Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная
Основы конституционного строя Российской Федерации
Основы конституционного строя Российской Федерации
Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.
Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя и государства РФ, а также гарантирует права и свободы человека и гражданина. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.
Являясь гражданином своей страны, каждый человек должен ознакомиться с содержанием Конституции для того, чтобы:
Конституция РФ состоит из:
Вступительная часть Конституции содержит в себе указание на народ, сообща принимающего данную Конституцию, называет исторические предпосылки, определяющие данное решение, и раскрывает цели, для осуществления которых и принимается Основной закон РФ.
Преамбула Конституции Российской Федерации выглядит следующим образом:
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Первый раздел Конституции РФ содержит девять глав:
Второй раздел Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения.
Основы конституционного строя России содержат следующие принципы государственного устройства и общества:
Правовой статус человека и гражданина
Определяя приоритет человеческих прав и свобод, Конституция устанавливает определённый порядок взаимодействий государства и гражданина. Основными принципами установления правового статуса человека и гражданина являются признание, соблюдение и защита человеческих и гражданских прав и свобод
Статья 3 Раздела I Конституции РФ гласит, что: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Свою власть народ осуществляет посредством свободных выборов и референдумов, а также через избираемые органы государственной власти и органы МСУ. Присваивать власть в Российской Федерации запрещается, неисполнение преследуется по федеральному закону.
Гражданство является особой политико-правовой связью между человеком и государством с её соответствующими взаимными правами, ответственностью и обязанностями, во главе которых стоят права и свободы личности. Статья 6 гласит, что никто не вправе лишить гражданина Российской Федерации его гражданства, а также попытаться изменить его.
Итак, Статья 2 Конституции РФ определяет, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Глава II («Права и свободы человека и гражданина»), в свою очередь, закрепляет все упомянутые права и свободы, полученные личностью и гражданином от рождения.
Правовой статус человека и гражданина Российской Федерации содержит в себе следующие составляющие:
Также Конституция Российской Федерации определяет конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся:
Немаловажно, что правовой статус человека и гражданина определяется не только правами и свободами, но и обязанностями.
Итак, в перечень обязательных к выполнению Конституционных обязанностей входят:
. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данном
Китай Означает благоухание, сладость в запустении, процветание. Ее метафизическая символика связана с лотосом. Оначает молодость, но не является символом любви.
Иран ср. иранскую легенду, о Заратуштре, которого уложили с целью умерщвления на горящее ложе, превратившееся, однако, в ложе из роз
Индуизм Брахма, споривший о цветах с Вишну, отдал предпочтение сначала лотосу, но, увидев розу, показанную ему Вишну, признал свою ошибку и вместе с ней первенство Вишну. Символ божественного слова. Параллелью к символике Мистической Розы является лотос как символ духовного центра, особенно чакр.
Библия / Ветхий Завет Имеет то же значение, что и роса, но если розовый куст символ возродившегося к жизни человека, то роса — сам процесс возрождения.
Христианство Символизирует число пять, и эта её особенность отражена в католическом обиходе, где чётки и особая молитва по ним называются «Розарий» (лат. Rosarium, нем. Rosenkranz), причём «Розарий» соотносится с размышлением о трёх «пятерицах» — пяти «радостных», пяти «скорбных» и пяти «славных» таинствах жизни девы Марии, которая и сама почитается как роза или имеет розу своим атрибутом. Роза в католицизме является также атрибутом Иисуса Христа, святого Георгия, святых — Екатерины, Софии, Доротеи, Терезы и др., часто символизируя церковь вообще. В христианстве Роза обретает особую символическую ёмкость: милосердие, милость, всепрощение, божественная любовь, мученичество, победа. В средневековом христианском искусстве роза символизирует небесное блаженство (постепенно вытесняя лилию в передаче этого смысла). Своё символическое значение получают и части розы: её зелень соотносится с радостью, шипы — с печалью, сам цветок — со славой.
Ислам У арабов роза, напротив, мужской символ Арабская мусульманская традиция знает образ белой розы — пота, выступившего на Мухаммаде на его пути к небу и упавшего на землю. В странах ислама ученик получает розу из рук наставника (передача учения).
Тема 16. Законодательная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации
Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РФ как правового государства – провозглашает Декларация «О государственном суверенитете Российской Федерации» от 12 июня 1990 г. Этот важнейший принцип закреплен в Конституции РФ. В ней говорится: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную».
Разделение властей означает, что законодательную деятельность, принятие законов осуществляет представительный законодательный орган; исполнение законов, исполнительно-распорядительная деятельность возлагается на органы исполнительной власти; судебная власть осуществляется независимыми судебными органами.
Государственный орган – это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.
Законодательная, исполнительная, судебная власти самостоятельны, относительно независимы друг от друга (но только относительно, поскольку между ними существуют взаимосвязь и взаимодействие).
Конкретно разделение властей проявляется в распределении, разграничении компетенции между органами, относящимися к этим трем ветвям государственной власти, их самостоятельности, во взаимном контроле.
Законодательная власть в Российской Федерации
Особую роль в системе российской власти Конституция РФ отводит Федеральному Собранию.
Федеральное Собрание – это избираемый двухпалатный парламент России, ее постоянно действующий представительный и законодательный орган. Его особое положение обусловлено тем, что это общенациональный представительный орган, формируемый преимущественно на основе всеобщих и свободных выборов.
Российский парламент – Федеральное Собрание – состоит из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации.
Исполнительная власть в Российской Федерации
Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.
Правительство РФ – это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России.
Правительство обеспечивает согласованное действие всех структур исполнительной власти. Оно осуществляет руководство основными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, административно-политической деятельности; ежегодно отчитывается перед Государственной Думой о проделанной работе.
Процедура формирования Правительства начинается с того, что Президент РФ выбирает по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правительства и вносит ее на рассмотрение Государственной Думы для получения согласия. Предложение о кандидатуре должно быть внесено не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства, либо в течение недели после отклонения кандидатуры главы Правительства Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. Согласие Государственной Думы выражается тайным голосованием, при этом необходимо получить большинство голосов от общего состава. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу.
После получения согласия Государственной Думы Президент назначает Председателя Правительства, который в течение недельного срока представляет Президенту предложения по кандидатурам федеральных министров. Президент производит назначения.
Компетенции Правительства РФ
– Общая компетенция – полномочия, определяющие главные направления деятельности Правительства, связанные с реализацией внутренней и внешней политики государства, осуществлением регулирования вопросов экономики и социальной сферы, обеспечением единства системы органов исполнительной власти и др.
– Специальная компетенция – полномочия, определяющие деятельность Правительства в конкретных областях общественной жизни (экономической, социальной сферах, сферах науки и культуры, обеспечения обороны и безопасности государства и др.).
– Компетенция по руководству федеральными органами исполнительной власти – полномочия по организации исполнения федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществлению систематического контроля за их соблюдением, мерами по устранению нарушения российского законодательства.
Конституция предполагает, что основа Правительства РФ должна оставаться неизменной. В ней закреплен перечень должностных лиц, входящих в его состав: Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры. Однако состав Правительства может быть расширен за счет образования новых федеральных органов исполнительной власти.
Не все федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Председателя Правительства. Исключение составляет ряд федеральных структур, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Так, к юрисдикции главы государства относятся министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.
Судебная власть в Российской Федерации
Судебная власть – обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Понятием «судебная власть» охватываются как органы, осуществляющие ее, так и их деятельность – правосудие.
Правосудие – деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.
Конституция РФ устанавливает требования, предъявляемые к основной категории работников судов.
Требования, предъявляемые к основной категории работников судов РФ
– Основные: граждане России, достигшие 25 лет; имеющие высшее юридическое образование; имеющие стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.
– Дополнительные: сдача квалификационного экзамена; не должны допускать порочащих их поступков.
Для кандидатов на должность судьи вышестоящих судов увеличивается возраст и профессиональные требования.
Организация и порядок деятельности органов судебной власти определяются законами Российской Федерации и основываются на конституционных принципах.
Совокупность действующих в России судов образует судебную систему.
Структура судебной власти в РФ
• Конституционный суд РФ – высший судебный орган, осуществляющий контроль за соответствием законов и иных нормативных актов действующей Конституции. Существуют также конституционные суды республик в составе РФ, уставные суды субъектов Федерации.
• Верховный суд РФ – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Возглавляет систему судов общей юрисдикции.
• Высший Арбитражный суд РФ – высший судебный орган специальной юрисдикции по разрешению экономических споров. В систему арбитражных судов входят арбитражные суды федеральных округов и субъектов Федерации.
В соответствии с Конституцией РФ обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
По каждому деянию (в совершении которого подсудимый обвиняется государственным обвинителем) перед коллегией присяжных заседателей ставятся три основных вопроса:
– доказано ли, что соответствующее деяние имело место;
– доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;
– виновен ли подсудимый в совершении данного деяния.
Решение коллегии присяжных заседателей именуется вердиктом. При вынесении вердикта о полной невиновности подсудимого, находящегося под стражей, он немедленно освобождается в зале судебного заседания по распоряжению председательствующего. За вердиктом (о невиновности подсудимого) следует постановление председательствующего об оправдательном приговоре.
Мировые судьи в России являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации.
Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
Компетенция мирового судьи включает уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы; дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления; дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях.
A1. Выберите правильный ответ. К компетенции Правительства РФ не относится
1) обеспечение согласованных действий всех структур исполнительной власти
2) осуществление руководства всеми основными сферами и отраслями экономики
3) осуществление представительской функции
4) руководство исполнительной властью
Законодательная, исполнительная и судебная власти в РФ
Для того, чтобы понять смысл разделения властей, закрепленного в Конституции, необходимо знать основные виды власти.
— является постоянно действующим органом;
— Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно;
— заседания палат являются открытыми (в отдельных случаях проводится закрытые заседания);
— палаты могут проводить совместные заседания для заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств;
— члены Совета Федерации и депутаты Гос. Думы обладают неприкосновенностью в течение срока их полномочий ( не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления).
В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов гос. власти субъекта. Гос. Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года по пропорциональной системе.
К ведению Совета Федерации относится:
— одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой;
— утверждение изменения границ;
— утверждение некоторых важнейших указов Президента РФ (напр., о введении чрезвычайного положения;
— назначение выборов Президента РФ;
— назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ;
— назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ;
— отрешение Президента от должности.
К ведению Государственной Думы относится:
— принятие федеральных законов;
— дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
— решение вопроса о доверии Правительству РФ;
— назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ;
— назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
— выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ.
Правительство РФ состоит из :
— Председателя Правительства РФ;
— заместителей Председателя Правительства РФ;
Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства после назначения формирует структуру федеральных органов исполнительной власти, определяет основные направления деятельности правительства и организует его работу.
Полномочия Правительства РФ:
— разрабатывает и представляет Гос. Думе на утверждение федеральный государственный бюджет;
— обеспечивает исполнение гос. бюджета после его утверждения Гос. Думой;
— обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;
— обеспечивает единую политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
— управляет федеральной собственностью;
— осуществляет меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики РФ;
— осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан;
— организует охрану собственности и общественного порядка;
— в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ и федеральными законами;
— издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ, обеспечивает их исполнение;
— имеет право подать в отставку (отставку принимает или отклоняет Президент РФ);
— в случае отставки или сложения полномочий продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.
В судебную систему входят :
— система судов общей юрисдикции (республиканские, областные, краевые, районные, городские);
— система арбитражных судов.
Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента.
Конституционный Суд разрешает дела:
— о соответствии федеральных законов, нормативных актов, и т.п. Конституции РФ;
— не вступивших в силу международных договоров;
— споры между федеральными органами власти;
— споры о компетенции между федеральными и региональными органами гос. власти;
— споры между высшими гос. органами власти субъектов;
— проверяет конституционность законов;
— дает толкование Конституции РФ.
Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции (гражданских и военных). Он осуществляет надзор за судебной деятельностью всех судов общей юрисдикции. Разъяснения В.С. обязательны для этих судов. Проверяет законность и обоснованность приговоров и решений подведомственных судов. Суд общей юрисдикции занимается разрешением гражданских, административных и уголовных дел. Специальные суды разрешают споры с участием специфических участников: военных, несовершеннолетних, работников и работодателей и др.
Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по решению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Арбитражные суды рассматривают имущественные и связанные с ними неимущественные споры юридических лиц, т.е. предприятий, организаций, учреждений и т.п.
Для обеспечения независимости судебной власти устанавливается особый статус судьи:
— основой для разрешения споров служат только нормативно-правовые акты;
— судьи являются несменяемыми, т.е. полномочия судьи не ограничены сроком;
— судьи, их жилище, служебное помещение, имущество, переписка, транспорт и др. неприкосновенны;
— судья не может быть привлечен к административной ответственности;
— к уголовной ответственности судья привлекается только с согласия квалификационной коллегии судей — органа создаваемого судьями для решения дел судебной власти.
Необходима ли, по-вашему, такая сложная система государственных органов? Приведите не менее 3 аргументов своей позиции.
Система органов государственной власти РФ — структура и функции законодательных, исполнительных, судебных органов управления
Система органов государственной власти РФ — это уникальная структура, за которой закреплено соблюдение установленных Конституцией Российской Федерации правил. Данная система подразумевает под собой множество единиц различных подразделений. У каждого из них имеется своя обязанность и определенная область действий, за которые они несут ответственность.
Основные характеристики органов государственной власти
Как и любая другая система, эта должна обладать определенными отличительными особенностями, которые позволят ей иметь определенный статус в социальной жизни страны.
Главными особенностями органов управления РФ являются:
Важно! Единство данной системы зависит от целостности государства. Тем не менее, это единство имеет свое проявление. Основной областью этого проявления является разделение объектов наблюдения и контроля, а также разделение полномочий.
Так как система органов государственной власти состоит из определенных участников, то их необходимо как-то избирать. Поэтому всю систему делят на несколько типов. Один из них — по формированию личного состава. Он, в свою очередь, состоит из нескольких разделов:
Рис. 1. Система органов государственной власти Российской федерации
Разновидности органов государственной власти РФ
Президент
Главным руководителем всей страны, в том числе и над всеми властными структурами является президент. Именно он решает, какие законы принять, а какие отвергнуть. Он руководит всеми возможными областями деятельности:
Важно! Именно президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека.
Рис. 2. Законодательная власть Российской Федерации
Структура системы органов управления РФ
Организация управления в стране — это одно из самых сложных мероприятий, именно поэтому конструкция системы будет очень сложной и длинной. В современной России это управление выглядит, как набор основных частей:
Законодательная власть
Законодательная власть включает в себя двухпалатное Федеральное Собрание. Оно, в свою очередь, подразумевает под собой Государственную Думу и Совет Федераций. Во главе каждого из них стоит председатель.
Законодательная власть является верховной в стране только в том случае, если форма правления государством называется парламентской.
В основные функции данной власти входят:
Помимо этого, законодательная власть занимается разработкой различных актов правового поведения, которые позволяют контролировать не только гражданское население, но и поведение высоких чинов в целом.
Важно! Каждые 5 лет в Государственную Думу избираются новые члены. Список их имен не засекречен, поэтому при необходимости можно спокойно изучить эту информацию. Цель их собраний — это не только принятие законов, но и их тщательный анализ, потому что нововведения в стране должны приносить лишь положительные результаты.
Рис. 3. Структура органов исполнительной власти Российской Федерации
Исполнительная власть
Исполнительная власть является одной из немногочисленных, которые обладают независимостью и значительными полномочиями в управлении в делах государственной власти.
Единственной задачей, которая ставится перед данной ветвью власти, является слежение за исполнением установленных законов. Осуществляется это при помощи не только служебных полномочий, но еще и при помощи административного права.
В Российской Федерации данный тип власти составляют 5 основных исполнителей федерального назначения:
Рис. 4. Структура Правительства Российской Федерации
Признаки исполнительной власти
Судебная власть
Судебная власть в России осуществляется при помощи различных видов ответственности:
Рис. 5. Судебная власть Российской Федерации
Метод наказания зависит от степени тяжести нарушения.
Данный тип власти основан на действии двух основных частей:
В Конституции Российской Федерации четко прописаны все права и обязательства, которые имеют отношение к данной власти. В частности это:
Рис. 6. Прокуратура Российской Федерации
В свою очередь, судебная система состоит из трех основных частей:
На основании всего вышесказанного, можно сделать вывод, что система государственных органов власти представляет собой сложную структуру. Каждая составляющая этой структуры является самостоятельной, но действует в строго ограниченных рамках. Деятельность одних органов контролируется другими, но над всеми ними стоит верховный начальник — президент.