Что обозначают знаки на игральных картах
Гадания на обычных картах (36 шт) Расклады. Значение карт всех мастей
Как научиться гадать на обычных картах (36 шт). Примеры простых раскладов. Значение всех карт четырех мастей
Во все времена находятся люди, у которых возникает неподдельный интерес к гаданию на картах. С их помощью можно заглянуть в будущее и предсказать события и повороты в судьбе.
Можно ли научиться гадать на картах обычному человеку? Конечно, существуют простые расклады карточной колоды, по которым можно погадать на отношения, разрешение сложной ситуации, финансовое благополучие и другие важные вещи в жизни.
Как научиться гадать на картах
Прежде всего, нужно приобрести новую колоду карт. Для гадания не подходят те, которыми играли в азартные игры, либо раскладывали ими пасьянс.
Если хотите сделать несколько разных раскладов, для каждого приобретите свою колоду, желательно с разными «рубашками».
К гаданию на картах, как и к самим колодам относитесь уважительно. Отведите для их хранения специальное место – например, шкатулку или красивую коробку. Не позволяйте никому трогать гадальные карты, перебирать, использовать в играх. Не стоит также делать расклады слишком часто, а только действительно по необходимости, когда остро стоит какой-то вопрос в личной жизни, карьере или финансах.
Чтобы заглянуть в будущее, выбирайте особые даты в году. Идеально для предсказаний подходят дни накануне и после Рождества – так называемые святочные. Тайны судьбы хорошо открываются и в саму рождественскую ночь, как и в Новый год, на Крещение. Традиционные дни для гаданий – полнолуние, собственный день рождения, пятница 13-е, високосный год (29 февраля), Хэллоуин, даты смерти близких людей. Избегайте предсказаний на убывающей Луне, во время религиозного поста.
Перед тем как разложить карты, мысленно задайте интересующий вас вопрос (разрешится или нет?) или задумайте человека, на отношения с которым хотите погадать.
Расклад «Тройка»
Самый легкий, подходит для простого гадания, которое не требует решения глобальных (судьбоносных) вопросов. Гадают, например, на текущий день – как пройдет, удачной ли будет дорога или отчет на работе, контрольная в школе. Также по нему можно определить, где сейчас находится тот или иной человек.
Достаньте новую колоду и перетасуйте рубашками вверх. Затем разложите пред собой 3 произвольно взятые карты – из любой части колоды. Переверните и рассмотрите изображение. Если ответ не получен, выложите еще три карты.
Расклад «Пятнадцать»
Перетасуйте колоду и задумайте вопрос или человека. Выложите на стол перед собой 15 карт, распределяя на пять стопок, в каждой стопке по три карты. Стопки в один ряд. Та, что крайняя слева (первая), предсказывает настоящее. Справа от нее (вторая стопка) – расскажет о личной жизни и семье. Та, что третья, отвечает за дружбу и отношения с коллегами. Четвертая стопка укажет на достижение целей, сбудутся ли желания и мечты. Крайняя правая стопка – это предостережения и подсказки.
Расклад «Веер»
Этот способ гадания дает ответы на вопросы. Можно задавать о любви, поступлении денег, карьере, учебе и т. д. Нужно задумать любую карту для себя или человека, на которого гадаете. Например, вы дама червей, а возлюбленный – король червей, а начальник, допустим, король крестовый. Можно делать расклад сразу на нескольких человек.
Перемешайте колоду и выньте из нее любые три карты, которые раскиньте на столе веером. Далее выберите еще три, положите их тоже веером, под первыми тремя. Продолжайте выкладывать карты по такому же принципу, пока не появится загаданная вами карта. После этого положите снизу еще ряд из трех карт. Те карты, что будут сверху над задуманной, предскажут будущее. Расположенные рядом с задуманной картой – покажут то, что есть на данный момент, а снизу три карты – расскажут о прошлом.
Теперь запоминайте или записывайте значение всех карт при гадании в раскладах что даны были выше, и в любых других.
Значения карт в простых гаданиях (колода из 36 карт)
Червовая масть отвечает за любовь:
6 – означает дорогу;
7 – сплетни и разговоры;
8 – свидания и встречи;
9 – страсть, любовь, свадьба;
10 – исполнение желаний;
«валет» — череда проблем и пустые хлопоты;
«дама» — соперница, любовница холостого мужчины или женщина замужем;
«король» — мужчина в разводе, в поиске отношений, тайный поклонник, а также женатый человек.
«туз» — семья, общее жилье, домашний очаг.
Крестовая масть отвечает за деловую сферу, карьеру, финансы (за исключением «девятки»):
6 – командировка, деловое свидание;
7-8 – деловые разговоры, подписание договора;
9 – сильные любовные чувства, переживания, страсть, привязанность;
10 – получение прибыли, наследство, деньги;
«валет» — финансовые хлопоты;
«дама» — в зависимости от вопроса и задуманной ситуации: коллега, соседка, теща, свекровь, родственница (в том числе и дальняя), мама, женщина-начальник.
«король» — начальник мужского пола, коллега по работе, компаньон по бизнесу;
«туз» — бизнес, дело.
Бубновая масть – общая:
6 – скорая и короткая дорога;
7 и 8 – разговоры, сплетни, обсуждения;
9 – любовь незамужней пары;
10 – строить планы, надеяться;
«валет» — проблемы общего толка, хлопоты с результатом;
«дама» — молодая девушка (незамужняя), любовница, подруга, коллега на работе, соблазнительница, любовница червового короля (мужа).
«король» — почетный гость, старший коллега, чиновник, военный человек, благородный мужчина, настойчивый поклонник;
«туз» — важное письмо или документ, долгожданное известие (хорошее).
Пиковая масть – предупреждает о плохом, об опасностях:
Что означают карточные фигуры и масти: Забытая символика самой популярной игры
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Структура карточной колоды не менялась на протяжении нескольких веков. Старшинство карт и их масти всем известны. В старину, правда, фигурам с изображениями людей придавалось важное значение.
Джокер (шутник) – изображается в виде шута и входит в стандартную «французскую колоду». По одной из версий, придворный дурачок появился в колоде из карт таро, там действительно есть такая фигура. Безумец на ней бодро шагает к обрыву, а собачка пытается его удержать от рокового шага. Обязательными атрибутами являются палка с висящим мешком – символ путника и колдовские атрибуты одновременно. Интересно, что Джокер появился в колодах не раньше XIX века и сначала изображался с человеческой головой (черепом) на палке, затем этот мрачный символ заменили на шутовскую погремушку или музыкальные «тарелки», а сейчас могут и без лишних атрибутов изобразить.
Карточные короли изначально носили имена знаменитых исторических мужей: Карл Великий (черви), библейский царь Давид (пики), Юлий Цезарь (бубны) и Александр Македонский (трефы). Слово Валет происходит от французского «слуга», «лакей», ближе всего к нему «вассал». В старину на Руси эту фигуру называли «холоп» или «хлап». Обычно на игральной карте изображается молодой человек. Все валеты по европейской версии также имеют реальные прототипы: французский рыцарь Ла Гир по прозвищу Сатана (черви), а также герои эпоса Ожье Датчанин (пики), Роланд (бубны) и Ланселот Озерный (трефы).
Дамы появились в колоде гораздо позднее, и на счет их персон единодушия нет. Чаще всего указывается следующее: Афина, богиня мудрости (пики), Аргина, анаграмма латинского Regina, королева (трефы), библейская Рахиль (бубны) и Елена Троянская (черви). Таким образом на карточном столе, при некоторой фантазии, можно разыграть настоящее «сражение» между известными историческими и мифологическими персонажами.
Карточные масти тоже несли когда-то глубокий смысл, который постепенно забылся. Чтобы вспомнить его, нужно обратиться к древнеиндийскому варианту этой игры. Такие карты назывались ганджифа и имели круглую форму. На них изображалась фигура четырехрукого Шивы, который держал кубок, меч, монету и жезл. Скорее всего, эти символы четырех индийских сословий и дали начало современным карточным мастям.
В Европе мечи превратились в «пики», кубки – в «черви», монеты – в «бубны», а жезлы – в «трефы». Но и в более поздней традиции масти по-прежнему соответствовали четырем основным феодальным классам: военные, духовенство, купечество и крестьянство. На разных языках эти названия звучат по-разному. Например, в Англии и Германии это лопаты, сердца, бриллианты и дубинки, а в Италии – копья, сердца, квадраты и цветы. На немецких картах еще можно встретить старинные имена мастей: желуди, сердца, колокола и листья.
Интересно, что в разные исторические эпохи, при крупных политических изменениях были попытки изменить карточные фигуры и масти, но они не увенчались успехом. Так, после Великой французской революции рисовали колоды с национальными героями, в СССР в годы НЭПа были попытки изображать на картах рабочих с крестьянами и даже ввести новые масти: «серпы», «молоты» и «звезды».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Значения игральных карт при гадании на 36 карт
Колода из 36 игральных карт считается упрощённым вариантом колоды Таро. Но, даже если это и так, значит, даже отдельно взятые элементы системы Таро совершенны и гармоничны. Ведь в 36 картах раскрываются и все возможные архетипы, и каждая из четырёх стихий, и смысловой ряд числовых карт. Значения игральных карт при гадании способны описать и проанализировать любую ситуацию, проблему, а также человека со всеми его «атрибутами» – эмоциями, характером, талантами и возможностями.
Нет нужды рассказывать подробно о мастях игральных карт. Это известно любому человеку. Составим только основные аналогии со стихиями: пиковой масти (в Таро: Мечи) соответствует стихия Воздуха, трефовой (в Таро: Жезлы) – Огонь, червовой (в Таро: Кубки) – Вода, бубновой (в Таро: Пентакли) – Земля.
Значения числовых карт, по сути, совмещают трактовки, присущие каждому из чисел, с характерными особенностями стихии, которой принадлежит масть. Фигурные карты – валеты, дамы и короли – могут толковаться двояко. Иногда они указывают на конкретных людей, причём, в этом случае представляется возможным говорить об их цвете волос, возрасте, особенностях натуры, возможно, родственных связях с тем, кому гадают. С другой стороны, такие карты могут обозначать те или иные обстоятельства или особенности ситуации.
Отдельно в колоде стоят тузы. Это и не фигурные, и не числовые карты. Но их тоже можно воспринимать в двух направлениях – как описания обстоятельства или места либо как показатель определённого момента или периода времени.
Ещё один значимый аспект состоит в том, что значения игральных карт при гадании на 36 карт могут иметь собственные оттенки в зависимости от сути вопроса. К примеру, если расклад делается на перспективу какого-то делового проекта, трактовки выпавших в нём карт наверняка будут отличаться от толкований этих же карт, если бы они выпали в раскладе на будущее отношений семейной пары.
Ниже вы найдёте подробное толкование для каждой карты игральной колоды. Описания карт охватывают все их стороны, включая и характерные трактовки в перевёрнутом виде (для тех карт, у которых прямое и перевёрнутое положения просматриваются). В этих описаниях вы найдёте значения для любых раскладов. А кроме того, мы постарались выделить некоторые из наиболее интересных или показательных сочетаний карт между собой.
Игральные карты: тайный смысл!
Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: А что означают масти игральных карт? Откуда взялись названия – валет, туз, трефи, пики, червы и др. Если – да! То это статья для Вас. Особо впечатлительных просьба не читать
Несколько слов об истории вопроса:
Существует 3 версии происхождения карт:
1. Первая – китайская, хотя многие до сих пор не хотят в нее верить. Уж слишком непривычны для нас китайские и японские карты и по внешнему виду, и по характеру игры, которая больше похожа на домино. Однако несомненно, что уже в VIII веке в Китае для игр использовались вначале палочки, а потом и полоски бумаги с обозначениями различных символов. Эти далекие предки карт использовались также вместо денег, поэтому у них было три масти: монета, две монеты и много монет. А в Индии на игральных картах изображалась фигура четырехрукого Шивы, который держал кубок, меч, монету и жезл. Некоторые считают, что эти символы четырех индийских сословий и дали начало современным карточным мастям.
2. Египетская версия происхождения карт, растиражированная новейшими оккультистами. Они утверждали, что в глубокой древности египетские жрецы записали всю мудрость мира на 78 золотых табличках, которые изображались также в символическом виде карт. 56 из них – «Младшие Арканы» – стали обычными игральными картами, а оставшиеся 22 «Старших Аркана» вошли в состав загадочной колоды Таро, используемой для гаданий. Эту версию впервые обнародовал в 1785 году французский оккультист Эттейла, а его продолжатели французы Элифас Леви и доктор Папюс и англичане Мэзерс и Кроули создали собственные системы интерпретации карт Таро. Название это якобы происходит от египетского «та рош» («путь царей»), а сами карты были занесены в Европу то ли арабами, то ли цыганами, которых часто считали выходцами из Египта. Правда, никаких доказательств столь раннего существования колоды Таро ученым найти не удалось.
3. Европейская версия. (На ней остановимся подробнее – она считается основной). Обычные карты появились на европейском континенте не позднее XIV века. Еще в 1367 году в городе Берне карточная игра была запрещена, а десять лет спустя шокированный папский посланник с ужасом наблюдал, как монахи увлеченно режутся в карты у стен своей обители. В 1392 году Жакмен Грингоннер, шут душевнобольного французского короля Карла VI, нарисовал карточную колоду для развлечения своего господина. Тогдашняя колода отличалась от нынешней одной деталью: в ней было всего 32 карты. Не хватало четырех дам, присутствие которых казалось тогда излишним. Только в следующем столетии итальянские художники начали изображать мадонн не только на картинах, но и на картах.
4. Оккультная. По версии писателя С.С. Наровчатова, при Иване Грозном появился в Москве некто Черчелли. Черчелли, в Италии назывался французом, во Франции – германцем, в Германии – поляком, а в Польше – сделался русским. Привёз он в Москву сундучок, завёрнутый в шаль, чёрную с красными разводами, что как бы соответствовало мастям – чёрным и красным. Карты стали пользоваться спросом. Вначале к занятиям с картами власти относились терпимо, но затем за них стали преследовать, поскольку усмотрели тут вмешательство нечистой силы. Из законодательных памятников о картах впервые упоминает Уложение 1649г., которое предписывает с игроками в карты поступать «как писано о татях» (ворах), т.е. бить немилосердно, отсекать пальцы и руки. Указом 1696г. введено было обыскивать всех заподозренных в желании играть в карты «и у кого карты вынут, бить кнутом». В 1717г. воспрещается игра в карты под угрозой денежного штрафа. В 1733г. для рецидивистов определены тюрьма, или батоги.
Так что же означают масти и значения карт?
Структура карточной колоды всем известна: туз, король, дама, валет ещё ниже по достоинству десятки, девятки, и так до шестёрок или до двоек в полной колоде – типичная иерархическая лестница от высших до низших:
Джокер – легкомысленная фигура в трико, шутовской колпак, бубенчики… А в руках – скипетр с нанизанной на него головой человека, который сейчас гуманными художниками заменен на музыкальные «тарелки». В дореволюционных сценических действах похожий персонаж назывался Фрадьяволо. «Джокер» выше всех, она не имеет масти и в игре считается самой сильной. Таким образом, на вершине пирамиды находится отнюдь не Король, а Daus…
Туз – слово польского происхождения от немецкого Daus. Немецко-русский словарь указывает значение слова: Daus – дьявол. Вполне возможно, что Daus – вариант искажения греческого «диаболос» – рассеиватель клеветы.
Король. Интересно, что у всех карточных изображений были реальные или легендарные прототипы. Например, четыре короля – это величайшие монархи древности: Карл Великий (черви), библейский царь Давид (пики), Юлий Цезарь (бубны) и Александр Македонский (трефы).
В отношении дам такого единодушия не было – например, дама червей была то Юдифью, то Еленой Троянской, то Дидоной. Дама пик традиционно изображалась как богиня войны – Афина, Минерва и даже Жанна д’Арк. В роли дамы пик после долгих споров стали изображать библейскую Рахиль: она идеально подходила на роль «царицы денег», поскольку обокрала собственного отца. Наконец, дама треф, на ранних итальянских картах выступавшая как добродетельная Лукреция, превратилась в Аргину – аллегорию суеты и тщеславия.
Валет (фр. valet, «слуга», «лакей», этимологически уменьшительное от «вассал»; старое русское название «холоп», «хлап») — игральная карта с изображением молодого человека. Все реальные прототипы валетов (по европейской версии) – французский рыцарь Ла Гир по прозвищу Сатана (черви), а также герои эпоса Ожье Датчанин (пики), Роланд (бубны) и Ланселот Озерный (трефы).
«Козырные» карты, само их название, имеют своё особое назначение. «Кошерными» т.е. «чистыми» называют талмудисты ритуальные жертвоприношения…что, как вы понимаете, связанно с каббалой.
Во французском варианте мечи превратились в «пики», кубки – в «черви», денарии – в «бубны», а «жезлы» – в «кресты», или «трефы» (последнее слово по-французски означает «лист клевера»). На разных языках эти названия и сейчас звучат по-разному; например, в Англии и Германии это «лопаты», «сердца», «бриллианты» и «дубинки», а в Италии – «копья», «сердца», «квадраты» и «цветы». На немецких картах еще можно встретить старинные имена мастей: «желуди», «сердца», «колокола» и «листья».
Что касается оккультных начал, то суть их следующая:
1. «Крести» (Трефа) – карта с изображением креста, на котором был распят Иисус и которому покланяется полмира. В переводе с идиш «трефа» означает «скверный» или «нечисть»
2. «Вини» (пики) – символизирует евангельскую пику, то есть копье святого мученика Лонгина Сотника, которым он пронзил живот Иисусу
3. «Черви» – подразумевает евангельскую губку на трости: «один из воинов, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить»
4. «Бубны» – графическое изображение евангельских кованных четырехгранных зазубренных гвоздей, которыми были прибиты руки и ноги Иисуса ко деревянному Кресту.
Интересный факт, что в СССР в годы нэпа были попытки изображать на картах рабочих с крестьянами и даже ввести новые масти – «серпы», «молоты» и «звезды». Правда, подобную самодеятельность быстро пресекли, а карты надолго прекратили печатать как «атрибуты буржуазного разложения».
Карты и их символика: в чем духовная угроза?
Виртуальные игры и развлечения вытеснили собой многие русские игры. Забыты городки и лапта. Но игральные карты из детско-подростковой жизни окончательно не ушли. Чем опасны карты и правда ли, что символика мастей кощунственна – несет скрытые оккультные смыслы?
Предположение – не факт
Любой здравомыслящий родитель против игры на деньги и понимает вред нездорового азарта для детской психики. Но не каждый подозревает в ней более серьезные духовные опасности. Грешно ли играть в карты не на деньги? Да, однозначно грешно. Но вот о том, почему карты связаны с грехом, и о символике игральных карт есть много разнообразных мнений в православном сегменте интернета.
Заметим, что общецерковной точки зрения на вопросы, связанные с символикой карт, нет – тема никогда не выносилась на обсуждение Межсоборного присутствия, ни тем более на Соборы, что вполне объяснимо – не тот масштаб проблемы.
Протоиерей Игорь ФОМИН на сайте журнала «Фома» высказывает такую точку зрения: «Дело в том, что карты имеют очень глубокую антихристианскую символику. Обратите внимание на карточные масти. Все они изображают евангельские символы, но как бы глумясь над ними. Трефы – крест, на котором был распят Иисус Христос. Пики – копье, которым Он был прободен. Черви – губку с уксусом, которую поднесли умирающему на кресте Спасителю, чтобы напоить Его. Бубны – четырехгранные гвозди, которыми были прибиты к кресту руки и ноги Христа».
Делясь мнением, батюшка не ссылается на какие-либо источники информации по данному вопросу. Кто обнаружил связь этих символов, научно установил, фактически подтвердил это артефактами? Ни имен, ни дат, ни мнений авторитетных ученых на этот счет нет.
А ведь, чтобы точно расшифровать символику карт и подтвердить догадки, необходимо иметь какие-либо документальные свидетельства ее происхождения.
В большинстве своем безымянные авторы многочисленных статей на приходских сайтах, опираются на это предположение как на факт, но тоже не дают убедительных примеров. Их статьи пестрят «говорящими» и устрашающими иллюстрациями карт всех эпох и народов с чашами, полными крови, человеческими черепами и прочей пугающей атрибутикой. Все эти атрибуты характерны для Европы эпохи Просвещения, особенно склонной к оккультизму и мистицизму.
Глумление над евангельскими Страстями Христовыми и Святыми Христовыми Тайнами, конечно, заставляет содрогнуться любое христианское сердце. Но, рассуждая с духовной точки зрения, постараемся понять, имеет ли оно место в действительности? Единственное, что приводится в доказательство такой несколько прямолинейной и грубоватой интерпретации – это фрески всего ОДНОГО старинного храма доиконоборческого периода. В турецком городе Демра (бывших Мирах Ликийских) существует храм святителя Николая, где, по мнению не назвавшегося автора статьи сайта «Храм Предтеча.ру», есть изображения, похожие на карточные масти. Просмотрев фотографии, можно убедиться – то, что запечатлено на них, напоминает масти карт лишь отдаленно. Символы в большей степени похожи на элементы растительного и геометрического орнамента, распространенного в мире и одинаково свойственного разным культурам. Увы, больше догадки о «жидомассонских» или «сатанинских» корнях символики подтвердить нечем.
Символ живет в контексте
Чтобы наши выводы стали понятнее, придется слегка углубиться в науку. Свойства знаков и знаковых систем изучает отдельная дисциплина – семиотика. Упрощая определение Юрия Лотмана, определим ее как науку о знаках, используемых для общения.
Согласно ей, значение символов изменчиво – оно во многом зависит от нашего восприятия, от культуры, воспитания и многих других изменчивых вещей.
По Ю. Лотману, знак немыслим без контекста и интерпретации. Так что без участия нашего оценивающего взгляда сам по себе символ не несет никакой нагрузки. Возможно, оккультисты в своих ритуалах и придают мастям именно такой смысл, но судить об этом бездоказательно мы не можем.
К слову, в повседневной жизни «карточный» контекст и его интерпретация нашим сознанием совершенно другие – в наши дни мы ассоциируем карты, скорее, с миром, нарисованным в стихах и песнях Владимира Высоцкого – миром общества с низкой культурой. Мы олицетворяем карты с социальным дном, с преступным или околопреступным миром, с забегаловками, злачными местами, казино – а вовсе не с подпольным сборищем сатанистов-оккультистов.
Очевидно, что мало кто воспринимает сегодня карты в значении кощунственно-евангельских символов, понимая при этом, что в самой этой игре ничего хорошего нет.
К примеру, никто еще не додумался объявить кощунством логотип одной мобильной компании – перевернутый, как “негатив”, образ красного пасхального яйца (белое яйцо на красном фоне). А образ креста при желании легко можно обнаружить и в германской свастике, и в древних языческих, мусульманских орнаментах, и в оконном проеме, и в перекрестке дорог, и в строении человеческого скелета, и так далее.
Родом из Европы
Обращаясь к истории, узнаем, что аналоги современных карт существовали на Древнем Востоке, в Персии и Индии, в Египте и Китае, в Древнем Израиле. Предположительно, оттуда они были занесены крестоносцами и прижились сначала в Италии, где у них было гораздо больше мастей и разнообразнее колода (латинский вариант), а затем в западноевропейском мире.
Сначала в Европе карты были игрой солдат и простого народа и не раз подпадали под запрет. За них показательно секли и даже казнили. Затем они перешли в королевские покои и надолго стали дворянской аристократической игрой.
К слову, они появились в Европе почти в современном виде, там они и набрали наибольшую популярность в эпоху Просвещения. В начале 17 века завезенные к нам из Франции через Польшу и Германию, карты оказались в России. Смекалистые русские кулибины упростили 54-ти карточную колоду французов до 36 карт, начав отсчет с шестерок.
В середине 19 века карты полностью приобрели привычный сегодня облик – симметрию верхнего и нижнего рисунка, скругленные углы и другие характерные детали.
Обращаясь к истории мастей, можно убедиться, что их символика идет из глубины веков и напрямую связана с рыцарством и куртуазной эпохой.
Возможно, именно она увела благородных господ с ристалищ и усадила их в уютные кабинеты за ломберные столы. Оружейная тема не чужда картам, игра в которые – это умственный поединок, пришедший на смену рыцарским турнирам: так копье переродилось в пики, герб – в бубны, меч – в трефы, а щит – в черви. Трефы также обозначали королевский геральдический атрибут – трехлистный клевер.
В латинской колоде было немного иначе: в ней в качестве мастей присутствовали многоугольные монеты-пентакли, чаши, палицы, отсылающие нас к папской власти и различиям сословий: духовного, королевского, аристократического и торгового.
Интересен дословный перевод названий мастей в разных странах Европы. У французов это трилистники, сердца, плиты мостовой и копья. У итальянцев – пики, цветы, квадраты и сердца, у испанцев – мечи, дубинки, кубки, монеты, у немцев и англичан – дубинки, сердца, лопаты и бриллианты. А кое-где в Германии масти по старинке именуют как желуди, бубенцы, листья, сердца.
Особой же оригинальностью отличились швейцарцы, называвшие масти карт розами, жёлудями, бубенцами и щитами. Всё это – популярная атрибутика европейского куртуазного Средневековья и последующей эпохи Возрождения, и ни полслова, ни намека на Страсти Христовы.
Сами картежные персонажи весьма условны, их состав изменчив – так, карточные королевы присутствуют не во всех национальных колодах, а в некоторых из них количество слуг-валетов у королей гораздо больше. Первоначально королей и королев ассоциировали с конкретными историческими персонажами – известными современными правителями и царями Ветхого Завета, высокородными дамами и библейскими героинями. Но постепенно фигуры стали максимально обобщенными.
Русский след
С новой опасной азартной игрой на Руси не единожды пытались бороться. Царь Алексей Михайлович по прозвищу Тишайший был глубоко религиозен, смиренен и благочестив, что, кстати, помогало ему бороться со вспышками гнева.
Православный государь старался противостоять заморской духовной заразе. Подписанное им Уложение 1649 года разрешало властям жестоко расправляться с картежниками, как с ворами – то есть отрубать руки и немилосердно бить. Указ1696 года разрешал обыск азартных игроков – «и у кого карты вынут, бить кнутом».
В следующий раз законодательно ограничить карточную игру в России пытались в 1717 году с помощью штрафов. Еще через 16 лет наказание ужесточили – упорных игроков, не раз замеченных за картежным столом, ждала тюрьма и батоги.
Петр Первый не жаловал карт, хотя и активно завозил их кораблями из Европы, следуя моде на все европейское. Окончательно прижились карты при Екатерине ΙΙ. Вслед за сочинениями вольнодумцев эпохи просвещения мода на карты с ее легкой монаршей руки перекочевала в Россию и стала неотъемлемой частью аристократической придворной культуры. В последующие века умение составить партию было таким же необходимым атрибутом светского человека, как его манеры, начитанность, речь, знание языков, соответствующий моде внешний облик, умение танцевать и делать комплименты.
Живописец-академист Адольф Шарлеман создал традиционные для России «Атласные карты» в середине 19 века. Автор эскизов не сильно отошел от вида французской карточной колоды. Также были популярны англо-американский шаблон карт руанского происхождения и парижский шаблон.
Метафора судьбы
В преступном мире и сегодня картежная игра – метафора судьбы, и это не случайность.
Когда-то карты вершили судьбы в России и Европе. С их помощью ткались дворцовые интриги, выяснялись дипломатические отношения, денежные и семейные споры.
Карточные игры в позапрошлом столетии были повсеместно популярными, но четко разделялись на коммерческие и азартные, то есть вполне приличные и неприличные, осуждаемые. В 19 веке в России дворяне разорялись, проигрывали целые деревни и даже своих жен, убивали друг друга на дуэлях из-за споров у карточного стола.
Тогда же пышным цветом расцвели масонские, кабалистические и прочие мистические течения, где не обходилось без специальных гадательных колод и игральных карт, и где они, возможно, и приобретали значение сакральных символов.
К слову, в храмах обеих столиц, особенно северной, до сих пор можно встретить разнообразную символику вольных каменщиков, поскольку многие из них строили русские архитекторы западного происхождения или их западные коллеги.
Это действующие соборы и храмы, где и сейчас совершается литургия. Вот где, действительно, на взгляд многих православных людей, имеет место кощунство. Но факт остается фактом: масонские символы в орнаментах фресок, потолков и пола питерских соборов – это уже часть нашей культуры и истории. Словом, в позапрошлом веке карточные игры и мистические манипуляции давали многочисленные злые всходы.
Мир наоборот
Пушкин, Лермонтов, Достоевский и другие писатели не обошли в своих произведениях тему игры карт. На память сразу приходят «Пиковая дама», «Маскарад», «Фаталист», «Игрок». Почему же карточная игра была такой значимой для людей того времени и отразилась в художественных текстах?
Как считает известный литературовед Юрий Лотман, карты – это культурная реалия. В русской литературе» карточная игра выступает ни много ни мало как модель бытия, в котором правят хаос и торжество случайностей. Книги на эту тему породили в обществе своего рода философию. Лучшие умы Отечества всерьез размышляли «над ролью случая, фатумом, противоречием между железными законами внешнего мира и жаждой личного успеха, самоутверждения, игрой личности с обстоятельствами, историей». Они ломали головы над вопросом: чем все-таки определяется выигрыш: расчетом или случаем?
Советский литературовед неожиданно точно оценивает греховную природу картежного мира и его системы координат, из которой вычеркнуты Бог и нравственность. Герою «Пиковой дамы» Пушкина мир кажется игрой, которой он способен виртуозно управлять, манипулируя людьми.
Игрок желает выиграть все, рискуя при этом всего лишиться. Он получает прогноз будущего (некое гадательное предсказание), его линия поведения программируется, сам он при этом думает, что что-то решает, хотя правят им темные силы и его собственные страсти. «Господин» своей судьбы на деле оказывается рабом.
«В самой природе карт заложено двоемирие, – пишет Лотман, – они – простые знаки, «ходы» в игре, и имеют смысл в гадательной системе…Случайное выпадание карт превращается в некий текст, автором которого является судьба».
В азартном картежном мире игрок ищет стратегию, скрывая ее от противника. Только вдумайтесь: ближний становится для него врагом. Игра – это конфликт, ее цель – успех и превосходство, но оно достанется лишь одному. В итоге получается игра не с партнером, а с самим случаем, который становится своего рода зловещим божеством. Происходит подмена истинного Бога мнимым, а истинная вера подменяется фатализмом.
С точки зрения веры, с героями произведений происходит явное искушение гордыней и себялюбием. Увиденный через призму карт мир начинает двоиться – герой оказывается перед дилеммой выигрыша и проигрыша, игры и гадания, двух реальностей – мира повседневного и потустороннего. Герой сбит с толку, растерян, потерялся в жизни, утратив все ее ориентиры. Его захватил хаос, рассудок мутится, душа гибнет под напором жуткого, демонического, потустороннего, стихийного. Этой иррациональной и мощной силе он не может противостоять в одиночку, а опереться не на Кого – Бога у него нет. Так он оказывается во власти зла.
В литературу эта духовно опасная философия пришла из реальной жизни. Как считает литературовед, в петербургский, императорский период русской истории «…грандиозные состояния создавались мгновенно, в зависимости от скачков счастья, в сферах, весьма далеких от экономики. Причудливое перемещение богатств невольно напоминало перемещение золота и ассигнаций на зеленом сукне во время игры».
У Федора Достоевского «рулетка – это игра по преимуществу русская», основанная на стремлении «в один час» «всю судьбу изменить». Так завезенная из Европы игра причудливо совпала с нашим менталитетом, извратив и развратив его.
Лицо святой сохранилось… на картах?
Интересно, что фразеологизм «палка о двух концах» применим и к картам. Однажды они все-таки послужили добру. В безбожное время они сохранили для нас…лицо святой.
Забежим вперед. В советские годы было опробовано много различных картежных колод. Были среди них и откровенные инструменты пропаганды, и антирелигиозные карты, на которых изображалось духовенство, а позади нарисованных фигур – «побуждающие к вере» приземленные мотивы. Но ни одна из таких колод не пользовалась популярностью и в народе не прижилась. А полюбилась русским людям и стала самой распространенной в СССР совсем другая колода, дошедшая до наших дней под названием «Русский стиль».
Колода эта была еще дореволюционной. Ее история такова. На известном ПОСЛЕДНЕМ имперском балу 1903 года члены Царской Семьи и придворные были наряжены в уникальные по красоте и стилю стилизованные русские костюмы. Автор многих эскизов – Сергей Головко, исполнители – известнейшие портные, в том числе мастерская небезызвестной Надежды Ламановой.
На балу было отснято множество фотографий высочайших особ в русских народных нарядах. Они и послужили основой для создания колоды карт к 300-летию Дома Романовых. Очевидно, как и открытки с портретами Семьи, новые карты должны были пробудить народную симпатию к царственным особам и послужить популяризации имперской власти, став для простых людей любимым сувениром. И вот в 1911 году немецкий мастер фабрики «Дондорф» разработал эскизы карт.
В стиле романтичной русской старины им были выполнены атрибуты мастей – щиты, оружие, доспехи. Прототипом бубнового валета стал великий князь Андрей Владимирович, бубновой дамы – фрейлина обеих императриц графиня Александра Толстая. Червовой дамой была выбрана княгиня Ксения Александровна, а трефовой – Елизавета Федоровна Романова, впоследствии – святая новомученица и исповедница Российская.
На обороте карт был изображен герб России – двухглавый орел. Конечно, изображения не имели точнейшего портретного сходства с прототипами, но если сопоставить картинку и фото, можно увидеть – сходство есть. В 1913 году карты были отпечатаны на Александровской мануфактуре Санкт-Петербурга прямо к праздничной дате.
Дальше – интереснее. После революции мануфактуру закрыли, но уже в 1923 году она снова работала. Рисовать новые эскизы для карт и изготавливать формы для оттиска поленились, да и дорого, вот и стали печатать карты для народа по старым шаблонам.
В послевоенное время советский художник Ю. Иванов точь-в-точь перерисовал старые карты, адаптировав их для офсетной печати. Таким образом, лица Романовых и их приближенных, в том числе лицо святой Елизаветы не канули в небытие, а сохранялись на игральных картах весь ХХ век. Но этот случай – пожалуй, единственное и удивительное исключение.
Зло с традициями
Обобщая сказанное, согласимся с авторитетным мнением большинства священников – карты ДЕЙСТВИТЕЛЬНО несут духовную угрозу. Но искать ее, очевидно, нужно не на поверхности, не во внешних проявлениях – мастях и картинках, а на более глубоком СМЫСЛОВОМ уровне. На уровне веры.
Игра в карты отрицает и преступает две основные заповеди Нового Завета – возлюби Господа Бога твоего и возлюби ближнего как самого себя. Они подменяют любящего и промышляющего о человеке Бога бесовским «божком» – слепым случаем, а любовь к ближнему обращают в ее противоположность – ненависть, конкуренцию. Ближний становится противником, а принцип игры – выиграть, обмануть, обойти, победить в интеллектуальном поединке любой ценой – утверждает самость и гордыню. Все эти смысловые подмены, по сути, являются сатанинскими: дьявол – отец всякой лжи.
Духовно опасно и то, что понятия и идеалы – случай, удача, судьба успешность, конкуренция – из картежной игры перекочевали в бизнес и другие сферы жизни, в том числе образование, воспитание, медицину, искусство, что само по себе духовно опасно.
Стоит признать, что в наши дни карты растеряли свой авторитет, а вместе с ним не такими явными стали и духовные угрозы. Популярность карточных игр у нового поколения становится все меньше. Пожалуй, теперь они, в большей степени, инструмент безделия, праздности, нежели гордыни, себялюбия, кощунства.
Заложенные в них принципы, в том числе двоичная система кодов, давно перешли в компьютерные технологии. Развитая с их помощью психология конкурентной борьбы тоже находит себе применение в других сферах жизни. Зло совершенствуется, не отстает от прогресса.
Поэтому дурную инициативу азартной игры сегодня перехватили «продвинутые» «внуки» и «правнуки» карт – компьютерные «стрелялки». «Внуки» шагнули гораздо дальше своих «дедов», развивая гораздо более опасную зависимость и прочнее улавливая юные души.
Продолжая злую «семейную» традицию, они учат наших детей преступать те же две главные заповеди – вычеркивать из своей жизни Бога и обесценивать человеческую жизнь. Так давайте не дадим им в этом преуспеть!
Валентина Киденко
Фото из открытых источников