Что нужно сделать чтобы стать самозанятым в 2021

Как стать самозанятым в 2021 году: особенности спецрежима и регистрация самозанятости

Самозанятость – отличная альтернатива для тех, кому по разным причинам невыгодно открывать ИП. Речь о стартапах с небольшим бюджетом, фрилансерах, репетиторах, таксистах, арендодателях жилых помещений с доходом не выше определенной планки. Как перейти на специальный налоговый режим самозанятости и в чем нюансы – читайте в нашей пошаговой инструкции.

Особенности, плюсы и минусы самозанятости

Режим для самозанятых ввели в 2019 году экспериментально сроком на 10 лет. Поначалу он действовал только для нескольких регионов. С июля 2020 его разрешили применять в любой точке РФ. Сейчас на него перешли уже около 2 000 000 человек.

Самозанятость – неофициальный термин. Но его используют даже в государственных органах. Самозанятыми считаются лица, которые уплачивают НПД – налог на профессиональный доход. Перейти на этот спецрежим могут те, кто работает самостоятельно без наемных сотрудников.

Основное преимущество режима – это возможность легализовать свою деятельность, работать прозрачно и не бояться штрафов за незаконное предпринимательство. К тому же, для самозанятых предусмотрена довольно щадящая налоговая ставка: 4% и 6%. Никаких дополнительных обязательных платежей нет.

В список преимуществ также входят:

Стать самозанятыми могут фотографы и видеооператоры, организаторы праздников, продавцы изделий собственного производства, водители, строители, мастера маникюра, специалисты, работающие удаленно через разные интернет-площадки. Все виды деятельности, допустимые на спецрежиме, прописаны в законе.

Перейти на самозанятость можно, если вы:

НПД заменяет страховые взносы и НДС.

Лимитов по сумме месячного дохода на режиме не существует. Но если выйти за пределы годового ограничения, вас автоматически переведут на другую систему. Все данные строго контролируются через «Мой налог».

Что нужно сделать чтобы стать самозанятым в 2021

Минусы у режима НПД тоже есть. Обычно самозанятые сталкиваются с такими сложностями:

Регистрация самозанятости: алгоритм действий

Чтобы стать пользователем спецрежима, нужно зарегистрироваться и получить соответствующее подтверждение. Все детали процедуры есть в Налоговом кодексе.

Самозанятость оформляется разными способами. Рассмотрим подробнее все случаи.

Через приложение

Первым делом скачайте программу в сервисе Google Play или в AppStore, отталкиваясь от вашего устройства и ОС.

Далее откройте ее, поставьте отметку в поле для согласия на обработку информации и примите правила.

После этого появится экран, предлагающий выбрать подходящий способ регистрации.

№1 – по паспорту:

Что нужно сделать чтобы стать самозанятым в 2021

Когда выполните все перечисленные действия, программа автоматически уведомит инспекцию о постановке на учет.

Это самый простой и удобный способ регистрации, занимающий буквально 3-5 минут. Выбрав его, вы можете не посещать налоговую, а все необходимые процедуры выполнить в режиме онлайн. Кроме того, для дальнейшего взаимодействия с инспекцией программа понадобится в любом случае. Через нее инспекторы контролируют самозанятых.

В самой программе есть еще 2 варианта оформления.

№2 – на Госуслугах:

№3 – через ЛК на официальном ресурсе налоговой:

Последний метод подойдет не только для жителей РФ, но и для иностранцев.

При наличии подтвержденного аккаунта на веб-сайте ФНС или Госуслугах проще и быстрее всего оформлять самозанятость именно через эти ресурсы. Если записи нет, регистрируйтесь по паспорту. В любом случае это удобнее, чем обращаться в службу или МФЦ.

На ПК в браузере

Пройти регистрацию можно и без приложения. Делается это прямо на ресурсе ФНС в ЛК плательщика налогов. Для входа понадобятся те же данные, которые запрашивает приложение (логин/пароль или учетка с Госуслуг).

Схема аналогичная:

Что нужно сделать чтобы стать самозанятым в 2021

На этом оформление для физлиц завершается. Паспорт, фото не нужны. Если самозанятость оформляет ИП, предприниматель должен будет дополнительно уведомить инспекцию о том, что отказывается от другого спецрежима. Например, от УСН или патента. Совмещать режимы нельзя. В противном случае налоговая аннулирует регистрацию. Такое уведомление необходимо подать на протяжении месяца.

Если ИП применяет патент, сначала следует дождаться пока истечет срок его действия или уведомить о прекращении данной деятельности предварительно. И только потом заниматься регистрацией плательщика НПД.

В уполномоченном банке

Еще один канал для оформления – банк, который предлагает такую услугу. Чаще всего получить статус можно в мобильном сервисе учреждения. Для примера возьмем «Сбербанк».

Что нужно сделать для получения статуса:

Что нужно сделать чтобы стать самозанятым в 2021

В целом процедура регистрации через банк занимает не более 6 дней. Но обычно все проходит намного быстрее.

После этого в приложении «Сбербанка» можно будет формировать электронные чеки, которые являются единственным обязательным видом отчетности для самозанятых. Они подтверждают доходы. Позже эта информация учитывается при расчете налога. Чеки в приложении могут формироваться даже на иностранные организации.

При оплате переводом на карту фискальные документы создаются автоматически. Формировать их вручную придется только в случае оплаты наличными, на счет или, если плательщиком является ИП/юрлицо.

Помимо этого, в сервисе банка есть и другие бонусные предложения для самозанятых. Это различные инструменты, облегчающие рутинные ежедневные процессы. К примеру, календарь для записи/учета клиентов, конструктор документов, обучающая платформа с полезными материалами, 3 бесплатные консультации юриста.

Кроме того, самозанятым доступны кредиты с особыми условиями на личные цели или развитие своего дела. Ипотека составляет от 1,4% годовых.

Услуга регистрации самозанятости предоставляется не только в «Сбербанке». Полный список организаций, которые поддерживают обмен данными с налоговой, размещен на официальном ресурсе ФНС.

В нем присутствуют:

В налоговой

Последний вариант – пойти в ближайшую службу по месту проживания. Перед этим нужно заполнить уведомление в бланке соответствующей формы.

В нем указывают:

Что нужно сделать чтобы стать самозанятым в 2021

Чтобы отказаться от статуса в дальнейшем, необходимо подавать аналогичный документ о прекращении деятельности.

Нужно учитывать, что в постановке на учет могут отказать. Но это бывает крайне редко. Основная причина – несоответствия или противоречия между поданными документами и информацией, которой владеет налоговая инспекция.

Как подтвердить получение статуса

Налоговая служба не предоставляет самозанятым никаких уведомлений, которые бы подтверждали факт взятия на учет.

Подтвердить свой новый статус можно двумя способами:

Нюансы расчета налога

Размер ставки определяется тем, кто рассчитывается с самозанятым:

Учет и контроль начислений, а также предварительные расчеты выполняются в программе. Все процессы полностью автоматизированы.

Что необходимо от пользователя:

Чеки в программе формируются автоматически при добавлении новой транзакции. При этом нужно прописывать наименование и стоимость товара/услуги. Во время проведения расчетов с ИП и юрлицами желательно указывать их ИНН. Чек клиенту передается в руки, на email или телефон. Также можно предоставлять QR-код на мобильном.

Главное – отражать получаемые средства непосредственно после расчета. Отложить можно только переводы на счет и посредством агентов. Но они должны быть обязательно отражены до 9-го числа следующего месяца. Если приложение не работает, данные вносятся через веб-кабинет.

Квитанция на оплату формируется налоговой службой автоматически, после чего сразу же появляется в программе.

Доступные способы оплаты:

Сумму меньше 100 рублей переносят на следующий расчетный период.

Заключение

Спецрежим для самозанятых предусматривает максимально простые условия. Процесс регистрации по большей части уведомительный, требует минимум документов и времени. Пройти его и узаконить доходы может любой желающий. Разумеется, если его работа подходит для этого режима. Самый быстрый и удобный вариант – оформление в приложении или в онлайн-сервисе банка.

Источник

Как стать самозанятым в 2021 году?

В 2017 году появился новый термин — самозанятые граждане. Эти удивительные люди могут не открывать ИП, но при этом оказывать услуги другим физическим и даже юридическим лицам. Давайте разберемся, что это за люди, что это им дает и как это вообще работает.

Кто такой самозанятый?

Это лица, которые не имеют своего работодателя и начальства. У них нет наемных работников или руководителей, они трудятся самостоятельно. Они занимаются мелкой торговлей или оказывают услуги населению и компаниям любого размера.

Эти люди занимаются профессиональной деятельностью, от которой получают доходы и платят налоги государству. Видов такой деятельности много. Вот некоторые виды деятельности самозанятым:

Если в 2017 году это начиналось, как эксперимент, то к середине октября 2020 года налоговый режим для самозанятых стал действовать по всей стране. Раньше люди искали информацию, в каких регионах можно стать самозанятым, нужно было иметь хотя бы одного клиента из регионов, где действует этот режим. А теперь это возможно в любом регионе страны и даже некоторым людям из других стран.

Что нужно сделать чтобы стать самозанятым в 2021

Стать самозанятым может любое физическое лицо и даже индивидуальный предприниматель, если он решил поменять свой статус и перейти на другой налоговый режим.

Что нужно сделать чтобы стать самозанятым в 2021

Как это работает?

Все настроено максимально просто. Сначала человек скачивает приложение и проходит регистрацию в нем в качестве самозанятого. В конце регистрации он получает сообщение о том, что он успешно стал самозанятым. Все остальные действия он выполняет через приложение «Мой налог». Не нужно никуда ехать и ничего сложного делать. Никаких заявлений, очередей и визитов в налоговую. Просто приложение, в котором теперь отмечать доходы и выплачивать налоги.

Процесс работы тоже прост:

Что нужно сделать чтобы стать самозанятым в 2021

Что это дает?

Создание режима самозанятых несет в себе множество плюсов:

Кроме того, многие компании охотнее работают с самозанятыми, потому что в этом случае снижается их налоговая нагрузка. Работать с самозанятыми им выгоднее и проще.

Самозанятому не нужен расчетный счет, не придется предоставлять налоговую деклараацию, не требуется касса, можно совмещать с основной работой.

Кто может стать?

Стать самозанятым гражданином может любое лицо, которое ведет деятельность на территории РФ. Также могут стать самозанятыми иностранные граждане из Беларуси, Киргизии, Казахстана и Армении, если у них в России есть клиенты. Им разрешается менять налоговый режим на тех же условиям, что и гражданам РФ.

Что нужно сделать чтобы стать самозанятым в 2021

Начиная с октября 2020 года, стать самозанятым можно в любом регионе страны.

С какого возраста

Самозанятым может стать любой гражданин как в возрасте от 18 лет, так и в период с 14 до 18 лет, если он выполняет одно из условий и не является ИП.

Кто может стать самозанятым в 14-18 лет:

Как принимать платежи?

Принимать платежи самозанятый может на любую карту, которая у него есть. Можно получать деньги от клиентов даже на карту, куда приходит зарплата с основной работы.

Многие банки на данный момент предлагают открыть у них счет, чтобы быть самозанятым. На самом деле это не связанные понятия. Расчетный счет понадобится при работе с определенными компаниями. Если физлицо планирует просто собирать давать уроки игры на скрипке или продавать торты собственного изготовления обычным гражданам, то ему такой счет не понадобится.

Что нужно сделать чтобы стать самозанятым в 2021

Как стать самозанятым?

Давайте разберемся, как стать самозанятым через Госуслуги и приведем пошаговую инструкцию.

Это самый простой способ. После того, как приложение «Мой налог» будет установлено на мобильный телефон, в него нужно войти. Откроется окно, в котором нужно выбрать способ регистрации и авторизации. Через портал «Госуслуг» это последний, но самый быстрый и простой среди них.

Нужно просто нажать на него. Затем понадобится ввести стандартные данные, которые обычно вводятся при входе на сайт «Госуслуги» — СНИЛС или номер мобильного телефона и пароль.

Что нужно сделать чтобы стать самозанятым в 2021

Дальше регистрация будет полуавтоматической. После подтверждения собственных данных, мобильного телефона и согласия с условиями регистрации, гражданин будет сразу же поставлен на учет как самозанятый.

Что нужно сделать чтобы стать самозанятым в 2021

Что нужно сделать чтобы стать самозанятым в 2021

Что нужно сделать чтобы стать самозанятым в 2021

Плюсы и минусы

С момента появления нового налогового режима у него есть сторонники и противники, ведь отрицательные стороны есть у всего. Давайте подробнее разберемся, в чем особенности этого метода работы.

В чем достоинства самозанятости:

Что нужно сделать чтобы стать самозанятым в 2021

Но есть у этого налогового режима и отрицательные стороны:

Что нужно сделать чтобы стать самозанятым в 2021

Часто задаваемые вопросы

Налоговый режим недоступен для арбитражных управляющих, адвокатов, нотариусов, потому что их работа регулируется другими законами.

Во всех случаях, когда приходится торговать маркированными товарами, придется открывать ИП. Самозанятому нельзя заниматься перепродажей и продажей всего, что попадает под маркировку и акциз.

Физлицу ничего не мешает быть одновременно самозанятым и ИП. Но есть нюанс — он не может совмещать налог на профдоход с другими режимами — ЕСХН, УСН или ЕНВД. Другими словами, не получится совмещать сразу 2 режима.

Можно успеть отказаться от второго режима в течение 1 месяца. Если этого не сделать, то самозанятость аннулируется.

Если ИП использует спецрежим для отдельных видов деятельности, которые не попадают под самозанятость, то ему придется платить НДФЛ от этой деятельности отдельно. Но в этом случае самозанятость прекращается автоматически. Совместить с патентом тоже не получится.

Да, нет никаких проблем. Можно даже получать зарплату на ту же карту, куда приходит доход от самозанятости. Главное — выполнять требования и платить налоги.

Гражданин может, например, сдавать квартиру в аренду и платить от получаемой прибыли 4%. В то же время он работает, а его работодатель производит все стандартные отчисления по его доходу.

Да. Никаких ограничений на получение средств нет, их можно получать наличными, на расчетный счет, на банковскую карту, на виртуальные деньги. Ответственность за указание всех доходов лежит на самозанятом. Кроме того, чек можно выдать только после регистрации очередной операции.

Согласно закону, пенсионер может быть самозанятым и при этом оставаться пенсионером. Он не теряет права на получение пенсии, ее продолжают индексировать, человек считается неработающим гражданином. А вот часть льгот ему могут не платить, если они зависят от среднемесячного дохода.

Да. У России есть договоренность с Казахстаном, Беларусью, Киргизией и Арменией. Граждане из этих стран могут становиться самозанятыми наравне с гражданами РФ, если у них есть в нашей стране хотя бы один клиент. Оформлять патент при этом не придется.

Нет. Когда гражданин сам оформляет самозанятость и платит налоги за свою деятельность, его старые доходы никто проверять не будет. Специалистам ФНС не пришлось его искать, он встал на учет сам. Если они начнут проверять каждого нового самозанятого, то это отпугнет всех от легализации.

У них другая практика. Если они найдут гражданина, который осуществляет деятельность и не платит налоги, то он за это может получить серьезные штрафы. Ведь им пришлось потратить ресурсы, чтобы вывести его на «чистую воду».

Да, конечно. Просто в этом случае заказчик не будет платить за самозанятого налоги, он будет делать это сам в размере 6% от дохода, так как работает с компанией, а не с физическим лицом.

Да. Отчитываться нужно только по поступлениям, которые приходят от физических и юридических лиц в качестве оплаты за работу. Пособия, пенсии, зарплата с работы не попадают под налог. Но если хочется разделять эти суммы и быть спокойным, то можно просто завести отдельную карту для дохода от самозанятости.

Их можно отмечать, как поступления от физического лица, если они отражаются так в выписке на карте. У заказчика и у самозанятого не будет проблем с налоговой — первый перевел свои личные деньги, второй отразил полученный заработок.

Нет. Это разные виды деятельности, придется проводить репетиторство тоже через ИП.

Источник

Как стать самозанятым и работать официально в любом регионе страны

С 1 июля налоговый режим для самозанятых ввели в 53 регионах: теперь платить налог на профессиональный доход могут жители 76 субъектов РФ. Оставшиеся регионы введут самозанятость позже: например, в Северной Осетии режим появится 25 июля.

Самозанятые не платят пенсионные и страховые взносы, и уплачивают налоги только с доходов. А ещё ведут учёт продаж онлайн и не сдают отчётность. Смотрите, как стать самозанятым, чтобы платить меньше налогов и не сдавать отчётность.

Кто такие самозанятые

1. Работают без наёмных сотрудников в штате.

2. Работают в регионе, где есть самозанятость.

3. Зарабатывают не больше 2,4 млн рублей в год.

4. Не нарушают запреты, установленные статьёй 4 и статьёй 6 закона 422-ФЗ.

Какие плюсы у самозанятости

Быть самозанятым выгодно, потому что платить налоги нужно только в месяцы, в которых был доход. Если самозанятый ничего не заработал, налоги платить не нужно. Пенсионные и страховые взносы платить не обязательно. Можно делать отчисления в Пенсионный фонд по собственному желанию, чтобы накопить страховой стаж и получить доплату к пенсии.

Чтобы накопить стаж, нужно ежегодно подавать заявление в налоговую и добровольно платить взносы. Для самозанятых ставка фиксированная — 32 448 рублей в год.

Налог на профессиональный доход начисляют по двум ставкам: 4% с поступлений от физлиц и 6% с поступлений от ИП и юрлиц. Ставка определяется автоматически при регистрации чеков по оплате.

Ещё немного плюсов самозанятости:

Налоговый вычет составляет 22 130 рублей и состоит из двух частей:

12 130 рублей — субсидия, которую самозанятые получают из-за коронакризиса. Действует до конца 2020 года.

10 000 рублей — постоянный бонус. Действует до тех пор, пока не закончится.

Вычета в 22 130 рублей хватит, чтобы не платить налоги как минимум с 553 250 заработанных рублей.

Как стать самозанятым

Но необязательно идти на сайт налоговой — то же самое можно сделать через сайт банка. Вот какие возможности предлагают для регистрации самозанятых «Делобанк» и его головная структура — «СКБ-банк»:

Индивидуальные предприниматели могут перейти на режим для самозанятых с помощью сервиса «Делобанка»

Вот как зарегистрироваться через сервис «Делобанка»:

1. Авторизуйтесь интернет-банке.

2. Выберите раздел «Самозанятые» в меню слева.

3. Укажите регион, основной и дополнительный виды деятельности самозанятого.

4. Нажмите «Зарегистрироваться».

Налоговая рассматривает заявки от нескольких минут до шести рабочих дней. В среднем это 1−2 часа. Статус заявки отображается в разделе «Самозанятость». Когда налоговая примет заявку, вы получите СМС с кодом подтверждения. Вводите его в поле с заявкой — и всё, теперь вы самозанятый!

Как выдавать чеки и платить налоги

Выдать и отправить чек клиенту после каждого поступления на счёт — обязанность самозанятого. Если забудете, придётся заплатить 20% от суммы в качестве штрафа. Зарегистрировать чек можно в личном кабинете самозанятого в интернет-банке «Делобанка» или «СКБ-Банка». Работает просто: получаете деньги, вносите информацию о продаже через интернет-банк и отправляете чек клиенту.

Вот как сформировать чек в личном кабинете «Делобанка»:

1. Зайдите в раздел «Самозанятые».

2. Нажмите в строке «События» кнопку «Добавить».

3. Напишите данные по продаже: статус клиента (физлицо, юрлицо или ИП), название товара, размер платежа.

4. Нажмите кнопку «Добавить продажу».

Скачайте и отправьте чек заказчику по электронной почте или мессенджеру. А ещё можете отправить клиенту ссылку на чек.

Налоговая сама считает, сколько налогов вы должны заплатить. В начале месяца вы получите уведомление из интернет-банка с общей суммой налога. Оплатить можно прямо с расчётного счёта. Срок — до 25 числа месяца, в котором пришло уведомление.

Вопрос-ответ

Мне придётся платить налоги со всех поступлений на счёт или карту?

Нет. Вы платите налоги только с доходов, по которым выдаёте чек. Сумма доходов самозанятого может быть меньше, чем вы получили на счёт — если не все доходы связаны с предпринимательской деятельностью. Или больше — если фиксируете доходы, которые получили наличными или на карты других банков.

Как зафиксировать продажу, если получил оплату наличными или на счёт в другом банке?

Внесите продажу через раздел «Самозанятые» в том же порядке, что и при обычной продаже. Пополнять наличными на расчётный счёт обязательно.

Таким же способом можно выдавать чеки за платежи, полученные на счета в других банках.

Могу ли я подтвердить свои доходы, если хочу оформить ипотеку или кредит?

Да. В разделе «Самозанятость» в личном кабинете «Делобанка» или «СКБ-Банка» вы можете получить электронную справку о доходах за текущий год. Там же есть справка, подтверждающая статус самозанятого.

Как перейти на самозанятость в «Делобанке» или «СКБ-Банке» из другого банка?

Так же, как и при обычной регистрации. Фактически вы просто подключаете новый способ обмена информацией с налоговой. При этом не обязательно отключать доступ к личному кабинету самозанятого в другом банке. Например, вы можете получать деньги на разные счета и регистрировать чеки через разные банки. Но оплачивать налоги нужно только через один банк, поскольку уведомление приходит по общей сумме налога.

Что будет, если самозанятый заработает больше 2,4 млн рублей в течение года?

Физическим лицам аннулируют самозанятость. Появится два варианта:

1. Платить до конца года НДФЛ в размере 13% с доходов, превышающих 2,4 млн рублей. А с 1 января нового года снова стать самозанятым — это не запрещено.

2. Стать индивидуальным предпринимателем и заплатить НДФЛ только за доход с момента превышения 2,4 млн рублей до открытия ИП. Чтобы платить меньше, в качестве налогового режима выберите «упрощёнку» по доходам. Тогда налог останется примерно таким же: 5−6% в зависимости от региона.

Источник

Самозанятые граждане в 2021: виды деятельности, налоги, регионы

Что нужно сделать чтобы стать самозанятым в 2021

Эта статья адресована тем, кто планирует начать свое дело, но сомневается, по какому пути пойти — платить налог на профессиональный доход или выбрать другой режим налогообложения. Мы рассказали, что значит быть самозанятым, в каких регионах это возможно в 2021 году, оценили плюсы и минусы данного режима. Также мы сравнили уплату НПД и деятельность предпринимателя на других налоговых системах.

Кто такие самозанятые граждане

Это физические лица, получающие выручку от деятельности, при ведении которой нет работодателя и работников, нанятых по трудовым договорам. Также это люди, сдающие в аренду свое имущество. Такая выручка (арендная плата) называется профессиональным доходом.

Согласно Федеральному закону от 27.11.18 № 422-ФЗ (далее — Закон о самозанятых), указанные физлица могут стать плательщиками налога на профессиональный доход (НПД). Для этого они должны добровольно встать на учет в налоговую инспекцию и получить соответствующий статус.

СПРАВКА. Уплата НПД — это эксперимент, который продлится десять лет: с 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года включительно. Сначала эксперимент действовал не на всей территории России, а лишь в отдельных регионах. И только с июля 2020 года распространился на всю страну.

Какие регионы поддерживают новый спецрежим

В 2021 году НПД разрешено применять во всех без исключения субъектах РФ.

Кто может стать самозанятым в 2021 году

Данное право есть у любого гражданина России и других стран Евразийского экономического союза (Белорусии, Армении, Казахстана, Киргизии). Главное, чтобы он получал профессиональный доход в любом из субъектов РФ.

ВНИМАНИЕ. Человеку, который планирует платить налог на профессиональный доход, не обязательно регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Но если статус ИП уже есть или его хочется приобрести, то помехой для уплаты НПД статус индивидуального предпринимателя не станет.

Существует ограничение по размеру профессионального дохода. Если его величина с начала текущего календарного года превысила 2,4 млн. рублей, применять спецрежим для самозанятых нельзя. Придется ждать следующего года, когда отсчет начнется с нуля.

Может ли самозанятый быть наемным работником? Да, он вправе совмещать свой бизнес и работу по трудовому договору. От предпринимательской деятельности он будет получать профдоход, а от работы по найму — зарплату.

Виды деятельности для самозанятых в 2021 году

Чем может заниматься самозанятый? Репетиторством, уборкой помещений, приготовлением домашней выпечки, оказанием услуг косметолога и проч. Также на уплату НПД часто переходят собственники квартир и комнат, сдаваемых в аренду.

При этом существуют виды бизнеса, не дающие права стать плательщиком налога на профессиональный налог. В «черный» список входят:

Как стать самозанятым в 2021 году

Регистрация в приложении «Мой налог»

Сначала нужно бесплатно скачать это приложение с сайта ФНС и установить на смартфон, планшет или компьютер. Затем, используя это же устройство, сделать скан паспорта и свое фото. После чего пройти в приложении несложную процедуру регистрации. Заявление на бумаге с личной подписью самозанятого гражданина не требуется.

СПРАВКА. Оформиться самозанятым можно и по-другому — через веб-кабинет налогоплательщика «Налога на профессиональный доход». В нем нужно указать ИНН и код доступа в личный кабинет налогоплательщика. При этом не понадобятся ни паспортные данные, ни фото, ни заявление на бумаге.

Налоговики проверят указанные сведения. Если все окажется в порядке, инспекторы направят гражданину уведомление о постановке на учет. Оно поступит через приложение «Мой налог».

Переход на самозанятые с других режимов налогообложения

Не исключено, что до перехода на НПД человек уже получал профдоходы и платил с них другой налог: единый налог по УСН, единый сельскохозяйственный налог, налог по ПСН или НДФЛ. Тогда, зарегистрировавшись в приложении «Мой налог», физлицо обязано отказаться от прежних налоговых режимов. Соответствующее заявление необходимо подать в ИФНС по месту учета или по месту ведения деятельности. Сделать это нужно в течение одного месяца с даты регистрации в качестве самозанятого. Если срок пропущен, то инспекторы аннулируют регистрацию.

ВАЖНО. Можно ли перевести на НПД только часть доходов от бизнеса, а другую часть оставить на УСН, ЕСХН, ПСН или основной системе? Нет, нельзя. Совмещение налога на профдоход с перечисленными налоговыми режимами недопустимо (подп. 7 п. 2 ст. 4 Закона о самозанятых). Другое дело, если физлицо занимается предпринимательством и одновременно работает по найму. В этом случае его зарплата будет облагаться налогом на доходы физлиц, а профдоходы — НПД.

Снятие самозанятого лица с учета

Чтобы сняться с учета в качестве плательщика НПД, нужно подать заявление через приложение «Мой налог». Это делается в одном из следующих случаев:

Инспекторы снимут самозанятого гражданина с учета в день, когда подано заявление.

Может случиться, что человек продолжает считать себя самозанятым, хотя его доходы превысили лимит, у него появились наемные сотрудники или он стал вести бизнес из «черного» списка. Если сотрудники ИФНС это обнаружат, они сами прекратят регистрацию физлица в качестве плательщика НПД, не дожидаясь от него заявления.

Налогообложение для самозанятых граждан в 2021 году

Какой доход облагается налогом

НПД платится с профессиональных доходов, полученных в течение одного календарного месяца. Установлены две ставки.

Если клиент — физическое лицо без статуса ИП, то ставка равна 4%.

Если клиент — организация или ИП, то ставка равна 6%.

При расчете налога не учитывают доходы:

Как учитываются доходы

Деньги от продажи товаров, (работ, услуг, имущественных прав) признаются в день их поступления.

Выручка, полученная в рамках договора комиссии (поручения, агентского договора), когда посредник участвует в расчетах, признается в последний день месяца поступления денег к посреднику.

Доходы, раннее учтенные в рамках какой-либо налоговой системы до перехода на НПД, отражать не надо. Это правило действует, даже если деньги поступили после такого перехода.

Налоговый вычет для самозанятых

Его определяют по следующему правилу:

Сумма вычета, рассчитанная нарастающим итогом с момента перехода на НПД, не может превышать 10 000 руб. за все время деятельности в качестве самозанятого лица.

Физлицо, которое утратило статус плательщика НПД, не израсходовав все 10 000 руб. вычета, сохраняет право использовать остаток. Его восстановят при повторной регистрации в этом статусе. В ситуации, когда 10 000 руб. были израсходованы, воспользоваться вычетом повторно нельзя.

ВАЖНО. Введены временные правила в отношении НПД, подлежащего уплате с 1 июля по 31 декабря 2020 года. В указанный отрезок времени к остатку «обычного» вычета добавлялись 12 130 руб. Полученную сумму допустимо использовать неограниченно, не зависимо от выручки. За счет вычета гасилась задолженность по НПД, а оставшаяся часть шла на уплату текущего налога. Остаток вычета переносился на 2021 год в пределах лимита: не более остатка, который числился на 1 июня 2020 года. Тот, кто впервые стал самозанятым после 1 июня 2020 года, мог перенести на 2021 год не более 10 000 руб. (см. «Новые «антивирусные» льготы: вычет для самозанятых, увеличение пособий на детей, скидка по аренде»).

Как рассчитать налог по самозанятым: пример

Преподаватель Александров зарегистрирован в качестве плательщика НПД в начале февраля 2021 года.

В феврале он проводил занятия в учебном центре и получил оплату в размере 150 000 руб. В этом же месяце Александров оказывал услуги репетитора частным клиентам, и заработал на этом 50 000 руб.

Сумма вычета равна 3 500 руб.((150 000 руб. х 2%) + (50 000 руб. х 1%)).

НПД к уплате за февраль 2021 года составила 7 500 руб.((150 000 руб. х 6%) + (50 000 руб. х 4%) – 3 500руб.).

В дальнейшем Александров сможет применить вычет в сумме не более 6 500 руб.(10 000 руб. – 3 500 руб.).

Уплата налога для самозанятых

Сумму НПД к уплате вычисляют налоговики. Данные для расчетов предоставляет самозанятый гражданин. Он обязан сделать следующее:

По завершении месяца инспекторы рассчитают сумму НПД к уплате. Полученный результат они сообщат самозанятому физлицу не позднее 12-го числа месяца, следующего за истекшим.

Заплатить налог необходимо не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим. Если сумма к уплате менее 100 руб., то ее прибавят к налогу за будущий месяц. Переплату можно вернуть или зачесть в счет будущих периодов.

ВНИМАНИЕ. При получении профдоходов плательщик НПД освобожден от налога на добавленную стоимость (кроме НДС при импорте), налога на доходы физлиц и страховых взносов. Но самозанятый обязан платить налоги в отношении личного имущества: земельный, транспортный и налог на имущество физлиц.

Штрафы для самозанятых

Предусмотрена ответственность для плательщиков НПД, которые не отразили в приложении «Мой налог» сведения о полученной выручке, либо сделали это с опозданием. Величина штрафа — 20% от суммы выручки.

Повторное нарушение, совершенное в течение полугода после первого, повлечет штраф в размере 100% суммы выручки ( ст. 129.13 НК РФ).

Плюсы и минусы самозанятости

Основные отличия между ИП и самозанятостью

Сравним наиболее значимые параметры в работе плательщика НПД и индивидуального предпринимателя на другом режиме (см. таблицу).

Сравнение деятельности самозанятого лица и ИП на другом режиме в 2021 году

Плательщик НПД

ИП на другом налоговом режиме

Место ведения бизнеса

ПСН — регионы, где введены данные спецрежимы в отношении конкретных видов деятельности;

ОСНО, УСН и ЕСХН — вся территория России.

Ограничения по размеру доходов

2,4 млн. руб. с начала года

Зависит от налогового режима:

«упрощенка» — 200 млн. руб. с начала года (умноженных на коэффициент-дефлятор); ПСН — 60 млн. руб. с начала года;

остальные — без ограничений.

Ограничения по численности работников

Нельзя нанять ни одного работника по трудовому договору

Зависит от налогового режима:

«упрощенка» — не более 130 человек;

ПСН — не более 15 человек;

остальные — без ограничений.

4% выручки, полученной от физлиц;

6% выручки, полученной от организаций и ИП

Зависит от налогового режима.

При основной системе НДФЛ составляет 13% разницы между доходами и профессиональными вычетами, НДС — 20% разницы между начисленным налогом и вычетами;

при «упрощенке» — в общем случае 6% от доходов или 15% разницы между доходами и расходами;

при ПСН — в общем случае 6% потенциально возможного дохода;

при ЕСХН — в общем случае 6% разницы между доходами и расходами плюс НДС на общих основаниях.

Уплата страховых взносов

фиксированные взносы «за себя»;

взносы с зарплаты работников.

Не нужно представлять

— налоговые декларации (всем, кроме ИП на патенте);

— отчетность по страховым взносам с зарплаты сотрудников;

— отчетность в ПФР о застрахованных лицах и кадровых мероприятиях (при наличии наемных работников);

— статистическую отчетность (в ряде случаев).

— кадровый учет (если есть наемные работники).

Бухучет ведется по желанию.

При ПСН в общем случае не нужна (за исключением некоторых видов бизнеса, например, услуг парикмахера).

При остальных налоговых режимах в большинстве случаев нужна всем, кто ведет расчеты с физлицами (кроме развозной торговли и ряда других исключений).

Формирование страхового стажа для пенсии

В общем случае стаж не формируется.

Если человек добровольно платит пенсионные взносы (в 2021 году — 32 448 руб. за год), то стаж формируется.

Выплата больничных пособий

В общем случае не предусмотрена.

Если ИП добровольно платит взносы на соцстрахование «по больничным» (в 2021 году — 4 452 руб. за год), то пособия выплачиваются.

Что выбрать в итоге — ИП или самозанятость?

У начинающего бизнесмена есть выбор: получить статус самозанятого или стать предпринимателем на другом режиме. Каждый случай индивидуален, и дать универсальный совет невозможно.

На практике статус ИП и налоговые режимы, не связанные с уплатой НПД, выбирают те, кто планирует вести дело «на широкую ногу». А именно наращивать обороты, нанимать персонал, расширять торговую сеть и проч. А вот самозанятыми в 2021 году, как правило, становятся люди, для которых заработок является побочным. Это сотрудники компании, в свободное время занимающиеся чем-то еще (выпечкой на продажу, стрижкой животных и проч.). Еще один пример — домохозяйки. Для них главное — это уход за ребенком, а мелкий бизнес (продажа украшений ручной работы, матерчатых кукол и т.д.) является дополнением.

Обратите внимание: недавно зарегистрированные предприниматели могут в течение года бесплатно пользоваться веб-сервисом «Контур.Эльба», который позволяет вести всю необходимую бухгалтерию и сдавать отчетность через интернет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *