Что объединяет понятия этика мораль нравственность педагогическая этика
Происхождение и взаимосвязь понятий «этика», «мораль», «нравственность», «этикет». Основные категории педагогической этики
Ответы к экзамену по профессиональной этике.
1 Педагогическая этика как научная дисциплина. Предмет, функции, основные методы исследования.
Процесс формирования этики начался в середине первого тысячелетия до нашей эры в период античности в Древней Греции, Индии, Китае.
В последствии Аристотель (384- 322 г.г. до н.э.), написавший такие работы, как «Никомахова этика», «Большая этика» и др., ввел в науку понятие «этика», «этический», чтобы обозначить им группу добродетелей, относящихся к характеру человека, подчеркивающих его мужество, уверенность, щедрость и другие качества личности. Науку, которая призвана изучать данные этические добродетели, Аристотель назвал ЭТИКОЙ.
ЭТИКА— учение о нравственности (морали), ее происхождении и развитии, о правилах и нормах человеческого поведения, об их обязанностях по отношению друг к другу, к обществу, к государству (философский словарь.)
ЭТИКА— это философское учение (объектом которого является мораль), объясняющее и описывающее происхождение и природу нравственности, структуру и социальные функции этого явления. Это наука, ориентированная на повседневные нужды человеческой жизни. (Гойхман О.Я., Надеина Т.М.)
ЭТИКА— это нормы поведения, мораль человека какого-либо класса, общественной или профессиональной группы. (Словарь русского языка.- М.: Русский язык,1988.),
ЭТИКА— это кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между людьми, который вытекает из их профессиональной этики (Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона.-М.,1983 ).
Таким образом, этика изучает нравственные проблемы жизни человека, дает определение добра и зла, рассматривает различные модели меж-человеческих отношений и поведения человека в обществе.
Предметом педагогической этики являются закономерности проявления морали в сознании, поведении, отношениях и деятельности педагога.
Основные задачи педагогической этики:
· исследование методологических проблем, сущности, категорий и специфики педагогической морали,
· разработка нравственных аспектов педагогического труда как особого вида педагогической деятельности,
· выявление требований, предъявляемых к нравственному облику учителя,
· изучение сущности и особенностей индивидуального нравственного сознания педагога,
· исследование характера нравственных отношений учителя с учащимися,
· разработка вопросов нравственного воспитания и самовоспитания педагога.
Основные методы исследования педагогической этики тождественны общенаучным методам: теоретический анализ и синтез, наблюдение и эксперимент, анкетирование, социометрия, рейтинг и др.
Функции
1группа – социальные функции, которые определяют внешние параметры профессии и являются главным предметом контроля со стороны общества:
2группа – профессионально-практические функции, которые направлены на внутреннюю регламентацию и контроль самого процесса деятельности с целью повышения эффективности и качества работы педагогов:
3 группа –нравственно-гуманистические функции,которые реализуются в процессе межличностного общения учителя и ученика, а также в отношениях в трудовом коллективе
Происхождение и взаимосвязь понятий «этика», «мораль», «нравственность», «этикет». Основные категории педагогической этики.
ЭТИКА— учение о нравственности (морали), ее происхождении и развитии, о правилах и нормах человеческого поведения, об их обязанностях по отношению друг к другу, к обществу, к государству (философский словарь.)
Специфика норм морали заключается в следующем:
· ее предписания носят универсальный, общечеловеческий характер и применяются в самых различных жизненных ситуациях,
· моральные нормы опираются на авторитет общественного мнения и на нравственные убеждения отдельного человека.
Этикет (от франц. etiquette – ярлык, этикетка) означает установленный порядок поведения где-либо. Это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождения с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).
Категориипедагогической этики. Это основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны морали и составляющие теоретический аппарат педагогической этики (Шевченко Л. Л.).
В истории этики основными категориями обычно считались понятия добра, долга, добродетели, совести.
В современной педагогической этике выделяются такие категории, как:
— профессиональный педагогический долг,
— профессиональная честь и совесть,
Профессиональная совесть. Совесть есть самооценка личности своих помыслов, чувств, поступков через призму высших ценностей. Совесть активизирует нравственную жизнь человека, она является важным «механизмом» утверждения добра, справедливости.
Педагогическийавторитет.Основывается на принципе единства требования и доверия к личности воспитуемого. Авторитет педагога зависит от всего комплекса его личных и профессиональных качеств, нравственного достоинства; это духовная власть над сознанием учащихся.
Взаимосвязь этики и педагогики: реферативный обзор
Сегодня в российском обществе – обществе XXI века остро стоит вопрос о «правильном» этичном поведении, о том, как педагогу строить свои взаимоотношения со своими воспитанниками, их родителями и коллегами по работе, другими субъектами образовательного процесса, как вести себя в непростых условиях рыночной экономики.
Этическая доминанта подчеркивает аксиологическую сущность педагогики, непротиворечивость цели и средств её достижения. «Предлагая парадигму этической педагогики, мы признаём авторитет субъектного мира ребёнка» [1].
Несмотря на огромное количество публикаций по педагогической деонтологии, не все теоретические аспекты педагогической этики разработаны в равной степени. Одним из наиболее важных аспектов остается проблема формирования мотивационно-ценностного, этического отношения к педагогической деятельности, которая обусловлена противоречиями, связанными с переходом от авторитарной к гуманистической образовательной парадигме.
Важность и актуальность этой проблемы указывают на необходимость рассмотреть взаимосвязь этики и педагогики в историко-теоретическом аспекте.
Как известно, одной из основ профессиональной культуры учителя, преподавателя является педагогическая этика, или деонтология. Прежде чем раскрыть её сущность, рассмотрим понятие «этика». Этика – это «философская наука, объектом изучения которой является мораль» [12]. Авторы вузовского учебника «Основы этических знаний» определяют этику как область философского знания, исследующую универсальные предпосылки и формы нравственных отношений людей в системе их исторически заданной духовно-практической деятельности, и предметом которой является мораль как совокупность исторически определённых норм, представлений правил их поведения, реализующихся в их нравственных действиях и поступках [8]. Этот термин был введён Аристотелем (384-322 до н.э.) в его работе «Никомахова этика» как совокупность этических добродетелей. Он «постулировал в качестве цели всех человеческих поступков счастье (eudaimonia), которое состоит в осуществлении сути человека в соответствии с принципом формы» [8].
Понятия «этика», «мораль», «нравственность» этимологически схожи. Древнегреческое понятие «ethika» (от ethos – дом, гнездо) является аналогом латинского слова «moralis» – этический (от mores – обычаи, нравы), переведённого Цицероном (106-43 до н.э.), чьи теоретические положения, изложенные в «Тускуланских беседах» и трактатах «О высшем благе и зле», «Об обязанностях», носили «отчетливую печать эклектизма» [4] и русскому самобытному термину «нравственность» как особой формы общественного сознания и виду общественных отношений, одному из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм и как системе внутренних прав человека, в основе которой лежат гуманистические ценности (доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность придти на помощь) [5].
А.И.Павловский считает, что этика – это наука о морали и нравственности. Мораль – это внешняя, а нравственность – внутренняя по отношению к индивиду регуляция человеческого поведения [7].
Функциями этики как науки выступают: 1) фиксация истории морали, её нынешнего состояния, её принципов, идеалов и норм; 2) объяснение, анализ сущностного смысла морали и отдельных её принципов, норм, правил в качестве составных сегментов духовной жизни современного общества; 3) обучение морали [3]. Вот поэтому этику нередко называют «философией практической жизни».
Немецко-американский философ Эрих Фромм (1900–1980) выделил авторитарную и гуманистическую этику. В авторитарной этике власть определяет, в чём благо человека, устанавливает законы и нормы поведения, а люди выступают только пассивными исполнителями чужой воли. Гуманистическая этика ориентирована на человека, который считается высшей ценностью и целью. Он «продемонстрировал, что может быть создано общество, в центре внимания которого находится личность, а не вещи» [2].
Структура этики как науки такова: 1) история этики и морали – раскрытие картины возникновения и развития этики, этических учений, воссоздание генезиса и эволюции морали, её различных социально-исторических типов; 2) теория морали – учение о сущности морали, её структуре, принципах, категориях, механизме действия; 3) нормативная этика – учение о высших моральных ценностях, моральных нормах и правилах общения, моральном человеке, морали данного общества, поведении людей в повседневной жизни; 4) прикладная этика – конкретизация общечеловеческих моральных норм и принципов применительно к данным ситуациям, для отдельных групп людей с учётом специфики их жизнедеятельности, особенностей профессии.
Этика является гуманитарной дисциплиной, поэтому она тесно связана с литературой, искусством, этнографией, правом, психологией, а также педагогикой. «Этика наделяет человека статусом творца и носителя нравственности, определяет его как изначальную ценность и конечную цель функционирования моральной системы» [8].
Этика и педагогика – общественные дисциплины, имеющие различные предметы исследования, но они тесно связаны между собой. Как уже отмечалось, этика анализирует общие законы развития моральных отношений и представлений, формы морального сознания и регулируемую посредством их моральную деятельность людей. Она также обосновывает нравственные принципы, в которых отражаются социально-исторические потребности человека. Педагогика (греч. paidagogike от paidos – дитя и ago – веду) как теория обучения и воспитания, исходя из изучаемых этикой закономерностей, решает практическую задачу – установление путей и методов формирования моральных убеждений, чувств, привычек в соответствии с определенными нравственными принципами. В этом смысле педагогика – дисциплина, основанная на данных этики. В определённом смысле предмет педагогического исследования шире, чем в этике, поскольку здесь рассматриваются вопросы не только нравственного, но и других сторон воспитания.
Этика выражает ценностное отношение человека к окружающей действительности. Ценности – это вещественно-предметные свойства явлений, психологические характеристики человека, явления общественной жизни, обозначающие положительные и отрицательные значения для человека или общества (В.А.Сластёнин, Г.И.Чижакова) [10].
Ценности различаются по содержанию (наслаждение, польза, слава, власть, безопасность, красота, истина, добро, счастье) и по знаку (положительные – отрицательные: наслаждение – страдание, польза – вред, слава – позор, безопасность – опасность, красота – безобразное, истина – ложь, добро – зло, счастье – несчастье, власть – подчинение). А.А.Гусейнов, Р.Г.Апресян выделяют ценности практические – духовные, высшие – низменные [6].
Гуманистической педагогике присущ аксиологический характер. Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Они, как и другие ценности, имеют синтагматический характер, т. е. формируются исторически и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений. Овладение педагогическими ценностями происходит в процессе осуществления педагогической деятельности, в ходе которой происходит их субъективация. Именно уровень субъективации педагогических ценностей служит показателем личностно-профессионального развития педагога [10].
Среди названных педагогических ценностей можно выделить ценности самодостаточного и инструментального типов, различающиеся по предметному содержанию.
Самодостаточные ценности – это ценности-цели, включающие творческий характер труда педагога, престижность, социальную значимость, ответственность перед государством, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к студентам. Ценности этого типа служат основанием развития личности и преподавателя, и студентов [10].
К инструментальным ценностям относятся ценности-средства, которые формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогическими технологиями, составляя основу профессионального образования педагога.
Ценности-средства – это три взаимосвязанных подсистемы: 1) собственно педагогические действия, направленные на решение профессионально-образовательных и личностно-развивающих задач (технологии обучения и воспитания); 2) коммуникативные действия, позволяющие реализовать личностно и профессионально ориентированные задачи (технологии общения); 3) действия, отражающие субъективную сущность педагога, которые интегративны по своей природе, так как объединяют все три подсистемы действий в единую аксиологическую функцию. Ценности-средства подразделяются на такие группы, как ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания. Ценности-отношения обеспечивают педагогу целесообразные и адекватное построение педагогического процесса и взаимодействия с его субъектами. Отношение к профессиональной деятельности не остается неизменным и варьирует в зависимости от успешности действий педагога, от того, в какой мере удовлетворяются его профессиональные и личностные потребности. В ценностных отношениях в равной мере значимыми являются и самоотношения, т. е. отношения педагога к себе как к. профессионалу и личности. Здесь правомерно указать на существование и диалектику «Я-реального», «Я-ретроспективного», «Я-идеального», «Я-рефлексивного», «Я-профессионального». Динамика этих образов определяет уровень личностно-профессионального развития педагога. Высокий уровень этого развития характеризуется сближением параметров «Я-идеального» в концептуальных схемах «Я-профессионального» и «Я-реального», образующих феномены и нормы гуманистически ориентированной педагогической этики.
В иерархии педагогических ценностей наиболее высокий ранг имеют ценности-качества, так как именно в них проявляются сущностные личностно-профессиональные характеристики педагога. К их числу относятся многообразные и взаимосвязанные индивидные, личностные, статусно-ролевые и профессионально-деятельностные качества, которые являются производными от уровня развития прогностических, коммуникативных, креативных (творческих), эмпатийных, интеллектуальных, рефлексивных и интерактивных способностей.
В подсистему ценностей-знаний входят не только психолого-педагогические и предметные знания, но и степень их осознания, умения осуществить их отбор и оценку на основе концептуальной личностной модели педагогической деятельности. Ценности-знания – это определенным образом упорядоченная и организованная система знаний и умений, представленная в виде педагогических теорий развития и социализации личности, закономерностей и принципов построения и функционирования образовательного процесса. Овладение педагогом фундаментальными психолого-педагогическими знаниями создает условия для творчества, альтернативности в организации образовательного процесса, позволяет ориентироваться в профессиональной информации, отслеживать и решать наиболее значимые педагогические задачи на уровне современной теории и технологии, используя продуктивные творческие приемы педагогического мышления.
Таким образом, названные группы педагогических ценностей, порождая друг друга, образуют аксиологическую модель: ценности-цели определяют ценности-средства, а ценности-отношения зависят от ценностей-целей и ценностей-качеств и т.д., т. е. они функционируют как единое целое. Данная модель может выступать критерием принятия или непринятия выработанных или создаваемых педагогических ценностей. Она определяет тональность культуры, обусловливая избирательный подход как к ценностям, имеющимся в истории того или иного народа, так и к вновь создаваемым произведениям человеческой культуры. Аксиологическое богатство педагога определяет эффективность и целенаправленность отбора и приращения новых ценностей, их переход в мотивы поведения и педагогические действия [11].
Ответы на вопросы 9, 11, 24, 35, 38, 40, 43 диагностики организационной культуры и морально-психологического климата (Приложение 1) свидетельствуют о позитивных тенденциях по направлению анализа «Цели и ценности в педагогическом коллективе», а также о том, что в МОУ «Лицей г. Черемхово» созданы условия повышения профессионального мастерства и творчества педагогов; а на вопросы 37, 42 – педагогический коллектив можно считать командой единомышленников, 8, 42 – лицей престижен для обучающихся и их родителей.
Тесная связь этики и педагогики способствует развитию обеих дисциплин. Использование в педагогике теоретических выводов этики и данных социальной психологии обогащает методы образования, создаёт предпосылки для научного подхода к решению стоящих перед учителем и воспитателем практических задач.
Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность»
Этика – это философская наука, предметом которой является мораль и нравственность. Это – учение о сущности морали, ее структуре, функциях, законах, ее историческом развитии и роли в общественной жизни. Термин «этика» употребляется в значении системы норм нравственного поведения человека, общественной или профессиональной группы и как способ оценки человеческих поступков (одобрение, осуждение). Этика дает ответ на вопрос как надо правильно жить. Этика исполняет роль «социального регулятора» в поведении и отношениям между людьми. Этика старается указать человеку общее направление в жизни.
Мораль – это специфический способ духовно-практического освоения мира, предполагающий особое ценностно-императивное отношение к нему. Мораль – это индивидуальные и общественные формы человеческих отношений, основанные на различении добра и зла. Мораль, как предмет изучения этики проявляет себя в конкретных человеческих взаимоотношениях. Сущность морали состоит в том, чтобы обеспечить баланс личного и общественного блага, регулируя и упорядочивая поведение людей в коллективе.
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. В данном определении она сводится к определенным духовным качествам человека, а также к определенным внутренним нормам и принципам поведения. Но не охватывает все как мораль. Мораль, как правило, ориентирована на внешний оценивающий субъект (других людей, общество, церковь и т.д.). Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения. Нравственность представляет собой ценностную структуру сознания, способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и позицию к окружающей среде.
Этимологически термины «этика», «мораль» и «нравственность» возникли в разных языках и в разное время, но означающие единое понятие – «нрав», «обычай». В ходе употребления этих терминов слово «этика» стало обозначать науку о морали и нравственности, а слова «мораль» и «нравственность» стали обозначать предмет исследования этики как науки. В обычном словоупотреблении эти три слова могут употребляться как тождественные. Например, говорят об этике учителя, имея в виду его нравственность, то есть выполнение им определенных моральных требований и норм. Вместо выражения «моральные нормы» употребляется выражение «этические нормы».
На соотношение содержания слов «мораль» и «нравственность» существует две точки зрения, первая из которых считает содержание этих слов тождественным, а вторая – полагает, что они имеют различное содержание. Немецкий философ Г. В. Ф. Гегель (1770-1831 гг.) разделял содержание терминов «моральность» и «нравственность». В содержании моральности он видит такие понятия как умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть, а в содержание нравственности он включает особенности трех компонентов: семьи, гражданского общества и государства.
Этика в профессиональной деятельности педагога
Марина Владимирова
Этика в профессиональной деятельности педагога
Этика в профессиональной деятельности педагога.
Педагогическая эти
Педагогическая этика существует давно. Дело в том, что профессия педагога требует от человека не только профессионализма, но и высоких моральных качеств. Мораль и нравственность – основа педагогической этики.
Педагогическая этика являет собой самостоятельную единицу, которая направлена на регулирование деятельности и поддержание престижа профессии педагога. Современная педагогическая этика направлена на изучение характера нравственной деятельности педагога и нравственных отношений в профессиональной среде. Кроме того, она включает в себя разработку основ педагогического этикета.
Педагогическая этикадержится на трех столпах:
— Профессиональный педагогический долг.
Кроме основ педагогической этики, важна роль и профессиональная честь и в педагогике, которая является осознанием педагога своих профессиональных качеств, значимости, а также общественное признание, общественное уважение моральных заслуг и качеств педагога. Педагогическая мораль крайне важна для педагога. Это система общих и частных норм, правил и обычаев, находящихся между собой в сложных взаимоотношениях.
Педагогическая этика опирается на нравственность и нравственные убеждения. Она рассматривает нравственные убеждения как равносильный морали элемент, который стал нормой поведения педагога, его собственной позицией в системе отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам, воспитанникам и их родителям.
Еще одним элементом, входящим в педагогическую этику, является педагогический авторитет. Он напрямую зависит от морально-этической и психолого-педагогической подготовки педагога. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе, политической и общеобразовательной подготовкой, общественной активностью, методами работы с родителями, поведением в быту, умением доброжелательно указать на ошибки коллегам по работе и своим воспитанникам, педагогическим тактом.
Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей.
К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и и педагогический авторитет.
Справедливость вообще характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями; педагогическая справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности, проявляющейся в его оценках поступков воспитанников, их отношения к образованию и воспитанию, общественно полезной деятельности.
Профессиональный педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности педагога, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с воспитанниками, их родителями, коллегами по работе, глубоко осознавать своё отношение к выбранной профессии, педагогическому коллективу и обществу в целом.
Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к воспитанникам и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты.
Профессиональная честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание педагогом своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если педагогом в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь педагога – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.
Наконец, педагогический авторитет – это его моральный статус в коллективе воспитанников и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый педагог регулирует поведение воспитанников, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки педагога. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе.
При выполнении трудовых обязанностей педагогическим работникам следует исходить из конституционного положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени. Педагогические работники, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны;
а) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне;
б) соблюдать правовые нравственные и этические нормы;
в) уважать честь и достоинство воспитанников и других участников образовательных отношений;
г) развивать у воспитанников познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию,
способность к труду и жизни в условиях современного мира, культуру здорового и безопасного образа жизни;
д) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
е) учитывать особенности психофизического развития воспитанников и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья,
взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
ж) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих
добросовестному исполнению трудовых обязанностей;
з) проявлять корректность и внимательность к воспитанникам, их родителям
(законным представителям) и коллегам;
и) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России
и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных
этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию воспитанников;
к) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добро совестном исполнении педагогическим работником трудовых обязанностей,
а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Педагогическим работникам следует быть образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию благоприятного морально- психологического климата для эффективной работы.
Педагогическим работникам надлежит принимать меры по недопущению
коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.
При выполнении трудовых обязанностей педагогическийработник не допускает:
а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по
признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства,
социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих
нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение.
Педагогическим работникам следует проявлять корректность, выдержку, такт и внимательность в обращении с участниками образовательных отношений, уважать их честь и достоинство, быть доступным для общения, открытым и добро желательным.
Внешний вид педагогического работника при выполнении им трудовых обязанностей должен способствовать уважительному отношению к педагогическим работникам и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, соответствовать общепринятому деловому
стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность.
Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.
Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.
Консультация «О курсовой подготовке и профессиональной переподготовке педагога» Современный педагогический работник дошкольной образовательной организации постоянно совершенствует свои профессиональные качества и компетенции.
Организация профессиональной деятельности в соответствии с основной образовательной программой (из портфолио) Организация профессиональной деятельности в соответствии с основной образовательной программой Современный ритм жизни диктует определенные.
Отчет об использовании ЦОР в профессиональной деятельности ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитателя Халявка Ларисы Владимировны Будущее.
Отчет об использовании ЦОР в профессиональной деятельности воспитателя В современных условиях развития общества в системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие.
Разработка вопросов к самоанализу профессиональной деятельности воспитателя за год Самоанализ воспитателя по определению профессиональной деятельности за ___ учебный год 1. Ф. И. О. ___ 2. Образование.
Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагога Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагогического работника, аттестуемого.
Самоанализ профессиональной деятельности инструктора по физическому воспитанию Самоанализ профессиональной деятельности. Свою педагогическую деятельность я начала в 1977 году. В дошкольном образовании работаю 38 лет,.
Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя Я, Камышанская Инна Анатольевна, работая по проблеме «Развитие речи у детей дошкольного возраста через ознакомление детей с народным творчеством.