Что объединяет андрея болконского и пьера безухова

Сочинение: Дружба Пьера Безухова и Андрея Болконского в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)

(698 слов) В роман-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстой очень подробно описывает период кровопролитных наполеоновских войн. Однако военная тематика не исчерпывает все идейное своеобразие книги. Писатель наглядно продемонстрировал много ярких и многогранных персонажей, обладающих глубокими и интересными характерами. Можно заметить, что два героя представляют особый интерес для читателей. Именно жизненные пути Безухова и Болконского ведут читателя к постижению истинных ценностей. На протяжении повествования завязываются дружеские отношения между внебрачным сыном графа (Пьером Безуховым) и князем (Андреем Болконским). Они отличаются не только по статусу, но и по возрасту, темпераменту, характеру. Так почему же между ними возникла такая крепкая дружба? Попытаемся выяснить.

Главный секрет дружбы Пьера и Андрея заключается в том, что они являются родственными душами. Герои близки по своим взглядам, приоритетам и жизненным ориентирам. Их связывает и взаимоуважение. Безухов высоко ценит мнение Болконского, а тот ощущает ответственность за Пьера. Андрей стремится научить своего приятеля чему-то новому, он даёт ему советы старшего товарища, пытаясь, например, отгородить Пьера от компании Курагина.

В отличие от большинства светских юношей, персонажи не могли сидеть без дела и довольствоваться растратой доставшихся в наследство капиталов. Оба героя ищут свое призвание, но не находят его в роскошных гостиных. Их несоответствие окружению становится очевидным на первых же страницах — в салоне Анны Павловны. Болконский в салоне Шерер является своим человеком, ведь его с раннего детства обучали светским манерам. Тем не менее, на его лице застыло выражение замкнутости и скуки. Оно даже кажется некрасивым, хотя князь хорош собой. А вот Безухов оказывается в данной компании в первый раз. Для него такая обстановка становится весьма необычной. Персонаж с особым интересом следит за людьми и пытается вступать в разговор с ними. Однако герою все же не хватает светских манер. Не соблюдая правил, Безухов вступает в спор о французском императоре. Читатель замечает, что и Пьер, и Андрей всерьёз увлечены данной личностью. По мнению персонажей, Наполеон является настоящим образцом для подражания. В отличие от всех остальных, они не боятся выжать свое мнение, хоть оно и не популярно. Герои схожи ещё и тем, что в ходе развития событий они меняют свое отношение к французскому императору.

Дружба объединила героев и потому, что у них похожие жизненные цели. Болконский и Безухов стремятся служить на благо обществу и быть полезными ему. Можно заметить, что товарищи разговаривают не только о личных проблемах, но и обсуждают политические и общественные вопросы. Например, Безухов говорит Болконскому о своих преобразованиях в хозяйстве, а тот к тому моменту уже произвел такие же реформы. Оба барина стремятся снизить нагрузку на крестьян и сделать их жизнь более обеспеченной. Только Пьер поступает как философ, далекий от реалий крестьянского быта. Он хочет учредить школы, но за его спиной крестьяне даже платят взятки, лишь бы местный священник не учил их детей. Пьер желает выделить деньги на медицинский уход, но ушлый староста лукавит и обманывает его. Его реформам не хватает знания жизни и практических навыков управления людьми. А Андрей существенно облегчил быт крестьян, снизив подати и позволив им автономно жить и работать. Люди сами организовывали свою общину так, как лучше. В этом примере становится очевидна разница товарищей: один далек от практики, но стремится к идеалу, а второй более деловит и приземлен, а потому довольствуется постепенным ростом крестьянского благосостояния.

Но Пьера и Андрея объединяет нечто более существенное — стремление к развитию. Каждый из героев пребывает в постоянном поиске смысла жизни. Пьеру и Андрею пришлось пройти непростой путь нравственных исканий, чтобы осознать истинные ценности. Герои пережили немало разочарований на своем пути. Товарищи приходят к выводу, что нет ничего важнее созидательного труда во благо страны. К героям пришло осознание того, что смысл жизни состоит из простых человеческих радостей: семьи, любви, призвания.

Дружба Безухова и Болконского проходит испытание любовью. Пьер и Андрей влюбляются в одну девушку – Наташу Ростову. Однако это не приводит к разрыву их дружбы. Любовь, напротив, способствует появлению нового витка в дружеских отношениях персонажей. Пьера по праву можно считать хранителем любви Болконского и Ростовой. Безухов проявляет истинное благородство, пытаясь помирить Наташу и Андрея. А ведь он влюблен в девушку, но не позволяет себе мешать счастью друга.

Таким образом, дружба Болконского и Безухова — это единство двух противоположностей, направленных к одной цели. Оба друга черпают в общении силы и идеи для духовного роста. Они разные, но их объединяет главное — мировоззрение. И Андрей, и Пьер ищут смысл жизни и находят его в истинных жизненных ценностях: любви, патриотизме, семье, призвании.

Источник

Андрей Болконский и Пьер Безухов — сравнительная характеристика героев романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»

Описание внешности, манера поведения, речь

На первых страницах романа Андрей Болконский и Пьер Безухов появляются в салоне Анны Павловны Шерер. Безухову в это время двадцать лет, а Болконскому — двадцать семь. Они различны по внешности, манере поведения и манере говорить.

Пьер Безухов толст, массивен, носит очки. Он выше среднего роста, одет модно: в светлые панталоны, коричневый фрак, на шее — высокое жабо. Руки у него толстые, большие, красные. Взгляд умный, наблюдательный, выражение лица серьёзное, немного угрюмое, но улыбка детская, открытая. Он отличается рассеянностью, неуклюжестью. Обращается Пьер с людьми дружелюбно, говорит откровенно, часто с горячностью, но не имеет таланта убеждать собеседника. На вечерах он танцует в тех случаях, когда не хватает кавалеров, причём боится спутать фигуры.

Андрей Болконский красив, невысок, с маленькими белыми руками. На светских вечерах он появляется в военном мундире, с саблей. В салоне Шерер он кажется усталым, скучающим, со светскими людьми говорит сухо, резко. При этом иногда на лице его появляется презрительная улыбка или даже гримаса, портившая его красивая лицо. Но с приятными ему людьми Болконский говорит ласково, по-доброму улыбаясь им. Он говорит убедительно, ясно излагает свои мысли, знает, что в светском обществе не стоит говорить всё, что думаешь. Болконский умеет правильно вести себя в светском обществе, он хороший танцор, и танцевать ему нравится.

Происхождение. Воспитание

Пьер воспитывался за границей, куда его в десятилетнем возрасте вместе с гувернёром-аббатом отправил отец. Вернулся в Россию он, когда ему было двадцать лет. Отец, живущий в Москве, направил сына в Петербург, посоветовав выбрать себе карьеру, но тот так и не смог выбрать дело по душе и участвовал в разгульной жизни Анатоля Курагина.

Отец князя Андрея, генерал-аншеф Николай Андреевич Болконский воспитал в сыне трудолюбие, привычку вести деятельный образ жизни, приучил к чтению, помог развить память и ум.

Сходства и различия в характерах

Пьера Безухова и Андрея Болконского объединяет порядочность, великодушие, интерес друг к другу. Они оба умны, любят Родину, стараются быть справедливыми, облегчить жизнь своих крепостных.

Различие в характерах состоит в том, что князь Андрей — это гордый, честолюбивый, волевой человек. Ему присущи такие черты характера как скептицизм, сдержанность, деловитость, он не склонен к мечтательности.

Пьер Безухов — человек добродушный, слабохарактерный. Он наивен, склонен к лени и мечтательному философствованию. Пьер несдержан, у него может быть приступ бешенства, если люди ведут себя нагло (например, Элен, Анатоль).

Деятельность

В отличие от Пьера, князь Андрей имел «практическую цепкость» и, вернувшись домой после ранения под Аустерлицем, умело обустроил своё имение Богучарово и так вёл дела, что во многом облегчил положение своих крестьян.

Главным же делом князя Андрея была военная служба. С 1805 года он был адъютантом Кутузова и участвовал в европейских военных кампаниях. В Аустерлицком сражении он совершил подвиг — бросился со знаменем вперёд, поднял батальон в атаку и получил ранение головы. Во время Отечественной войны 1812 года князь командовал полком, пользовался большим уважением у солдат. В Бородинском сражении был ранен в живот.

Семейная жизнь, любовь

В семейной жизни не были счастливы ни князь Андрей, ни его жена Лиза. Хорошенькая Лиза Болконская была воспитана в светском обществе и не мыслила без него жизни. Это была милая девушка с весёлым нравом. Женившись, Болконский скоро охладел к жене, поскольку ему надоело её легкомыслие, приверженность к балам, светским вечерам. Лиза была милая, верная, но не умная, поэтому князю было с ней скучно. После того, как Лиза умерла в родах, князь Андрей чувствовал раскаяние в том, что обижал её своим холодным отношением.

Через некоторое время Болконский полюбил Наташу Ростову, она тоже его полюбила и согласилась стать его женой. Свадьбу пришлось отложить на год — такое условие поставил князю Андрею его отец. В то время как Андрей Болконский был за границей, Наташа увлеклась Анатолем Курагиным, и помолвка Болконского с ней расстроилась. Наташа потом раскаивалась, что принесла ему горе, и князь Андрей перед смертью её простил.

Пьер тоже не нашёл счастья, женившись на Элен, которая стала изменять ему. Вскоре они расстались, но считались по-прежнему супругами. После смерти Элен и князя Андрея Пьер Безухов и Наташа Ростова поженились и были очень счастливы в браке.

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

До 1812 года Болконским и Безуховым был пройден непростой путь духовных исканий.

Князь Андрей после ранения под Аустерлицем в военной службе был разочарован и хотел жить только для близких людей: отца, сына, сестры. Но он был патриотом и вскоре захотел принести пользу Родине, составив записки о военном уставе. Он привёз их государю и был включён в комиссию по составлению военного устава. Познакомившись со Сперанским, Болконский разочаровался в его деятельности по подготовке государственной конституции и стал считать, что люди не могут изменить жизнь в государстве, да и свою тоже. Тяжело раненный в Бородинском сражении, Болконский стал считать, что смысл жизни состоит в любви не только к близким людям, но и к недругам.

Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова (таблица)

Сравнительные параметры

Пьер Безухов

Андрей Болконский

Возраст20 лет (в 1805 году)27 лет (в 1805 году)Внешность, манера поведенияПьер Безухов — толстый молодой человек в очках. У него умный взгляд, добрая улыбка. Одевается он модно, ведёт себя на светских вечерах естественно, что там было не принято.Князь Андрей — невысокий человек с красивым, выразительным лицом, на котором иногда появляется презрительная улыбка, относящаяся к людям света. В обществе он появляется в военной форме, с саблей. Умеет хорошо держаться в обществе.Характеристика речиГоворит то, что думает. В спорах часто горячится вместо того, чтобы привести убедительные доводы. Не очень верно излагает свои мысли.Хороший оратор, его слушают в свете. Он уверен, что не все свои мысли можно сообщать окружающим.ПроисхождениеТитул графа получил в 20 лет после того, как был признан законным сыном графа Безухова.С рождения носит титул князя.ДеятельностьБыл одно время во главе петербургского масонства, но вскоре в нём был разочарован.Был адъютантом Кутузова, а во время Отечественной войны — командиром полка.Черты характераБезволие, слабохарактерность.Сильная воля, твёрдость характера.Легко попадает под чужое влияние.Самостоятелен в суждениях и поступках.Открыто выражает свои чувства.Сдержан, не любит показывать свои чувства и переживания.Ленив.Деятелен, трудолюбив.Любит мечтать.Не склонен к мечтательности.Имел атеистические убеждения, но со временем поверил в высшие силы.Как и отец, является атеистом.Патриот России.Патриот России.

Вывод

Любимые герои Толстого в романе «Война и мир», Андрей Болконский и Пьер Безухов, прошли сложный жизненный путь. Их сравнительная характеристика показывает сходство и различие в характерах этих персонажей и в их отношении к жизни и к людям. К пониманию смысла жизни они пришли трудным путём размышлений и разочарований и поняли, что в любви и всепрощении заключён настоящий смысл жизни.

Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Источник

Пьер Безухов и Андрей Болконский: сравнительная характеристика героев

Произведение Толстого «Война и мир» затрагивает массу социальных проблем. В романе множество главных и второстепенных персонажей, изучение образов которых позволяет почувствовать атмосферу того времени. К числу центральных героев книги относятся Андрей Болконский и Пьер Безухов. Сравнительная характеристика этих персонажей помогает читателям понять их мысли, стремления и мотивы поступков.

Что объединяет андрея болконского и пьера безухова

Путь Болконского

Андрей — сын князя Николая Болконского. Юноша был красивым и богатым, он женился на симпатичной женщине, однако бросил успешную карьеру и решил сменить образ жизни. Подобные перемены были объяснены его желанием найти свое предназначение.

В начале романа мужчина мечтает о всенародной любви, подвигах, славе. Его кумиром становится Наполеон, Болконский хочет во всем быть на него похожим. Он решает стать военным, но после битвы под Аустерлицем понимает — все его мечты пустые.

Болконский вернулся домой. Его надежде было не суждено сбыться, так как жена умирает в родах. Андрей впадает в депрессию, и только общение с Пьером заставляет его иначе смотреть на случившееся.

На балу Болконский встретился с Наташей Ростовой. Ему нравится девушка, он начинает за ней ухаживать. Государственная деятельность отвлекает Андрея, он живет надеждой на свадьбу с Наташей. Но девушка выбирает Курагина и присылает письмо Болконскому с отказом.

Встреча с Пьером в Богучарове окончательно меняет Андрея. Он занялся обустройством имения и воспитанием сына. В Отечественной войне 1812 года мужчина не смог оставаться в стороне, поэтому отправился защищать родину.

«Война» и «мир» у Толстого — это два универсальных состояния человеческого бытия. В ситуации «войны» люди теряют историческую память и общую цель, живут сегодняшним днем. Общество распадается на атомы и жизнью начинает править эгоистический произвол. Такова наполеоновская Франция, но такова и Россия придворных кругов и светских гостиных. В 1805 году именно эта Россия определяет во многом жизнь всей страны. Великосветская чернь — это царство интриги, где идет взаимная борьба за личные блага, за место под солнцем. Суть ее олицетворяет возня Курагиных с мозаиковым портфелем у постели умирающего графа Безухова. Семейка Курагиных несет одни беды и несчастья в мирные «гнезда» Ростовых и Болконских. Те же самые «маленькие наполеоны» в генеральских эполетах приносят России поражение за поражением и доводят ее до позора Аустерлица. Мучительно переживают состояние всеобщего хаоса и эгоистического распада лучшие герои романа. Пьер Безухов невольно оказывается игрушкой в руках ловких светских хищников и интриганов, претендующих на его богатое наследство. Пьера женят на Элен, а потом втягивают в неле-(*118)пую дуэль с Долоховым. И все попытки героя решить вопрос о смысле окружающей его жизни заходят в тупик. «О чем бы он ни начинал думать, он возвращался к одним и тем же вопросам, которых он не мог разрешить и не мог перестать задавать себе. Как будто в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь. Винт не входил дальше, не выходил вон, а вертелся, ничего не захватывая, все на том же нарезе, и нельзя было перестать вертеть его». Пьер перебирает одно за другим противоречивые впечатления бытия, пытаясь понять, «кто прав, кто виноват, какая сила управляет всем». Он видит причины отдельных фактов и событий, но никак не может уловить общую связь между ними, так как эта связь отсутствует в самой жизни, которая его окружает. «Все в нем самом и вокруг него представлялось ему запутанным, бессмысленным и отвратительным».

В ситуации «мира» жизнь, напротив, обнаруживает скрытый смысл и разумную целесообразность. Это общая жизнь людей, согретая теплом высшей нравственной истины, приводящая личный интерес в гармоническое согласие с общими интересами всех людей. Именно такой «мир» возникает в ходе войны 1812 года. Ядром его окажется народная жизнь, в которую войдут лучшие люди из господ. И в этот период большая часть людей как будто бы не обращает внимания на общий ход дел. Неверно думать, будто бы «все люди от мала до велика были заняты только тем, чтобы жертвовать собою, спасать отечество или плакать над его погибелью». И солдаты в отступающей за Москву армии «думали о следующей трети жалованья, о следующей стоянке, о Матрешке-маркитантше и тому подобное…». Но теперь в их личную жизнь вошло новое чувство, которое Толстой называет «скрытой теплотой патриотизма» и которое невольно объединяет всех честных русских людей в «мир», в большую дружную семью. Это новое состояние русской жизни по-новому отзывается и в душевном самочувствии героев Толстого. «Главный винт» в голове Пьера теперь «попадает в резьбу». Противоречивые впечатления бытия начинают связываться друг с другом, по мере того как Пьер входит в общую жизнь накануне и в решающий день Бородинского сражения. На вопросы «кто прав, кто виноват и какая сила управляет всем?» теперь находятся ясные и, простые ответы. Жизненный путь главных героев «Войны и мира» Андрея Болконского и Пьера Безухова — это мучительный поиск вместе с Россией выхода из личного и общественного разлада к «миру», к разумной и гармоничной общей жизни (*119) людей. Андрея и Пьера не удовлетворяют мелкие эгоистические интересы, светские интриги, пустое словоизвержение в салоне Анны Павловны Шерер. Душа этих людей открыта всему миру, отзывчива на все впечатления окружающего бытия. Они не могут жить не размышляя, не решая для себя и для людей главных вопросов о смысле жизни, о цели человеческого существования. Но при известном сходстве между героями есть и существенное различие, чрезвычайно важное для автора романа-эпопеи, имеющее прямое отношение к главному содержанию «Войны и мира». Далеко не случайно, что Андрею суждено умереть на героическом взлете русской жизни, а Пьеру пережить его; далеко не случайно, что Наташа Ростова останется для Андрея лишь невестой, а для Пьера будет женой. Уже при первом знакомстве с героями замечаешь, что Андрей слишком собран, решителен и целеустремлен, а Пьер чересчур податлив, мягок и склонен к сомнениям, размышлениям. Пьер легко отдается жизни, попадая под ее влияние, предаваясь разгулам и светским кутежам. Понимая никчемность такой жизни, он все-таки ведом ею; требуется толчок, резкое потрясение, чтобы выйти из ее разрушительной колеи. Иной Андрей: он не любит плыть по течению и скорее готов подчинить себе жизнь, чем довериться ей. В самом начале романа Андрей предстает перед нами человеком, четко знающим свою цель и верящим в свою звезду. Он мечтает о славе, о торжестве русской армии. Его кумиром является Наполеон. Но в сознании князя Наполеон выглядит персонажем героической поэмы, отвечающим тем понятиям о героическом, какие завещал нам русский XVIII век. «Блажен, когда, стремясь за славой, он пользу общую хранил»,- провозгласил Державин «формулу» такого героизма. В нем есть доля болконской гордости, которую Андрей унаследовал от своего отца, государственного человека екатерининского времени. В мечтах о славе князь Андрей не индивидуалистичен, в них органически входит стремление к общей пользе. Но эти мечты слишком возвышенны и далеки от реальностей русской жизни нового времени, когда героизм стал не привилегией избранных, а достоянием многих, когда Россия шла к торжеству народной освободительной войны.

В начале своего жизненного пути князь Андрей мечтает о подвиге, подчеркнуто обособляя себя от мира простых людей. Ему кажется, что история творится в штабах армии, ее определяет деятельность высших сфер. Его героический настрой требует, как пьедестала, гордой обособленности от (*120) людей. Тушин спас армию в Шенграбенском сражении, логически князь это понимает. Но сердечным своим существом он не может признать в Тушине героя: очень уж невзрачен и прост этот «капитан без сапог», спотыкающийся о древко взятого в плен у французов знамени. В душевном мире князя Андрея на протяжении всей кампании 1805 года назревает и разрастается драматический раскол между высоким полетом его мечты и реальными буднями воинской жизни. Вот князь едет в штаб, окрыленный продуманным им проектом спасения армии. Но в глаза ему бросается беспорядок и неразбериха, царящие в войсках, бесконечно далекие от его идеального настроя. Князь брезгливо морщится, и в этот момент к нему обращается жена лекаря с просьбой защитить ее от притеснений обозного офицера. Князь вступается, восстанавливает справедливость, но испытывает при этом оскорбительное для себя чувство. Не поднимая глаз, он «отъехал от лекарской жены, называвшей его спасителем, и, с отвращением вспоминая мельчайшие подробности этой унизительной сцены, поскакал дальше к той деревне, где, как ему сказали, находился главнокомандующий». Вновь контраст между возвышенным идеалом и трезвой жизненной реальностью: едет спасать армию, но спасает лекарскую жену. Этот контраст настолько мучителен, что князь Андрей с озлоблением смотрит на окружающую его солдатскую жизнь: «Это толпа мерзавцев, а не войско». Князь не может простить жизни независимого от его желаний развития. И когда в начале Аустерлицкого сражения наступает торжественно-радостная минута, князь с благоговением смотрит на знамена, официальные символы воинской славы, а потом бежит к своей мечте, к своему «Тулону» впереди всех со знаменем в руках. Но и эта героическая минута наполняется впечатлениями, далекими от высоких устремлений его мечты. Поверженный, с древком знамени в руках, он увидит над собой небо, «неизмеримо высокое, с тихо ползущими по нем серыми облаками: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал,- подумал князь Андрей,- не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист,- совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу. » (*121) С высоты бесконечно далекого неба, куда устремилась его возвышенная душа, мелкими и наивными показались недавние мечты. И когда, обходя поле боя, перед князем Андреем остановился Наполеон, по достоинству оценивший его героический порыв, былой кумир вдруг поблек и съежился, стал маленьким и тщедушным. «Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял…» В душе Андрея совершается переворот. Он вспомнил княжну Марью, взглянув на образок, «который с таким чувством и благоговением навесила на него сестра». И «тихая жизнь, и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему. Он уже наслаждался этим счастием, когда вдруг являлся маленький Наполеон с своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастия других взглядом…».

Так позвала к себе князя земля. Он вспомнил о жене, «маленькой княгине», и понял, что в своем пренебрежительном отношении к ней часто был несправедлив. Честолюбивые мечты сменились тягой к простой и тихой семейной жизни. Именно таким, неузнаваемо подобревшим и смягченным возвращается князь Андрей из плена в родное гнездо. Но жизнь мстит ему за его болконскую гордость, за чрезмерную отвлеченность идеальных стремлений. В момент приезда умирает от родов жена, и князь Андрей читает на ее застывшем лице вечный укор: «Ах, что вы со мной сделали?» Всеми силами души князь пытается теперь овладеть простой жизнью, наполненной заботами о хозяйстве, о родных, об осиротевшем маленьком сыне. Есть трогательная человечность в опростившемся Андрее, когда он, сидя на маленьком стуле, капает капли в рюмку у постели больного ребенка. И в то же время чувствуешь, что эта человечность дается ему с трудом. Князю кажется, что жизнь его кончена в тридцать один год, что сама сущность жизни жалка и ничтожна, что человек беззащитен и одинок. Из тяжелого душевного состояния выводит Андрея Пьер. Он посещает друга в Богучарове в счастливую пору своей жизни. Пьер в зените увлечения масонским учением, он нашел смысл жизни в религиозной истине. Пьер убеждает князя Андрея, что его суждения о жизни безотрадны и грустны, так как ограничены только земным миром и земным опытом. «Вы говорите, что не можете видеть царства добра и правды на земле. И я не видал его; и его нельзя (*122) видеть, ежели смотреть на нашу жизнь как на конец всего. На земле, именно на этой земле (Пьер указал в поле), нет правды — все ложь и зло; но в мире, во всем мире есть царство правды, и мы теперь дети земли, а вечно — дети всего мира. Разве я не чувствую в своей душе, что я составляю часть этого огромного, гармонического целого? Разве я не чувствую, что я в этом бесчисленном количестве существ, в которых проявляется божество,- высшая сила,- как хотите,- что я составляю одно звено, одну ступень от низших существ к высшим? Ежели я вижу, ясно вижу эту лестницу, которая ведет от растения к человеку… отчего же я предположу, что эта лестница прерывается со мною, а не ведет все дальше и дальше до высших существ. Я чувствую, что я не только не могу исчезнуть, как ничто не исчезает в мире, но что я всегда буду и всегда был».

«Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, надо любить, надо верить,- говорил Пьер,- что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там, во всем (он указал на небо)».

Андрей слушает эти восторженные и сбивчивые доказательства Пьера и спорит с ними. Но происходит парадоксальная вещь. Взгляд его оживляется тем более, чем безнадежнее становятся его суждения. Логический смысл слов и фраз князя начинает расходиться с тем внутренним чувством, которое он переживает. Упорно доказывая Пьеру, что разобщенность между людьми неизбежна, Андрей самим фактом высказывания этих мыслей опровергает их правоту. Логически расходясь с Пьером в этом споре, душевно князь все более и более сближается с ним. Поверх логики спора между друзьями происходит живое человеческое общение. И когда в разгаре спора Пьер восклицает: «Вы не должны так думать!» — «Про что я думаю?» — неожиданно спрашивает Андрей. Он живет уже не тем, что выражают его слова. «Князь Андрей не отвечал. Коляска и лошади уже давно были выведены на другой берег и заложены, и уж солнце скрылось до половины, и вечерний мороз покрывал звездами лужи у перевоза, а Пьер и Андрей, к удивлению лакеев, кучеров и перевозчиков, еще стояли на пароме и говорили». А «выходя с парома», Андрей «поглядел на небо, на которое указал ему Пьер, и в первый раз после Аустерлица он увидал то высокое, вечное небо, которое он видел, лежа на Аустерлицком поле, и что-то давно заснувшее, что-то луч-(*123)шее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе». Так встреча с другом в глухом Богучарове оказалась для Андрея не менее значительным событием, чем его участие в битве под Аустерлицем. И когда Андрей заезжает потом в Отрадное по своим делам, он лишь внешне тот же, разочарованный и одинокий. По пути в Отрадное князь видит старый дуб, оголенный и корявый посреди свежей весенней зелени. «Таков и я»,- думает он, глубоко ошибаясь. И дуб уже напитан изнутри живыми весенними соками, и Андрей пробужден к возрождению свиданием с Пьером. Довершает обновление встреча с Наташей и негласное общение с нею лунной ночью в Отрадном. На обратном пути князь с трудом узнает старый дуб, позеленевший и помолодевший. «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год,- вдруг окончательно, беспременно решил князь Андрей.- Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!» Обратим внимание, в каких усложненных синтаксических формах передает Толстой зарождение в душе Андрея нового взгляда на жизнь, как сопротивляется гордое существо героя трудному появлению его на свет. Сама мысль князя тут «корява», как ветви дуба с пробивающейся на них молодой, зеленой листвой. Толстого часто упрекали в стилистической переусложненности языка. А. В. Дружинин, например, советовал ему сокращать сложные предложения, убирать многочисленные «что» и «чтобы», ставя на место их «спасительные» точки. Но Толстой не внял советам эстетически изысканных друзей. Ведь сейчас ему важно передать, а точнее — уловить изображением не готовую, а рождающуюся мысль, показать сам процесс ее рождения. Стилистическая и синтаксическая непричесанность тут содержательна и имеет глубокий художественный смысл. Что же нового появилось теперь в гордом характере Болконского? Если раньше, под небом Аустерлица, он мечтал жить для других, отделяя себя от них, то теперь в нем проснулось желание жить вместе с другими. Прежнее стремление к пользе общей принимает в духовном мире князя Андрея качественно иное содержание. В нем нарастает демократическая по своей природе потребность в общении, жажда жить в людях и среди людей.

И князь покидает деревенское уединение, уезжает в Петербург, попадает в круг Сперанского, принимает участие в разработке проекта отмены крепостного права в России. Жизнь зовет его к себе с новой силой, но, верный своему болконскому характеру, Андрей вновь увлечен деятельностью высших сфер, где планы, проекты и программы летят поверх сложной и запутанной жизни. Вначале Андрей не ощущает искусственности тех интересов, которыми одержим кружок Сперанского, он боготворит этого человека. Но является Наташа на первый свой бал. Встреча с нею возвращает князю Андрею острое ощущение «естественных» и «искусственных» ценностей жизни. Общение с Наташей освежает и очищает душу князя, проясняет призрачность и фальшь Сперанского и придуманных им реформ. Он «приложил права лиц, которые распределял по параграфам», к своим мужикам, к Дрону-старосте, и ему «стало удивительно, как он мог так долго заниматься такой праздной работой». Через Наташу продолжается приближение князя Андрея к жизни земной, приобщение к ней еще более полнокровное, чем в Отрадном: он влюблен и, казалось бы, близок к счастью. Но в романе сразу же предчувствуется невозможность его. Ростовы, особенно восприимчивые к малейшей фальши, с тревогой наблюдают за Наташей и ее женихом. Старой графине брак дочери с Андреем кажется «чем-то странным и неестественным». А Наташа? Она, конечно же, влюблена, но не вполне по-ростовски. В ее отношениях а Андреем нет желаемой полноты, нет предельного взаимопонимания. Для Наташи князь — загадочный, таинственный человек. Так входит в книгу мотив предрешенности их отношений: Наташа создана не для князя и князь создан не для нее. Правда, в Отрадном Андрей по-ростовски решил жить «вместе со всеми». Но практика такой жизни дается ему с трудом. Простота, доверчивость, демократизм — все эти качества не под силу его гордому характеру. Не только Наташе загадочен Андрей, но и для Андрея Наташа — загадка. Полное непонимание ее он сразу же обнаруживает, отсрочив свадьбу на один год. Какую пытку придумал он для человека, у которого живой и деятельной любовью должно быть наполнено каждое мгновение! Своей отсрочкой, своим неумением ловить живую жизнь в прекрасных мгновениях, в секундных состояниях он спровоцировал катастрофу, волей-неволей подтолкнув Наташу к измене.

Верный гордому болконскому началу, он не смог потом и простить Наташе ошибку. Князь и в мыслях не допускал, (*125) что у его любимой невесты была своя, независимая от его расчетов и не похожая на его интеллектуальные замеры жизнь и что у этой, другой жизни мог быть свой драматический ход. Князь вообще не обладает даром, которым щедро наделен Пьер — чувствовать чужое «я», проникаться заботами и душевными переживаниями другого человека. Это видно не только в общении его с Наташей, но и во взаимоотношениях с любимой сестрой Марьей. Князь не очень щадит религиозные чувства сестры и часто бывает с нею грубоват и неловок. Он не смог простить и Наташу, потому что не умел ее почувствовать и понять. Однако 1812 год многое изменит в Наташе и Андрее. Прежде чем разлучить их навсегда, он еще раз сведет их судьбы в одну. Такая встреча, такой перекресток судеб неизбежен в романе-эпопее Толстого потому, что в самом Андрее Отечественная война разбудит новые, демократические чувства. Князь понял теперь законность существования «других, совершенно чуждых ему, но столь же законных человеческих интересов, как и те, которые занимали его». В разговоре с Пьером накануне Бородинского сражения князь Андрей глубоко осознает народный характер этой войны. «Поверь мне,- говорит от Пьеру,- что ежели бы что зависело от распоряжений штабов, то я бы был там и делал бы распоряжения, а вместо того я имею честь служить здесь, в полку вот с этими господами, и считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день, а не от них… Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции.

— А от чего же? — От того чувства, которое есть во мне, в нем,- он указал на Тимохина,- в каждом солдате». Далеко ушел князь Андрей от своих былых представлений о творческих силах истории. Если под небом Аустерлица он подвизался в штабе армии, принимал участие в составлении планов и диспозиций, то теперь он становится боевым офицером, считая, что исход сражения зависит от духа войск, от настроения простых солдат.

«Что ж, поешь, коли хочешь, кавардачку!» — сказал первый и подал Пьеру, облизав ее, деревянную ложку. Пьер подсел к огню и стал есть кавардачок, то кушанье, которое было в котелке и которое ему казалось самым вкусным из всех кушаний, которые он когда-либо ел». Этот эпизод перекликается с неудачной попыткой князя Андрея искупаться с солдатами в грязном пруду. Тот рубеж в сближении с народом, на котором остановился князь, совершенно спокойно перешагнул Пьер. Именно Пьеру открылся спасительный путь в глубину жизни народа: «О, как ужасен страх и как позорно я отдался ему! А они… они все время, до конца были тверды, спокойны…» — подумал он. Они, в понятии Пьера, были солдаты — те, которые были на батарее, и те, которые кормили его, и те, которые молились на икону. Они — эти странные, неведомые ему доселе они, ясно и резко отделялись в его мыслях от всех других людей. «Солдатом быть, просто солдатом! — думал Пьер, засыпая.- Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими». Довершают духовное перерождение Пьера плен и встреча с Платоном Каратаевым. Пьер попадает в плен после очередного испытания: он видит расстрел французами ни в чем не повинных людей. Все рушится в его душе и превращается в кучу бессмысленного сора, уничтожается «вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в Бога». «Мир завалился в его глазах и остались одни бессмысленные развалины. Он чувствовал, что возвратиться к вере в жизнь — не в его власти».

Но вновь на пути Пьера встает простой русский солдат как бессмертное, ничем не уничтожимое воплощение «всего русского, доброго, круглого». Что-то приятное и успокоительное чувствует Пьер в его размеренных «круглых» движениях, в его обстоятельной крестьянской домовитости, в его умении свить себе гнездо при любых обстоятельствах жизни. Но главное, что покоряет Пьера в Каратаеве,- это любовное отношение к миру: «А много вы нужды увидали, барин? А?» — сказал вдруг маленький человек. И такое выражение ласки и простоты было в певучем голосе человека, что (*128) Пьер хотел отвечать, но у него задрожала челюсть, и он почувствовал слезы». Исцеляющее влияние Каратаева на израненную душу Пьера скрыто в особом даре любви. Это любовь без примеси эгоистического чувства, любовь благоговейная: «Э, соколик, не тужи,- сказал, он с той нежно-певучей лаской, с которой говорят старые русские бабы.- Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить!» Каратаев — символическое воплощение мирных, охранительных свойств коренного крестьянского характера, «непостижимое, круглое и вечное олицетворение духа простоты и правды». Это человек, способный выдержать любое испытание и не сломаться, не утратить веры в жизнь, основанной на бескорыстной и всепоглощающей любви к земному миру, не требующей никаких наград. Каратаев «любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком — не с известным каким-нибудь человеком, а с теми людьми, которые были у него перед глазами». И «жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал». Общение с Платоном Каратаевым приводит Пьера к более глубокому пониманию смысла жизни: «прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе». Пьеру открывается в плену тайна народной религиозности, основанной не на отречении от мира, а на деятельной любви к нему. «Жизнь есть все. Жизнь есть Бог… И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь, любить Бога». Проясняя для себя эту мысль, Пьер видит во сне старичка учителя, преподававшего ему в Швейцарии географию. Старичок показывает странный глобус — «живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров». Шар этот — жизнь. «Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие… В середине Бог, и каждая капля стремится расшириться, чтобы в наибольших размерах отражать его. И растет, сливается, и сжимается, и уничтожается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает. Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез».

Повествование в «Войне и мире» идет так, что описание последних дней жизни и смерти князя Андрея перекликается с духовным переломом в Пьере, с жизнелюбивой сущностью Платона Каратаева. Чувство связи со всеми, все-(*129)прощающую христианскую любовь Андрей испытывает лишь тогда, когда он отрешается от жизни. Отказываясь от личного, Андрей перестает жить. И наоборот, едва лишь в нем пробуждается чувство личной любви к Наташе, втягивающее его в земную жизнь, как мгновенно исчезает у Андрея чувство связи со всеми. Быть частицей целого князь Андрей не может. Совершенно иное происходит с душою Каратаева и Пьера. Отсутствие личного, индивидуального в Каратаеве направлено в сторону земли, а не неба, в сторону жизни, а не смерти. Каратаев живет в полном согласии со всем конкретным, индивидуальным, земным. Он не отрицает его, а полностью с ним сливается, он капля океана жизни, а не смерти. Индивидуальность исчезает в нем потому, что она входит в этот мир и тонет в нем. Это полное согласие с жизнью и вносит успокоение в душу Пьера.

Так уже в «Войне и мире» намечается критическое отношение Толстого к историческому христианству с его аскетизмом и отчужденностью от земной жизни, от плоти и крови повседневного человеческого бытия. В Пьере зарождается новое и близкое к народному миросозерцание, призванное не отрицать земную жизнь, а высветить и одухотворить ее. Христианские чувства, переживаемые Андреем в минуты смерти, представляются Толстому слишком надменными и аристократичными по отношению к всему мирскому, интимному и сокровенному, чем живет человек. Христианство Каратаева и Пьера нисходит в мир, освещает радостные улыбки жизни, цветы земной любви, поэзию семейных чувств. Подобно Достоевскому Толстой призывает читателя полюбить жизнь в живой непосредственности, прежде понимания смысла ее. Вспомним афоризм Алеши Карамазова: «Ты уже наполовину спасен, если эту жизнь любишь». Толстой считает земной мир одним из вечных и лучших миров и призывает нас видеть в родной земле не временное пристанище, а вечную мать-кормилицу — обжитый, уютный, согретый теплом любви и семейственности русский дом. Пройдя через лишения плена, приняв в себя каратаевский взгляд на мир, Пьер приходит к убеждению, «что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка». В «излишек» зачисляется теперь не только материальный преизбыток, но и обремененность человека из «верхов» духовными излишествами современной цивилизации. Порабощенный ею человек начинает жить отраженным интеллектуальным существованием и катастрофически теряет и посредственные ощущения радости этой земной жизни. (*130) Он становится человеком посторонним, не столько живущим, сколько наблюдающим и анализирующим жизнь, а между тем в нем неизбежно иссыхают глубинные родники души.

Мечты Безухова

Болконский Андрей и Безухов Пьер — два разных героя. Безухов является немного наивным, добрым человеком. В поступках он руководствуется велением сердца. Доверчивость и слабохарактерность делают героя очень уязвимым.

Пьер тоже мечтал о блестящей карьере и славе. Он женился на Элен Курагиной, но семью им не удалось создать. После этого Безухов решил перейти в масонство, но и там он не нашел умиротворения. Ему хочется помогать простым людям, строить больницы и школы, но братья по масонской ложе оказались лживыми и корыстными людьми.

Пьер также отправляется на войну 1812 года. Там он попадает в плен к французам, и заточение меняет его главные убеждения. Он понимает, что счастье — это удовлетворение простых потребностей.

Сравнение двух героев

Пьер и Андрей — два главных персонажа в произведении Льва Толстого «Война и мир». Их объединяют поиски смысла существования. Общие черты героев:

Споры Болконского и Безухова помогают им осознать свое существование. Они доказывают друг другу, что может действительно являться смыслом жизни. Мужчинам не нужны светские разговоры, они уважают личные позиции.

Андрей только перед смертью признал, что неправильно жил. Он понял, ради чего действительно стоит существовать, но было уже поздно.

В романе Пьер и Андрей — диаметрально противоположные фигуры. Через них можно увидеть, как нужно искать свое предназначение, в чем люди порой ошибаются. Лев Толстой считал своим долгом продемонстрировать читателям, что только активная деятельность поможет найти смысл жизни. Нельзя просто сидеть на месте и ждать изменений в жизни. Даже после неудач нужно подниматься, начинать все заново.

Что объединяет андрея болконского и пьера безухова Что объединяет андрея болконского и пьера безухова Что объединяет андрея болконского и пьера безухова Что объединяет андрея болконского и пьера безухова

Читая великий роман

Описанию духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе «Война и мир» Льва Николаевича Толстого отводится много места. Многоплановое содержание произведения позволило определить его жанр как роман-эпопею. В нём нашли отражение важные исторические события, судьбы людей разных сословий на протяжении целой эпохи. Наряду с глобальными проблемами, писатель уделяет большое внимание переживаниям, победам и поражениям любимых героев. Наблюдая за их судьбой, читатель учится анализировать поступки, добиваться поставленной цели, правильно выбирать путь.

Жизненный путь Андрея Болконского и Пьера Безухова труден и тернист. Их судьбы помогают донести до читателя одну из основных идей повествования. Л. Н. Толстой считает, чтобы по-настоящему честно, надо «рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и опять начинать, и вечно бороться и лишаться». Именно так поступают друзья. Мучительные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова направлены на поиск смысла своего существования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *