Что обозначают прерывистые линии разметки на перекрестке ответ
Прерывистые линии разметки на перекрестке: что означают
Без разметки передвижение по проезжей части стало бы опасным для пешеходов и водителей. На дороги наносят специальные линии, которые сообщают людям о допустимом движении. Именно по таким меткам можно понять, где допустим разворот, а где выезд на встречную полосу категорически запрещен. Что означает пунктир на перекрестке, чтобы не нарушить ПДД.
Что такое горизонтальная разметка на дороге
Горизонтальной разметкой по правилам дорожного движения считаются линии установленной формы, цвета и размера. Их делают из специальной краски со светоотражающими частицами. Так, полоски видно даже в темноте. Основное предназначение – деление дорожной поверхности на потоки движения в разных направления. Кроме того, они уведомляют водителей о количестве полос и возможность съезда с пути. Также разметку наносят, чтобы сообщить, что:
Горизонтальная линия может наноситься на постоянной или временной основе. Постоянная – белым цветом, исключение линии 1.4, 1.10, 1.17 и 1.26, они желтые, временная – оранжевым. Второй тип разметки наносят на период ремонта или по особым случаям. Когда причина ее появления исчезает, все отметки удаляют с асфальта или заменяют белыми. По аналогии со знаками, временные линии в приоритете над постоянными.
Горизонтальная разметка бывает нескольких типов:
Всего в ПДД 26 линий горизонтальной разметки.
Что обозначает пунктир разметки на перекрестке
Сотрудники дорожной службы маркируют дорогу согласно установленным по ГОСТу № Р 51256-2011 и Р 52289-2004. На перекрестки стандартно наносят разметку 1.7 — короткий пунктир. Чаще его используют для сложных поворотов. Так, водители не запутаются, в какую сторону повернуть. На обычные места пересечения двухполосных дорог прерывистые линии наносят реже, так как направление, в котором автомобиль может ехать, очевидно.
Разметка 1.7 состоит из коротких штрихов с равными промежутками между ними в соотношении 1:1.
Встретив короткий пунктир на дороге, водитель может проехать через нее с любой стороны. ПДД не запрещают выезд через разметку 1.7 на встречную полосу. Если сотрудник ГАИ остановил машину за такое “нарушение”, ни в коем случае нельзя соглашаться на штраф, т.к. это противоречит закону.
Она необходима для того, чтобы водители не запутались в границах полос, не выехали на «встречку» и не столкнулись друг с другом. Данный вид разметки разрешено пересекать со всех сторон, кроме того они позволяют совершать разворот и движение прямо. Бывают случаи, когда рядом с дорогой установлен знак, запрещающий обгон. Тогда рисковать и выезжать на встречную полосу не нужно. Хотя доказать законность такого действия можно, это не стоит потраченных в итоге нервов. Категорически нельзя переезжать через пунктирную линию на перекрестке, если поверх нее нанесена двойная сплошная желтого цвета.
Вождение автомобиля без знания ПДД может опасно для человека за рулем и всех окружающих. Так, проезжая через сплошную, можно спровоцировать аварийную ситуацию. Не меньше информации сообщает штриховка. Если человек без знания правил дорожного движения будет ехать по перекрестку, он может не ожидать поворота другой машины, о возможности которого сообщает прерывистая разметка. Незнание таких тонкостей не освобождает от ответственности. Всего одно нарушение способно лишить человека не только прав, но и жизни.
Прерывистые линии на перекрестке — что обозначает разметка 2021 года
Дорожная разметка облегчает движение транспортных средств, повышает безопасность на дороге. Кроме того, ориентируясь на обозначения на асфальте, пешеходы могут без риска пересекать проезжую часть. Начинающих водителей могут смутить линии разметки на перекрестках. Поэтому важно прояснить данные моменты.
Что обозначают прерывистые линии разметки на перекрестке
Маркировка дорожного покрытия производится в соответствии с требованиями ГОСТ №51256-2011, P 52289-2004. На сложных поворотах чаще всего наносится короткая пунктирная линия. Это делается для указания направления движения транспортных средств.
На обычных перекрестках с двумя полосами движения такая разметка встречается гораздо реже, поскольку здесь сомнений у водителей практически не возникает. В таких случаях вполне очевидно, куда нужно ехать.
Общие правила для разметки 1.7
Разметка с таким обозначением представляет собой прерывистую линию, состоящую из коротких штрихов, между которыми находятся одинаковые по длине пустые промежутки.
Ее предназначение заключается в визуальном разделении полосы левого поворота. Используется она в тех случаях, когда поворачивать можно сразу с нескольких полос.
Данную разметку можно без проблем пересекать со всех сторон в случаях, когда это не противоречит действующим правилам дорожного движения. Через такую линию можно даже разворачиваться.
Кроме того, пересекать такую линию можно и для выезда на встречную полосу движения. При этом важно ориентироваться и на дорожные знаки, которые всегда в приоритете.
Какие еще пунктирные разметки встречаются на перекрестке или рядом
В районе пересечения дорог встречаются и некоторые другие пунктирные линии или обозначения, сопровождающие прерывистую разметку:
Зачастую используется на подъездах к большим загруженным перекресткам. Заметив такое обозначение на дороге, водителю лучше отложить обгон или перестроение, поскольку можно неожиданно столкнуться с необходимостью пересечения сплошной полосы. Такое нарушение влечет за собой жесткую административную ответственность.
Когда возможен штраф и можно ли его избежать
Перед непрерывной полосой наносится разметка 1.6 в виде прерывистой полосы с длинными штрихами. Она предупреждает о скором появлении сплошной линии, поэтому у водителя есть возможность вовремя сориентироваться при подъезде к ней, оставаясь в рамках правил.
В соответствии с правилами дорожного движения, сплошную разметку 1.1 ни при каких обстоятельствах нельзя пересекать. Более того, на нее нельзя даже наезжать.
С другой стороны, согласно разделу «Приложение №2 к ПДД (ГОСТ 51256-99)», если разметку нанесли не по правилам, то оштрафовать за нарушение ее требований нельзя.
Если такое предупреждение отсутствует, то автомобилист не может предугадать появление сплошной разделительной линии на дороге. Поэтому, при правомерной смене полосы движения во время обгона вернуться назад с соблюдением всех правил не получится. В этом случае состава правонарушения нет.
Это является достаточно явным основанием для того, чтобы избежать административной ответственности. При возникновении спорных ситуаций с представителями ГИБДД этот аргумент будет достаточно убедительным.
Кроме того, в подобных ситуациях для защиты своих прав можно опираться на ГОСТ52289-2004. Здесь пункт 6.2.8 прописывает, что промежуток между сплошной и прерывистой линией на загородной трассе должен составлять не менее 100 метров, а на городских дорогах – как минимум 50 метров. Это обусловлено тем, что при движении на скорости 90 км/час 100 метров можно «проскочить» всего за 4 секунды.
Если такой интервал не выдерживается, то вовремя среагировать на изменяющуюся дорожную ситуацию практически невозможно. Поэтому при таких обстоятельствах административного наказания можно избежать.
Таким образом, к прерывистым линиям на перекрестках и на подъездах нужно относиться внимательно, поскольку во многих случаях они указывают направление движения или предупреждают об изменении разметки впереди.
Горизонтальная разметка 1.5 — 1.9, 1.11
Последнее обновление: 16.04.2020
Комментариев нет
Дорожная разметка в ПДД является средством визуального ориентирования водителей на дороге. Она представляет собой линии, надписи, стрелы, символические и другие обозначения, посредством которых устанавливается порядок движения, режимы движения, и обеспечивается лучшая видимость дорожных сооружений.
Следующая группа дорожной разметки в ПДД — прерывистая разметка 1.5 — 1.9 и разметка 1.11.
Горизонтальная разметка 1.5 (прерывистая)
Дорожная разметка 1.5 представляет собой прерывистую линию белого цвета, шириной от 10 до 15 см, у которой длина штриха в три раза меньше расстояния между штрихами.
Применение разметки 1.5:
Линию 1.5 разрешается пересекать с любой стороны — это, так сказать, общее правило. Но есть нюанс.
На трехполосных дорогах, полосы которых разграничены разметкой 1.5, движение по полосам осуществляется в соответствии с пунктом 9.3 ПДД (среднюю полосу разрешено использовать для обгона, объезда, поворота налево и разворота, выезд на левую полосу запрещается). Это правило относится только к трехполосным дорогам.
Таким образом, на трехполосных дорогах пункт 9.3 ПДД разрешает пересекать линию разметки 1.5 только в связи с перечисленными маневрами. Въезд на левую полосу трехполосной дороги равносилен движению по встречной полосе, когда это запрещено ПДД. Санкции будут соответствующие, как за выезд на встречную полосу в запрещенном случае.
Горизонтальная разметка 1.6 (удлиненная прерывистая)
Дорожная разметка 1.6 представляет собой прерывистую линию белого цвета, шириной от 10 до 15 см, у которой расстояния между штрихами в три раза меньше длины самого штриха.
Разметку 1.6 применяют для предупреждения о приближении к разметке 1.1 (к сплошной) или 1.11 (сплошная и прерывистая), которые разделяют попутные или противоположные потоки транспортных средств.
Она как-бы переходная: разметка 1.5 (прерывистая) переходит в разметку 1.6 (удлиненная прерывистая), затем — в разметку 1.1 (сплошная) или 1.11 (сплошная + прерывистая).
До лета 2017 года разметка 1.6 именовалась «линия приближения». С тех пор терминологию изменили, но смысл не поменялся. Ее назначение так и осталось — она означает приближение к сплошной линии разметки. Ее наносят на расстоянии не менее 50 — 100 метров перед разметкой 1.1 или разметкой 1.11.
Линию 1.6 разрешается пересекать с любой стороны.
Горизонтальная разметка 1.7 (короткая прерывистая)
Дорожная разметка 1.7 представляет собой прерывистую линию белого цвета, шириной от 10 до 15 см, с длиной штриха в 50 см и такими же промежутками между штрихами.
Разметку 1.7 применяют для обозначения границ полос движения в пределах перекрестка в случаях, когда необходимо показать траекторию движения транспортных средств или обозначить границы полосы движения на перекрестке.
С 2015 года разметка 1.7 еще применяется для разметки зоны парковки на проезжей части дороги. Линию 1.7 разрешается пересекать с любой стороны.
Горизонтальная разметка 1.8 (широкая прерывистая)
Дорожная разметка 1.8 представляет собой прерывистую линию белого цвета, шириной 40 см (на автомагистралях) и 20 см (на других дорогах), с длиной штриха в три раза меньше расстояния между штрихами.
Разметка 1.8 обозначает границу между полосой разгона или полосой торможения и основной полосой проезжей части дороги. Подробнее об этих элементах дороги можно прочесть в статье Полоса разгона и полоса торможения.
Линию 1.8 разрешается пересекать с любой стороны.
Горизонтальная разметка 1.9 (двойная прерывистая)
Дорожная разметка 1.9 представляет собой двойную прерывистую линию белого цвета, каждая шириной от 10 до 20 см (с таким же промежутком) и длиной штриха в три раза большей, чем расстояния между штрихами.
Разметку 1.9 применяют:
Полоса движения, которая с обеих сторон обозначена разметкой 1.9, именуется реверсивной полосой. Движение по такой полосе регулируется реверсивными светофорами. При выключенных сигналах реверсивного светофора, въезд на реверсивную полосу запрещен (пункт 6.7 ПДД).
Таким образом, при выключенных реверсивных светофорах двойную прерывистую линию 1.9 пересекать запрещается.
Горизонтальная разметка 1.11 (сплошная и прерывистая)
Дорожная разметка 1.11 представляет собой двойную линию белого цвета, каждая шириной от 10 до 20 см (с таким же промежутком), одна из которых сплошная, а вторая — прерывистая. Длина штриха у прерывистой линии примерно в три раза больше, чем расстояние между штрихами.
Разметку 1.11 применяют:
Двойную линию 1.11 разрешается пересекать со стороны прерывистой линии. Со стороны сплошной линии разметку 1.11 разрешается пересекать только при завершении обгона или объезда.
Полный список номеров и изображений линий разметки на сайте avtonauka.ru размещен в Приложении 2 ПДД.
Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 16.04.2020
Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.
Разметка 1.11: прерывистая и сплошная линии, полное описание, правила пересечения и наказание за нарушение требований ПДД
Споры по поводу нарушений правил и предписаний дорожной разметки между автомобилистами и сотрудниками ДПС не утихают до сих пор. Каждый считает, что он прав. Это одна из тех вещей, которые зародились уже давно и не умрут, наверное, никогда. Тем больше предпосылок к более детальному изучению правил дорожного движения в данной области. Знание всегда улучшает жизнь.
Почему необходима дорожная разметка?
Каждый человек, не только автомобилист и не только городской, но и сельский житель, в своей жизни хоть раз, но встречался с таким понятием, как дорожная разметка. Люди с самого раннего детства учат правила дорожного движения и знают, что она бывает разной. Более подробно эту тему, конечно, изучают, когда дело доходит до получения водительского удостоверения и требуется досконально выучить виды дорожной разметки и их предписание и назначение.
Сплошная линия в сочетании с прерывистой, а именно «Разметка 1.11», как гласит ее официальное название, является одной из самых неоднозначных типов разметки дорожного полотна. Автомобилисты должны точно знать предписание и назначения данного типа разметки во избежание серьезного ДТП. Для этого необходимо, в первую очередь, различать типы разметки, во-вторых, предписания этих символов и их характеристики. Этим и другим вещам и посвящена данная статья.
Виды разметки
Виды дорожной разметки бывают разные. В первую очередь необходимо отметить, что она бывает как горизонтальная так и вертикальная. Вертикальная встречается гораздо реже, поэтому подробнее рассмотрим виды горизонтальной дорожной разметки. Самая известная для всех – двойная сплошная. Это две параллельные сплошные линии, пересекать которые запрещено. Далее идет одинарная сплошная или просто «сплошная линия». Ее тоже нельзя пересекать. Самой «демократичной» из всех является прерывистая линия разметки, ее еще называют пунктирной. Эту линию пересекать разрешено. У нее также есть своя особенность: по мере приближения к сплошной пунктир прерывистой становится более длинным. Многие это замечали, но не придавали этому значения.
А теперь подробнее о разметке 1.11. Что же это за шифр? Таким кодом обозначают сплошную и прерывистую линии разметки одновременно. Об этой линии, главным образом, и пойдет речь дальше.
Сплошная линия разметки
Дорожная разметка 1.11 представляет собой сочетание двух линий – сплошной и прерывистой. Для того чтобы понять суть этого вида, нужно разобрать ее по составным частям, а именно уяснить, что такое сплошная и что такое прерывистая линии. Начнем с первой.
Дорожная разметка 1.1, или сплошная линия, – это белая полоса в середине проезжей части или у обочины. Пересекать ее запрещено. Санкции будут описаны ниже. В случае пересечения сплошной линии у обочины нужно остановиться, в противном случае это будет считаться ездой по обочине. В случае нарушения сплошной линии в центре проезжей части и продолжения движения в том же направлении это будет считаться выездом на встречную полосу в нарушение дорожной разметки и чревато серьезным ДТП. Потому наказывается наиболее сурово. В случае с дорожной разметкой 1.11 сплошная линия в ее составе выполняет такие же функции.
Прерывистая линия разметки
Как уже было оговорено ранее, горизонтальная разметка 1.11 состоит из двух линий одновременно – сплошной и прерывистой. Особенности и назначение первой уже были рассмотрены выше, поэтому необходимо подробнее остановится на последней. Дорожная разметка 1.2.2 означает, что в месте ее нахождения разрешено выезжать из своей полосы, то есть пересекать ее. Через эту линию разрешено обгонять и поворачивать. Ее можно пересекать без страха быть оштрафованным. Кстати, такая линия, в отличие от двух других (двойной и сплошной), гораздо реже бывает желтого цвета, который означает временную разметку, так как в основном временная разметка носит запретительный, а не разрешительный характер. В составе разметки 1.11 прерывистая линия выполняет те же функции. В целом этот вид разметки можно представить как двойную сплошную с участком, где с одной стороны сплошная переходит в прерывистую. То есть в этом месте ее можно при необходимости пересекать.
Правила пересечения прерывистой линии разметки
Санкции за пересечение сплошной линии разметки
Другой немаловажной составляющей разметки 1.11 является сплошная линия. Ее наличие определяет запретительный характер данного типа разметки в противовес прерывистой линии. Согласно ПДД, сплошная прерывистая линия разметки может пересекаться только со стороны прерывистой. Ее пересечение со стороны сплошной линии запрещено и чревато наложением определенных санкций. Каких именно? Это оговорено в статье 12.16 КоАП РФ. Санкция может разниться от 1000 рублей до лишения прав на 6 месяцев. Все зависит от характера нарушения.
Если выполнить поворот или разворот через сплошную часть разметки 1.11, то штраф составит от одной до полутора тысяч рублей. Если выполнить обгон и двигаться в попутном направлении, то есть, по сути, ехать по «встречке», это уже штраф 5000 рублей или лишение права управления транспортным средством от 4 до 6 месяцев. Поэтому допускать такого нельзя.
Это опасно еще и тем, что прерывистая линия в сочетании со сплошной образует мнимую психологическую безопасность, мол, если тут и прерывистая есть, значит, ничего страшного нет, можно и нарушить. К сожалению, так думают многие водители, за что могут серьезно поплатиться, причем не только деньгами. Выезд на встречную полосу в нарушение правил разметки чреват серьезными ДТП.
Исключения из правил
Как известно, из любого правила бывают исключения. Данный случай это подтверждает. Есть определенная категория транспортных средств, которая в силу обстоятельств может игнорировать предписания дорожных знаков и разметки. В данном случае разметка, а именно прерывистая и сплошная линии, не будут являться обязательными для водителя. Как, наверное, можно догадаться речь идет об автомобилях со спецсигналами, а именно со включенными проблесковым маячком и сиреной. И только в таком случае. Это логично, потому что, как правило, это автомобили экстренных служб – кареты скорой помощи, пожарные автомобили, машины правоохранительных органов, которые спешат на вызов.
Есть и другая категория автомобилистов, которые могут нарушать установленную разметку. Но это не постоянная категория, все зависит от определенных обстоятельств. В данном случае имеется в виду такое понятие, как крайняя необходимость. В административном праве это означает, что разрешено нарушить какой-либо закон или правило, но только в том случае, если возможные последствия бездействия, то есть ненарушения этого закона, повлекут за собой более тяжкие последствия, чем нарушение.
Например, водитель нарушал разметку, спеша отвезти больного в больницу, когда тому требовалась срочная медицинская помощь. В данном случае это признается нарушением, но ответственности нарушитель не понесет. Однако это очень тонкая материя, и такие решения принимает только суд. А суд не всегда, исходя из обстоятельств дела, может признать то или иное деяние действиями в условиях крайней необходимости, поэтому не стоит этим злоупотреблять.
Тем не менее, если действительно случилась неотложная ситуация и крайняя необходимость нарушить правила имеет место, можно нарушить предписания дорожной разметки, но в любом случае делать это надо очень аккуратно и только тогда, когда риск совершить ДТП минимален либо отсутствует. Стоит помнить, что в любой момент на дороге может случиться внезапное изменение ситуации, к которому водитель может быть не готов. Тем более если в этот момент он нарушает правила дорожного движения.
Правовые основы
Как и любое другое правоотношение, нарушение разметки 1.11 основывается на нормативно-правовых актах. В данном случае все определяется нормами статьи 12.16 КоАП РФ. Также существуют специальные технические регламенты, в которых указаны ГОСТы для разметки, об этом тоже не стоит забывать. Ну, и, конечно, святая святых автомобилистов – Правила дорожного движения. Вот там как раз описаны не санкции, а конкретные предписания, которые нужно соблюдать.
Заключение
Итак, подводя итоги данной статьи, необходимо остановиться на основных пунктах. Разметка 1.11 представляет собой сочетание сплошной и прерывистой линий. Если автомобиль едет со стороны сплошной – пересекать ее нельзя. Если со стороны прерывистой – можно. Пересекать прерывистую линию можно не по всему участку ее стороны, а только в том месте, где линия прерывистая. Нарушение сплошной части данной линии наказывается как нарушение сплошной линии. В ПДД сплошная прерывистая разметка обозначается шифром 1.11. Главное, что должен уяснить любой автомобилист, необходимо четко следовать предписаниям дорожной разметки и не нарушать правила.
Тема 4.1. Горизонтальная разметка.
Продольные линии белого цвета.
Первое, что потребовалось организаторам дорожного движения – это поделить проезжую часть между встречными потоками транспорта. Самое простое решение – это провести сплошную продольную линию разметки строго посередине проезжей части. Такую разметку ещё называют «осевой линией».
Если дорога двухполосная, то «сплошная осевая», как и было сказано пройдёт строго посередине проезжей части.
Если ширины проезжей части достаточно для трёх полос движения, тогда «продольную сплошную» нанесут так, чтобы в одном из направлений было две полосы движения, а во встречном – одна.
Эту линию разметки Правила посчитали изначальной и присвоили ей порядковый номер 1. Точнее 1.1 (нумерация горизонтальных разметок начинается с цифры «1», нумерация вертикальных разметок начинается с цифры «2»).
Итак, если осевая разметка 1.1 на дороге нанесена и пересекать её запрещено, то водители встречных направлений получили чёткий ориентир – где чья половина проезжей части.
Но одного этого для надлежащей безопасности явно маловато, водителям необходим ещё один ориентир – край проезжей части.
Правила не стали ничего изобретать и предложили обозначать края проезжей части всё той же «продольной сплошной», только присвоили ей следующий порядковый номер – Разметка 1.2.
Визуально «осевая» и «краевая» линии практически ничем не отличаются (разве что краевая – потолще, осевая – потоньше), но у них принципиально разное назначение. Осевая линия разделяет встречные потоки транспорта, а краевые линии показывают водителям обоих направлений, где заканчивается проезжая часть и начинается обочина.
Использовать обочину, как ещё одну полосу движения Правилами запрещено (по обочинам ходят пешеходы!). Поэтому особую актуальность краевая разметка приобретает в тех случаях, когда обочину делают укреплённой, то есть покрывают асфальтом и внешне она (обочина) становится совсем неотличимой от проезжей части.
В отличие от двух или трёхполосной дороги, дорогу с четырьмя и более полосами Правила назвали многополосной, и на такой дороге осевая линия должна быть не просто сплошной, а сдвоенной сплошной.
Такая осевая линия более надёжно разделяет встречные потоки транспорта и одновременно информирует водителей о том, что они двигаются по многополосной дороге.
Порядковый номер сдвоенной сплошной линии – Разметка 1.3, и сейчас на этой дороге четыре сплошных линии, но три дорожные разметки: две одинарные линии по краям показывают водителям границы проезжей части, а сдвоенная сплошная делит проезжую часть на две половины, предназначенные для движения в разных направлениях.
Ещё надёжнее можно разделить встречные транспортные потоки, если посередине проезжей части соорудить разделительную полосу. В этом случае на дороге тоже будет четыре сплошных линии, только теперь все эти линии это одна и та же разметка – Разметка 1.2, показывающая водителям границы проезжей части данного направления.
Теперь можно подвести предварительный итог:
Разметка 1.1 (сплошная продольная линия) – применяется для разделения встречных транспортных потоков на двух и трехполосных дорогах. (Разметку 1.1 применяют и в других случаях, но об этом позднее).
Разметка 1.2 (сплошная продольная линия) – применяется для обозначения края проезжей части на любых дорогах.
Разметка 1.3 (сдвоенная сплошная линия) – применяется для разделения встречных транспортных потоков на многополосных дорогах.
Сплошные продольные линии пересекать запрещено, и это обстоятельство делает невозможным их повсеместное применение. Во многих случаях грамотная организация дорожного движения требует применения прерывистых продольных линий, которые, как известно, можно пересекать с любой стороны.
Именно поэтому на двухполосных дорогах везде, где только позволяют соображения безопасности, осевую линию делают прерывистой, чтобы не лишать водителей возможности обгонять «тихоходы» и объезжать препятствия.
Правила присвоили этой прерывистой линии порядковый номер – Разметка 1.5. (Заметим в скобках, что у неё промежутки в три раза длиннее штрихов).
С помощью этой же прерывистой линии дорогу можно разбить на три полосы, позволив водителям обоих направлений выезжать на среднюю полосу во время обгона или объезда.
И, наконец, с помощью этой же прерывистой линии можно обозначить границы полос движения на любой многополосной дороге.
Сейчас на этом участке этой многополосной дороги полный порядок (в смысле визуального ориентирования водителей) – благодаря дорожной разметке, каждый водитель понимает, где его ПОЛОВИНА ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ, сколько ПОЛОС ДВИЖЕНИЯ на его половине проезжей части и где находится его ОБОЧИНА.
Кстати, что касается обочины: ездить по ней запрещено, а вот парковаться предписано именно на обочине. Ну, это и логично – зачем же занимать проезжую часть припаркованным транспортом, если есть обочина.
Для этого Правилам пришлось сделать исключение: “Сплошную краевую линию допускается пересекать в тех случаях, когда водитель намерен остановиться”.
Вместе с тем, дорога это не всегда идеально прямолинейный участок, это ещё и повороты, и подъёмы, и спуски, и всё это может усугубляться ограниченной видимостью, обусловленной зданиями, деревьями или просто рельефом местности.
А всевозможные пересечения (перекрёстки, пешеходные переходы, трамвайные и железнодорожные пути и т.п.) – это тоже концентраторы опасности! Так что уж если Правила решили с помощью дорожной разметки визуально ориентировать водителей во всех возможных ситуациях, то одними только выше перечисленными линиями тут никак не обойтись.
На этом участке дороги надо бы запретить водителям выезд на встречку. Для этого необходимо и достаточно осевую линию сделать сплошной. А для большей безопасности совсем не вредно дополнительно проинформировать водителей – скоро прерывистая станет сплошной!
Для решения этой задачи в Правилах предусмотрена Разметка 1.6 – так называемая «линия приближения».
Обратите внимание – прежде, чем прерывистая стала сплошной, у неё заметно увеличилась длина штриха и уменьшилась длина промежутка – это и есть Разметка 1.6 – линия приближения к сплошной.
Нередко линию приближения можно увидеть при подъезде к перекрёстку.
Если движение плотное, то из-за едущих впереди машин можно и не увидеть, что перед перекрёстком не перестроишься – там полосы разделены сплошной линией.
Но спасибо линии приближения – длина штрихов заметно увеличилась, значит, если нужно перестраиваться, то сейчас последняя возможность.
На самом перекрёстке в подавляющем большинстве случаев никакой разметки нет. Но иногда разметку наносят и на перекрёстке, правда, не любую, а специальную.
На этом перекрёстке разметкой разрешён поворот налево с двух полос. При этом разметка ещё и подсказывает водителям границы полос движения в пределах перекрёстка при повороте налево (чтобы, поворачивая налево, водители не заблудились и не оказались на встречке или не столкнулись между собой).
Этой дорожной разметке Правила присвоили порядковый номер – Разметка 1.7. (Заметим в скобках, что у неё короткие штрихи и равные им промежутки).
Как видим, линии прерывистые, их можно пересекать и, следовательно, они не запрещают и разворот (с крайней левой полосы) и движение прямо (с крайней правой полосы).
С 1-го апреля 2015 года Правила нашли этой разметке ещё одно применение. Отныне такой разметкой ещё и обозначают зону парковки.
Кроме перечисленных выше линий есть ещё одна прерывистая линия разметки, применяемая в тех случаях, когда дорогу оборудуют полосами торможения или полосами разгона. Речь идёт вот о чём.
Только что все летели со скоростью под сотню, и вдруг у автомобиля впереди включился указатель поворота и через секунду вспыхнули стоп-сигналы – водитель тормозит, готовясь вписаться в поворот.
Теперь и вам надо тормозить, и тем, кто за вами, и хорошо ещё, если все держат безопасную дистанцию, и это неожиданное торможение останется без последствий.
Проблема полностью снимается, если перед съездом добавить ещё одну полосу – полосу торможения и одновременно обязать водителей:
Сначала необходимо (не снижая скорости!) перестроиться на полосу торможения, а вот теперь, пожалуйста – можете тормозить, вписываясь в поворот.
Полоса торможения отделяется от основных полос специфичной прерывистой линией – обратите внимание на ширину штрихов, она заметно больше, чем у прерывистых линий, обозначающих границы основных полос движения.
Этой прерывистой линии Правила присвоили порядковый номер – Разметка 1.8.
Похожая проблема возникает и при въезде на дорогу. Чтобы обеспечить надлежащую безопасность, въезд на дорогу тоже необходимо оборудовать дополнительной полосой – полосой разгона и одновременно предписать водителям:
Поворачивая направо, водители обязаны держаться как можно правее и, следовательно, в данной ситуации обязаны поворачивать на полосу разгона. Ну а дальше всё очевидно – перестраиваясь с полосы разгона, водители обязаны уступать дорогу тем, кто двигается по основным полосам.
Полосу разгона отделяют от основных полос той же Разметкой 1.8.
На этом продольные одинарные прерывистые линии белого цвета закончились, и можно подвести итог.
Разметка 1.5 (прерывистая продольная линия, у которой промежутки в три раза длиннее штрихов) – разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих две или три полосы; обозначает границы полос движения при наличии двух и более полос, предназначенных для движения в одном направлении.
Разметка 1.6 (линия приближение – линия, у которой штрихи в три раза длиннее промежутков) – предупреждает о приближении к сплошной линии.
Разметка 1.7 (прерывистая линия с короткими штрихами и равными им промежутками) – обозначает границы полосы движения в пределах перекрёстка. Применяется ещё и для разметки зоны парковки.
Разметка 1.8 (широкая прерывистая линия) – обозначает границу между полосой разгона или торможения и основной полосой проезжей части (на перекрёстках, пересечениях дорог на разных уровнях, в зоне автобусных остановок, имеющих уширение проезжей части, и тому подобное).
Итак, в арсенале устроителей дорожного движения есть всевозможные продольные линии разметки (и сплошные, и различные прерывистые). При этом в Правилах чётко прописано – сплошные пересекать запрещено, а прерывистые можно пересекать с любой стороны.
Однако этого оказалось недостаточно, необходимо было придумать ещё одну разметку, которую можно было бы пересекать только с одной стороны и нельзя с другой. Самое простое и очевидное решение это провести рядом две линии – сплошную и прерывистую (такую разметку водители в обиходе называют «комбинированной»).
Вот пример использования комбинированной линии разметки.
Каждому грамотному водителю понятно, где здесь въезд на заправку, а где выезд.
В экзаменационном сборнике ГИБДД есть, например, такая задачка, и ответ на неё очевиден. Решите самостоятельно, не буду даже комментировать.
Водитель какого автомобиля не нарушает Правила?
Но самое, пожалуй, важное применение такой разметки – это использование её в качестве осевой линии, разделяющей встречные транспортные потоки на двухполосных дорогах.
Для чего это делается? Для того чтобы разрешить водителям обгоны и объезды поочерёдно – то в одном направлении, то в другом.
В данной ситуации водитель, совершая обгон, ничего не нарушает. Правда, для того, чтобы он не стал нарушителем, Правила вынуждены были сделать следующее предписание:
Линию 1.11 (это порядковый номер комбинированной линии) разрешается пересекать со стороны прерывистой, а также и со стороны сплошной, но только при завершении обгона или объезда.
И это вполне логично – ну, не двигаться же теперь по «встречке»! Конечно же, водитель должен, завершив обгон или объезд, незамедлительно вернуться на свою полосу, и Правила в данном случае разрешили пересекать комбинированную линию и со стороны сплошной.
Следует понимать, что такая привилегия – совершать обгоны и объезды только водителям одного направления, будет не вечной. Рано или поздно ситуация зеркально поменяется – начнётся участок дороги, где прерывистая линия окажется со стороны встречного движения. Вот теперь в нашем направлении никаких обгонов, объездов и разворотов, а водителям встречного направления, пожалуйста – и обгоняйте, и объезжайте, и разворачивайтесь.
Мы разобрали все возможные варианты применения комбинированной линии разметки и теперь можно подвести итог.
Разметка 1.11 (комбинированная линия, состоящая из сплошной и прерывистой) – разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений; обозначает места, предназначенные для разворота; обозначает места для въезда и выезда со стояночных площадок, АЗС и тому подобного.
В семействе продольных линий белого цвета осталась ещё одна разметка, о которой следует поговорить отдельно.
У этой дороги осевая линия не сдвоенная сплошная, как должно быть на многополосной дороге, а сдвоенная прерывистая (с длинными штрихами и короткими промежутками).
Такая разметка (Правила присвоили ей номер 1.9) информирует водителей о том, что на этом участке дороги организовано реверсивное движение.
И если на реверсивных светофорах для нас включены зелёные стрелы, значит, для движения в нашем направлении можно использовать три полосы.
Если нам включены красные кресты, значит, для движения в нашем направлении осталась только одна полоса – крайняя правая.
Если реверсивные светофоры сломаны или отключены, водители должны располагать свои транспортные средства так, как если бы осевая линия была сдвоенной сплошной. То есть так же, как на обычной многополосной дороге.
Если на дороге нечётное число полос, тогда в качестве реверсивной могут выделить среднюю полосу, обозначив её с двух сторон линиями 1.9.
Понятно, что крайняя правая полоса наша, а крайняя левая – встречка. Среднюю (реверсивную) полосу можно занимать, ориентируясь на сигналы реверсивного светофора.
На светофоре зелёная стрела и, значит, сейчас реверсивная полоса отдана нам.
На светофоре красный крест и, значит, нам на среднюю полосу въезд запрещён.
Если реверсивные светофоры сломаны или отключены, по средней полосе нельзя никому – ни нам, ни водителям встречных автомобилей.
В такой ситуации водители должны располагать свои транспортные средства таким образом, как если бы обе сдвоенные прерывистые линии превратились в сдвоенные сплошные.
Ну, вот, собственно, и всё о продольных линиях разметки белого цвета. Осталось только, соблюдая формальности, добавить в наш список ещё одну линию.
Разметка 1.9 (сдвоенная прерывистая линия) – обозначает границы полос движения, на которых осуществляется реверсивное регулирование; разделяет транспортные потоки противоположных направлений при выключенных реверсивных светофорах.
Поперечные линии белого цвета.
Поперечных разметок всего пять и, по крайней мере, четыре из них вам хорошо знакомы. Первая это «стоп-линия» – широкая сплошная линия, проведённая поперёк проезжей части строго перпендикулярно оси дороги.
Знак обязывает водителей остановиться, прежде чем принимать решение, можно ли продолжить движение через перекрёсток. А разметка показывает, где именно нужно остановиться.
На нерегулируемых перекрёстках стоп-линия, как правило, наносится на уровне края пересекаемой проезжей части.
На регулируемом перекрёстке, стоп-линия может быть нанесена за несколько метров до пересекаемой проезжей части с тем, чтобы водители, остановившись, хорошо видели сигналы светофора.
А если на проезжей части нанесена «зебра», тогда логично нанести стоп-линию до «зебры».
Стоп-линия может быть нанесена перед железнодорожным переездом и так же, как, перед перекрёстком, стоп-линия показывает место, где необходимо остановиться, если движение через переезд закрыто.
В Правилах стоп-линия стоит под номером – Разметка 1.12.
А следом за ней – Разметка 1.13.
Речь идёт о треугольниках белого цвета, расположившихся в одну линию поперёк проезжей части. Такая разметка должна наноситься как можно ближе к краю пересекаемой проезжей части в тех случаях, когда перед перекрёстком установлен знак 2.4 «Уступите дорогу».
По сути, она выполняет ту же роль, что и стоп-линия в комбинации со знаком 2.5 «Проезд без остановки запрещён», с той лишь разницей, что остановка здесь не обязательна. Но если придётся останавливаться, уступая дорогу, то останавливаться необходимо именно у этой разметки.
Водителей предупредят о том, что они приближаются к такой своеобразной стоп-линии с помощью разметки 1.20 – больших треугольников, нанесённых заранее на каждой полосе движения.
Следующая поперечная разметка – это хорошо знакомая всем «зебра».
Если ширина перехода не более 6 метров, на проезжей части наносят простую «зебру» – Разметка 1.14.1.
Если ширина перехода более 6 метров, «зебра» может принять несколько усложнённый вид – Разметка 1.14.2.
Как видим, в этом случае пешеходам предлагают придерживаться принципа правостороннего движения, принятого в нашей стране.
На перекрёстках «зебру» могут нанести по диагонали. Делается это для того, чтобы разрешить пешеходам не только поперечное движение, но и диагональное.
Поперёк проезжей части могут двигаться не только пешеходы, но и велосипедисты (если велосипедная дорожка пересекает дорогу).
Конечно, водителей заранее предупредят знаком о том, что впереди пересечение с велосипедной дорожкой, но и само место пересечения обязательно выделят разметкой.
Вот эти две поперечные линии, состоящие из квадратных штрихов и квадратных промежутков – это и есть Разметка 1.15 – она обозначает место, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть.
Наконец поперёк дороги может расположиться искусственная неровность («лежачий полицейский») – эффективное средство для принудительного снижения скорости движения транспорта.
Если есть возможность, эту шашечную поперечную разметку наносят непосредственно на искусственную неровность.
Если такой возможности нет, ГОСТ допускает наносить разметку до и после искусственной неровности.
На этом поперечные линии разметки закончились, и нам остаётся только подвести итог.
Разметка 1.12 («стоп-линия») – указывает место, где водитель должен остановиться при наличии знака 2.5
или при запрещающем сигнале светофора.
Разметка 1.13 (тоже своего рода «стоп-линия») – указывает место, где водитель должен при необходимости остановиться, выполняя требование знака 2.4
«Уступите дорогу».
Разметка 1.14.1 («зебра») – обозначает пешеходный переход. Наносится на проезжую часть в тех случаях, когда ширина зоны перехода не превышает 6 метров.
Разметка 1.14.2 (тоже «зебра») – и тоже обозначает пешеходный переход. Наносится на проезжую часть в тех случаях, когда ширина зоны перехода превышает 6 метров.
Разметка 1.15 (две прерывистые поперечные линии с квадратными штрихами и квадратными промежутками) – обозначает место, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть.
Разметка 1.25 («лежачий полицейский») – обозначает искусственную неровность на проезжей части.
Другие линии белого цвета на проезжей части.
У организаторов дорожного движения неизбежно должна была возникнуть необходимость наносить на проезжую часть и другие линии. Например, обозначать границы мест стоянки транспорта или обозначать всевозможные островки – направляющие и разделительные (для транспорта) и островки безопасности (для пешеходов). У этих разметок может быть различная конфигурация, но авторы ГОСТа рассудили так, что любая из этих конфигураций создаётся посредством применения отрезков сплошной линии белого цвета.
Правила вслед за ГОСТом определили – да, на проезжей части могут быть и другие линии (в том числе и под углом к оси дороги, либо вообще сложно соединённые между собой), но будем считать, что все они «сделаны» из отрезков линии 1.1.
А линия 1.1 это простая сплошная линия и применяется она для разделения встречных транспортных потоков на двух и трехполосных дорогах.
А теперь вспомните, мы ранее особо отметили: «Разметку 1.1 применяют и в других случаях, но об этом позднее». Так вот это «позднее» наступило, и сейчас пора поговорить и о других случаях применения линии 1.1.
Околотротуарная стоянка транспорта. Дополнительной табличкой продиктован способ парковки. Но чтобы стоянка стала совсем уже организованной, необходимо разметить стояночные места, что и делается с помощью линий 1.1.
Если для стоянки транспорта выделена специальная площадка, то там стояночные места могут быть размечены и другими способами. Например, вот так – под углом друг к другу. Но это опять-таки сделано с использованием сплошных белых линий, то есть с помощью линий 1.1. Во всяком случае, так решили Правила, и нам ничего не остаётся, как только согласится с ними.
Интересно, что для разметок стояночных мест Правила вообще не предложили никакой нумерации. Просто по Правилам любая конфигурация мест, предназначенных для стоянки транспорта, размечается с помощью линий 1.1. А про линию 1.1 в Правилах дано прямое указание: «Линию 1.1 пересекать запрещается». То есть формально (строго “по букве” Правил) наезд на линию 1.1, обозначающую границу стояночного места – это тоже нарушение!
Все (и водители, и инспекторы) прекрасно понимают, что наезд на эти линии никакой опасности не несет (это же не выезд на встречку). Авторам Правил надо было бы дать указание (как это сделано, например, в ПДД республики Беларусь): «Линию 1.1 пересекать запрещается, за исключением случаев применения линии 1.1 для обозначения границ мест стоянки транспортных средств».
Но, к сожалению, по сей день в наших Правилах сказано просто – Линию 1.1 пересекать запрещается.
В результате получилась классическая «ловушка» для водителей – попробуйте-ка паркуясь не наехать на эти линии.
Но если не паркуетесь, просто двигаетесь прямо, объезжайте эти линии от греха подальше. Наказание, правда, небольшое (штраф 500 рублей), но вот экзамен по практическому вождению можете завалить – инспекторы, принимающие экзамен, уже начали пользоваться этой «ловушкой».
Точно так же и всевозможные направляющие островки наносятся на проезжую часть с использованием линий 1.1. Однако здесь Правила всё же решили присвоить номера, только не самим островкам, а различным вариантам внутренней штриховки островков.