Что о манере грушницкого говорить повествует печорин
Грушницкий — образ и характеристика героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Повесть написана в форме дневника Печорина, именно он и даёт читателям характеристику Грушницкого.
Грушницкий является как бы «кривым зеркалом» Печорина, его карикатурой, и оттеняет характер главного героя. Он обладает многими качествами Печорина, но если у того эти качества подлинные, то у Грушницкого — подделка и поза.
Однако есть у них одно качество, безусловно присущее обоим, — это эгоцентризм. У Печорина он уже неискореним, а у Грушницкого обусловлен молодостью. Со временем этот недостаток мог бы сгладиться или вовсе исчезнуть.
Характеристика образа Грушницкого помогает лучше понять главного героя романа — Печорина.
Личность
Автор не указывает полного имени героя, в повести он представлен только по фамилии. По происхождению Грушницкий дворянин. Его родители небогаты, владеют деревней в одной из российских губерний.
Грушницкий носит чин юнкера, служит всего год. Он одет в толстую серую солдатскую шинель, чтобы выглядеть настоящим героем и вызывать интерес у женщин. С Печориным он познакомился в действующем отряде, где был ранен в ногу и отправлен для лечения на воды. Через неделю туда же прибыл Печорин. Они встретились как сослуживцы и приятели.
Внешность
За военные подвиги он награждён георгиевским крестом. Получив офицерское звание, стал носить армейский пехотный мундир.
Характер и способности
Грушницкий получил соответствующее его дворянскому статусу воспитание: соблюдает приличия (не напрашивается в дом княгини Лиговской), знает французский язык, но танцует недостаточно хорошо.
Когда молодой человек сбрасывает с себя маску разочарованности и романтической загадочности, то становится милым и забавным — так считает Печорин.
Грушницкий отличается слабохарактерностью, плохо разбирается в людях. Это не удивительно, ведь он ещё очень молод и не имеет жизненного опыта. У Печорина же другое объяснение: «…он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою». Это не совсем справедливое замечание: во-первых, «целая жизнь» Грушницкого — это всего 20 лет, из них на сознательную жизнь приходится намного меньше; во-вторых, сам Печорин целую жизнь занимается одним собой, но при этом хорошо разбирается в людях.
Самодовольство, уверенность в своих достоинствах характеризуют молодого человека не слишком умным. Он также самолюбив и тщеславен. Его эгоцентризм проявляется в том, что он не умеет слушать других и вникать в их проблемы, на первом месте у него собственное «Я». Его речь обычно вычурна, наполнена стандартными фразами, приготовленными на все случаи жизни. Он любит говорить громко, производя эффект на окружающих, рисоваться и играть роль. Обычно это роль страдальца или человека возвышенных страстей.
Грушницкий считает себя храбрым, но Печорин, видевший его на поле боя, имеет другое мнение: «… он махает шашкой, кричит и бросается вперёд, зажмуря глаза. Это что‑то не русская храбрость. »
К низким чертам характера Грушницкого относятся его мстительность, подлость, способность к клевете и обману. Он идёт на обман сознательно, хотя при этом внутренне сопротивляется, понимая, что это недопустимо. За клевету по отношению к княжне Мери Печорин вызывает Грушницкого на дуэль и убивает его.
Грушницкий и Печорин
У этих героев много общего: дворянское происхождение, образование, воспитание, служба на Кавказе. В чертах характера также много сходства: гордость, самолюбие, мстительность… Печорин честно говорит о себе: «…я стал злопамятен…». А Грушницкий доказывает это своими действиями.
Но и разности в их характерах достаточно: внешняя непроницаемость и умение скрывать свои чувства у Печорина — выразительность лица у Грушницкого; сдержанность, холодность и немногословность Печорина — эмоциональность, любовь к высокопарным речам Грушницкого; знание людей Печориным — неумение разбираться в людях Грушницким; скрытность Печорина — открытость Грушницкого; умение из любой ситуации извлекать пользу для себя у Печорина — неумение использовать своё положение у Грушницкого.
Многие отрицательные черты характера Грушницкого преходящи и обусловлены молодостью: склонность к позе, актёрству, подражание романтическим героям. Это всё прошло бы со временем. Но некоторые качества спровоцировал в нём Печорин. Например, когда между юнкером и княжной Мери начала проявляться симпатия, не следовало бы вмешиваться в их отношения, но в Печорине взыграла ревность, и он начал ухаживать за княжной, хотя не испытывал к ней никаких чувств, ему просто хотелось развлечься таким образом, подразнить Грушницкого. Получилось, что в очередной раз он ломает жизнь двух людей, а Грушницкого вообще лишает жизни. Печорин не мог найти себе серьезной деятельности и потому постоянно искал случая для удовлетворения своих мелких страстей. Проявленная им низость поступка вызвала дальнейшие низкие поступки Грушницкого.
Излишняя доверчивость молодого офицера тоже навредила ему: он поверил убеждению Печорина, что княжна влюблена в него. Драгунский капитан смог склонить его на подлую дуэль, использовав досаду молодого человека на то, что княжна предпочла его Печорину. В его душе шла борьба, убийцей и подлецом он быть не хотел и с трудом согласился на эту подлость, но жажда мести победила.
Трагический исход жизни Грушницкого был неизбежен в результате его встречи с Печориным, который разрушал всё, что было на его пути. «Я лгал; но мне хотелось его побесить», — говорит он об отношении к молодому человеку. Только и всего – побесить. Поиграть на чужих чувствах, унизить.
Вывод
Образ Грушницкого очень реалистичен. В нем показан тип романтика не по внутреннему состоянию, а по подражанию, следованию за модой. Этот вид романтизма был довольно распространён в то время, когда кумирами молодёжи были Дон Жуан и Чайльд-Гарольд Байрона, Вертер Гёте, Наполеон и т. д. Отсюда и его замкнутость на самом себе, его неумение вести диалог. Отвечая на чей-то вопрос или возражение, такие люди продолжают собственную речь, не вслушиваясь в слова собеседника. Но это, как уже было замечено, прошло бы с возрастом. Грушницкий всё-таки не обладал такими разрушительными чертами характера, какие были у Печорина. Когда он в своём дневнике описывает состояние княжны Мери после его признания в отсутствии любви к ней, обращают на себя внимание такие страшные его слова: «… она проведёт ночь без сна и будет плакать. Эта мысль мне доставляет необъятное наслаждение: есть минуты, когда я понимаю Вампира… А еще слыву добрым малым и добиваюсь этого названия!»
Грушницкий — одна из жертв Печорина.
Характеристика образа Грушницкого может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Печорин и Грушницкий
сочинение по литературе 9 класса
«Старые приятели»
Печорин познакомился с Грушницким на Кавказе в действующей армии. Грушницкий — молодой человек (около 20 лет), носящий звание юнкера (кандидат на получение офицерского чина). Выглядит он старше своих лет.
Печорин испытывает неприязнь к манере поведения Грушницкого. Юнкер любит принимать трагическую позу и произносить возвышенные речи. Григорий Александрович быстро догадался, что основная цель Грушницкого — производить эффект среди доверчивых «зрителей» и собеседников, т. е. «сделаться героем романа».
Печорин прекрасно знает, что Георгиевский крест Грушницкий получил за «показную» храбрость. Он видел юнкера в бою: «…махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза».
Грушницкий понимает, что Печорин не попал под его влияние. В обществе они выглядят друзьями, но в душе каждого нарастает злоба. Печорин предчувствует, что когда-нибудь взаимная неприязнь приведет к серьезным последствиям.
Встреча в Пятигорске
С самой первой встречи на водах Печорин с Грушницким продолжают скрытый от посторонних поединок. Преимущество явно на стороне Григория Александровича. Он хорошо изучил Грушницкого, который «не знает людей и их слабых струн».
Грушницкий совершил большую ошибку, когда дал понять Печорину о своей заинтересованности княжной Мери. Для скучающего главного героя возможность позлить юнкера выглядела способом развлечься.
Отношение к княжне Мери
Грушницкий плохо знает женщин. Завоевать сердце молодой красавицы он пытается излюбленным методом. Юнкер «с мрачным видом» произносит готовые искусственные фразы («Что для меня Россия?», «под пулями дикарей»). Его комплименты девушке слишком патетичны и расплывчаты: «один светлый, женский взгляд». Поначалу это производит впечатление на княжну Мери, но с каждым днем настойчивый поклонник все больше ей надоедает.
Опытный в любовных делах Печорин ведет очень тонкую рассчитанную игру. Он досконально знает, как вести себя с неопытной девушкой, и не спеша плетет любовную сеть.
Грушницкий выглядит смешно и жалко. Он ведет с княжной сентиментальные разговоры, заказывает кольцо с надписью «Мери», не спускает глаз с «богини». В это время Печорин сочетает намеренную холодность с практическими действиями: целует девушке руку, защищает ее от пьяного «кавалера», переносит в объятиях через быструю речку.
Предпочтения княжны Мери «вычислить» нетрудно. Для Грушницкого бал становится настоящим шоком. Он не сомневался, что девушка также влюблена в него, и поэтому снисходительно относился к ухаживаниям Печорина. Получив наконец-то офицерский чин, юнкер намеревался окончательно завоевать сердце девушки, но встретил холодный отпор. С Грушницкого моментально слетела «трагическая мантия», за который оказался рассерженный мальчик: «… бросил бешеный взгляд, топнул ногой и отошел прочь».
«Месть» Грушницкого
Убийство Грушницкого обычно ставят в вину Печорину, хотя на самом деле она не так уж и велика. Юнкера сгубили чрезмерная самоуверенность и «романтический фанатизм».
Мери сделала свой выбор. Печорин виноват перед ней, потому что не имел никакого намерения жениться. Но ведь Грушницкий об этом не знал. Он хотел отомстить сопернику из мужского самолюбия. До чувств самой княжны ему не было никакого дела.
Заговор против Печорина был очень грязным и бесчестным. Причем Грушницкий хотел опорочить имя и своей возлюбленной. Вызывая «приятеля» на дуэль, Печорин защищал как свою честь, так и репутацию княжны Мери.
Задумка шайки Грушницкого с незаряженным пистолетом — подготовка преднамеренного хладнокровного убийства. Печорин дважды хотел простить соперника, если бы тот отказался от этого плана: «я бросился б ему на шею»; «вы не отказываетесь от своей клеветы?».
Множество людей погибло на дуэли из-за самых незначительных причин. В этом плане совесть главного героя может быть спокойна. Равнодушный к «радостям и бедствиям человеческим» Печорин до последнего испытывал жалость к «бедняжке» Грушницкому и хотел предотвратить кровопролитие. Обозленный мечтатель сам шел навстречу смерти и буквально потребовал совершить выстрел. Даже в последней фразе он не удержался от торжественного тона: «Нам на земле вдвоем нет места…».
Характеристика и образ Грушницкого в романе Лермонтова Герой нашего времени сочинение
Грушницкий – один из второстепенных персонажей в романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова.
Грушницкому двадцать лет, но выглядит на двадцать пять. Имеет смуглую кожу, привлекательное лицо, короткие черные кудрявые волосы и усы, которые он вечно теребил левой рукой.
Родом он из небогатой дворянской семьи. Родители его живут в деревне.
Грушницкий недавно стал военным: только год на службе. Сначала он был при звании юнкера, но позже становится офицером. Это очень тщеславный человек и романтик. Всю жизнь хотел быть романтическим героем в чьей-либо жизни. Грушницкий все время носил свою военную форму, чтобы нравится дамам и иметь вид страдальца.
Держался на вид всегда смело и уверенно, но это только на вид. В бой он всегда бежал впереди, размахивая шашкой, но глаза его все время были зажмурены. На службе получил ранение в ногу и был отправлен на лечение на воды. Там молодой человек встретил своего хорошего знакомого Печорина и познакомился с молодой княжной Мэри, в которую позже влюбился.
Княжна Мэри и Грушницкий проводили много времени вместе. Ее мать не считала это чем-то серьезным, так как не видела в нем хорошего кандидата в мужья своей дочери. Грушницкий всегда старался производить хорошее впечатление на дам, что у него и получалось.
Сам по себе он был очень глупый, но любая его эмоция: будь то страдание или отчаяние — выглядели забавно. К нему относились такие качества, как самовлюбленность и месть. Также этот молодой человек был способен на подлость из-за низкой самооценки и слабохарактерности.
После того, как Печорин от скуки и зависти влюбил в себя княжну Мэри, Грушницкий стал мстить. Он стал распускать всякие грязные слухи о девушке, что сильно подпортило ее репутацию в обществе. Позже вызвал Печорина на дуэль. Но дуэль эта не должна была быть по плану Грушницкого честной, то есть Печорин в любом случае должен был умереть, а Грушницкий выжить. Но Григорий узнал об этом и на дуэли сказал, что все знает и предложил своему бывшему другу отменить дуэль, либо перезарядить пистолеты. Но тот отказался от отмены дуэли и был убит.
Лермонтов не любил Грушницкого. Он не пытался даже показать его с хорошей стороны. Вполне логично, что у Грушницкого жизнь закончилась именно так.
Вариант 2
Одним из основных персонажей произведения является молодой офицер Грушницкий, приятель и сослуживец главного героя Печорина.
Автор представляет Грушницкого в качестве небогатого дворянина в возрасте двадцати лет с хорошим телосложением, выразительными чертами лицами, смуглой кожей и темными волосами.
Грушницкий хорошо образован, владеет в совершенстве французским языком, воспитан, умеет соблюсти приличия, установленные в обществе, считает себя единственным и неотразимым. Молодой офицер умеет произвести впечатление на женщин, которые считают его милым и забавным юношей, отличающимся остроумием. Речь Грушницкого быстра и вычурна, богата пышными и громкими фразами о бессмысленных вещах. Он испытывает наслаждение от произведенного им эффекта, так как тщеславно мечтает стать героем красивого романа, который, по его мнению, у него обязательно произойдет. Это является проявлением его романтического фанатизма, изображая возвышенные страсти, и ощущения собственной исключительности.
Но при этом молодой человек не обладает умственными способностями, достаточно глуп и самовлюблен в силу возраста и отсутствия жизненного опыта, не отличается храбростью, поскольку участвует в боевых сражениях зажмурив глаза.
Раскрывая образ Грушницкого в произведении, автор акцентирует внимание, что характерные молодому офицеру черты угадываются и в образе главного героя романа, который также наслаждается от скуки, играя человеческими чувствами, что приводит к трагическим и драматическим последствиям.
Грушницкий – отражение Печорина
В образе Грушницкого угадываются все те черты, которые присущи и Печорину, и именно в этом смысл этого персонажа. Печорин смотрит на себя как бы со стороны, и ему не нравится собственное отражение. Ведь он, как и Грушницкий, изначально не имеет злых намерений, играет с людьми, но от скуки, а не от желания сделать их несчастными. Тем не менее его эгоизм так же, как и самовлюблённость Грушницкого, приводит к трагическим последствиям. Не потому ли он не испытывает торжества, когда видит окровавленное тело сослуживца между скал? Как будто там лежит он сам.
Тест по произведению
Сочинение на тему Грушницкий в романе Герой нашего времени
Если Печорина Лермонтов писал как героя своего времени, то Грушницкий, вероятно, представлял собой антигероя. Эта роль включает в себя не только положение в самой книги, где Грушницкий выступает антагонистом и противоположностью протагонисту. Лермонтов делает образ юнкера в чем-то собирательным и через него передает суть того каким поверхностным и неразвитым может быть представитель военного класса.
На протяжении всего романа писатель иронизирует над Грушницким и не создает у читателя к нему никакой симпатии, даже наоборот, провоцирует некоторое презрение. Тем не менее, молодому юнкеру возможно сопереживать, когда понимаешь пустоту его души. Он хотел только производить впечатление и интересовался только собой, но ничего не понимал в людях.
Именно поэтому Грушницкого так легко используют и княжна и драгунский капитан. Конечно, эти люди тоже увлекаемы своими страстями и эмоциями, однако, этот факт не является для них препятствием к управлению эмоциями и побуждениями Грушницкого. Он в свою очередь практически полностью пуст внутренне и только подражает другим или руководим мнением других.
Возможно, только его чувство к Мери является искренним, но и оно не глубоко. Перед нами простой пример влюбленности, которая увлекает как очарование чего-то чарующего и приятного, но не проникает в глубину личности как выстраданное и преданное чувство.
Также и дружба с Печориным не является искренней, точнее, искренняя только внешне, а в действительности представляет собой полнейшее лицемерие.
Мне кажется, в чем-то Лермонтов угадал фигуру антигероя на все времена и тут не следует делать скидку на молодость Грушницкого, и в его возрасте бывают вполне зрелые люди, которые на самом деле могут претендовать на звание героя. Грушницкий мог бы набраться опыта в дальнейшем, если бы не погиб, но в сути своей он бы остался неисправим, об этом с насмешкой и писал Лермонтов.
Образ
Имя Грушницкого неизвестно. Выглядел лет на 20 с небольшим. Дворянин. Выходец из провинции. Родители парня простые люди, без чинов и золотых запасов в сундуках.
Черноволос. Легкие завитки волос вносили в его образ романтичную нотку. Кожа смуглая. Носит усы. Черты лица выразительны. Хорошо сложен.
Ходил Грушницкий, слегка прихрамывая на одну ногу. Ранение на службе привело его в Пятигорск на лечение. Хромота не доставляла юноше неудобств. Он не стеснялся ее, наоборот, чувствовал себя героем, вернувшимся с войны. Ему нравилось, как реагируют на его появление женщины, проникаясь к нему искренним восхищением.
Характеристика Грушницкого
В главе «Героя нашего времени» под названием «Княжна Мери» читатель встречает молодого небогатого дворянина лет двадцати, чьё имя так и остается нераскрытым. Этот герой, приехавший из провинции, отслужил уже год и стал юнкером. Именно служба ещё до событий романа связывает его с Печориным. Когда-то они были друзьями, но воссоединение закончилось трагично.
Грушницкий хорош собой: у него тёмные кудри и усы, выразительное смуглое лицо, крепкое телосложение. Он воспитанный и образованный молодой человек, который плохо танцует, но безупречно владеет французским. Он слаб характером и глуп, но всё же приятен в общении. Из вышесказанного видна отчётливая противоречивость. Грушницкий описан весьма подробно и многие из данных ему М.Ю.Лермонтовым характеристик кажутся противоположными друг другу. Юнкер имеет награду за военные заслуги, несмотря на то, что автор описывает его слабохарактерным трусом; он способен на обман, жестокость, мстительность и тщеславие, хотя при этом проявляет вежливость, романтичность и кажется забавным.
М.Ю.Лермонтов провёл некую параллель между образом Печорина и Грушницкого. Оба молодых человека играют с чувствами других людей и оба умирают в расцвете лет. Их безразличие к чувствам окружающих могут привести лишь к трагическому финалу.
Кто такой Грушницкий?
В романе «Герой нашего времени» Грушницкий предстаёт перед нами в главе «Княжна Мери». Это юнкер, который служил вместе с Печориным и так же, как и он, оказался на лечении на водах. Мы сразу же узнаём, что Грушницкий «носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель». Эта шинель – его маска, «трагическая мантия», которая помогает предстать ему в глазах женщин романтическим героем, разжалованным в солдаты за дуэль. Печорин, который сам не раз играл ту или иную роль, чтобы овладеть сердцем дамы, «понял его», и Грушницкий за это его не любит. Да и Печорин его не жалует. Он чувствует, что этот юноша – в какой-то мере его конкурент и что «когда-нибудь они столкнутся на узкой дороге». Характеристику Грушницкому в романе «Герой нашего времени» даёт в основном Печорин. Из его журнала мы узнаём, что у этого персонажа под маской.
Печорин и Грушницкий. Сравнительная характеристика героев
Главный герой романа – Печорин – жил в тридцатые года девятнадцатого столетия. Это время можно охарактеризовать, как года пасмурной реакции, которая настала после разгрома декабристского восстания 1825 года. В это время человек передовой мысли не мог найти применение своим силам.
Невера, сомнение, возражение стали особенностями сознания молодого поколения. Идеалы родителей они отвергли еще «с колыбели», а вместе с этим усомнились и в моральных ценностях как таких. Вот почему В. Г. Белинский сказал, что «Печорин глубоко страдает», не находя применение необъятным силам своей душу.
Создавая «Героя нашего времени», Лермонтов изображал жизнь таким, которым она была на самом деле.
И он нашел новые художественный средства, которых еще не знала ни российская, ни западная литература и которые захватывают нас до этого дня соединением свободного и широкого изображения лиц и характеров с умением показывать их объективно, «выстраивая» их, раскрывая одного героя сквозь восприятие другого
Давайте же детальнее рассмотрим двух героев романа – Печорина и Грушницького. Печорин за происхождением аристократ, получил светское воспитание. Выйдя из-под опеки родных, он «пустился в большой мир» и « стал наслаждаться бешено всеми приманками».
Легкомысленная жизнь аристократа ему в скором времени надоедливая, надоело и чтение книг. После «громкой истории в Петербурге» Печорина засылают на Кавказ.
Рисуя внешность своего героя, автор несколькими штрихами указывает не его аристократическое происхождение: «бледный», «благородный лоб», «маленькая аристократическая рука», «слепяще-чистую белизну». Печорин – физически сильный и выносливый мужчина. Он наделен незаурядным умом, критически оценивает окружающий мир.
Он размышляет над проблемами добра и зла, любви и дружбы, над смыслом человеческой жизни. В оценке современников самокритичный: «Мы не способные более к большим жертвам нет для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья».
Он чудесно разбирается в людях, не удовлетворяется сонной жизням « водного общества» и дает уничтожают характеристики столичным аристократам. Наиболее полно и глубоко внутренний мир Печорина раскрывается в повести «Княжна Мери», где происходит его встреча с Грушницким. Грушницького – юнкер, он самый обычный юноша, который виднеется о любви, «звездочках» на погонах
Вырабатывать эффект – его страсть. В новом офицерском мундире, принаряженной, что пахнет духами, он отправляется к Мере. Он – посредственность, ему присущая одна целиком можно извинить в него возрасте слабость – «драпироваться в необыкновенные чувства», «страсть декламировать».
Он будто хочет играть модную в то время роль разочарованного героя, «существо, обреченное каким-то тайным страданиями». Грушницького – целиком удачная пародия на Печорина. Вот почему молодой юнкер так не приятный ему.
Своим жалким поведением Грушницкий, с одной стороны, подчеркивает благородство Печорина, а из другого, как будто стирает всякие расхождения между ними. Ведь Печорин и сам подсматривал за ним и княжной Мери, которая, безусловно, не было поступком благородным. Да и княжну он никогда не любил, а просто использовал ее доверчивость и любовь для борьбы с Грушницким.
Грушницкий, как человек недалекий, сначала не понимает отношения к нему Печорина. Грушницкий кажется себе человеком самоуверенной, очень проникновенным и значительным: «Мне жаль тебя, Печорин», – снисходительно говорит он
Но события не улавливается развиваются по замыслу Печорина. И вот уже юнкер, возмущенный страстью, ревностью и негодованием, возникает перед нами в другом свете. Он оказывается не таким уже и невинным, способным на месть, постыдность и подлость. Тот, кто совсем недавно, играл в благородство, сегодня способен выстрелить в безоружного человека.
Сцена дуэли раскрывает сущность Грушницкого, стреляйте, я себя пренебрегаю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете я вас зарезаю ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места … Грушницкий отбрасывает примирение Печорин хладнокровно стреляет у него. Ситуация становится необратимой Грушницкий гибнет выпив чашу стыда раскаяния и ненависти до конца.
Накануне дуэли, упоминая прожитую жизнь, Печорин задумывается над вопросом: зачем он жил? для которой цели родился? И здесь же сам отвечает: «А, наверное, она существовала, и, наверное, было мне назначение высокая, потому что я ощущаю в душе моей силы необъятные». И здесь Печорин понимает, что он давно играет «роль топоры в руках судьбы».
Трагичный финал
Дуэли можно было избежать, изменив трагический ход событий. Достаточно было извиниться и попросить прощения за клевету и распускаемые грязные слухи у своего противника – но это было выше сил для Грушницкого. Он считал, что на земле им с Печориным тесно, и кто-то один должен уйти.
Судьба столкнула их лбами на узкой тропинке. Уступать дорогу не в их правилах. Оба слишком уперты и слишком ненавидели друг друга. Печорин убивает его, но делает это без капли сожаления. Ему бы торжествовать, видя поверженного врага, но чувства радости он не ощущал. Наверное, представив, как на месте убитого мог оказаться сам.
Чего добился Грушницкий за свою жизнь. Ничего. Стать героем романа, как хотел, ему не удалось. Грязный, никчемный человек. Ничего кроме жалости к себе не вызывающий. Слабое звено.
Характер
Получил хорошее образование и достойное воспитание. В совершенстве владеет французским языком. Начитан.
, витающий в облаках и придумывающий различные любовные истории, где главным героем становился он.
Женщины его слабость, но в общении с прелестными созданиями юноша терялся. Он не умел проявлять знаки внимания, ухаживать, засыпать комплиментами. Поэтому был им неинтересен и казался скучен. В случае с Мери это проявляется особо ярко.
Слышит и слушает только себя. В разговоре перебивает, не дает высказаться другим до конца. Любит произносить длинные тирады. Совершенно не знает людей, их психологию. На любой случай у него припасен десяток пышных фраз, которыми при случае можно бравировать.
Любит производить впечатление на окружающих. Это его любимое занятие. Не искренен в словах и поступках. Пустомеля.
Максим Максимыч
Один из важнейших персонажей романа – штабс-капитан Максим Максимыч. Белинский писал, что читатели от души полюбят этого простого, доброго человека. Максим Максимыч беззаветно предан своему делу, и это является типичной чертой «маленького человека». «Для него «жить» – значит служить, и служить на Кавказе…» – писал Белинский о штабс-капитане. Он давно живет на Кавказе и прекрасно знаком с обычаями и нравами горцев. Ему также свойственна некая сентиментальность: при встрече с Печориным после многолетней разлуки у него на глазах выступают слезы. Однако, несмотря на взаимную искреннюю симпатию Максима Максимыча к Печорину, он не понимает и никогда не поймет своего друга. Штабс-капитан, проще относящийся к жизни, не склонен к глубокому самоанализу. Он относится к типу «простого человека». Печорин же личность рефлексирующая, раздвоенная. Он хорошо образован, мыслит критически и способен вступить в открытый конфликт с обществом. Максим Максимыч, напротив, не противостоит обществу. Именно такой человек является опорой всей государственной системы, и в нем, а не в Печорине, Николай I хотел видеть «героя времени». Максим Максимыч всегда будет преданно, не рассуждая, выполнять все приказы «сверху».
Портрет поколения раскрывается не только благодаря образу Печорина, составленного, как сказано в предисловии, из пороков его времени. Каждый персонаж романа в своем взаимодействии с главным героем проявляет себя представителем этого времени.
Вернер
Все это роднит доктора с Печориным. Они оба скрывают томящую их тоску под маской непринужденности, подвергают сомнению способность человека любить и сострадать другим. Однако их собственный эгоизм обрекает их на одиночество. Их трагедия в том, что «приличием стянутые маски» в конце концов прирастают к лицам, уродуют души. Печорин и Вернер панически боятся проявления своих человеческих чувств. Так, в суете дуэли они напряженно и старательно скрывают свои эмоции: страх, сожаление, даже отвращение к происходящему. Но есть между доктором и «героем времени» различия. Вернер пассивен: он беден, мечтает о деньгах, но ничего не делает для того, чтобы их получить. Тогда как Печорин бешено стремится обрести удовлетворение в жизни. Портрет Вернера указывает на внутренние противоречия в характере, некий трагический конфликт. Он был слаб и худ, но голова у него была большая, череп неровен и бугрист; одна нога была короче другой. Однако его глаза старались проникнуть в душу человека, в самую ее суть. Надо заметить, что Печорин также стремится прорваться за внешнюю маску своих собеседников, увидеть их истинные лица.