Что обозначает змея и чаша в медицине
Змея, изящно обвивающая чашу и склоняющая над ней свою голову, является современной медицинской эмблемой. Официально символ утвердили в 1924 году, и он быстро стал популярным в разных странах.
Среди студентов медицинских училищ в шутку о нём говорят, что «Медик не так прост, он хитер как лукавый змей, да и выпить не прочь». Но как же появилась эмблема на самом деле?
История медицинского символа
С давних времён змея была неизменным спутником медиков. Если внимательно изучить древние рукописи, то можно увидеть, что возле легендарного греческого доктора Эскулапа (Асклепий) всегда находится змея. Согласно мифам и легендам, именно змеям он обязан своим достижениям в медицине.
Символическое значение чаши и змеи
Наиболее распространенное предположение о появлении медицинской эмблемы базируется на отдельных значениях самой чаши и змеи:
Змея символизирует мудрость, здоровье, осторожность и могущество. Часто в мифах и легендах прослеживается культ змеи, где люди ей покланяются. Так как змея постоянно сбрасывает кожу, то её стали олицетворять с символом юности. Древние предания говорят, что змее известен ключ к вечной жизни и молодости. Примером этому служит миф Гильгамеша. В нём описывается история о том, что в глубоких водах рос цветок, дарящий вечную молодость. Змея похитила его и помолодела, сбросив старую кожу. С тех пор змеи стали бессмертны, а люди остались смертными.
Эволюция медицинской эмблемы
Первые отголоски медицинской эмблемы прослеживаются в письменах 600-800 годах до нашей эры. Тогда поклонялись богине здоровья Гее, которая в одной руке держала змею, а в другой чашу.
Привычный для нас символ чаши со змеей был создан Парацельсом в 16 веке. По мнению историка Бородулина, чаша символизирует знания, которые черпает мудрый врач. Окончательное утверждение чаши со змеей в качестве медицинской эмблемы ввёл Петр I. С тех пор символ стал использоваться фармацевтами в разных уголках земного шара.
Происхождение медицинских символов
В разные времена в разных культурах медицинские символы отражали восприятие жизни и смерти, здоровья и болезни, напоминали об образе врачевателя и методах лечения. Говоря о происхождении медицинских символов, мы вспомним известные нам имена богов — покровителей врачебного искусства, а также древние способы врачевания, о которых рассказывают предания и священные тексты многих народов.
Наиболее распространенный символ медицины — чаша со змеей. История его возникновения уходит в тысячелетнюю историю древних цивилизаций Востока, Египта и Греции, Нового света. Змея обвивает тело Изиды — покровительницы врачевания в Древнем Египте.
Изображение змеи предваряет надпись на стеле Сезоостриса I в Карнаке: Бог говорит: «Я дарую жизнь, долголетие, здоровье. царю верхнего и нижнего Египта». В этом тексте несколько раз встречается египетский крест анк — олицетворение жизни и здоровья. В поздний период истории Египта этот символ стал профессиональным знаком отличия врачей. Современный символ медицины соединяет в себе изображения змеи и чаши. Каждое из них заслуживает отдельного внимания.
Змея — традиционный символ мудрости и могущества. В мифах и легендах стран Древнего Востока нашли отражение отголоски культа змей, часто связанного с водной стихией. Древнеегипетская сказка повествует о мореходе, потерпевшем кораблекрушение и выброшенном волной на чудесный остров. Вскоре он услышал сильный шум: «деревья трепетали, земля тряслась. Я открыл лицо мое и понял, что это змей, который приближался. Длина его 30 локтей, борода его более 2 локтей, члены его вызолочены, брови его из настоящей ляпис-лазури. Он продвигался вперед». Змей называется в этой сказке «князем Пунта» — легендарной страны благовоний, «страны богов». Другая, более поздняя египетская сказка рассказывает о бессмертном змее, стерегущем чудесную книгу на дне моря.
Предания Вавилона и Ассирии, еврейские и абиссинские легенды связывают доисторические времена с царством змея. Вот что говорит об этом абиссинская легенда: «Есть великий змей; он царь земли эфиопской; ему кланяются все правители и приносят ему в дар прекрасную деву. Разукрасив ее, они приводят пред этого змея и оставляют одну, и пожирает ее этот змей. Длина этого змея 170 локтей, а толщина — 4; зубы его длиною в локоть, а глаза подобны пламени огненному, брови его черны, как ворон, а весь вид похож на олово и медь. На нем рог в три локтя. Когда он двигается, шум слышен на семь дней пути». Предания об островах, населенных змеями, сохранились в греческих хрониках. Геродот и Теофраст упоминали о змеях, стерегущих драгоценности на чудесных островах, Диодор Сицилийский рассказывает о «змеином острове», наполненном драгоценностями, и описывает охоту на змея длиной в 30 локтей, в пасти которого погиб один из охотников.
Змея была и символом вечной юности: ежегодная смена кожи символизировала омоложение. Это представление нашло интересное воплощение в религии египтян. Смена дня и ночи связывалась с тем, что в полночь бог Солнца Ра выходит со своей свитой из солнечной ладьи и входит в тело огромного змея, из которого утром все выходят «детьми», вновь садятся в ладью и продолжают путешествие по небу. Африканские сказки и легенды рассказывают о первых людях, которые могли, подобно змеям, менять старую кожу на новую и жить вечно. В шумерском мифе Гильгамеш находит в глубине вод цветок вечной молодости, однако, пока он купался, змея похитила цветок и сразу помолодела, сбросив кожу. С тех пор, учит предание, змеи обрели бессмертие, а люди так и остались смертными существами. Греческий миф повествует о чудесном средстве, которое Зевс подарил людям. Оно могло вернуть человеку молодость. Однако люди не захотели сами нести этот бесценный дар и положили его на осла, который отдал его змее. С тех пор люди несут тяжелое бремя старости, а змеи наслаждаются вечной молодостью.
Исторические параллели: Легенды Древнего Китая называют огромного змея — дракона родоначальником первых императоров, наделяют его когти, зубы, слюну и рога целебными свойствами. На спине дракона можно было достичь страны бессмертных. Дракон, согласно легенде, некогда вышел из Желтой реки и впервые показал императору знаменитое изображение тайцзы, в котором отражена взаимосвязь инь и ян.
Йога уподобляет змее духовную энергию человека — кундалини.
В античном мире змея играла роль хранительницы домашнего очага. Во время раскопок Помпеи на стенах и домашних алтарях многих домов было обнаружено изображение змеи, которая символизировала покой и здоровье обитателей дома. Как мы знаем, змеи были непременной принадлежностью асклепийонов. Древнеримские хроники сохранили свидетельства о том, что во время эпидемии чумы Асклепий символически был перевезен из Эпидавра в Рим в виде змеи. Согласно одной их гипотез о происхождении имени бога врачебного искусства Асклепия, оно произошло от названия особого рода змей — «аскалабос». Позже эти змеи, безвредные для человека, стали называться «асклепиевыми ужами». Змея изображалась на походной аптечке римского военного врача.
Наиболее распространенное предположение о возникновении чаши как медицинского символа связывает ее с восприятием пресной воды, льющейся с неба в засушливых и пустынных странах Древнего Востока. Вода была здесь даром небес. Поймать и сохранить драгоценную влагу можно было руками, сложенными вместе в виде чаши, а также с помощью камней с углублениями — «чашечных камней», глиняной и металлической посуды. Моления о ниспослании воды сопровождались просьбами о сохранении жизни и исцелении от недугов. Больной, изображенный на древнеегипетской стеле, держит в руках чашу, обращаясь к богам.
Лечение с помощью воды — древнейшая традиция медицины Древнего Востока. Средство внешнего и внутреннего очищения, вода считалась универсальным лекарством: есть библейские свидетельства о целительном действии вод Иордана; традиции лечения водой получили развитие в медицине Древней Индии; алхимики использовали росу и дождевую воду для получения лекарств. Когда лечение водой было связано с религиозными ритуалами, кубки для нее украшались надписями-заклинаниями или изречениями из священных текстов. Так, например, страх («болезнь боязни») мусульмане излечивали глотком воды из «кубка боязни» — медной чаши, изготовленной в Мекке и украшенной изречениями из Корана.
Народные сказания сохранили дошедшие до нашего времени выражения «чаша жизни», «чаша счастья», «чаша терпения», «чаша страданий», «испить чашу до дна», «пусть дом будет как полная чаша», «да минует меня чаша сия». Они говорят о двойственном начале образа чаши — двойного (двудонного) кубка, творения земли и неба. В нем, согласно мифологическим представлениям Древнего Востока и античного мира, отражается двойственная природа человека. Когда человек пьет из чаши земного начала, его силы обращаются к земным страстям. Питье из небесной чаши устремляет его к небу, к возвышенным идеалам, избавлению от страстей и заблуждений. Греческий фиал — чашу без подставки использовали в различных ритуалах, направленных на достижение здоровья, исцеления от болезней, успеха в делах. Ее часто держат в руках дочери Асклепия Гигиея и Панакея. У этой чаши не случайно нет второго дна: она призвана нести в себе лишь целительное начало и душевный покой.
Чаша со змеей и в наше время считается символом медицины и аптечного дела. Однако в истории медицины разных стран чаще эмблемой врачевания считалась змея, которая обвивается вокруг посоха. Недаром именно это изображение было принято в середине XX в. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) при Организации Объединенных Наций (ООН) на своей I Всемирной ассамблее в Женеве. В 1948 г. здесь была утверждена международная эмблема здравоохранения, в центре которой помещен посох, обвитый змеей.
ПОСОХ
Посох Асклепия, вокруг которого обвивается змея, обычно изображался в виде необработанной деревянной палки с сучьями. Он символизирует связь с землей и дорожный посох, означающий долгие странствия врача. Медицинские трактаты Древней Индии рекомендовали врачу иметь посох, поскольку больные больше доверяли опытным и пожилым людям. Об этом писали Сушрута и Чарака.
У многих народов до сих пор существует обычай оставлять в храмах у статуй святых написанные на листке бумаги просьбы. Яйцо в руке Асклепия — символ начала всего живого, а также новой жизни, которую боги возвращают больному с выздоровлением.
Исторические параллели: Яйцо было символом начала всего живого как для западной, так и для восточной натурфилософии. Известный средневековый энциклопедист Бируни, рассуждая об индийской мифологии и восточном учении о яйце как начале всех начал писал в X в.: «Подобные взгляды имели греки относительно своего бога Асклепия, основателя медицины. Когда они изображают его, то они, по примеру Галена, изображают в его руке яйцо как указание на аналогичное строение Земли и как символ всех начал, а также для того, чтобы показать, что все живое на земле нуждается в медицине».
Посох Асклепия стал прообразом врачебной трости. В эпоху средневековья и Возрождения в ее верхней части иногда находили лекарство, противоядие, ароматические средства или уксус для предохранения от заражения. Здесь уместно вспомнить о знаменитом мече Парацельса, с которым никогда не расставался этот врач
Иногда символом медицины служил посох с ветками, покрытыми листьями. Они олицетворяли выздоровление, начало новой жизни. Особое значение этот символ приобрел в эпоху распространения христианства в землях Нового света. Географические карты XVI столетия часто украшало изображение св. Христофора (греч. «несущий Христа»), переносящего Христа на своих плечах через реку. В самом имени Колумба, который смог пересечь океан, видели пророческое знамение распространения христианства. Как известно, обращение в христианство народов Нового света и восточных стран часто сопровождалось трагическими событиями. Их причиной была охватившая колонизаторов жажда золота. Мысли о том, как труден путь к спасению, о греховности человека, его неспособности вершить суд Божий на земле постоянно возвращали людей той эпохи к христианской легенде о св. Христофоре — сильном и храбром великане, который желал служить только самому могущественному царю на свете. Он пошел в услужение к дьяволу после того, как узнал, что этого владыку боятся самые великие властители. Однако вскоре великан увидел, что его новый хозяин боится креста. Тогда Христофор пошел к святому отшельнику и спросил у него, как лучше угодить Богу. По совету старца он стал переносить через реку путников, которые хотели попасть на другой берег. Однажды, перенося на плечах ребенка, он с удивлением почувствовал, что ноша сделалась невыносимо тяжелой. Тогда младенец, которым был Христос, сказал великану, что тот держит на своих плечах весь мир. Сгибаясь под этой тяжестью, опираясь на посох, св. Христофор донес Христа до другого берега и увидел, как его посох дал молодые побеги. Они символизируют удивительную способность человеческой души возрождаться для праведной жизни.
Иногда в качестве символа медицины использовали не посох Асклепия, а жезл Гермеса. Этот греческий бог был посредником между богами и людьми, между царствами жизни и смерти. Согласно преданию, Гермес не только прекрасно пел и играл на лире, но изобрел этот прославленный музыкальный инструмент и в знак почтения подарил его Аполлону. В награду Гермес получил от Аполлона волшебный жезл. Позже этот жезл стал символом мира, красноречия и остроты ума. Греки называли жезл Гермеса — кирекийоном, римляне — кадуцеем.
Общемедицинским символом кадуцей Гермеса стал в эпоху Возрождения. Вероятно, это связано с тем, что в XVI столетии стала развиваться алхимия, покровителем которой считался Гермес. Основной целью алхимических опытов в это время становится не поиск философского камня, а получение лекарств. На сосудах с лекарственными препаратами алхимики обычно ставили печать с изображением Гермеса. Кадуцей часто венчал ворон как один из символов алхимии. Результатом соединения алхимического искусства с искусством врачевания стала в это время ятрохимия, великим представителем которой был Парацельс. Впрочем, сам он более охотно использовал в качестве символа медицины пентаграмму.
ПЕНТАГРАММА
Пентаграмма — пятиконечная звезда, вычерченная одной линией. История ее происхождения уходит своими корнями в Египет и Месопотамию. Считают, что этот магический знак связывал между собой пять известных в то время планет (Юпитер, Меркурий, Марс, Сатурн и Венеру) и использовался как талисман против духов, вызывающих болезни и несчастья. Впервые изображение пентаграммы было обнаружено археологами при раскопках Древнего Вавилона периода правления царя Урука IV (около 3000 лет до н.э.). В качестве символа медицины она была принята в Древней Греции, особенно в кротонской медицинской школе, основателем которой считают Пифагора. Пифагорейцы начинали свои послания словами «Будь здоров!» и ставили при этом знак пентаграммы как символ здоровья.
В эпоху распространения христианства в Европе пентаграмма считалась еретическим знаком и часто заменялась изображением человеческой руки с растопыренными пальцами. Однако иногда она использовалась как символ, способный защитить человека от влияния дьявольских сил. Например, Мефистофель в «Фаусте» Гёте не мог выйти из комнаты потому, что на пороге была начертана пентаграмма. Одна из вершин ее была направлена внутрь комнаты, а линии противоположного вогнутого угла немного стерлись от времени, так что Мефистофель мог войти в комнату Фауста, но выйти из нее никак не мог:
МЕФИСТОФЕЛЬ: Нет, трудновато выйти мне теперь. Тут кое-что мешает мне немного: Волшебный знак у вашего порога. ФАУСТ: Не пентаграмма ль этому виной?
Но как же, бес, пробрался ты за мной? Каким путем впросак попался? МЕФИСТОФЕЛЬ: ИЗВОЛИЛИ ее вы плохо начертить, И промежуток в уголке остался, Там, у дверей — и я свободно мог вскочить.
Фауст отказался выпустить непрошеного гостя. Мефистофелю пришлось усыпить его и призвать на помощь мышей и крыс. Он смог выйти только после того, как они прогрызли дыру в вершине пентаграммы.
Пентаграмма — не единственная геометрическая фигура, которой приписывали магическое действие в искусстве врачевания. К глубокой древности восходят представления об исцеляющих свойствах магического квадрата и магического круга. Тексты шумерских заклинаний связывали магический круг с именем Эа — бога врачевания: «Магический круг Эа в моих руках» Магические свойства треугольника отразились в очертаниях священных треножников.
ТРЕНОЖНИК АПОЛЛОНА
Аполлон был покровителем медицинских знаний, и треножник из его святилища стал одним из символов медицины. Его называют иногда «эмпирический треножник» и связывают с тремя основаниями мастерства врачей-эмпириков Александрийской школы:
— собственное наблюдение с привлечением опыта врача,
— наблюдение других, дополняющее собственный опыт,
Кольцо в виде змеи как символ мудрости и чести
Змея – один из самых распространенных анималистических символов на планете. Ей уделяется грандиозное внимание практически во всех древних культурах. Причем, это весьма неоднозначный символ: он может быть как положительным, так и отрицательным.
Пожалуй, ни одному представителю животного мира люди не уделяли столько внимания. Отсылки к этому неоднозначному образу можно увидеть практически во всех видах искусства, многих религиях, оккультных науках и сакральных практиках.
Давайте посмотрим, что означает кольцо в виде змеи и почему это украшение не теряет актуальности на протяжении столетий.
История украшений
Кольцо с золотым змеем всегда было украшением крайне неоднозначным. Однако обладателями подобных украшений никогда не были заурядные люди: обычно они принадлежали властителям, полководцам, магам, алхимикам, медикусам. И так повелось испокон веков.
Например, у древних пращуров современных европейцев, друидов, змей почитали настолько высоко, что жрецы именовались «змеями» – мудрыми, всеведающими, созидающими.
В Древнем Египте этими пресмыкающимися была отмечена значительная часть пантеона. Начнем с того, что верховное божество Осирис отождествлялось именно со змеями, Атон и Амон были змеями полностью, Изида – лишь наполовину.
Если рассматривать изображения фараонов, можно обратить внимание на странные головные уборы египетских властителей, увенчанные змеями – уреями. Мотивы этого пресмыкающегося использовались и в украшениях фараонов, в том числе, и кольцах.
В Древней Элладе в змея любил превращаться Зевс, причем в этом образе он неотразимо очаровывал земных красавиц. Легенда гласит, что змей-Зевс стал отцом Александра Македонского.
Переместимся в Индию. На родине царственных королевских кобр и прочих представителей этого ядовитого семейства их просто боготворили. Там практически каждое божество изображалось в окружении змей, но особенно часто подобная шипящая свита присутствовала у четырехрукого Шивы и грозной Кали.
На Востоке культ змей был развит особенно сильно, причем часто не делалось различий между змеями и драконами. Так что титул японских императоров ми-кадо можно трактовать и как «сын дракона», и как «сын змеи».
Смотреть все кольцо со змеей в каталоге SUNLIGHT (слева — змей Кецалькоатль)
Змей почитали и обожествляли африканские племена, а также цивилизации доколумбовой Америки. Например, Кецалькоатль («пернатый змей») играл важнейшую роль в цивилизации ацтеков, а имя матери всех людей Цихуа-Кохуатль буквально переводилось как «женщина со змеей».
Практически во всех древних культурах присутствовал образ «мирового змея». У индусов существовала мировая змея Ананта или Шеша, у египтян – уже упомянутый урей, а также уроборос, пожирающий собственный хвост. Кольца даже вне змеиной тематики принято ассоциировать с уроборосом, то есть, символом вечности бытия.
Нельзя сказать, что змея – однозначно положительный символ. Даже в тех культурах, о которых мы уже упоминали, к змеям относились с почтительной осторожностью, а герои эпосов нет-нет да и праздновали победы над всяческими монструозными пресмыкающимися. Победы былинных богатырей над Змеем Горынычем – явно из той же оперы.
А в большинстве средневековых западных культур змеи чаще символизировали зло, ненависть, подлость – в общем, все негативные черты, присущие человеку. Убийство этого пресмыкающегося, пусть даже и неядовитого, считалось доблестью.
Такое отношение к змеям явно продиктовано библейскими источниками. Как известно, именно змей-искуситель лишил Адама и Еву вечной жизни, спровоцировав их на запретный поступок. У евреев и христиан змей – однозначно враг, ненавистный и беспощадный. Он олицетворяет не только людские пороки, но и самого Сатану.
Современные православные священники весьма терпимо относятся к дизайну колец для церковного обряда, однако эта лояльность не распространяется на змеиную тематику. Так что, если вы выбираете кольца для церковного брака, постарайтесь избежать столь провокационных намеков.
В раннем христианстве наблюдались явные следы языческих верований. И Христа часто называли «Змеем добра», в противовес, очевидно, «змею зла».
Значение кольца в виде змеи
Как уже было сказано выше, символ змеи весьма неоднозначен. В связи с этим значение кольца со змеей может трактоваться по-разному:
Золотое кольцо с бриллиантами (перейти в каталог SUNLIGHT)
Какими бывают кольца со змеиной тематикой
Змеиная тематика, столь древняя, многозначная и разноплановая, не могла остаться без внимания ювелиров. Каких только украшений не изобретают они на столь благодатную тему! Безусловными лидерами в этой номинации являются браслеты и кольца, то есть украшения, более всего подходящие по форме.
Фантазия дизайнеров неистощима. Кольца на змеиную тематику бывают самыми разнообразными, как ювелирными, так и бижутерными. Среди них можно выделить следующие типы дизайнов:
Практически у всех топовых ювелирных Домов имеются коллекции украшений, тем или иным образом перекликающиеся с символикой змеи. Например, бренд Bvlgari, презентовавший коллекцию Serpenti еще в 40-х годах прошлого столетия, регулярно пополняет ее новыми шедеврами.
С чем носить: советы стилистов
Женское кольцо в виде змеи из серебра или золота – достаточно универсальное украшение: его можно носить даже с офисным луком, особенно, если речь идет не о слишком массивном украшении без выраженных агрессивных мотивов. Это придаст деловому образу легкую пикантность, неотразимую женственность и загадочность.
Более массивные и яркие кольца – идеальное решение для практически любых городских луков: прогулок, романтических свиданий, вечеринок с друзьями и даже светских раутов. Правда, объемные монокольца и слейвы в виде змей следует носить более осмотрительно и никогда не сочетать с другими кольцами.
А вот мужчинам лучше выбирать кольца из белого золота, серебра, стали или титана, причем только с легким налетом змеиной тематики, например, текстурой чешуек. Правда, если вы творческая и яркая личность, презирающая стереотипы и не связанная офисным дресс-кодом, можете ни в чем себе не отказывать!
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Гиппократ (ок. 460 – ок. 377 до н.э.), греческий врач и педагог, чье имя связывается в представлении большинства людей со знаменитой клятвой, которая символизирует высокие этические нормы европейской медицины. Гиппократ, которого называют «отцом медицины», считается автором обширного собрания греческих медицинских сочинений. Сведения о его жизни скудны и малодостоверны, самая ранняя из сохранившихся биографий написана Сораном Эфесским лишь пять веков спустя. Невозможно оценить источники Сорана, но многое в его повествовании является несомненным вымыслом.
Соран датирует рождение Гиппократа 460 до н.э. и относит период его активной деятельности ко времени Пелопоннесской войны (431–404 до н.э.); кроме того, он приводит разные мнения относительно возраста, до которого дожил Гиппократ. Все авторы согласны в том, что Гиппократ прожил очень долгую жизнь, не менее 90 лет. Эта хронология подтверждается источником того времени: в Протагоре Платона Гиппократ упомянут как ныне живущий врач, обучающий медицине за плату. Диалог написан в начале 4 в. до н.э., а действие в нем разворачивается в 432 до н.э. Аристотель называет Гиппократа «великим», поэтому не может быть сомнения в том, что выдающийся врач, носивший это имя, действительно жил в конце 5 в. до н.э.
Хотя Гиппократ был уроженцем острова Кос, он, судя по всему, путешествовал и практиковал в других частях греческого мира. В античных источниках мы встречаем утверждение, что Гиппократ был вынужден покинуть Кос из-за обвинения в поджоге, но у нас нет никаких сведений о том, что свою репутацию он завоевал именно на Косе. Местом действия большинства случаев, описанных в тех двух книгах трактата Эпидемии, которые считаются принадлежащими самому Гиппократу, являются Фасос, маленький остров в северной части Эгейского моря, и Абдера, ближайший к нему город на материке; в тех же книгах встречаются упоминания о Кизике на южном берегу Пропонтиды (совр. Мраморное море), о Ларисе и Мелибее в Фессалии. Традиционно считалось, что Гиппократ умер в Ларисе.
Второе и последнее дошедшее упоминание Гиппократа современником мы находим также у Платона, в Федре, где говорится, что Гиппократ считал хорошую теорию более важной для медицины, чем чисто эмпирические наблюдения. Эту точку зрения трудно согласовать с некоторыми сохранившимися сочинениями из Гиппократова корпуса. Существует множество более поздних упоминаний Гиппократа, но они относятся уже не к нему самому, а к обширному корпусу сочинений, дошедших под его именем.
Дошедший до нас Гиппократов корпус («Гиппократов сборник») содержит ок. 70 отдельных сочинений, хотя ясно, что некоторые из них – части некогда единых трудов. Кроме того, здесь обнаруживается определенное перекрытие одних сочинений другими и повторы. Собрание содержит как собственные сочинения Гиппократа, так и творения других авторов, написанные в разное время. Высказывались предположения, что корпус представляет собой скорее остатки медицинской библиотеки, чем работы авторов, принадлежавших к одной школе. Некоторые из сочинений свидетельствуют о развитой научной мысли и мастерстве клинических наблюдений и потому считаются более «подлинными», чем остальные. Но даже по этому вопросу нет общепринятого мнения: есть исследователи, которые вообще сомневаются в существовании сочинений, принадлежащих самому Гиппократу.
Содержащаяся в корпусе клятва Гиппократа позволяет судить о практической деятельности раннегреческой медицинской школы. Некоторые ее места кажутся загадочными. Но она замечательна своим стремлением установить высокие моральные нормы врачебной профессии. Учения Гиппократа оказали сильнейшее влияние не только на древнюю, но и на современную медицинскую практику. В древности книги Гиппократова корпуса были переведены на латинский, сирийский и арабский языки.
Вот впрочем она и сама:
«Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями. Это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного кессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
А теперь давайте обратимся к другим символам медицины.
В первобытном обществе, когда складывались тотемизм и анимализм, отражавшие беспомощность первобытного человека перед окружающим миром, змея была одним из основных тотемных животных. С возникновением культа змеи ей приписывалась двойная роль: зла и добра. С одной стороны, змея была символом хитрости и коварства, с другой — бессмертия, мудрости и знаний.
Змея у многих народов символизирует добрые начала, обеспечивающие благосостояние дому и здоровье живущих там, а также обладает магической силой исцелять раны и учить людей лекарскому мастерству.
Характерно, что в античном мире медицину символизировала не ядовитая змея, а безобидный уж. Именно ужи – эскулаповы змеи – жили в центрах культа бога врачевания Эскулапа в Греции и Риме. Записи античных авторов-медиков указывают, что ужи ползали по дому во время «священного сна», часто вылизывали больные места – глаза, раны. Римляне очень любили этих змей, содержали их при банях и купальнях. Полагают, что в некоторые страны Европы эскулапова змея попала благодаря римским завоевателям.
Предполагается, что в качестве эмблемы врачевания символ змеи впервые был использован около II тысячелетия до нашей эры в Древнем Вавилоне, где в эпоху рабовладения сохранялось поклонение животным.
Как эмблема медицины первоначально змея изображалась без каких-либо атрибутов. Позднее появились изображения змеи в сочетании с различными предметами. Известна эмблема медицины в виде треножника Аполлона, обвитого змеей. В Европе (Франция, Бельгия, Греция и др.) с 18 в. существовала медицинская эмблема в виде зеркала, обвитого змеей. Зеркало было символом чистоты и осторожности — качеств, необходимых врачу.
Однако самыми известными стали три эмблемы медицины: посох Асклепия, кадуцей и чаша со змеёй.
Посох Асклепия – суковатая палка, вокруг которой обвилась змея головой вверх –является одним из наиболее узнаваемых символов медицины примерно с VIII в. до н. э.
Асклепий, бог врачевания.
Эта легенда объясняет, почему в большинстве случаев Асклепий изображается стоя, в длинном плаще, держащим в руках посох, обвитый змеей. Его фигура стала первой международной эмблемой медицины.
В настоящее время вертикально расположенный посох, обвитый змеей, изображаемый на фоне окаймленного лавровыми ветвями земного шара, является эмблемой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) при Организации Объединенных Наций. Эта эмблема были принята на I Всемирной ассамблеездравоохранения в 1948 г. и состоит в сущности из двух эмблем: эмблемы ООН (земной шар в обрамлении лавровых ветвей) и эмблемы медицины (посох, обвитый змеей). Символика этой эмблемы отражает господство медицины над целебными, охраняющими жизнь силами природы (змея).
Кадуцей (жезл Меркурия)
Греческим словом «кадуцей» («знак полномочий вестника») называли волшебный жезл посланника греческих богов Гермеса (у римлян – Меркурий), обвитый двумя змеями, обычно увенчанный парой крыльев.
Змеи, обвившие кадуцей символизировали взаимодействие противоположных сил. В римской мифологии Меркурий использовал жезл, чтобы помирить двух дерущихся змей — причина, по которой он стал в Древнем Риме символом уравновешенного и добродетельного поведения.
Кадуцей стали использовать в качестве знака, защищающего тайну коммерческой или политической переписки. В настоящее время это – эмблема медицины или коммерции, однако когда-то кадуцей представлял собой интригующе разнообразную символическую фигуру.
Жезл, обвитый двумя змеями, сочетает в себе сразу несколько фундаментальных символических элементов: центральный стержень символизирует Древо Жизни (в значении связи между небесами и землей); двойная спираль, сформированная змеями, — символ космической энергии, двойственности, а также единства противоположностей; сами змеи — плодотворные силы земного и потустороннего миров.
На протяжении последних 4000 лет этот символ ассоциировался с божественными силами (а иногда и с вестниками богов) в Финикии и Вавилоне, в Египте и Индии (где кадуцей стал обозначением кундалини — энергии пробуждения). В алхимии кадуцей — символ единства противоположностей (ртути и серы). Он может символизировать равновесие, а в западном искусстве — быть атрибутом аллегорической фигуры Мира.
Это наиболее распространенная в нашей стране медицинская эмблема.
Первые изображения чаши со змеей относятся к 800—600 гг. до н. э. При этом вначале змея и чаша фигурировали раздельно и были атрибутами дочери Эскулапа, богини здоровья Гигеи, которая обычно изображалась со змеей в одной руке и с чашей в другой. Точного и узаконенного символа медицины в виде изображения змеи, обвивающейся вокруг чаши или изображенной рядом с ней, ни в древние времена, ни много позже не было. По данным академика Е. Н. Павловского, такое появилось лишь в XVI веке, благодаря знаменитому врачу Парацельсу, впервые предложившему подобное сочетание взамен традиционного на то время кадуцея.
Одним из первых российских историков медицины, обратившихся к анализу содержания символа чаши, обвитой змеей, был Ф.Р. Бородулин. Он высказался так: «Мы склонны рассматривать эту эмблему как напоминание врачу о необходимости быть мудрым, а мудрость черпать из чаши познания природы». То есть, в наше время чаша в медицинской эмблеме представлена как чаша человеческого разума, объемлющего весь мир.
В России эта эмблема под названием «Гиппократова чаша» стала основным медицинским символом в 18 веке, хотя никаких официальных государственных документов, подтверждающих это, не обнаружено.
Как отличие врачебной службы в армии чаша со змеей (двумя змеями) была введена еще при Петре I. Змея, обвивающая ножку чаши и склонившая голову над самой чашей, как символ военной медицины, был утвержден в нашей стране Реввоенсоветом в 1924 (1922?) году. Этот знак эмблема сохраняется в России до сих пор в качестве официальной эмблемы военно-медицинского состава всех родов.
Наиболее общепринятой является применение эмблемы в виде чаши со змеей для фармацевтической деятельности. Во всяком случае, именно это считается абсолютным основанием для отказа в регистрации этого символа в качестве товарного знака фармацевтических фирм.
А вот еще есть один очень распространенный в нашей стране символ. Но его смысловая нагрузка оказывается несколько искажена.
В нашей стране сохраняется совершенно неправильное представление о значении эмблемы Красного Креста. Подавляющее большинство считает, что Красным Крестом обозначается все, что имеет отношение к медицине и. глубоко заблуждается — в большинстве привычных глазу обозначений этот знак используется незаконно.
Этот символ вовсе не означает «все медицинское». Он предназначен для защиты медиков, госпиталей, раненых и больных во время военного конфликта. Он — совершенно особая символика, «экстренное» изображение, к которому нельзя «приучать глаз». Поэтому Красный Крест должен исчезнуть и с вывесок аптек, с досок, висящих у входа в лечебные учреждения, с шапочек медсестер, автомобильных аптечек и пр.
Красный крест и красный полумесяц на белом поле принадлежат к числу немногих знаков, которые легко узнают люди во всем мире. Созданные первоначально для обозначения санитарных служб вооруженных сил и обеспечения защиты больных и раненых, они постепенно превратились в символы беспристрастной гуманитарной помощи, предоставляемой всем, кто страдает.
Эти символы являются официальными эмблемами Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца.
Инициатором создания Движения в 19 в. стал швейцарец Анри Дюнан. Под впечатлением уведенного в одном из сражений франко-австрийской войны, он опубликовал статью, в которой задавал вопросом: а возможно ли создать добровольную благотворительную организацию, оказывающую помощь раненым во время войн и вооруженных конфликтов?
Женевское благотворительное общество «La Societe genevoise d’utilite publique» («Женевский союз по поддержанию общественного блага») подробно изучило публикацию Дюнана и учредило комитет, занявшийся вопросами практической реализации рекомендаций. Этот орган, состоявший из 5 членов, стал позже известен как Международный Комитет Красного Креста (МККК).
Во время Восточного Кризиса (1875–1878) и Русско-турецкой войны (1877–1878) Османская империя разрешила деятельность Красного Креста на своей территории, однако, обязав МККК изменить свою символику на Красный Полумесяц.
С тех пор в большинстве исламских стран ту же роль играет красный полумесяц, а в Иране — красный лев и солнце. В Израиле распространена красная звезда Давида, хотя она не получила признания со стороны международного гуманитарного права.
В настоящее время Красный Крест разрабатывает новую универсальную символику, которая бы не содержала религиозных элементов.
Согласно Женевским конвенциям 1949 г. (ратифицированы СССР в 1954 году) эмблема Красного Креста присваивается гуманитарным и медицинским транспортам, зданиям, конвоям и миссиям с целью их защиты от атак со стороны конфликтующих сторон. Только медицинская служба армии государства-участника женевских конвенций вправе ее использовать. Эти эмблемы изображаются на крышах и боковых поверхностях зданий, капотах и дверцах военных машин, палатках и других объектах, где находятся раненые и больные воины, военные врачи, а также пострадавшее гражданское население.
В мирное время в Качестве отличительного знака эмблема используется национальными обществами Красного Креста и Красного Полумесяца, а также машинами и станциями скорой помощи, которые принадлежат третьим сторонам, при условии, что эмблема применяется в соответствии с положениями национального законодательства, и что национальное общество разрешило использовать её в этом качестве, и что пункты оказания первой помощи будут проводить лечение исключительно на безвозмездной основе.
У этой эмблемы есть еще одна особенность, которая отличает ее от обычных торговых знаков или брендов. Нельзя приобрести лицензию на ее использование даже в самых благородных целях. Это символ беспристрастной медицинской помощи всем страждущим, независимо от национальности, расовой и религиозной принадлежности. Присоединяясь к женевским конвенциям, государство берет на себя обязательство не только содействовать развитию национального Общества Красного Креста и Красного Полумесяца, но и защищать его символы на законодательном уровне.
По мнению обществ Красного креста, именно это глубокое чувство уважения к эмблеме зачастую приводит к непреднамеренному неправильному ее использованию, что может повлечь ущерб и дискредитацию сложившегося образа, путаницу, приводящую к серьезным последствиям. Наиболее распространенным нарушением в использовании эмблемы в мирное время считается имитация, то есть использование знака, который по форме или цвету может ассоциироваться с красным крестом. Незаконное присвоение права использовать эмблему: речь идет об использовании эмблемы организациями или лицами, не имеющими на то право (коммерческие фирмы, аптеки, врачи, занимающиеся частной практикой, неправительственные организации, частные лица).
Каждое государство — участник Женевских конвенций — обязано принять меры, направленные на предотвращение и пресечение злоупотреблений в использовании эмблемы. Поэтому власти многих стран, в том числе и в СНГ (за исключением России), по рекомендации МККК приняли законы, ограничивающие использование официальной эмблемы МККК. Официальная эмблема этой организации должна использоваться как символ спасения во время боевых действий, чрезвычайных происшествий, дабы эмблема не примелькалась, не стала чем-то обыденным. В Беларуси и Украине, например, красный крест на белом фоне может использоваться на машинах медицинской службы вооруженных сил, на машинах медслужбы внутренних войск, на транспорте Министерства по чрезвычайным ситуациям. А вот автомобили «скорой помощи», относящиеся к Министерству здравоохранения, должны лишиться этой эмблемы.
В России сложилась в этом смысле парадоксальная ситуация: специальная раскраска машин скорой помощи (красная полоса на белом или лимонно-желтом фоне, символы красного креста и надписи телефона «03») наносятся на машины скорой помощи в соответствии с ГОСТом Р50574–2002. Кроме того, форма, размеры и порядок применения эмблемы Красного Креста в России должны соответствовать ГОСТ 19715-74, существующего еще с советских времен (с 1975 года).
Таким образом, с одной стороны, недопустимо применение песочного цвета для окраски машин скорой помощи (а как известно жителям больших городов, все реанимобили, изготовленные в Германии, окрашены по немецким стандартам именно в этот цвет), как впрочем и нанесение на машины скорой помощи рекламных надписей и картинок (кто не видел плакатики страховых компаний на бортах машин скорой?). С другой стороны, машины коммерческой скорой помощи с формальной точки зрения не имеют право нести красный крест, поскольку медицинская помощь оказывается ими за деньги, и в соответствии с ГОСТом на них должен быть нанесен телефон 03 государственной службы скорой помощи. В общем, как это принято издревле на Руси, глупость закона скомпенсирована необязательностью его исполнения.
Вы же можете мне напомнить еще один символ медицины, больше из зарубежа. Вот такой:
Каждый из 6 лучей Звезды жизни означают одну из функций службы Экстренной медицинской помощи: обнаружение, извещение, отклик, помощь на месте, помощь при транспортировке, транспортировка для дальнейшей помощи. В центре эмблемы расположены змея и посох Асклепия.
Эмблема Star of Life разработана Лео Шварцем (Leo R. Schwartz, 1921-2004), шефом отдела экстренной медицинской помощи Национальной администрации безопасности движения на дорогах (Chief of the EMS Branch of the National Highway Traffic Safety Administration (NHTSA)). Эмблема была разработана после того, как Американский Красный Крест запретил использование применявшегося ранее оранжевого креста на белом фоне, считая его имитацией эмблемы Красный крест.
Синяя снежинка с шестью лучами была одобрена АМА и с 1 февраля 1977 года зарегистрирована как сертификационный знак от имени NHTSA. Национальная администрация безопасности движения на дорогах (NHTSA) обладает эксклюзивными правами контроля за использованием эмблемы Star of Life на территории Соединенных Штатов. Его использование на автомобиле Экстренной медицинской помощи подтверждает, что оснащение машины отвечает стандартам Депатрамента перевозок США (U.S. Department of Transportation), а персонал, использующий эту машину, обучен оказанию медицинского пособия в соотвествии со стандартами помощи в критических ситуациях. Использование эмблемы на дорожных картах и знаках указывает на места расположения квалифицированных служб скорой медицинской помощи.