Что объединяет концепция социально ответственного бизнеса

Социальная ответственность бизнеса как мировой тренд

Что объединяет концепция социально ответственного бизнеса

За последние десять лет компании стали уделять много внимания социальной сфере. Социальная и экологическая ответственность становится важным фактором инвестиционной привлекательности, поэтому организации активно участвуют в благотворительных программах, поддерживают образование, медицину и культурные проекты. Решение бизнесом общественных проблем стало распространяющимся трендом во всем мире.

Что такое социально ответственный бизнес

Социальная ответственность бизнеса — это добровольный вклад организации в развитие общества в различных сферах, который связан с основной деятельностью компании и не только. Бизнес составляет программу действий для решения или смягчения социально значимых и актуальных проблем. Например, помощь людям с ограниченными возможностями, бесплатное образование, восстановление экологии.

Социально ответственный бизнес стремится оказывать помощь, но нельзя забывать о пользе этой деятельности для самой компании. Вот основные цели социальных проектов:

— Рост благосостояния граждан, решение социально значимой проблемы

— Инновационное развитие и рост социальной сферы

— Повышение имиджа компании и улучшение репутации

— Развитие партнерских контактов с государственными, коммерческими и некоммерческими организациями

— Повышение качества услуг или товаров

Получается, что социальный бизнес становится полезным и обществу, и компании. Но для такого результата нужно правильно организовать работу проекта.

Правила успешного социального проекта

У социального проекта обязательно должна быть идея, то есть ясная и цепляющая формулировка целей проекта. Какие проблемы нужно решить? Почему? Как?

Проблем множество, но если социальный проект не будет связан с основной деятельностью или продуктом компании, то он станет провальным и неэффективным. Оценить результаты проекта будет очень сложно.

Прежде чем выбрать проблему, стоит оценить ее актуальность. Есть такие социально-значимые вопросы, на которые, к сожалению, обращают мало внимания, но их решение необходимо. Именно такие проблемы стоит рассматривать чаще, а не идти по стопам «громких» тем для пиара.

Нужно провести анализ причин проблемы, изучить общественное мнение по этой проблеме, найти подтверждающую статистику, чтобы верно сформулировать этапы решения этого вопроса.

Важен поиск партнеров. Опытные некоммерческие организации могут помочь проекту и подсказать лучшие методы решения социальной проблемы.

Тренды в бизнесе и актуальные проблемы

Забота об экологии и осознанное потребление

Это глобальный тренд. Все больше людей и брендов стараются снизить нагрузку на окружающую среду, выступают за переработку мусора и бережное отношение к природе. По данным опроса «Левада-Центра», уже четверть россиян используют многоразовые сумки вместо пакетов. А по данным опроса ВЦИОМ, 85% россиян готовы отказаться от пластиковых пакетов. Бизнес поддерживает эту тенденцию, например, компания Burberry представила новую эко-коллекцию одежды и аксессуаров ReBurberry из переработанного сырья — старых рыболовных сетей, лоскутов тканей и промышленного пластика.

Коронакризис

От пандемии пострадали многие государства, компании и обычные граждане, которые потеряли работу. Уровень безработицы в России в мае 2020 года увеличился и достиг максимального значения — 6,1%. По данным Росстата, общая численность безработных в стране превысила 4,5 млн человек.

Проблема безработицы в России актуальна уже долгое время, поэтому социальные проекты в этой сфере не редкость. Например, центр «Работа-i» помогает выпускникам детских домов и молодым людям с ограниченными возможностями решать вопросы трудоустройства. Центр занимается поиском вакансий и подготовкой кандидатов. В период карантина центр приспособился к онлайн-формату и продолжал свою деятельность. «Работа-i» сотрудничает с такими крупными компаниями как ZARINA, IKEA, что тоже говорит о социальной ответственности этих брендов.

Многие компании на фоне пандемии коронавируса присоединились к решению социальных задач благодаря своим ресурсам. Например, фэшн бренд Prada запустил производство 110 000 медицинских масок и 80 000 комбинезонов для помощи итальянским медработникам. А Французская компания по производству алкоголя Pernod Ricard безвозмездно отправила 70 тыс. литров чистого спирта компании Laboratoire Cooper для производства антисептических гелей.

Компания-поставщик автомобильных пленок VinylRussia тоже адаптировалась к текущим условиям. Компания сместила акцент с тюнинга автомобилей на проект Purity Russia — антимикробную пленку с ионами серебра, которая может уничтожать бактерии и вирусы. Проект организовал бесплатную оклейку пленкой домов престарелых и инвалидов в Москве и подмосковье для защиты категории людей, наиболее подверженных заражению COVID-19. По статистике Около 80% смертности во всех странах — это пожилые люди. Москва не исключение, только в конце сентября доля пожилых людей с коронавирусной инфекцией составляла 30% от общего числа зараженных. А как известно, они переносят болезнь тяжелее.

Еще один пример социальной ответственности продемонстрировала компания-изготовитель пылесосов Dyson. Руководство Dyson организовало производство аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ) для пациентов с тяжелой формой коронавирусной инфекции.

Можно заметить, что даже такое явление, как пандемия способно создавать тренды, а бренды и компании вынуждены подстраиваться под них, особенно в сфере социальных проектов.

Проблема бедности

По данным Росстата число россиян с доходом ниже величины прожиточного минимума увеличилось в 2020 году на 1,3 млн и составило 19,9 млн человек, это 13,5% населения страны.

Бедность требует особого внимания, поэтому многие компании стараются помочь своими ресурсами. Например, розничная сеть «Лента» и благотворительный проект «Дари еду!» создали совместную акцию для оказания помощи многодетным семьям, семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья, родителям-одиночкам, инвалидам, пенсионерам и бездомным. Покупатели могут приобрести любой товар с длительным сроком хранения и оставить его в специальном контейнере, а волонтеры благотворительного проекта передают наборы нуждающимся.

Другие проблемы, требующие решения:

— Проблемы с доступностью медицинской помощи

— Проблема доступности образования

— Ущемление прав ЛГБТ сообщества и других общественных движений

Отслеживание социальных проблем, общественного мнения и актуальных новостей могут помочь в создании качественного социального проекта, который будет полезен обществу. Такая деятельность не останется незамеченной, компании получат лояльность и известность, если примут во внимание проблемы людей.

Источник

Корпоративная социальная ответственность. Тест для самопроверки №1

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Основные принципы работы биржевых маклеров, которые были особенно выделены и зафиксированы в «Банковской энциклопедии», изданной в России в 1916 году
благотворительность и меценатство
нравственность и добродетельность
честность и соблюдение торговой тайны
уважение прав частной собственности
верность слову
правдивость и уважение к власти

2. Цель, которую преследует коммерческая организация, осуществляющая социальные инвестиции
повышение национального дохода
повышение уровня (качества) жизни
получение прибыли
повышение уровня и качества жизни посредством удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей

3. Основной показатель эффективности социального инвестирования, который характеризует степень удовлетворенности населения качеством жизни
социальный эффект
социальная эффективность
социально-экономическая эффективность
экономическая эффективность

4. Ученый, концептуально исследовавший в своих работах понятие и содержание социальной ответственности
Г. Боуен
К. Девис
Дж. МакГуир
С. Сети

5. Страны, придерживающиеся такой разновидности социального партнерства, которая предполагает активное участие государства в регулировании социально-трудовых отношений, происходящее на уровне страны, отрасли, отдельного предприятия
Австрия
Канада
Германия
Россия
Франция
Бельгия
Нидерланды
Финляндия
Швеция

6. Внешний стимул для бизнеса компании, занимающейся меценатством
гражданский долг
высокий уровень самосознания
известность
реклама, способствующая формированию имиджа
снижение налоговых ставок

7. Виды проявления госрегулирования социальной сферы
налоговые льготы
информационная поддержка
финансирование
юридическая поддержка
тарифная политика
таможенное регулирование

8. Теория, которая гласит, что корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества жизни людей – теория …
корпоративного эгоизма
корпоративного альтруизма
ответственного поведения
социальной ответственности
благотворительности

9. Вопросы, положенные в основу принципов «Социальной хартии российского бизнеса», принятой в 2004 г.
экономической и финансовой устойчивости
прав человека, качества продукции, взаимоотношений с потребителями
участия в развитии местного сообщества
экологической безопасности
этики бизнеса
сотрудничества государства и бизнеса

10. Социальная ответственность – это …
правило
этический принцип
закон, обязательный для исполнения
норматив

11. Проявление социальной ответственности, которое уже в XIX веке практиковалось предпринимателями Германии, воспитанными на христианских ценностях
благотворительность
выплата пенсий
социальные инвестиции
финансирование мероприятий по охране окружающей среды

12. Технология внедрения социальных инвестиционных проектов, которая предусматривает создание специальных экспериментальных объектов с режимом наибольшего благоприятствования для реализации данного проекта – технология … вида социального инвестирования
массового
точечного
рыночного
агрессивного
пассивного

13. Субъекты социальных инвестиций
органы государственной власти
государственные и муниципальные предприятия
российские и иностранные частные коммерческие и некоммерческие организации
физические лица
специальные фонды
банки
здравоохранение
учреждения культуры

14. Сферы, в которых проявляется социальная ответственность бизнеса
уплата налогов в фонд медицинского страхования
финансирование корпорацией мероприятий по охране окружающей среды
благотворительность
социально-ориентированная политика в отношении сотрудников корпорации
государственные целевые программы
участие корпораций в делах местных сообществ

15. Документ, принятый главами 15 государств на саммите Евросоюза в марте 2000г. (Лиссабон), посвященный вопросам социальной сплоченности, экономического развития и занятости
специальное обращение по вопросам корпоративной социальной ответственности
программа «Национальная инициатива устойчивого развития»
«Кодекс чести банкира»
«Правила добросовестной деятельности членов профессиональной ассоциации участников фондового рынка»
«Социальная хартия»

16. Результаты корпоративного поведения компании, предусматриваемые моделью корпоративной социальной деятельности А. Керолла
воздействие на общество
социальные программы
социальная политика
экономический эффект
налоговые льготы

17. Релевантная концепция, разработанная, начиная с 1950-х гг., в мировой управленческой литературе, наиболее распространенная в США
«социальная ответственность бизнеса» и ее вариация: «социальная ответственность бизнесменов»
«корпоративная социальная восприимчивость»
«корпоративная социальная ответственность»
«корпоративная социальная деятельность» и «корпоративная социальная добросовестность»

18. Сущность немецкой концепции социального рыночного хозяйства, основоположником которой был Л.Эрхард
государство не вмешивается в социально-трудовые отношения, но при этом предприниматели и профсоюзы сохраняют автономию
государство вмешивается в социально-трудовые отношения, но при этом предприниматели и профсоюзы сохраняют автономию
государство вмешивается в социально-трудовые отношения, а предприниматели и профсоюзы отстаивают свои права
государство не вмешивается в социально-трудовые отношения, эта сфера всецело контролируется предпринимателями и профсоюзами
предприниматели не вмешиваются в социально-трудовые отношения

19. Согласно модели А. Керолла, корпоративная социальная ответственность являет собой многоуровневую ответственность, которую можно представить в форме …
замкнутого графа
пирамиды
вертикальной линии
круга

20. Элементы понятия «качество жизни»
потребление материальных благ
продуктов питания
качество жилищных условий и занятости
развитие сферы услуг
образования, культуры
социального обеспечения
удовлетворенность человека работой и жизненными условиями
удовлетворенность человека социальным статусом, финансовым положением и семейными отношениями

21. Элементы, по рекомендации ООН, которые включает в себя понятие «уровень жизни»
здоровье, пища
одежда, условия труда
занятость, образование
развитие, транспорт
жилище, социальное обеспечение
доступность учреждений культуры
здравоохранение

22. Страны, в которых стала формироваться концепция социально ответственного бизнеса в конце 60-х — начале 70-х годов XX в.
США
Великобритания
Япония
Германия
Китай
Турция
Греция
СССР

23. Пример наступления социальной ответственности бизнеса
субъект бизнеса уделил недостаточно внимания требованиям общества
субъект бизнеса уделяет пристальное внимание запросам общества
происходит замедление воспроизводства трудовых ресурсов на территориях, являющихся ресурсной базой для данного вида бизнеса
происходит замедление воспроизводства трудовых ресурсов на территориях, не являющихся ресурсной базой для данного вида бизнеса

24. Конкретные количественные показатели, являющиеся примером социальной эффективности
возникновение дополнительных социальных услуг
изменение индекса потребительских цен, обеспеченности жильем
уменьшение безработицы
увеличение рождаемости и снижение смертности
рост доходов госбюджета
снижение преступности

25. Форма финансовой помощи, выделяемой компанией на реализацию долгосрочных и совместных партнерских социальных программ, направленных на повышение уровня жизни различных слоев общества
корпоративный фонд
социальные инвестиции
спонсорство
денежные гранты
социально значимый маркетинг

26. Причина упразднения и существенного урезания программ социальной защиты США в 1996 г.
ограничение субсидий на строительство жилья
сокращение ассигнований некоммерческим организациям на период 1999-2002 гг.
снижение доступа к бесплатной медицинской помощи
бедность, наркомания и бездомность большой части населения

27. Внутренний мотив компании, занимающейся благотворительностью
нравственные мотивы
рост доверия потребителей
реклама
любовь к искусству

28. Социальная ответственность корпораций проявляется в отношении к …
потребителям
собственникам
сотрудникам
обществу в целом
клиентам
государству
частным предприятиям
государственным предприятиям

29. Наиболее ёмкое и современное определение социальной ответственности бизнеса
добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума
участие компаний в реализации социальных программ в местных сообществах на принципах партнерства
определенные ожидания общества по отношению к собственникам и менеджменту, производственным структурам
взаимодействие бизнеса, общества и государства в общем и целом

30. «Хартия бизнеса в России» была принята в … году
2004

31. Концепция социально ответственного бизнеса объединяет …
определенные ожидания общества по отношению к собственникам и менеджменту, производственным структурам
добровольный вклад в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах
взаимодействие бизнеса, общества и государства в общем и целом
теории корпоративного альтруизма и корпоративного эгоизма

32. Определяющий фактор уровня жизни в России …
физиологический минимум
прожиточный минимум
социальный минимум
система потребительских бюджетов: физиологический, прожиточный и социальный минимум
потребительская корзина

33. «Хартия бизнеса в России» декларирует принципы, исключающие …
обман
фальсификацию качества
возможность получения незаконных доходов
беззаконие
некорректную рекламу
неуважение партнеров

34. Социальный инвестиционный проект, который может быть применим для господдержки культуры и искусства
расширение массовости занятий физической культурой и спортом всех слоев и возрастных категорий населения
повышение квалификации медиков через возрождение курсов повышения квалификации
создание новых рабочих мест в социальной сфере и малом бизнесе
развитие культурного образования детей и юношества
обеспечение занятости инвалидов

Источник

Меньше иллюзий и больше реализма: какие бизнес-задачи решает КСО

Что объединяет концепция социально ответственного бизнеса

Что такое корпоративная социальная ответственность?

Концепция корпоративной социальной ответственности (КСО) предполагает, что компания добровольно берет на себя дополнительные обязательства перед обществом. То есть она не только платит налоги, выпускает качественную и безопасную продукцию, но и дополнительно вкладывается в своих работников, окружающую среду, территорию присутствия.

«Помимо того, что компания должна приносить деньги своим акционерам, она своей деятельностью также должна улучшать среду вокруг себя — как с точки зрения соблюдения экологических норм, так и развития социальной сферы», — объясняет директор по связям с общественностью «Полюса» Виктория Васильева.

КСО тесно связана с устойчивым развитием и часто входит в ESG-стратегии компаний. В США и Европе, где об устойчивом развитии задумались давно, корпоративной социальной ответственностью начали активно заниматься с 1970-1980-х годов, рассказывает Васильева. Но в Россию тренд пришел намного позже — в конце 1990-х — начале 2000-х годов.

Что объединяет концепция социально ответственного бизнеса

Какие бизнес-задачи можно решить с помощью КСО?

Таких задач несколько.

В первую очередь КСО работает на репутацию компании. А она, в свою очередь, сильно влияет на отношения с государством и условия ведения бизнеса.

«КСО — это уже не лучшая практика, а must have, без которого никакие органы госвласти не будут с вами разговаривать, — отмечает PR-директор «Полюса». — От масштаба, структурированности и продуманности программы КСО в том числе зависит переговорная позиция GR на федеральном и региональном уровнях».

На нехватку кадров сегодня жалуются 86% компаний в России. При этом для специалистов, особенно молодого поколения, ответственность работодателя становится все важнее. Они предпочитают организации, которые помогают решать социальные и экологические проблемы.

«Все крупные промышленные компании сейчас находятся в состоянии жесткой конкуренции за кадры. А КСО помогает создавать образ работодателя приоритетного выбора. Если ваш HR приходит к кандидату, который вам очень нужен, а у него в голове сложился правильный образ компании, то он с высокой вероятностью выберет именно вас», — говорит Васильева.

Тренд на устойчивое развитие затронул в том числе потребителей. Так же, как и работники, они ожидают от компаний высокой социальной ответственности. Эксперты отмечают, что КСО — один из главных факторов, позволяющих повысить удовлетворенность клиентов. Особенно в ситуации, когда конкуренция очень высокая и потребителю приходится выбирать один продукт из десяти похожих.

Для производственных компаний, которые не работают с конечными потребителями напрямую, на первый план выходит репутация среди жителей в регионах присутствия.

Во-первых, они выступают избирателями для тех органов власти, с которыми взаимодействует бизнес. «Если компания «выжимает все соки» из региона, а губернатор ее поддержал, то во время избирательной кампании это будет прекрасным аргументом для его противников», — приводит пример Васильева.

Во-вторых, жители регионов могут быть потенциальными работниками компании. Поэтому их мнение тоже важно.

Что объединяет концепция социально ответственного бизнеса

Какие направления входят в КСО и что они дают?

Чаще КСО включает три основных направления — здоровый образ жизни и спорт, образование и культура. Нередко бизнес выделяет и четвертый блок КСО — поддержку детства. Но во многих случаях, в том числе в «Полюсе», работа с подрастающим поколением включена в предыдущие три блока.

Помимо создания хорошей репутации компании, эти направления помогают решать и более точечные задачи.

Компаниям нужны не просто квалифицированные, но и здоровые работники. Особенно остро вопрос стоит на промышленных предприятиях, которые действуют в малонаселенных районах. «У нас есть сотрудники разных возрастов, но по-настоящему высокая квалификация приобретается в возрасте 40+. Соответственно, нам важно, чтобы эти люди после 40 еще как минимум 20 лет спокойно работали в отрасли», — рассказывает Васильева.

Поэтому, по ее словам, «Полюс» в первую очередь поддерживает массовый спорт и физкультуру. Большой спорт компания тоже поощряет, например, помогая спортсменам из регионов выезжать на соревнования.

Компании заинтересованы в развитии новых технологий и кадрового потенциала. Это определяет приоритеты поддержки в образовательной сфере. Бизнес запускает программы профориентации и помогает развивать профильное образование, создавая себе кадровый задел на будущее.

В небольших городах учреждения культуры — например, театры — служат одной из основных точек притяжения для жителей. «Мы видим, что люди уезжают из отдаленных северных регионов, потому что жить там просто тяжело, в том числе из-за климата, — говорит Виктория. — Но театры здесь выступают знаковыми объектами социальной среды, формируют ощущение «малой родины». И нередко это один из факторов, который помогает человеку сделать выбор в пользу того, чтобы остаться в регионе и продолжать здесь работать».

Как проекты КСО выглядят на практике?

Во время эпидемии COVID-19 бизнес стал активнее поддерживать здравоохранение, в том числе районные и региональные больницы. «Мы делаем это давно — просто потому, что наших сотрудников надо где-то лечить. Если что-то случилось, даже банальное падение или ушиб, нам нужно понимать, куда мы привезем человека», — рассказывает директор по связям с общественностью «Полюса».

Помимо помощи местному здравоохранению, у компаний есть масштабные программы по поддержке здорового образа жизни и спорта. Так, в «Полюсе» знаковым проектом называют Красноярский полумарафон «Жара», который здесь поддерживает уже несколько лет. В мероприятии участвует беговая команда компании. Всего нее входит более 400 работников.

Кроме того, «Полюс» проводит корпоративные спартакиады для своих сотрудников, а его команды с успехом выступают на районных и региональных турнирах.

«Полюс» сотрудничает с несколькими крупными российскими техническими вузами, в том числе, в Красноярском крае, Иркутской и Магаданской области, Якутии. Это и специальные программы обучения, запущенные при участии компании, а также стажировки и практики для студентов на ее предприятиях.

Одновременно «Полюс» поддерживает научные изыскания вузов и помогает им с обновлением материально-технической базы. Все это позволяет будущим специалистам лучше освоить направления, по которым они смогут работать в компании.

В небольших российских городах сохранились десятки профессиональных театров, отмечают в «Полюсе». Более того, один такой театр удалось найти в поселке Мотыгино Красноярского края.

Что объединяет концепция социально ответственного бизнеса

Ключевой проект компании в сфере культуры — ежегодный конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон». Заявки на него подают более 30 учреждений. Их них жюри выбирает победителей, которые получают гранты. На эти средства театр может поехать со своим спектаклем на региональный фестиваль и представить там свою постановку. А оставшуюся часть гранта — потратить на любые нужды, начиная от замены крыши и заканчивая покупкой новых декораций.

«Полюс. Золотой сезон» проводится совместно с международным фестивалем-школой «Территория». В качестве финала конкурса в течение недели организуют свой фестиваль в одном из регионов присутствия компании. «Они привозят к нам лучшие театры и танцевальные труппы России. А часть спектаклей показывают финалисты нашего конкурса», — объясняет Виктория Васильева.

Партнером мероприятия также выступает Московский музей современного искусства. Выставки музея проводятся во время фестиваля «Полюса» и «Территории», и, как правило, остаются в регионе еще на пару месяцев. «За это время их посещают очень много людей, мы успеваем расшевелить аудиторию», — отмечает PR-директор.

Как компании выбирают проекты для поддержки?

Выходя в новый регион, компания старается определить те направления, которым сильнее всего не хватает финансирования. Многое зависит и от специфики территории. Например, на ней могут проживать представители коренных народов, которым необходима поддержка.

По мнению Виктории Васильевой, при выборе проектов в рамках КСО компании должны быть максимально прагматичными: «Мне кажется, бизнесу не стоит подменять собой государство. Нужно меньше иллюзий и больше реализма».

Она выделяет два критерия для выбора проектов.

Во-первых, поддержка должна быть системной и работать на реализацию стратегических целей компании.

Во-вторых, проект не должен умереть, если компания по каким-то причинам прекратит финансирование. «По-хорошему надо выбирать такие проекты, которые без вас не канут в лету. Возможно, они видоизменятся, но не прекратят свое существование. То есть у тех людей и организаций, которых вы финансируете, должны быть альтернативные варианты получения поддержки», — уверена Виктория.

Какие новые тренды есть в КСО?

Главный тренд на сегодня — корпоративное волонтерство, вовлечение сотрудников в социальные и экологические проекты компании.

По данным исследования Porter Novelli, большинство американцев (59%) считают, что компании больше не могут уклоняться от решения вопросов, связанных с социальной справедливостью. Еще 43% «пересматривают свою нынешнюю работу», потому что компания недостаточно делает для решения этих вопросов.

Что объединяет концепция социально ответственного бизнеса

Рост интереса к социальному волонтерству характерен и для России, говорят в «Полюсе». В компании есть собственное волонтерское движение, которое проводит акции в Москве и в регионах присутствия.

Кроме того, в 2020 году в «Полюсе» запустили систему волонтерских грантов. Заявку на участие может подать любой сотрудник компании. Победителям предоставляют средства на небольшие социальные проекты в регионах — от уроков безопасности для школьников до помощи приютам для беспризорных животных.

Однако, по мнению директора по связям с общественностью «Полюса», ожидать революционных трендов, способных перевернуть представление о КСО, не стоит. «Областей, в которых компании могут сотрудничать с обществом, но не подменять собой государство, достаточно немного, — говорит она. — Поэтому в будущем мы скорее увидим не новые тренды, а новые яркие идеи в уже существующих направлениях».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *