Что объединяет все мировые религии
Что общего у всех религий?
Существующие религии можно сравнить со зданиями различных архитектурных стилей. Внешний вид и форма зданий различны, но любое здание имеет фундамент, несущие конструкции и крышу.
Так же и многие религии, поражающие обилием обрядов, различным устройством, убранством храмов и многообразием ритуалов, имеют сходные составляющие: «фундамент» и «несущие конструкции», представленные в вероучении.
Действительно, если из каждой религии убрать то, что отличает её от других, останется суть, «сердцевина», практически одинаковая у всех религий. Эта суть говорит о том, что Вселенная устроена сложнее, чем кажется на первый взгляд: кроме окружающего мира, привычного для всех, существует другой, незримый мир, который влияет на происходящее вокруг.Именно эти знания, исходившие от людей, которых впоследствии стали называть пророками, мессиями, аватарами, учителями, и служили причиной возникновения всех мировых религий.
«Фундамент» большинства религий един — это мистический опыт. Мистики и пророки всех времён и народов рассказывают о своём мистическом опыте нередко одними и теми же словами. В них Высшая Реальность предстаёт как всепонимающее, любящее, наполненное светом и блаженством пространство.
Важно подчеркнуть, что основатели любой религии говорили только о том, что было для них реальностью, результатом их собственного опыта. Они обладали не верой в то, о чём говорили, а прямым знанием этого. Прямое знание является результатом непосредственного восприятия. Точно так же зрячий человек знает о существовании солнца потому, что сам видит его, в то время как слепой может только верить в его существование со слов зрячего.Поэтому-то в каждой религии обязателен элемент веры и как следствие — сопровождающие его различные ритуалы поклонения. Ведь обычные люди, привлечённые чудесами и проповедями святых, сами никогда не переживали ничего подобного озарениям святых. Поэтому для них единственным способом прикоснуться к Великой Истине были вера и поклонение. Строились храмы, создавались молитвы и ритуалы, — всё это укрепляло веру и помогало поклонению.
Что касается вероучения, то и здесь основными «несущими конструкциями» часто являются единые принципы. Устройство внешнего и внутреннего мира человека, пути, ведущие к Богу и спасению, обладают общими чертами. Многие религии признают в качестве единственного пути к Богу путь отказа от своих эгоистических устремлений, путь любви, а своим последователям предписывают выполнять этические правила, подобные новозаветной заповеди: «. отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру» (Рим. 12.9).
Если рассмотреть главные принципы этики основных направлений христианства, индуизма, даосизма, буддизма и других религий, окажется, что все они так или иначе дополняют друг друга. Например, Новый Завет говорит, что «Бог есть любовь»; санскритские сутры признают Бога «источником всех знаний и всякой любви»; даосизм отмечает, что «Дао — существо нежное»; а Коран утверждает: «Аллах Милостив, Милосерден». Это подразумевает, что в истоках бытия находится Божественная Любовь и приблизиться к Богу можно, только развивая в себе всё более совершенную любовь. «Неустанно развивайте в себе бодхичитту» (т. е. совершенное сострадание ко всем живым существам), — призывают буддийские монахи. «Сие заповедую вам, да любите друг друга» (Ин. 15.17), — учил Иисус Христос. А для мистиков ислама Всевышний «есть Любовь, Любящий и Возлюбленный».
Многие религии предлагают подробные разъяснения относительно того, как следует развивать в себе совершенную любовь. Это происходит по мере того, как человек учится любить весь окружающий мир и видеть в каждом человеке и событии проявление Воли и Любви Бога.
Другие предписания и правила, вытекающие из этого главного завета многих религий, также очень похожи. Они включают в себя принципы, аналогичные заповедям Нового Завета, т. е. предписания «не убий», «не укради» и т. д. Так, в индуистской и буддийской традициях принципу «не убий» соответствует ахимса (непричинение вреда всем живым существам ни в мыслях, ни в словах, ни в действиях), а принципу «не укради» — астея (отсутствие стремления к обладанию чужими вещами), и т. д.
Разногласия, приводящие в итоге к конфликтам с убийствами, возникают между верующими, т. к. они спорят о своих различных верах (т. е. о разных фантазиях или интерпретациях священных текстов), а не о самой единой Истине. Спорить о ней невозможно, её можно переживать
Сходство основных религиозных моральных предписаний приводит к тому, что многие философы, богословы и религиоведы начинают говорить о единой мировой этике, «космической этике», в той или иной степени представленной в моральном своде той или иной религиозной традиции.
Мировые религии, отличительные признаки и виды
На сегодняшний день список всех религий мира представлен такими основными направлениями и течениями, как – буддизм, христианство, ислам, иудаизм, индийские дхармические виды религий. Насколько важна каждая из перечисленных и когда возникли в исторических рамках – разберемся кратко, но максимально доходчиво.
Что это
Основное определение мировой религии скрывает под собой выполнение сразу нескольких условий. Отличается от национальных (региональных) в первую очередь тем, что ее исповедуют сразу несколько национальностей, занимающих разные территориальные локации – то есть она является достаточно распространенной.
Ее роль должна быть весомой и ее обязательно относят к массовой по численности или в процентах количества верующих. Вот какие характеристики объединяют все мировые религии и отличают их от других типов существующих верований.
Признаки
Основными признаками являются:
Первая мировая религия
Если говорить о первых религиозных представлениях, то они возникли еще на заре становления человечества. Это была своеобразная форма освоения осознания себя в этом мире. И произошло это время становления первобытного общества. Человеку было свойственно в этот период такое проявление сознания и веры в высшие силы, как анимизм, фетишизм, тотемизм.
Религия появилась, как реакция древнего человека на те события, которые он не мог объяснить. А с такими сформировавшимися представлениями было легче объяснить непонятное или выбрать правильное поведение. Так и сформировалась самая первая старшая религия и верования, которая позднее переросла в язычество. Именно эта вера стала самой распространенной и главной в древнем мире на заре зарождения человечества, где особое место занимали множество богов. Каждый из них отвечал за свою сферу и ипостась, что в последствии и привело к развитию идеи самой веры.
Основные
Далее рассматривая, какие религии в мире являются основными и почему они относятся к мировым, стоит проанализировать историю появления ислама, иудаизма, буддизма, индуизма и христианства.
Буддизм
Буддизм представляет собой религиозно-философское учение, которое сформировалось в сегодняшнем виде еще в I тысячелетии до нашей эры. Произошло это на территории древней Индии, а отцом основателем стал Гаутама Сиддхартха, который своими последователями был назван Буддой Шакьямуни.
Возникновение буддизма впоследствии привело к появлению 4 благородных истин:
Человек в буддизме представляет собой активную психосоматическое систему. А его жизнь – это сочетание потоков энергии. С начала времени своего возникновения буддизм концентрируется на сознании, психологии и освобождении от того, что мешает человеку развиваться.
Если рассматривать количество верующих, которые исповедуют буддизм, то на сегодняшний момент их численность в цифрах составляет по всему миру около 500 млн. человек.
Преимущественными странами, исповедующими эту веру стали Индия, Китай, Лаос, Мьянма, Япония, Монголия и некоторые другие.
Христианство
Если рассматривать христианство в мире, то оно является одной из самых старых, которая зародилось 2.000 лет назад.
Указывая, чем отличается христианство от других вероисповеданий, стоит выделить такие характерные моменты, как:
Если перечислять страны, в которых распространено христианство, то это будет внушительный список, состоящий из – всех стран Европы, России, США, Австралии, Новой Зеландии, Аргентины, Бразилии, Чили, Кубы, а так же других государств.
Но, она не представлена одним направлением. В христианстве существуют такие ответвления, как – православие, католицизм, протестантство и некоторые другие.
Ислам
Если говорить о том, когда появился ислам, то он является относительно молодой, но при этом имеет существенный вес и влияние на мировую жизнь.
Почему ислам оказывает такое влияние на большую часть населения земли, можно выразить следующими характеристиками веры:
Иудаизм
Что касается иудаизма, то данная вера является самой старой, так как была основана еще во II тысячелетии до нашей эры.
Сегодня она относится к одной из монотеистических. Среди ее последователей – 14,6 млн человек, что указывает на не слишком широкое распространение. Поэтому говорить о большом соотношение стран, жители которой стали последователями иудаизма – не приходится.
Самая многочисленная
Если говорить о самых больших по численности религиях, то это три основные, которые в мире занимают самую большую процентную долю верующих. Вот они с точки зрения убывания:
Роль мировых религий
Если говорить о социальной роли и тех учениях и философии, которые считаются превалирующим с точки зрения веры, то можно выделить следующие ключевые понятия:
Список религий
Анализируя список существующих мировых и региональных вероисповеданий, становится понятно, что их перечень гораздо больше, чем три основные. Он представлен следующими вероисповеданиями:
Что объединяет мировые религии
Интересно, что все мировые религии объединяет вера в одного или нескольких богов. В преобладающем большинстве случаев Он (Бог) пытается сделать человека чище и наставить его на истинный путь духовных ценностей. Материализм, как правило, везде отвергается полностью, либо выносится на второй план.
Что объединяет все мировые религии?
Собрание мудрецов
Все мы перегружены рассказами о сентиментальной любви, насмотревшись фильмов голливудских режиссеров, но весь этот опыт вряд ли сможет помочь нам в достижении истинной духовной любви. У нас практически нет возможности подняться над уровнем телесных взаимоотношений или смотреть на окружающих, как на продолжение самих себя. Такой укоренившийся в обществе подход к любви влияет на наше отношение к Богу. Мы склонны воспринимать Бога как того, кто может удовлетворять наши личные желания, и поэтому нас не интересует бескорыстное, немотивированное служение Ему.
«Шримад-Бхагаватам» – древнее сокровенное ведическое писание – описывает собрание мудрецов и великих мистиков, которые следовали разными религиозными путями. Все они собрались в лесу, известном в Индии под названием Наимишаранья. Единственный вопрос, который был задан на этом собрании, звучал так: «Что является высшей формой человеческой деятельности?» Эти йоги хотели открыть для себя истинный путь достижения высочайшего духовного уровня. Они были готовы находиться там необходимое время, столь долго, пока не придут к удовлетворяющему их заключению. Несмотря на тот факт, что многие из них исповедовали различные религии, всех их объединяла одна цель.
В этом собрании появился очень возвышенный, необычайно преданный Богу человек по имени Сута Госвами. Он был настолько отрешен от материального мира, что не носил одежды, и был так глубоко погружен в размышления о Господе, что простые люди считали его безумцем. Несмотря на это, мудрецы, собравшиеся в лесу, поняли, что этот необычный человек является великой душой.
Члены данного собрания были людьми очень искренними, что крайне важно как для рассказчика, так и для слушателей. Сута Госвами был лишен личных мотивов и эгоизма. Он пришел туда не для того, чтобы произвести впечатление, и не по приглашению. Он просто проходил мимо и случайно оказался на этом самом собрании мудрецов и йогов, жаждущих истины.
Суть вывода, к которому все они пришли, сводилась к следующему: неважно, какой цвет кожи у человека и какую религию он исповедует. Путешествующий мудрец не углублялся в обсуждение этих тем, так же как не пытался он доказать превосходство одной культуры или религиозной традиции над другой. Вместо этого он говорил о важности знания, служения и чистой любви к Богу. Он объяснил также, что любовь и служение являются основой самоосознания человека. Если мы любим Бога безусловно, то молимся об избавлении от беспокойств или разочарований. Такие молитвы не являются признаком высокого уровня преданности. Напротив, мы должны научиться делиться своей любовью, предлагая немотивированное и непрерывное служение.
Любовь – это немотивированное служение
Любовь – это нечто большее, чем приятные слова. Она проявляется в нашем поведении. Мы выражаем свою любовь тем, как мы поступаем. Если кто-то развил в себе любовь к другой личности, но не желает служить ей, такую любовь нельзя считать глубокой. Это скорее теория. Если мы не готовы подтвердить свою любовь делами, то что-то не так. Чем глубже любовь, тем самоотверженнее служение объекту нашей любви.
Понимание любви как служения является фундаментальным понятием всех мировых религий. Хотя религии, на первый взгляд, отличаются друг от друга, понимание этого момента объединяет их. Истинной религией является служение Богу. Кем бы мы ни называли себя: христианами, иудеями, мусульманами, буддистами или последователями Индуизма,- это не особенно важно, как и ритуалы, которые мы совершаем. За всеми внешними практиками кроется понимание сути всех религиозных путей: предоставить нам возможность развить в себе любовь к Богу и начать служить Ему.
Хотя любовь превосходит способность видеть, слышать и чувствовать – все эти элементы могут быть использованы в самоотверженном служении. Когда наша любовь безусловна, мы не ищем какого-то конкретного приятного нам ощущения, но именно так мы поступаем, если хотим удовлетворить свои материальные чувства. Эгоистичные поступки не позволяют нам развить глубокой привязанности к Богу. Если мы основываемся в своих суждениях на понятиях «я хочу», «мои желания», «мое тело» – это означает, что мы не сможем сосредоточиться на выполнении служения возлюбленному.
Чем больше мы отдаем и делимся, тем более значимую роль Господь будет играть в нашей жизни. Если у нас есть немного пищи, мы можем поделиться кусочком хлеба или стаканом воды. Если у нас есть банан, мы можем предложить его; если у нас есть хоть что-то, тогда мы должны поделиться этим с другим человеком.
Когда мы любим кого-то, нам хочется заботиться о нем и выражать свои чувства, совершая нечто важное для объекта нашей любви. Человек, который любит свою жену и детей, постоянно думает о них, проводит с ними время и заботится об их нуждах. Женщина может заявлять, что любит мужа и своих детей, но если она не кормит детей и не помогает мужу, тогда в искренности ее слов можно усомниться.
Иногда мы говорим о любви, несмотря на противоположное чувство, для того, чтобы добиться одобрения и уверить в этом себя и окружающих. Такое поведение не выражает ни любви, ни служения. Мы не должны думать, что достойны награды. Если любовь искренна, мы чистосердечно отдадим себя своим возлюбленным, не думая о том, что у них есть взамен.
Если любовь связана с ожиданием вознаграждения, что произойдет в случае, если мы не получим желаемого? Если мы отождествляем любовь с удовлетворением чувств, то рискуем стать жертвой гнева. Большинство из нас стремиться к комфорту и поэтому предъявляет к любви различные требования. Но безусловная любовь не ищет личного удовлетворения, более того, обладая ей, мы готовы пожертвовать собой ради возлюбленного.
Служение – естественно. Мы всегда служим кому-либо или чему-либо, и те, кто любят друг друга, естественным образом захотят выразить свою любовь через служение. Вот почему существует золотое правило: поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Если мы воспринимаем себя слугами возлюбленных и ищем возможность удовлетворить их каким-то спонтанным выражением своей любви – это будет правильно. Мы должны быть безразличны к похвалам или к пониманию. Но, к сожалению, хотя мы можем пытаться служить с энтузиазмом, наши мотивы при этом часто могут быть нечистыми. Мы хотим признания и хотим оценки. Мы должны научиться служить, даже если ничего не будем чувствовать в ответ: ни признательности, ни участия.
Мы должны помнить, что наше отношение к другим означает и то, как мы относимся к себе, потому что все в конечном итоге вернется к нам. Некоторые люди способны оказывать помощь и заботится о других, что возвращается к ним сторицей. Почему люди не доверяют тем, кто, в свою очередь, не доверяет окружающим? Потому что это настроение недоверия возвращается бумерангом. Мы должны быть внимательными в отношении того, что думаем и делаем, потому что наши мысли и поступки приводят в движение силы, которые возвращают нам результаты наших деяний.
Мы можем проверить себя, сделав какое-то благо для ближнего анонимно. Как правило, к подарку мы прикладываем открытку со своим именем, ожидая благодарности за наше великодушие. Это нельзя назвать бескорыстным поведением, потому что оно основано на прославлении себя. Единственный способ пройти эту проверку на бескорыстие – помогать другим, не надеясь обрести признание, а будучи счастливым просто от осознания того, что мы поступили правильно.
Повседневная жизнь – это наша школа
Мудрецы и йоги на собрании, описанном в «Шримад-Бхагаватам», по милости Суты Госвами узнали, что любовь основана на ничем не мотивированном служении Богу. Они осознали, что истинная духовность означает, принятие положения слуги по отношению к каждому. Это касается и нас. Наши взаимоотношения в повседневной жизни являются практикой божественных, которые мы в конечном итоге должны будем испытать. Качество наших взаимоотношений показывает, насколько мы готовы к общению со Всевышним Господом. Вот почему общение с другими, серьезно относящимися к духовной жизни, людьми, так важно. Через этот опыт мы учимся любви и служению Всевышнему.
Высший уровень духовного мира – это царство вечных романтических приключений и самозабвенных любовных отношений. Чтобы войти в этот мир чистой любви, готовиться надо здесь и сейчас, в материальном мире: учиться чистому бескорыстному служению. Любая эгоистичная мотивация дисквалифицирует нас, так как ощутить божественную любовь можно, лишь отвергая собственные устремления ради блага своего возлюбленного. Мы не утеряем своей личности в этом процессе, напротив, наша истинная сущность проявится, если мы будем выполнять служение, и каждое неэгоистичное проявление любви будет позволять нам все больше и больше погружаться в огромный удивительный океан любви. Если, движимые искренней любовью, мы будем действовать бескорыстно, тогда к нам придет еще большая любовь.
Вопрос/Ответ
Вопрос: Вы упомянули, что все мировые религии, по сути, учат одному, но означает ли это, что они абсолютно не отличаются одна от другой?
Ответ: Конечно же, существуют принципиальные отличия, основанные на системе вероисповедания. Однако, сектантский подход очень опасен. Человек, обладающий сектантским умонастроением, исходит из того, что Бог может даровать свою любовь только определенной группе людей. Разве любовь Бога может быть привилегией только эпископанцев, суфи, бахай, индуистов или членов какой-то другой религиозной системы? Существует множество священников, учителей и наставников, которые дают утвердительный ответ на этот вопрос, считая, что их наставления – единственно важные и ценные. Это означает, что они верят в то, что любовь Бога настолько ограничена, что Он может выразить ее лишь одним способом. Однако мы не можем служить единому Богу ограниченным сектантским способом.
Этот момент может проиллюстрировать аналогия. Как родители, мы можем попытаться помочь своим детям, наставляя их определенным образом. Если они не воспринимают всерьез наш совет, то мы можем дать им наставление в другой, несколько отличной форме, потому что мы заботимся о них и хотим, чтобы они добились успеха в этой жизни. Бог поступает подобным же образом. Он дает нам те же самые наставления самыми разными способами, чтобы наверняка научить нас поступать правильно.
Если у людей может быть множество сыновей и дочерей, то почему Бог, Всевышний прародитель человечества, может иметь лишь одного сына? В этом предположении отсутствует здравый смысл. Помимо Иисуса, разве не существовало Мухаммеда или Будды, а также многих других? Фактически, не являемся ли мы сами сыновьями и дочерьми Бога? Именно мы и есть те самые сыновья и дочери, которые сошли с пути истинного, в то время как Иисус и другие дети Бога просят нас не делать этого. Они оказывают помощь тем членам семьи, которые отстранились от общего дела – служения Богу.
Все истинные духовные посланники наставляют людей в слове Божьем, как им диктует вероисповедание. Они помогают подготовить душу к служению в царстве Божьем. Если бы сектантский подход был правильным, миллионы душ спорили и враждовали бы друг с другом, достигнув обители Бога. «Подождите-ка минутку, тут место для адвентистов Седьмого Дня, я не хочу чтобы здесь был кто-либо еще»: или же «Где тут истинные мусульмане? Только они – настоящие сыновья Бога». Весь духовный мир превратился бы в государство, разодранное на части, каждая провинция которого готова вступить в противоборство со всеми остальными. В таких обстоятельствах кто смог бы прославлять или служить Господу?
Если бы Иисус явился в наше время, то, вполне вероятно, его распяли бы намного быстрее, чем это произошло в те времена. Несомненно, ему пришлось бы затратить намного больше усилий, выгоняя менял из храмов по всей планете, а христианам понадобилось бы слишком много времени, чтобы разобраться друг с другом и выяснить, что делать с такой непримиримой личностью, причиняющей столь много беспокойств. Если бы, пророк Мухаммед вернулся сегодня, он бы скорбел от насилия, захлестнувшего мир. Это стало вполне возможным из-за невежества и неверного толкования Его учения. Если какой-либо риши или свами из ведической традиции вернулся бы сейчас на Землю, чтобы посмотреть, как мы живем, он также почувствовал бы себя очень раздосадованным. Духовная жизнь означает не то, какой ярлык мы навешиваем на себя и на других, как мы молимся или как поклоняемся Богу. Смысл духовной жизни заключается в том, насколько мы искренни.
В конечном итоге неважно, на каком устройстве мы передвигаемся. Человек может ездить на «Шевроле», другой может предпочитать «Мицубиси» или «Форд», а кто-то чувствует себя комфортно в «Ягуаре». Выбор зависит от нас. Суть заключается в том, смогли ли мы обрести истинную связь с Богом. Если мы сталкиваемся с проблемами при восприятии людей из-за поверхностных отличий, это указывает на отсутствие всякого интереса. Если мы не заинтересованы в самоосознании, то находимся на самом элементарном уровне развития. Наше общее состояние сознания – это ключевой фактор, который должен изменить нашу планету. Цель жизни никогда не была связана с конкретной религией человека. Наоборот, она связана с уровнем его духовного развития. Сейчас на нашей планете происходит борьба между людьми с негативным, слаборазвитым сознанием, и теми, кто находится на более высоком уровне.
Автор: Бхакти Тиртха Свами
Источник: книга «Духовный воин 2: Превращая вожделение в любовь»
Миф о «братстве религий»
В современном обществе существует миф о единстве мировых религий. Сторонники этого мифа утверждают, что есть один Бог, открывающийся разным народам по-разному. Согласно этому представлению, каждый новый духовный учитель (Кришна, Будда, Зороастр и Иисус Христос1), приходя на землю, дает некую часть «единой истины», для принятия которой человечество духовно доросло к этому моменту. Принципиальные отличия между мировыми религиями и, так называемыми «нетрадиционными религиозными движениями», отрицаются, из чего делается вывод, что нет никакой разницы к какой религии принадлежать. Известные утверждения, не так ли? Этот миф в современном обществе распространяют многие, в частности оккультисты: «Та же неизменная Истина дается человечеству в различных одеяниях…»2; «Нельзя говорить о Новых Учениях, если Истина Едина! Новые данные и новое восприятие их будет лишь продолжением познавания»3. Разделяют эту позицию и лидеры неоиндуизма, например Шри Рамакришна учил: «На дереве Сат-чит-ананда4… пребывают неисчислимые Рамы, Кришны, Христосы и т.д., один или два из Них время от времени приходят в этот мир и производят в нем могущественные духовные перемены и духовные революции»5. Активно проповедует идею духовного тождества религий новоявленный аватара6 неоиндуизма Сатья Саи Баба: «Все религии призывают человека очистить душу от злобы, алчности, ненависти и гнева. Все религии протягивают дар Милосердия как награду за успех в этом процессе очищения. Понятие превосходства и недостойности возникают только в душе, пораженной эгоизмом. Если кто-то утверждает, что он выше или что его религия более святая, это служит доказательством того, что он утратил самую суть своей веры…»7. Подобные идеи разделял и создатель бахаизма Бахаулла: «Нет никакого сомнения, что народы земли, к какому бы корню или вере они ни принадлежали, черпают вдохновение свое из одного небесного Источника и служат одному Богу. Различие между заповедями, коим они следуют, объясняется меняющимися требованиями и нуждами века, когда они были явлены. Все они, кроме немногих, что порождены человеческой испорченностью, заповеданы были Богом и отражают Волю Его и Промысел»8. Из всего заявленного выше можно было бы сделать несколько логических заключений: во-первых, направления, разделяющие эти взгляды, уважительно относятся к традиционным религиям (включая христианство), во-вторых, признают право человека на принадлежность к традиционной религии и право традиционных религий оставаться такими, какие они есть. Следовательно, в случае проявления провозвестниками «братства религий» нетерпимости по отношению к традиционным религиям, в случае непризнания за традиционными религиями права быть самими собой, можно говорить о лицемерии рассматриваемой нами теории, а также о том, что данная теория мифична и является для ее апологетов всего лишь ширмой, прикрывающей совершенно иные цели, отнюдь не ведущие к провозглашаемому «братству религий». В нашей статье мы попытаемся ответить на вопрос, насколько декларируемые данными религиозными движениями утверждения о равенстве религий соответствуют их действительным взглядам.
Прежде всего, напомним, что между существующими религиями есть значительные различия9. Существуют религии монотеистичные, к ним относятся христианство, ислам, иудаизм, есть пантеистичные религии, например индуизм, есть политеистичные, например все языческие религии. И наличие этих отличий, как мы видели, признают сторонники идеи «братства религий». Но в чем они видят их причины? Например, оккультисты по этому поводу заявляют следующее: «…основы непоколебимы, но колебания могут быть в приемниках. Такие явления несоответствия не следует относить к основам»10: т.е. проблема религиозной множественности заключается в том, что люди извращают получаемые от высших сил знания. Помимо того, оккультисты утверждают: «Сокровенное Учение не может застывать на одном уровне. Истина одна, но каждый век и даже каждое десятилетие своеобразно прикасается к ней. Вскрываются новые свитки, сознание человеческое по-новому следит за явлениями Мироздания…»11, т.е. причина религиозных отличий так же кроется в ракурсе оценки истины, в том угле зрения, под которым на нее смотрят. Что говорит о причинах религиозных различий бахаизм? Абдул-Баха писал: «Поскольку истина едина и неделима, разногласия, существующие между нациями, порождены лишь их приверженностью к предрассудкам. Если бы люди искали истину, они проложили бы путь к единству»12. Как видим, с точки зрения учения бахаи, проблемы проистекают из человеческого невежества, из людских предрассудков. Последователи бахаизма разъясняют: «Различие между заповедями, коим они следуют, объясняется меняющимися требованиями и нуждами века, когда они были явлены»13. Итак, причины религиозных различий заключаются в привносимых людьми, в угоду своим предрассудкам, искажениях знаний, даруемых высшими силами, а также в новых пониманиях тех же самых знаний. Здесь возникает ряд вопросов: во-первых, если представители традиционных религий искажают информацию, открытую высшими силами, то кто даст гарантию, что этого не делают представители «нетрадиционной духовности»? Во-вторых, если истина едина, но видны лишь ее отдельные грани, то как примирить принципиально несовместимые противоречия, взаимоисключающие друг друга положения веры, ведь, скажем, пантеистичный взгляд на мир никак нельзя совместить с монотеистичным, под каким бы углом зрения на них ни смотрели. В таких случаях можно говорить о ложности или истинности того или иного учения, но невозможно признавать эти учения частными случаями одной и той же истины, лишь по-разному понимаемой.
При знакомстве с учением о «братстве религий» можно увидеть, что фактически все ее апологеты говорят о некой абстрактной духовности, высшем знании, причем все мировые религии и «нетрадиционные религиозные движения» оказываются проявлением этой сверхрелигии. Например, оккультисты по этому поводу пишут: «…все религии мира как ветви одного древа жизни – Всемирной Религии…Методы их различны, но цель у них одна: помочь человеку через очищение достигнуть совершенства. Они имеют общие для всех основные истины; но, по указанной причине, различаются во многих подробностях и по относительному значению каждой из них»14. Те же идеи мы находим в неоиндуизме: «Семена всех религий заложены в Санатана Дхарме15 (Вечные Истины) Веданты»16; «Санатана дхарма является матерью всех религий, сводов этических норм и дхарм всего мира. …Санатана Дхарма является местом, где сходятся все пути»17; «Он (Саи Баба. – В.П.) проводит черту между религией, как установленной формой поклонения, и духовностью, которая является сущностью любой религии»18. Разделяют эту точку зрения и бахаисты: «Бахаи считают, что существует одна вечная и постоянно прогрессирующая религия — вера в единого Бога, знание божественных истин и законов, постепенно раскрываемое Богом перед человечеством по мере его развития. Каждое откровение посланников Бога (таких как Авраам, Моисей, Зороастр, Кришна, Будда, Христос, Мухаммад, Баб и Бахаулла) является развитием предыдущего и закладывает основу для последующего проявления Божественного знания. Итак, различные религии являются последовательными главами книги религии, написанной Творцом. Внешняя их форма меняется, но внутренняя духовная суть остается неизменной, только полнее раскрывается в каждом откровении»19. Как видим, несмотря на некоторые отличия, все вышеперечисленные духовные учения едины в одном: есть некая глобальная «истина», некая суперрелигия, проявлением которой являются все религии. Но у подобного подхода есть слабые места. Он автоматически подразумевает относительную истинность любой мировой религии и «нетрадиционного религиозного движения». Но если истинность всех религий относительна, то тогда возникает справедливый вопрос: в чем на Земле воплощены абсолютные духовные ценности? Если нет религиозного учения, в полноте открывающего истину, то хотелось бы узнать: с каким реальным духовным эталоном апологеты «братства религий» сравнивают содержание того или иного религиозного учения, чтобы оценить степень его истинности? Они декларируют существование «всемирной религии», но в чем и кем она выражается во всей полноте? Ведь сверхрелигия, – это то, к чему стремятся, но, следуя логике сторонников «братства религий», во всей полноте она себя не проявляет20. Панрелигия сравнима с горизонтом: можно вечно к нему идти, вот только дойти невозможно. Непризнание абсолютных ценностей в уже существующих религиях приводит к вопросу о легитимности и истинности заявлений самих апологетов «братства религий». Но здесь справедливо будет задать вопрос: на основании чего определяется ими ценность или, наоборот, «отсталость» той или иной мировой религии? Если духовный эталон истинности отсутствует, то нельзя ли говорить об относительной ценности оккультизма, бахаизма, мунизма и т.д.? Тем более, что подобная позиция фактически сразу приводит к идее об относительности любых нравственных принципов21. И эта нравственная относительность опять же, как следствие, приводит к констатации принципиальных противоречий между религиями. Например, христианство запрещает любое самоубийство, однако ритуальное самоубийство присутствует в индуизме22. Для подтверждения заявления об относительности всех религий сторонники этой теории очень любят ссылаться на Эйнштейна, который, как утверждают апологеты «братства религий», доказал, что все в мире относительно, хотя это и не соответствует действительности: Эйнштейн считал, что есть и постоянные величины, например, скорость света у него абсолютна23.
Как уже отмечалось выше, из идеи «братства религий» логически должно следовать терпимое отношение как к традиционным религиям, так и ко всем иным формам религиозности. Но свойственна ли в реальности религиозная терпимость сторонникам «единства религий»? Если мы обратимся к оккультизму, то сможем узнать: «Новое Учение (имеется в виду агни-йога. – В.П.) почитает Носителей прежних Заветов, но идет без багажа конченых времен. Иначе караван пособий примет непередаваемые размеры. Самое практичное было бы уничтожить все комментарии, сделанные после трех веков от ухода Учителя. Надо когда-нибудь почистить полки. От этой чистки вырастут Облики Учителей Света»24. Фактически это заявление означает, что все мировые религии должны быть полностью пересмотрены. Также об отношении оккультизма к мировым религиям мы можем сделать вполне определенные выводы, прочитав следующее: «Я (махатма. – В. П.) укажу на величайшую, главную причину почти двух третей бедствий, преследующих человечество – с тех пор, как эта причина сделалась силой. Это – религия, в любом своем виде и у всех народов»25; «Мы не можем назвать ни одной религии, которая, хваля Господа, не произносила бы хулы. Искажение Учений породило ужас переживаемый. Именно, Учения низведены на уровень человеческий, и храмы человечества не есть Храмы Господа»26. А как же слова о «братстве религий», о терпимости? К числу сторонников идеи единства религии относятся также последователи Церкви Объединения27, муниты. Мунизм учит: «традиционные представления о Боге и Вселенной, обеспечиваемые существующими онтологиями, не способны продвинуть фундаментальное разрешение актуальных проблем человеческого существа и общества. Это означает, что традиционные онтологические видения Бога и Вселенной сами по себе недостаточны, то есть, они не имеют правильного понимания Бога и первопричины Вселенной. Следовательно, нам нужно, чтобы возникли новое представление о Боге и новая онтология (выделено нами. – В.П.)»28; «Ни одна религия или философия, до сих пор, не была способна адекватно объяснить причину, почему Бог сотворил Вселенную. Религиозные и философские рассуждения о Боге и Вселенной обычно лишь принимали Божье творение как установившуюся реальность… В философии Объединения, однако, такие вопросы прояснены…»29. Как видим, в мунизме терпимость, в частности по отношению к христианству, отсутствует, более того, как и в случае с оккультизмом, у мунитов можно найти призыв к физическому уничтожению одной из мировых религий – христианства: «если христианство не может объединиться с нашим движением, мы должны бороться»30; «у христианства не останется надежды. Оно придет в упадок. Его духовный огонь потухнет. Церкви станут погребениями наследия прошлого»31; «Чем активнее мы работаем, тем скорее христианский мир рухнет»32. Как видим, муниты не слишком доброжелательно настроены к христианству, а оккультисты негативно относятся не только к христианству, но и к каждой мировой религии. Знакомясь же с учением Сатья Саи Бабы, можно увидеть, что, по сути, Саи Баба пытается заменить собою Христа33. Ниже мы увидим, что бахаисты так же не признают права христиан оставаться самими собой, хотя и декларируют его.
При внимательном изучении литературы апологетов «братства религий», можно прийти к выводу, что они прекрасно осведомлены о принципиальной несовместимости своих доктрин с христианским вероучением. Например, Блаватская Е.П. в предисловии к одному из своих фундаментальных оккультных трудов, «Тайной Доктрине», писала: «…учения, заключенные в этих томах, хотя бы и отрывочные и неполные, не принадлежат какой-либо одной религии (выделено нами. – В.П.), как-то индусов, Зороастра, халдеев и египтян, ни к Буддизму, Исламу, Иудаизму или Христианству…»34. О своей несовместимости с христианством пишут и муниты: «христианские деноминации имеют иные представления по многим частям нашей доктрины, таким как Троица, христология, принцип творения, теория Воскресения и предопределение»35; «основы… Принципа отличны от основ утвердившегося христианства. Поскольку отправная точка – другая (выделено нами. – В.П.), то и взгляд отличен»36. То же можно найти и в бахаизме: «… религии имеют различия в отношении вторичных аспектов (богословские положения, социальные законы, обряды)…»37. Учение Саи Бабы к христианскому вероучению также никакого отношения не имеет38.
К какому конечному выводу приходят апологеты учения о «братстве религий»? Он прост: надо уничтожить христианство и все мировые традиционные религии и занять их место. Этих целей не скрывают муниты, которые, считая мунизм «религией наивысшего уровня»39, пишут, что он и есть та «новая религия, которая будет служить базисом для новой цивилизации»40. Мунизм, по мнению его приверженцев, представляет собой универсальную религию, которая должна прийти на смену традиционным религиям: «Церковь Объединения в единении религий должна выполнить небесную универсальную миссию. Новая религия должна выходить за пределы политики, нации и мира. Она должна обладать властью для того, чтобы превзойти другие религии, нации и весь мир. Она должна обладать властью для преобразования культур, политики, всех типов цивилизации, всех религий, даже всех типов злой власти»41. При этом добавляется: «по существу, мы – новая христианская церковь (выделено нами. – В.П.)»42. Те же идеи находим в оккультизме: «Они думают, что можно прожить в обычных мерах, но с каждым днем становится яснее, что можно спасти людей верою, которая превыше всех религий (выделено нами. – В.П.)»43; «…Мы даем Новый Завет (агни-йогу. – В.П.). К этому завету Мы зовем человечество. В этом Завете лежит принцип Бытия (выделено нами. – В.П.)…»44. На тех же идеях основан бахаизм: «В Китаб-и-Агдас утверждается истинность великих религий прошлого и повторяются те вечные истины, которые возвещались всеми Божественными Посланниками: единство Бога, любовь к ближнему, нравственный смысл земной жизни. В то же время в этой Книге отменяются отдельные положения былых религиозных законов (выделено нами. – В.П.), которые сегодня стали препятствием на пути начавшегося объединения мира и переустройства человеческого общества»45.
Почти все апологеты «братства религий» полагают, что Христос духовно ниже основателей их собственных учений и организаций. Например, муниты пишут: «Церковь Объединения может провозгласить, что преп. Мун выше, чем Иисус…»46; «Когда вы перейдете в духовный мир, вы будете выше, чем любой святитель или святой человек, какой когда-либо жил в истории, потому что вы любимы Богом в двух мирах. Никто в духовном мире не имел этого опыта, несмотря даже на то, что изначально Бог хотел любить человека и на Земле, и в духовном мире. Все святые, включая Иисуса, должны уважать вас, потому что даже Иисус не мог выполнить ту же работу, которую вы сейчас делаете (выделено нами. – В.П.)…»47. О том же учит и Саи Баба: «Бог Кришна учил этим вечным истинам несколько тысячелетий назад во всей полноте. Христос и другие учили им частично. Саи Баба вновь учит этим вечным истинам во всей полноте (выделено нами. – В.П.)»48. В оккультизме мы тоже можем найти похожее учение: «Мы знаем, что Иисус тоже учился у Великого Мудреца Востока Россула Мории (того, кто дал агни-йогу. – В.П.) и пробыл у Него не менее семи лет, после чего они вместе путешествовали по Индии, и затем Иисус направился с благословения Владыки Мории в свою страну. Но Он не смог закончить там своей Миссии; страстно переутомился и занемог; и на пороге перехода в потусторонний мир перед ним появился в тонком Облике великий Мудрец и предложил ему закончить Его Миссию, войдя в его тело. Конечно, согласие было дано с радостью»49. Более того, оккультизм провозглашает, что каждый человек может духовно дорасти до Христа50.
Говоря о «братстве религий», с прискорбием приходится признать, что апологеты этой идеи заканчивают свои проповеди о религиозном единстве банальным самовосхвалением и отрицанием тех же традиционных религий, к братству с которыми призывали. Это интересно отметить еще и потому, что обычно именно христиан они обвиняют в нетерпимости и нежелании признать за другими религиями право на истинность. Но разве мы не находим претензии на исключительность в мунизме, саибабизме, оккультизме и т.д.? Например, Сан Мен Мун писал: «случилось так, что Истинные Родители родились в Корее и говорят на корейском языке. Если вы не хотите учить корейский язык ступайте и поищите каких-нибудь англо-говорящих Истинных Родителей. К несчастью, таких нет. Бог избрал только одних Истинных Родителей, так, что у вас нет выбора (выделено нами. – В.П.)»51. При этом муниты отрицают возможность спасения кого-либо вне их организации:«Факт остается фактом: до Благословения52 вы еще не рождены для вечной жизни»53. Муниты считают христианство предтечей Церкви Объединения, которая, по их мнению, должна вытеснить христианство и занять его место54. То же о своей организации утверждает Саи Баба:«Индуизм – единственная религия, которая заняла ведущее место с самых ранних времен и прочно себя утвердила. … В индуизме, больше чем в какой-либо другой религии, взращивалось чувство любви, равенства и благодарности»55. Подобные идеи можно найти и в бахаизме: «Основатель Веры Бахаи — Бахаулла (1817–1892), Чье имя в переводе с арабского означает «Слава Божия». Бахаулла объявил о Своей миссии в 1863 году. Его последователи — бахаи — считают, что Он является последним на сегодня посланником Бога, продолжая миссию основателей великих религий, таких как Мухаммад, Христос, Будда, Моисей»56. О главной же священной книге бахаизма, Китаб-и-Агдас, Шоги Эфенди пишет: «…Книга эта — эта сокровищница, хранящая в себе бесценные жемчужины Его Откровения, выделяется благодаря провозглашенным в ней принципам, учрежденным в ней административным институтам и тем полномочиям, которыми в ней наделен законный Преемник ее Творца,— как единственная и не имеющая себе равных среди Священных Писаний мира. Ибо, в отличие от Ветхого Завета и Святых Книг, предшествовавших ему, в которых отсутствуют наставления, непосредственно данные Самим Пророком; в отличие от Евангелий, в которых немногие высказывания, приписываемые Иисусу Христу, не дают четкого руководства относительно будущего устройства дел Его Веры; в отличие даже от Корана, в котором хотя и определены четко законы и установления, сформулированные Посланником Божиим, но обойден молчанием важнейший вопрос, касающийся преемственности, Китаб-и-Агдас — Книга, открытая от начала до конца Самим Творцом этого Откровения,— не только сохраняет для потомков основные законы и уложения, на которые будет опираться Его грядущий Мировой Порядок57, но также предписывает, помимо передачи права их толкования Своему Преемнику, учреждение необходимых институтов, которые являются единственным средством, способным обеспечить чистоту и целостность Его Веры»58. О своей уникальности учит и оккультизм: «Задание – устремленно очистить религии – даст новое сознание. На пути к Миру Огненному утвердим Носителей Огненного Очищения»59; «Неминуемо религия обратится к Нашему Учению (агни-йоге и теософии. – В.П.)»60. Как мы видим, все, кто говорит о «братстве религий», в действительности стремятся не к объединению религий, а к поглощению их.
Затрагивая вопрос о религиозной терпимости, нужно отметить, что оппоненты христианства во многом лукавят, обвиняя христиан в ее отсутствии. Прежде всего, нет такой религии, которая не претендовала бы на истинность и исключительность. При обсуждении этой темы обычно любят ставить в пример миролюбивый индуизм и его терпимость ко всем религиям. Но представление о терпимости индуизма на самом деле мифично, индуизм терпим лишь к неоиндуизму и к самому себе. В Индии религиозные конфликты никогда не прекращались и «миролюбивые» индуисты как убивали, так и по сей день убивают христиан61 и представителей других традиционных религий, не исповедующих индуизм. Таким образом, толерантность индуистов и неоиндуистов носит декларативный характер. К тому же фактически все «нетрадиционные религиозные движения», впрочем как и традиционные, не признают за христианами права оставаться самими собой. А разве уже это не является формой нетерпимости? Разве те данные о «нетрадиционных религиозных движениях», которые были приведены в данной статье выше, не обнаруживают нетерпимость этих организаций к традиционным религиям? Что же касается необходимости христиан быть терпимыми к оппонентам, то здесь можно согласиться: да, должны. Но какой должна быть эта терпимость? Ведь терпимость бывает разной. Христиане, как, впрочем, и их оппоненты, должны проявлять т.н. правовую терпимость, т.е. признавать за каждым человеком право верить в то, что он считает истиной, а также социальную терпимость, т.е. относиться к людям с уважением, независимо от их религиозных взглядов62. Но христиане ни в коем случае не должны проявлять некритическую терпимость, которая заключается в размывании понятия «истина», в признании утверждения, что ни одно религиозное учение нельзя считать ложным. Принятие подобной позиции означало бы для христиан автоматическое отречение от Христа, о чем Священное Писание говорит недвусмысленно: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал. 1:8 ). Истина есть «адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее такой, какова она есть вне и независимо от сознания»63. Если христиане говорят истину, у них нет повода отказываться от нее в угоду религиозной толерантности, потому что это означало бы принять ложь. А отцом лжи, как известно из Священного Писания, является дьявол ( Ин. 8:44 ).
Кем считали и считают себя основатели «нетрадиционных религиозных движений»? Например, Сан Мен Мун писал: «Истинные Родители являются вторым Богом… Истинные Родители являются моделью небесной семьи»64. Оккультизм: «Так включите в рекорды о Богочеловеке65: Архат, Агни Йог66, Тара – так внесем»67. Богом, новым воплощением Христа, считают своего кумира и последователи Сатья Саи Бабы68. Как уже говорилось выше, бахаизм так же настаивает на своей уникальности и истинности, которая следует из признания пророческой миссии Бахауллы.
Как видно из вышеприведенной информации, заявления о «братстве религий» в рассмотренных нами духовных системах являются всего лишь красивой рекламной приманкой, за которой скрывается нетерпимость и ненависть к традиционным религиям. Но как получается, что люди верят подобным идеям? Приемов, с помощью которых доказывается «истинность» мифа о «братстве религий», много. Одним из самых популярных является прием тенденциозной подборки цитат из разных священных писаний традиционных религий, которые, по мнению того, кто их подбирает, говорят об одном и том же. Делается это своеобразным способом. Например, оккультисты, в первую очередь, заявляют, что священные писания нужно читать «правильно», конечно, в их понимании. Естественно, любое прочтение, толкование, не совпадающее с их интерпретацией, считается неверным: «Священные Писания различных религий будут приведены в настоящей книге69, в подтверждение единства Всемирной Религии; но не как непогрешимые авторитеты (выделено нами. – В.П.), а как свидетельство того, что религия, которой они принадлежат, проповедовала утверждаемое нами единство»70. Далее Анни Безант, второй президент теософского общества, добавляет: «…их (Священные Писания. – В.П.) следует читать с открытой, ясной и хорошо настроенной душой»71. Как это можно осуществить на практике? Можно взять цитату из Священного Писания, скажем, следующую: «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» ( 2Пет. 3:8 ). Далее берется, например, Бхагавадгита: «Те, кто знает день Брамы72, ограниченный тысячью Юг73, и ночь, ограниченную тысячью Юг, те люди познали и день и ночь»74. Если не обращать внимания на частности, то цитаты, кажется, похожи и говорят и об одном и том же. Но в действительности сходство лишь внешнее, по своему смыслу цитаты не имеют ничего общего и их содержание различно. Среди значений греческого слова hemera («день») нет такого, которое соответствовало смысловому значению индуистского понятия «юга». А если Бхагавад-Гиту переводит ее «истинный» знаток Свами Прабхупада, то вообще спорные термины можно опустить, а текст адаптировать к христианскому окружению, в результате чего смысл фрагмента Бхагават-Гиты оказывается еще ближе к приведенному выше отрывку из Нового Завета: «По земному исчислению, тысяча эпох, вместе взятых, равна одному дню Брахмы. И так же долго длится его ночь»75. Ну кто теперь догадается, что «эпоха» не соответствует новозаветному понятию «день»? Не правда ли удобно заниматься переводами индуистских книг, особенно имея перед глазами текст Библии? Вторым условием подобного подхода к подборке цитат является полное игнорирование тех из них, которые не отвечают целям данной подборки. Например, слова из Бхагавадгиты: «Как в этом теле сменяется детство на юность, зрелость и старость, так воплощенный сменяет тела»76 не следует сопоставлять со словами из Священного Писания: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд…» ( Евр. 9:27 ). При доказательстве «братства религий» эти противоречия необходимо просто не замечать. В принципе, используя подобный подход, можно доказать все что угодно, особенно тем людям, которые другие религиозные учения изучают по книгам апологетов «братства религий». Рассмотрим пример «непредвзятого» толкования Библии бахаистами. Например, бахаисты пишут: «Следует отметить, что в учении Бахаи говорится о двух категориях пророков. «Независимые» (великие) Пророки, или Явители, такие как Бахаулла, Мухаммад, Христос, Будда, являлись в этот мир изначально совершенными, Они подобны совершенным зеркалам, отражающим сущность Бога в максимальной степени, доступной людскому восприятию; поэтому Каждый из Них мог с полным правом заявить: «Я и Отец — одно», «Никто не приходит к Отцу, кроме как чрез Меня» и «Я есмь Бог»»77. Бахаисты цитируют здесь фрагменты из следующих стихов Священного Писания: «Я и Отец – одно» ( Ин. 10:30 ); «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» ( Ин. 14:6 ). Как видим, если Иисус Христос эти слова сказал о Себе, то бахаисты относят их в том числе к Будде, игнорируя другие слова Христа: «Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их» ( Ин. 10:8 ). Разве Будда не пришел до Христа? Тогда почему эти слова не применяются по отношению к Будде? Может быть, потому, что в этом случае все попытки бахаистов найти подтверждение своим учениям в Священном Писании рассыплются. По сути, аргументы бахаистов представляют собой форму обмана тех, кто доверяет бахаистской литературе, содержащей подобного рода «доказательства» из Священного Писания.
Оккультисты, говоря о «братстве религий», любят приводить следующий довод: «Урусвати (Елена Рерих. – В.П.) знает, насколько тождественны основы нравственных Учений всех веков. Не может быть иначе, ибо закон един. Могут быть подробности бытовые и различие наречий, но основы будут нерушимы. Также нужно понять, что Мы говорим об основах действительных, а не о мнимых»78. Хочется обратить внимание читателей на оговорку: «основах действительных, а не о мнимых». Какие «основы» считаются действительными, а какие мнимыми? К тому же, как уже выше было сказано, утверждение о «тождественности нравственных основ» не соответствует действительности79. Попытка же поставить на первое место нравственный аспект являтся несостоятельной. Христос пришел не для того, чтобы учить нравственности людей, хотя, несомненно, и этот аспект Его проповеди очень важен: прежде всего, Он пришел для того, чтобы спасти человека от греха и смерти.
Апологеты «братства религий» для доказательства относительности всех религий любят приводить известную притчу о слоне и слепых. Краткий пересказ этой притчи таков: трое слепцов встретили слона. Первый пощупал ногу слона и решил, что щупает дерево, второй потрогал хобот слона и принял его за канат, третий добрался до уха и пришел к выводу, что перед ним опахало. Но вся беда в том, что каждый из этих троих был слепым. Если бы слона увидел зрячий, он сразу бы понял, что это слон. Возможно, к неоиндуизму, откуда позаимствована эта притча, ее и можно отнести, но не к христианству: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его (выделено нами. – В.П.), славу, как Единородного от Отца» ( Ин. 1:1,14 ) 80.
Для доказательства истинности утверждения о «братстве религий» выдвигается тезис о единстве мистического опыта в разных религиях, например об этом говорит Сатья Саи Баба: «Последователи разных религий единодушны в том, что, когда преданный достигает экстаза мистического единения, то все различия между ним и Господом исчезают»81. Это заявление, по сути, представляет собой не что иное, как ложь82. Мистический опыт богообщения в Церкви отнюдь не тождественен духовному опыту того же неоиндуизма. Как пути обретения духовного опыта, так и плоды этого опыта принципиально отличаются83.
И, наконец, один из главных приемов, применяемых апологетами «братства религий», заключается в разделении хорошего учения Иисуса Христа и «плохого» учения Церкви: «Истинно, Новое Провозвестие не отвергает ни одно Учение, но лишь очищает и углубляет их. Не следует думать, что Учение Христа есть Учение «низшей школы», низшей ступени. Учение Христа содержало в себе те же великие Истины, но сознание его современников не было готово к принятию их, отсюда и все искажения, приведшие к мертвым противоестественным догмам. Можно сказать, что не Учение Христа есть низшая ступень, но сознание тех последователей и служителей, которые создали церковное Христианство»84. Нужно заметить, что подобный маккиавеллевский подход, известен давно: разделяй и властвуй. Историческое учение Христа подменяется тем, которое нравится новому «духовидцу», и его вариант объявляется истиной. При серьезном изучении заявлений подобного рода оказывается, что они основаны не на фактах, а на тенденциозном, зачастую лживом, изложении истории Христианской Церкви и Ее учения85. Как показывает опыт общения с сектантами и оккультистами, эти люди, чаще всего, плохо знакомы с историей и учением Христианской Церкви, вместе с тем они полностью принимают на веру все то, что провозглашают их учителя, т.е. в этом случае можно говорить о некритичном доверии авторитету своих кумиров86.
И все же, несмотря на различия, в религиях присутствуют и сходства. Как можно их объяснить? Объясняется это просто. Есть три вида Божественного Откровения87. Главным видом Откровения является то общее Откровение, которое дается через избранных Богом людей, пророков и апостолов: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу; но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти» ( Втор. 18:18-20 ). Для чего нужно общее Откровение? «…для извещения истин веры и жизни широкому кругу лиц (отдельному народу, всему человечеству). Таковым, во-первых, по значимости является Священное Писание и Священное Предание Нового Завета, во-вторых, «закон и пророки» ( Мф. 7:12 ) – Ветхозаветная Библия»88. Далее следует индивидуальное откровение, когда Господь обращается к конкретному человеку с целью его назидания. В этих откровениях не дается каких-либо новых откровений по сравнению с общим Откровением, а дается лишь возможность более глубокого осознания тех истин, которые явлены через общее Откровение. И, наконец, третьим является естественное откровение. В Священном Писании сказано: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» ( Рим. 1:20 ). Весь мир и человек есть результат Божьего творения и, изучая мир и себя, человек может приблизиться к богопознанию. Итак, откуда же то общее, что объединяет религии? Его основа – естественное и индивидуальное откровения, однако без принятия общего Откровения все другие неполны и не дадут возможности по-настоящему познать Бога89.
В завершение статьи, хочется напомнить читателям слова Иисуса Христа, в которых Он пророчествовал о будущем: «Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят» ( Мф. 24:3-5 ). Идеи о «братстве религий» порождены людьми, пришедшими под именем Христа. Для любого христианина это говорит о многом. Как читатель уже мог убедиться, ни один из апологетов теории единства религий в нее не верит, а использует как ширму для борьбы с традиционными религиями, и, в частности, с христианством. Основная же цель этой борьбы – под красивым предлогом о «братстве религий» заменить все традиционные религии собой.