Что объединяет людей в церковь

Жизнь прихода — дело общее

Одна из насущных проблем современной церковной жизни — развитие приходских общин. Важно, чтобы верующие, объединенные Чашей Евхаристии, стали не просто случайными знакомыми, но подлинными единомышленниками, помогающими друг другу в общем деле — деле спасения. Необходимо, чтобы человек не чувствовал себя в церкви случайным гостем, от которого ничего не зависит, чтобы храм действительно стал для него вторым домом, а община — второй семьей.

Что объединяет людей в церковь

О том, как организовать жизнь прихода, а также о трудностях и проблемах, которые возникают на этом пути, мы беседуем с настоятелем храма Святой Живоначальной Троицы в Хохлах протоиереем Алексием Уминским.

— Отец Алексий, расскажите, как складывался Ваш приход?

— Постепенно. Наш храм находится в центре Москвы. Жилых домов здесь немного. Практически все здания, которые нас окружают, — это офисы, рестораны, кафе. И храмов вокруг достаточное количество. На расстоянии буквально вытянутой руки от нас находятся Иоанно-Предтеченский женский монастырь, храм святого равноапостольного князя Владимира, храм Трех Святителей на Кулишках, храм Живоначальной Троицы на Грязех. «Классических» прихожан, которые должны были бы быть приписаны к нашему приходу по месту жительства, у нас немного. А вначале их не было совсем. Поэтому, когда в 1992 году храм был возвращен Русской Православной Церкви, наш приход сосуществовал с приходом храма во имя святого равноапостольного князя Владимира, и настоятелем обоих храмов был протоиерей Сергий Романов.

— Храм был разрушен советской властью?

— Не разрушен, а закрыт в 1935 году.

— А что здесь было до 1992 года?

— Чего здесь только не было! И жилые помещения, и разные организации. Хотели даже разместить антропологический музей, в котором планировали хранить останки великих людей. К сожалению, судьба нашего храма нисколько не уникальна. Бывало и хуже… В алтаре храма Владимирской иконы Божией Матери, например, находились туалеты.

— Ваша община отличается особой сплоченностью. Как Вы этого добились? Вы что-то делали специально, чтобы люди познакомились, узнали друг друга лучше?

— Понимаете, все-таки храм — это место, где совершается Евхаристия, а не клуб общения. Конечно, хорошо, если прихожане между собой знакомы, если у них есть возможность где-то пообщаться после службы. Но такое общение не должно становиться самоцелью. Я не думаю, что священник должен специально что-то такое придумывать, чтобы всех подружить. Верующих в храме объединяет общая Чаша, совместная молитва. И вся наша разнообразная деятельность вырастала не из желания непременно познакомиться, а из желания вместе жить духовной жизнью.

Пока храм стоял в разоренном состоянии, весь наш приход (20–30 человек) помещался в небольшом выгороженном уголке с простенькими, наклеенными на дощечки иконами. Прихожане стояли очень близко от алтаря, им было хорошо видно и слышно, что происходит, и смысл богослужения становился более понятным. А сложные моменты я объяснял после службы. Так как нас было не очень много, у меня было достаточно времени и возможностей, чтобы подробно исповедать каждого прихожанина: с каждым поговорить, на каждый вопрос ответить.

Все, что происходит в нашей общине, выросло в ней естественным путем. Подросли дети — появилась воскресная школа. Летом нужно куда-то поехать с детьми — нашлись прихожане-родители, которые стали организовывать поездки в лагеря. Из общения с детьми вырос наш маленький молодежный театр, он существует уже много лет. После Литургии прихожане хотят пообщаться с батюшкой и друг с другом? Значит, народ нужно покормить. А кто будет этим заниматься? Конечно, сами прихожане. Значит, нужно составить расписание, кто, что и когда готовит. Так появились списки тех, кто не просто время от времени заходит в наш храм — таких тоже много, но кто имеет возможность регулярно трудиться на приходе. За этих людей мы молимся на каждой Литургии, помимо того, что нам подают обычные записки на поминовение.

Вообще, у нас заведено такое правило: если прихожанин что-то умеет и как-то хочет этим послужить, он приходит и говорит: «Батюшка, я могу сделать вот это и вот это». И делает. Так у нас на приходе собралось очень много талантливых, живых людей. И сейчас дела обстоят так, что у нас нет необходимости в наемных работниках со стороны. В храме трудятся только наши прихожане, и нет ни одного работника, который не был бы членом нашего прихода.

Что объединяет людей в церковь

— И на клиросе у Вас поет только любительский хор?

— Что значит «любительский»? Вы знаете, я ведь тоже любитель. Как священник, я любитель, потому что я люблю свое дело. У нас все «любители». Если Церковь — это мы, то здесь не может быть чужих людей, которые что-то делают не по велению сердца, а за деньги. А иначе как мы будем созидать дом духовный, о котором пишет апостол Петр (см.: 1 Пт. 2, 5)? Те, кто поет на клиросе, — это наши прихожане. То есть они сначала стали прихожанами, а потом начали петь на клиросе. Кто-то уже умел. Кто-то научился. Эти люди не просто профессионально поют, они молятся и причащаются за Божественной литургией. Наши прихожане читают на клиросе. Организацией чтения занимается регент и главный алтарник. Конечно, чтобы петь и читать на клиросе, нужно учиться. При храме у нас этому не учат, но при Свято-Владимирской православной гимназии, в которой я преподаю, можно получить уроки церковного пения и церковно-уставного чтения.

У нас в храме нет уборщиц, которым мы платили бы зарплату. Наши прихожане сами делятся на бригады, и в течение года каждая из таких бригад когда-то готовит, когда-то полностью убирает храм и, соответственно, приходской двор. Наши прихожане преподают в воскресной школе, читают лекции о культуре и искусстве на наших традиционных встречах; ведут киноклуб и подбирают фильмы для обсуждения.

Вот вы сегодня впервые пришли к нам в храм. Вас встретил, проводил в трапезную и накормил наш прихожанин — дядя Андрей, сторож, катехизатор и просто замечательный человек. Пока храм открыт, он стоит за свечным ящиком, беседует с теми, кто заходит в церковь в течение дня. Он обязательно с каждым поздоровается, каждому все расскажет, каждому все объяснит, всему научит. А когда храм закрыт, он делает уроки с нашими детьми, потому что по образованию он физик и математик. Вот такое у него разнообразное служение на нашем приходе.

Что объединяет людей в церковь

— Как стать вашим прихожанином? Может ли к вам прийти просто, как говорится, человек с улицы?

— Ну, как люди становятся прихожанами? Приходят, начинают молиться, причащаться, осматриваться, и если они чувствуют себя тут комфортно, то остаются. У нас есть прихожане, которые не записаны ни в какие списки, не несут никаких послушаний — не все ведь имеют такую возможность, но ходят в храм в течение многих лет.

— Но не происходит ли в результате деление на чужих и своих?

— Такое искушение всегда существует. Многое зависит от священника. Иногда священник дает слабину: кого-то приближает к себе особенно, кого-то держит немножечко в стороне, причем часто в числе приближенных оказываются те, кто может обеспечить приход. Так появляются «ближний круг», «дальний круг», деление на своих и чужих. Приходом, в котором есть такая проблема, легко управлять, если не сказать резче — манипулировать.

Конечно, у священника могут быть какие-то личные симпатии. С кем-то он, может быть, просто дружит. Например, у меня на приходе есть старые друзья детства. Конечно, я буду ходить к ним в гости чаще, чем к каким-то другим прихожанам. Это нормально.

Но иногда складывается ситуация, когда прихожане со стажем считают, что они прямо такие «прихожане-прихожане», что имеют право на особое к себе отношение.

Что объединяет людей в церковь

Приведу пример из нашей приходской жизни. К сожалению, у нас не очень большая трапезная, поэтому бывает так, особенно по большим праздникам, что места хватает не всем. В праздничные дни у нас собирается много людей, которые появляются не каждое воскресенье. Кто-то приезжает издалека, из Московский области, тратит на дорогу много денег. А на Пасху и Рождество в наш храм приходят не только наши прихожане, но и их друзья и родственники… Что же делать? Уступить им место за праздничным столом? Но ведь наши прихожане трудились весь год: и храм убирали, и готовили, и воскресные школы вели, всем помогали и чего только не делали…

И вот как-то раз перед Пасхой захожу я в трапезную и вижу, что наши прихожане места уже заняли: положили записки «Коля», «Таня», «Вася»… Я ужасно огорчился… Поговорил с ними серьезно. Больше подобных случаев у нас не было и, надеюсь, не будет. Стараемся как-то все помещаться… Хотя это трудно… Потому что, если в первые годы у нас было 20–30 человек, в этом году на Пасху у нас только причастников было 500.

Что объединяет людей в церковь

— У вас на приходе собрались люди определенных взглядов и вкусов или вы все разные?

— Политические взгляды у наших прихожан, как мне кажется, все-таки разнообразные, хотя, конечно, не диаметрально противоположные. Нет среди нас крайних либералов или крайних фундаменталистов. А вкусы… Вкус мы воспитываем, начиная с того, каким мы сделали иконостас нашего храма, какие песнопения выбирает хор. Мы регулярно проводим обсуждение фильмов, книг.

— На эти обсуждения к вам могут прийти не только ваши прихожане?

— Конечно, все могут прийти.

— А по какому принципу вы выбираете фильмы для обсуждения?

— Мы выбираем то, что нам интересно, как правило, это признанные шедевры кинематографа… Ну, скажем, мы обсудили трилогию Луиса Бунюэля «Назарин», «Виридиана» и «Симеон Столпник». Сам Луис Бунюэль, хотя он и закончил иезуитскую школу, считал себя атеистом, он даже говорил: «Слава Богу, я атеист». И его фильмы показывают в общем-то крах христианства. Но не только. На мой взгляд, Бунюэль, как гениальный режиссер с потрясающей интуицией, показал нечто гораздо большее. Здесь есть о чем поговорить.

— Есть ли у этого начинания какой-то миссионерский потенциал?

— Ну, какой-то специальной миссионерской цели мы перед собой не ставим… Нет такого: «Вот, мы сейчас будем фильм обсуждать, но на самом-то деле мы, такие хитрецы, всех сейчас заманим в свои православные сети». Мы пытаемся смотреть на проблематику фильмов, которые обсуждаем, с христианской точки зрения. Может быть, на кого-то наши дискуссии могут оказать влияние. К нам действительно приходят разные люди. Вот, вчера, например, на обсуждении я многих видел впервые.

Что объединяет людей в церковь

— Насколько для духовного развития прихожан важно просвещение, образование в вопросах веры?

— Любые знания для человека важны. Но прежде, чем давать прихожанину богословское образование, нужно убедиться в том, что он просто образован. Без общей базы знаний сложные богословские проблемы невозможно воспринять правильно. Богословие — это высокая наука, и она требует соответствующей степени понимания и восприятия. Церковные догматы не могут быть выучены как арифметические формулы или теоремы. Чтобы свидетельствовать о своей вере, нужно глубоко изучить ее основы. Это может сделать только человек думающий, мыслящий, читающий и образованный.

На нашем приходе прихожане, как мне кажется, при желании могут получить образование не хуже, чем в семинарии. Мы говорим с ними и о догматике, и о литургике, и о церковном искусстве. У нас читают лекции известные библеисты и церковные историки. Каждую субботу один из наших священников проводит беседу о Священном Писании. Каждую среду у нас собирается религиозно-философский клуб «София». В Москве, да я думаю и не только в Москве, при многих храмах существуют такие духовно-образовательные центры.

— Есть ли в Вашем храме фиксированная или рекомендованная сумма пожертвований за свечи, требы, книги и прочее?

— Нельзя рекомендовать сумму пожертвования… Пожертвование — дело добровольное.

— А что же делать? Ведь храму нужны средства?

— А нужно доверять… Это же твои люди… Нужно воспитать людей так, что они поняли, что жизнь храма зависит от них. В нашем храме нет вообще никаких цен. У нас все требы и свечи за пожертвования. Ну, кроме самых дорогих свеч, которые стоят 150 рублей. Может быть, кому-то важно купить дорогую свечу, и мы даем прихожанам такую возможность. А так… Хочешь купить свечу за копейку — пожалуйста!

Наш приход содержат не захожане, а прихожане. Они все делают своими руками. Они в курсе того, что происходит в их храме, на что живет приход, сколько получает священник за свои труды. Вся бухгалтерия Церкви должна быть совершенно прозрачна для прихожанина.

Что объединяет людей в церковь

— Может быть, стоит вернуть практику церковной десятины?

— Я считаю, речь должна идти не о десятине, но о посильной и регулярной материальной помощи храму. Человек должен осознавать, что храм живет благодаря его труду, его пожертвованиям. Что приход — это его семья. Нужно сказать, что десятины в чистом виде в Русской Православной Церкви никогда не было. Десятину у нас платил только князь, простой народ никогда не был ею отягчен: для него десятина — это много.

— Социального работника на ставке у вас тоже, как я понимаю, нет, а как быть с социальной работой?

— Социальная работа — это в собесе. В Церкви — дела милосердия. У нас всяким делом всегда занимается весь приход. Хотя, конечно, есть лидеры — люди, ответственные за то или иное дело. Но, когда наступает зима, бездомным мы помогаем — всем приходом. Проводим и сбор средств, и сбор одежды, и благотворительные ярмарки, в которых участвуют все наши прихожане.

Раз в месяц у нас совершается Божественная литургия для детей, больных раком. Наши прихожане становятся волонтерами, привозят этих детей в храм на богослужение, кормят их, потом увозят обратно. Нет у нас такого, да и не может такого быть в Церкви, чтобы кому-то не было дела до того, чем занимается другой. Жизнь прихода — как и Литургия — это общее дело.

Фото Евгения Беспалова

Журнал «Православие и современность» № 38 (54)

Источник

Что объединяет людей в церковь

Беседа №3 Церковь Христова

В прошлой беседе мы обзорно познакомились с самыми основными вехами Священной Библейской истории. Затронули такие вопросы, как сотворение мира, зарождение и сущность зла, предназначение человека и грехопадение, а также начали говорить о том, как Господь совершил дело нашего спасения. Предыдущую глава завершается вопросом: человеческую природу Господь исцелил в Себе Самом, и в Себе Самом примирил человека с Богом, но как нам стать причастниками этого? Как нам унаследовать исцеление? Ведь природа исцелена только в принципе, – природа человека как таковая, а не каждого из нас; необходимо же, чтобы мы все могли иметь к этому отношение, чтобы это распространялось на всех и каждого. Именно с этой целью Господь и «созидает» Свою Церковь.

«Церковь есть собрание верующих во Христа, в которое Им Самим призывается войти каждый. В ней «все небесное и земное» должно быть соединено во Христе, ибо Он — Глава «Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1. 22-23). В Церкви действием Святого Духа совершается обОжение творения, исполняется изначальный замысел Божий о мире и человеке»

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви

Обратите внимание на то, что сейчас речь идет не о храме – здании с куполами и крестами, – а о Церкви. Это две совершенно разные вещи; и хотя храмы зачастую называют церквями, но по большому счету храм – это некое строение, а Церковь – это Богочеловеческий Организм.

Что такое Церковь Христова?

Давайте попробуем разобраться с вопросом, а что же такое «Церковь Христова», хотя, наверное, это будет одним из самых сложных вопросов в наших огласительных беседах. И причина этой сложности в том, что Церковь – это что-то неземное, святое, Божественное, но, тем не менее, реально существующее в нашем грешном мире. И мы очень часто либо судим о Церкви совсем уж по-земному, и тогда Она представляется нам исключительно как некая организация с более или менее благими намерениями; либо предъявляем к Церкви завышенные требования, ожидая абсолютной «надмирности» от Ее представителей. Итак, что же такое Церковь?

В книгах о православном вероучении можно найти такое определение Церкви, данное святителем Филаретом (Дроздовым): «Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных Православной верою, Законом Божием, священноначалием и таинствами» Это определение отражает не все аспекты Церкви и в этой связи страдает некоторой неточностью. В частности, акцент в данном определении смещен на видимую сторону Церкви – на общество людей. И почти ничего в нем не говорится о Боге. Между тем Церковь является неким Богочеловеческим Организмом, в котором объединяет людей не столько Православная вера, Закон Божий, священноначалие и таинства, сколько Сам Господь.

Слушать аудио версию

«Единство Цеpкви следyет необходимо из единства Божьего, ибо Цеpковь не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божией благодати, живyщей во множестве pазyмных твоpений, покоpяющихся благодати»

Но давайте все же примем указанное выше определение митрополита Филарета за основу, только слегка его перефразируем для удобства понимания:

Церковь есть от Бога установленное общество людей, которых объединяет:

А теперь разберем это определение по пунктам.

Во-первых, обратим внимание на то, что Церковь установлена не кем-то, а Самим Господом.

Нам абсолютно точно известно и время, и место и обстоятельства рождения Церкви Христовой – это произошло в Иерусалиме через пятьдесят дней после Воскресения Христова. Вот как об этом говорится в книге Деяний святых апостолов, которая, между прочим, целиком посвящена первым десятилетиям жизни Церкви:

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать»

Библия. Книга Деяний святых апостолов, глава 2, стихи 1-4

Здесь описано схождение на апостолов Святого Духа – одной из ипостасей Святой Троицы; и именно это схождение и дальнейшее пребывание Святого Духа превратило простое собрание учеников Христовых в Церковь Христову – Богочеловеческий Организм.

Во-вторых, обратим внимание на то, что Церковь есть вовсе не совокупность священно- и церковнослужителей. В самом названии священно- и церковнослужителей указано на то, что они всего лишь служители. Но кому они служат? Они служат Богу и… Церкви! Следовательно, Церковь гораздо шире, чем духовенство и клир. Членом Церкви является каждый Православный христианин. И если вы готовитесь принять Крещение, это значит, что вы готовитесь вступить в это общество, в Церковь Христову, войти в этот Богочеловеческий Организм, то есть готовитесь стать частью, членом Церкви.

Итак, вернемся к нашему определению. Что же видимым образом объединяет людей в Церковь? Прежде всего Православная вера.

Православная вера

Существенной чертой Православной веры является то, что христианство для нас не теория, а сама жизнь во Христе, по евангельским заповедям и Церковным установлениям. Мы не просто должны во что-то определенным образом теоретически верить, но и жить согласно этой вере. Однако и теоретические положения веры очень важны, поскольку именно на них строится все остальное в Церкви.

Что же составляет теоретическую основу Православной веры? Прежде всего сердечная, глубокая, живая вера в Единого Триипостасного Бога – Отца, и Сына, и Святого Духа, Творца неба и земли, Вездесущего, Всевидящего, Всемилостивого, всегда готового прийти к нам на помощь, и ниспослать благодать любви и прощения. Важно понимать, что это не три бога, а один Бог, но в трех лицах познаваемый и прославляемый. Как может быть, чтобы Троица одновременно была и Единницей – тайна, для нашего ума непостижимая. Она является предметом именно веры, а не рационального знания.

Следующее, что лежит в основании Православия – вера в Господа нашего Иисуса Христа, истинного Бога и истинного Человека, ради нас и нашего спасения сошедшего с Небес, родившегося от Духа Святого и Девы Марии, жившего среди нас, страдавшего на Кресте, умершего и воскресшего. Именно в Господе Иисусе Христе соединилось Божественное и человеческое естество, и через это соединение сделалось возможным наше спасение от власти смерти и греха.

Следующим важным пунктом Православия является вера в загробную жизнь. Человек зарождается в момент зачатия, и после этого его жизнь уже никогда не заканчивается.

Во время своего внутриутробного развития человек формируется внешне – из двух малюсеньких клеточек постепенно, но очень быстро формируется человеческое тело со всеми его сложнейшими органами. Вместе с тем с самого зачатия зарождается и душа, и дух человека, и его личность со своими характерными особенностями. Вот послушайте, как говорит псалмопевец в своих горячих молитвах к Богу: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои» (Библия. Псалом 138, стихи 13, 15-16)

Именно поэтому аборт, равно как и использование контрацептических средств абортивного характера, являясь по сути убийством человека, для верующих людей недопустимы:

«Верность библейскому и святоотеческому учению о святости и бесценности человеческой жизни от самых ее истоков несовместима с признанием «свободы выбора» женщины в распоряжении судьбой плода. Помимо этого, аборт представляет собой серьезную угрозу физическому и душевному здоровью матери. Церковь также неизменно почитает своим долгом выступать в защиту наиболее уязвимых и зависимых человеческих существ, коими являются нерожденные дети. Православная Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на производство аборта. Не отвергая женщин, совершивших аборт, Церковь призывает их к покаянию»

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви

После рождения в этот мир человек продолжает формироваться, но теперь он не просто физически меняется, приобретает знания и навыки, а формируется еще и духовно. Он может сформироваться в очень-очень положительного человека, доброго, щедрого, отзывчивого; а может сделать себя человеком завистливым, коварным, хитрым, жадным и жестоким. Однако потом может вдруг осознать свою неправоту, покаяться и встать на праведный путь. То есть здесь, на Земле, во время своей земной жизни человек завершает начатый Богом творческий акт, ведь в некотором смысле Господь только начал творение человека, сотворив его по образу Своему, и предоставив ему возможность взойти к Своему подобию. И всю свою жизнь человек своими поступками, словами, принимаемыми решениями духовно формирует себя – а итог этому подведет Господь после того, как человек покинет этот мир. После своей смерти каждый человек идет к Богу на суд и дает ответ за всю свою жизнь. И в результате этого может наследовать либо Царство Божие, либо осуждение.

Мы также верим в то, что люди умирают не навсегда. Наступит день, когда Господь воскресит всех когда-либо живших. Воскресит потому, что для Него не только душа человека имеет свою ценность, но весь человек, во всей своей целостности и полноте – и дух, и душа, и тело. Именно поэтому Господь принял на Себя не только душу человека, но все человеческое естество, в том числе и плоть; воплотился, умер на Кресте и затем воскрес в обновленном человеческом естестве. И Своим Воскресением открыл нам всем дорогу к воскресению из мертвых.

Содержание Православной веры очень емко сформулировано в так называемом Символе Веры – кратком словесном выражении веры. Вот оно:

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша;

(Верую) и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не созданного, одного существа с Отцом, через Которого все сотворено;

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася;

Для нас людей и для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком;

Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна;

Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного;

И воскресшаго в третий день, по Писанием;

И воскресшего в третий день, согласно с Писаниями (пророческими).

И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца;

И восшедшего на небеса и седящего одесную Отца;

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

И опять имеющего прийти со славою судить живых и мертвых, царству, Которого не будет конца.

И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

(Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно со Отцом и Сыном, говорившего через пророков.

Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

(Верую) и во Единую, Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую Церковь.

Исповедую едино Крещение во оставление грехов.

Исповедую одно крещение во оставление грехов.

Чаю воскресения мертвых.

Ожидаю воскресения мертвых

И жизни будущаго века. Аминь.

И жизни будущего века. Истинно так.

Это Православный Символ Веры. Он может звучать на церковнославянском или русском языке, на греческом, коптском, арабском или любом другом, но он всегда и везде будет именно таким Православным исповеданием веры.

Символ Веры читается или поется в важнейшие моменты жизни человека и Церкви, и в первую очередь во время Крещения. Таким образом, приступая к жизни в Церкви Христовой, человек либо сам, либо устами своих восприемников свидетельствует о своем Православии.

В рамках подготовки к Крещению вам следует хорошенько ознакомиться с текстом Символа Веры в церковно-славянском варианте с тем, чтобы вы могли его без ошибок прочитать вслух с листочка во время Крещения.

Священноначалие

Следующее, что видимым образом объединяет людей в Церковь, – это священноначалие, и нам настало время немного поговорить о священнослужителях, про которых иногда думают, что они и есть Церковь.

Сам Иисус Христос избрал 12 апостолов, чтобы они были «строителями тайн Божиих». В свою очередь, апостолы, деятельность которых была направлена Духом Святым и живым примером Спасителя, также избрали на служение Церкви известных им лиц, и таким образом установили тот порядок непрерывного священства, который соблюдается в Церкви до настоящего времени.

Иерархия священнослужителей очень проста, несмотря на то, что многим она кажется запутанной. Есть всего три вида служения – епископское, священническое и диаконское.

Что объединяет людей в церковь

Епископ возглавляет местную общину христиан – епархию. Причем под «местной общиной» понимаются христиане, проживающие в крупных городах и их окрестностях. Поэтому епископы всегда имеют титул в виде наименования городов. Например, епископ Кинельский и Безенчукский.

С древнейших времен епископскому сану вменялось право служения, управления, учительства и поставления других священнослужителей.

Епископы могут иметь различные наименования – «епископ», «архиепископ», «митрополит», «патриарх»; но разница между ними не благодатная (поскольку они проходят одинаковое служение), а административная. Все епископы имеют также общее наименование – архиереи, что означает «первые священники».

Что объединяет людей в церковь

Епископ в Православной Церкви – обязательно монах, поскольку высота и сложность его служения требует полной и всецелой отдачи себя служению Церкви. А вот пресвитеры могут быть как монашествующими, так и семейными, и это одна из причин того, что они имеют множество вариантов наименований своего сана: иерей, протоиерей, иеромонах, игумен, архимандрит.

Что объединяет людей в церковь

И, наконец, еще один вид служения в Церкви – диаконское служение.

Сегодня диаконы – это в основном помощники при совершении богослужения. Но они могут выполнять и большую социальную работу на приходе, проповедовать, заниматься просветительской деятельностью. Диаконы, как и священники, могут быть как монашествующими, так и семейными. Наименования диаконов: диакон, протодиакон, иеродиакон.

К слову сказать, в древней Церкви существовал еще институт диаконисс – женщин, которых рукополагали в сан диакона. Диакониссы помогали епископам и священникам при богослужении, готовили женщин к принятию Крещения и помогали при самом Крещении, осуществляли социальное служение, посещали и даже причащали больных, убогих и заключенных. Во многих общинах на диаконисс возлагалась обязанность следить за поведением женщин и девушек во время богослужения.

Но институт диаконисс просуществовал в Церкви недолго, и с XI века был полностью вытеснен женским монашеством. Однако отдельные случаи поставления диаконисс все же в бывали и много позже. Так, например, в 1840 году митрополит Московский Филарет посвятил Маргариту Михайловну Тучкову в сан игуменьи Спасо-Бородинского монастыря по чину диакониссы.

В начале XX века, и прежде всего на Поместном Соборе 1917 года, предпринимались серьезные попытки восстановить институт диаконисс в Русской Церкви; в частности, был подготовлен для вынесения на соборное обсуждение доклад «О восстановлении в русской Церкви служения диаконисс». Однако революционные события и начавшаяся Гражданская война не позволили довести этот вопрос до своего разрешения. Так что, как знать, возможно, в будущем мы с вами станем свидетелями возрождения диаконского служения женщин.

Кроме священнослужителей, в храмах трудятся церковнослужители: иподиакона, псаломщики, чтецы, певцы, алтарники и другие работники храма, помогающие при богослужении, содержащие храм в должном состоянии, ответственные за финансово-хозяйственную деятельность прихода, несущие послушания на ниве просвещения.

В целом, православные приходы могут вести довольно разнообразную деятельность. Кроме традиционной Воскресной школы, на Приходе может быть организована работа социальной направленности: от помощи малоимущим и сиротам до собственного приюта или богадельни. На приходе может трудиться социальный педагог. Приход может развернуть широкую информационную работу, включая собственные средства массовой информации; может вести издательскую деятельность, активно работать с молодежью, включая создание собственных молодежных объединений и организаций, заниматься миссионерством, организовать паломническую службу и приходское консультирование, в том числе и православного психолога. И к работе в этих направлениях привлекаются, конечно же, не только священнослужители. В храмах и при храмах трудится большое количество мирян из прихожан, или привлеченных специалистов «извне». Существуют Православные учебные учреждения, готовящие специалистов для такой разнообразной работы: сестер милосердия, православных педагогов, психологов, журналистов.

Но, несмотря на все разнообразие той работы, которая может осуществляться Православным приходом, есть нечто главное, без чего все остальное рушится. Некий стержень, на который нанизывается вся остальная деятельность – это Евхаристия.

Евхаристия

Полагаю, для большинства из вас слово «евхаристия» абсолютно ново. Ничего удивительного – даже прихожане не все знают, что это такое, потому что чаще всего мы говорим не «евхаристия», а «литургия».

Само слово «евхаристия» греческое и переводится, как «благодарение».

Евхаристия была установлена Самим Господом Иисусом Христом на Тайной Вечере незадолго до Своей крестной смерти. Вот как это описано в послании апостола Павла:

Библия. Первое послание к Коринфянам, глава 11, стихи 23-29

В приведенном отрывке Писания речь идет о Причастии. Сам Господь установил это Таинство и повелел нам «сие творить в Его воспоминание». С тех пор Церковь живет этим, и вся церковная жизнь строится вокруг евхаристической чаши. Почему же это так важно?

Знаменитый немецкий философ Фейербах однажды сказал: «Человек есть то, что он ест», имея в виду, что человек – это материя, и ничего больше. Но слова эти приобретают замечательный истинный смысл, если приложить их к таинству причащения. Мы принимаем в себя Самого Живого Христа, и происходит обОжение человека, он становится сопричастным Божеству. Поэтому Евхаристия – это суть жизни Церкви и ее сердцевина.

Невозможно быть членом Церкви, не причащаясь Тела и Крови Христовых. Всякий православный христианин должен обязательно участвовать в Евхаристии и причащаться по возможности регулярно – от двух-трех раз в год и до ежедневного причастия.

Подведем итог: мы ознакомились с основным содержанием Православной веры и со священноначалием, видимым образом объединяющем верующих людей в некоторую упорядоченную структуру, которая нами воспринимается как Церковь.

Еще объединяет людей в Церковь общий для всех Закон Божий и Церковные таинства. Здесь под Законом Божиим подразумевается свод нравственных требований к жизни православного христианина, но об этом мы будем говорить в следующей беседе.

В завершение мне хотелось бы сказать еще несколько слов об очень важном аспекте существования Церкви.

Некоторых людей смущает тот факт, что в храмах они порой видят что-то негативное. Как же объяснить наличие в Церкви чего-то греховного?

Давайте нарисуем такую схему:

Поле сверху условно обозначим «Небом», имея в виду, что здесь у нас все святое, чистое, непорочное. Поле внизу обозначим «Землей», подразумевая, что здесь сконцентрировано все низменное и греховное. Тогда граница этих областей, обозначенная на схеме линией, и будет Церковью Христовой. Это – граница между добром и злом, между светом и мраком, между высоким и низким. Но граница сама по себе принадлежит одновременно обоим этим мирам; в том-то и суть, что в ней сходится и положительное, и отрицательное, и святое, и греховное. В ней каждый может найти себе то, что ему по душе – можно найти здесь примеры беззаветного служения Богу и людям, примеры высокой святости и неземной чистоты; а можно найти образцы порока. Так что нет ничего удивительно в том, что в храмах порой встречаются примеры чего-то негативного, потому что Церковь – это хотя и нечто неземное, святое, Божественное, но тем не менее существующее в нашем грешном мире.

Церковь

Церковь в ее земном аспекте:

1. Есть от Бога установленное общество верующих, объединенных православной верой, священноначалием и таинствами.

2. Это общество возглавляется и управляется Самим Господом Иисусом Христом по воле Бога Отца.

3. Все члены этого общества соединены с Господом, как со своим Главой, и в Нем друг с другом, а также с небожителями.

4. Общество это одушевляется, живится и освящается Святым Духом

иерей Олег Давыденков

Церковь есть собрание верующих во Христа, в которое Им Самим призывается войти каждый. В ней «все небесное и земное» должно быть соединено во Христе, ибо Он — Глава «Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1. 22-23). В Церкви действием Святого Духа совершается обОжение творения, исполняется изначальный замысел Божий о мире и человеке

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви

Символ Веры

Краткое словестное выражение веры

Епископ

Буквально – надзирающий, надсматривающий. Возглавляет местную общину христиан – епархию. Епископы могут иметь различные наименования – «епископ», «архиепископ», «митрополит», «патриарх»; но разница между ними не благодатная (поскольку они проходят одинаковое служение), а административная. Все епископы имеют также общее наименование – архиереи, что означает «первые священники».

Священник

Еще одно наименование «пресвитер». Буквально означает «старейшина». Помощник епископа. От имени своего епископа священник может совершать богослужение, священнодействовать и управлять более мелкой по отношению к епархии общиной христиан – приходом. Особой заботой пресвитеров является духовное руководство вверенной им паствы.

Дьякон

Буквально означает «служитель». Сегодня диаконы – это в основном помощники при совершении богослужения. Но они могут выполнять и большую социальную работу на приходе, проповедовать, заниматься просветительской деятельностью.

Евхаристия

Буквально означает «благодарение». Таинство или священнодействие, во время которого хлеб и вино пресуществляются в Тело и Кровь Господа Иисуса Христа с последующим их вкушением. Иные названия: литургия, обедня.

Во время Крещения крестные читают вслух с листа Символ Веры в церковнославянском его варианте. Поэтому внимательно ознакомьтесь с текстом Символа Веры так, чтоб Вы смогли его свободно прочесть без ошибок.

Текст Символа Веры вы найдете в дополнительном материале к этой беседе. Там же имеются и аудиофайлы с записью Символа Веры.

«Мужчины, женщины, дети, глубоко разделенные в отношении расы, народа, языка, образа жизни, труда, науки, звания, богатства. — всех их Церковь воссоздает в Духе. Все получают от нее единую природу, недоступную разрушению, природу, на которую не влияют многочисленные и глубокие различия, которыми люди отличаются друг от друга. В ней никто отнюдь не отделен от общего, все как бы растворяются друг в друге простой и нераздельной силой веры»

святой Максим Исповедник

«Церковь в ее земном аспекте:

1. Есть от Бога установленное общество верующих, объединенных православной верой, священноначалием и таинствами.

2. Это общество возглавляется и управляется Самим Господом Иисусом Христом по воле Бога Отца.

3. Все члены этого общества соединены с Господом, как со своим Главой, и в Нем друг с другом, а также с небожителями.

4. Общество это одушевляется, живится и освящается Святым Духом»

иерей Олег Давыденков

«…Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее…»

Св. Евангелие от Матфея 16:15-18

«…Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь…»

Св. Евангелие от Матфея 18:15-17

Символ Веры

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша;

(Верую) и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не созданного, одного существа с Отцом, через Которого все сотворено;

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася;

Для нас людей и для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком;

Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна;

Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного;

И воскресшаго в третий день, по Писанием;

И воскресшего в третий день, согласно с Писаниями (пророческими).

И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца;

И восшедшего на небеса и седящего одесную Отца;

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

И опять имеющего прийти со славою судить живых и мертвых, царству, Которого не будет конца.

И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

(Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно со Отцом и Сыном, говорившего через пророков.

Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

(Верую) и во Единую, Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую Церковь.

Исповедую едино Крещение во оставление грехов.

Исповедую одно крещение во оставление грехов.

Чаю воскресения мертвых.

Ожидаю воскресения мертвых

И жизни будущаго века. Аминь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что объединяет людей в церковь