Что нужно сдавать на актера озвучки
Специалист по озвучиванию и звуковым спецэффектам в кино
Специалист по озвучиванию и звуковым спецэффектам в кино — человек, который занимается звуковыми спецэффектами и шумами, контролирует процесс озвучивания персонажей и событий, отвечая за звуковое оформление фильма, соответствующее сценарию и требованиям режиссера. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Краткое описание
Специалист по озвучиванию и звуковым спецэффектам в кино относится к звуковому цеху, являясь полноправным участником съемочного процесса. Этот человек обладает великолепным музыкальным слухом, он отлично разбирается в физике звука, психоакустике, используя в работе современных технологии.
Особенности профессии
Звуковое решение фильма по праву может считаться настоящим произведением искусства, ведь кинолента с плохой озвучкой никогда не заинтересует зрителей. Специалист по озвучиванию и звуковым спецэффектам создает настоящие истории, используя подручные материалы: готовые записи звуков, предметы и помещения, необходимые для имитации звука, инструменты. Именно он вдыхает в киноленту жизнь, заставляя актеров в кадре разговаривать, море — шуметь, капли дождя — стучать по земле и предметам.
Он знает о том, что с помощью велосипеда можно имитировать шум ветра, а хруст сельдерея напоминает звук, который появляется при повреждении костей. Должностная инструкция этого специалиста включает в себя следующие обязанности:
Перечень должностных обязанностей зависит от многих факторов, первый из них — это проект, в котором гуру звуков задействован. Специалисты часто работают не только с озвучкой и звуковыми спецэффектами, но и выполняют обязанности звукооператора и монтажера, являясь сотрудниками широкого профиля. Они должны уметь искать правильные голоса, отображающие характер разных героев, находить звуки, которые будут дополнять сюжет, идеально вписываясь в тайминг.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
Минусы
Важные личные качества
Неаккуратность и забывчивость могут стать причиной того, что фильм не выйдет в назначенный срок на большие экраны. Специалисты должны отличаться пунктуальностью и добросовестностью, выполняя работу в поставленные сроки.
Обучение на специалиста по озвучиванию и звуковым спецэффектам в кино
Еще 50 лет назад фильмы снимали только на профессиональных киностудиях, поэтому к специалистам, занимающиеся звуковыми спецэффектами и звукозаписью, выдвигали достаточно серьезные требования. Сегодня все изменилось, ведь массово открываются частные киностудии и агентства, которые в кратчайшие сроки могут озвучивать и снимать разножанровые киноленты.
Современные специалисты по озвучиванию и звуковым спецэффектам кино должны иметь хотя бы среднее музыкальное образование и отличный музыкальный слух. Но если есть желание развиваться и работать в крупных компаниях, то необходимо получить высшее или среднее техническое образование, выбирая направление, связанное со звукорежиссурой, звукотехническим обеспечением.
Курсы
Онлайн-курсы Skillbox
На курсы приглашаются люди, которые имеют опыт работы в сфере звукозаписи: диджеи, профессиональные музыканты, практикующие звукорежиссеры и звукооператоры, люди, занимающиеся видеомонтажом. Онлайн-курсы дадут возможность повысить квалификацию, получить дополнительную профессию саунд-дизайнера. Длительность курса составляет 2 месяца, студенты получают домашние задания, мастер-классы, консультируются с преподавателями. Полная стоимость курса составляет 20 тыс. руб., есть возможность оплачивать обучение частями.
Школа Искусств и Технологий S.E.T.
В этой школе есть несколько направлений подготовки: звукорежиссура, саунд-дизайн, музыкальная композиция. Группы формируют из небольшого количества студентов, срок обучения составляет 1 год, в программе есть теория и студийная практика. Стоимость обучения — 15 тыс. руб. в месяц.
Как стать актером озвучки: пошаговое руководство для начинающих в профессии
Сейчас мы все расскажем.
Здесь и далее фото pexels.com
Среди многих творческих профессий отдельного внимания заслуживают актеры озвучки, которые своим голосом преображают фильмы, мультфильмы, телепередачи, документалки, рекламные проекты и другой аудио- и видеоконтент.
Некоторым кажется, что озвучивать персонажей или переводить их реплики на другой язык довольно просто, однако это совсем не так. Пожалуй, это мнение лишь отчасти справедливо в отношении старых голосов из 1990-х, которые монотонно озвучивали все голливудские фильмы и, казалось, даже не старались расставлять нужные интонации. Но, на самом деле, это был колоссальный труд, повлиявший на всю культуру русского человека.
Самыми яркими актерами дубляжа с «гнусавыми» и монотонными голосами были Леонид Володарский, Михаил Иванов, Алексей Михалев и Павел Санаев. Их творчество заслуживает отдельного внимания, и наверняка его помнят все.
Однако уже впоследствии в дубляж стали приходить профессиональные вузовские актеры, которые начали играть в звукозаписывающих студиях как на сцене, что заметно повысило уровень производимого творчества.
Но, на самом деле, чтобы пойти в озвучку, не обязательно заканчивать профильное направление. Некоторые актеры этого жанра сами тренировались дома, прикупив стандартное оборудование для записи звука.
Сейчас мы расскажем, как становятся актерами дубляжа, насколько это сложно, и что для этого нужно.
Как стать актером озвучки: последовательный путь
1 Начни с чтения вслух
Самое простое, с чего можно начать свою карьеру в этой профессии, — начать читать тексты вслух. Прежде всего, стоит понимать, что в основном актеры озвучки наговаривают нужные им реплики, глядя в лист бумаги или телесуфлер.
Поэтому самая полезная практика — читать вслух. Причем неважно, что это будет — художественная литература, статьи на нашем сайте, свежие новости или рекламные брошюры.
Главное — делать это регулярно и с чувством, не менее 30 минут в день. Старайся четко выговаривать слова, интонационно расставлять знаки препинания или вовсе меняй голос. Все это поможет тебе привыкнуть к новому делу и прокачает навыки.
Помни, что твоя задача — максимально понятно и органично донести до конечного слушателя смысл сказанного.
2 Попробуй записать свой голос
В любом деле очень важно проводить работу над ошибками, чтобы понимать, куда двигаться дальше. В озвучке все просто: надо постоянно записывать свой голос и переслушивать его.
Таким образом ты поймешь, как звучишь со стороны, определишь слабые места и объективно посмотришь на свои скиллы.
Нередко случается такое, что записанный голос кажется нам не таким, каким мы его слышим в реальной жизни. В этом случае важно выявить отличия и привыкнуть к ним.
3 Прибегни к урокам вокала
Для актеров озвучки очень важно обладать поставленным голосом, с помощью которого они смогут не только четко произносить нужные реплики, но и в отдельные моменты петь.
Навык управления собственным вокалом является одним из главных в этой профессии. Именно на него будут смотреть заказчики и партнеры при работе с тобой.
Если ты понимаешь, что тебе недостает профессионализма, можешь смело записываться на вокальные уроки и расширять свой нотный диапазон, учиться управлять дыханием и выучивать другие фишки.
4 Начни имитировать голоса известных людей и актеров
Еще один полезный навык, который нужен каждому актеру озвучки, — навык имитации разных голосов. Прежде всего, он позволит сделать твой голос разнообразным, а также поможет достигнуть контроля за его высотой и тоном.
Тем не менее, актерам озвучки вовсе не обязательно уметь в точности воспроизводить голоса других людей. Однако этот навык будет большим плюсом в твоем портфолио и очень большим преимуществом среди коллег по цеху.
Кроме голоса, попробуй уделить отдельное внимание характерам персонажей, которые передаются через интонацию. Это тоже очень важно для достижения эффекта идентичности.
Можешь начать свои пародии с любого близкого тебе человека или персонажа. Главное, чтобы у тебя были под рукой записи его голоса.
5 Старайся больше импровизировать
В актерском деле, даже если это озвучка, навыки импровизации являются очень ценными. Они помогут быстрее вжиться в роль, легче воспринимать материал и намного органичнее записывать голос.
Чтобы прокачать импровизацию, советуем почаще прибегать к одной полезной привычке. Перед тем как приниматься за работу, попробуй прямо на ходу поместить своего персонажа в забавную историю. Затем перескажи ее от лица своего героя в красках и с неожиданными подробностями.
Если делать так регулярно, твои навыки импровизации заметно вырастут, и ты станешь гораздо профессиональнее.
6 Запишись на курсы актерского мастерства
Несмотря на то, что актеру озвучки не нужно появляться в кадре, большим плюсом для него будет владение самыми настоящими навыками игры на сцене. Поверь, это в разы облегчает работу над материалом.
С одной стороны, работа актера озвучки даже может быть сложнее классической работы актера, потому что единственным инструментом, которым орудует аудиал — это его голос. С помощью него необходимо передать весь спектр эмоций, а также подстроиться под выражение лица, жестикуляцию и движения персонажа в кадре.
Таким образом, все надо сделать с помощью голоса, а это далеко не самая простая задача.
Как стать актером дубляжа: продвижение
1 Подготовь визуальное портфолио
Если ты понимаешь, что готов ворваться в профессию и начать работать над крупными проектами, тебе необходимо сделать качественное портфолио. Идеальным для этого будет короткое видео на две или три минуты, которое представляет собой монтаж твоих самых ярких примеров озвучки.
С такой штукой твой потенциальный работодатель, клиент или партнер сможет максимально быстро и точно понять, подходишь ли ты ему. Поэтому перед стартом карьеры обязательно подготовь небольшое портфолио с твоими самыми удачными работами.
2 Составь классическое резюме
В дополнение к своему портфолио советуем составить классическое резюме, где будет сказано о твоем опыте работы, профессиональных компетенциях и личных качествах.
Для такой творческой профессии, как актер озвучки, резюме можно оформить в стильном визуальном формате. На сегодняшний день для этого существует множество удачных шаблонов, предлагаемых разными сервисами.
Не обязательно для этого пользоваться старым хедхантеровским шаблоном, который долгое время был единственной опцией для российских карьеристов.
3 Найди агента
Если ты понимаешь, что в одиночку тебе не справиться, советуем найти грамотного агента, который будет представлять твои интересы и связывать с нужными проектами.
Такой человек будет своевременно сообщать тебе о кастингах, продвигать в индустрии, общаться с аудиторией, оговаривать финансовые вопросы с заказчиками и, конечно же, получать от этих денег какой-то процент.
Тем не менее плюс агента заключается в том, что он будет находить возможности, о которых ты даже не подозревал. Таким образом, у многих актеров есть свои агенты, которые берут всю волокиту на себя.
Чтобы законнектиться с таким человеком, необходимо отправить ему свое резюме и портфолио, чтобы он четко понимал, насколько перспективным и взаимовыгодным будет ваше сотрудничество.
4 Продвигай соцсети
Сейчас успеха в любой области можно достичь благодаря соцсетям. Поэтому не стоит игнорировать этот инструмент продвижения своего творчества и связи с нужными людьми.
Чтобы сделать свой аккаунт вирусным, придумай какой-нибудь интерактивный формат, за которым будет интересно следить массовой аудитории. Например, озвучивай голоса участников разных шоу на телевизоре с выключенным звуком и публикуй результаты в профиль.
Если это будет забавно, ты обязательно получишь позитивный фидбэк и продвинешься в индустрии.
Ну, и напоследок хочется сказать, что профессия актера озвучки требует немалых усилий и энтузиазма. Как и в любом деле, тут нужно время, чтобы выстрелить и завоевать свое место под солнцем.
Помни, что твой главный инструмент — это голос, поэтому береги его, не срывай и старайся регулярно его прокачивать. Только упорная практика и желание стать профессионалом своего дела помогут тебе добиться успеха.
Как стат актрисой — какие экзамены сдавать и где учиться
Актерская профессия – это не только признание миллионов людей, цветы и аплодисменты, но и тяжелый труд, справиться с которым не всем под силу.
Какие навыки нужны актрисе
Чтобы продвинуться для высот в этой профессии, требуется немало важных навыков:
Это лишь маленькая часть, с которой должен справляться актер.
Например, если напарник на сцене встал в ступор и напрочь забыл свой текст, хороший актер должен быстро среагировать и справиться с этой ситуацией так, чтобы зритель не заподозрил, что что-то пошло не так.
Такая ситуация возникала ни раз со многими актерами. Елена Образцова рассказывала, что в одном из спектаклей «Кармен» с ней играл безумно красивый напарник, из-за которого она забыла текст своей песни. Актрисе пришлось петь придуманную на ходу чушь, а остальным актерам сдерживаться от смеха.
Где учиться актерскому мастерству?
Практически во всех регионах России есть учебные заведения, в которых можно получить образование актера. Самые популярные из них:
В этих институтах можно также получить образование сценариста, режиссера, продюсера, музыкально – театрального искусства и дает глубокие знания в художественной, литературной области.
А выпускники, которым не удается посвятить себя сцене, находят себя в изучении истории театра или в кино. Обучение в актерском длится 4 года на очной форме и 5 лет на заочной.
Экзамены для поступления
Чтобы поступить в институт на факультет актерского мастерства, достаточно сдать всего два единых государственных экзамена: русский и литературу. Но это лишь 1 этап. В каждом вузе есть своя творческая программа, которая сдается в самом заведении.
Речь
Для подготовки к этому этапу абитуриенту надо подготовить стихотворение или отрывок из пьесы (желательно, несколько вариантов) и зачитать перед приемной комиссией. Почему стоит выучить несколько разных фрагментов? Преподавателю может не понравиться выбранное произведение, и тогда он попросит прочитать что-нибудь другое. Этот этап показывает способность абитуриента подать материал и проверяет дикцию и голос поступающего.
Вокал и хореография
Абитуриент должен заранее подготовить танцевальный и вокальный номер. Опыт многих поступающих показывает, что комиссия скептически относится к современным постановкам, поэтому лучше выбрать для поступления репертуар из старых известных романсов или советских фильмов.
Актерское мастерство
Обычно, это этюд из известного произведение или просто зарисовка из жизни. В нем принимают участие группа из 2-3 человек. Этот этап раскрывает ваш актерский потенциал и показывает, какими данными обладает абитуриент.
Собеседование (коллоквиум)
На этом этапе комиссия задает абитуриенту различные вопросы, например:
Почему вы решили стать актером?
В каком театре вы бы предпочли играть?
Что вы можете рассказать о театральном искусстве?
К сожалению, подготовиться заранее не удастся, но преподаватели проверяют эрудицию поступающих и задают дополнительные общеобразовательные вопросы.
Обучение после 9 класса
К сожалению, поступить после 9 класса может только абитуриент, закончивший среднее профессиональное образование. Существует несколько колледжей, обучающих театральному искусству:
Практика показывает, что лучше поступать после 11 класса. Преподаватели институтов говорят, что намного проще научить искусству с нуля, нежели пытаться переучить после других педагогов.
Как стать актером без образования
Безусловно, стать актером можно и без обучение, но для этого необходимо обладать выдающимися данными. Да, и заинтересовать режиссера будет непросто. На многих кастингах кандидаты без образования даже не рассматриваются.
Фаина Раневская
Этой удивительной актрисе удалось стать известной, не получая образования. Ей отказывали все школы и вузы. Никто не признавал ее талант, но амбициозная Фаина смогла добиться своей цели. Как говорила она сама «сцена – это жизнь»
Татьяна Пельтцер
Татьяна с 9 лет получала большие роли в спектаклях. Свою жизнь она полностью отдала кино и театру, и отсутствие образования никак не повлияло на ее карьеру. Однако у актрисы был с детства лучший учитель – ее отец, режиссер и актер театра и кино.
Рената Литвинова
Несмотря на то что Рената не училась актерскому мастерству, она получила образование сценариста во ВГИКЕ. Это положило начало ее стремительной карьере.
Елизавета Арзамасова
Всем известная «папина дочка» стала известной уже в 5 лет, и в таком маленьком возрасте покоряла сцену театра. Девушка не заканчивала актерский факультет, но отучилась в музыкальной студии при ГИТИСе и в продюсерском факультете Гуманитарного института телевидения и радиовещания.
Зарплата актрис
Каждый слышал об огромных суммах, которые зарабатывают актеры, но так ли это на самом деле? Конечно, известные медийные личности получают приличные гонорары, но пробиться в главные роли удается единицам.
В наше время идет переизбыток актеров, поэтому выбиться из серой массы получается далеко не всем. Актеры театра и кино за хорошие роли получают примерно 3-5 тысяч за спектакль, а второстепенные роли забирают 1500.
Заработки на известных мюзиклах, конечно, больше, но пробиться туда практически невозможно. Многие актеры так и ходят по малооплачиваемым массовкам, чтобы не свести концы с концами.
Как сказал Николай Горохов: «профессия актера – благородная, но не благодарная».
Как стать хорошим актёром озвучки игр — советы профессионалов
Когда просто хорошего голоса мало.
Работа актёров озвучки давно стала важной частью разработки игр. Даже она одна способна превратить обычные истории в поистине незабываемый опыт. Со стороны может показаться, что это работа мечты, позволяющая быть самому себе начальником и участвовать во множестве интересных проектов. И пускай многие актёры озвучивания и правда любят свою работу, на самом деле она более рутинна, чем можно представить.
Подробно в вопросах озвучки игр разобрался сайт Games Industry, пообщавшись с представителями индустрии. Мы адаптировали материал для русскоязычных читателей.
Автор, стендап-комик, фронтмен группы VINOVATA. Постоянно разрывается между серьёзными шутерами и нарративными инди. Ждёт Titanfall3 и верит.
Озвучка игр — это тоже бизнес
«Мне кажется, что моя работа на 20% состоит из исполнения», — шутит Эйми Смит, актриса озвучивания из Австралии. Смит — бывшая учительница начальной школы. Она начала заниматься озвучиванием в 2011 году в качестве хобби, а с 2019 года работает как профессиональная актриса. Она участвовала в разработке таких игр, как Cloudpunk, Smite, Freedom Planet и Mobile Legends.
«В конце концов, это всё равно бизнес. Вы тратите очень много времени, переписываясь с клиентами, обновляя профили на разных сайтах, выставляя счета и занимаясь маркетингом. В этой работе слишком много важных деталей».
Эйми Смит,
профессиональная актриса озвучивания
Актёры озвучки видеоигр работают со многими другими разработчиками игр, чтобы оживить происходящее на экране, работая дома или в студиях звукозаписи. Для начала нужно будет найти подходящий проект через прослушивания, а затем обеспечить высокое качество исполнения во время длительных сессий записи. Работа с голосом — комплексный процесс, который может потребовать базовых знаний в области редактирования звука и звукорежиссуры у тех, кто работает в домашних студиях.
Смит в основном занимается видеоиграми, сессии для которых длятся около двух часов. Проведение одной такой сессии раз в несколько дней оплачивает остальную часть недели, которая уходит на маркетинг и рассылку примерно десяти тестовых заданий в день.
«Приходится постоянно думать: что мне делать дальше? Какое у меня следующее собеседование? Когда следующее прослушивание?»
Эш Турман,
актриса и режиссёр озвучивания
Голос Турман звучал в таких играх, как Paladins, My Time at Portia и Paranormal Files: The Tall Man. И она, и Смит с иронией подметили, что работа актёра озвучивания заключается в её постоянном поиске, а сам процесс — приятный бонус.
Однако общий опыт немного отличается для актёров озвучивания в Великобритании, которым чаще заказывают работу по демозаписям, а не по результатам прослушивания. Также актёры озвучки в Великобритании не обязательно работают в домашних студиях, хотя их число увеличилось в связи с пандемией.
Найти работу можно в самых разных сферах. Озвучивание аудиокниг, проекты для дистанционного обучения, озвучивание мультфильмов и аниме — редко бывает, что кто-то из актёров специализируется исключительно на игровой индустрии. Тем не менее, если вы хотите оживить именно игровых персонажей, некоторые правила и нюансы лучше знать заранее.
Какой опыт нужен, чтобы стать актёром озвучивания?
Первоначально сосредоточьтесь на обучении и приобретении опыта
Кирсти Гиллмор — режиссёр озвучки в команде записи диалогов для Baldur’s Gate III компании Larian. Гиллмор советует актёрам совершенствовать свои навыки и набираться опыта, прежде чем вкладывать деньги в дорогостоящее оборудование или домашнюю студию.
«Если вы хотите заняться озвучкой, начните с обучения. Тренируйтесь, чтобы стать актёром, особенно если у вас нет абсолютно никакого актёрского или презентационного опыта».
Кирсти Гиллмор,
режиссёр озвучки
Также стоит обратить внимание на семинары, любительские театральные или тренировочные группы, где актёры вместе отрабатывают сценарии, — это лишь некоторые примеры вариантов, с которых можно начать. Любой актёрский опыт — хороший опыт. Подойдут даже театральные кружки учебных заведений.
«Очень хорошо, когда у вас есть что-то вроде коучинга, семинара или индивидуального занятия. Если вы практикуетесь в одиночку, вам некому дать обратную связь о том, эффективно ли то, что вы делаете».
Эш Турман,
актриса и режиссёр озвучивания
Научитесь принимать наставления
Выступления с другими людьми дают вам опыт работы под руководством обратную связь, что очень важно для актёров озвучки.
«Если я не могу добиться от актёра нужного исполнения, потому что он не понимает, как воплотить требуемую задачу в жизнь, то эта ситуация не будет выгодной ни для кого. Вы не создаёте видеоигры в одиночку, и для подавляющего большинства высококачественных проектов вам понадобится команда».
Эш Турман,
актриса и режиссёр озвучивания
Актёр озвучивания и комик Инель Томлинсон, на счету которого такие игры, как We Happy Few, The Solitaire Conspiracy и Fable Fortune, имеет богатый опыт работы на телевидении, на радио и в театре. Томлинсон изучал драму и театроведение в Мидлсекском университете и считает, что весь этот опыт очень помог ему как актёру озвучивания.
«Всё дело в том, чтобы научиться принимать указания, менять что-то на ходу, уметь работать с другими людьми и очень быстро адаптироваться».
Инель Томлинсон,
актёр озвучивания и комик
Майки Гудмен — музыкант, актёр озвучивания, режиссёр и владелец агентства по озвучиванию Charactoon Voices. Гудмен был одним из руководителей процесса озвучки игры Disco Elysium. Он полностью открыт к работе с новичками, но признаёт, что обученные актёры могут повысить надёжность проекта.
«Если мы знаем, что кто-то обучен, ты сразу осознаёшь, что сессия записи будет короткой, а на выходе команда точно получит удовлетворительный результат».
Майки Гудмен,
музыкант и актёр озвучивания
Не зацикливайтесь на своём деморолике, когда начинаете карьеру
Томлинсон, Турман и Смит — все они создали свои демо (короткие ролики с примерами актёрской игры), когда начинали работать, но позже у них появились и профессионально подготовленные демо. Смит не советует начинающим актёрам озвучки вообще зацикливаться на своих демороликах, вместо этого предлагая лучше узнать, какие типы вокала у них хорошо получаются, какую работу они могут выполнить и нравится ли им вообще заниматься озвучиванием.
«Моё первое демо было не очень хорошим: сегодня оно бы не сработало, потому что я была слишком неопытна».
Эйми Смит,
профессиональная актриса озвучивания
Гиллмор соглашается, уточняя, что профессионально записанное демо должно демонстрировать различные актёрские стили в вашем репертуаре. Актёрская игра для видеоигр часто более натуралистична, чем, например, для аниме и мультипликации. Кроме того, в демоверсии не должно быть навязчивых звуковых эффектов или музыки.
Какое оборудование нужно для начала работы?
В первую очередь ориентируйтесь на окружающую обстановку, а затем модернизируйте оборудование по мере необходимости.
Когда Турман только начинала работать дома, она использовала оборудование для стриминга на Twitch, но быстро выяснилось, что оно не подходит под её задачи. Решением стал шкаф в спальне, который она застелила одеялами, чтобы создать импровизированную комнату для записи. Хотя с тех пор Турман переехала в специализированную студию и неоднократно модернизировала своё оборудование, она по-прежнему советует начинающим актёрам озвучивания в первую очередь обратить внимание на окружающую обстановку.
Смит начинала с использования встроенного микрофона компьютера. Через несколько месяцев она перешла на USB-микрофон и стала получать первые оплачиваемые заказы — например, от Freedom Planet, — но она добавила: «Если бы я сделала это сегодня, уверена, что не прошла бы ни один кастинг». Впрочем, когда вы начинаете с нуля, принятие какого-то решения может казаться очень простым.
«Вы, конечно, можете начать с USB-микрофона, добавив к нему поп-фильтр, и записывать всё под одеялом и с любым программным обеспечением. А затем реинвестировать деньги в профессиональное оборудование по мере продвижения, когда поймёте, нравится ли вам всё это».
Эйми Смит,
профессиональная актриса озвучивания
Актёрам озвучивания, работающим в домашней студии, необходимо правильное ПО и базовые навыки звукорежиссуры и редактирования, чтобы улучшить свои записи. Если с домашней установкой во время удалённой сессии записи что-то пойдёт не так и человек не сможет сам исправить проблему, это может оттолкнуть студию или режиссёра от найма актёра в будущем.
«У меня сердце замирает, когда я слышу, как актёры с домашними студиями говорят: „Я не очень силён в технических нюансах, ничего о них не знаю“. Тогда я спрашиваю: „Почему тогда у вас вообще есть домашняя студия? Если вы действительно не знаете, как работать с оборудованием, вам лучше не собирать ничего у себя дома“».
Кирсти Гиллмор,
режиссёр озвучки
Эш Турман в своей нынешней работе использует программу для редактирования звука Adobe Audition, но начинала она с бесплатной Audacity, которая имеет ограниченную функциональность.
«Вы можете начать с бесплатной Audacity, чтобы понять, как работает редактирование и запись звука, а затем выбрать то программное обеспечение, которое вам больше подходит».
Эш Турман,
актриса и режиссёр озвучивания
У Турман также есть опыт в непосредственной разработке игр. Создание собственных игр пригодилось для пополнения актёрского портфолио.
«Я могу просто сказать: „Я сделала это сама, я могу делать всё, что захочу, и буду работать сама на себя!“».
Эш Турман,
актриса и режиссёр озвучивания
Как подготовиться к прослушиванию для игры?
Досконально знайте свой «набор инструментов»
Во время прослушивания Смит держит в голове контрольный список, какие качества студия ищет для персонажа. Кроме того, и у Смит, и у Турман есть «набор инструментов» с архетипами персонажей, которые они могут адаптировать и изменять по первому требованию.
«Очевидно, что при каждом прослушивании хочется, чтобы всё было как можно оригинальнее, и мы все стремимся к этому. Но так получается не всегда, поэтому иногда знание того, что вы уже играли похожего персонажа в прошлом, помогает».
Эйми Смит,
профессиональная актриса озвучивания
Работа с голосом может быть чрезвычайно конкурентной сферой, и актёрам важно выработать стойкость духа при встрече с отказами.
«Нельзя принимать отказы близко к сердцу. Скажем, 500 человек прослушали на пять вакантных ролей. Что ж, вы попали в 495 людей, которые не получили роль. Вы в хорошей компании».
Эш Турман,
актриса и режиссёр озвучивания
Произвести впечатление на директоров по кастингу может быть довольно трудно. Очень важно, чтобы актёры не прослушивались с таким типом вокала, который они не смогут выдержать в ходе всей сессии записи. Кроме того, если вы один из счастливчиков, получивших работу, стоит идти на контакт с другими людьми. Гиллмор описывает работу с трудными актёрами как «утомительную, трудоёмкую и разочаровывающую».
Сделайте свою запись короткой и приятной
Когда речь идёт о самозаписи, важно, чтобы она была чёткой и лаконичной. Гиллмор советует актёрам строго следовать инструкциям, плавно читать реплики для одного персонажа за раз и не делать больше двух дублей, если только вы не чувствуете, что можете предложить что-то особенное.
«Всегда помните, что кастинг-директоры невероятно заняты, часто они могут не прослушать даже и десяти секунд. Обычно мне достаточно 5–10 секунд, чтобы понять, подходит ли этот человек для того, что мне нужно».
Кирсти Гиллмор,
режиссёр озвучки
Для Гудмена важно, чтобы запись была правильно маркирована, демонстрировала голос актёра без множества спецэффектов и показывала, как он вживается в образ.
«Мне очень нравится, когда кто-то записывает лишь один дубль, который получается хорошим. Тогда я понимаю, что человек быстро всё схватывает и подходит для работы».
Майки Гудмен,
музыкант и актёр озвучивания
Какие навыки необходимы актёрам озвучивания игр?
Будьте адаптивными и универсальными
В сравнении с другими средствами повествования видеоигры чаще отличаются нелинейным сюжетом, поэтому адаптивность — важный навык для игровых актёров. Сессии записи голоса часто проходят изолированно, и актёрам приходится самостоятельно представлять себе других персонажей в сцене, при этом перескакивая между различными временными рамками и эмоциональными состояниями.
Допустим, ваш персонаж входит в склеп и начинает разговор со своим братом в одной версии сцены. Затем вас могут попросить сделать это снова, но уже со знанием, что ваш брат предал вас. Или разговор состоится сразу после битвы, так что герою нужно будет перевести дыхание. Адаптивность очень важна, поскольку позволяет актёрам получать больше заказов.
«Владение многими акцентами и понимание разных персонажей очень полезно в видеоиграх и анимации. Например, когда я досрочно закончил сессию записи для видеоигры Road 96, меня попросили озвучить несколько дополнительных персонажей, чтобы заполнить образовавшиеся пробелы».
Майки Гудмен,
музыкант и актёр озвучивания
Практикуйте чтение с листа
По мнению Томлинсона, практика чтения с листа, то есть, по сути, способность вжиться в ранее неизвестный сценарий на месте, обязательна для всех актёров. Она помогает им слаженно передавать различные времена, настроения и эмоции, а также улучшает способность импровизировать.
Томлинсон — стример на платформе Twitch. Он часто читает вслух, играя в сюжетные игры, причём как для развлечения зрителей, так и для тренировки.
«Чтение может быть довольно трудным, особенно для людей с дислексией вроде меня, поэтому я стараюсь практиковаться как можно больше».
Инель Томлинсон,
актёр озвучивания и комик
Ограничивает ли возможности актёра озвучки игр территориальное положение?
Для некоторых проектов — да, но далеко не для всех
Некоторые игровые студии предпочитают использовать коммерческие студии звукозаписи, расположенные недалеко от их офисов. Особенно это актуально для ААА-игр. Нахождение за пределами таких центров, как Лондон в Великобритании или Лос-Анджелес в США, может ограничить некоторые возможности актёров озвучивания.
Однако Гиллмор утверждает, что ААА-игры — это не всё, и отмечает, что существует множество удивительных инди-игр. А инди — это очень широкий спектр.
«Есть студии по всему миру, и я лично знаю множество проектов, для которых мы нанимали актёров с домашними студиями».
Кирсти Гиллмор,
режиссёр озвучки
Пример — Destruction AllStars, в состав которой входили актёры со всего мира, работавшие удалённо.
«Мы вкладывали огромные средства в создание персонажей, а это означает выход на международный уровень. Если клиенту нужен конкретный звук, то мы будем искать его там, где он есть».
Кирсти Гиллмор,
режиссёр озвучки
COVID-19 сделал удалённый формат более распространённой, приоткрыв некоторые возможности. Но в целом особо на работу в плане озвучки коронавирус не повлиял, и существуют опасения, что по мере ослабления ограничений всё может вернуться на круги своя.
Как актёрам озвучивания создать стабильный бизнес?
Заведите веб-сайт и профили в социальных сетях
Независимые разработчики игр часто размещают объявления о ролях в интернете. Активность в социальных сетях помогает актёрам с налаживанием связей. Также важно иметь собственный сайт, на котором представлены клипы и портфолио.
Некоторые студии считают тревожным сигналом, если в интернете не получается найти никаких сведений об актёре. Например, была ситуация, когда одна студия искала актёра для персонажа с ирландским акцентом. У человека, который практически попал в проект, не удалось найти профили в социальных сетях и проверить, является ли он коренным ирландцем. Ответа не последовало и по электронной почте, так что роль человек потерял.
Будьте осведомлены о расценках
Фрилансерам порой бывает трудно понять, сколько именно брать за свою работу. Томлинсон, Турман и Смит указывают на доступные в интернете руководства по расценкам, предоставленные организациями вроде Global Voice Acting Academy, Voice Acting Club и Gravy For The Brain.
У каждого актёра существуют персональные расценки, которые они корректируют в зависимости от характера проекта: например, они могут брать меньше за работу над низкобюджетной инди-игрой. И существует опасность, что люди, отчаянно пытающиеся попасть в индустрию озвучивания, будут занижать расценки, не зная актуальной информации.
«Это влияет на всю индустрию, ведь если большим компаниям сходит с рук занижение расценок, то все начинают платить меньше».
Инель Томлинсон,
актёр озвучивания и комик
Работу можно найти и на сайтах, на которых актёры платят абонентский взнос, чтобы получить доступ к эксклюзивным прослушиваниям. Пример — сайт Voice123 для поиска работы, но подобные страницы могут быть сомнительными. Ими стоит пользоваться лишь в том случае, если человек может найти оплачиваемую работу самостоятельно в другом месте.
Озвучивать бесплатно — тоже неплохой вариант на начальном этапе, чтобы получить опыт ирасширить портфолио. На старте своей карьеры Турман занималась многими проектами бесплатно и до сих пор иногда делает это для определённых разработчиков или проектов. Но тут важно знать, где провести черту.
«Вы должны решить для себя: чего вы стоите? На что у вас есть время? Какова возможная неденежная ценность этой работы? У меня есть предел, и я всегда буду ставить свою платную работу выше бесплатной».
Эш Турман,
актриса и режиссёр озвучивания
Всегда помните, для чего вы это делаете
Хотя некоторые аспекты работы могут быть напряжёнными, все опрошенные эксперты в этой статье говорят о своём деле со страстью и энтузиазмом. Смит признаёт, что некоторые элементы работы со временем становятся менее увлекательными: например, она не обязательно прыгает от радости каждый раз, когда получает заказ, и говорит, что некоторым людям может не нравиться деловая сторона работы. Тем не менее она считает, что стать актёром озвучивания — лучшее решение, которое она когда-либо принимала.
«У вас определённо всё ещё есть те маленькие знаменательные моменты, которые заставляют чувствовать, что вы хотите ущипнуть себя и сказать: „Я не могу поверить, что это моя работа“».
Эйми Смит,
профессиональная актриса озвучивания