Что нужно спрашивать при устройстве на работу
20 вопросов, которые вам могут задать на собеседовании
В одних компаниях любят спрашивать, как вы представляете себе идеальную работу. В других — почему крышки к канализационным люкам круглые, а не квадратные. Одни работодатели считают стандартные вопросы на собеседовании бесполезными и импровизируют, другие тщательно продумывают каждый следующий шаг. Мы собрали 20 вопросов, которые наверняка зададут вам на собеседовании.
Разные вопросы преследуют разные цели. Но чаще всего работодатели спрашивают вполне ожидаемые вещи, связанные с личностью кандидата, его профессиональным уровнем, карьерными амбициями, пониманием рабочей миссии, соответствием позиции.
1. «Расскажите о себе». Вас об этом попросят, поэтому будьте готовы рассказать основные моменты рабочей биографии. Воспользуйтесь простой формулой «настоящее — прошлое — будущее». Сначала рассказываете о том, кем являетесь на данный момент, чем занимаетесь, что умеете. Затем говорите о том, что привело вас к текущему положению: совокупность навыков и опыта. В конце рассказываете о своих планах и перспективах.
2. «Назовите ваши сильные стороны». Здесь важно не просто перечислить ваши лучшие качества, но и привести пример, как они помогли достичь определенных целей и успехов в работе.
3. «Назовите ваши слабые стороны». Позиционируйте свои слабые стороны как точки роста: расскажите о том, как планируете работать над недостатками, что уже удалось исправить.
4. «Почему вы хотите работать именно у нас?» Здесь можно продемонстрировать степень подготовки к собеседованию, уровень знаний о компании, заинтересованность в работе. Если вам не удалось найти достаточно информации, не стесняйтесь задавать вопросы работодателю.
5. «Почему вы ушли с предыдущего места работы?» Быть откровенным здесь не обязательно. Если у вас не ладились отношения с руководством или просто стало скучно, работодатель насторожится. Отвечайте в позитивном ключе : вам хотелось бы, чтобы работа была более разнообразной, или идеальный начальник, по вашему мнению, не беспокоит вас в нерабочее время.
Еще 15 вопросов, которые вам могут задать:
6. «Кем вы видите себя через 5 лет?» Не пытайтесь быть точным в прогнозах: здесь работодателю интересен ваш ход мысли и направление мечтаний.
8. «Чем вы планируете заниматься в первый месяц/квартал вашей работы, если получите это место?» Не страшно, что вы пока не знаете тонкостей, главное — продемонстрировать активный настрой, готовность влиться в процесс.
10. Расскажите о вашем самом большом провале.
11. У вас есть дети?
12. Как давно ищете работу? Есть ли другие предложения, которые вас заинтересовали?
13. Чем именно вы занимались на предыдущем месте работы?
14. Как вы относитесь к переработкам?
15. Каков ваш последний крупный проект?
16. Почему мы должны взять на эту работу именно вас? Чем вы отличаетесь от других кандидатов?
17. Почему вы выбрали эту специальность/университет?
18. Как вы проводите свободное время?
19. Есть ли у вас вредные привычки?
20. Какие проблемы вам чаще всего приходится решать в вашей работе?
Если вы уже знаете, в какой компании хотите работать, но не находите подходящей для вас вакансии, отправьте работодателю сообщение «Хочу у вас работать!». Оно попадет в специальную папку, и работодатель узнает о вашей кандидатуре.
13 способов произвести хорошее впечатление на собеседовании
Что значит — произвести хорошее впечатление?
Оговоримся сразу: задача профессионального рекрутера (если он действительно профи) не в том, чтобы оценить вас чисто субъективно «нравится — не нравится» на уровне эмоций, без рационального обоснования. Его задача оценить:
Поэтому на собеседовании важно не допустить досадных ошибок в общении, которые могут быть превратно истолкованы не в вашу пользу. Сделайте всё возможное, чтобы случайности не помешали вам произвести приятное впечатление. В этом помогут простые правила хорошего тона. Если вы отлично знакомы с деловым этикетом, то знаете их и так. Правда, знать и соблюдать — не одно и то же. Перед собеседованием не будет лишним вспомнить о них снова.
1. Подготовиться к встрече
Поищите больше информации о компании перед встречей. Если изучали ее еще перед тем, как отправить отклик, освежите информацию в памяти. Без этого вполне можно обойтись, если вы претендуете на массовую линейную позицию (например, продавца). Но если вы устраиваетесь менеджером или специалистом, то для вас станет плюсом возможность упомянуть на собеседовании что-то, что вы знаете о компании, ее проектах и достижениях. Это показывает вашу заинтересованность в работе именно здесь. Работодатели это ценят. А некоторых случаях такая подготовка — совершенно необходимое условие. Например, очень странно, если вы маркетолог и ничего не разузнали о продуктах компании перед встречей. Для руководителей предварительно почитать о компании тоже обязательно.
2. Прийти вовремя
Опаздывать на собеседование нельзя. Это относится и к традиционному очному интервью, и к уже ставшему для нас привычному онлайн-формату. Об этом правиле знают все и всё равно часто его нарушают из-за обидных случайностей. Можно привести тысячу причин, объясняя, что вообще-то вы очень пунктуальны, просто в этот раз вам не повезло, но увы — первое впечатление о себе вы уже испортите и получите минус в оценке. Вы должны быть готовы к пробкам на дорогах, поломке транспорта, тому, что не сумеете сразу найти нужный адрес, что засбоит домашний интернет или компьютер. Подключайтесь к видеовстрече заранее, рассчитывайте время на дорогу с запасом: ничего страшного, если вы появитесь на связи / на месте раньше, чем нужно, зато успеете еще раз собраться с мыслями и исключите эффект «взмыленности» и взволнованности из-за спешки.
3. Предупредить заранее об изменении планов
Тоже элементарное правило, которое, тем не менее, очень часто нарушают. Всё бывает, в том числе обстоятельства, которые невозможно предвидеть. Чувствуете, что можете не успеть на собеседование — постарайтесь позвонить заранее и честно объясните ситуацию, попросите назначить другую дату. Это воспринимается гораздо лучше, чем если вы просто не придете или не подключитесь, но позвоните потом. При втором варианте уже будут сделаны выводы о вашей необязательности.
4. Одеться соответственно обстановке
Конечно, внешность не главное, но встречать на собеседовании все равно будут по манерам и по одежке. Чтобы последняя не подвела, позаботьтесь о своем внешнем виде (даже если ваше интервью проходит в онлайн-формате!). Как это сделать, мы уже рассказывали. Общий совет для всех, независимо от того, предполагает ли ваша работа присутствие в офисе: главное — выглядеть аккуратно и невызывающе. Что касается стиля одежды, то постарайтесь узнать заранее, есть ли в компании дресс-код (разумеется, это касается случаев, когда предполагается работа в офисе). Ничего зазорного, если вы спросите про дресс-код, когда договариваетесь о встрече. Если строгого дресс-кода нет, то допустимо одеться в сдержанном стиле кэжуал.
5. Взять с собой только нужное
Возможно, зарядившись кофеином, вы лучше соображаете. Но это не значит, что нужно брать с собой на собеседование недопитый стаканчик капучино или ставить рядом с компьютером чашку с американо. Минимум вещей — минимум проблем. И уж точно не стоит приезжать на очное собеседование с пакетами из магазина — так вы продемонстрируете, что не очень-то заинтересованы в этой работе, раз зашли сюда просто «по пути».
Возможно, рекрутер попросит распечатанную копию вашего резюме или портфолио. Всё это должно быть наготове, чтобы не пришлось рыться в сумке, копаясь в груде лишних бумажек и отнимая драгоценные минуты интервью. Разумеется, ваш собеседник может всё это распечатать и сам, раз вы эти документы уже ему направляли. Но почему бы вам не использовать простую возможность показать свою собранность и деловой настрой?
6. Отложить телефон и выключить звук
Это правило хорошего тона для любых деловых встреч. Человек, который уткнулся в телефон, показывает тем самым свою незаинтересованность в том, что происходит вокруг, и в цели своего визита. Да и вам в ожидании встречи полезнее еще раз пробежаться глазами по своему резюме и подготовить основные тезисы устного рассказа о себе, чем листать ленту соцсетей.
7. Быть вежливым со всеми
Вас начинают оценивать еще до того, как вы войдете в кабинет и начнете беседу. Многие рекрутеры и непосредственные руководители, которые подбирают сотрудника себе в команду, внимательно наблюдают за тем, как кандидат ведет себя, появившись в офисе. Будьте вежливы с секретарем на ресепшен, а если вас поведут в переговорную комнату через рабочие помещения, при входе поздоровайтесь с сотрудниками, которые там сидят. На такие мелочи обращают внимание, и у вас есть шанс показать себя как человека, с которым приятно иметь дело.
8. Установить контакт
Не бойтесь сделать первый шаг при общении с рекрутером (или вашим потенциальным начальником) — начните беседу сами. Старайтесь изначально задать позитивный тон общению: «растопить лед» легкой уместной шуткой (только не переборщите!) или замечанием о погоде. Будьте открыты и приветливы, но в то же время постарайтесь держаться в рамках деловой беседы. Например, если заметили грамоты или дипломы в кабинете собеседника или что-то знаете о его успешных рабочих проектах, спросите об этом — ему будет приятно. Возможно, у вас найдутся общие темы и даже общие знакомые в деловом мире. Это поможет наладить неформальный контакт, который так важен для возникновения неподдельной человеческой симпатии. Одновременно вы продемонстрируете свои коммуникативные навыки, которые, возможно, важны для этой вакансии.
9. Не переходить личные границы
Стараясь установить контакт с собеседником, важно держаться золотой середины. Переход на приятельский стиль общения, неловкие попытки польстить неуместными комплиментами, посулить личные выгоды, если рекрутер посодействует вам в устройстве на эту работу, излишне подробный рассказ о вашей жизни с целью вызвать восхищение или, наоборот, жалость — всё это за гранью приличий и сыграет против вас.
10. Не перебивать интервьюера
Такое же простое и очевидное правило, как «прийти вовремя», но и о нем часто забывают. У рекрутера обычно есть сценарий беседы и стандартный набор информации, которую он должен рассказать кандидатам о компании и условиях работы. Не сбивайте его, чтобы он ничего не упустил. Если в процессе возникнет уточняющий вопрос, запомните его или запишите и задайте потом: рекрутер обязательно даст такую возможность.
11. Избегать лишней эмоциональности
Даже если вас очень сильно воодушевляет вакансия, это компания вашей мечты, не нужно пытаться поразить собеседника напором эмоций и тем более давить на него («Поверьте, я тот, кто вам нужен!», «Пожалуйста, пожалуйста, дайте мне шанс, эта работа нужна мне как воздух! Обещаю, вы не пожалеете, если возьмете меня!»). Излишняя экспрессия может вызвать впечатление о вашей неуравновешенности. Постарайтесь проявить свою заинтересованность в спокойном тоне. Просто расскажите, чем вас привлекает эта компания и эта вакансия, задавайте больше вопросов по существу работы — тем самым вы дадите понять, что она вам действительно интересна.
12. Быть честным, но избегать негатива
Редкое собеседование обходится без неудобных вопросов. Причины поиска работы, конфликты с руководителем, профессиональные неудачи — работодателю важно составить полную картину вашего опыта.
Будьте откровенны, но не уходите в негатив: будьте осторожны в высказываниях о предыдущих руководителях и компаниях,в которых вы работали. И уж точно не стоит пытаться обмануть собеседника: кадровый рынок меньше, чем кажется, ваш интервьюер может оказаться приятелем вашего бывшего начальника, а рекрутеры разных компаний зачастую хорошо знакомы друг с другом — им не составит труда навести о вас справки и проверить ваши рекомендации. О типичных ошибках в рассказе о себе мы писали здесь. А как отвечать на неудобные вопросы — здесь.
13. Постараться реагировать спокойно
Бывает, что поведение интервьюера на собеседовании вызывает раздражение. Возможно, это стресс-интервью — один из способов проверки ваших коммуникативных навыков. Например, задавая много вопросов подряд, проверяют вашу внимательность и умение сосредоточиться. Ничего удивительного, если работа предполагает большой поток устной информации в режиме многозадачности (вы устраиваетесь личным помощником руководителя, администратором в офисе, менеджером по работе с клиентами). Часто и резко перебивают, пытаются сбить с толку? Возможно, проверяют стрессоустойчивость. Сможете реагировать сдержанно и доброжелательно — получите плюсик к своей кандидатуре. Другой вопрос, сможете ли вы потом работать в таком же режиме постоянно, привычен ли вам такой формат. Если нет — это не та работа, которая вам нужна. Поэтому не стесняйтесь прямо спросить интервьюера, правильно ли вы понимаете, что вакансия предполагает много общения в стрессовом режиме.
Собеседование: инструкция для тех, кто нанимает в первый раз
Шаг 1: подготовка
Первые встречи могут вызывать волнение. Рассказывает Павел, территориальный менеджер торговой компании: «Одной из первых задач в новой роли стал поиск кандидата на вакансию коммерческого директора в Хабаровске. Наш HR-менеджер провел первые интервью по телефону и составил для меня график встреч. И вот я сижу в одном из хабаровских кафе (офис еще не был снят), передо мной открыт список вопросов (боюсь забыть что-то главное). Передо мной сидит кандидат на 20 лет старше — опытный руководитель с отличным послужным списком. И тут я замечаю, как у него подрагивают руки и некоторые фразы он произносит с заиканием. Приходит осознание — он волнуется гораздо сильнее меня! Тут меня «отпустило».
Шаг 2: интервью
Вот подборка вопросов, которые вам помогут:
Общая информация:
Главная цель этого блока вопросов: понять, что движет кандидатом при поиске работы. Насторожитесь, если красной нитью через ответы проходит денежный мотив. Скорее всего, сотрудник легко поменяет компанию, если ему предложат хоть незначительно больше.
Вопросы по задачам:
Ответы на эти вопросы помогут лучше понять зону ответственности и вклад кандидата в достижение успеха. Одно из важных умений профессионала — учиться на своих ошибках и извлекать из неудачного опыта уроки. Если вам говорят, что сложных кейсов не было, а неудач как-то не припомнить, ваш собеседник, скорее всего, решал простые однотипные задачи.
Вопросы о зарплате
Вопросы о развитии карьеры
Соотнесите ответы с тем, что готова предложить ваша компания. С какой скоростью «растут» люди внутри? На что сделан акцент — брать «готовых» профессионалов с рынка и предлагать соответствующее вознаграждение или обучать на рабочем месте? Вам нужен самостоятельный эксперт или исполнитель, который работает в строго заданных рамках?
Еще немного о кандидате
Такие вопросы позволят вам аккуратно проработать потенциальные сложные моменты. К примеру, человек привык к кабинетной работе, а у вас оупенспейс. Или от вас ждут инструкций на каждое действие, а вы ожидаете самостоятельности и инициативы.
Средняя продолжительность интервью 40—60 минут, этого времени обычно достаточно для того, чтобы составить впечатление о кандидате и понять, насколько он соответствует профилю должности.
Темы, которые не стоит поднимать на собеседовании:
Причиной отказа в трудоустройстве могут быть только профессиональный опыт и деловые качества кандидата — эта норма прописана в Трудовом кодексе РФ. Эти факторы и стоит оценивать на интервью. Кроме того, на вопросы личного характера кандидат вполне может отвечать уклончиво, угадывая социально желательный ответ.
Шаг 3: практическое задание
Если есть необходимость оценить какой-то конкретный навык, необходимый для дальнейшей работы, дайте кандидату тестовое задание. Оно должно быть максимально приближенным к рабочим задачам. «Продайте мне вот эту ручку», — непоказательный тест. Он лишь демонстрирует сообразительность и находчивость, но не гарантирует того, что новый сотрудник справится с планом продаж.
Татьяна открыла вакансию административного директора. Ей был нужен человек, который сможет курировать ремонты, работать с бюджетом, открывать новые магазины в срок. За три дня на вакансию пришло более 100 откликов. Татьяна провела первичные интервью и пригласила кандидатов в офис. Кроме получасового собеседования, кандидатам предлагали задание: написать короткое письмо арендодателю (в свободной форме) и посчитать площадь помещения, чтобы составить смету на ремонт. Каково же было удивление Татьяны, когда кандидаты, которые указали в резюме «опытный пользователь ПК» и «знание Excel на отлично» не могли справиться с простой задачей по геометрии. Из 20 кандидатов справился с тестом только один. Ему и было сделано предложение о работе.
Шаг 4: презентация компании и ответы на вопросы
В заключение расскажите подробнее о компании и ответьте на вопросы кандидата. Оставьте это на конец разговора, ведь в начале его вам важно понять, что кандидат сделал, чтобы подготовиться ко встрече? Он открыл сайт, узнал про продукт, основных конкурентов и целевую аудиторию? Или ваша компания — одна из десятка, куда было отправлено резюме?
Даже если вы поняли, что по объективным причинам человек вам не подходит, сделайте хотя бы минимальную версию презентации. Кто знает, может быть, после встречи с вами кандидат станет вашим клиентом или вы еще пересечетесь с ним в профессиональном мире. Даже короткое собеседование может превратиться в удачную рекламную кампанию вашего бренда!
О чем спрашивать на собеседовании
Чтобы проверить работодателя
В прошлой статье я рассказала, как проверить потенциального работодателя до собеседования, чтобы убедиться, что не будет проблем с зарплатой.
Но это не вся проверка. Если вы решили пойти на собеседование, будьте готовы задавать вопросы.
Чтобы проверить потенциального работодателя и убедиться, что проблем с зарплатой не будет, задайте ему эти 10 вопросов.
Доктор, я стесняюсь
Если вам стыдно задавать такие вопросы работодателю, делайте так:
«Черная» и «серая» зарплаты — это нарушение закона. Если работник соглашается получать неофициальную зарплату, он становится соучастником экономического преступления и несет ответственность наряду с работодателем.
При конфликте с руководством, в декрете или на больничном работник может остаться с одной лишь официальной зарплатой. Серую часть работодатель платить не обязан, и заставить его крайне трудно.
👎 Серая зарплата как у всех
Доказать, что зарплата выплачивалась в большем размере, сложно. Взыскать ее — еще сложнее. Суды подчеркивают, что выплата неофициальной зарплаты не порождает никаких юридических последствий для работника, и считают, что выплачиваться должно лишь то, что на бумаге.
Если же работник выиграет суд — есть риск, что ФНС привлечет его к ответственности за неуплату налогов.
Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 23.05.2017 по делу № 33-5833/2017 и от 29.03.2016 по делу № 33-3645/2016
Зарплата должна выплачиваться два раза в месяц: не реже, чем каждые полмесяца.
Плавающие сроки выплаты незаконны. Даты выплаты зарплаты должны быть четко закреплены и не должны зависеть от того, «когда клиент заплатит».
👎 Плавающие сроки
— Сколько раз в месяц выплачивается зарплата?
— Зарплату выплачиваем в конце месяца, полностью всю.
— А выплата в строго определенный день?
— У нас есть специальный период выплаты. В течение него и выплачиваем.
Задержки заработной платы запрещены. Неважно, по какой причине, — хоть клиент не платит, хоть в банке задержка, хоть что.
Работодатель в любом случае несет материальную ответственность: работник должен получить зарплату и дополнительную компенсацию за каждый день просрочки.
👎 Задержки по чьей-то вине
Если оклад, который установлен на испытательном сроке, меньше оклада по должности в штатном расписании — это дискриминация.
Чтобы официально платить новичкам меньше, компания может ввести в штатное расписание специальную должность с меньшим окладом или установить систему надбавок за стаж работы.
👎 Зарплата ниже на испытательном сроке
— Зарплата в вакансии — это зарплата с первого рабочего дня? Или зарплата, которая будет у меня после испытательного срока?
— Зарплата — 10 тысяч на испытательный срок. После — 20 тысяч, по штатному расписанию для вашей должности.
Зарплата может выплачиваться наличными через кассу или по безналу на банковскую карточку.
Закон позволяет работнику получать зарплату и другие выплаты на любую удобную ему карту. Для этого нужно написать заявление не менее чем за 15 календарных дней до очередной даты выплаты зарплаты.
👎 Зарплата только на наши карточки
— Как выплачивается зарплата: наличными или по безналу? Если по безналу, можно получать ее на мою карту Тинькофф-банка?
— У нас есть банк, с которым мы работаем. На карты других банков по запросу работников мы ничего не перечисляем: бухгалтерии неудобно вручную делать платежки, вбивать разные реквизиты, другие банки берут с нас комиссию за перевод.
Работодатель обязан выплачивать работнику пособие по временной нетрудоспособности. Он не имеет права оплачивать дни болезни как отпуск или оформлять вместо больничного отпуск без сохранения зарплаты.
Был случай: работодатель не оплачивал работнице листок нетрудоспособности. Суд взыскал с работодателя не только сумму пособия, но и проценты за задержку выплаты с компенсацией морального вреда.
👎 Вместо больничных — отпуск
— Вы оплачиваете работникам больничные?
— Нет. Мы оформляем работнику отпуск без сохранения зарплаты или оплачиваемый, чтобы уменьшалась задолженность по отпускам.
Работодатель обязан выплачивать работнику отпускные, причем минимум за 3 дня до отпуска. Если отпускные выплатили не вовремя, работник имеет право перенести отпуск.
Например, работодатель вместо оплачиваемых отпусков оформлял работнику отпуска без сохранения зарплаты из-за якобы нехватки денег в компании. К тому же работник утверждал, что с его зарплаты ежемесячно удерживали 5% для накопления отпускных. Суд взыскал с работодателя только часть отпускных. Доказать факт удержаний работник не смог.
👎 Нет отпускных
— В какой срок выплачиваются отпускные?
— Какие отпускные? Кто не работает, тот деньги не получает.
Штрафовать работников запрещается. За провинность можно применить только дисциплинарные взыскания, закрепленные в кодексе: замечание, выговор или увольнение.
Чтобы наказать работника деньгами за нарушение трудовой дисциплины, компания может уменьшить премию или не выплатить ее вообще. Для этого порядок премирования и зависимость премий от проступков должны быть закреплены в локальном акте, а работник должен быть письменно и своевременно ознакомлен с ним.
👎 Штраф из зарплаты
— А вы штрафуете работников за провинности?
— Да. Если опоздали на работу или пропустили звонок от клиента — минус 5 тысяч из зарплаты в этом месяце.
Компания обязана рассчитать работника в день увольнения: выплатить зарплату за отработанное время и компенсацию за неиспользованные отпуска.
В одном деле работодатель оштрафовал работницу на 500 рублей за грязное рабочее место. Также он не выплатил расчет в день увольнения: по условиям трудового договора, выплата производилась в течение 15 дней после увольнения. Суд признал штраф и условие договора незаконными и взыскал с работодателя все недоплаченное с компенсацией.
👎 Расчет через три дня
— Вы платите расчет при увольнении? В какие сроки?
— Расчет при увольнении платим в течение трех дней со дня увольнения.
Уточните, ведет ли компания в настоящее время проекты, расширяет ли деятельность, выходит ли на новые рынки. Спросите, выигрывает ли она тендеры, планирует ли развитие. Попросите привести конкретные примеры, запомните их и поищите в интернете после собеседования.
Компания имеет право оберегать свою коммерческую тайну и потому может дать расплывчатую информацию, но вопросы о работах все равно стоит задать. Чем меньше у компании работ, тем меньше денег она получает и больше вероятность перебоев с зарплатой.
👎 Не скажу
— Видел в новостях, что полгода назад вы получили крупный тендер. А сейчас вы участвуете в тендерах, выигрываете?
— Да-да-да, конечно! Вот устроитесь — расскажем про наши проекты подробней.
Не бойтесь задавать вопросы и вести диалог. Если потенциальному работодателю нечего скрывать, он отнесется к вашим вопросам спокойно, а к вам — как к грамотному сотруднику.
Даже если работодатель прошел проверку до и во время собеседования и похоже, что платить вам будут исправно, расслабляться рано. Нарушение права на зарплату — одно из многих. В следующих статьях я расскажу, как не устроиться на работу к тому, кто разглашает персональные данные и нарушает право на безопасный труд.
Запомнить
Была в Кроке на собеседовании, задавала стандартные вопросы. Про график работы получила ответ: «Официально до 18:00, но у нас принято работать до 20:00». На моё уточнение как это компенсируется, дама эйчар вскинула брови и ещё раз повторила, что у них ТАК ПРИНЯТО. Про зарплату мне так и не сказали, даже вилку отказались обозначить: «Всё будет объявлено успешному кандидату на последнем этапе». Не ожидала я такой культуры от крупной российской компании, не ожидала)
Vinsent, в моей отрасли к сожалению все привыкли к норме 8 часового дня с 8 до 8. И это от слова «совсем» не вызывает вопросы соискателей. Обычно такие режимы покрываются более высокими зарплатами, чем в других отраслях