Что нужно сделать чтобы повысить экологическую ответственность человека

Как помочь экологии, что может сделать каждый, чтобы помочь в борьбе с экологическими проблемами?

Что нужно сделать чтобы повысить экологическую ответственность человека

Что нужно сделать чтобы повысить экологическую ответственность человека

Изменение климата Земли, истощение запасов пресной воды и загрязнение вод Мирового океана, разрушение почвенного покрова, исчезновение разных видов животных и растений — это далеко не все проблемы, о которых всё чаще говорят защитники окружающей среды. Сейчас как никогда остро ощущается необходимость разумно использовать природные ресурсы. Заботиться об окружающей среде не так сложно, как кажется на первый взгляд. Стоит лишь начать. Рассказываем о пяти способах помочь экологии, которыми вы можете воспользоваться уже сейчас, не выходя из дома. Небольшие изменения в вашей рутине могут иметь большое значение.

Сортируйте мусор

Ежегодно в мире выпускают тонны продукции, которая в естественной среде разлагается довольно долго. Поэтому после использования она должна быть правильно утилизирована и переработана для создания вторичного сырья. Иначе планета превратится в огромную свалку.

Что нужно сделать чтобы повысить экологическую ответственность человека

Что делать?
Отходы необходимо правильно отсортировать. Так, в один контейнер можно собирать сухую бумагу, во второй — изделия из пластика, в третий — отходы в виде остатков пищи, а в четвёртый — стекло. На улице сортированный мусор нужно выбрасывать в специальные контейнеры. Если в вашем дворе таких нет — отвозить в специальные сортировочные центры. Карту таких центров в своём городе можно посмотреть здесь.

Правильно утилизируйте батарейки

Переработка бытовых батареек помогает не только сберечь природу и уменьшить выбросы тяжёлых металлов (кадмий, свинец, ртуть), но и позволяет получить соли металлов, графита и железа без использования первичных ресурсов.

Например, одна «пальчиковая» батарейка загрязняет тяжёлыми металлами 20 квадратных метров земли и 400 кубометров воды. Батарейки, сожжённые на мусоросжигательных заводах, образуют диоксины, которые потом попадают в организм человека через воду или воздух. Именно поэтому так важно собирать и утилизировать батарейки отдельно от бытового мусора.

Что делать?
Использованные батарейки следует сдавать в специальные пункты переработки. Как правило, они есть в крупных магазинах электронной техники.

Не используйте полиэтилен

А вы знали, что выброшенные полиэтиленовые пакеты не подвергаются биологическому разложению? Теперь давайте представим: ежегодно появляется около триллиона новых пластиковых пакетов.

Но важно понимать, что сжигать их нельзя, так как это приведёт к выделению угарного газа и вредных канцерогенов, а закапывание станет причиной отравления воды и почвы. Таким образом, пластиковые пакеты образуют устойчивое загрязнение.

Что нужно сделать чтобы повысить экологическую ответственность человека

Что делать?
Полиэтиленовые пакеты можно заменить бумажными, тканевыми мешками или же авоськой.

Информируйте

Одной из самых больших проблем при переходе на сознательное потребление — понять, с чего начать. Вы можете доносить до окружающих людей пользу осознанного отношения к ресурсам, например, через социальные сети.

Что делать?
В цифровую эпоху распространять информацию довольно просто. Например, даже поставив лайк в «Инстаграме» на пост о сознательном потреблении или же сделав репост к себе на страницу, вы внесёте свою маленькую лепту. Поднимая охват публикаций, вы помогаете большему количеству людей узнать о проблемах экологии.

Поддержите международную акцию «Час Земли»

Каждый год в последнюю субботу марта Всемирный фонд дикой природы (WWF) проводит международную акцию «Час Земли», призывая все организации, коммерческие учреждения, школы, частные лица отключить электричество на один час. Цель акции — привлечь внимание людей к необходимости ответственного отношения к природе и ресурсам планеты.

Что нужно сделать чтобы повысить экологическую ответственность человека

Что делать?
Всё очень просто. Стоит лишь на час выключить свет и те электроприборы, которые не относятся к обеспечению безопасности и сохранению здоровья.

Участвовать в масштабных акциях, организовывать центры по переработке мусора в своём городе и привлекать внимание общественности к экологическим проблемам — дело хорошее. Но время и ресурсы на такое погружение в вопрос есть не у всех. Однако помогать планете и вносить свою лепту можно и понемногу. То, что для вас будет маленьким шагом к изменениям, станет большим прыжком для человечества.

Источник

Эко-специальности будущего: как стать профессиональным защитником планеты

Что нужно сделать чтобы повысить экологическую ответственность человека

Мировые экологические проблемы волнуют подростков: начиная с активности на мировой арене 17-летней Греты Тунберг, уже нареченной «голосом своего поколения» и символом экопротеста, и заканчивая выступлениями молодых ребят на международных саммитах, форумах и демонстрациях, указывающих на климатические изменения и загрязнение окружающей среды.

Современные подростки больше не считают себя недостаточно взрослыми и влиятельными, чтобы менять мир. «Мы не собираемся ждать 5, 10, 20 лет, чтобы предпринимать действия, которые мы хотим видеть. Мы не будущее этого мира, мы — настоящее, мы действуем сейчас. Мы больше не ждем», — заявил в январе 2020 года на Всемирном экономическом форуме в Давосе 17-летний активист из Пуэрто-Рико Сальвадор Гомес Колон. Несмотря на то что многие единомышленники Сальвадора, как и он сам, еще не достигли возраста, дающего право голосовать, их деятельность задает повестку дня мировым СМИ и заставляет реагировать политиков самого высокого ранга. Молодым людям дают слово, и они этим пользуются: ведут блоги, запускают собственные проекты, участвуют в конференциях TED, организуют экодвижения и устраивают «зеленые» акции.

Хотя «эффект Греты» не мог не повлиять на рост экологической осведомленности молодых людей по всему миру, эту тенденцию психологи и социологи присваивают в целом всему поколению Z (родившемуся, по разным теориям, примерно с конца 1990-х). Современные дети и подростки очень просоциальны, и все, что касается вопросов равенства, прав и свобод человека, защиты окружающей среды для них чрезвычайно важно. Среди основных страхов «зетов» и в России, и за рубежом экологические вызовы занимают первое место. Существует даже отдельный феномен — «экологическая тревожность», которую испытывает молодое поколение, осознавая масштаб угрозы.

Что нужно сделать чтобы повысить экологическую ответственность человека

Экотревожность — хронический страх перед экологической катастрофой. Возникает у людей, которые обеспокоены экологическим кризисом и состоянием окружающей среды. Возможные симптомы: приступы паники, потеря аппетита, раздражительность, навязчивые мысли и бессонница. При этом получать экологическое образование современные подростки не спешат — они хотят стать IT-специалистами или инфлюэнсерами в Instagram или YouTube. Хотя последнее не исключает получения средств от экопросветительской деятельности: многие блогеры, распространяющие идеи zero waste и экологического сознания, зарабатывают на своих аккаунтах. Правда, профессионалов, обладающих какими-либо фундаментальными знаниями в этой сфере, среди них практически нет.

Как обстоит дело с экообразованием в школах?

«Зеленое» образование должно начинаться в школе: оно закладывает основы экологического воспитания и помогает использовать знания из социальных и естественных наук для защиты окружающей среды.

Российские стандарты среднего и общего образования в этой области есть. Они учитывают приоритеты мирового сообщества и повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года (принятой Генассамблеей ООН в 2015 году). Но в «зеленом» движении России ЭКА считают, что этого недостаточно.

Эльвира Зинатуллина, руководитель проекта Экокласс.рф движения ЭКА:

Главная проблема педагогов — нехватка актуальных методических и дидактических материалов. Информация об экологических проблемах в учебниках не соответствует современной обстановке в мире. У учителей и школьников нет понимания масштаба проблем, они не знают, что можно сделать для их решения на разных уровнях, в том числе на уровне каждого человека. Поэтому перед учителями встает непростая задача: у них нет достаточных знаний, чтобы самим готовить качественные экологические занятия. Времени на то, чтобы делать интересные для школьников уроки, у них тоже нет.

Сейчас стали появляться ресурсы, которые помогают учителям в вопросах экопросвещения. К примеру, на Экокласс.рф педагоги могут стать участниками программы «Зеленые школы России» и получить инструкции по проведению и внедрению экологических мероприятий и практик, а также доступ к 30 бесплатным готовым урокам и играм на различные темы: сбережение воды, сохранение лесов и биоразнообразие, раздельный сбор отходов, экологичный образ жизни, изменение климата, новые технологии для экологии и другие. Задача подобных уроков — донести до школьников масштаб проблем, рассказать об эффективных способах их решения и научить полезным повседневным привычкам.

Востребованные экопрофессии будущего и где им учиться

Мария Рамзаева, автор и редактор Атласа новых профессий 3.0:

В 21 веке экологическое мышление — надпрофессиональный навык. Оно должно быть не только у специалистов-экологов, но и у всех, в любой деятельности — от профессиональной до бытовой.

Забота об окружающей среде — уже часть государственной политики, компании становятся экологически ответственными. Поэтому в будущем экопрофессии будут востребованы во всех сферах жизни человека — от добычи полезных ископаемых и сельского хозяйства до туризма и индустрии моды.

Вот лишь несколько «зеленых» профессий, которые будут востребованы в будущем:

Экоаналитики в узких сферах

Специалисты- экологи

Специалисты по уменьшению экологического следа

Экопроповедники

Специалисты по восстановлению экосистем

Что нужно сделать чтобы повысить экологическую ответственность человека

Существующие программы классических и онлайн-университетов и школ предлагают как уже привычные направления (например, «промышленная экология» и «рациональное природопользование»), так и необычные («сити-фермерство» и «экоурбанистика»). Сложность с получением новых профессий в том, что непосредственно им пока практически нигде не учат. Но это не значит, что к ним нельзя подготовиться.

«Если вы хотите заниматься экологическими проблемами, но пока не решили, какими, подойдут программы «экология», «экология и природопользование», которые есть во многих вузах, — поясняет редактор Атласа новых профессий 3.0 Мария Рамзаева. — Если определились, то и здесь можно подобрать близкую специализацию. Например, тому же будущему эковожатому подойдет специальность «экологический туризм», а портовому экологу — «комплексное использование и охрана водных ресурсов».

Что нужно сделать чтобы повысить экологическую ответственность человека

Карьерные перспективы

Несмотря на повышенное внимание к проблеме, в России экопрофессии пока не фигурируют в списках самых востребованных и привлекательных. Но необходимость в таких специалистах постепенно растет. В среднем рост числа вакансий для экологов в России составляет 8% в квартал.

Мария Игнатова, руководитель службы исследований платформы онлайн-рекрутинга hh.ru:

Топ-10 сфер, в которых публикуется больше всего вакансий экологов:

При этом количество резюме соискателей-экологов на протяжении трех лет остается почти неизменным.

Кого сейчас ищут на HeadHunter:

Активизм — это выход?

Современных, отвечающих вызовам времени профилей в вузах пока недостаточно. Возможно, поэтому молодежь видит больше возможностей помочь планете конкретными действиями — демонстрациями, проектами и участием в конференциях.

Ждать, пока образовательные структуры подстроятся под новые реалии, можно долго, а активные действия требуются уже сейчас. Активная жизненная позиция и общественная деятельность не мешает в будущем получить нужную профессию, когда спрос будет более оформлен, а вузы научатся готовить необходимых специалистов.

То, что сейчас об экологии заговорили так активно, не в последнюю очередь заслуга молодого поколения, и это действительно работает — пока о проблеме говорят, ее сложно игнорировать.

Источник

Экологическое мышление: как жить в гармонии с природой и другими людьми

Что нужно сделать чтобы повысить экологическую ответственность человека

Об эксперте: Татьяна Честина — председатель правления общественного движения «ЭКА». Движение вовлекает людей в снижение экологического следа и бережное отношение к природе. Развивает экологическое мышление с российскими школами и вузами — помогает внедрять «зеленые» практики и сделать их естественной частью жизни. Например, общероссийские и международные экоуроки для учителей, родителей и школьников.

Что такое экологическое мышление

Экологическое мышление — это устойчивое понимание ценности и взаимосвязи всех элементов экосистемы Земли, ощущение ответственности за возможные последствия своих действий с точки зрения сохранения природы и жизни на планете.

В докладе «Навыки будущего» экспертов Global Education Futures и WorldSkills Russia экомышление определяют, как способность «понимать связность мира, воспринимать свою деятельность в контексте всей экосистемы, поддерживать эволюционные процессы».

Такой тип мышления неслучайно считают базовым навыком XXI века для современных людей, особенно молодежи. Молодым людям предстоит жить и влиять на планету ближайшие десятилетия, решать, что делать с климатическими изменениями, дефицитом ценных природных ресурсов, энергетическим, мусорным коллапсами и другими проблемами.

Развивать ли «зеленые» мегаполисы или системы экопоселений? Как сохранить исчезающие виды флоры и фауны? Как предотвратить нашествие новых эпидемий и череду техногенных катастроф? И наконец, как обеспечить выживание человека как вида на планете, когда необратимые перемены идут слишком высокими темпами? Для поиска ответов на эти и массу других вопросов людям необходима хорошая экологическая база и экомышление как метанавык.

Что нужно сделать чтобы повысить экологическую ответственность человека

Экологическое мышление считали специализацией, но сегодня оно становится обязательным минимумом, предметом массовой и первостепенной необходимости.

Экологическое мышление помогает в разных сферах жизни независимо от возраста, национальности, социального статуса и профессии. На бытовом уровне — это экологичный образ жизни: сокращение отходов, выбор подходящих товаров и услуг, отказ от избыточного потребления, изменение привычек питания, сбережение ценных ресурсов: воды, энергии, древесины. В профессии — понимание последствий принятых решений и ответственность за сохранение или разрушение природных экосистем.

В коммуникации с другими людьми экологическое мышление — часть лидерства и новаторства. Люди с развитым экологическим мышлением активно распространяют его в своем окружении, вовлекают других.

Почему экологическое мышление сейчас важно

Люди в России и мире живут в условиях постоянно растущего экологического кризиса — исчезают леса, меняется климат, ухудшается качество воздуха и водных объектов, развивается мусорная катастрофа. Все это влияет на человечество: здоровье, качество жизни, благополучие людей и экономику.

Экономика несет огромные потери от последствий изменения климата и роста стихийных бедствий: лесных пожаров, наводнений, засух и гибель урожая. Одновременно растут расходы на здравоохранение — из-за ухудшения окружающей среды люди чаще и сильнее болеют. Становится больше заболеваний с экологическими первопричинами и смертей от аномальной жары или задымления. В 2010 году от задымления природных пожаров и жары в России погибли более 50 тыс. человек.

Люди с развитым экологическим мышлением нужны во всех профессиональных отраслях. Например, в сфере энергетики происходят глобальные сдвиги — эффективность источников возобновляемой энергии догоняет традиционную. Авторы «Атласа новых профессий» прогнозируют рост новых специальностей в экологической сфере. Например, специалист по преодолению экологических катастроф, экоаналитик и экопроповедник.

Компании принимают стратегии экологической ответственности, внедряют критерии ESG (environmental, social and corporate governance) и ЦУР (цели устойчивого развития ООН) в свою работу. Чтобы развивать эти стратегии, работодателям нужны грамотные управленцы и специалисты с развитым экологическим мышлением. Например, проектируя здания, важно учитывать последствия изменений климата: проседание грунта, нетипичные перепады температур, изменение характера почв или уровня вод. Если их не учитывать, здания разрушатся и могут нанести вред людям.

Что нужно сделать чтобы повысить экологическую ответственность человека

Исследователи Global Education Futures и WorldSkills Russia считают, что мы переходим к более целостному пониманию земной экосистемы и роли человечества и технологий в эволюции биосферы. Эксперты «зеленого» движения России «ЭКА» видят растущий интерес к экологическим проблемам со стороны общества, бизнеса, государства и запрос на решения этих проблем. Но чтобы их решать, необходимо развивать экологическое мышление на всех уровнях — бытовом, социальном, профессиональном.

Как развивать экологическое мышление

Участвуйте в инициативах и программах, которые поддерживают сохранение окружающей среды. Например, общественное движение «ЭКА» совместно с партнерами создает русскоязычный контент и запускает программы для развития экомышления.

Проходите курсы по «зеленой» и циклической экономике, экосистемным услугам и экологическим темам на открытых платформах Coursera, EdX и других. Например, бесплатный онлайн-курс по основам циклической экономики и онлайн-курс WWF России «Управление для снижения риска бедствий». Начните сортировать мусор и сдавать его в переработку, внедряйте в свою повседневную жизнь привычки для сохранения окружающей среды.

Сортируйте мусор

Раздельный сбор — это сортировка отходов для правильной переработки. Разные типы отходов перерабатывают разными способами, поэтому пластик, бумагу, стекло, батарейки и другое вторсырье разделяют. Раздельный сбор помогает сократить количество отправляемого на свалку мусора, создать комфортную среду для жизни и заботиться о здоровье. Большинство развитых стран сортируют мусор, чтобы сэкономить ресурсы и улучшить экологию.

1. Найдите точки сбора вторсырья в своем городе и регионе. Начните с онлайн-карты Greenpeace recyclemap.ru. Карта поможет найти контейнеры и пункты приема вторсырья в вашем городе рядом с домом. Если в вашем городе их нет, попробуйте найти акцию движения «РазДельный Сбор» или организуйте раздельный сбор самостоятельно. Например, устройте соседский праздник «Экодвор» с приемом вторсырья, мастер-классами и ярмаркой местных мастеров.

2. Разберитесь в видах отходов, которые будете сдавать. Узнайте, какие виды вторсырья бывают. Прочитайте правила раздельного сбора пунктов на карте Recyclemap, на контейнерах во дворе дома и сайте компании, которая принимает вторсырье в вашем регионе.

Что нужно сделать чтобы повысить экологическую ответственность человека

Определите, что вам проще всего сортировать. Начните с простого: бумаги, металла или стекла. Пластиков много — чтобы разобраться с правилами приема каждого, потребуется больше времени и усилий. Выбирайте простые решения: если рядом с домом принимают макулатуру и металл, собирайте именно их, а остальное сдавайте периодически.

Сдавайте опасные отходы: батарейки, ртутные лампы и градусники, чтобы ядовитые вещества не попали в окружающую среду. Опасные отходы часто принимают в торговых центрах и гипермаркетах.

3. Организуйте раздельный сбор у себя дома. Чтобы правильно организовать место для раздельного сбора, проследите, как быстро накапливаются разные виды отходов. Например, если батарейки накапливаются долго, а пункт приема далеко, можно хранить их под кроватью, на балконе или в шкафу.

Что нужно сделать чтобы повысить экологическую ответственность человека

Необязательно покупать специальные ящики для раздельного сбора. Используйте старые сумки, коробки, большие пакеты. При этом стоит завести отдельный контейнер с плотной крышкой для опасных отходов и хранить подальше от детей и животных.

Что нужно сделать чтобы повысить экологическую ответственность человека

4. Подготовьте отходы для переработки. Вторсырье нужно споласкивать, чтобы в доме не появились неприятные запахи и насекомые. Уменьшайте в объеме упаковку: складывать картонные коробки, прессовать алюминиевые, жестяные и пластиковые банки и бутылки, крышки снимать, вставлять стаканчики друг в друга. Так вы сэкономите место в доме и поможете заготовителям вторсырья сэкономить ресурсы на сортировке и перевозке отходов.

Вырабатывайте полезные привычки для сохранения планеты и климата

Внедряйте полезные привычки на бытовом уровне, которые помогут замедлить изменение климата и сохранить окружающую среду. Активисты зеленого движения «ЭКА» сделали чек-листы с советами для разных сфер жизни.

Например, связанные с путешествиями и отдыхом:

Что нужно сделать чтобы повысить экологическую ответственность человека

Разберитесь в «зеленой» повестке

Мировая экономика медленно поворачивается в сторону экологической повестки и превращается в эко-номику. Внимательное отношение к окружающей среде становится важным вопросом для корпораций, а «зеленая» экономика может стать лидирующей отраслью в ближайшие десятилетия. Чтобы разобраться в теме и «зеленой» повестке, следите за тематическими изданиями, новыми исследованиями и книгами.

Статьи

Книги

Журналы, издания и сайты

Экология и право — о защите окружающей среды в деталях с примерами из России.

National Geographic — материалы о мире и экологии.

ТБО — журнал о сборе, утилизации и переработке отходов и законодательном регулировании процесса.

Аналитический ежегодник «Россия в окружающем мире» — ежегодный сборник об экологии России.

Движение «РазДельный Сбор» — движение за развитие системы сбора и переработки отходов в России.

Ecowiki — портал об экологичном образе жизни и экоактивизме в России

Kapoosta.ru — всероссийская карта экологических заведений, мероприятий и организаций.

Больше информации и новостей о том, как «зеленеет» бизнес, право и общество в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Источник

Обществознание 7 класс учебник Боголюбов параграф 16

Параграф 16. Охранять природу – значит охранять жизнь

Страница 132

Какого человека называют нравственным? Как звучит золотое правило морали?

Нравственным называют такого человека, который следует моральным нормам. Он ценит природу и уважительно относится к обществу, соблюдая его правила.

Золотое правило морали гласит: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. То есть если ты хочешь получать от людей добро, то ты и сам должен относиться к ним соответственно.

Распространяются ли законы морали на отношение человека к природе? Можно ли назвать нравственным человека, уничтожающего природу?

Я считаю, что законы морали распространяются на отношение человека к природе. Природу, как и общество, нужно уважать и следовать ее правилам.

На мой взгляд, нельзя назвать нравственным человеком того, кто уничтожает природу. Нравственный человек должен следовать нормам морали, которые встают на защиту окружающей среды.

Страница 133

Как ты думаешь, почему ученые отказались от городской жизни и поселились в глухом лесу? Что тебя особенно поразило в жизни и работе ученых?

Ученые отказались от жизни в городе и переехали в глухой лес, чтобы помогать животным. В них есть чувство ответственности перед природой, поэтому они поставили перед собой благородную цель – сохранить популяцию бурых медведей в России.

Меня поразило в работе и жизни ученых то, как они бережно и ответственно относятся к природе. Они не только помогают маленьким медвежатам выжить, но и приспосабливают их к жизни на воле. Она не сажают их в клетки, а наоборот приучают жить самостоятельно. Ученые продумали каждую деталь и сделали все, чтобы медведи не привыкли к человеку и смогли во взрослом возрасте жить в лесу без него.

Страница 134

Что предпринимал Петр I для сохранения природных богатств России?

Для сохранения природных богатств Петр I предпринял ряд мер:

Страница 136

К каким последствиям привело решение Изольды? Как ты оцениваешь ее поступок? Что важного ты узнал из разговора Изольды с отцом? Почему не делать зла – этого мало? А что нужно делать?

Последствия решения Изольды могли быть критическими. Она посчитала, что если сделает себе украшение, убив только одну цаплю, то пострадает одно животное, а остальные будут в безопасности. Но ее наряд и головной убор вызвал интерес у других людей, которые захотели в свой гардероб такой же аксессуар. Они стали отлавливать цапель и убивать их ради красивого хохолка. Решение Изольды привело к губительным последствиям для цапель. Их вид был близок к исчезновению.

Ее поступок я оцениваю, как безответственный и легкомысленный. Она не подумала о критических последствиях и поступила исключительно в своих интересах, не заботясь о сохранении природы.

Из разговора Изольды с отцом я узнал(а), что человек должен не только меньше совершать злых действий, но и делать добрые дела. Когда мы, не задумываясь, причиняем зло одному живому существу, количество зла в мире увеличивается. Поэтому мы должны как можно добрее относиться ко всему живому.

Не делать зла мало, потому что нейтральное и безразличное отношение не приведет ни к чему хорошему. Оно не даст положительных результатов, поэтому важно совершать еще и добрые поступки. Тогда мир станет намного лучше, от чего улучшиться и жизнь людей на планете.

Страница 130

Какие особенности характера Швейцера ты можешь отменить? Почему он решил изменить свою жизнь и уехать в Африку? В чем состоит главная мысль его учения?

Во взрослом возрасте он решил уехать в Африку, чтобы помогать людям, страдающими различными заболеваниями. Для этой цели он переучился на медика и построил больницу. Он посвятил всю свою жизнь тому, чтобы помогать людям.

Главная мысль его учения состоит в том, что мы должны благоговеть перед всем живым. Мало уважать и ценить жизни людей и животных. Растения точно так же нуждаются в охране и заботе. Поэтому, сорвав один цветок, человек совершает то же преступление, что и при убийстве человека.

Задание 1. Какое отношение людей к природе ты знаешь? Опиши важнейшие черты ответственного человека. Почему ответственное отношение к природе мы называем истинно человеческим?

Я знаю два вида отношений людей к природе – господство и сотрудничество.

Первое заключается в том, что человек считается царем и властелином природы. Он может распоряжаться ее богатствами так, как ему вздумается. Сторонники мировоззрения придерживаются идеи о том, что природа равнодушна к людям. Ее нужно заставлять работать на себя и покорять.

Второе мировоззрение поддерживает идею о том, что природа щедра к людям. Она делится с человеком всеми своими плодами, поэтому в свою очередь человек должен бережно относиться к ней. Он должен ценить ее бескорыстное отношение и учиться понимать, как правильно распоряжаться ее богатствами для получения личной выгоды и сохранения разнообразия природы.

Ответственное отношение к природе мы называем поистине человеческим, потому что люди являются нравственными существами. Для них свойственно чувство ответственности перед природой, которое заключается в том, что человек задумывается над каждым своим шагом и чувствует тревогу за природу. Он способен заботиться о растительном и животном мире, а так же предвидеть последствия своих действий.

Задание 2. По каким чертам поведения можно узнать безответственного человека? В чем состоит опасность безответственности?

Безответственное поведение можно описать такими чертами как, легкомысленность, забота только о своих интересах, отсутствие планирования.

Опасность безответственности состоит в том, что она несет за собой негативные последствия. Примером служат лесные пожары. В жаркую сухую погоду безответственный человек оставляет после себя непотушенный костер. Огонь распространяется на сухие деревья, уничтожает массу растительности, убивает животных и сжигает их гнезда и норы. Так от оплошности одного человека может пострадать большое количество представителей животного и растительного мира.

Задание 3. Какое отношение к природе выбираешь лично ты? Объясни почему.

Я выбираю ответственное отношение к природе. Я считаю, что природа дарит нам свои богатства бесплатно, поэтому и мы должны взамен на это отвечать ей добром. На мой взгляд, мы обязаны охранять окружающую среду и не допускать загрязнений и уничтожений разных видов растений и животных.

Задание 4. Как будет звучать золотое правило морали, если его дополнить отношением к природе.

Золотое правило морали звучит так: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.

Если добавить в него отношение к природе, то стоит сказать так: относись к людям и природе так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.

Задание 5. В чем состоит смысл экологической морали?

Смысл экологической морали заключается в том, что мы должны относиться к природе ответственно, чтобы избежать экологических проблем. На плохое отношение людей природа может ответить страшными последствиями в виде катаклизмов.

Задание 1. Выскажи свое мнение: что нужно сделать, чтобы установились правильные отношения человека с природой? Выбери ответ, который ты считаешь верным:

а) ничего делать не нужно, богатств природы хватит на многие века;

б) каждый человек должен быть экологически грамотным;

в) каждый должен не только знать правила отношения к природе, но и соблюдать их.

Для того чтобы установить правильные отношения человека с природой, нужно научиться ценить ее богатства. Все свои действия человек должен заблаговременно анализировать и оценивать, какими последствиями они обернутся для природы. Если какие-то поступки могут причинить вред окружающему миру, то нужно подумать об альтернативных вариантах и выбрать менее опасный для природы. Тогда люди и природа будут жить в гармонии и единстве.

Правильный вариант ответа расположен под буквой В. Я согласен(на) с тем, что человек должен быть экологически грамотным, но этого мало. Важно не только знать правила, но и постоянно соблюдать их.

Задание 2. Оцени высказывания: «Беречь природу – значит беречь человека», «Человек напрасно прожил жизнь, если не посадил дерева, не построил дома, не вырастил ребенка», «Сорвал один цветок – потерял десять».

«Беречь природу – значит беречь человека» – человек – это существо, созданное природой. Он не может жить без нее, поэтому губительное отношение к природе сказывается и на людях.

«Человек напрасно прожил жизнь, если не посадил дерева, не построил дома, не вырастил ребенка» – главное переназначение человека в мире – это оставить после себя потомство и принести пользу природе и обществу.

«Сорвал один цветок – потерял десять» – когда человек срывает один цветок, он прерывает процесс его размножения. Цветок не успевает оставить после себя семена, поэтому на его месте не вырастает несколько новых растений, которые должны бы были появиться, если бы человек не вмешался.

Страница 140

Задание 3. Посмотри внимательно, как живут деревья и цветы в вашем саду, на вашей улице. Может быть, нужно вскопать землю? Вскопай. Может быть, нужно поставить подпорки к деревьям или изгородь? Постарайся сделать это сам или с кем-нибудь из товарищей.

Мы должны заботиться о растительном мире. Цветы в клумбах при необходимости и можно поливать. Земля в засушливое время становится твердой и слишком сухой, поэтому ее нужно взрыхлить. Кроме этого растения нуждаются в прополке и защите от вредных насекомых.

Деревья часто могут расти неправильно или нагибаться под весом плодов. Например, ветки яблони в саду могут сильно наклониться вниз из-за обилия яблок. Это может привести к тому, что дерево сломается и погибнет. Ты можешь помочь ему, сделав опору.

Задание 4. Помоги бездомным животным. Они ведь тоже имеют право на жизнь.

Бездомным животным нужно помогать. Они остаются на улице по вине безответственного человека. В качестве помощи ты можешь предложить им еду, сделать для них домик, который спрячет их от непогоды. Так же по возможности можно обратиться в специальные службы, которые занимаются защитой питомцев, оставшихся без хозяев.

Задание 5. Узнай, работает ли у вас в школе «Зеленый патруль». Познакомься с его участниками, предложи им свою помощь.

В школе могут работать волонтерские движения, связанные с защитой окружающей среды, и под другими названиями. Тебе нужно узнать, как в твоей школе организована защита природы. В качестве помощи ты можешь предложить посадку саженцев новых деревьев, заботу о цветах на школьной клумбе.

Задание 6. Найди в Интернете материалы о пожарах в России летом 2010 г. Подготовь краткое сообщение. Укажи прежде всего причины пожаров, охарактеризуй роль человеческого фактора. Особое внимание удели поведению детей. Внеси свою предложения: что нужно сделать, чтобы повысить экологическую ответственность человека.

2010 год стал страшным годом для России с экологической точки зрения. Лесные массивы огромной площади были захвачены пожарами, которые длились с конца июля и до конца сентября. Одной из причин являлась аномальная жара и отсутствие атмосферных осадков, способных затушить огонь.

Во многих городах воздух был наполнен запахом гари. Люди постоянно находились в задымленной обстановке, что угрожало их жизням. От пожаров пострадали многочисленные виды животных и растений.

Но климатические условия не являются основной и единственной причиной массовых лесных пожаров. Человек не смог справиться с возложенной на него ответственностью и предпринять ряд мер, чтобы избежать подобной обстановки. Специально созданная служба лесной охраны не выполнила своих основных функций и не защитила леса от пожаров.

Но не стоит винить только государственные службы. Обычный гражданин часто забывает тушить после себя костры, когда уезжает с отдыха на природе. В сухое время огонь быстро перекидывается на деревья и уничтожает растения и лесных жителей. Торфяные пожары не менее опасны для биосферы. 90% таких пожаров происходит по вине человека, который выбрасывает не потушенную спичку или окурок от сигареты.

Дети часто играют со спичками в лесу. Родители не учат их тому, что это может причинить вред природе, а они не осознают, какие последствия кроются за их действиями. Я считаю, что за экологическую грамотность ребенка должны отвечать его родители.

Человек должен повышать экологическую грамотность. Он должен знать все правила поведения на природе, чтобы не допускать губительных последствий. Для повышения экологической ответственности стоит создавать волонтерские движения, которые помогут растительному и животному миру сохранить свое разнообразие.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *