Что обозначает в лидерстве термин идентификация
Что такое идентификация? Определение, примеры
Что такое идентификация? Это слово, взятое из древнего латинского языка. В переводе на русский означает установление тождественности, а если одним словом, то отождествление.
Идентификация в жизни всего живого на Земле
Идентификация. Сложное и заумное слово. Но если на него посмотреть с другой стороны, то свойство, названное идентификацией, знакомо каждому с раннего детства.
Все живые существа имеют органы обоняния, они видят, слышат, воспринимают вкус и прикосновение, то есть производят сканирование окружающего мира. Результаты этого процесса через нервные окончания поступают в головной мозг, где происходит их обработка. А это и есть идентификация. В зависимости от её результатов делаются какие-то выводы и совершаются действия. Идентификацию или, другими словами, сравнение или отождествление совершает даже ребёночек в утробе матери. Он узнаёт её голос, определяет спокойную классическую музыку, затихает под неё или «буйствует» от громких звуков.
Кроме того, каждый имеет своё имя, фамилию, адрес проживания, в конце концов, свою внешность. И это всё можно объединить в объекты идентификации.
Можно утверждать, что идентификация – это постоянный процесс, происходящий в головном мозге.
Понятие идентификации
В современном мире широко используется как термин «идентификация», так и сам процесс идентификации, притом во многих и совершенно разных сферах жизни.
Что такое идентификация? Этот вопрос занимает умы учёных достаточно долго. Исследованием этой темы занимались и древние философы Аристотель, Спиноза, Г.Гегель, и учёные более поздних времён, и наши современники.
Древнелатинское слово identifico, обозначающее в дословном переводе «отождествление», имеет корень iden, перевод которого означает то, что долгое время не изменяется. Учитывая это, можно сформулировать понятие идентификации как определение соответствия или похожести чего-либо существующему эталону, взятому за основу и имеющему определённые параметры.
Вместе с тем нужно отметить многозначность этого слова, что даёт возможность использовать термин в разных сферах, в каждой из которых он имеет свои определения, виды и системы.
Трактовка идентификации в отдельных областях науки
Впервые идентификацию как понятие применил математик Л. Эйлер ещё в XVIII столетии. Так, при исследовании действий математической системы, он определял и сличал её ядра, а также производил сравнения возможностей передаточных функций, то есть проводил их идентификацию. Описывая эти процессы, он впервые использовал само слово.
Первое применение термина в психологии вскоре после математиков приписывают З.Фрейду, который в 1899 году проводил свои исследования на эту тему.
Идентификация в психологии означает сравнение и сверку между собой двух или нескольких объектов. За основу берутся их определённые качества и особенности. И как результат, установка подобия и аналогии или расхождения и несхожести.
В химии идентификация – это целый процесс. Для того чтобы отождествить неизвестное изначально соединение, проводят его анализ, изучают химические и физические его свойства и после этого сравнивают их с известными аналогами.
Термин «идентификация» применяют также в философии и социологии, в экономике и криминалистике.
Разделение идентификации на виды
Для более полного понимания что такое идентификация, нужно разобраться с её видами. Они зависят от сферы, в которой проводится данное мероприятие.
В криминалистике существует четыре основных вида идентификации:
Отдельно стоит обратить внимание на виды идентификации, которые используются относительно разнообразных товаров. Так благодаря потребительской идентификации на рынок не попадают товары непригодные к употреблению. Очень сложной считается идентификация товарно-партионная, которая должна определить изготовителя данной партии товара. Также идентификацию проводят по принадлежности товара к определённому ассортименту, она называется ассортиментной. Кроме этого, существует качественная, определяющая качество товара и сортовая, с помощью которой выявляют дефекты и определяют сорт продукта. Специальная же идентификация выполняется с целью выявления продукции, которая запрещена для реализации, например, генномодифицированной.
Для определения личности используют в основном визуальные виды идентификации (хотя существуют и другие). Самый распространённый из них – это, когда сличают внешность субъекта и его изображение на фото в документе, удостоверяющем личность.
Использование идентификации в криминалистике
Криминалистическая идентификация – это совершение действий по выявлению определённого предмета или субъекта по разнообразным признакам, которые он имеет или оставил, из большого количества похожих предметов или субъектов. Целью такой идентификации является проведение следственных действий или профилактика правонарушений.
Возможности современной идентификации в криминалистике очень расширились, благодаря научным разработкам в этой сфере. Это не только увеличило скорость раскрываемости преступлений, но и значительно облегчило работу криминалистов.
Криминалистическая идентификация сегодня пользуется новейшими способами. К ним можно отнести ордологическую идентификацию, то есть опознание с помощью запаха. Фоноскопия – это узнавание по звуку, оставленному на телефоне или другом записывающем устройстве.
Геноскопическая идентификация – это отождествление с помощью исследования молекул ДНК. Она помогает установить личность во многих криминальных расследованиях, при опознании погибших в результате катастроф, а также терактов.
Идентификация, применяемая к различным товарам
В сфере торговли идентификация товаров является одним из важнейших действий, необходимых для определения их соответствия с представленной документацией, в которой отражается основная информация о продукции, а также с имеющимися образцами. В процессе идентификации производится маркировка товаров, а также их этикетируют.
С помощью идентификации выявляется и подтверждается подлинность товаров. А маркирование и составление определённой документации препятствует попаданию на рынок нелегальной продукции.
Идентификация товаров проводится на каждом этапе изготовления продукции.
Различают микробиологический, химико-физический и органолептические способы идентификации товаров.
С помощью микробиологического способа определяют наличие вредных микроорганизмов и микрочастиц в товаре. Физико-химический способ позволяет установить свойства продукта. Для его проведения используют специальные приборы и аппаратуру. Органолептические способы хотя и имеют какую-то долю субъективизма, но они очень оперативны и также используются при идентификации.
Идентификация как механизм накопления и сохранения информации о личности
Идентификация личности происходит путём определения тождественности человека по группе особенностей при их сравнении.
Для идентификации человека необходимо установить полные паспортные данные. Сюда относятся фамилия, имя и отчество, дата и место его рождения. Также используются идентификационный код и другие данные, в зависимости от требований идентифицирующей стороны.
Существуют различные способы идентификации. Это может быть номер, который выдаётся на всю жизнь (ИНН). Номер, который может быть изменён в связи с изменениями фамилии или других данных. А может быть несколько номеров, их совместное наличие будет способствовать идентификации.
Идентификация может быть централизованной, когда все данные хранятся на высшем уровне. Может быть распределённой, когда информация сохраняется там, где субъект зарегистрирован. В этом случае может происходить обмен информацией. При иерархическом типе идентификации, информация есть во всех инстанциях от нижестоящих до высших.
Разнообразие методов, применяемых для идентификации
Для совершения идентификации каких-то объектов используются различные методы идентификации.
Самый простой метод уникальных наименований известен с древних времён. Именно благодаря ему свои особенные названия имеют города, страны, планеты и так далее.
Многие объекты, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, имеют свои номера. Их присвоение обусловлено методом идентификации с помощью чисел, составляющих номер, который является одним из самых широко применяемых.
Для идентификации продукции или документации повсеместно используют методы условных обозначений, которые подразделяются на мнемонические, классификационные и мнемоклассификационные.
Для систематизации различных объектов и упрощения сбора необходимой информации о них используют классификационный метод.
Если особенности объекта идентифицируются по определённым нормам, описанным в нормативных или технических документах, то используется ссылочный метод идентификации.
В случае если определённый объект идентифицируют с помощью описания его качеств, признаков, размеров, то используют описательный метод.
А если к описанию добавить ещё и ссылку на нормативную документацию, то такой метод идентификации будет называться описательно-ссылочным.
Использование различных систем для идентификации
Для ускорения и упрощения идентификации, а также исключения сомнительных манипуляций разработано много систем, разновидности которых зависят от сферы их применения.
Принцип действия – это считывание или сканирование устройством электронного кода.
Своя система идентификации разработана для сетевых супермаркетов, когда кассир подносит код, нанесённый на упаковку, к сканеру и система считывает название товара, его стоимость.
Благодаря системе идентификации можно пользоваться электронными ключами, пропусками и банковскими картами. Здесь информация нанесена на магнитную строку и считывается специальным устройством.
Идентификация – это настолько разноплановое понятие в современном мире, что дать однозначный ответ на вопрос о том, что такое идентификация очень сложно.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ — что это простыми словами. Идентификация в психологии
Идентификация. Дети хотят быть похожими на родителей или супергероев из фильмов. Подростки хотят быть такими же, как их кумиры. Взрослые, как правило, тоже на кого-то равняются, но чаще в этом случае речь идет о собирательном образе успешного, счастливого человека. Все это примеры идентификации – стремления личности подражать кому-то, быть таким же, как он.
Что такое идентификация: определения
Что это? Идентификация – это в психологии процесс подражание индивида другому субъекту, группе, вымышленному персонажу (образу); процесс самоотождествления индивида с группой, образом, другой личностью. Идентификация – это, говоря простыми словами, поиск ответа на вопрос «Я такой же, как кто?».
Термин ввел З. Фрейд. Психолог рассматривал феномен в рамках психоанализа. Первое, что изучил Фрейд – отождествление ребенком себя с одним из родителей. Тогда же исследователь пришел к выводу, что идентификация всегда основана на страхе, тревоге. Отождествляя себя с более сильным, авторитетным лицом, индивид уменьшает дискомфорт, который испытывает.
Однако чуть позже автор выделил несколько видов идентификации:
Со временем понятие стали использовать в более широком смысле. Согласно ему, идентификация личности – это подражание, эмоциональное слияние с кем-либо. Однако некоторые психологи до сих пор придерживаются психоаналитической теории, утверждая, что это защитный механизм, выработанный эволюцией, помогающий в адаптации. Рассмотрим подробнее современные определения и выясним, что значит идентификация в психологии.
Значение слова «идентификация»
Название образовано от латинского indentifico, что означает «отождествлять». Отождествление – это установление соответствия, схожести между двумя или более объектами.
Понятие идентификации
Согласно определениям из разных словарей, идентификация – это:
В социологии под идентификацией понимают процесс отождествления индивидом себя с какой-то группой, другим лицом. Это хорошо заметно на примере молодежных субкультур. Индивид копирует внешние атрибуты, поведение, ценности, убеждения, интересы группы.
Виды идентификации
Бывает первичной и вторичной. В первом случае речь идет об идентификации ребенка с матерью, а позже с родителем того же пола, что ребенок. Во втором случае подразумевается отождествление ребенка с другими людьми, группами в процессе взросления. Она, в свою очередь, делится еще на несколько подвидов. Рассмотрим подробнее.
Ситуативная
У детей это хорошо заметно во время игр, у взрослых – на совещании, при знакомстве с новым человеком и т.д. В общем, в какой-то конкретной ситуации, условиях индивид пытается стать таким же, как значимый для него человек.
Групповая
Это устойчивый тип. Подразумевает приверженность индивида ценностям, целям какой-то группы. За ее пределами субъект живет по тем же правилам. Однако иногда групповая идентичность имеет ситуативный, поверхностный характер. Человек не принимает цели, интересы группы как свои собственные. Стоит ему выйти за пределы этой группы, как он будет вести себя по-другому.
Культурная
Это процесс отождествления, приспособления к культуре общества. Человеку нужно найти баланс между внутренним и внешним. Например, между традициями и новаторством, целями и средствами. Субъекту предстоит осознать собственный потенциал в рамках конкретного общества. Принять нормы, ценности этого мира.
Социальная
Это процесс отождествления человеком себя как важного, активного участника общества. Он воспринимает себя как социального агента, чувствует свою принадлежность к какой-то социальной группе, может с полной уверенностью произносить «МЫ».
Личностная
Это уподобление человеком самому себе, то есть сохранение своей уникальности. Подразумевает единство целей, интересов, взглядов, убеждений, мотивов, смыслов. К какой бы группе не относил себя человек, при этом он всегда сохраняет набор устойчивых характеристик.
Поиск баланса между личным и общественным – одна из сложнейших проблем психологии. Иногда человек настолько уподобляется другим, что теряет себя. Он растворяется в других людях. Он забывает о своей сущности, теряет единство своего Я, перестает понимать себя, забывает свою историю жизни.
Коллективистская
Формируется в процессе общей деятельности. Переживания одного человека передаются другим, становятся мотивами общей деятельности. Коллективистское отождествление проявляется в соучастии, сочувствии. Каждый участник коллектива разделяет неудачи, успехи другого. То есть человек чувствует других как самого себя.
Половая
Процесс осознания принадлежность к одному из полов. Особенно остро интерес к телу заметен у детей 2–3 лет.
Гендерная
Процесс осознания к какому гендеру (собирательный образ мужчины и женщины) человек относит себя. Он не всегда совпадает с полом. Гендерная идентичность дает ответ на вопрос «Кем я себя ощущаю: мужчиной или женщиной?». При этом человек отлично понимает, к какому полу он принадлежит. Например, мужчина может признавать свой пол, но при этом быть ранимым, чувствительным, нежным, то есть иметь набор черт, которые в общем представлении характерны для женщин. Так же женщина, несмотря на пол, может ощущать себя «мужиком в юбке».
Идентификация в психологии
Это уподобление индивида какому-то человеку, группе, образу. Без этого невозможно развитие и формирование личности. Очень часто идентификацию путают с имитацией и идентичностью. Рассмотрим эти связи подробнее.
Идентификация и имитация
Имитация – сознательное подражание. Идентификация – бессознательный процесс. Отождествление помогает человеку развиваться, строить свой жизненный путь. Однако при неблагоприятных условиях бессознательное подражание приводит к застою в развитии и диссоциации.
Идентификация и идентичность: в чем разница
Что это такое? Идентичность – результат. Идентификация – процесс. В первом случае человек осознает и признает свою тождественность с кем-то. Во втором случае он ищет и обретает тождественность.
Видео: Идентификация (психологическая защита)
Что означает идентификация в криминалистике
Это определение соответствия личности по общим и частным признакам, например, по отпечатку пальцев, почерку. Кроме определения личности криминалисты занимаются отождествлением объектов:
А также проводится отождествление целого по отдельным частям.
Методы идентификации
Для определения личности криминалисты используют статические и динамические методы. К первым относится анализ биологических, физиологических особенностей индивида:
Чаще всего используют дактилоскопию (анализ отпечатков пальцев) и идентификацию человека по признакам внешности:
К динамическим методам относится анализ всего, что связано с поведением:
Стадии идентификации
Процесс отождествления в криминалистике проходит в несколько этапов:
Итоги фиксируются в письменном акте. В противном случае результаты опознания нельзя считать действительными. Заключение эксперта состоит из нескольких частей: введение, исследование, заключение.
Механизм влияния в лидерстве
Согласно проведенному в 1.2 анализу трактовок лидерства, к числу доминирующих сегодня относится понимание его как процесса влияния. Но что понимается под влиянием применительно к лидерству?
Подобный взгляд на влияние, фактически предполагающий специальное его планирование и поиск способа реализации скорее, как мне кажется, относится к лидерству, взятому не в собственно психологическом, а в управленческом, организационном понимании этого феномена. На что, кстати, указывают и литературные источники, послужившие основой приведенного выше определения.
Что же касается лидерства как именно психологического (или, точнее, социально-психологического) феномена, то в этом случае более продуктивной представляется точка зрения ряда авторов [Гибш и Форверг, 1972; Но11апс1ег & ДиНап, 1969], согласно которой влияние рассматривается как проявление идентификационного процесса. Говоря более конкретно, речь идет об идентификации последователей с лидером. Данная точка зрения и положена в основу дальнейшего обсуждения механизма влияния в лидерстве. Но прежде чем представить
5. О влиянии в более широком понимании, безотносительно к лидерству, можно прочитать в ряде публикаций последних лет: [Зимбардо и Ляйппе, 2000; Куницына и др., 2001; Чалдини, 1999].
соответствующие исследовательские данные, необходимо хотя бы вкратце остановиться на содержании самого понятия «идентификация».
Согласно анализу литературных данных [Кричевский, 1985; Кричевский и Дубовская, 1981], несмотря на имеющиеся различия в предлагаемых исследователями трактовках идентификации, обнаруживается и нечто общее в ее понимании. Этим общим является акцентировка большинством авторов момента влияния во взаимоотношениях людей, «запечатленного» в феномене идентификации.
Иными словами, операционально идентификация может рассматриваться как следование поведенческим или личностным характеристикам другого лица, как реальное их воспроизведение либо в сходных поведенческих актах, либо в символических эквивалентах поведения. Последнее подразумевает, что идентификация не сводится к слепой имитации поведения, как это бывает в случае подражания. Скорее речь идет об усвоении мотивации поступков значимого другого (модели). Это значит, что, даже не будучи тождественными, действия субъекта идентификации и модели тем не менее «созвучны но настроению» [Бронфенбреннер, 1976].
Как же разворачивались исследования идентификации в лидерстве?
98_____________ Глава 3. МЕХАНИЗМЫ И ДИНАМИКА ЛИДЕРСТВА
.1.2. Механизм штдппл ц. „-^-_______________
кации с лидером, подчеркивая, что лабораторное экспериментирование в этом случае принесет мало пользы. Необходима работа с реальными группами за пределами лаборатории. До некоторой степени сходную точку зрения относительно идентификации в лидерстве высказывали в свое время и немецкие социальные психологи Г. Гибш и М. Форверг [1972]. Рассматривая ряд функций лидерства, они отмечали, что частная функция управления выпадает на долю лиц, которые могут служить объектом идентификации. Последняя, по мнению ученых, во многом зависит от имеющихся у людей представлений о лидере, а также от индивидуального опыта субъектов идентификации (например, в объекте идентификации, т. е. модели, люди могут усматривать черты своего отца). Материалы немногочисленных работ по обсуждаемой проблематике позволили предположить, что:
• лидер является наиболее ярким объектом идентифика
ции в группе;
• одно из условий идентификации с лидером состоит в
необходимости наличия у последователей определенных пред
ставлений о лидере, лидерской роли;
• идентификация последователей с лидером может уси
ливаться благодаря развитию между ними тесных психоло
гических (эмоциональных) связей.
Замечу, однако, что какие-либо конкретные эмпирические факты в поддержку этих предположений в обсуждавшихся выше работах, ввиду их преимущественно теоретического характера, отсутствовали. Данное обстоятельство обусловило проведение серии эмпирических исследований с целью проверки указанных гипотез.
Эмпирическое изучение идентификации влидерстве. Оно проводилось мной с сотрудниками (Е. М. Дубовская, М. А. Хаза-нова) в несколько этапов на протяжении ряда лет. Полученные результаты изложены в диссертационных работах [Дубовская,
Глава 3. МЕХАНИЗМЫ И ДИНАМИКА ЛИДЕРСТВА
5.2. Механизм влияния в лидерстве
1984; Кричевский, 1985] и ряде публикаций [см., например: Ду-бовская и Кричевский, 1980; Кричевский и Дубовская, 1981]. Ниже приводятся небольшие фрагменты выполненных исследований, представляющие, как мне кажется, не только научный, но и методический интерес.
Приведу фрагмент исследования, проведенного в 14 ученических коллективах старшеклассников Москвы и Московской области и полностью описанного ранее [Кричевский и Дубовская, 1981].
Методическое отступление. Идентификация со сверстником выявлялась посредством экспериментального сочинения. В основу методики была положена сформулированная выше операциональная трактовка идентификации. Инструкция к экспериментальному сочинению предлагала респонденту:
1. Рассказать, какие черты характера и особенности по
ведения одноклассника (одноклассников) респонденту
больше всего нравятся, какими из этих черт он хотел бы
обладать. Описать ситуации, в которых подобные чер
ты характера или манера поведения одноклассника рас
крылись наиболее ярко.
2. Написать, не замечал ли респондент за собой в ка
ких-либо ситуациях стремления поступать так же, как
этот человек.
3. Указать, не замечал ли респондент каких-либо из
менений в своем характере под влиянием кого-то из
одноклассников. Если такие изменения имеют место,
в чем они выражаются? Повторяет ли респондент чер
ты характера своего одноклассника, в каких ситуаци
ях это особенно заметно?
4. Отметить, не является ли кто-нибудь из однокласс
ников образцом для респондента в каких-либо поступ
ках в той или иной ситуации. Не задумывался ли ре
спондент, прежде чем совершить какой-то поступок, а
как бы поступил в этом случае его одноклассник? Ес
ли это имело место в действительности, требовалось
описать такие случаи подробнее.
При анализе сочинений проявлениями идентификации считались:
• желание следовать чертам характера или поступ
кам своего товарища;
• реальное их воспроизведение, по мнению рес
пондента, в каких-то ситуациях;
• определенные характерологические и поведен
ческие изменения под влиянием сверстника;
• отношение к однокласснику как к образцу;
• сопоставление предполагаемого собственного по
ступка с воображаемым поведением одноклассника.
При обработке сочинений из них выписывались все качества учеников данного класса, но которым отмечалась идентификация (эти качества были нгшапм ш)еп-тификацгюнными). Фиксировалась частота упоминания каждого качества, и выяснялось, сколько таких упоминаний приходится на долю каждого ученика.
Лидерство измерялось специальным опросником, выявлявшим суммарный уровень социальной активности учащихся в трех сферах жизнедеятельности классного коллектива:
|
Глава 3. МЕХАНИЗМЫ И ДИНАМИКА ЛИДЕРСТВА
12. Механизм влияния в лидерстве
Еще одним важным доказательством преимущественной идентификации с лидерами-сверстниками является тот факт, что именно лидерам приписывалось наибольшее число идентификационных качеств, причем таких, которые в том или ином классе представляли для респондентов особую ценность.
Дополнительно Е. М. Дубовская [1984] в исследовании, проведенном в юношеских спортивных командах, рассмотрела связь между идентификацией и структурными компонентами лидерства. Оказалось, что как объекты идентификации эмоциональные лидеры значительно (в количественном выражении) превосходят деловых лидеров. Это лишний раз подчеркивает роль эмоционального фактора в усилении влияния лидера на последователей.
Итак, материалы эмпирических исследований подтверждают выдвинутые ранее предположения о том, что в группе лидер является наиболее ярким объектом идентификации. Причем последняя может усиливаться за счет тесных психологических связей между лидером и последователями.
11у а в какой мере представления последователей о лидере, лидерской роли стимулируют их к идентификации с лидером? Ответ на этот вопрос также в определенной степени содержится в полученных нами [Дубовская и Кричевский, 1980; Кричевский и Дубовская, 1981] данных. Замечу еще, что они довольно хорошо «работают» в поддержку гипотезы о наличии особого социально-перцептивного механизма развертывания идентификационного процесса. Суть гипотезы состоит и следующем.
Опишу вкратце методический инструмент, использованный для проверки указанной гипотезы.
Методическое отступление. Респондентам предлагалось дать ответ по следующим пунктам специально разработанного мной самоперцептивного опросника:
1. Какие качества, черты характера ты особенно це
нишь в людях?
2. Как ты думаешь, какие из этих качеств, черт харак
тера у тебя развиты слабо или совсем отсутствуют?
3. Какие из отсутствующих или слабо развитых у те
бя качеств, особенно тобой ценимых, ты хотел бы раз
вить у себя в будущем?
Глава 3. МЕХАНИЗМЫ И ДИНАМИКА ЛИДЕРСТВА
3.2. Механизм влияния в лидерстве
4. Какими, по-твоему, качествами, чертами характера должен обладать лидер классного коллектива?
Используя материалы экспериментальных сочинений и ответов на пункты опросника, по каждому обследованному классу можно было составить 5 рядов качеств так, что номер каждого ряда начиная со второго строго отвечал номеру соответствующего пункта опросника:
Затем выявлялось наличие значимой связи между ИК, с одной стороны, и ЭК, СиОЭК, ЭКР, ЛК соответственно, с другой. Необходимые расчеты производились с помощью специального математического критерия, разработанного С. В, Чесноковым и предназначенного для определения связи между близкими по длине рядами признаков (свойств, качеств), исходя из общности признаков, образующих эти ряды. Подробно критерий описан ранее в работах: [Дубовская, 1984; Дубовская и Кричевский, 1979].
Полученные с помощью экспериментальных сочинений и самоперцептивного опросника данные показали, что в большинстве своем связи между интересующими нас рядами признаков оказываются значимыми. Содержательно каждая такая значимая корреляция свидетельствует о том, что признаки, со-
ставляющие один из указанных рядов, преимущественно входят и в другой. Например, качества, которые для многих учащихся выступают как эталонные, в подавляющем большинстве классов являются одновременно и идентификационными.
Интересно, что треть респондентов, как и предполагалось, стремится идентифицироваться со значимым другим (как правило, лидером) именно по тем характеристикам, которые, будучи компонентами их эталонного ряда, реально в нем либо отсутствуют, либо выражены крайне слабо, но развитие которых респонденты считают для себя необходимым в будущем. Вот примеры:
«Больше всего мне нравится в ней (однокласснице) общительность, умение разговаривать с людьми, хорошо ориентироваться в трудных ситуациях. Мне не хватает общительности. Я часто замечаю, что подражаю ей именно в разговоре. Я стала смелее в общении с людьми» (из сочинения Валентины Л.). «Мне очень нравится в любом человеке хладнокровность, простота мысли и трезвость рассуждений. Этими чертами характера обладают Вера Р. и Павел Ч., мои одноклассники. Эти черты привлекают меня больше всего, так как они отсутствуют у меня, и я очень хочу развить их в себе» (из сочинения Ларисы В.).
Если гипотеза о механизме развертывания идентификационного процесса верна, она в значительной мере позволяет объяснить, почему с лидером идентифицируются чаще, чем с последователем. Ведь характеристики лидера в силу их ценности и значительного количественного выражения гораздо чаще находят «отклик» в имеющемся у члена группы эталонном наборе признаков, нежели характеристики последователя. Вполне вероятно поэтому, что именно лидерские характеристики являются теми свойствами (качествами), к воспроизведению которых прежде всего стремится индивид. Отсюда большая вероятность идентификации с высокостатусным чле-ном коллектива.
Глава 3. МЕХАНИЗМЫ И ДИНАМИКА ЛИДЕРСТВА
.13. Динамика лидерства
Наконец, в качестве заслуживающего внимания факта отмечу, что в подавляющем большинстве обследованных классов обнаружились значимые связи между рядами ИК и ЛК. Этот факт, учитывая значительный процент идентификационных сочинений, посвященных классным лидерам, несомненно, свидетельствует в пользу гипотезы, согласно которой наличие у последователей определенных представлений о лидере является одним из условий идентификации с ним.
Подведем некоторые итоги.Материалы проведенных исследований (полная их сводка содержится в работе: [Кричевский, 1985]) позволяют говорить об особой функции идентификации в лидерстве. Суть ее состоит в том, что именно через посредство идентификации реализуется и запечатлевается влияние, оказываемое лидером на последователей. Иными словами, идентификация выступает в качестве своеобразного «внутреннего» условия развертывания межличностного влияния, характеризующего динамику лидерского процесса, или как один из механизмов функционирования лидерства.
Вместе с тем идентификация может рассматриваться и в качестве своеобразной результирующей межличностного влияния. Это дает основание для двоякой ее интерпретации: и как процесса, и как результата. Именно последняя форма идентификации наиболее часто встречалась в сочинениях старшеклассников, поскольку им, очевидно, легче было фиксировать у себя последствия влияния значимого другого, нежели анализировать сам процесс принятия этого влияния.
Следовательно, правомерно говорить не только об идентификации последователей с лидерами, но и об идентификации
мидеров с последователями. Хотя подобный вопрос специально здесь не рассматривался, можно сказать, ссылаясь на данные Е. М. Дубовской [1984], что такого рода идентификация действительно имеет место. Согласно этим данным, в 71% сочинений лидеров ученических коллективов описываются проявления идентификации с одноклассниками. Причем «героями» примерно половины сочинений являются учащиеся-последователи.
От обсуждения механизмов лидерства перейдем далее к рассмотрению его динамики.