Что обозначает вязать на спицах
Вяжем спицами. Как читать и понимать схемы
Схема для вязания – это визуализация рисунка через определенные обозначения, присвоенные каждой петле в узоре. Схема – это инструмент, который поможет вам понять, как вязать узор. Их надо уметь читать уверенно, и даже с некоторой наглостью, позволяющей иногда корректировать схему, потому что их составляли тоже люди, а людям свойственно порой ошибаться.
Не сомневайтесь, этот навык со временем придет обязательно. Начинаем, как обычно, с самого простого, а терпение и труд приведут вас к сияющим пока вдали вершинам мастерства всенепременно, главное – никогда не опускать руки со спицами!
Вязать можно рядами вперед и назад, а также по кругу. Сегодня мы рассмотрим схемы для поворотного вязания, то есть для вязания рядами.
Все схемы узоров основаны на повторениях вертикальных и горизонтальных рядов. Определенная последовательность петель повторяется горизонтально. Определенная последовательность рядов повторяется вертикально. Вместе они образуют узор, от которого и зависит, как будет выглядеть ваше полотно – гладкое или рельефное, плотное или кружевное.
Схема состоит из клеток, как таблица (или сетка), и каждая клеточка обозначает одну петлю. Клетки по горизонтали – это ряд, вы можете сразу по ряду посчитать необходимые для набора петли. Клетки по вертикали – это количество рядов узора.
Узор начинается снизу схемы и вяжется вверх и влево. Поэтому когда вы начинаете читать схему вязания, вы должны начинать с ее правого нижнего угла. Первый ряд читается справа налево и вяжется по схеме справа налево. В большинстве случаев первый ряд именуется лицевым и вяжется с лицевой стороны изделия.
После того, как вы завершили вязание первого ряда, вы поворачиваете работу на изнанку, чтобы связать второй ряд. Этот ряд в основном именуется изнаночным и вяжется с изнаночной стороны изделия. И на этот раз вы будете читать схему по второму, изнаночному ряду, слева направо, и так же вязать петли по порядку, изображенному на схеме.
Схемы читаются и вяжутся в том же направлении, в котором бы вы работали. Таким образом, первый ряд и остальные нечетные ряды, называются лицевыми, читаются и вяжутся по схеме справа налево.
Второй ряд и остальные четные ряды, называются изнаночными, читаются и вяжутся по схеме слева направо.
Итак, первый, нечетный ряд читаете и вяжете по стрелочке, справа налево. Второй, четный, опять же по стрелочке, слева направо. И так далее.
Около схемы, как правило, размещаются цифры. Вертикальные столбики цифр обозначают номера рядов, обычно находятся справа от схемы. Однако японцы часто оригинальничают и нумеруют все ряды слева схемы (кстати, на некоторых схемах вы можете встретить справа нечетные, а слева четные номера).
На этой схеме есть вертикальная нумерация, но нет горизонтальной. Так бывает. И обратите внимание — вертикальные номера только нечетные, четных номеров нет. Что это означает — рассказано немного ниже.
Горизонтальные линии цифр обозначают номера петель в ряду и по обыкновению находятся снизу схемы. Нумерация петель идет справа налево, однако японцы… ну, вы поняли. На японских схемах может встречаться нумерация петель слева направо.
Итак, в каждой ячейке (она же клетка) схемы есть свой символ, обозначающий, как вязать соответствующую ячейке петлю. Эти символы, как правило, иллюстрируют лицевую сторону узора, то, как выглядят петли на лицевой стороне. Хорошая новость – вы будете видеть сразу весь узор, каждую петлю и ее место в узоре, и сможете быстро найти место, в котором ошиблись, если не получается. Плохая новость – условные обозначения петель у разных авторов схем разные, и чаще всего они перечислены рядом со схемой в отдельном перечне.
Вот так могут обозначаться на разных схемах лицевые, изнаночные, накид и две вместе. Здесь только пара вариантов, так-то их побольше…. поэтому всегда читайте условные обозначения к схеме вязания.
И есть новость вообще отвязная – согласно законам Мерфи, схема самого красивого и жутко необходимого узора условных обозначений не имеет. И вот тут-то начинается когнитивный диссонанс. Обозначений нет, а связать хочется. Откладывайте пока эти схемы в сторону, со временем и опытом придет интуиция, и вы это обязательно свяжете, проверено!
Эта схема правильная, у нее есть условные обозначения. Номера рядов справа показаны только нечетные, значит, на схеме только лицевые ряды. Где изнаночные ряды и что за скобка стоит внизу под первым рядом — об этом немного ниже.
Универсального набора символов, обозначающих петли, не существует. Поэтому будьте внимательны, всегда проверяйте перед началом вязания, имеются ли у схемы ее условные обозначения. Кстати, иногда самые гуманные авторы рядом с условным обозначением рисуют, как провязывать этот вариант петли (главным образом так делают те же японцы).
В этом варианте условных обозначений показана также и графика, позволяющая понять, как провязывать петли по приведенному обозначению
Кромочные петли (то есть первая и последняя петли на спице) по большей части на схемах не отображаются. Как понять, есть на схеме кромочные или нет? Если они есть, вы обязательно увидите их в условных обозначениях к схеме.
В приличных схемах вы можете увидеть участок, выделенный жирными или цветными линиями. Это повторяющаяся часть узора, она называется раппорт. Раппорт – это элемент из определенного количества петель и рядов, повторением которого и создается узор.
На этой схеме нечетные номера рядов справа, четные слева, а раппорт обозначен толстой оранжевой линией. Пересчитав клеточки горизонтальной строки, ограниченной оранжевым, можно узнать, что раппорт этого рисунка составляет 11 петель в ширину. В высоту же раппорт этого рисунка составляет 14 рядов, это видно по их номерам.
И в результате вязания по схеме, приведенной выше, у вам получится вот такой узор
Раппорт может быть также обозначен не линиями на схеме, а стрелочками под первым, самым нижним рядом. Схемы, на которых обозначен раппорт, в ширину вяжутся так: сначала нужно связать петли до раппорта, потом повторить раппорт столько раз, сколько необходимо, а потом связать петли после раппорта. Раппорт в высоту показывает те ряды, которые нужно повторять для появления рисунка в полотне.
Некоторые схемы не имеют четных номеров рядов. Это означает, что на них показаны только нечетные, лицевые ряды. А как же быть с четными, изнаночными? Очень просто, четные ряды в таких случаях вяжутся
по рисунку. То есть как известная технология – что вижу, то пою. Видите лицевую – вяжите лицевую. Видите изнаночную – вяжите изнаночную. Напомним, что лицевые петли выглядят как буква V, а изнаночные – как выпуклое тире.
Итак, схема одного из самых простых рисунков. Лицевые петли — пустая клеточка, изнаночные — точка. Вертикальные номера только нечетные, то есть четные ряды вяжутся по рисунку. Раппорт обозначен стрелочками и составляет 8 петель в ширину. При вязании первого ряда нужно провязать 4 изнаночные и 4 лицевые, и повторять эти 8 петель на всю ширину ряда. Закончить нужно четырьмя изнаночными. Значит, чтобы так получилось, набор должен быть кратно 8 плюс 4 петли, про которые обычно в расчетах говорится — 4 петли для симметрии. Эти 4 петли вяжутся только раз, в конце ряда. После того, как вязание повернуто, второй ряд нужно вязать по рисунку — то есть что видите, то и вяжите.
Есть схемы узоров, в которых встречается обозначение «нет петли». Часто это просто пустая клеточка схемы, в которой не нарисовано никакого значка. Так куда же петля делась и что с этим делать?
Происходит это из-за того, что количество накидов и связанных вместе петель в ряду не соответствует друг другу. Следовательно, количество петель в ряду будет изменено, петель будет больше или меньше, чем при наборе. Поэтому, чтобы сохранить прямоугольную форму схемы и место каждой петли в ней, отсутствующая петля обозначается пустой клеткой. Если этого не сделать, петли могут сместиться по рядам и вязальщица запутается в рисунке.
При вязании по такой схеме вообще не обращайте внимания на эти пустые клетки, просто пропускайте их. Ничего никуда не надо переносить, добавлять, убавлять и вообще не следует проявлять свою творческую фантазию. Надо эти пустые клетки в упор не видеть, переходить к следующей петле, бодро вязать ее и все. Когда вы довяжете раппорт в высоту, оно утрясется само собой и количество петель будет то же, что и при наборе, не сомневайтесь.
А вот и прекрасная иллюстрация! Посмотрите на ряд 8 — в ряду всего 4 накида и два раза по 9 (!) вместе. Итого добавилось 4 петли, а убавилось аж 18, и количество петель после этого бешеного ряда, понятно, стало другим. Зато в следующих рядах накидами оно выровняется, а вместе там вязать ничего не надо. То есть прибавления будут, а убавления — нет, и когда довяжете раппорт, получите то же количество петель, что и при наборе. Так что вязать восьмой ряд надо так: две изнаночные, накид, три раза гордо пройти мимо, ничего не заметив, девять вместе… ну и так далее.
Самое важно, что вы должны помнить о схемах, — они показывают узор обычно с его лицевой стороны. Это означает, что в нечетных изнаночных рядах вы должны понимать все символы как с изнанки. Хотя, к сожалению, в мире вязальщиц согласия нет, и невозможно сказать, что нечетные ряды нужно вязать в полном соответствии с условными обозначениями или нет. Если вы провязываете петли в нечетном ряду в полном соответствии со схемой, а рисунок не получается – значит, петли на схеме нарисованы с лицевой стороны и нужно вязать их наоборот. В принципе, на схеме всегда это видно и это не так сложно, как представляется. Конечно, для начинающих есть вопросик, но как только вы освоитесь, вы не будете видеть в этом проблемы.
Надо сказать, что провязывание петель по обозначениям в изнаночных рядах характерно для сложных узоров. Как правило, для большинства простых схем изнаночные ряды вяжутся по рисунку, и каких-то особых заморочек не вызывают. Поэтому и по другим причинам не стоит начинать чтение схем и вязание по ним со сложных узоров. Ваши первые образцы должны содержать лицевую, изнаночную, накид и две вместе для сохранения количества петель.
Чтобы сделать схему более легкой для чтения, положите на нее линейку. Или еще что-либо горизонтальное или квадратное, листочек, например, чтобы не потеряться и обозначить ряд. Линейку размещайте над строкой схемы, на которой вы находитесь – это позволит увидеть и то, что вы уже связали.
Вот такая симпатичная линеечка облегчит чтение схемы на первых порах
Вязание – это отличное хобби, позволяющее тренировать моторику рук и мозги, да еще и обеспечивать себя, семью и всех, кого захотите, оригинальными аксессуарами, одеждой, предметами быта и другими изделиями. Схемы помогают быстрее выучить и запомнить рисунок, легче отслеживать, где вы вяжете, быстрее выявить ошибки, в общем, если вы вяжете – без схем никуда. Схемы могут весьма упростить ваше вязание, мы обещаем! И если вы будете вязать по ним постоянно – довольно скоро вы с удивлением обнаружите, что стали мастером чтения схем.
Источник: Вязалки Веселого Хомяка
Мы на Фейсбуке:
Уметь расшифровывать и вязать по схемам,основное правило вязальщиц. Хоть они и иногда пугают своей сложностью,но это очень важный момент.Поэтому таблицы значений было бы неплохо держать всегда перед глазами. Но если вы новичок в вязании,то как же читать и разбираться в этих схемах?
Узор может быть описан в виде текста, а также может быть представлен в виде табличной схемы. Текстовая схема описания узора В текстовом описании идет подробное последовательное перечисление вывязываемых петель в каждом ряду, а также способа, которым они провязываются. Как правило, вывязывание узора с таким описанием не представляет трудностей. Несмотря на кажущееся удобство текстовой записи, у этого способа есть недостатки.
Во-первых узоры, состоящие из большого количества разнообразно провязываемых петель, имеет большой объем записи, который тяжело читается.
Во-вторых, при текстовой записи тяжело уловить вид ри сунка, а также то, какие петли вяжутся друг над другом, что бывает очень важным, когда вы сбиваетесь в вязании и пытаетесь найти ошибку. Поэтому тестом обычно записываются небольшие несложные узоры.
Пример: Лицевая гладь. 1 ряд — все петли вязать лицевыми 2 ряд — все петли вязать изнаночными.
Существуют 2 основных способа описания узоров:
Первый способ не слишком удобный, т. к. он громоздкий (особенно для крупных ажурных узоров) и не дает наглядного представления об узоре.
Разберем для этого пример:
Наберем 6 петель — первая петля кромочная, четыре петли узора, затем кромочная. Кромочные петли не участвуют в образовании узора.
Первый ряд — лицевой соответствует ряду, пронумерованному цифрой 1 на схеме. Вяжем — снимаем кромочную, 1 петлю лицевой, 1 петлю изнаночной, 1 петлю лицевой, 1 петлю изнаночной, провязываем кромочную.
Переворачиваем вязание изнаночной стороной к себе, вяжем ряд №2. Кромочную снимаем, 1 петлю провязываем лицевой, затем 1 петлю изнаночной, 1 петлю лицевой, 1 петлю изнаночной и провязываем кромочную петлю.
Опять переворачиваем вязание и вяжем 3 ряд. Снимаем кромочную, 1 петлю лицевой, 1 петлю изнаночной, 1 петлю лицевой, 1 петлю изнаночной, провязываем кромочную.
Опять переворачиваем вязание на изнаночную сторону и вяжем 4 ряд. Кромочную снимаем, 1 петлю провязываем лицевой, затем 1 петлю изнаночной, 1 петлю лицевой, 1 петлю изнаночной и провязываем кромочную петлю.
Схема же гораздо проще и легче для восприятия.
В общем виде схема представляет собой прямоугольник, разделенный на клетки (рис. 24). Клетки по горизонтали означают петли, которые необходимы для набора, а клетки по вертикали — число рядов, на которых размещается узор. Внутри прямоугольника в клетках размещаются специальные условные обозначения, которые означают способы провязывания петель.
Петли на схемах нумеруются справа налево, ряды нечетные (лицевые) указаны справа, ряды четные (изнаночные) — слева. Соответственно, при вязании нечетных рядов схема читается справа налево, при вязании четных — слева направо.
Если на схемах обозначены и лицевые, и изнаночные ряды, то в изнаночных рядах петли изображаются так, как их нужно провязывать. Однако в некоторых случаях схема показывает только лицевую сторону узора, т. е. изнаночные ряды изображаются так, как они выглядят с лицевой стороны. Такие случаи, как правило, оговариваются, а нумерация четных рядов идет рядом с нечетными с правой стороны схемы (в частности, это касается жаккардовых узоров).
Часто на схемах указываются только лицевые ряды. В этом случае дается пояснение, как вязать изнаночные. Например, “в изн. рядах петли вязать по рисунку” (это значит вязать так, как вы видите их на спице: лицевую — над лицевой, изнаночную — над изнаночной), “в изн. рядах петли вязать лицевыми”, “в изн. рядах петли вязать изнаночными” и т. д.
Разберем это на примере
Набираем 8 петель, из которых 2 петли кромочные, а 6 петель образуют рисунок.
Первый ряд вяжем по схеме, как ряд обозначенный цифрой 1. Снимаем кромочную, 4 петли провязываем изнаночными, 2 петли — лицевыми петлями.
Переворачиваем вязание на изнаночную сторону.
2 ряд. Снимаем кромочную, две петли изнаночными, 4 петли лицевыми, кромочная.
3 ряд — кромочная, 4 петли изнаночными, 2 петли лицевыми, кромочная.
4 ряд — кромочная, 2 петли изнаночными, 4 петли лицевыми, кромочная.
5 ряд — все петли лицевые.
6 ряд — все петли изнаночные.
7 ряд — кромочная, 1 изнаночная, 2 лицевые, 3 изнаночных кромочная
8 ряд — кромочная, 3 лицевых, 2 изнаночных, 1 лицевая, кромочная.
Дальше вяжите по схеме.
Иногда на схеме можно увидеть пустую клетку, так обозначается термин «нет петли». Это значит, что в этом ряду количество петель уменьшается на 1 петлю, но чтобы рисунок схемы остался ровным, не искаженным, отсутствующую петлю обозначают пустым квадратом. Вязать этот ряд, надо не обращая внимания на этот квадрат.
Раппорт узора
Раппорт узора в высоту обозначается с правой стороны схемы аналогичным образом. Если он не обозначен, то после провязывания последнего ряда нужно снова вернуться к 1-му.
Предлагаю вашему вниманию стандартные условные обозначения. Помимо этого, в некоторых журналах публикуют и свои эксклюзивные схемы со своими значками. Так что будьте внимательны, к ним обычно прилагают собственную расшифровку.
Основные обозначения петель
На нашем сайте мы постарались применить самый распространенный способ изображения петель.
cнять петлю, нить за вязанием
снять петлю, нить перед вязанием
накид для ажурной вязки
накид для плотной вязки
лицевая из протяжки
изнаночная из протяжки
лицевая петля, снятая с накидом
изнаночная петля, снятая с накидом
2 петли вместе лицевой вправо (за передние стенки слево направо)
2 петли вместе лицевой влево (за задние стеки справо налево )
2 петли вместе изнаночной вправо
2 петли вместе изнаночной влево
накид снять, нить за работой
указанное число накидов для ажурной вязки
указанное число накидов для плотной вязки
из 1 петли вывязываем 3 (лицевая и, не снимая петлю с левой спицы, сделайте на правую спицу накид и еще раз провяжите лицевой)
3 петли вмете лицевой
указанное количество петель вместе лицевой
3 петли вместе изнаночной
указанное количество петель вместе изнаночной
из 3-х петель провязываем 3 петли (3 петли лицевой и, не снимая петли с левой спицы, сделайте на правую спицу накид и еще раз провяжите лицевой)
накид, 2 лицевые, накид одеть на провязанные петли
1 накид, 1 изнаночная
3 п. снять как изн., сбрасывая при этом накиды и вытягивая длинные петли. Петли снова перевести на левую спицу и провязать вместе лиц. скрещ., однако петли не спускать со спицы; 1 накид и петли еще раз провязать вместе лиц. скрещ. Затем петлю сбросить со спицы
4 петли перекрестить направо(2петли оставить на вспомогательной спице за работой, 2 лицевые, затем провязать 2 лицевые со вспомогательной спицы)
4 петли перекрестить налево(2петли оставить на вспомогательной спице перед работой, 2 лицевые, затем провязать 2 лицевые со вспомогательной спицы)
указанное количество( здесь 6 : 3 на 3) петель перекрестить направо лицевыми
указанное количество( здесь 6 : 3 на 3) петель перекрестить налево лицевыми
4 петли перекрестить направо(2петли оставить на вспомогательной спице за работой, 2 изнаночные, затем провязать 2 изнаночные со вспомогательной спицы)
4 петли перекрестить направо(2петли оставить на вспомогательной спице перед работой, 2 изнаночные, затем провязать 2 изнаночные со вспомогательной спицы)
указанное количество( здесь 6 : 3 на 3) петель перекрестить направо изнаночными
указанное количество( здесь 6 : 3 на 3) петель перекрестить налево изнаночными
2 лицевые, вторую петлю одеть на первую
2 изнаночные, вторую петлю одеть на первую
3 петли снять на вспомогательную спицу перед вязанием, 1 изнаночная, 3 лицевых с вспомогательной спицы лицевыми
1 петлю оставить на вспомогательной спице за работой, 3 лицевые петли, затем 1 изнаночная с вспомогательной спицы
1 протяжка: 1 петлю снять как лицевую, 1 лицевая и протянуть ее через снятую петлю
1 петлю снять как лицевую, 2 петли провязать вместе лицевой,затем протянуть ее через снятую петлю
1 двойная протяжка: снять 2 петли вместе как лицевые, 1 лицевая и протянуть ее через обе снятые петли
2 петли снять, как при лицевом вязани, следующую петлю провязать лицевой и протянуть через снятые петли
1 изнаночная петля, провязанная из петли на четыре ряда ниже (петли над ней распустить)
изнаночная скрещенная(правую спицу ввести к себе движением слева направо в петлю на левой спице, захватить нить в направлении стрелки и вытянуть петлю на изнаночную сторону работы. Новую петлю оставить на правой спице,петлю предыдущего ряда с левой спицы сбросить.)
лицевая с тремя витками (ввести спицу в петлю слева направо и конец спицы обмотать нитью 3 раза против часовой стрелки)
1 петля платочной вязки: и в лицевом и в изнаночном рядах вяжем лицевой петлей
вывязать из поперечной нити 1 изнаночную скрещенную
1 лиц, вытянутая из предыдущего ряда
5 п. перекрестить: 1 п. оставить на 1-й вспом. спице перед работой, 3 п. оставить на 2-й вспом. спице за работой, 1 лиц. п., затем провязать лицевыми 3 п. со 2-й вспом. спицы и 1 п. с 1-й вспом. спицы
2 петли вместе вправо скрещенной лицевой
2 петли вместе влево скрещенной лицевой
2 петли вместе влево скрещенной изнаночной
2 петли вместе вправо скрещенной изнаночной
- Что обнаружено на тритоне и ганимеде
- можно ли замораживать тыкву в морозильнике