Что нужно чтобы устроиться в автосалон консультантом

Секреты автобизнеса. Как работает и зарабатывает менеджер по продажам в автосалоне

Что нужно чтобы устроиться в автосалон консультантом

Покупка нового автомобиля у официального дилера должна быть похожа на легкую прогулку: клиент просто приходит в салон и покупает нужный авто. Менеджер автосалона — это представитель марки, который должен максимально качественно работать с клиентом, чтобы полностью удовлетворить все его потребности. В процессе покупки автомобиля менеджер обязан полностью контролировать все этапы, чтобы у клиента не возникало никаких проблем с приобретением нового автомобиля. Но всегда ли все происходит по такому оптимистичному сценарию?

Правило торговли гласит, что клиент всегда прав. На самом же деле это работает в зависимости от ситуации. Иногда клиент, пришедший в автосалон официального дилера за новым автомобилем, может столкнуться с изрядной долей непонимания со стороны менеджерского состава и огромным количеством подводных камней, которые могут сильно омрачить или вовсе испортить процесс покупки долгожданного автомобиля. Сегодня мы проведем экскурсию за кулисы автосалона, являющегося официальном дилером определенной марки. Мы расскажем о том, как работает автосалон, и чем порой обусловлено неадекватное или странное поведение сотрудников дилерского центра.

После того как я проработал менеджером по продажам автомобилей в двух разных автосалонах в течение четырех лет, мне найдется, что рассказать. Сначала это был небольшой дилерский центр, затем я устроился в один из самых крупных центров в Москве. Работа менеджера автосалона — сложное ремесло, особенно если менеджер планирует быть успешным. Успех бывает разным, но стоит признаться, что реалии нашей жизни таковы, что успех на работе исчисляется, в первую очередь, суммой заработной платы. Мы ходим на работу зарабатывать, а зарплата в продажах очень сильно связана с показателями этих самых продаж.
«Горячий» клиент

Автобизнес у нас в стране работает по принципу «здесь и сейчас». Я имею в виду, что любому автосалону выгодно продавать автомобили со своего склада при первом же приходе клиента — это приоритетная задача менеджера автосалона. Заказывать автомобиль по поставке для менеджеров — задача номер два, и только при условии, что первый вариант с клиентом не прошел. Заказ автомобиля для менеджера это всегда риск, так как за время поставки машины — в среднем от двух до шести месяцев — клиент может передумать. Причины отказа могут быть абсолютно разные:

— клиент выбрал другую машину;
— клиент нашел более выгодное предложение;
— клиент решил построить дачу;
— клиент пропил всю сумму и т.д.

Именно поэтому более выгодным и спокойным вариантом для менеджера является продажа автомобиля со склада: во-первых, автомобиль есть в наличии, а во-вторых, клиент сейчас «горячий», с ним можно «работать». Зарплату менеджер получает за выданные автомобили, а не за заказанные.

На практике это выглядит следующим образом. Клиент обращается в дилерский центр, излагает свои требования к автомобилю. Допустим, он хочет абстрактный автомобиль марки ХХХ, красного цвета, в кузове седан, с мотором объемом 1,6 л, механической коробкой передач, в средней комплектации, а на складе автосалона именно такого автомобиля нет. Грамотный менеджер никогда не скажет, что его нет, он предложит альтернативные варианты со склада дилерского центра. Менеджер (М) будет работать с клиентом (К), стараясь подвести его потребности под имеющиеся в наличии автомобили. Например, клиент хочет автомобиль красного цвета, а в автосалоне есть только белый.

К: Хочу красный автомобиль.
М: Сергей Петрович, а почему вы хотите красный автомобиль?
К: Это мой первый автомобиль. Я хочу яркий автомобиль, потому что, мне кажется, это более безопасно. Яркую машину быстрее замечают в потоке. Поэтому я хочу красный цвет.
М: Сергей Петрович, я понимаю ваше беспокойство о вашей безопасности, и хочу вас уверить, что белый цвет является самым ярким из всех цветов. Белый цвет отражает максимум света. Поэтому он самый заметный. И если вы купите автомобиль белого цвета, вы будете спокойны за свою безопасность, так как белый автомобиль виден издалека. Вы со мной согласны?
К: Да, давайте рассмотрим вариант белого цвета.

Это работает в 90% случаев, остальные 10% клиентов будут заказывать свой первоначальный вариант автомобиля или продолжат поиски нужного автомобиля в других дилерских центрах. Менеджер поработал с клиентом, менеджер продал автомобиль, менеджер получил зарплату, последовательность заработка очень простая. Это работа менеджера, и он должен ее делать, исходя, прежде всего, из своих интересов.
Неликвид

Еще один момент, составляющий структуру заработка: бонусы за продажи застоявшихся автомобилей. В автосалонах их называют неликвидом, «мамонтами» или «памятниками». Не секрет, что в любой автомобильной марке есть модели или модификации, которые очень плохо продаются. В дилерских центрах такие машины иногда встречаются, и для того, чтобы повысить желание менеджеров продавать такие машины, руководство устанавливает дополнительные бонусы за их продажу. Сумма бонуса обычно в три-четыре раза выше, чем обычная ставка за ходовой автомобиль. Поэтому не удивляйтесь, если вы спрашиваете у менеджера популярный кроссовер, а вам предлагают кабриолет оранжевого цвета предыдущего года выпуска по очень привлекательной цене. Застоявшийся автомобиль будет преподноситься клиенту как самая выгодная в мире покупка. В этот процесс продажи неликвидного автомобиля зачастую подключаются другие менеджеры и их руководитель. Менеджер делает свою работу, он продает ненужный автосалону автомобиль, он молодец.

Мой вам совет — избегать покупки застоявшихся автомобилей, но если все же очень хочется купить такой автомобиль, то рекомендую вам настоять на замене моторного масла или даже на проведении первого ТО за счет дилера. Также перед покупкой обязательно проверьте зарядку аккумулятора, возможно, потребуется подзарядка или замена (автомобиль мог стоять длительное время в шоуруме, и его постоянно разряжали и заряжали, аккумулятор от этого сильно страдал).
«Голый» автомобиль

Продажа «голого» автомобиля очень невыгодное мероприятие для автосалона. Заработок от этого невелик. Автосалону выгодно продавать автомобиль комплексно: с хорошим списком дополнительного оборудования, обязательно застрахованный (каско+ОСАГО), иногда в кредит, а еще лучше, если клиент сдаст свой предыдущий автомобиль в автосалон по системе трейд-ин. В случае такой продажи заработок автосалона сильно увеличивается. Менеджеры получают свою зарплату не только за продажу автомобилей, им начисляется процент за реализацию всех вышеперечисленных позиций.

Конечно же, у менеджеров есть планы по продажам: количество автомобилей в месяц, количество сделок по системе трейд-ин, количество проданных полисов каско и ОСАГО, количество дополнительного оборудования, иногда бывают планы по количеству кредитных сделок в определенном банке. Составление планов для руководства дилерских центров — фантазийное занятие.

Расскажу о своем опыте. Руководство дилерского центра ставит мне план продать 12 автомобилей в месяц, с суммарной доходностью со всех этих автомобилей в 360 000 рублей (или 30 000 рублей с каждого автомобиля). План по каско — восемь полисов. План по сделкам трейд-ин — три договора. План по продаже дополнительного оборудования— 420 000 рублей (что эквивалентно 35 000 рублей на один автомобиль). По условиям моего трудового соглашения, заработную плату мне заплатят, если я продам более половины плана от машин, то есть больше шести автомобилей. Это значит, что каждый автомобиль я стараюсь продать с нужной мне доходностью, с нужной мне суммой дополнительного оборудования, с полисом каско и трейд-ином, а чтобы получить зарплату, мне надо совершить минимум шесть таких сделок. Давайте для простоты исключим каско и трейд-ин, оставив лишь дополнительное оборудование и доходность с каждого автомобиля. Также условимся, что ситуация полностью вымышленная.

Итак, ко мне приходит клиент, хочет купить новый автомобиль. Я работаю с ним, выявляю его потребности, провожу его через все этапы продажи и подбираю ему подходящий автомобиль. Новая машина стоит 850 000 рублей. Рынок устроен так, что клиенты задают самый логичный вопрос о возможной скидке. Маржа на данном автомобиле составляет шесть процентов, что составляет 51 000 рублей. Этой суммой я могу распоряжаться, как угодно, то есть я могу сделать клиенту скидку на эту сумму, но я понимаю, что тогда я ничего не заработаю с этого автомобиля. Для меня важно, чтобы доходность на автомобиле составила 30 000 рублей (850 000 – 51 000 + 30 000 = 829 000 рублей). Таким образом, у меня в голове вырисовывается сумма в 829 000 рублей. Казалось бы, вот она — сумма, по которой я буду продавать автомобиль. Но мне нужно еще продать дополнительное оборудование на 35 000 рублей. Для себя я мысленно уже просчитал, как я буду продавать этот автомобиль, как преподнести это клиенту. Начинается торг. Я спрашиваю клиента, какая цена его устроит, какие подарки хотел бы он получить. Я веду клиента к автомобилю в шоуруме и показываю разные варианты дополнительного оборудования, а потом я как бы ухожу к руководителю согласовывать лучшую скидку для клиента. Вернувшись обратно, я говорю клиенту, что сейчас официальных скидок нет. Но я понимаю желание клиента купить автомобиль как можно выгоднее и предлагаю два варианта сделки:

1. Цена автомобиля составляет 851 000 рублей плюс покупатель получает подарки на сумму 10 000 рублей (пусть клиент в качестве подарка хочет сигнализацию). Выгода для клиента 10 000 рублей.

2. Цена автомобиля 864 000 плюс покупатель получает подарки на сумму 35 000 рублей (клиент в качестве подарка хочет сигнализацию). Но он также понимает, что ему нужны зимние шины, тонировка и защита двигателя. Клиент немного (13 000 рублей) доплачивает, при этом выгода для него составляет уже 21 000 рублей, и при этом он получает все необходимое.

В такой ситуации клиент попросит сделать скидку деньгами, так как он понимает, что дополнительное оборудование вне автосалона можно купить дешевле. Я говорю, что мы не можем давать скидки в денежных суммах (официальных скидок сейчас нет), у нас условия продажи каждого автомобиля проверяются представительством марки, и в случае необоснованного расхождения цены продажи и прайс-листа автосалону грозит штраф в размере двух стоимостей автомобиля. Клиент соглашается на предложение номер два. Это реально работает где-то в 50% случаев.

Ситуации, когда клиенты отказывались от покупки автомобиля, не сильно меня разочаровывали, так как я понимал, что при продаже «голого» автомобиля моя заработная плата пострадает больше, чем если я его не продам вовсе. Я, как менеджер, всегда старался навязывать условия покупки, которые были выгодны мне.

Но бывает и по-другому: менеджер может быть неопытным (или слабохарактерным) и не умеет заранее просчитывать условия выгодной продажи для себя. Такой менеджер может продать клиенту «голый» автомобиль с максимально возможной скидкой. Клиенту при посещении автосалона необходимо отгадать, какой менеджер алчный и успешный, а какого можно прогнуть на свои условия и купить автомобиль максимально выгодно. Как правило, менеджеры, которые легко идут на поводу клиента, это менеджеры-стажеры. Эти ребята еще не понимают, как «устроен автобизнес», им необходимо иметь «продажи ради продаж», вследствие чего стажеры готовы «сливать» автомобили клиенту на выгодных для последнего условиях. Другая сторона этой медали в том, что стажер может сильно «накосячить» в процессе покупки автомобиля из-за своей неопытности и незнания, и вариантов таких «косяков» может быть масса. Например, стажер может забыть вовремя выкупить ПТС или подготовить автомобиль к выдаче, стажер может назначить день выдачи на свой выходной и забыть про это, стажер может перепутать клиента с другим своим клиентом и на автомобиле окажется неверное дополнительное оборудование и так далее.

Приблизительный расчет заработной платы менеджера автосалона

Если продавать по шесть автомобилей в месяц с максимально возможными скидками и без каких-либо дополнительных услуг, я заработаю только оклад в размере 6 000 рублей. Если я буду зарабатывать на каждом автомобиле «обязательные» 30 000 рублей, то моя зарплата вырастет, но не намного, до суммы в 13 200 рублей. Если же я начну продавать дополнительное оборудование по 35 000 рублей на автомобиль, то моя зарплата более чем удвоится и будет равна сумме в 28 950 рублей. А вот если я начну продавать по 12 автомобилей в месяц с хорошей маржой и с хорошей суммой дополнительного оборудования, то моя зарплата выйдет на адекватный для Москвы уровень и будет равна 66 300 рублей. Добавив такие позиции, как каско, ОСАГО и трейд-ин, я положу в семейную копилку еще несколько тысяч рублей (общая сумма 74 400 рублей). А если я захочу заработать больше, то мне придется продавать автомобили без скидок (в последней строке зарплата рассчитана из расчета заработка с каждого автомобиля в размере 50 000 рублей). Только тогда получится очень достойная сумма в 93 600 рублей. Расчеты, конечно же, все примерные, я не учитывал бонусные позиции, но общий смысл формирования заработной платы менеджера понять можно.

В случаях, когда рынок готов поглощать автомобили массово, руководство дилерских центров вполне может немножко «обнаглеть» и придумать свои условия продажи автомобилей. Я помню ситуацию, когда на только что дебютировавший на российском рынке японский кроссовер цены были завышены на 80 000 рублей (на автомобили в наличии). Если клиент хотел купить машину по прайс-листу, ему предлагалось заказать автомобиль и ждать примерно полгода. У конкурентов нашего дилерского центра на продажу этого кроссовера были похожие предложения. Но даже по завышенной цене продавались эти автомобили очень хорошо, клиенты были готовы переплачивать. Такие ситуации встречаются достаточно часто, особенно с новинками или бестселлерами продаж. Руководство дилерских центров может банально увеличить цену, может обязать клиента купить дополнительное оборудование на большую сумму, может «впарить» дорогую страховку. Жаловаться в представительство автомобильной марки по подобным поводам — бесполезно. Дилер всегда придумает, как себя оправдать.
ПТС — как много в этом звуке…

Имея за плечами четыре года работы у официальных дилеров, я бы разделил их на две категории: крупные — их все знают, они продают много марок, и мелкие — небольшой автосалон, как правило, «мономарка». Крупные дилеры имеют в своем обороте большие суммы денег, у них почти всегда есть в наличии ПТС (паспорт транспортного средства) на все складские автомобили. А вот если дилер маленький, то денег у него немного, и ПТС, скорее всего, в наличии не окажется. Клиенту придется вносить предоплату и ждать некоторое время (обычно это один-два рабочих дня).

В таком случае вас может подстерегать такая неприятность: клиент хочет купить автомобиль, нужная машина есть на складе дилерского центра, но ПТС отсутствует. Менеджер объясняет, что если оплатить полностью автомобиль, то ПТС выкупят завтра и к вечеру уже можно будет ездить на новом автомобиле. Клиент оплачивает всю сумму. Менеджер объясняет ситуацию в бухгалтерии, и бухгалтер обещает выкупить ПТС на этот автомобиль на следующий день. Но на следующий день этими деньгами бухгалтерия закрывает, например, другие долги автосалона, накопленные ранее. «Крайним» в глазах клиента окажется менеджер. Но выхода у клиента другого нет, и он, скорее всего, будет ждать. Сроки могут быть разными. На моей памяти самое большое время ожидания было около десяти дней.

Бывают и приятные исключения — и у маленького дилера может оказаться ПТС в наличии. Что это может означать? Либо невинную ситуацию, когда ПТС был выкуплен у представительства по ошибке, либо же ПТС был подготовлен под продажу клиенту, который в последний момент отказался от автомобиля.

Будьте внимательны к «отказным» автомобилям

Почему происходит отказ? Как правило, по негативной причине: машина на выдаче оказалась со значительными дефектами (царапины, вмятины и так далее). Если небольшой дилер предлагает вам автомобиль с ПТС в наличии, тщательно осмотрите его перед покупкой.
План дилеров перед представительствами и возможная выгода клиента

Источник

Как устроиться в автосалон?

Любой ориентированный на успех человек мечтает о престижной профессии, сулящей ему стабильный доход и уважение в обществе. К разряду таковых относится работа в автосалоне, которая дарует своему обладателю возможность прикоснуться к манящему миру роскоши и скорости. Однако соискатель прибыльной должности обязан понимать, что презентация транспортных средств – это целое искусство, овладеть которым способен далеко не каждый. Впрочем, данное рыночное направление включает в себя ряд альтернативных, более доступных современной молодежи вакансий. В помощь целеустремленным соискателям приведем ответ на вопрос, как устроиться в автосалон.

Специфика профессии менеджера по продажам

Одетые с иголочки симпатичные девушки и молодые люди, находящиеся в окружении новых сияющих автомобилей внутри освещенного дворца из стекла и металла. Всегда улыбчивы, приветливы и доброжелательны. Именно такая картинка всплывает в голове большинства людей при упоминании автосалона. Однако за этим, на первый взгляд, нереальным миром скрывается не самая радужная действительность. Ведь продажа транспортных средств – далеко не сказочная работа, высасывающая из сотрудника всю жизненную энергию. Ежедневный поток людей с самыми разнообразными вкусами и требованиями, постоянные телефонные звонки в любое время суток, бдительный контроль над исполнением обязанностей подчиненных, ведение отчетов и документации, выполнение плана продаж – такова суровая реальность профессии менеджера в автосалоне. Каждое неверное движение чревато не только недовольством клиента, но и выговорами, предупреждениями, внушительными штрафами.

С другой стороны, выполнение столь серьезных требований должно компенсироваться выплатой высоких гонораров. Но, увы, так бывает далеко не всегда. В период «золотого» бума авторынка, пришедшегося на 2007-2008 года, менеджеры по продажам зарабатывали очень неплохие деньги. Немудрено, ведь за транспортными средствами выстраивались нешуточные очереди, а прибыль сотрудников порой переваливала за стотысячный рубеж. Но славные времена миновали, и им на смену пришел суровый период, именуемый мировым финансовым кризисом. Следствием подобных перемен стало обрушение автомобильного российского рынка. Постепенно продажи восстановились, но о былых показателях речи уже не идет. На сегодняшний день наши соотечественники весьма неохотно совершают крупные траты. Конечно, это не может не отражаться на уровне заработной платы менеджеров автосалона.

Из чего же складывается прибыль сотрудников? Очевидно, что ее размер напрямую зависит от количества реализованных машин. Хотя у менеджеров все-таки есть фиксированный оклад, но прожить на 10-15 тысяч в месяц сегодня попросту нереально. Кроме того, некоторые салоны выплачивают своим сотрудникам только проценты от продаж. Вот и приходится менеджерам «крутиться», зарабатывая себе на хлеб. С каждого реализованного автомобиля сотруднику начисляется бонус в зависимости от стоимости модели. За продажу машины, которая стоит в салоне уже несколько месяцев или даже лет, положена отдельная премия. Также в некоторых салонах предусмотрены и другие стимулирующие факторы за реализацию определенных позиций, активное выполнение годового плана и т. д.

Что нужно чтобы устроиться в автосалон консультантом

Еще одной немаловажной составляющей дохода менеджера является продажа дополнительного оборудования. Ведь дилерские центры получают основную прибыль именно с реализации сервисных работ и различных комплектующих. То есть с каждого заказа-наряда сотруднику достается порядка 5-10 %. Так что настойчивые предложения установить сигнализацию, защиту картера, зимнюю резину, коврики или тонировку порой приносят очень неплохие результаты. Задача сотрудника – убедить клиента, что это нужно сделать именно здесь и сейчас. Еще небольшой процент начисляется за оформление договоров на страховку, взятие кредита, постановку на учет через автосалон и т. д. Тонкости последней процедуры нашли свое отражение в видеоматериале:

В целом при нынешней ситуации на российском рынке каждый очередной месяц работы для менеджера – сродни лотерее. Конечно, любой человек стремится поднять коэффициент выигрыша всеми возможными способами, порой буквально «вгрызаясь» в кошелек покупателя. Но такие внешние факторы, как экономическая ситуация в стране, уровень доходов населения, государственная поддержка, ценообразовательная политика производителей транспортных средств и кредитная активность банков, оказывают на уровень продаж куда большее влияние, чем старания конкретного продавца. Невзирая на все вышеперечисленные нюансы, средний заработок менеджеров в автосалоне является весьма неплохим и составляет порядка 50-70 тысяч рублей в месяц.

Требования к кандидатам

Соискателям, желающим устроиться на работу в автосалон, стоит ознакомиться с основными критериями отбора сотрудников. При рассмотрении заявок на получение вакансии менеджера предпочтение отдается людям с опытом работы в сфере продаж. Наличие профильного образования также выступает дополнительным плюсом. Речь в данном случае идет об автомобильном вузе или техникуме. Впрочем, выпускник института торговли имеет не меньше шансов устроиться на работу.

Хотя людей без опыта принимают на должность менеджера крайне редко, но надежда все же есть. Новичку придется пройти неоплачиваемую стажировку, срок которой составляет порядка двух недель. На это время он будет прикреплен к опытному менеджеру. В первую очередь стажеру предстоит досконально изучать ассортимент салона и характеристики представленных в нем автомобилей. По прошествии двух недель соискатель сдает экзамен и пытается продать свой первый автомобиль. В зависимости от результатов проверки кандидат либо принимается в штат, либо получает отказ.

Среди прочих требований к претендентам на престижную должность стоит выделить презентабельную внешность и ухоженный внешний вид. Ведь менеджер является лицом автосалона. Он встречает клиента в дверях, сопровождает его на всех этапах покупки, а порой даже становится персональным консультантом на весь период эксплуатации транспортного средства. Именно поэтому в большинстве автосалонов вводится строгий дресс-код, соответствовать которому необходимо уже при собеседовании.

Умение общаться с людьми и отсутствие речевых дефектов также важны при трудоустройстве. В идеале менеджер салона должен владеть 1 С бухгалтерией, офисными программами и иностранными языками. Последний навык пригодится при общении с зарубежными представительствами автоконцернов. Высокая скорость печати и знание основ телефонного этикета станут дополнительными преимуществами. Но это скорее пожелания, чем требования. К обязательным условиям, упоминаемым практически во всех объявлениях о наборе сотрудников, относятся стрессоустойчивость и наличие познаний в области психологии.

Должность менеджера подразумевает под собой постоянное общение с людьми, каждый из которых обладает собственным восприятием мира и жизненной позицией. Пришедшие в салон клиенты нередко выплескивают накопившийся за день негатив на продавцов, от грамотного поведения которых зависит успех сделки. Вот здесь-то сотруднику и пригодится знание психологии. Кроме того, проблемы, связанные с заказанным или приобретенным автомобилем, также ложатся на плечи менеджера. Все жалобы недовольных покупателей проходят через клиентский отдел и поступают к руководству автосалона, перед которым предстоит отчитываться. Добавив сюда ненормированный график и необходимость соблюдения строжайших внутрикорпоративных правил, можно получить весьма безрадостную картину. В связи с этим стрессоустойчивость является обязательным критерием отбора кандидатов.

Прочие вакансии автосалона

Задаваясь вопросом, как устроиться в автосалон без опыта, вовсе не обязательно метить на должность менеджера, которая по зубам далеко не каждому. Предприятия данной специализации периодически открывают самые разнообразные вакансии, не подразумевающие под собой наличие особых навыков и богатого опыта. Остановимся на них более подробно:

Кроме того, автосалоны открывают и ряд других вакансий. К их числу относятся должности мойщика машин, парковщика, продавцов и официантов при кафе, расположенном на территории шоу-рума. Техническому центру зачастую требуются электрики и слесари с опытом работы по специальности. Как правило, для всех без исключения позиций устанавливается испытательный срок.

Так как устроиться на работу в автосалон мечтают многие, вопрос поиска подобных вакансий является более чем актуальным. Конечно, просмотр газетных и интернет-объявлений может привести к желаемому результату, но вероятность успеха невелика. Куда лучше заглянуть на сайт автосалона и отыскать на нем раздел «Вакансии». Поскольку предприятия данного типа не страдают от текучки кадров, менеджеры по персоналу обычно не утруждают себя размещением объявлений на различных ресурсах. Кроме того, на фасаде новых салонов можно обнаружить перетяжки, информирующие о наборе сотрудников. Кандидату нужно лишь позвонить по указанному номеру, оставить свою заявку и дождаться ответа на нее. При этом важно учитывать, что открытие магазина может затянуться на достаточно длительный срок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *