Что объединяет людей одной нации

Един ли русский народ и что определяет единство?

ЕДИН ЛИ РУССКИЙ НАРОД И ЧТО ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕДИНСТВО НАРОДОВ?

Существует у людей поверхностно знакомых с историей и этнологией некое «идеальное» представление о народах: Один народ (этнос) = один язык = один антропологический тип = одна культура, а в целом этнос как образование монолитен и един.

От реальности такое представление весьма далеко.

Приведу лишь наиболее яркие примеры:

1) Есть народы говорящие на двух и более языках:

— марийцы также говорят на двух языках (марийском горном и марийском луговом), и это также не диалекты, а языки.

— на испанском языке говорят не только испанцы, но большинство жителей Латинской Америки,

— на португальском говорят португальцы и бразильцы;

— на английском (в качестве родного, а не языка международного общения) говорят англичане, американцы и австралийцы- не-аборигены.

Внешность разных представителей одного народа порой сильно отличается друг от друга.

— русские также неоднородны в антропологическом отношении (брюнеты, шатены, блондины, рыжие, с цветом глаз от зелёно-карих до серо-голубых).

Различаются также и данные краниологии (строения и размеров черепа).

Всё это касается не только одних русских, но также и других восточных славян (украинцев, белорусов).

Данные генетики, бурно развивающейся в последнее время науки, подтверждают, что славяноязычные народы, как русские, так и все остальные, казалось бы единые, на самом деле, по происхождению неоднородны.

Само по себе понятие многозначно и понимается учёными по разному. В одной только этнологии это понятие усложняют (и не зря), выделяя духовную, социальную, материальную.

Так что у немцев даже общей «бабы-яги» нет.

Источник этой информации: (Потебня А. Баба-Яга. // Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских, кн. 3, вып. 1865г. – С. 85-221).

Для русских различия в культуре внутри самого народа характерны, например, следующие:

— различаются северо- и южно-русские жилища (соответственно: на высоком подклете и вообще без фундамента, построенные прямо на земле и даже без подполья).

— самым ярким примером этнографических различий русских является народный женский костюм (в 19 веке по костюму русской крестьянки можно было определить из какой она губернии).

Итак, внутри народа, как русского, так и любого другого, существуют значительные лингвистические, антропологические, генетические и культурные отличия.

Что же тогда объединяет народ в народ (или этнос в этнос)?

Что позволяет нам быть русскими (и кареглазым брюнетам, и сероглазым блондинам)?

Что позволяет марийцам, мордве, евреям и чуванцам быть едиными и быть самими собой без общего для всех языка?

А как вообще ощущать себя единым и неповторимым этносом испанцам, португальцам и англичанам, «давшим напрокат» свои языки другим народам?

Единство народа существует, как это не странно звучит, само по себе, т.е. в сознании людей. Сознание это, хоть и связано с «бытиём» (традициями, фольклором, бытом, речью, родителями, от которых мы получаем свою национальность), по сути же, в этнической реальности первично.

Вот так в науке о народах, а в конечном счёте и о людях решается основной вопрос философии.

Источник

«Возникает вопрос: народы России такие разные, а что нас объединяет?»

Этнограф о стереотипах, русско-чукотских войнах и привычках, которые мы сами не понимаем

Что объединяет людей одной нации

На территории России проживает почти 200 народов, каждый из которых обладает своей самобытной культурой. И как-то умудряются уживаться. Сотрудник Музея кочевой культуры, этнолог и антрополог Станислав Терешков подобрал для «URA.RU» самые яркие примеры того, какие россияне разные, и объяснил, почему мы вместе.

Что объединяет людей одной нации

У славянских народов особое отношение к хлебу — эти культуры издревле были земледельческими — хлеб нельзя выкидывать, а гостей встречают хлебом-солью. У кочевых скотоводческих народов (буряты, тувинцы и хакасы) такое же почтительное отношение к «священной белой пище» — молоку и продуктам, полученным из него: соленому молочному чаю, сыру, кумысу, молочной водке.

Очень часто расходится и этикет. К примеру, есть русский обычай приходить в гости не с пустыми руками — мы с порога протягиваем конфеты или бутылку вина. А в ряде культур это может быть расценено хозяином как оскорбление — намек на то, что он не может накормить своих гостей.

На культурную разницу между народами накладываются различные негативные стереотипы.

При этом самые неприятные стереотипы у человека складываются о тех народах, с которыми он ни разу не контактировал.

В свое время проводился эксперимент — людей просили дать краткую характеристику ряду народов, и в этом списке присутствовали народы, никогда не существовавшие. Так вот, они «удостаивались» самой негативной характеристики.

Здесь уместно вспомнить о чукчах, про которых рассказывают много анекдотов, но «чукчу из анекдота» вам не найти. Чукотка до сих пор — одно из самых суровых мест не земле (а не только в России) — очень низкие температуры, постоянные бураны (Чукотка расположена между двумя океанами), нет дерева, которое могло бы служить топливом. И в таких условиях чукчи на протяжении многих поколений не просто выживают (что уже не тривиальная задача), но живут — кочуют в тундре с оленями, охотятся в море, занимаются искусством — очень интересны чукотские танцевальная, песенная традиции и искусство резьбы по кости.

Все мы проходили в школе историю России, но вы вряд ли знаете о русско-чукотских войнах. А ведь они продолжались сто лет, и чукчи одержали победу — русские срыли Анадырьский острог и ушли с Чукотки. Лишь позже Чукотка была мирно присоединена к Российскому государству.

Рассказать в одном тексте, пусть даже коротко, про каждый народ, живущий на территории России, невозможно. Изучать культуры довольно увлекательно.

Часто возникает вопрос — если народы нашей страны настолько разные — то что же нас все-таки объединяет?

Ответ очень простой — Россия и объединяет.

Представители всех народов, проживающих на территории нашей страны — помимо этнической идентичности, имеют еще и российскую идентичность, которая проявляется в моменты внешних вызовов. Таким образом этническая идентичность не противоречит российской, скорее наоборот — борьба против этнической идентичности приводит к тому, что, делая выбор между идентичностями малой этнической группы и страны, когда человека этот выбор делать заставляют, он выбирает первую.

Поэтому нужно с уважением относиться друг к другу и культуре своих соседей — только так мы сохраним наше единство. Как во время одной из экспедиций представитель одного из малых народов сказал очень простую, но мудрую фразу: «все люди — люди».

Источник

Словари

Большая группа народа как этнической общности, в силу различных причин живущая вне страны основного поселения на положении национально-культурного меньшинства.

Пребывание значительной части народа (этнической общности) вне своей исконной территории на положении национально-культурного меньшинства.

Армянская диаспора в Ростове-на-Дону.

Русская диаспора за рубежом.

Люди одной национальности, живущие вне страны своего происхождения, вне своей исторической родины.

После революции 1917 г. в Париже возникла очень сильная русская диаспора из представителей дворянства и интеллигенции, эмигрировавших из России.

часть растения (спора, семя, плод, клубень и т. п.), естественно отделяющаяся от материнского организма и служащая для размножения и расселения.

1. диа́спора (о переселившейся части народа)

2. диаспо́ра (часть растения)

сущ., кол-во синонимов: 2

часть народа, живущая вне страны его происхождения, в новых районах своего расселения

Грузинская диаспора в Могилеве выбрала старейшину.

часть растения, естественно отделяющаяся от материнского организма и служащая для размножения и расселения

1. Совокупность лиц, проживающих за пределами основного традиционного места расселения этноса, объединенная общим этническим самосознанием и сохраняющая свой этнический язык в качестве одного из средств общения.

2. Совокупность этнических групп близкородственных народов, проживающих за пределами своей исконной территории.

1. Совокупность лиц, проживающих за пределами основного традиционного места расселения этноса, объединенная общим этническим самосознанием и сохраняющая свой этнический язык в качестве одного из средств общения.

2. Совокупность этнических групп близкородственных народов, проживающих за пределами своей исконной территории.

1. диа́спор/а (о народах).

2. диаспо́р/а (часть растения).

Устойчивая совокупность людей единого этнического или национального происхождения, живущая за пределами своей исторической родины, иногда имеющая социальные институты для поддержания и развития своей общности. Обычно термин Д. относится к части народа (этнической общности, нации), живущей вне страны своего происхождения и образующей сложившиеся, сплоченные, устойчивые, хорошо укоренившиеся и ставшие необходимыми для принимающих стран этнические группы. См. язык диаспоры.

1. Совокупность лиц определенной этнической принадлежности, проживающая за пределами основного традиционного места расселения этого народа, объединенная общим этническим самосознанием и, как правило, сохраняющая свой этнический язык в качестве одного из средств общения. Д. может быть представлена различными по демографической мощности этническими (национальными) группами, оказавшимися вне своей метрополии в силу различных исторических причин. Различие условий проживания в метрополии и вне ее выражается в том числе и в разных условиях функционирования данного этнического языка.

2. Совокупность этнических групп близкородственных народов (или близких в культурном отношении народов), проживающих за пределами своей исконной территории. Напр., наименование «черкесская диаспора» распространяется на всех адыгов, т. е. черкесов, кабардинцев и адыгейцев (а иногда и других представителей Северного Кавказа), проживающих прежде всего в странах Передней Азии.

— Клан своих на чужбине.

— Часть народа, живущая в какой-либо стране вне своей исторической Родины.

— Этим словом называют группы евреев «рассеянных» после вавилонского плена и живущих вне Палестины.

— Как первоначально назывались области вне Палестины, в которых проживали евреи среди нееврейского населения?

Источник

Тест по обществознанию Мы — многонациональный народ 5 класс

Тест по обществознанию Мы — многонациональный народ 5 класс с ответами. Тест представлен в двух вариантах. Каждый вариант состоит из 5 заданий.

Вариант 1

1. Все население страны:

1) нация
2) федерация
3) государство
4) гражданство

2. Государственный язык Российской Федерации:

1) русский
2) российский
3) английский
4) интернет-язык

3. Национальность человека в Российской Федерации определяют:

1) судьи
2) сотрудники полиции
3) государственные служащие
4) сам человек и его родители

4. Пестрой и разноликой была рать, которая летом 1612 г. двинулась на помощь Москве, захваченной врагами. Со­шлись в нее люди из множества городов замосковных, понизовых, рязанских, поморских, заоцких, северских, украинных. Были в ополченских рядах татары, чуваши, черемисы, вотяки, мордва, башкиры и др. Этот пример служит иллюстрацией пословицы:

1) Каждый человек — загадка.
2) Кого уважают, того и почитают.
3) Ручьи сольются — реки, люди соединятся — сила.
4)«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты.

5. Найдите в приведенном списке три правила межнационального общения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) проявление вспыльчивости и нетерпимости
2) уважение к человеку любой национальности
3) способность и готовность прийти на помощь людям
4) проявление интереса к культуре, истории другого народа
5) отказ от изучения родной культуры, ее истории, традиций, нравственных ценностей

Вариант 2

1. Сложившаяся в течение длительного времени общность людей, которых объединили общая историческая судьба, язык, духовная культура, территория, экономика:

1) нация
2) федерация
3) семья
4) государство

2. Язык межнационального общения в Российской Фе­дерации:

1) русский
2) английский
3) российский
4) интернет-язык

3. Людей одной национальности объединяет:

1) общий язык
2) одна фамилия
3) законодательство
4) одно место жительства

4. Среди Героев Советского Союза во время Великой Оте­чественной войны были представители свыше 100 наций и народностей. Этот пример служит иллюстрацией по­словицы:

5. Найдите в приведенном списке три правила межна­ционального общения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) любовь к Отечеству
2) проявление неуступчивости
3) изучение культуры и языка других народов
4) готовность идти на диалог и сотрудничество
5) стремление доказать превосходство своей нации над другими

Ответы на тест по обществознанию Мы — многонациональный народ 5 класс
Вариант 1
1-1
2-1
3-4
4-3
5-234
Вариант 2
1-1
2-1
3-1
4-3
5-134

Источник

Что объединяет людей одной нации

Каких подходов к пониманию нации придерживается большинство стран мира? Что, по мнению автора, объединяет эти подходы, а что различает? (С опорой на текст, укажите одно любое различие и одно сходство между ними). Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «межэтнические отношения».

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Национальные отношения, т.е. отношения людей в общности, называемой нацией, или другие этнонациональные отношения, не существуют отдельно от государства или параллельно с ним. Национальные и этнонациональные отношения так или иначе опосредуются государством и образуют единое политическое целое.

Распространены три основных подхода к пониманию нации: политико-правовой, социокультурный и биологический. При политико-правовом подходе под нацией понимается согражданство, т.е. сообщество граждан того или иного государства. В международном праве, когда говорят о нациях, имеют в виду именно политические, нации, которые на международной арене выступают как «национальные» государства.

При социокультурном подходе упор делается на общности языка, культуры, религии, традиций, обычаев большой группы людей, образующих нацию. Это позволяет рассматривать нацию как общность людей, для которых характерны общность духовной культуры, исторического развития, поведенческих стереотипов, бытового образа жизни. Следует иметь в виду, что нация представляет собой также и субъективный феномен сознания и самосознания.

Э. Геллнер, известный исследователь феномена нации, отмечал: «Два человека принадлежат к одной нации, если и только если они признают принадлежность друг друга к этой нации. Иными словами, нации создаёт человек; нации – это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей».

Большинство стран мира понимание нации основывают на первых двух подходах. При всем их различии у них есть общее – отрицание кровного родства как определяющего нациообразующего принципа.

Третий подход к пониманию нации, биологический, как раз и основан на признании кровной общности главной доминантой нации.

(Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, Л.В. Зотова)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *