Что нужно сделать чтобы село стало городом
Чем ты ближе к земле: как приехать в деревню и вернуть туда жизнь
Закрытые на карантин города перестали быть привлекательным местом для жизни — все больше людей задумываются о переезде в сельскую местность. Но готовы ли к этому села и деревни? «Афиша Daily» поговорила с предпринимательницей Гузель Санжаповой и основательницей проекта «Село оно мое» Надеждой Артес о том, как повысить уровень жизни в деревне.
Чего не хватает для комфортной жизни в селе
Есть два основных фактора для комфортной жизни в селе: бытовой и социальный. Чтобы в деревне захотелось жить постоянно, там должны быть удобства на уровне города. У меня были попытки переехать в село надолго, но после полугода жизни понимаешь, что сложно смириться с тем, что не получается нормально приготовить еду, есть проблемы с водой и нет быстрого интернета, чтобы работать удаленно. Но есть и плюсы, которые нельзя отрицать: когда живешь в селе, лучше чувствуешь связь с землей и природой, улучшается здоровье, пропадает тревожность, которой много в мегаполисе. Наверное, все это благодаря свежему воздуху и возможности купить продукты у фермера, только что подоившего корову. Кроме того, всегда комфортнее находиться вокруг соразмерных тебе зданий, среди малоэтажной застройки и простора, где на тебя ничего не давит.
Но еще важнее — привычное для тебя сообщество вокруг. Люди, с которыми можно обсудить любую тему и быть понятым, в радость пошутить и узнать что‑то новое. В деревнях уклад жизни и менталитет не хуже и не лучше городского — просто совсем другие. Попадая в эту среду, через пару месяцев ты начинаешь ощущать одиночество, сильную и давящую изоляцию. Это напоминает замкнутый круг: сообщество не появляется, так как жить в селе все еще неудобно, а удобнее не становится, потому что объем аудитории, способной катализировать качественные улучшения в селе, пока мизерный.
Гузель: Отток людей из деревень — общемировая проблема, и российские реалии ей соответствуют. При этом я наблюдаю и обратную тенденцию: многим людям, которые родились в селах, становится сложно жить в городе на небольшую зарплату и конкурировать за рабочие места с горожанами, поэтому они возвращаются в деревни.
Среда, подходящая для переезда, уже есть, но нужна минимальная инфраструктура: электричество и дороги. А дальше все упирается в вопрос «что делать?». В деревне должна быть работа для населения, тогда она сможет развиваться и людям не придется переезжать в город за комфортными условиями. Поэтому в вопросах развития я бы ориентировалась на тех, кто уже живет в деревнях.
В последнее время есть тренд на переезд в небольшие населенные пункты, но у городских планка «куда переехать» гораздо выше, чем у людей, которые уже живут на этих территориях. Всегда есть ощущение, что город и деревня — два разных мира. Горожане живут в одном темпе, деревенские — в другом. И проблемы у них тоже разные.
Почему нельзя навязывать местным изменения
Надежда: Важная вещь, которую хочется донести, — только местные жители могут привлечь людей к развитию села своим живым интересом. Нет внешнего специалиста, который приедет и сделает их жизнь раем, спасет деревню, село или городок. Местные часто забывают об этом и ждут людей из столицы: кто‑то приезжает, но результата нет. Развитие же начнется, когда тетя Галя скажет: «Ребята, сколько можно так жить? Давайте что‑то с этим делать». А после нее придет тетя Люба с подобным запросом, они объединятся, приедет специалист из города, у которого родня жила в этом селе, — и все это станет общим делом. Только подобным образом что‑то может измениться и улучшиться. Роль специалиста из столицы заключается в том, чтобы корректно услышать этих людей и помочь решить запрос инструментарием, который селу пока недоступен, но имеется в городе. А если нужно чему-то обучать людей на месте — то делать и это. Гораздо ценнее специалисты с актуальными навыками на месте, чем столичные, кочующие в село.
Строить нельзя запретить: что нужно сделать для развития сел и деревень
В июне Госдума приняла закон, разрешающий строить жилой дом на участках сельскохозяйственного назначения. Это далеко не первый шаг, который делает государство, чтобы продемонстрировать поддержку сельскому хозяйству и тем, кто планирует жить на своей земле. «Много горожан сегодня задумались о переезде не землю, мечтают о родовом поместье или собственном крестьянско-фермерском хозяйстве. Это становится новым трендом», — утверждают эксперты и рассказывают, что может мешать процессу.
Это оказались не просто слова. За последнее время принято и реализуется несколько государственных программ, например, Государственная программа развития сельского хозяйства, Концепция устойчивого развития сельских территорий. Успешно работают механизмы финансовой поддержки: субсидии, льготные кредиты, гранты для фермеров «Начинающий фермер», «Агростартап», при этом список получателей поддержки постоянно расширяется. Со следующего года планируется ввести новый грант до 10 млн руб., который будет предоставляться сельхозтоваропроизводителям на развитие агротуризма.
Планы федерального центра грандиозные: до 2025 года в России планируется ввести в оборот 4 млн га сельхоз земель. Принятые в июне поправки в Закон N299-ФЗ, который позволяет строить на землях сельскохозяйственного назначения жилые дома, должен способствовать привлечению на землю новых человеческих ресурсов и вводу земель в оборот. Можно сказать, что локомотив готов ехать на большой скорости, но вагоны на новые рельсы так быстро перестроиться не могут.
Увы, сама отрасль оказалась инертной. Ежегодно в России исчезает 120 сел, люди уезжают из деревень в город за заработком, постоянную работу на селе ввиду ее отсутствия могут найти только единицы. На местах часто не знают ни о новом законодательстве, ни о грантовой поддержке.
«Фермерству в России необходима перезагрузка. Нужны новые кадры, нужно привлекать людей в отрасль, нужно популяризировать и создавать новый образ успешного фермера, который станет притягательным для молодежи. Также необходимо уменьшать законодательные барьеры входа в отрасль для всех желающих — получение земли, строительство на участке, коммуникации. Это хорошо понимают в Федеральном центре, принятый июле Президентом закон нацелен на решение этого вопроса», — прокомментировала депутат Государственной думы, координатор партийного проекта «Российское село» Светлана Максимова.
Эту информацию подтверждают и в проекте «Мой гектар» — ставший хорошим примером популяризации фермерства в России, со слов организаторов проекта, люди хотят жить и работать на своей земле, только за последний год поступило более 20 000 заявок на приобретение гектара земли в рамках проекта.
«Мы постоянно опрашиваем клиентов, для каких целей приобретаются земельные участки и что планируете делать, — рассказывает исполнительный директор проекта «Мой гектар» Инна Демкина. — В последнее время отчетливо виден тренд: растет доля тех, кто берет землю под организацию личного подсобного и фермерского хозяйства с перспективой на организацию своего родового поместья».
Чтобы паровоз развернуть, нужно его остановить
Связующим звеном, проводником федерального тренда должны стать региональные власти и местные администрации.
Исторически сложилось, еще с момента приватизации 90-ых годов, когда земли стали переходить в частную собственность, чтобы защитить народное достояние на период разработки полноценных законов, были приняты нормативные акты, которые сильно ограничили использование и оборот сельскохозяйственных угодий.
Разработанные позже законы об обороте земель сельскохозяйственного назначения в полной мере не учли географические отличия южных и северных регионов и разность потенциала земель для сельхоз-производителей, которые не хотят рисковать урожаем в северных и центральных регионах. Поэтому спустя 30 лет часть бывших пашен, в регионах нечерноземья заросло лесами, но они по-прежнему числятся сельскохозяйственными угодьями, которые защищают и не вводят в оборот. Психология «защитить и запретить» для администрации оказывается гораздо безопаснее, чем заниматься зонированием и развитием земель. Подписанный президентом закон предоставил фермерам возможность осваивать эти земли, но чтобы он работал на местах корректно необходимо провести важную организационную работу, на которую нужна политическая воля.
«Федеральный закон N 299-ФЗ от 02.07.2021 года прямо указывает на возможность строительства жилого дома на сельскохозяйственных угодьях, но аналогичной прямой нормы, которая бы разрешала строительство капитальных построек, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции на сельскохозяйственных угодьях нет. Сложность в данный вопрос вносит сам факт наличия или отсутствия в составе земельного участка сельскохозяйственных угодий для нечернозёмных регионов», — прокомментировал ситуацию председатель Ассоциации градостроительного зонирования и территориального планирования Алексей Чернышев.
В Московской области вопрос решили грамотно — раззонировали все земли сельскохозяйственного назначения. Часть земель, которые были угодьями в 1991-1992 годах, были исключены из состава сельскохозяйственных угодий и включены в состав территорий, на которых разрешили строительство зданий и сооружений для производства, хранения и переработки сельскохозпродукции, привлекая тем самым сельхозпроизводителей, инвесторов и бизнес. Данные об этом закрепили в соответствующей градостроительной документации — в Правилах землепользования и застройки (ПЗЗ).
К сожалению, аналогичный системный подход к зонированию территорий принят не везде. Данные Росреестра в некоторых регионах датируются 1991-1992 годами и являются архивными. Это существенно усложняет развитие сельских территорий. Остается надеяться, что регионы поддержат федеральный тренд и смогут перенять опыт Московской области.
«Мой гектар» — территория развития фермерства
Проект «Мой гектар» существует с 2016 года. С самого начала организаторы поставили амбициозную цель — дать возможность каждому россиянину приобрести по доступной цене гектар земли и попробовать свои силы в фермерском хозяйстве. Сейчас собственниками участков являются более 5000 человек. В компании видят, что в государственной политике относительно сельского хозяйства наступает «оттепель».
Как бы ни складывалась ситуация в конкретных регионах, те импульсы, которые уже даны федеральным центром и правительством, не остановить. Проект «Мой гектар» поставил перед собой амбициозную цель: создать 1 тыс. поселков для новых фермеров, предоставив им самые современные средства управления развитием.
В основе проекта лежит цифровизация всех этапов развития участка и общей инфраструктуры. Для всех собственников разработан Личный кабинет, где пользователь может увидеть информацию о развитии своего участка и кооператива. Любому владельцу доступны проекты дорог, электрификации, въездных групп, каждый участник может проявить инициативу и предложить соседям для реализации проект по строительству общей инфраструктуры, инициировать и вынести на голосование любой вопрос. Модуль голосования, кстати, реализован с соблюдением всех законодательных норм, поэтому теперь не нужно ждать очных собраний, любой вопрос можно решить онлайн в течение одного дня.
Директор проекта «Мой гектар» Денис Бучельников рассказывает:
«Мы много времени сами проводим на территориях, в полях, общаемся с председателями своих кооперативов, с главами сельских поселений и районных администраций. Я вижу, что многие обеспокоены судьбой своих территорий и вместе с тем воодушевлены федеральным курсом на возвращение людей на землю и поддержкой фермеров, наш проект может стать хорошей основой для привлечения городских жителей на сельские территории.
Мы открыты, готовы делиться и делимся своими наработками и технологиями в области коллективного развития территорий с фермерскими Ассоциациями, Союзами, фондами, движениями, например — модулем коллективного строительства дорог, модулем голосований. В следующем году совместно с Союзом садоводов России планируем предоставить возможность уже существующим 23 тыс. садовым товариществам в России (60 млн садоводов) помочь решить их вопросы эксплуатации дорог, голосований, сборов взносов, коллективного развития».
Сельское хозяйство в условиях санкций может стать новым локомотивом экономики, таким видит эту отрасль руководство страны. Государству нужны новые фермеры и заселенные территории, а людям — простор и свобода жить на своей земле. Остается дело за малым, чтобы региональные власти поддержали этот тренд. Для освоения земли, организации рабочих мест и притока населения администрации районов должны поддерживать закон о строительстве на землях сельхозназначения и правильно ставить запятые в важном для всех выражении «Строить, нельзя запретить».
Как преобразовать садовое товарищество в сельское поселение
Что лучше — земельный надел в пределах садового товарищества или собственный участок в деревне? Иногда этот вопрос решается нетривиально. Для чего и как присоединяются к сельским поселениям садовые товарищества, пойдёт речь в этом материале.
Садовое товарищество может быть реорганизовано различными способами: преобразованием (изменив организационно-правовую форму), слиянием (соединив в одно несколько товариществ), присоединением, разделением (при разграничении прав на использование общей собственности) или выделением (с образованием новой организации).
Причина реорганизации
Основаниями для проведения реорганизации садового товарищества и присоединения его территории к близлежащему сельскому поселению являются следующие причины.
Перед процедурой присоединения садового товарищества к сельскому поселению необходимо оценить все преимущества и недостатки такого перехода.
Преимущества и недостатки перехода
Начнём с явных юридических и финансовых достоинств жизни в деревне.
Преимущества
Но не всё так радужно. Минусов у превращения из дачника в сельского жителя тоже предостаточно.
Недостатки
Этапы реорганизации
Чтобы провести присоединение садового товарищества к сельскому поселению, необходимо пройти довольно длинный путь. Если причина присоединения садового товарищества заключается в решении его членов или управляющих органов, необходимо провести общее собрание или заседание коллегиального органа управления. В протоколе собрания (заседания) должна быть задокументирована воля членов товарищества или органа управления (с данными голосования). Затем необходимо обратиться в местную администрацию, где будет предложен план дальнейших действий.
В случае ликвидации дачного товарищества и присоединения его к сельскому поселению владельцы земельных участков и возведённых на них строений остаются полноправными хозяевами своих наделов и домов; изменение организационной формы товарищества никак не влияет на право собственности.
Передаточный акт или разделительный баланс утверждается общим собранием членов и учредителей или составом компетентной комиссии, назначенной для реорганизации. Если при определении разделительного баланса возникают проблемы по поводу назначения правопреемника для определённого имущества, новое образование несёт солидарную ответственность по таким вопросам.
При реорганизации садового товарищества старый устав ликвидируется, все юридические вопросы решаются на основании документов, регламентирующих правила общежития в сельском поселении. На обжалование решения о присоединении (неприсоединении) территории садового товарищества даётся три месяца.
Обращение к местным органам власти
Изменение административно-территориального устройства осуществляется решением местных органов власти (губернатора, комитетов областной думы, органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований), которое должно быть оформлено соответствующим правовым.
Принятие решений по вопросам изменения административно-территориального устройства обязательно должно производиться с учётом мнения проживающего на соответствующей территории населения. Поскольку любая реорганизация непосредственно затрагивает интересы населения и сельского поселения и владельцев дачных участков, в любом случае должны быть проведены открытые общественные слушания, на которых будет решена судьба территории.
В случае, если в результате общественных слушаний достигнуто соглашение, дачники готовы «переехать» в деревню, глава соответствующего муниципального образования направляет губернатору (главе) области вместе с сопроводительным письмом следующие документы.
Список документов для губернатора области
Если принимается положительное решение о реорганизации, издаётся соответствующий акт главы субъекта Российской Федерации. Если проект реорганизации отклонён, повторное рассмотрение этой же инициативы возможно не ранее чем через 1 год (при условии представления новых материалов, обосновывающих данную инициативу).
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ, вопрос об изменении целевого назначения и вида разрешённого использования земельного участка и связанный с этими изменениями вопрос о включении земельных участков в границы населённых пунктов относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
Перевод земли
Земли сельского поселения имеют принципиально отличный от земель садового товарищества вид разрешённого использования — для индивидуального жилищного строительства.
Этапы перевода участка СТ в участок для ИЖС
В присоединении могут отказать по различным причинам: например, территория товарищества может находиться слишком далеко от территории поселения, или по причине отсутствия в СТ необходимых инженерно-технических коммуникаций, или же по причине наличия у товарищества обременений, препятствующих реорганизации.
План сельского поселения
Садовое товарищество отличается от сельского поселения не только видом разрешённого использования земли, но и отсутствием генерального плана поселения, на основании которого происходит застройка территории. Именно поэтому после того, как принято решение о включении территории садового товарищества в сельское поселение, необходимо внести изменения в такой план.
Генеральный план поселения и изменения в него утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения.
На присоединение должны быть согласны не только «дачники», но и «деревенские», поэтому при подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания. Протокол слушаний является обязательным приложением к проекту генерального плана.
Затем будет подготовлен проект генерального плана в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ с учётом региональных и местных нормативов проектирования и заключения о результатах общественных слушаний по проекту генерального плана, а также с учётом предложений заинтересованных лиц.
Даже при наличии положительного решения большей части населения сельского поселения могут остаться недовольные владельцы земельных участков и объектов капитального строительства. Если они считают, что их права и законные интересы нарушаются (или могут быть нарушены в результате утверждения нового генерального плана), такие землевладельцы вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
Исключением является внесение в генеральный план изменений, предусматривающих изменение границ населённых пунктов в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения. В таких случаях изменения осуществляются без проведения общественных слушаний.
«Страна пустеет изнутри» Горожане бегут из городов. Это спасет Россию от развала
Исход горожан из города в деревню социологи называют новым российским трендом. В отдельных регионах доля «разурбанизировавшихся» может достигать десяти процентов. Чем отличаются современные «понаехавшие» от советских дачников, проанализировали ученые Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС). Почему горожане становятся главными сельскими инноваторами и выгодно ли сегодня заниматься личным подсобным хозяйством, «Ленте.ру» рассказал директор Научно-исследовательского центра аграрных исследований РАНХиГС Александр Никулин.
«Лента.ру»: Действительно горожане начали переезжать в деревни?
Никулин: Сегодня мы фиксируем вторую волну горожан, которые начинают уезжать в сельскую местность. Причем, они уезжают не просто чтобы выжить, как это было в первую волну — в начале 1990-х годов. Едут сознательно. Многие открывают собственное семейное дело. Ищут какую-то свою оригинальную нишу хозяйственной деятельности.
Вроде бы на земле логично заниматься сельхозпроизводством: разводить коров, свиней, сажать картошку?
В агрохолдингах в конвейерных условиях обычно разводят десятки тысяч голов птицы, свиней, коров и т.д. А, скажем, коза — животное-«единоличник». Не существует козьих агрохолдингов. Значит у частников в козоводстве имеются определенные преимущества. В Саратовской области есть удивительный фермер Юрий Карамзин. В 1990-е годы он работал в Испании, смотрел, как там делают сыр. Вернулся в Россию. Сейчас в 80 километрах от города в деревне Лох пасет элитных козочек и занимается сыроделием по испанским технологиям и своим собственным рецептам. Продает это зажиточным клиентам в Саратове.
Личными огородами никто не занимается сейчас?
Интенсивность занятия огородничеством зависит от региона. Где-то это выгодно, где-то нет. Взять ту же Липецкую область. Прекрасный картофельный регион. В 1990-е годы народ там массово выращивал картофель в личных хозяйствах. Рассказывали, что хорошо на этом зарабатывали. Осенью нанимали грузовик и везли урожай в Москву. Сейчас это становится невыгодно. Потому что даже в селах в три-четыре тысячи жителей открываются сетевые магазины. В них на картошку израильскую цены ниже тех, которые липецкие подсобные хозяйства могли бы предложить за свой товар.
Но многие сельско-городские хозяйства гибко перестраиваются в поисках новых ниш. Здесь часто именно «понаехавшие» выступают драйвером перемен, инициаторами чего-то нового. Выращивают, допустим, особые сорта картофеля, которые по вкусовым ощущениям с магазинными не сравнятся. Многие семейные домохозяйства занимаются заготовкой ягод, грибов, рыбы. Когда едете по тракту в направлении Москва — Вологда — Архангельск, везде на дорогах вам предлагают дикоросы, домашние консервы. И личные хозяйства в отличие от мегапроизводств основной упор все же стараются делать на качестве товара. Если, например, это продукция с огорода, акцент делается на ее экологичности, отказе от ядовитых удобрений.
Но это же все слова, подтверждающих документов у них ведь нет?
Дело в том, что вся неформальная экономика личных подсобных хозяйств основана на доверии. Оно выступает как социальный капитал. И владельцы домашних личных хозяйств своей репутацией дорожат. От этого зависит их рынок сбыта. Достаточно один раз продать некачественный продукт — и все, легко потерять своих персональных клиентов.
Можно оценить масштабы деурбанизации? Сколько горожан вернулось в деревни?
С точностью до человека — вряд ли можно сказать. Сейчас все мобильны. Транспортная связь очень развита. Сегодня ты — горожанин, завтра — сельский житель. То есть невозможно говорить сейчас об автономности города и села. Когда-то классик русской социологии Питирим Сорокин предложил для этого феномена термин: сельско-городской континуум. По статистике, в России имеется 150 тысяч сельских населенных пунктов. Однако из них 30 тысяч числятся только на бумаге. Это — заброшенные деревни. Из них порядка 10-12 тысяч живы как раз благодаря горожанам-дачникам. По нашим экспертным оценкам, в зависимости от региона доля горожан, обратившихся к сельской занятости, может составлять семь-десять процентов от числа сельских жителей.
Это много или мало?
Отток коренного населения из деревень это не перекрывает, конечно. Гораздо больше жителей, которые официально числятся селянами, сейчас работают в городах.
Но в то же время доля переехавших горожан достаточна, чтобы дать толчок позитивным переменам в деревне. Уровень занятости сельчан повышается, формируется ресурсная база для агротуризма. Дачники заинтересованы в том, чтобы села обустраивались. Из своих ресурсов они помогают тоже что-то делать с заброшенными домами, окружающими ландшафтами.
Выходит, настоящих, коренных деревенских жителей в селах практически не осталось?
Это опять же зависит от региона. Деревенский социальный ландшафт действительно меняется. Идет диверсификация деятельности крестьян. Она началась еще в 1990-е годы. Сейчас процесс усиливается. Огороды обрабатывают меньше, занимаются больше обслуживанием дач, строительством и т.д. Уезжают на заработки в крупные города. Обычно работают там вахтовым методом: месяц-два в отъезде, небольшой отдых дома и снова — вахта.
Мы недавно с китайскими учеными сравнивали сельское развитие наших государств. Китайцы сказали, что у них население страны делится на три части: сельский Китай, городской Китай и Китай мигрантов. То же самое можно сказать и про Россию. Внутренние мигранты из российских сел — это сегодня мощная армия, их миллионы. И они — важный элемент неформальной сельской экономики. Заработанные средства они вкладывают опять же в поддержку и развитие своих домохозяйств.
Кстати, сейчас в связи с кризисом некоторые сельчане, работавшие в городах, потеряли работу, вернулись обратно в село, снова заниматься подсобным хозяйством, но уже с использованием современных городских технологий. Сельское хозяйство во всем мире сегодня — одна из самых инновационных отраслей.
У многих стереотип, что деревня и технический прогресс — несовместимые понятия.
Сто лет назад в основном все так и было. А сегодня если мы посмотрим на производительность труда, технологическое оснащение сельскохозяйственных отраслей, то часто уже обнаруживается технико-экономическое превосходство современных аграрных предприятий над многими предприятиями городской промышленности.
В 1920 году трактор завода Ford был примитивней автомобиля любой марки. Современный западный трактор Fendt, например, технически сложнее и стоит дороже, чем Mercedes или BMW. И нынешний агрохолдинг во много раз производительней, чем бывший колхоз и совхоз. Хотя это тоже палка о двух концах. В условиях капиталистической экономики рост производительности труда выбрасывает на улицу лишних людей.
До личных хозяйств инновации добрались?
Мы сейчас приступили к изучению этих процессов. Прогрессу все равно кого облагодетельствовать — агрохолдинги или частные домовладения. Многие помнят, какие в 1990-е годы у людей на личных участках стояли теплицы. Кто-то строил их из оконных рам, пускали в дело даже остовы железных кроватей, кто-то целлофановой пленкой покрывал. Сейчас же, если проехать по регионам, можно зафиксировать, что практически по всей России установлены стандартные удобные технологичные конструкции теплиц самых разных размеров. Их можно купить в крупных магазинах или даже заказать по интернету.
Практически любую современную высокопроизводительную и надежную садово-огородную технику можно приобрести. Пока в основном зажиточные и успешные домохозяйства могут себе это позволить. Но хорошо, что процесс технического переоборудования личных подсобных хозяйств (ЛПХ) также набирает обороты.
Государство вполне могло бы в этом плане поддержать сельчан. Делегация нашего института была в Китае. Средний земельный надел китайского крестьянина — это примерно наши 14 соток. То есть аналогичен размеру обычного российского ЛПХ. Местные власти помогают китайцам мелким инвентарем, техникой, оборудуют их хозяйства солнечными батареями. В результате растет производительность труда и в этих малых формах сельского хозяйства. К тому же китайское государство старается через специальные кооперативы осуществлять гарантированную покупку сельхозпродукции у крестьян. А у нас часто ЛПХ не знают, где и как продать свой товар.
В России как складываются отношения «новых деревенских» с государством? Особенно, если они пытаются заниматься неформальным бизнесом?
Вплоть до недавнего времени государство закрывало глаза на неформальную сельско-городскую экономику. Была и в значительной степени остается проблема депрессивных территорий, сельской бедности, низких зарплат на селе — именно с этими проблемами неплохо сама справляется неформальная экономика домохозяйств.
Но сейчас все чаще чиновники говорят, что пора бы навести порядок, потому что это только с точки зрения одного конкретного хозяйства масштабы экономики микроскопические. А если таких хозяйств миллионы? И раздаются поручения вывести неформальную сельскую экономику деревни из тени.
Но здесь нужен дифференцированный подход. Одно дело старушка, выращивающая лук и чеснок для себя и внуков. И другое — шабашники-строители. Они нигде не легализованы, хотя и зарабатывают достаточно большие деньги.
После войны при Сталине государство налогами стремилось обложить любой вид продукта, производившийся в ЛПХ. Тогда в ответ производство в крестьянских садах и огородах стало сокращаться. В результате и деревне было очень туго, и у государства от этого доходы стали уменьшаться.
Можно оценить оборот личных подсобных хозяйств, их вклад в экономику?
Развернутой статистики не существует. Все в полутонах. Сами сельчане предпочитают не иметь дело с государством, не предоставляя о своей экономике информацию.
Мы пытаемся в своей работе использовать некоторые фрагменты обобщенных официальных данных, которые имеются в государстве. Согласно Всероссийской сельскохозяйственной переписи, состоявшейся в 2006 году, на долю семейных домохозяйств приходилось 57,3 процента всей сельхозпродукции, производимой в России. Если по отдельным видам смотреть, то на долю ЛПХ приходилось 92 процента выращиваемого в России картофеля, 77 процентов овощей, фруктов и ягод, 88 процентов меда. То есть кроме молока, мяса, птицы, зерна многие виды сельскохозяйственной продукции в нашей стране по-прежнему производятся на приусадебных участках.
В последнее десятилетие, конечно, ЛПХ сократили производство своей продукции, но они диверсифицируют свою деятельность в промыслы, туризм, рекреацию, экологию.
Современная деревня — не только не умирает, но и процветает?
Дела на селе могут идти хуже или лучше, почти всегда трудно, но жизнедеятельность сельско-городского населения в русской провинции неистребима как сама природа. Наши географы проводили исследования сельского расселения. Семимильными шагами деревни исчезали именно в позднесоветское время, в 1960-1980-е годы. Шла массовая урбанизация, индустриализация, в городах все время требовались рабочие руки. Сейчас все в значительной степени стабилизировалось. И деревни исчезают меньше, чем в советское время. Главная причина: очень многие деревни прекратили свое существование еще во второй половине XX века, а оставшиеся располагаются в основном вблизи крупных городов и на плодородных землях.
К сожалению, мы потеряли относительно сплошную расселенческую сеть в России. Сейчас имеются лишь архипелаги сельского расселения вблизи крупных городов, а меж ними бывшие сельхозугодья зарастают лесом. Страна пустеет изнутри. И власти нужно озаботиться этой проблемой. Так как речь идет не только о продовольственной, но также о пространственной безопасности страны.
Наверное, проблема безопасности касается больше приграничных территорий страны? Того же Дальнего Востока?
У нас и Нечерноземье сегодня пустует, не то что Дальний Восток. Раздайте вы эти бесплатные гектары также в Нечерноземной России. Толку будет еще больше. Это могло бы реально оживить российскую сельскую местность.