Что образует единство музыкального произведения

Урок музыки в 6 классе «Единство музыкального произведения».

Урок музыки в 6 классе.

Тема: Единство музыкального произведения.

Цель: 1.Формирование системы знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.

2. Развитие творческих способностей обучающихся, аналитической деятельности.

3.Воспитание способности воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

1.Формировать умение эмоционально и осознанно воспринимать музыку на основе её интонационно-образной природы и в связи с другими видами искусства.

2.Развивать образное мышление, воображение, творческий потенциал учащихся.

3.Воспитывать интерес и любовь к искусству, чувство прекрасного, общую культуру учащихся.

метод проблемно-творческого изложения,

метод эмоциональной драматургии,

метод художественного нравственно-эстетического познания музыки.

Оборудование : музыкальный центр, фортепиано, мультимедиа проектор.

1.Организационный момент: Дети входят в класс, музыкальное приветствие (из рок-оперы), фиксация отсутствующих.

2.Повторение изученного материала : Я предлагаю наш сегодняшний урок провести под девизом:

Дети:Почерк и традиции.Зачем мы обращаемся к почерку и традициям?

3.Формулирование темы, цели и задач урока:

Но, слушая музыку, всегда ли мы обращаем внимание на детали или воспринимаем ее целиком, в единстве всего, из чего она состоит.

Тогда давайте определим тему урока. Исключая понятия, с которыми мы уже знакомы, сформулируйте тему сегодняшнего урока ( слова «как создается», «почерк», «традиции» исчезают, остается «музыкальное произведение» и «единство» ).

Дети: Единство музыкального произведения (запись в тетради и на доске ).

Но вот задачка. Как на протяжении нескольких тысячелетий, имея только семь нот, композиторам удается создавать непохожие друг на друга, неповторимые музыкальные произведения. Наверняка у них есть секрет, особые средства, которые в единстве звучания восхищают нас. Знакомы ли вам эти средства?

Тогда давайте обозначим цель нашей работы. (знакомство, повторение, изучение)

Дети: Знакомство со средствами, образующими единство музыкального произведения. ( на доске Цель: Знакомство со средствами, образующимиединство музыкального произведения. )

Чтобы достичь определенной цели необходимо наметить шаги. Давайте определим шаги-задачи:

— слышать музыку в единстве;

4.Работа по теме урока: Где же мы сможем найти ответы на все вопросы. Конечно в источнике всех знаний. Что это? Догадайтесь. Во всех пословицах и поговорка пропущено одно и то же слово (книга). Конечно, это книга, а точнее учебник. Давайте заглянем в учебник.

1 группа –в учебнике на стр.33- найдет ответ на вопрос:

Что, помогает нам лучше узнать музыкальное произведение?

Что образует единство музыкального произведения?

Какие средства позволяют создавать целостное музыкальное произведение?

Вспомним девиз нашего урока.

Дети озвучивают ответы на вопросы .

Таким образом, лучше понять музыку нам помогают знание традиций и особенностей творчества композиторов – это ответ первой группы.

Единство музыкального произведения образуют традиции, почерк и художественные средства – это ответ второй группы.

К этим средствам вы отнесли средства музыкальной выразительности ( на доске «Средства музыкальной выразительности» ) – так ответила нам третья группа.

Таким образом, в группах вы нашли ответ на главный вопрос «Что позволяет создавать единое (целостное) музыкальное произведение?» Это средства музыкальной выразительности.

Давайте проверим, так ли это.

За успешное выполнение заданий группы будут получать части паззла, которые помогут в достижении нашей цели. О СМВ мы слышим не впервые, тем более вашим домашним заданием было внести в словарь музыкальных терминов определения этих понятий.

Итак, перед нами перечень средств музыкальной выразительности. А вот хорошо ли вы понимаете их значение, мы проверим далее. Каждой группе необходимо вписать в тексты карточек пропущенные слова-термины, можно пользоваться вашим домашним заданием.

1.Мелодия Греческое слово ……………….…. состоит из двух корней: melos и ode, что означает « пение песни». ……..……….….. – это содержание произведения, его главная мысль. Она передает главные художественные образы.

3.Ритм ……………… –переводится как «мерное течение».

……………… – это отличительный знак каждого музыкального инструмента или человеческого голоса. Каждый музыкальный инструментили человеческий голос имеет свой ………………. по которому мы его узнаём.

Группы получают по одному пазлу.

Вы совершенно верно подобрали термины и правильно понимаете их значение. Умело вплетая эти нити в музыку,композиторы создают шедевры, непохожие друг на друга вот уже несколько тысяч лет. Многие их них завоевывают всемирное признание. А одного австрийского композитора даже называют королем одного из жанров. Кто это и о каком жанре идет речь, вы узнаете из стихотворения, которое вам прочитает (Ф.И. ученика).

Игривых вальсов плавный звук,
Круженье ног, паренье рук —
На сказочный волшебный бал
Нас Штраус музыкой позвал.

Вот дружно струнные звучат,
И вторят им тарелки в лад.
Порхают пары там и тут,
Всех вальсы танцевать зовут.

Как его музыка светла!
Как за мгновение смогла
Она всех к жизни вдохновить,
Всех взбудоражить, окрылить?

Он жизни силой полон был
И чувство это в звуки влил,
Он в монотонность наших дней
Принес кружение огней.

Кто это и о каком жанре идет речь? (Иоганн Штраус, вальс). Давайте познакомимся с этим гениальным композитором. Для этого Насыров Рома подготовил индивидуальное домашнее задание. Он расскажет нам о Иогане Штраусе. Ваша задача – внимательно послушать сообщение и ответить на мои вопросы.

Какую профессию мечтал дать сыну Иоганн Штраус отец? (банкир)

Какой пост Иоганн Штраус сын занимал при венских придворных балах? (дирижер)

Какой жанр стал излюбленным для Иоганна Штрауса сына? (танец)

-Многие композиторы писали вальсы, но только одного из них назвали королем вальса.(на доске появляется портрет И.Штрауса). Давайте попробуем разгадать загадку Штрауса, откуда он брал свои мелодии. ( просмотр видеофрагмента «Рождение музыки» из к/ф «Большой вальс»).

Совершенно верно. Пение птиц (лад), скрип коляски (ритм), пастушьи наигрыши (мелодия), призыв трубы отряда солдат (динамика и тембр)создали неповторимое … А продолжение моей фразы находится в ваших группах. Я попрошу представителей каждой группы выйти ко мне со своими пазлами и из них составить слово.

Все вместе мы пришли к мнению, единство музыкального произведения образуют средства музыкальной выразительности. А вот сумеем ли мы услышать их в музыке и почувствовать единство произведения проверим сейчас.

Мы послушаем этот великолепный вальс, рожденный на ваших глазах, который композитор назвал «Сказки венского леса», а во время слушания вам необходимо справиться с двумя задачами:

— в строке 1 вписать определения характера и настроения музыки;

— в строке 2 определить и вписать СМВ.

А строка 3 – это творческое задание, для тех кто сумеет почувствовать единство музыкального произведения и определить образ, впечатления, эмоции.

Источник

Единство музыкального произведения

Что образует единство музыкального произведения

Единство музыкального произведения

Содержание:

Музыкальный материал:

Характеристика видов деятельности:

«Не бойся слов теория, гармония, полифония и т. п.
Относись к ним дружески, и они тебе улыбнутся».

. Представьте себе, что вы пришли в театр. Скоро раздвинется тяжёлый занавес и начнётся спектакль. Герои старой сказки ещё не появились на сцене, но музыка уже звучит, и вы захвачены ею.

Давайте проследим за тем, как будет развиваться тема феи Сирени. Сначала мелодию исполняют только два инструмента: флейта и английский рожок. Затем её ведут скрипки, и вот наконец из неё рождается новая тема: она звучит у медных духовых инструментов торжественно и победно. В итоге развития лирическая мелодия превратилась в героическую.

Чем же вызвано такое превращение?

Издавна торжественные церемонии встреч, парадов, приветствий открывались праздничными сигналами фанфар. Эти духовые инструменты играли мелодии, использующие звуки мажорных трезвучий. В дальнейшем такие мелодии стали называть фанфарными. Они всегда связаны с выражением радости. А если их к тому же исполняют медные духовые инструменты, то они приобретают героический, торжественный характер. Поэтому, слушая интродукцию, мы верим, что фея Сирени победит Карабос, добро одолеет зло.

Чтобы поведать об этом, слова не нужны. Музыка рассказала сказку своим языком, более сильным и выразительным.

Но как понять музыкальный язык? Чем он отличается от речи?

Всеми этими элементами музыкального языка в их всевозможных сочетаниях пользуются композиторы, создавая музыку.

Музыкальный материал, то есть мелодия, гармония и ритм, безусловно, неисчерпаем.
Пройдут миллионы лет, и если музыка в нашем смысле будет ещё существовать, то те же семь основных тонов нашей гаммы, в их мелодических и гармонических комбинациях, оживляемые ритмом, будут всё ещё служить источником новых музыкальных мыслей.

Почему необходимо обращение к традиции?

Почему же мы вновь и вновь ищем в искусстве его уникальность (уникальный – единственный в своём роде), неповторимость?

Потому что в каждом значительном произведении, сколь бы сильно ни выражалась в нём традиция, обязательно есть то, чего ещё не было и никогда уже не будет, потому что миг творчества, как и любой миг, неповторим.

Но понимать музыку следует учиться у самой музыки, в которой фантазия, вдохновение, понимание мира нашли самое полное своё выражение.

Было бы странно, если, например, образы сказочного мира вдруг воплотились бы в угловатых, острых ритмах, а не в красочной гармонии и оркестровки. Также было бы странно, если бы испанские танцы зазвучали славянской плавностью линий, и т. д.

К счастью, этого никогда не бывает. Музыкальные сказки по-прежнему, как и всегда, неторопливы и красочны, а испанские танцы быстры и ритмичны.

Вот почему понимание музыки требует обращения к тому, что называется, средствами музыкальной выразительности. Эти средства образуются такими сторонами музыки, как ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембры и динамика. Разумеется, приведённый ряд может быть продолжен. Каждому музыканту известно, насколько важны различные штрихи, входящие в понятие артикуляции, ускорения и замедления темпа, образующие область музыкальной агогики, как необыкновенно выразительна роль педали.

Вслушайтесь в музыкальные произведения и постарайтесь подумать не только над тем, что музыка слагается из различных сторон своего звучания, но и то, чем именно выразительна каждая сторона. И тогда из текучести и разнообразия, всегда лежащих в основе музыкальных произведений, вы сможете выделить особенные черты, появляющиеся то в гармонии, то в тембрах или ритмах и образующие ту неповторимость «лика», которая всегда отличала великие произведения музыкального искусства.

Вопросы и задания:

Презентация

Источник

Презентация к уроку «Музыка2 6 класс «Единство музыкального произведения», 6 класс

Что образует единство музыкального произведения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:
Описание слайда:

Музыка — это вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах, активно воздействующих на психику человека.
Музыка играла и играет огромную роль в жизни человека. Одна из главных ее функций — объединять людей, поскольку язык музыки понятен без перевода.

Описание слайда:

Откуда же появилась музыка?
Раньше всего возникла народная музыка. Первоначально звуки первых инструментов (они были ударными) сопровождали утомительный и однообразный труд.

Затем появилась военная и культовая музыка.

Описание слайда:

Еще в Древней Греции музыканты подавали сигналы войскам и играли в храмах.

Описание слайда:

Так постепенно сформировались две основных составляющих музыки — профессиональная и народная.

Описание слайда:

Со временем к ним добавилось и деление музыки на культовую и светскую.

Описание слайда:

Музыкальное произведение – сочинение, состоящее из звуков с текстом или без текста, исполняемое голосом или с помощью инструментов.

Музыкальное произведение – это единое целое, как и любое художественное произведение.

Описание слайда:

Самыми важными и яркими средствами музыкальной выразительности являются:
мелодия
гармония
ритм
лад
тембр
Поддерживая и обогащая друг друга, они выполняют единую творческую задачу – создают музыкальный образ и воздействуют на наше воображение.
Средства музыкальной выразительности

Описание слайда:

Мелодия
Когда слушаешь музыку, невольно обращаешь внимание на ведущий голос, главную музыкальную тему. Это звучит мелодия.
Греческое слово мелодия состоит из двух корней: melos и ode, что означает «пение песни».
Мелодия – это содержание произведения, его стержень. Она передает главные художественные образы.

Описание слайда:
Описание слайда:

Это слово пришло к нам из Греции и в переводе означает «стройность», «созвучность», «слаженность».

Гармония имеет 2 смысла:
приятная для слуха слаженность звуков, «благозвучие»;
объединение звуков в созвучия и их закономерное последование.
Гармония

Описание слайда:
Описание слайда:

Лад
Лад в музыке создает настроение. Оно может быть радостным, светлым или, наоборот, задумчивым, печальным. Лад – славянское слово и переводится как «мир», «порядок», «согласие».
В музыке лад означает взаимосвязь и согласованность звуков, различных по высоте.
Самыми распространенными ладами являются мажор и минор.

Описание слайда:
Описание слайда:

Тембр
Тембр в переводе с французского означает «окраска звука».
Тембр – это отличительный знак каждого музыкального инструмента или человеческого голоса.

Описание слайда:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Что образует единство музыкального произведения

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что образует единство музыкального произведения

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС

Что образует единство музыкального произведения

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Презентация «мир образов полифонической музыки», 7 класс

Презентация «Искусства различны, тема едина», 5 класс

Презентация «Искусство открывает мир», 5 класс

Презентация «Истоки», 5 класс

Презентация «Музыка рассказывает обо всём» 5 класс

Презентация «Волшебная сила музыки» 6 класс

Презентация «Искусство и фантазия»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5348106 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Что образует единство музыкального произведения

Что образует единство музыкального произведения

В московских школах придумали новый формат классных часов с участием отцов

Время чтения: 2 минуты

Что образует единство музыкального произведения

Отказавшихся от вакцинации сотрудников МГУ отстранили от работы со студентами

Время чтения: 1 минута

Что образует единство музыкального произведения

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что образует единство музыкального произведения

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что образует единство музыкального произведения

В России стартовал прием заявок на конкурс для журналистов-школьников «Медиабум»

Время чтения: 2 минуты

Что образует единство музыкального произведения

ОНФ проверит качество охраны в российских школах

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Презентация по музыке на тему «Единство музыкального произведения»

Что образует единство музыкального произведения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Единство музыкального произведения

«Не бойся слов теория, гармония, полифония и т. п. Относись к ним дружески, и они тебе улыбнутся». Р. Шуман

. Представьте себе, что вы пришли в театр. Скоро раздвинется тяжёлый занавес и начнётся спектакль. Герои старой сказки ещё не появились на сцене, но музыка уже звучит, и вы захвачены ею.

Давайте проследим за тем, как будет развиваться тема феи Сирени. Сначала мелодию исполняют только два инструмента: флейта и английский рожок. Затем её ведут скрипки, и вот наконец из неё рождается новая тема: она звучит у медных духовых инструментов торжественно и победно. В итоге развития лирическая мелодия превратилась в героическую. Чем же вызвано такое превращение?

Издавна торжественные церемонии встреч, парадов, приветствий открывались праздничными сигналами фанфар. Эти духовые инструменты играли мелодии, использующие звуки мажорных трезвучий. В дальнейшем такие мелодии стали называть фанфарными. Они всегда связаны с выражением радости. А если их к тому же исполняют медные духовые инструменты, то они приобретают героический, торжественный характер. Поэтому, слушая интродукцию, мы верим, что фея Сирени победит Карабос, добро одолеет зло. Чтобы поведать об этом, слова не нужны. Музыка рассказала сказку своим языком, более сильным и выразительным.

Но как понять музыкальный язык? Чем он отличается от речи?

Музыкальный материал, то есть мелодия, гармония и ритм, безусловно, неисчерпаем. Пройдут миллионы лет, и если музыка в нашем смысле будет ещё существовать, то те же семь основных тонов нашей гаммы, в их мелодических и гармонических комбинациях, оживляемые ритмом, будут всё ещё служить источником новых музыкальных мыслей. П. Чайковский

Почему же мы вновь и вновь ищем в искусстве его уникальность (уникальный – единственный в своём роде), неповторимость? Потому что в каждом значительном произведении, сколь бы сильно ни выражалась в нём традиция, обязательно есть то, чего ещё не было и никогда уже не будет, потому что миг творчества, как и любой миг, неповторим.

Было бы странно, если, например, образы сказочного мира вдруг воплотились бы в угловатых, острых ритмах, а не в красочной гармонии и оркестровки. Также было бы странно, если бы испанские танцы зазвучали славянской плавностью линий, и т. д. К счастью, этого никогда не бывает. Музыкальные сказки по-прежнему, как и всегда, неторопливы и красочны, а испанские танцы быстры и ритмичны.

Вот почему понимание музыки требует обращения к тому, что называется, средствами музыкальной выразительности. Эти средства образуются такими сторонами музыки, как ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембры и динамика.

Вслушайтесь в музыкальные произведения и постарайтесь подумать не только над тем, что музыка слагается из различных сторон своего звучания, но и то, чем именно выразительна каждая сторона.

Август фон Хюккель. Лоэнгрин и Эльза

Что образует единство музыкального произведения

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что образует единство музыкального произведения

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС

Что образует единство музыкального произведения

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что образует единство музыкального произведения

Номер материала: ДБ-221946

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Что образует единство музыкального произведения

Что образует единство музыкального произведения

В московских школах придумали новый формат классных часов с участием отцов

Время чтения: 2 минуты

Что образует единство музыкального произведения

Службы примирения появятся в каждой школе Москвы до конца учебного года

Время чтения: 1 минута

Что образует единство музыкального произведения

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что образует единство музыкального произведения

Минобрнауки планирует учредить стипендию для студентов-философов

Время чтения: 2 минуты

Что образует единство музыкального произведения

ОНФ проверит качество охраны в российских школах

Время чтения: 2 минуты

Что образует единство музыкального произведения

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *