Что объединяет искусство и науку

ИСКУССТВО И НАУКА: ЧТО ОБЩЕГО?

Что объединяет искусство и науку

Искусство и наука — то, без чего человек с давних времен не может представить свою жизнь. Однако связаны ли они между собой? Или все же это две параллельные? Разбираемся в новом материале.

Однако всегда ли искусство и наука были автономны? В прежние века, как, например, в эпоху Возрождения, их связи были значительно крепче. Философ Томас Кун отмечает, что в течение столетий — и во времена античности, и в ранней истории Европы — живопись наравне с наукой являлась областью, где был виден кумулятивный рост. Художники и критики с трепетом фиксировали плоды открытий в живописи — от сокращения в ракурсе до контрастов, тем самым стремясь к идеальному изображению природы. Леонардо да Винчи был только одним из многих, кто свободно переходил от науки к искусству, и только значительно позднее эти категории стали сильно различаться.

Михаил Ломоносов интересовался не только естественными науками. Его открытия в области физики, химии, географии, геологии, металлургии, астрономии действительно впечатляют. Но нельзя обойти стороной и его литературные заслуги: учение о «трёх штилях» в своем рассуждении «О пользе книг церковных в российском языке», знаменитую реформу стихосложения и, конечно же, его выдающуюся поэтическую деятельность.

Позднее примером слияния естественно-научного мышления с художественным стало творчество Гёте. Ему было близко неделимое на эти две категории изучение мира. Он также считал, что и ученый, и художник воплощают одну цель в своих творческий усилиях – постижение тайн мироздания. И именно через такую оптику сам Гёте видел свою деятельность, не допуская относиться к себе исключительно как к поэту. Такой исследовательский метод привел Гёте к открытиям в остеологии, минералогии, метеорологии, ботанике, в учении о цвете.

Что объединяет искусство и науку

Промышленная революция создала эпоху специализации, когда наука обособляется, а ее открытия позволяют освещать те области, которые еще недавно были таинственными и малоизученными. Искусство же двигалось своим путем, все больше игнорируя науку. Разумеется, эта взаимная удаленность давала каждой из этих сфер возможность предельно сконцентрироваться на собственных достижениях. Со временем быть образованным человеком уже не значило разбираться в этих сферах.

Сегодня наука и искусство все еще стоят вдалеке друг от друга, однако эти области сообщающиеся. Искусство традиционно использует научные знания: математические и оптические представления влияют на развитие архитектуры и живописи. Но бесспорен и тот факт, что искусство способно принести ученому плодотворные интуиции, одарить его тонкими смыслами, увеличить его чувствительность, способность анализировать, расширять горизонты умственного созерцания.

Источник

Казалось бы, чем наука может отличаться от искусства, если главный компонент и одной и другой сферы выражается в единственной посылке – в творчестве?

Парадокс состоит в том, что на протяжении многих лет в западной и отечественной историографии, интервью представителей науки и искусства, других смежных сфер, исследователи обсуждают то, что и так очевидно – что наука должна быть понятной, нужной, но и доступной. Все эти три элемента в совокупности зависят от умений самих авторов работать с информацией, но так же и давать продукт, который не «утонет» в череде других однотипных. Согласимся, что представители науки и искусства по-отдельности далеко не всегда являются понятными для публики. Отдельные проявления акмеизма, имажинизма и других направлений искусства Серебряного века могут быть просто непонятны тем, кто с ними сталкивается. Так же как простое произнесение слова «антропология» представителями науки может быть неверно и абсолютно неправильно истолковано теми, кто с этим не связан близко. Однако, очевидно, что и одни, и другие, в своей сфере понимают, что они говорят. А ведь творческих людей понять трудно, не так ли?

Так что же такое творчество? Это процесс создания нового продукта. Популярное в лексиконе современной интеллигенции слово «креативность» в английском языке и предполагается как создание чего-то нового. А создавать новое можно везде: дома, на работе, на улице, в детском саду, на собственном столе… и в собственной голове. Так вот процесс творчества – это фундамент и науки, и искусства. И в этом, и в другом случае – это создание чего-то нового. Продукты мыслительной деятельности человека будут даже схожи: в науке – монография, в искусстве – роман; в науке – схема адронного коллайдера; в искусстве – картина, на которой изображены ученые, которые создают адронный коллайдер; в искусстве – художественный фильм; в науке – фильм документальный.

Как видно, даже продукты, которые создают представители разных сфер жизни общества – почти идентичные. Хотя такой известный ученый и мыслитель как Жан Бодрийяр уже бы сказал, что люди не создают ничего нового, а лишь копируют оригинал, который уже не существует – т.е. создают симулякр. Хочется согласиться и поспорить с автором одновременно. Ведь симулякр создается тогда, когда человек не прикладывает усилий, а вот если человек творит, то он создает оригинал, из которого другие будут создавать симулякры.

Не стоит, однако, говорить о том, что умением творить обладают не многие. При всей парадоксальности, к творческим людям нельзя отнести и половину населения Земли. Факторами формирования творческих умений и навыков являются как школа, так и внимание родителей; как личное желание человека что-то создавать, так и творческие задания, которые заставляют человека не только мыслить нестандартно, но и создавать что-то новое так, чтобы не получился давно изобретенный велосипед. Среда обитания человека, его социальное окружение или отсутствие этого окружения вырабатывают в человеке не только определенное отношение к действительности, но и помогают ему в нужные моменты включать именно те механизмы, которые заставляют человека как-то действовать в той или иной ситуации. В этом случае примеры «Робинзона Крузо», путешественников из романов Жюля Верна и других авторов, которые, зачастую рисуют идеальную, даже идеалистическую картину, все равно следует признать отвечающими самой логике использования человеком тех или иных умений и навыков, которые не просто заставляют повторять то, что было сделано другими, но и придумать что-то самостоятельно.

Это самый важный элемент творчества – самостоятельная деятельность. Поэтому когда молодой ученый, студент, только начинающий путь в науку, пишет свою первую работу (реферат, статью) можно понять насколько он подошел творчески к работе. Если он просто переписал известные сюжеты из книг, не дав при этом никакой аналитики, то его работа не имеет ни практической, ни интеллектуальной, ни творческой составляющей. К сожалению, многие диссертации даже пишутся на подобном уровне. А вот если человек, перед тем, как что-то написать поставил перед собой вопрос «а что я вообще хочу получить от своей работы?», то можно быть уверенным, что в такой работе мы увидим и цель, и задачи, и средства достижения результата и итоги проведенной работы.

Логичное из этого следствие рассуждений может отправить читателя к мысли, что если человек перед собой ставит вопрос «а что я хочу изобразить?» в искусстве тоже делает человека творческим. Так оно и есть. Соответственно умение самостоятельно ставить вопрос о том, какую цель нужно достигнуть, если пройти определенные этапы, одно из элементов творческой деятельности.
Однако, еще одна важная категория, которая относится и к науке, и к искусству. Человек, который что-то создает, творит, пишет, анализирует, сравнивает и т.д. должен понимать, что его продукт должен соответствовать одному – здравому смыслу. Иными словами: зачем к двухколесному горному велосипеду прибавлять еще одно колесо, если оно будет только мешать при движении по горам? Самый естественный ответ, который могут дать на такой вопрос: «Логично!» или не дать ответ вообще, ведь вопрос явно риторический.

При этом вполне очевидно, что наука и искусство это две стороны одной медали – сфер жизни общества. Понятно, что не каждый член социума может что-то создавать, творить, изобретать и изображать. Однако, те, кто это могут работать интеллектом так, чтобы что-то обществу дать, могут и не уметь выражаться научно или искусно создавать произведения для инструментального оркестра. Именно тут начинается вопрос о том, что все же и наука, и искусство имеют границы дозволенного.

Начнем с самого простого – с человеческого фактора. Мы уже сказали, что не каждый человек является креативным по своей природе. Не каждый умеет рисовать, писать, музицировать и т.д. И в тоже время не каждый человек способен одинаково хорошо писать научные статьи и литературные рассказы. Именно поэтому каждый человек должен понимать, что у него получается лучше. Именно в том направлении и работать, а не в другом.

Границей искусства и науки является и важная проблема – вымысел. Наше отношение к историческим вымыслам, особенно на примере отечественных фильмов о русской истории конца XIX – начала ХХ века, формулирует и проблему допустимости вымысла в двух сферах знания. В этом случае мы должны допустить, что в искусстве вымысел не просто возможен, он там необходим. А вот с вымыслом в науке все гораздо сложнее. Наука в целом претендует на четкое доказанное знание. Именно поэтому для науки элемент вымысла практически исключен. Хотя ведь можно и с долью художественного вымысла говорить о прогнозе погоды… Но ведь общество ждет от науки объективности и подлинности, как и того, что надеть завтра на улицу – шубу или комбинезон. Именно поэтому люди, склонные к излишней фантазии не могут заниматься наукой, они могут участвовать в обсуждении, могут быть даже экспертами (если это понимать в широком смысле), но никак не создавать научные проекты.

Проблема объективности – одна из важнейших проблем науки и искусства. Когда от ученых просят объективности, то мало задумываются о том, что любая объективность субъективна. Согласитесь, что для ученого объективность является самым центральным моментом создания готового научного продукта. В этой объективности не должно быть автора. В объективности не должно быть личного мнения. Объективность доказывается. Но при этом мы не должны забывать, что объективность для ученого зависит от тех детерминантов, которые он считает главными. При этом эти детерминанты практически не видны, ведь они представлены в совокупности с другими элементами. Искусство в этом случае не просто субъективно, но и должно быть таким, ведь «я художник, я так вижу». Именно поэтому наука и искусство будут отличаться друг от друга, не смотря на то, что средства и цели у них могут быть похожими.

Источник

Что объединяет искусство и науку

Наука и искусство — это две области деятельности, которые сопровождают развитие человечества на всем протяжении его существования.

Культуре в равной мере нужны наука и искусство. Для того чтобы наука приносила людям пользу и радость, а не вред и горе, она должна быть тесно связана с искусством. И ученый, и художник воссоздают мир во имя главной цели — постижения истины, красоты и добра.

Что объединяет искусство и науку

Людей науки и искусства объединяют мысль и творчество как историческая память человека. Однако наука и искусство решают разные задачи: первая изучает объективные законы мироздания, второе —отношение человека к миру, к другим людям, к самому себе.

Что объединяет искусство и науку

Еще в Древней Греции ученые задумались о роли искусства в жизни людей. Согласно греческой мифологии каждая из девяти дочерей бога Зевса и богини Мнемозины, являясь музой, покровительствовала определенной области творчества.

Что объединяет искусство и науку

1.Эрато – покровительница любовной поэзии – атрибут Лира

3.Каллиопа (имеющая прекрасный голос) – муза эпоса и знания. Изображена с дощечкой и резцом.

4.Клио (дарующая славу тем, кого она заносит в свой свиток)- муза истории ( Свиток и палочка для письма).

5.Терпсихора (любящая танцы) – муза танцев и хорового пения. В ее руке Лира и плектр (приспособление для игры на щипковых инструментах).

6.Мельпомена (поющая) – муза трагедии. Трагическая маска.

7.Талиямуза комедии. Комическая маска.

8.Полигимния (богатая гимнами) – муза греческой поэзии. Свиток в руке.

9.Уранияпокровительница астрономии. Небесный свод и циркуль.

Клио прошлых времен дела вещает потомству,

Мельпомена трагический вопль исторгает печали,

Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой,

Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея,

С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом,

Звезды небес изучает Урания, неба вращенье,

Жестами все выражая, Полигимния славит героев.

Что объединяет искусство и науку

Науки, искусства и ремесла того времени не были отделены друг от друга. Искусство, технику, мастерство обозначали одним словом — «технэ». Понятия «философ» и «поэт», «ремесленник» и «художник» не противопоставлялись друг другу.

Что объединяет искусство и науку

И в Древнем мире, и в Средние века искусство было неотделимо от религии. Архитектор в Древнем Египте обычно был жрецом, «посвященным». Художников и поэтов Китая потомки называли «мудрецами древности».

Посмотри фильм о роли искусства в Древней Греции

В эпоху Возрождения впервые утвердилось понимание искусства, близкое к современному. Искусство объединяло все виды художественного творчества, тем самым отделяя его от других видов человеческой деятельности.

О каком предназначении муз говорит древнеримский поэт Авсоний?

• О музе какого вида искусства не упоминается в стихах Авсония, в мифах Древней Греции?

• Какие виды искусства знакомят вас с образами муз?

• Рассмотрите иллюстрации. Вспомните знакомые вам музыкальные сочинения. В какой мере творчество архитектора, музыканта, живописца, скульптора основывается на науке, а в какой — на искусстве? Приведите конкретные примеры.

Посмотри ЗДЕСЬ видео-фрагмент Наука и Музыка

Знание научное и знание художественное

Многогранная личность Леонардо да Винчи (1452—1519) — основоположника художественной культуры Высокого Возрождения — вот уже пять столетий восхищает человечество. Этот итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) был еще и писателем, ученым и инженером, изобретателем и анатомом.

Его гениальные догадки как ученого, инженера, конструктора намного опередили современную ему эпоху. Он научно обосновал принципы воздушной перспективы, высказал научные предположения об особенностях зрения человека. Живопись он рассматривал как универсальный язык, способный воплотить все многообразные проявления разумного начала в природе.

На примерах деятельности Леонардо да Винчи можно понять, насколько неразрывно научное и художественное творчество.

Что объединяет искусство и науку

Рисунок «Витрувианский человек» символизирует внутреннюю симметрию, Божественную пропорцию человеческого тела. Две наложенные одна на другую фигуры вписаны в круг и квадрат. Этот рисунок определил канонические пропорции изображения человека для европейского искусства последующего времени. В XX в.На основе этого рисунка была составлена шкала пропорций, которая повлияла на образные решения современной архитектуры.

Посмотри ЗДЕСЬ видео-фрагмент о Леонардо да Винчи.

Удивительны тексты Леонардо да Винчи, которыми он сопровождает свои рисунки компаса и плуга: «Настойчивое упорство», «Препятствие не сгибает меня. Всякое препятствие разрушается упорством. Не оборачивается тот, кто устремлён к звезде».

Прочитайте басню Леонардо да Винчи.

Случилось так, что комочек снега очутился на верхушке скалы. и стал он размышлять:

— Вот, не надлежит ли считать меня зазнавшимся и гордецом из-за того, что я, малый ком снега, нахожусь на столь высоком месте, и допустимо ли, что такое великое множество снега, какое отсюда видно мне, лежит ниже меня? Поистине, ничтожная моя толика не заслуживает этой высоты, о чем хорошим назиданием. служит мне то, что сделало вчера солнце с моими сверстниками, которые. были солнцем растоплены. Я же хочу спастись от гнева солнца и найти место, соответствующее моей значимости.

И вот ринулся он вниз и стал спускаться, катясь с высоких откосов поверх другого снега; но чем ниже искал он себе места, тем больше росла его величина. и был он последним, которого в то лето растопило солнце.

Сказано для тех, кто смиренен: те и вознесены будут.

Ответь на вопрос: Как можно трактовать мораль басни?

Портреты кисти Леонардо да Винчи — это образы свободных духом, добродетельных и талантливых людей. К ним относится и самый знаменитый портрет — «Джоконда», или «Мона Лиза». Он произвел ошеломляющее впечатление на современников художника. Один из них писал: «Изображение это давало понять всякому, кто хотел постичь, насколько искусство способно подражать природе…»

Что объединяет искусство и науку

В портрете художник воплотил возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния. Важным элементом композиции стал пейзаж космического масштаба, тающий в холодной дымке.

Взгляд Моны Лизы исполнен мудрости и спокойствия. Сам Леонардо называл глаза распахнутыми окнами, открывающими душе все красоты мира, которые заставляют ее смириться с заточением в телесной оболочке.

Картина Леонардо да Винчи, как и музыка Моцарта — загадка мира и внутренней жизни человека, неизмеримое богатство его души.

Послушайте ЗДЕСЬ Симфонию№ 40 (1-ю часть) В.-А. Моцарта. Какие особенности портрета и музыки раскрывают глубину и противоречивость их образов?

Что объединяет искусство и науку

Любое научное знание воспринимается всеми одинаково. Например, закон Архимеда, теорема Пифагора, законы всемирного тяготения существуют как данность. В науке каждое новое открытие может перечеркнуть сложившиеся представления о тех или иных явлениях. Например, открытие Магелланом Америки стало веским основанием для опровержения представлений человечества о том, что Земля плоская. До XVII в. считалось, что центром Вселенной является Земля (геоцентрическая система). После открытия Коперника человечество признало, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца (гелиоцентрическая система).

Что объединяет искусство и науку

В искусстве каждое новое явление не отменяет ценности старого. Раскопки археологов открыли миру удивительное изящество и художественное совершенство изделий мастеров древности. Главной темой искусства во все времена был человек. Но его изображение в дошедших до нас художественных произведениях разных эпох различно. И нас не смущают схематичность или нарушение пропорций в изображениях прошлого. Что объединяет искусство и науку

Что объединяет искусство и науку

Что объединяет искусство и науку

Что объединяет искусство и науку

Что объединяет искусство и науку

Что объединяет искусство и науку

Донателло (Donatello, полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди, итал. Donato di Niccolò di Betto Bardi, ок. 1386 — 13 декабря 1466, Флоренция) — один из самых замечательных итальянских скульпторов эпохи Возрождения, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета.

Одна из его первых работ — горельеф (фр. haut-relief, высокий рельеф) из мелкозернистого камня, находящийся в церкви Санта-Кроче, во Флоренции, и изображающий Благовещение.

Все искусства рассказывают нам о человеке своего времени. И народная песня, существовавшая в устной традиции, и древние культовые песнопения, которые сегодня можно услышать благодаря современной расшифровке, также дают представление о человеке.

Послушай ЗДЕСЬ музыкальные фрагменты:

Источник

Что общего между наукой и искусством?

Что объединяет искусство и науку

Что общего между наукой и искусством? Кто-то, наморщив лоб, ответит, что и то, и другое – изобретение человеческого разума, но по сути – совершенно несвязанные явления. Но это в корне неверно.

И искусство, и наука родились из извечной потребности человека в познании. По сути – искусство есть «мать наук», оно возникло куда раньше и постоянно вбирало в себя все формы познания. Тем не менее, на определенном этапе пути науки и искусства разошлись, и каждый вид деятельности занял свою специфическую нишу.

Ни одна картина или книга еще не обогрела человека физически (разве что если кинуть произведение искусства в костер, как делал из нужды Пикассо), но и ни одна химическая формула не пробудила в чьем-то сердце сострадания к ближним.

Что объединяет искусство и науку

Получается, что для физического выживания более полезна наука, которая помогает прокормиться, согреться, защититься от опасностей окружающего мира нашему телу. Но без искусства не будет духовной пищи, которая позволяет человеку не зачахнуть, не погрязнуть в материализме, не разочароваться в бытие. Искусство – пища для наших душ.

Искусство позволяет испытать катарсис – чувство, описанное Аристотелем; оно очищает, дает душе отдохновение, облагораживает личность, способствует ее гармонизации. Наука может сдвинуть горы, но не сделает человека добрее.

Получается, что искусство и наука – противоположные грани познания? Но наблюдательный человек найдет и места, где эти грани пересекаются. Ранее наука заставляла человека двигаться вперед и вперед, не считаясь со средствами (не верите – почитайте хотя бы «Таинственный остров» Жюля Верна и оцените, как новоявленные островитяне обращаются с приютившей их землей). Тем не менее, в последнее время искусств,о всегда служившее моральным ориентиром, активно «перетягивает» науку нас свою сторону. В наше время наука провозглашает заботу о природе и сохранении нравственности путем создания доказательной базы, искусство же дополняет эту работу яркими, эмоциональными образами, оставляющими следы в памяти и сердце.

С практической стороны, если углубляться в детали – наука помогает художникам развивать технические приемы, создавая новые инструменты, изучая строение живого и неживого, а искусство помогает науке иллюстрациями и аккомпанементом.

Не станем же разделять Искусство и Науку – двух сестер, вечно пытающихся превзойти одна другую, но и помогающих друг другу достигать собственных целей. В целом, у них весьма гармоничные отношения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *