Что нужно сдавать для медиакоммуникаций
Траектории поступления – 2022
Конкурсный отбор
На программе «Медиакоммуникации» 40 бюджетных мест (из них 4 для лиц с особыми льготами), 125 платных мест в рамках основного конкурса и 15 платных мест для иностранцев в рамках отдельного конкурса.
Для поступления в рамках общего конкурса абитуриентам нужно сдать ЕГЭ и творческий конкурс. Еще в сумме конкурсных баллов учитываются дополнительные достижения.
Чтобы подать документы нужно набрать минимальные баллы по каждому испытанию:
Индивидуальные достижения
Все индивидуальные достижения могут принести до 10 баллов. Вместо учета результатов выпускного сочинения школьников, НИУ ВШЭ учитывает результаты чемпионата сочинений «Своими словами», который проводится консорциумом университетов.
Творческий конкурс
Творческий конкурс будет проводиться в июле 2022 года после того, как вы подадите документы на программу.
Испытание состоит из двух туров. Первый тур — тест из трех частей. Первые две содержат вопросы из областей культуры, искусства и медиаиндустрии, а третья подразумевает анализ медиапроекта из списка. Второй тур — собеседование.
Подготовку к творческому конкурсу стоит начать с регламента. Внимательно изучите процедуру проведения экзамена и критерии оценивания теста и собеседования.
Олимпиады
Всероссийская олимпиада школьников и «перечневые олимпиады»
Поступление по олимпиаде — широкий трек. Разные олимпиады дают разные льготы. Все зависит от уровня олимпиады и степень диплома. Каждый год Министерство науки и высшего образования утверждает перечнь школьных олимпиад. Победители и призеры только этих соревнований смогут претендовать на льготу при поступлении в вузы.
Какие олимпиады дают льготы при поступлении на программу «Медиакоммуникации» можно посмотреть здесь.
Олимпиада школьников «Высшая проба»
Организатор этой олимпиады — Вышка, и она включена в Перечень олимпиад школьников, дающих льготы при поступлении в вузы. У олимпиады много профилей, среди которых есть и те, которые дают льготы при поступлени на программу «Медиакоммуникации». Полный список профилей олимпиады опубликован на сайте олимпиады.
Конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж»
В Высшей школе экономики есть уникальный конкурс проектно-исследовательских работ «Высший пилотаж». Для программы «Медиакоммуникации» выделено отдельное направление.
Что это за конкурс? Конкурс проходит в два этапа. Вы создаете свой мультимедийный проект на выбранную тему и отправляете его на конкурс. Наши эксперты проводят оценку вашей работы и приглашают вас на публичную защиту проекта.
Методические рекомендации и регламент есть на сайте конкурса.
Специальность «Медиакоммуникации» (бакалавриат)
Степень: Академический бакалавр
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
Содержание
Современное медиапространство – это отдельный мир, который плотно пересекается с реальной жизнью, так что порой между ними невозможно определить границы. Он не стоит на месте, постоянно развиваясь, поэтому очень востребованной будет специальность 42.03.05 «Медиакоммуникации». Пока что не все выпускники школ умеют оценить ее преимущества, поскольку не совсем понимают, что она собой представляет. Тем более, что это направление является сравнительно молодым и новым.
Его отличительная черта в объединении границ характеристик многих параллельных дисциплин. А это означает, что есть возможность принимать активное участие в формировании современного медиа. При этом важно видеть в нем не просто форму либо средство для коммуникации, а послание. В таком случае есть шанс стать востребованным специалистом, который сможет «перевернуть мир», опираясь на месседж.
Условия поступления
Главная задача такого направления – вырастить специалиста широкого профиля, который будет умело работать над формированием медиапространства. Несмотря на то, что ему нужно будет использовать в работе последние технические достижения человечества, основой труда являются гуманитарные дисциплины и знание социума. Это влияет на выбор вузов Москвы, какие предметы они предлагают сдавать поступающим:
Будущая профессия
Перед таким специалистом с дипломом бакалавра могут ставить разного плана задачи, поскольку он получит широкую базу знаний, подкрепленную практическим опытом. Выпускник курса будет хорошо знаком с современными медиа с тем, чтобы он смог приложить собственные силы для их преображения. Выражается вклад в общую работу по-разному: начиная от написания материалов, которые будут запускаться в информационное пространство, заканчивая чисто техническими задачами.
Куда поступать
Закончить бакалавриат будущие гении медиа смогут пока что в одном российском вузе:
Срок обучения
Полностью освоение программы для будущего бакалавра, закончившего одиннадцать классов школы, длится четыре года при выборе очного отделения. Поступая на заочное либо вечернее, студенту предстоит учиться на год дольше.
Дисциплины, входящие в курс обучения
Такой специалист сложится как настоящий профессионал своего дела, когда изучит следующие предметы:
Приобретаемые навыки
Специалист, который освоит такую специальность, будет умело выполнять многочисленные важные задачи:
Перспективы трудоустройства по профессии
Эта молодая специальность открывает большие возможности перед выпускниками. Им не придется раздумывать над вопросом, кем и где можно работать.
Подобные профессионалы востребованы во всех видах СМИ, начиная от прессы и заканчивая интернет-изданиями. Они смогут найти себя в издательствах, устроиться в пресс-службе, продюсерском центре, рекламном агентстве и компаниях, которые занимаются пиаром. Еще одно направление для самореализации – это компьютерный мир, где можно выпускать игры, работать над их продвижением.
Должности для выпускника бакалавриата:
Для бывшего студента этого нового направления сложно назвать границы доходов, так как они бывают принципиально разными.
Минимум, на который можно точно рассчитывать – это 30 тысяч в отечественной валюте. Но достоинство такой специальности заключается в том, что здесь можно развиваться в разных сферах, существенно увеличивая собственные прибыли.
Преимущества обучения в магистратуре
Если выпускник решит освоить магистерскую программу, это будет правильным и взвешенным выбором. Продолжая обучение, он не только углубит знания, но и приобретет практический опыт, который вдвойне важен в последующем трудоустройстве.
Поскольку курс предполагает изучение иностранного языка, для студента есть шансы найти себя не только в отечественном, но и международном медиапространстве. А это означает как существенный личностный и профессиональный рост, так и увеличение заработной платы.
Программа бакалавриата «Медиакоммуникации» открывается в питерском кампусе Вышки
С 2022 года абитуриенты могут поступить на Медиаком не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге. Рассказываем, чем отличаются программы в кампусах, какими будут условия поступления и когда пройдет первый совместный День открытых дверей.
В чем разница программ в Москве и Санкт-Петербурге
Образовательная программа «Медиакоммуникации» совмещает в себе обучение продюсированию, менеджменту СМИ, анализу данных, коммуникациям, основам режиссуры и создания медиапродукта, что позволяет подготовить высококвалифицированных специалистов, отвечающих всем вызовам новой реальности. Спрос на сотрудников с такими навыками стремительно растет, именно с этим связано расширение географии программы.
Программы и в московском, и в питерском кампусе включают в себя как предметы общего цикла, необходимые для фундаментальной теоретической подготовки, так и предметы, формирующие конкретные практические навыки. Со второго курса студенты выберут свой трек специализации. В Москве продолжат готовить индустриальных специалистов в направлениях «Управление в медиа и продюсирование», «Сторителлинг», «Технологии медиа» и «Media studies». В Санкт-Петербурге откроются нишевые треки специализации под запросы креативных индустрий культурной столицы – «Медиатизация культуры», «Медиа и городская среда», «Медиа и локальные сообщества».
Для того чтобы организовать диалог в той или иной сфере, нужно погружаться в эту сферу прямо на старте, со второго курса бакалавриата. Мы предлагаем студентам тематические траектории, которые через 4‒5 лет сохранят свою актуальность и будут еще развиваться.
Королев Егор Алексеевич
Академический руководитель программы «Медиакоммуникации» – Санкт-Петербург
Как поступить
Чтобы поступить в 2022 году на программу «Медиакоммуникации» в Москве, нужно набрать минимум 65 баллов ЕГЭ по литературе и русскому, минимум 60 — по иностранному языку. В Санкт-Петербурге – минимум 60 баллов ЕГЭ по литературе, русскому языку и иностранному языку.
Помимо ЕГЭ необходимо сдать творческий конкурс – он будет единым для обоих кампусов. Конкурс состоит из двух туров: первый тур — это тест из трех частей с вопросами из областей культуры, искусства, медиа, и анализ медиапроекта из списка. Второй тур — собеседование. C регламентом дополнительного вступительного испытания можно ознакомиться здесь.
Медиакоммуникации – Москва | Медиакоммуникации – Санкт-Петербург | |
---|---|---|
Специализации | Универсальные индустриальные прикладные треки: «Управление в медиа и продюсирование», «Сторителлинг», «Технологии медиа» и «Media studies» | Нишевые треки под запросы локальных креативных индустрий: «Медиатизация культуры» и «Медиатизация городской среды» |
Минимальные баллы ЕГЭ | 65 баллов – литература и русский язык60 баллов – иностранный язык | 60 баллов – литература, русский язык, иностранный язык |
Дополнительное вступительное испытание | ||
Количество мест | 40 бюджетных мест, 125 платных мест, 15 платных мест для иностранцев | 20 мест за счет НИУ ВШЭ, 100 платных мест, 10 платных мест для иностранцев |
Помимо поступления по результатам ЕГЭ и дополнительного вступительного экзамена абитуриенты могут поступить по результатам участия в олимпиадах (со списком олимпиад, дающих льготы при поступлении, можно ознакомиться по ссылке).
Как подготовиться к поступлению
Хочу узнать больше о программах
18 декабря в 12:00 мск состоится онлайн День открытых дверей для поступающих на «Журналистику» и «Медиакоммуникации» (московский и питерский кампусы). Академические руководители программ расскажут об особенностях каждой программы и ответят на вопросы абитуриентов и родителей. Для участия в Дне открытых дверей необходимо зарегистрироваться.
Как пройти собеседование на медиаком: 9 инсайтов от экзаменационной комиссии
Выпускники уже сдали ЕГЭ, и многим осталось только подать документы в выбранный вуз и ждать результатов. Но некоторым абитуриентам предстоит ещё одно испытание — вступительные экзамены. Наш блогер Катерина Подолина объясняет, как успешно пройти собеседование на факультет медиакоммуникаций, но эти советы точно пригодятся всем, кому предстоит встреча с экзаменационной комиссией.
Чтобы поступить на факультет медиакоммуникаций Высшей школы экономики, баллов ЕГЭ недостаточно — нужно сдать еще и внутренний творческий конкурс. Состоит он традиционно из двух частей: написания эссе и собеседования. И, конечно же, о вступительных экзаменах такого формата ходят легенды. Создают их абитуриенты и нынешние студенты (которые тоже прошли путь новобранца). То несправедливо оценили письменное задание, то комиссия на собеседовании была куплена, то наоборот, посидели, посмеялись, посмотрели мои видео из инстаграма — это что, и был экзамен в Вышку?!
Ситуации, безусловно, бывают разные. И я не ставлю перед собой задачу выяснить, кто прав, а кто наговаривает на организацию экзамена и проверяющих. Три года назад мне довелось быть секретарем комиссии на устной части вступительного испытания на «журналистику» и «медиакоммуникации». Поэтому я могу рассказать, что происходит «по ту сторону стола» и дать несколько рекомендаций и пожеланий.
1. Комиссия не враг
Перед экзаменами невольно начинаешь думать, что загадка «Не лает, не кусает, а в дом не пускает» почти что про экспертов. Как бы то ни было, их задача — набрать на первый курс лучших из лучших, а не отсеять всех. Соответственно, ваша задача — показать, что вы к этим самым лучшим и относитесь, не будьте настроены против.
2. Не накручивай себя
Даже при идеальной подготовке и безупречных знаниях никто не застрахован от стресса. Обстановка, постоянные мысли «Если не сдам, то жизнь закончится», замеченные в щелку двери серьезные дяди и тети в комиссии или, не дай бог, кто-нибудь, кто бежит с собеседования в слезах (грустно, но случается) — причин для тревоги может быть масса. Так вот — такого допускать нельзя! Нет ничего обиднее, чем волнение, от которого забываются даже собственные имя и фамилия.
3. Принеси портфолио
Совет от комиссии — обязательно приносите свои работы с собой! Даже если вам кажется, что это ерунда и что две статьи в школьной газете не могут называться словом «портфолио». Во-первых, это помогает лучше понять вас. Что вам интересно, что вам нравится, что вы умеете делать. Во-вторых, наличие работ дает дополнительные пять баллов к сумме конкурсных. Такой аттракцион неслыханной щедрости от экзаменаторов нельзя пропускать.
4. Не сравнивай с другими
Пока вы ждёте своей очереди на собеседование, может случиться страшное: рядом с вами будет такой же абитуриент, но с полнометражным фильмом и собственными VR-играми в портфолио. А у вас только первое место за конкурс рисунков в девятом классе. Тут необходимо успокоиться и абстрагироваться. Комиссия принимает ВАС и смотрит на ВАС, не сравнивая с другими. Так что ваша задача — не падать духом и показать, почему именно вы достойны тут учиться и как сильно вы этого хотите. Не сбивайте свой настрой лишними переживаниями.
5. Покажи мотивацию
Чтобы проверить подготовку абитуриента, комиссия задаёт вопросы на общую эрудицию. Причем касаются они не только истории и географии, но и области медиа в целом. Спросить могут что угодно, от «Кто такой Леонид Парфёнов?» до ваших личных предпочтений: что смотрите, что читаете, на кого подписаны в социальных сетях и почему. Делается это ради того, чтобы а) опять же, лучше понять вас и ваши интересы б) посмотреть, насколько хорошо вы знаете сферу, в которую идете. Отнеситесь к этому нюансу максимально серьёзно и продумайте ответы перед собеседованием. Бонус: поступающим на «Медиакоммуникации» часто задают вопрос: «А что такое медиакоммуникации?».
Не нужно рассказывать о том, что вы читаете «Афишу» и The Village, особенно, если эти названия впервые довелось услышать за пять минут до входа в аудиторию, но решили, что это будет звучать круто. Вас тут же спросят: «Почему?» Тут крайне велика вероятность провалиться. Говорите о своих предпочтениях правду. То же самое касается ваших интересов. Называя политику, экономику, историю или литературу будьте готовы к каверзным вопросам по этим темам.
Как успешно пройти творческий экзамен при поступлении в вуз
7. Не рассказывай про другие вузы
У честности есть свои границы. Не спешите выкладывать комиссии список всех вузов, куда еще вы подали документы (даже если вас об этом спросят). Особенно, когда вы находитесь в списках на журфак, биофак и юрфак одновременно. Как абитуриенты мы понимаем, что ситуации бывают разные: кто-то определяется вплоть до поступления, кто-то имеет огромный перечень запасных вариантов. Но экзаменаторы-то хотят видеть перед собой поступающих, которые понимают, зачем и для чего идут в профессию. Поэтому будьте осторожнее с рассказом о себе и планах на ближайшее будущее.
Если вы твёрдо решили стать спортивным журналистом, прекрасно разбираетесь в хоккее, теннисе и биатлоне (или во всём сразу), то будьте готовы продемонстрировать свои знания и в других областях. Комиссия заинтересуется, что вы знаете и в чем разбираетесь ещё. Поэтому вопросы, касающиеся вашего обширного кругозора, возникнут обязательно, причем с большим пристрастием.
9. Будь инициативен
Высшая точка мастерства — взять диалог в свои руки. Это часто рекомендуют на консультациях перед устной частью творческого конкурса. Однако такой «смертельный номер» удаётся далеко не каждому абитуриенту, как минимум, по трём причинам. Первая: для многих подобное собеседование оказывается дебютным, поэтому собраться и ориентироваться в стрессовой ситуации могут не все. Вторая: экзаменаторы всегда имеют перед глазами чек-лист, о чём нужно спросить в обязательном порядке. Так что обойтись без какой-либо категории вопросов совсем не получится. Третья: проверяющий вас эксперт тоже человек со своими привычками, ценностями и идеалами. Будьте активны и открыты к диалогу, смело говорите о себе и развернуто отвечайте на вопросы, не выдерживайте пауз, не молчите. Тогда у комиссии сложится впечатление, что вы уверены в своём выборе и знаете, зачем идете учиться.
Если вам покажется, что здесь что-то не так и один совет противоречит другому, то… так и есть. Прибавить к этому и некоторую субъективность в оценивании — а слушать вас будут люди, со своим мнением и жизненным опытом — и формула успешного поступления на медиаком обречена.
С одной стороны, нужно иметь обширное представление о разных предметах (хотя бы на уровне школьной программы), знать, что такое медиа, как они работают. С другой — в идеале хорошо бы уже сейчас понимать, чего бы вы хотели получить на выходе из университета, видеть того человека и специалиста, каким вы собираетесь быть, владеть знаниями из той области, в которой стремитесь развиваться. Во всяком случае, такого понимания ждет от вас комиссия. И если вы действительно хотите связать, по крайней мере, ближайшее будущее с медиа, привыкайте быть во всеоружии в любой ситуации.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Как устроены ДВИ в НИУ ВШЭ и МГУ
Студентка «Медиакоммуникаций» НИУ ВШЭ о том, как писала ДВИ по Versus Battle и чем отличаются вступительные испытания по журналистике в МГУ и ВШЭ.
NB В этом материале мы рассказываем историю поступления в 2016 году. Об актуальных форматах ДВИ по журналистике можно почитать в этом материале.
поступила на программу «Медиакоммуникаций» в ВШЭ в 2016 году
Изначально я не собиралась сдавать дополнительные вступительные испытания, так как не знала, где хочу учиться. Поступать в Москву я решила внезапно. Поэтому расчет был на удачу, ЕГЭ и на то, что я истинный гуманитарий.
Я рассматривала две специальности: филология и журналистика. Когда подавала документы в Вышку, увидела на сайте загадочную образовательную программу «Медиакоммуникации» с описанием: «смешение технических, гуманитарных и управленческих навыков». Мне стало интересно. Звучало круче, чем журналистика, при этом ДВИ были похожи. Поэтому в Вышку многие подают сразу на обе программы: и на медиаком, и на журналистику.
Как устроены ДВИ
🎓 Вышка
Я поступала в 2016 году. Тогда ДВИ на «Медиакоммуникациях» состояли из двух частей:
1. Письменный тур — написать рецензию на любой медиапроект. Например, многие писали про Арзамас или Медузу. За рецензию давали 70 баллов.
2. Устный тур — собеседование, его оценивали в 30 баллов.
Плюс ЕГЭ по иностранному языку, русскому языку и литературе нужны были минимум по 60 баллов каждый.
Письменный тур. Тему для рецензии сообщали до испытания. Поэтому можно было подготовиться: прочитать всю информацию о медиапроекте и раскрыть её уже на экзамене.
Я решила анализировать шоу Versus Battle. Пришлось изучать, почему проект сейчас популярен, за счет чего они живут и кто ключевые фигуры. Тут нужны были только гугл и желание искать информацию. Честно, я начала поздновато и какие-то вещи дочитывала только в метро по дороге на экзамен.
В прошлом году ДВИ по медиакоммуникациям немного поменялись. Теперь нужно не только проанализировать медиапроект, но и придумать свой.
На ДВИ по журналистике нужно было написать материал по одной из нескольких предложенных тем, неизвестных заранее.
Собеседование. Устное собеседование проходит с комиссией из нескольких человек: обычно это преподаватель с факультета «Коммуникаций, медиа и дизайна» и какой-нибудь практик, например, корреспондент или продюсер.
Устная часть экзамена на журналистике и медиакоме почти не отличаются. Все зависит от того, к кому попадешь: могут проверять знания по истории России или по истории медиа, а могут про любимые спектакли и последние просмотренные фильмы спросить.
Я думаю, цель очного собеседования не в том, чтобы проверить наличие конкретных знаний. Скорее чтобы посмотреть, как человек реагирует и сможет ли быстро что-то сообразить, если тема ему незнакома. А также определить, насколько он замотивирован.
На своём собеседовании в 2016 году я долго объясняла, что такое Versus Battle, и вообще рассказывала про культуру рэп-баттлов. Потом меня стали спрашивать о медиапроектах, за которыми я слежу, их особенностях и структуре. А в конце пришлось читать любимое стихотворение Цветаевой.
Было нервно, и с моей запоздалой подготовкой я ждала 60-70 баллов. Но в итоге выяснилось, что 100 из 100 за ДВИ можно получить, даже если решишь писать рецензию о чем-то не совсем стандартном.
ДВИ на журфак в МГУ очень отличались от вступительных в Вышке. Здесь не было устной части, только две письменных:
1. Журналистский материал на одну из предложенных тем.
2. Эссе по истории, тоже на одну из нескольких тем.
Не скажу, что было сложнее. На очном собеседовании тебя более субъективно оценивает комиссия, а для письменного тура нужно хорошо разбираться в предмете. Все зависит от того, кому как проще себя показать.
Журналистика vs медиакоммуникации
Образовательные программы «Журналистика» и «Медакоммуникации» часто путают. Скорее это смежные специальности, на которых предметы во многом пересекаются. Но разница всё же есть.
На журфаке б ольший акцент делают на навыки работы с текстом. А на медиакоме преподаватели проверяют способность студентов к менеджменту медиапроектов, пониманию продуктов и разных этапов их создания. Иногда нас даже громко называют продюсерами. Будьте к этому готовы.
Разница между ДВИ и ЕГЭ
ДВИ — это не ЕГЭ. На них до конца не знаешь, чего ждать. Даже несмотря на то что все требования прописаны на сайте. К тому же, на устном собеседовании сильнее нервничаешь, потому что надо успеть показать себя за несколько минут. После ЕГЭ ДВИ показались чем-то новым, хотя и более непредсказуемым испытанием. Но этого не избежать на любом творческом экзамене.
В отличие от ЕГЭ, подготовка к ДВИ помогает понять, куда ты идешь и чем примерно будешь заниматься следующие четыре года. За это время можно разобраться, твоя ли это профессия, нравится ли предмет. Я не слишком интересовалась медиа, но после ДВИ захотелось читать и изучать. Хорошо, что хочется до сих пор.