Что нужно учитывать при подготовке мероприятий социального проекта

Что нужно учитывать при подготовке мероприятий социального проекта

Что такое социальный проект? У любого проекта есть два ключевых признака: ограниченность во времени и наличие заранее запланированного измеримого результата. Любую деятельность, которая соответствует этим признакам, можно считать проектом. Социальным считается такой проект, который направлен на решение социальной проблемы определенной целевой группы.

Что нужно учитывать при подготовке мероприятий социального проекта

Социальный проект всегда направлен на решение конкретной социальной проблемы определенной целевой группы в заранее известные сроки. Подробно о том, как приступить к разработке социального проекта, руководство фонда и руководители проектов-победителей конкурсов президентских грантов рассказывают в бесплатном онлайн-курсе по социальному проектированию.

Пройдите курс, чтобы избежать типичных ошибок на этапе проектирования и узнать, какие проекты побеждают в конкурсе и почему. В этой статье мы поделимся с вами базовыми принципами социального проектирования.

Что такое социальное проектирование

Социальное проектирование — это механизм разработки и планирования социального проекта. Не путайте социальное проектирование с подготовкой заявки на грантовый конкурс.

Социальный проект — это комплекс действий и мероприятий, направленный на достижение цели, выполнение задач и получение заранее запланированных результатов для решения актуальной социальной проблемы. Проект всегда ограничен временем, территорией, командой и бюджетом.

Заявка на конкурс — это описание социального проекта по специальной форме, которую задает грантодатель. Заявку пишут с целью получить недостающие ресурсы на реализацию социального проекта. Это описание может и должно быть разным в зависимости от требований организации, которая распределяет гранты. Таким образом, один и тот же проект можно по-разному структурировать в заявку.

Фонд предлагает вам разделить процесс создания социального проекта на три этапа: изучение проблемы, разработка механизма решения проблемы и обеспечение проекта ресурсами. Рассказываем о каждом этапе по порядку.

1. Изучаем проблему

Социальный проект всегда начинается с людей, которые сталкиваются с определенной проблемой. Определите целевую группу своего проекта: людей, на решение или смягчение проблемы которых направлена деятельность в рамках проекта. Эти люди должны будут ощутить положительные изменения по его итогам.

Определитесь с географией проекта: на какой территории вы собираетесь работать — в одном районе города, в одном городе, в целой области?

Внимательно изучите проблему целевой группы и ее причины на территории реализации проекта. Пообщайтесь с представителями целевой группы, проведите небольшой опрос или анкетирование, обратитесь к сторонним исследованиям, официальной статистике и высказываниям представителей власти, которые касаются выбранной целевой группы на территории реализации проекта.

После того как вы поймете, для кого, из-за чего и на какой территории вы собираетесь работать, приступайте к поиску способов решения проблемы.

2. Разрабатываем механизм решения проблемы

Предложите решение конкретной проблемы определенной целевой группы на ограниченной территории: сформулируйте цель социального проекта. Точность формулировки цели во многом зависит от того, насколько точно вы определили проблему.

Чтобы сформулировать цель проекта, сравните два состояния целевой группы: «есть сейчас» — негативное состояние, которое не устраивает целевую группу, — и «должно быть» — позитивное состояние, в котором целевая группа окажется после реализации вашего социального проекта. Достижение этого позитивного изменения и станет целью вашего социального проекта.

При постановке цели помните о том, что она должна быть:

Чтобы оценить проект по завершении, подумайте о том, каких результатов вы хотели бы добиться. Количественные результаты — это количество представителей целевой группы, которые примут участие в мероприятиях проекта и ощутят позитивные изменения в процессе реализации вашего проекта. Качественные результаты — это конкретные изменения, которых вы добьетесь для выбранной целевой группы. Убедитесь, что запланировали ожидаемые результаты для всех целевых групп, которые вы выявили на первом этапе изучения проблемы.

Ключевой этап в социальном проектировании — определить задачи и мероприятия проекта. Задача — это составляющая цели, которая помогает устранить конкретную причину существования проблемы. Мероприятия — это действия, которые вы предпримете, чтобы решить конкретную задачу. Для решения задачи всегда нужен комплекс мероприятий, поэтому задача всегда шире, чем мероприятие.

3. Обеспечиваем проект ресурсами

Реализация мероприятий проекта должна быть обеспечена материальными ресурсами и сильной командой. Опыт и навыки членов команды должны соответствовать специфике задач и обеспечивать выполнение всех мероприятий проекта.

Для того чтобы понять, какие финансовые ресурсы вам понадобятся, какие из них у вас уже есть и каких не хватает, а также увидеть, какие расходы вам придется понести, нужно составить бюджет проекта.

Перечислите в бюджете все необходимые ресурсы и рассчитайте их стоимость. Каждая статья расходов должна быть обоснована, то есть связана с мероприятиями в рамках проекта, и реалистична, то есть связана с реальными ценами. Бюджет проекта должен обеспечить возможность реализации всех запланированных мероприятий в рамках проекта.

В бюджете важно предусмотреть административные расходы на сопровождение всего проекта: зарплату руководителя, вознаграждение бухгалтеру, расходы на связь, а также офисные, банковские и другие расходы.

Бюджет проекта состоит из средств гранта и софинансирования — собственного вклада организации и вклада партнеров. Собственный вклад — это те ресурсы, которые уже есть у организации и которые она готова вкладывать в проект. Вклад партнеров — это ресурсы, которые вы привлекли или планируете привлечь со стороны.

В бесплатном онлайн-курсе фонда по социальному проектированию руководство и эксперты фонда подробно разбирают каждый из этапов социального проектирования, в том числе рассказывают, как правильно представить проект в заявке на президентский грант.

Внутри курса — 10 видео-уроков по 2-6 минут на 2,5 часа со статьями, схемами и практическими заданиями. Пройдите курс, чтобы разработать сильный социальный проект и правильно представить его в виде заявки на конкурс.

Источник

Электронный журнал о благотворительности

Филантроп

Социальный проект: от идеи к воплощению

Сегодня мы затронем тему, которая волнует многих активистов: как создать успешный социальный проект?

Экспертом рубрики выступает Асет Клышбаев. Асет — главный менеджер Фонда развития социальных проектов «SamrukKazyna Trust», он работает в фонде с 2016 года. Асет ведет такие проекты, как «Разные-Равные» и проекты по установке спортивных площадок.

В своей статье Асет Клышбаев ответил на самые часто задаваемые вопросы и разъяснил читателям, какой проект может стать социальным и что нужно сделать для того, чтобы добиться хорошего результата.

Что нужно учитывать при подготовке мероприятий социального проекта

Что такое социальный проект?

Для начала нужно разобраться, что такое социальный проект и что нужно учитывать при его создании.

Социальный проект – это комплексная деятельность человека, но чаще группы людей – общественных фондов, объединений, сообществ – которая направлена на решение определенных проблем социума, его трансформации и повышение качества жизни. Проблемы могут быть самыми разными: от развития инфраструктуры до поддержки людей с инвалидностью. И все же главной целью создания социального проекта является развитие общества.

В наш Фонд ежедневно поступает большое количество запросов и проектов, но я столкнулся с таким явлением – большинство заявителей не включаются в свои же проекты. Некоторые не прорабатывают структуру, кто-то не может определить конечный результат, а третьи просто не имеют плана реализации.

Начиная проект, нужно учитывать сразу несколько факторов:

— нацеленность на решение конкретной проблемы – необходимо четко понимать, какую проблему вы хотите решить и что готовы предпринять для этого.

— наличие конечного бенефициара – определите свою аудиторию: для кого вы это делаете.

— наличие партнеров – создание проекта подразумевает привлечение партнеров – социальных, коммерческих, государственные и местные исполнительные органы. Одни могут направить вас, поделиться опытом, другие – оказать спонсорскую поддержку, третьи – помочь, к примеру, в вопросах законодательства, предоставления площадки и прочее.

— измеримый конечный результат – необходимо добиваться ощутимых результатов – чтобы понять, какую пользу вы принесете, например, сколько людей получат реальную помощь от вашего проекта.

— инновационность – вы вряд ли привлечете внимание к проблеме, если будете повторять за кем-то. Лучше будет, если придумаете свое уникальное решение проблемы, примените другой подход в реализации проекта, нежели другие общественники.

— мультипликативность – предусмотреть возможность масштабирования проекта – возможно, кому-то будет полезен ваш опыт и он в будущем сможет применить его в своих начинаниях.

Кто может заниматься социальным проектом?

Социальный проект может создать каждый человек, неравнодушный к проблемам общества и его дальнейшего развития. Здесь даже не нужно иметь специального образования – главное – понимать, что вы делаете, для кого и к чему хотите прийти в итоге.

Опыт показывает, что одному человеку сложно реализовать проект, поэтому привлекайте единомышленников, партнеров, наставников. Ведь проект – это не статичная картинка – это процесс, где нужно одновременно решать несколько задач.

В своей работе необходимо использовать лучшие практики, при этом адаптируя их к условиям казахстанского рынка. Реализовывать свою идею так, чтобы в будущем стать бенчмарком социальной сферы как в пределах нашей страны, так и в мировом сообществе.

Что нужно сделать, чтобы создать свой социальный проект?

Как я уже говорил выше, сначала определите – для чего вам это нужно, какую проблему вы хотите решить и какие ресурсы у вас есть. Если вы смогли ответить на эти вопросы, и преисполнены энтузиазма, действуйте.

Сразу оговорюсь, создание проекта – это не приготовление блюда, здесь нет четких рецептов, в результате которого получится вкусный шедевр. Однако все же, если придерживаться определенных рекомендаций, вы сможете реализовать свою идею.

В своей работе можно применить следующую формулу: исследование – проблема – цель – задачи – методы – шаги – бюджет – оценка.

Для социального проекта нужно определить нишу, после чего человек или организация начинает проводить исследование, собирать информацию, мнения экспертов, какими способами можно решить данную проблему и улучшить ситуацию. Проблема должна быть обоснована объективными данными, которые можно выяснить, проведя исследование. Цифры и факты дадут вам понять, в каком направлении двигаться и как лучше решить проблему, где существуют реальные пробелы, которые в дальнейшем и сможет закрыть ваш проект. Во время проведения исследования, обязательно оцените актуальность проекта в разрезе своего региона, страны и мира, чтобы иметь полное и разностороннее представление о проблеме.

Из проблемы вытекает цель. То есть, вы должны понять, что имеете на данный момент и к чему придете, воплотив в жизнь проект.

После этого определите, какие задачи вам нужно решить, чтобы достигнуть цели. Это своеобразные этапы на пути к конечному результату.

Решить задачи поможет применение определенных инструментов – методов. Это, пожалуй, один из самых объемных и подробных разделов проекта. Нужно описать то, каким образом будет осуществляться проект, прописать стратегию, механизм реализации проекта. Важно ответить на вопросы: каким образом будут достигнуты намеченные цели, как будут выполняться поставленные задачи, кто будет осуществлять их реализацию, какие ресурсы будут использованы.

Шаги. Чтобы реализовать социальный проект и прийти к цели, нужно разбить процесс на шаги. Не нужно пытаться сделать все и сразу. Хаотичное выполнение только помешает вам эффективно выстроить работу, и в итоге вы ничего не добьетесь. Поэтому определите последовательность своих действий, структурируйте их. Для удобства в работе разработайте план мероприятий, с указанием конкретных сроков, исполнителей, инструментов.

Конечно, для реализации любого проекта необходим бюджет. Поэтому важно после описания методов и шагов точно просчитать, сколько будет стоить каждый этап вашего проекта. После составления и описания бюджета, поясните, на что будет расходоваться та или иная сумма.

Ну и завершающий момент — шкала оценки. Оценка это способ достижения качества. Она необходима для того, чтобы оценить конечный результат. Иначе, невозможно будет оценить эффективность проекта – принес ли он пользу, какие ошибки были допущены, и как их избежать в дальнейшем.

В качестве примера успешного проекта я бы привел проект «Разные-Равные: создание в Казахстане инклюзивного общества». Он реализуется частным фондом «Дара» совместно с Фондом «Samruk-Kazyna Trust» с 2014 года.

Проект предусматривает открытие Кабинетов психолого-педагогической коррекции (КППК) и Ресурсных центров (РЦ) инклюзивного образования для детей с особыми образовательными потребностями, а также повышения квалификации специалистов, работающих с детьми с опозиционно-вызывающими расстройствами (ОВР).

За 4 года при поддержке нашего фонда открыто уже 9 КППК и 6 РЦ по всему Казахстану. Проект охватил более 4000 детей с особенностями развития и их семьям.

Системность и устойчивость данного проекта обусловлена тем, что в целом в развитии сети КППК и РЦ по Казахстану был задан определённый уровень качества, которого далее придерживаются местные органы власти при открытии подобных центров в регионах. Все открытые КППК и РЦ в рамках проекта полностью адаптированы под нужды детей с особыми потребностями, оснащены необходимым современным оборудованием и материалами, специалисты прошли обучение по работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

С момента открытия данные учреждения живут самостоятельно и финансируются из местных государственных бюджетов.

Необходимо отметить и мультипликативный эффект реализации проекта, так как за счет государства и бизнеса по данной модели дополнительно открыто более 15 КППК и РЦ по Казахстану.

Хочу стать партнером Фонда развития социальных проектов «SamrukKazyna Trust». Что мне нужно учесть?

Помимо всех тех факторов, что я озвучил выше, нужно уделить внимание следующим аспектам.

— Социальный проект должен быть системным. Одноразовые акции – это как капля в море, которую не заметит ни общество, ни ваша целевая аудитория, ни конечный получатель. Другими словами, эффекта вы не добьетесь.

— Продумайте возможность продолжения вашей деятельности после окончания финансирования, работайте над увеличением экономической активности целевых групп населения в результате реализации проекта, к примеру, вы можете привлечь дополнительных доноров посредством краудфандинга.

— Используйте инновационные подходы, применяйте лучшие мировые и локальные практики для реализации мероприятий в рамках социального проекта.

— Определите ожидаемые результаты, которые предполагается достичь в ходе реализации проекта в количественном и качественном выражении. Это соответствие результатов цели, задачам проекта, измеримость, реалистичность, выполнимость.

— Опишите, предпринимались ли организацией попытки осуществить подобного рода деятельность и насколько успешными они оказались.

Обязательно укажите, как проект соотносится с деятельностью организации, ее миссией и задачами.

— Опишите категорию благополучателей – целевую группу, на которую направлена деятельность по проекту и чья жизнь каким-либо образом улучшится в результате реализации проекта. Организация должна показать знание их проблем и наличие специалистов, которые будут работать с этой целевой аудиторией.

— Не включайте цели, воздействия от которых на ситуацию не могут быть количественно или качественно измерены.

Источник

С чего начать разработку социального проекта

Владислав Иванович Редюхин

08 июня 2018 • 12:23

Что нужно учитывать при подготовке мероприятий социального проекта

Если попытаться описать, хотя бы примерно, все организационные фазы, через которые «проходит» каждый участник процесса социального проектирования, то они могли бы выглядеть следующим образом:

Из вышеизложенного достаточно ясно, что в одиночку социальный проект ни разработать, ни реализовать невозможно. Поэтому необходим тщательный подбор (и селекция!) будущих участников проекта и продуманная организация их первой встречи. На ней автору проекта приходится взять на себя вышеописанную роль консультанта. Цель этой встречи достичь общего взаимопонимания, собрать необходимую информацию и совместно выработать план действий. Примерные вопросы для обсуждения на первой встрече:

Обычно нельзя ожидать много от первой встречи. К тому же, совсем необязательно следует из нее следует подписание каких-либо обязательств или заключения договора. Цель первой встречи заключается в том, чтобы помочь присутствующим понять/почувствовать, какой требуется подход к проблеме и организации их взаимодействия с тем, чтобы “продвинуться вперед” с диагнозом ситуации или стратегией социального вмешательства.

Некоторые основные элементы проведения таких встреч могут очень помочь в установлении взаимопонимания, сборе информации и заключении последующих соглашений. Вот несколько принципов организации общения.

Оказывайте поддержку / проявляйте сочувствие. Для оптимальных отношений участники должны чувствовать себя достаточно защищенными и в безопасности, чтобы не бояться показаться слабыми. Обычно местами уязвимости бывают области, в которых они некомпетентны, или где они не смогли решить какую-то проблему или заслуживают критики. Защищенность необходима человеку, чтобы иметь уверенность в себе и быть автономным. Сам факт публичного выступления на группе непосредственного общения может подорвать это чувство независимости. Поэтому очень важно, чтобы консультант убедил участников в том, никто не знает «правильного» решения, что зов о помощи не компрометирует их, что их не будут судить, обвинять и критиковать за то, о чем и как они будут говорить.

Будьте внимательны. Хотя 12 вопросов задают общий ход вашей мысли, коммуникация должна в принципе “центрироваться” на присутствующих. Поэтому важно следить за состоянием участников по ходу дискуссии. Это может означать, что нужно иногда “уходить в сторону”, порой достаточно долго выслушивать то, что не относится к делу, но не монополизировать свой контроль за ходом общения. Нужно воспринимать все, что говорят и делают участники встречи, как данные, смысл которых может проясниться позднее.

Проявляйте решимость. Большая часть коммуникации состоит из “впитывания” консультантом действительности, в которой живут пришедшие, – понимание их мировоззрения очень важно. Но затем участнику необходимо четко определить свою позицию, роль и ее особенности. В здоровой обстановке все участники имеют четкое представление о роли и месте друг друга в «общем строю».

Хотя все эти принципы важны, относительная важность каждого из них меняется по ходу встречи. Например, решимость может быть неуместна вплоть до последней части беседы, а сочувствие необходимо на протяжении всего общения, особенно, если участник начинает нервничать.

Каждый из 12 вопросов сам по себе прост и очевиден. Консультант должен видеть идею в корне каждого вопроса, чтобы избежать поверхностного сбора информации. Цель каждого вопроса предопределяет новые вопросы, возникающие по ходу беседы.

1. Какая у нас общая проблема? Зачем мы здесь собрались?

Этот вопрос в начале беседы вполне оправдан. Вопрос открывает путь к пониманию источника боли, неловкости или недостаточной самореализации, в результате которой возможна первая встреча.

Иногда ответ на этот вопрос принимает форму предполагаемого решения, как будто бы вопрос был: “Как вы намереваетесь решить вашу проблему?” Например, один участник сформулировал: “Нам нужны учебные сессии по подготовке общественных лидеров”. Естественно, следует вопрос о том, что же все-таки произошло, что привело его к такому заключению. Важно, чтобы консультант имел представление о положении дел в данное время, которое не устраивает людей, а не просто о том, как каждый сам надеется его изменить.

Люди иногда уходят от обсуждения проблемы по некоторым соображениям. Полезно вспомнить, что удержание контроля над ситуацией имеет для многих людей принципиальное значение, и особенно для управленцев. Для многих признание в том, что они не справляются с какими-то трудностями равноценно признанию в отсутствии контроля. Поэтому добиться откровенного признания в том, что проблемы есть, бывает нелегко и требует особого такта и мастерства в ведении беседы.

2. Каковы значимые последствия имеющейся проблемы?

После того, как сформулирована проблема необходимо попытаться оценить масштабы проблемы:

Проблемы по определению болезненны (причиняют боль); так же как люди стараются избежать боли, так же они избегают пристального рассмотрения проблемы. Цель этого вопроса (а также вытекающих из него вопросов) заключается в том, чтобы помочь посмотреть на проблему – может быть, по-новому.

3. Какие факторы способствуют наличию проблемы?

Как только оценены масштабы проблемы, необходимо выяснить, каковы причины ее возникновения. Хотя выясняется каковы объективные факторы, усугубляющие проблему, нужно начеку: участники, эмоционально воспринимающие ситуацию могут ответить субъективно на этот вопрос и тем исказить анализ ситуации. Следует напомнить, что это всего лишь предварительный опрос, и за ним последует сбор дополнительной информации, прежде чем будут сделаны какие бы то ни было выводы. Таким образом, подготавливаются к тому, что возможно будут открыты новые факторы – те, о которых еще не упоминалось.

В это же время может быть уместно предложить новые интерпретации для рассмотрения, не как выводы, а как повод для размышления, чтобы расширить круг рассматриваемых возможностей. Сама фразеология вопроса подразумевает, что у проблемы много причин. Хотя в некоторых случаях такое предположение можно оспаривать, принципиальная установка здесь на то, что мы проводим непредвзятое исследование и не останавливаем поиск после установления одного фактора.

4. Что было предпринято для решения этой проблемы? Каковы были результаты?

Вообще говоря, люди обычно считают, что они сами могут справиться со своими проблемами. Это в особенности относится к администраторам, которым платят за решение управленческих задач. Чтобы не затронуть их самолюбие участника (а это имеет ключевое значение для последующей кооперации в проекте), очень важно отметить и оценить предпринятые усилия по решению проблемы, а также то, как он оценивает результат своих усилий. Здесь можно найти интересную информацию о том, чего не стоит пытаться сделать в будущем и что может быть важно для обеспечения успешного вмешательства.

5. Чего бы вы (мы) хотели в идеальном случае?

После изучения текущей обстановки участники могут оказаться готовы к разговору о будущем. Это подходящий момент для оценки их энтузиазма и энергии и использования их для изменения ситуации. Хотя здесь мы, по всей вероятности, еще не формулируем конечную цель, сама постановка вопроса подбадривает присутствующих.

При обсуждении этого вопроса нужно попросить всех описать желаемую ситуацию как можно подробнее, используя при этом такие, например, вопросы:

Представьте себе идеальную (по-вашему) ситуацию.

Если возникают затруднения с описанием картины будущего, можно задать вопрос: “Если бы ситуация была более приемлемой для вас, как бы вы себя чувствовали?” Здесь участники могут почувствовать большую свободу в обсуждении вариантов, которые они пока еще не готов поддержать.

Если вопрос не воодушевляет, консультанту может быть трудно понять ряд других факторов. Это возможно означает неготовность участников продолжать беседу в этом направлении, и тогда следует просто принять это к сведению, не выражая неодобрения, и предложить выбрать следующий шаг.

6. Какое вмешательство могло бы помочь осуществить ваше желание?

Этот возбуждающий или вдохновляющий вопрос задается с тем, чтобы извлечь «на поверхность» набор возможных альтернатив. Эта предпосылка означает, что одни и те же результаты можно достичь разными способами. То есть, если кто-то предложил один вариант, то его можно вслед за этим спросить: “Какие еще возможности могли бы вы предложить?” После генерации нескольких вариантов достижения желаемых результатов, полезно спросить о критериях отбора одной из них. Например, вот возможные критерии оценки: стоимость, сроки, количество и состав участников, цена риска, сколько потребуется собрать информации и т.д. Как только критерии отобраны, они применяются к различным вариантам и делается предварительный выбор.

Консультант должен проявить свои экспертные и аналитические знания в поиск альтернатив и в оценку их вероятных последствий. Если при обсуждении упускается из виду интересная альтернатива или предпочитается вариант, который, как знает консультант по опыту, не дает желаемых результатов, он не должен молчать. Ведь, действительно, затем и существует (“процессуальный”) консультант, чтобы он давал профессиональные советы по административным процессам.

7. Какие силы/факторы за такое вмешательство?

8. Какие силы/факторы против такого социального вмешательства?

Когда основное направление выбрано, важно найти “замаскированные минные поля”, а также и положительные факторы, которые обеспечат дополнительную поддержку вашему проекту. Примеры факторов (или положительных или отрицательных) могут быть следующие:

После того как факторы определены, нужно предложить еще раз критически взглянуть на выбранный подход к решению проблемы и высказать возможные опасения. Если окончательное решение “за”, то необходимо включить преодоление этих факторов в имеющиеся планы.

9. Какой вклад вы (мы) готовы сделать в поиск решения?

В этом месте беседы участники будут иметь намного более ясное представление о положении дел, о том, что нужно и выгодно не уходить от проблемы, и о шансах на удачу или неудачу. Настало время поговорить о конкретной стоимости и инвестиционных рисках.

Для большинства проектов основные затраты – это деньги и время. Риск включает в себя также возможную потерю участниками авторитета в сообществе или организации, возможное ухудшение ситуации или тяжесть переживаний, связанных с проводимой работой.

Предложив взвесить все “за” и “против” относительно стоимости и риска, консультанту, возможно, предстоит помочь присутствующим оценить реалистичность положения. Например, понять, насколько вероятен успех варианта “сколачивания рабочей группы”. Консультант может рассказать о случаях из собственной практики, в которых использовался такой подход.

Так или иначе, но каждый должен иметь четкое представление о затратах и рисках, а затем уже вынести решение о том, хочет ли он продолжать это дело и участвовать в разработке проекта.

10. Кого еще мы хотим (должны) привлечь к нашей работе?

Если было решено начать разрабатывать проект, то можно перейти к рассмотрению каждым собственной роли в этом мероприятии. Хотя в некоторых случаях участник может быть готов к оформлению соглашения, в других может потребоваться сбор дополнительной информации, или образуется перерыв до того момента, когда соглашение о начале работ может быть разработано.

В любом случае необходимо проверить наличие позиций участников на недостаточность и избыточность. Особенно важно выяснить следующие моменты:

Это обсуждение должно завершиться взаимной договоренностью о ролях и условиях будущих отношений между со-проектантами.

11. Все ли мы друг другу рассказали, что нам необходимо знать о сложившейся ситуации (чтобы понять ее)?

Это очень хитрый вопрос-ловушка. Опыт показывает, что коммуникация между людьми – не всегда прямолинейный процесс; вопросы, обсуждавшиеся в начале беседы, вполне возможно, предстанут в совсем ином свете или даже наполнятся другим содержанием, если к ним вернуться в конце интервью. Это последняя проверка, и цель ее в том, чтобы каждый поразмыслил о всей беседе и, возможно, сделал дополнения, если они у него есть.

12. Какой следующий конкретный шаг нам нужно предпринять?

В конце беседы необходимо договориться о следующей встрече или коммуникации: когда и как. Если решение о такой встрече нужно будет оформить официально или нужно подготовить контракты, надо решить, кто это сделает. И, наконец, возможно подошло время констатировать, что отношения начались. Два или три человека узнали друг о друге вещи довольно личного и конфиденциального содержания, вещи, о которых часто не говорят, так как они обнажают уязвимые места. Вероятно, следует отметить характер встречи и заверить клиента, что будет обеспечен необходимый уровень конфиденциальности и такта. Если это возможно, надо выразить надежду и уверенность в благополучном исходе общего дела.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *