и татар казанских

Золотая Орда в максимальных границах включала, кроме Поволжья, Южную Украину, Крым, Северный Казахстан и даже часть Западной Сибири. На этой территории, помимо татар, проживало большое количество разных народов, которые участвовали в их этногенезе и, естественно, оказывали влияние на формирование национального стереотипа поведения. В первой половине 15 века Золотая Орда распалась на несколько государств, в числе которых были Казанское и Крымское ханства. Казанское ханство в середине 16 века завоевал Иван Грозный, и поволжские татары оказались в орбите политики Русского государства. А татары крымские, попав в вассальную зависимость от своих единоверцев-турок, сохраняли относительную самостоятельность вплоть до 80-х годов 18 века.

Отличие крымских татар от казанских татар в том, что в этногенезе этих народов участвовали различные этносы. Современные поволжские (казанские) татары взяли от пришельцев с востока этноним, а генофонд – большей частью от волжских булгар (древнего тюркского народа, создавшего свое государство еще в 9 веке нашей эры или даже немного раньше – точных данных нет), а также от финно-угорских народов Поволжья (предков нынешних марийцев, удмуртов и мордвы) и славян. Из-за такого национального «коктейля» антропологический тип казанских татар вполне справедливо относят к европеоидному с небольшим количеством монголоидных черт. Достаточно вспомнить облик известного актера, поволжского татарина Марата Башарова. На стереотипного потомка батыевых воинов он не похож совершенно: светло-русые волосы, голубые глаза. Кого он только не играл в кино! Даже Александра Керенского. А вот из представителей восточных народов – никого, поскольку типаж у него абсолютно русский.

Что общего крымских татар и татар казанских

Крымские татары также относятся преимущественно к европеоидному типу, но в их этногенезе участвовали другие народы. Крым уже много тысяч лет является «проходным двором» Восточной Европы, и его последовательно заселяли и колонизировали киммерийцы, скифы, эллины, сарматы, римляне, гунны, аланы, хазары, готы, славяне, печенеги, итальянцы. Потомки этих народов, даже после того, как породившие их этносы сходили с исторической арены, оставались жить в Крыму, формируя крымский антропологический тип. На момент завоевания Крыма Батыем там проживали потомки аланов и готов, еще не полностью утративших свою национальную идентичность, а также существовали колонии византийских греков и итальянских городов, прежде всего Генуи. Позже все это население, перемешавшись с татарами, было ими ассимилировано и внесло свой вклад в формирование крымско-татарского антропологического типа.

Лингвистические особенности

Племена кочевников, входившие в Золотую Орду, говорили на разных языках, хотя и являющихся веточками общетюркского лингвистического древа. Позже, когда Крымское и Казанское ханства обособились, и особенно после завоеваний Ивана Грозного, связь между этими осколками Золотой Орды стала крайне затруднена, следовательно, различия начали усиливаться. Отсутствие более-менее значимой коммуникации носителей данных языков постепенно увеличивало разрыв. Сейчас крымско-татарский язык и татарский (под которым понимают язык поволжских татар) обособились достаточно сильно, чтобы считать их не диалектами, а самостоятельными, хотя и близкородственными лингвистическими системами.

И татарский, и крымско-татарский языки имеют несколько диалектов. В татарском языке это:

Если все диалекты татарского языка восходят к единому пращуру – языку кипчакскому (или куманскому, что одно и то же), то в Крыму не все так явно. Например, южнобережный диалект происходит, по мнению большинства лингвистов, от другой веточки тюркских языков – огузской. Древние огузы кочевали в Приаралье, в отличие от кипчаков, которые известны в русских летописях как половцы, а в византийских источниках – как куманы. К тому же на него сильно повлияло соседство с прибрежными греческими и итальянскими городами – в нем много заимствований из этих языков. Хотя сейчас различия между диалектами благодаря развитию литературного языка постепенно сглаживаются.

Что касается взаимного понимания поволжских и крымских татар, то тут столетия раздельного проживания оказали свое влияние. Различия между этими языками примерно такие же, как между русским и украинским, или, возможно, немного больше. Русский и украинский языки имеют много общего в главном – в грамматическом строе, и в значительной степени – в лексике. Однако если украинец (особенно проживающий в сельской местности) станет говорить быстро, то русский вряд ли его поймет: большое количество сугубо малороссийских лексем (хотя и происходящих от тех же корней, что и русские) и непривычные интонации сильно затруднят восприятие устной речи. Приблизительно такое же соотношение – между татарским и крымско-татарским языками.

Сравнительная таблица

В приведенной ниже таблице собрана воедино информация о том, в чем разница между крымскими татарами и казанскими татарами. Разумеется, ее можно сделать значительно более объемной, но различные лингвистические, религиозные и исторические нюансы обычному человеку вряд ли будут интересны, поэтому можно ограничиться общими сведениями.

Источник

Крымские и казанские татары. Общие черты и различия

Что общего крымских татар и татар казанских

Название «крымские и казанские татары» часто заставляет думать, что это представители родственных народов. Нет, это два разных народа. Дело в том, что в России когда-то давно было принято называть народы, принадлежащие к тюркской группе, татарами.

Что общего крымских татар и татар казанских

Сколько существует разновидностей татар

Это сейчас мы их называем азербайджанцами, карачаевцами, кумыками, хакасами, а раньше это были азербайджанские, горские, дагестанские, абаканские татары. Этому есть объяснение. Тюркские племена сами себя называли «татарами».

Во время распада Золотой Орды в середине XIV века были образованны ханства: Сибирское, Узбекское, Казанское, Крымское, Казахское, а так же две орды – Большая и Ногайская.

Формально Большая Орда стала преемницей Золотой Орды. Но, на деле, каждая начала жить своими интересами. Появились сибирские, ногайские, мишарские, касимовские, крымские и казанские татары.

Между осколками некогда огромного государства постоянно возникали распри и столкновения. Так в первых месяцах 1480 года конница Сибирской и Ногайской орд совершила нападение на Большую Орду, разграбив столицу и убив правителя – хана Ахмеда. Это привело к её распаду.

Население Золотой Орды

Если вы думаете, что в Монгольской империи жили монголы и татары, то вы ошибаетесь. На её территории проживало большое количество племён и народностей:

К началу XV века всё кочевое население на территории Орды называлось одним словом «татары». В Золотой Орде проходил этногенез, в результате которого появились сибирские, крымские и казанские татары.

Кроме этого, на территории Золотой Орды формировались народы: казахи, каракалпаки, ногайцы. Сегодня это представители разных национальностей, но все они имеют одни корни и когда-то входили в одно государство.

Крымские и казанские татары: в чём отличие

Между двумя народами есть общее – в их формировании участвовали тюркские племена, входящие в состав Золотой Орды. От них они получили в наследство общий кыпчакский язык, относящийся к тюркской группе.

Кроме этого в появлении различных диалектов участвовали разные народы, проживающие на территории, покорённой тюркскими племенами.

На формирование этноса каждого из них так же большое влияние оказали народы, проживавшие до захвата их территории тюркскими племенами. Казанские татары – это потомки тюрков, булгар и племён, относящихся к Именьковской культуре.

Формирование этноса крымских татар намного сложнее. В нём участвовало большое количество народностей, проживающих на Крымском полуострове до проникновения туда тюрков. Огромное влияние на крымских татар оказали турки. Их обычаи, традиции и язык нашли своё отражение в крымско-татарской культуре.

Казанские татары

До прихода на территорию современного Татарстана булгар, здесь проживали представители, так называемой Именьковской культуры, которых принято относить к праславянским племенам.

По предположению археологов, половина их ассимилировалась с булгарами. А другая часть ушла на запад, где вошла в состав Волынковской культуры.

Этнической основой образования народности казанских татар послужили: булгары, кыпчаки и другие тюркские племена, а так же представители Именьковской культуры. Приблизительная схема будет выглядеть следующим образом:

Существуют три основные теории этногенеза татар:

Долгое время приоритетной считалась булгаро-татарская. Сейчас большинство историков по ряду причин считают основной тюркско-татарскую теорию.

Языком их является казанский диалект кыпчакской группы тюркского языка. Конечно же, вхождение в состав Русского государства оказало на культуру казанских татар несомненное влияние. Особенно это проявилось после присоединения Казани к России.

Крымские татары

На территории Крыма различают три субэтнические группы крымских татар, каждая из которых говорит на своём диалекте. В зависимости от того, какие народы участвовали в их этногенезе, их диалекты значительно отличаются друг от друга.

Основой в формировании крымско-татарского языка лежит кыпчакский язык. Появление тех или иных диалектов зависело от народов, которые проживали с татарами на данной территории. Всего их три:

Близкими языками к крымско-татарскому являются: кумыкский, карачаево-балкарский, караимский, урумский, турецкий. Кроме языка эти народы повлияли и на генетику крымских татар.

Сказать точно какие народы приняли участие в формировании крымско-татарского этноса затруднительно. Считается, что это все народы, которые ранее проживали на территории Крыма. Насколько это повлияло на крымско-татарский этнос трудно сказать, так как большая часть их проживала на этой территории тысячу лет назад.

К ним можно отнести хазар, печенегов, скифов, тавров, сарматов, греков, булгар, итальянцев и многих других. Но основополагающая роль в этом процессе принадлежит западным кыпчакам.

Окончательное формирование этноса произошло в XV веке, когда территория Крыма входит в состав Золотой Орды, на территории которой языками общения были половецко-кыпчакский в пределах ханства и турецкий на территории влияния Османской империи. Ислам становится основной религией.

Понимают ли друг дуга крымские и казанские татары.

Языки этих народов, находясь в одной кымчакской группе не так уж близки между собой. Для сравнения можно взять русский и украинский языки. Между ними много общего, но и различий не меньше.

Во время разговора русскому не понятны отдельные слова украинского языка. То же самое происходит во время разговора двух татар. Но в процессе общения они сносно понимают друг друга, то есть крымский татарин в принципе поймёт, о чём говорит казанский.

Отношения двух народов

Существует мнение, что между двумя народами сложились непростые отношения. Это можно объяснить историческими событиями, которые произошли в 1502 году. Крымским ханом Менгли-Гиреем была разгромлена Большая Орда, которая была преемницей Золотой Орды.

Но ещё в 1481 году из него вышло Астраханское ханство, которое так же претендовало на преемственность. Но оно было самым маленьким ханством, малочисленным и состояло из кочевых племён.

Это давало право Крымскому ханству считать, что главенствующее положение над другими ханствами, входящими в Золотую Орду, перешло к нему. Это объясняет, почему крымские татары не любят казанских. Они считали казанских татар своими вассалами.

В 1521 году крымский хан Мехмед-Гирей совершает опустошительный поход на Москву, в нём участвовали и казанские войска. Для Русского государства союз двух воинственных ханств представляло смертельную опасность.

Поэтому все усилия московских дипломатов были направлены на недопущение этого. Опасность представляло и то обстоятельство, что престол Казанского ханства занял представитель крымской династии – хан Сахиб-Гирей.

Но казанская знать оказалась расколотой на две части, которые более ста лет вели борьбу между собой. Первые отстаивали вассальные отношения с Москвой, которая платила им дань. Вторые были за создание единого государства с Крымским ханством.

Московские правители старались поставить во главу Казанского ханства своего ставленника. Попеременно на казанском престоле восседали ханы лояльные Москве или представители Крымского ханства. Это продолжалось до присоединения Казани к Москве в 1552 году.

Источник

Крымские и казанские татары: общая историческая судьба

Что общего крымских татар и татар казанских

Что общего крымских татар и татар казанских

Что общего крымских татар и татар казанских

Посвящается 108-й годовщине со дня рождения Мусы Джалиля

Татары…. Как мало мы знаем об этом этнониме, как много искажений, домыслов и прямой фальсификации вокруг этого названия. Мы со школьной скамьи знаем, что словосочетания «татары», «татаро-монгольское иго», «татарская конница» или еще хуже «татарские завоеватели» или «предатели» всегда носили унизительные и негативные смыслы, олицетворяющие грубость, дикость, невежество…

Кто же такие татары? Единого татарского народа не существует, татарами на Руси называли аборигенов Поволжья, Крыма, Кавказа, Сибири. В отношении названия татарских народов, как правило, использовались номены (определения): казанские, астраханские, касимовские, мишарские, башкирские, сибирские, крымские и др. Каждый из этих тюркских народов имеет свое самоназвание: азербайджанец, карачаевец, балкарец, кумык, ногаец, казанский татарин, крымский татарин и т. д., а также собственную историю, культуру, язык, обряды и традиции.

Казанских и крымских татар объединяет не только принадлежность к тюркоязычным народам, но и общая историческая судьба. До взятия Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году, после которого казанскими татарами была утрачена шестисотлетняя государственная независимость, коренной европейский народ, жившей на своей исторической родине Волжской Булгарии именовался «волжскими булгарами». После завоевания Казани за волжскими булгарами закрепилось название «татары».

Крымскотатарский этнос сформировался в результате ассимиляции различных народов: тавров, скифов, античных греков, сарматов, аланов, готов, гуннов, хазар, кыпчаков, и других народов, населяющих Крым в различные исторические отрезки времени. В становлении единого крымскотатарского народа определяющую роль сыграла религия ислам, которую приняло большинство населения Крыма. Мусульманское население Крыма называлось «къырымлы» (крымцы), но после присоединения Крыма к Российской империи в 1783 году, за ними также закрепилось название татары. Это историческая судьба двух тюркских народов — казанского и крымского.

Духовная, культурная общность и литературное богатство двух народов закладывалась в период существования казанских и крымских государств, когда во главе Казанского ханства порой стояли представители династии Гираев. С тех пор продолжается процесс взаимопроникновения и взаимообогащения культур и традиций наших народов. Не случайно одним из самых интересных современных поэтов Казани стал крымский татарин Ахмед Адиль, а ректором Казанской консерватории – замечательный органист Рубин Абдуллин, крымский татарин по матери.

Если обратиться к истории, то нередко можно встретить факты проживания крымских татар в Татарстане и, наоборот, казанских татар в Крыму. Во время трагической депортации крымскотатарского народа со своей родины, в числе высланных из Крыма частично оказались и казанские татары, которые на себе испытали все ужасы депортации. Власти бывшего Советского Союза не запрещали казанским татарам проживать в Крыму. Однако возвращение крымских татар на полуостров в начале 90-х годов прошлого столетия дало толчок к возрождению в Крыму культуры, религии, традиций казанских татар. С тех пор эти два народа вместе: на праздниках, в мечетях, в горе и в радости.

Всем хорошо запомнился прошлогодний выход на экраны первого в истории крымскотатарского художественного фильма «Хайтарма» (в переводе с крымскотатарского означает «возвращение»), созданного режиссером Ахтемом Сейтаблаевым и повествующего о сталинской депортации крымских татар, осуществленной в 1944 году. Эта трагическая страница в истории народа показана через призму восприятия прославленного летчика, дважды героя Советского Союза – этнического крымского татарина Амет-Хана Султана. В массовых съемках сцен депортации принимали участие сами крымские татары, которых тогда еще детьми ночью грузили в товарные вагоны для отправки на чужбину. Крымскотатарский художественный фильм “Хайтарма” произвел настоящий фурор в Казани, где проходил IX Международный фестиваль мусульманского кино. Для зрителей не хватило мест. По окончании фильма люди плакали и долго аплодировали стоя. Напомним, “Хайтарма” не вошла в конкурсную программу фестиваля, однако именно эту картину казанские зрители ждали больше всего. Из-за огромного наплыва людей, желающих посмотреть крымскотатарский фильм, организаторам пришлось организовать параллельный показ сразу в двух кинозалах. Однако мест все равно не хватило. В результате многие зрители вынуждены были смотреть фильм стоя или сидя на полу. После окончания сеанса публика долго аплодировала стоя. Многие люди плакали и благодарили создателей картины. Одна из казанских журналисток — заместитель главного редактора газеты “Безнен гэжит” Эльвира Фатыйхова поделилась своими впечатлениями о фильме со своим крымским коллегой Шевкетом Ганиевым. Она отметила, что татары Поволжья восторгаются мужественностью и стойкостью крымских татар. «Ваш фильм “Хайтарма” говорит о том, что мы не в силах сказать вслух… Спасибо крымским татарам за этот фильм. Спасибо от имени всех татар Татарстана. ”, — добавила казанская журналистка».

Наши татарские народы всегда отличались своим талантом, трудолюбием, целеустремленностью. Татарский театр, первый профессиональный театр во всем мусульманском мире в 2006 году отметил свое столетие, это говорит об уровне татарского искусства и драматургии. На этом фоне идет обмен достижениями с культурой крымскотатарского народа, в частности не менее известный в мире крымскотатарский академический музыкально-драматический театр не раз гастролировал в республике Татарстан.

Большие творческие связи налажены между учеными Татарстана и Крыма, например, между вузами и научно-исследовательскими центрами. В последние годы Крымский научный центр исламоведения, руководителем которого я являюсь, был участником международных научно-практических симпозиумов «Ислам в мультикультурном мире», «Современные исламские течения и группы на постсоветском пространстве», «Исламоведческие исследования в современной России и СНГ», которые проводятся под эгидой Казанского Федерального университета в столице Татарстана.

Немало делается для совместной деятельности Крыма и Татарстана в сфере туризма. Интерес жителей республики Татарстан к Крыму туристическому и оздоровительному неуклонно растет. Об этом говорит и тот факт, что уже два года в летнее время осуществляются прямые авиарейсы Казань-Симферополь и обратно.

И у казанских, и у крымских народов вызывают общую гордость имена выдающихся татар в науке, культуре, спорте. Мысли, новаторство выдающегося крымскотатарского ученого и просветителя Исмаила Гаспринского и его идеи единения всех тюркских народов всегда высокого ценились в Татарстане. В Татарстане чтят память дважды героя Советского Союза летчика-испытателя Амет-Хана Султана, создателя космических ракет, баллистика Рефата Аппазова, певиц Ленары Османовой и Джамалы. Имена директора Всесоюзного института космических исследований академика Рональда Сагдеева, изобретателя первой советской электронно-вычислительной машины Башира Рамеева, танцовщика Рудольфа Нуреева, актрисы Чулпан Хаматовой, гимнастки Алина Кабаевой, теннисиста Марат Сафин и многих других хорошо известных в среде крымских татар.

Представители обоих народов верой и правдой служили Отечеству. Во Второй мировой войне у маленького по численности крымскотатарского народа было шесть Героев Советского Союза, один из них, Амет-Хан Султан удостоен этого звания дважды. Казанские татары по числу Героев Советского Союза занимали в Союзе четвертое место, а по процентному соотношению количества героев на весь народ — первое. Особое место в этом ряду занимает славный сын казантатарского народа Герой Советского Союза Муса Джалиль, духовное наследие и бессметный подвиг которого навсегда вошли в историю.

Источник

Разница между крымскими и казанскими татарами

Что общего крымских татар и татар казанских

Золотая Орда в максимальных границах включала, кроме Поволжья, Южную Украину, Крым, Северный Казахстан и даже часть Западной Сибири. На этой территории, помимо татар, проживало большое количество разных народов, которые участвовали в их этногенезе и, естественно, оказывали влияние на формирование национального стереотипа поведения. В первой половине 15 века Золотая Орда распалась на несколько государств, в числе которых были Казанское и Крымское ханства. Казанское ханство в середине 16 века завоевал Иван Грозный, и поволжские татары оказались в орбите политики Русского государства. А татары крымские, попав в вассальную зависимость от своих единоверцев-турок, сохраняли относительную самостоятельность вплоть до 80-х годов 18 века.

Отличие крымских татар от казанских татар в том, что в этногенезе этих народов участвовали различные этносы. Современные поволжские (казанские) татары взяли от пришельцев с востока этноним, а генофонд большей частью от волжских булгар (древнего тюркского народа, создавшего свое государство еще в 9 веке нашей эры или даже немного раньше точных данных нет), а также от финно-угорских народов Поволжья (предков нынешних марийцев, удмуртов и мордвы) и славян. Из-за такого национального «коктейля» антропологический тип казанских татар вполне справедливо относят к европеоидному с небольшим количеством монголоидных черт. Достаточно вспомнить облик известного актера, поволжского татарина Марата Башарова. На стереотипного потомка батыевых воинов он не похож совершенно: светло-русые волосы, голубые глаза. Кого он только не играл в кино! Даже Александра Керенского. А вот из представителей восточных народов никого, поскольку типаж у него абсолютно русский.

Крымские татары также относятся преимущественно к европеоидному типу, но в их этногенезе участвовали другие народы. Крым уже много тысяч лет является «проходным двором» Восточной Европы, и его последовательно заселяли и колонизировали киммерийцы, скифы, эллины, сарматы, римляне, гунны, аланы, хазары, готы, славяне, печенеги, итальянцы. Потомки этих народов, даже после того, как породившие их этносы сходили с исторической арены, оставались жить в Крыму, формируя крымский антропологический тип. На момент завоевания Крыма Батыем там проживали потомки аланов и готов, еще не полностью утративших свою национальную идентичность, а также существовали колонии византийских греков и итальянских городов, прежде всего Генуи. Позже все это население, перемешавшись с татарами, было ими ассимилировано и внесло свой вклад в формирование крымско-татарского антропологического типа.

Племена кочевников, входившие в Золотую Орду, говорили на разных языках, хотя и являющихся веточками общетюркского лингвистического древа. Позже, когда Крымское и Казанское ханства обособились, и особенно после завоеваний Ивана Грозного, связь между этими осколками Золотой Орды стала крайне затруднена, следовательно, различия начали усиливаться. Отсутствие более-менее значимой коммуникации носителей данных языков постепенно увеличивало разрыв. Сейчас крымско-татарский язык и татарский (под которым понимают язык поволжских татар) обособились достаточно сильно, чтобы считать их не диалектами, а самостоятельными, хотя и близкородственными лингвистическими системами.

И татарский, и крымско-татарский языки имеют несколько диалектов. В татарском языке это:

-западный (мишарский) язык татарской этнографической группы «мишари»;
-средний (казанский), ставший основой для татарского литературного языка;
-восточный (сибирско-татарский).

-южнобережный;
-северный (или степной);
-средний, ставший основой для литературного языка.

Если все диалекты татарского языка восходят к единому пращуру языку кипчакскому (или куманскому, что одно и то же), то в Крыму не все так явно. Например, южнобережный диалект происходит, по мнению большинства лингвистов, от другой веточки тюркских языков огузской. Древние огузы кочевали в Приаралье, в отличие от кипчаков, которые известны в русских летописях как половцы, а в византийских источниках как куманы. К тому же на него сильно повлияло соседство с прибрежными греческими и итальянскими городами в нем много заимствований из этих языков. Хотя сейчас различия между диалектами благодаря развитию литературного языка постепенно сглаживаются.

Что касается взаимного понимания поволжских и крымских татар, то тут столетия раздельного проживания оказали свое влияние. Различия между этими языками примерно такие же, как между русским и украинским, или, возможно, немного больше. Русский и украинский языки имеют много общего в главном в грамматическом строе, и в значительной степени в лексике. Однако если украинец (особенно проживающий в сельской местности) станет говорить быстро, то русский вряд ли его поймет: большое количество сугубо малороссийских лексем (хотя и происходящих от тех же корней, что и русские) и непривычные интонации сильно затруднят восприятие устной речи. Приблизительно такое же соотношение между татарским и крымско-татарским языками.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *