Что нужно чтобы торговать на улице едой
Уличная торговля: нужно ли разрешение, онлайн‑касса и регистрация?
В России запрещена стихийная торговля. Нельзя просто так выйти на проходную улицу, поставить табуретку и продавать товар. Хотя в своём городе вы наверняка видели и такое. В этой статье расскажем, как оформить точку в городской администрации и не нарваться на штрафы.
🥴 К сожалению, получить желаемое место на улице непросто, а иногда совсем невозможно. Это настоящий квест для упорных. Когда мы готовили материал, сами удивились, как много административных барьеров и сколько грозит штрафов. Но благодаря жёсткому закону на улицах порядок.
Где написано, что нельзя свободно торговать на улице, и какой штраф
Любое место на улице кому-то принадлежит: самому городу или коммерческой организации — магазину, торговому центру, рынку, хостелу.
У коммерческих организаций место под точку берут в субаренду. Как правило, это небольшой участок рядом с крыльцом. Например, у входа в хостел размещают прокат велосипедов. Для этого договариваются с владельцем об оплате и подписывают договор. Тут дело договорённости двух предпринимателей. То же самое делают, чтобы получить место на рынке.
Но большинство привлекательных мест на улице принадлежит муниципалитету. Это набережные, центральные улицы и парки. Свободная торговля в таких местах запрещена. К примеру, для Москвы это прописано в ст. 4 Закона от 09.12.1998 № 29.
Чтобы законно торговать на улице, договариваются с местной администрацией. Вариантов два по ст. 10 и 11 381-ФЗ:
— Арендовать место под нестационарный торговый объект в специально отведённом месте. Так можно поставить палатку или лоток на длительный срок;
— Выкупить место на ярмарке. Это формат торговли от случая к случаю, потому что ярмарки работают непостоянно и тоже в строго отведённых местах.
Городские власти борются со стихийной торговлей. Полиция и чиновники из администрации устраивают рейды и проверяют точки по жалобам людей. Если поймают, выпишут штраф — размер прописан в местном законе об административных правонарушениях. В Москве штраф за торговлю в неположенном месте — от 2500 до 500 000 ₽ по ст. 11.13 КоАП Москвы. Вот реальные примеры:
Предприниматель оказывал услуги мобильного шиномонтажа из своего автомобиля. Об этом узнали чиновники из районной управы и оштрафовали на 2500 ₽ — дело № А40-95352/2019.
Предприниматель продавал кофе из машины. К нему пришли полицейские и выписали штраф 2500 ₽ — дело № 7-1533/2018.
Женщина торговала одеждой в подземном переходе метро. Её поймал полицейский патруль и оштрафовал на 5000 ₽ — дело № 7-14728/2019.
Чтобы торговать на улице, надо зарегистрировать бизнес. Онлайн-касса нужна не всем
До обращения в администрацию надо легализоваться.
Зарегистрировать бизнес
Торговля приносит доход, с которого надо платить налог. Поэтому до начала работы надо зарегистрироваться в налоговой. Варианты следующие:
Открыть ИП. Вариант с ИП подойдёт, если перепродавать товары, заниматься прокатом вещей или оказывать услуги. Ещё, если в планах, — нанять продавца. ИП платит налоги по упрощенной системе налогообложения или покупает патент. Плюс к этому платит за себя и сотрудников взносы в Пенсионный фонд.
Открыть ООО. Обычно ООО открывают для ведения бизнеса с партнёрами, а полученные доходы делят. Компании работают на общей или упрощённой системе налогообложения, платят взносы за сотрудников и ведут бухучёт.
Зарегистрироваться как самозанятый через мобильное приложение «Мой налог». Это самый простой и быстрый способ легализовать бизнес. Самозанятые платят 4-6% от выручки, не ведут бухгалтерию и не сдают отчеты. Подходит, только если продавать товары собственного производства и не нанимать сотрудников.
За предпринимательство без регистрации штрафуют на сумму от 500 до 2000 ₽ по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ. Если всё вскроется, этот штраф добавят к штрафу за стихийную торговлю.
Иногда торговать на уличной ярмарке можно без оформления бизнеса, просто как физлицо. Этот момент надо уточнять у организаторов.
Уведомить Роспотребнадзор, если нужно
Если планируете торговать в розницу, готовить еду или ваша деятельность на улице связана со спортом, нужно отправить уведомление в Роспотребнадзор о начале деятельности. Так сказано в Постановлении Правительства от 16.07.2009г. № 584.
Уведомление относят лично в территориальный отдел своего города, направляют почтой или подают через МФЦ.
Если не подать уведомление, оштрафуют на сумму до 20 000 ₽ по ст. 19.7.5-1 КоАП РФ.
Разобраться с онлайн-кассой
В большинстве случаев уличные торговцы освобождены от онлайн-касс по ст. 2 54-ФЗ. Можно работать без кассы, когда:
— торгуете с лотков, тележек или в вагонах пассажирских поездов;
— торгуете на рынках вне крытых помещений непродовольственными товарами, кроме товаров из этого перечня — там есть одежда, изделия из резины и пластмассы и спортивные товары;
— торгуете мороженым или напитками через киоск без торгового зала;
— ремонтируете обувь или делаете ключи;
— зарегистрированы как самозанятый.
При продаже товаров собственного производства (и оказании услуг) для ИП без сотрудников действовала отсрочка до 1 июля 2021 года.
Подключить и зарегистрировать кассу поможет Контур.ОФД — сервис для передачи чеков в налоговую.
За работу без кассы можно получить штраф, который посчитают от неучтенной выручки по п. 2. ст. 14.5 КоАП РФ.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Как заключить договор с администрацией на размещение уличной торговой точки
Уличная точка на языке закона называется «нестационарный торговый объект» или НТО. Это те самые киоски, тележки, палатки, лотки, прицепы, автомагазины и прилавки.
В каждом городе местные власти утверждают схему размещения нестационарных торговых объектов. Схему разрабатывают так, чтобы торговые точки распределялись по городу равномерно, не мешали транспорту и пешеходам и не портили облик города. Не менее 60 % точек должны отдавать малому и среднему бизнесу. Схему выкладывают в общий доступ в интернете. Например, так выглядит схема НТО Центрального округа Москвы.
Чтобы получить место в схеме НТО, предприниматель участвует в аукционе в электронной форме. Узнать, какие места в городе свободны и выставлены на аукцион можно в местной администрации. Отдел, который занимается НТО, в каждом городе называется по-разному. Например, в Москве это Департамент по конкурентной политике. В Перми — Департамент экономики и промышленной политики. Еще список НТО, выставленных на аукцион, публикуют на сайтах администрации. Такой список аукционов есть в Москве.
Для участия в аукционе предприниматель подаёт заявку, платит задаток и отправляет в администрацию документы. Форму заявки и точный список нужно узнавать у них же.
Если предприниматель выиграл конкурс, с ним заключают договор на размещение нестационарного торгового объекта и выдают свидетельство о размещении нестационарного торгового объекта. Свидетельство — это тот самый документ, который подтверждает законность торговли на уличной точке. Его в случае проблем показывают полиции.
Если желаемого места нет в городской схеме, предприниматель подаёт заявление о включении в неё нового места для НТО. Администрация его рассматривает. Если новая точка безопасна и не нарушает градостроительные нормы, ее включат в схему. А с предпринимателем заключат договор. Но такое получается не всегда.
На какой срок разрешат разместить точку, зависит от вида товара или услуги, которые продаёт предприниматель. Обычно предельный срок — 5 лет, но для мелкой розницы он часто меньше. Если это сезонный товар, договор заключают на соответствующие месяцы. Например, в Москве точку под овощи, фрукты и мороженое дадут на период с 1 мая по 1 октября. На новогодние ёлки — с 20 по 31 декабря. Для остальных товаров — на год. Так сказано в п. 6 Постановления Правительства Москвы от 03.02.2011 № 26-ПП.
Как заключить договор на участие в ярмарке
Чтобы упорядочить мелкорозничную торговлю, городские власти проводят ярмарки. Они бывают платные и бесплатные. Часто организаторы разрешают торговать на ярмарках даже физическим лицам без регистрации бизнеса.
План ярмарок на год публикуют на сайте администрации. Предприниматель заранее подаёт заявку и получает место. Организатор заключает договор на участие в ярмарке. Скорее всего, от участника попросят сертификаты качества на товар, а если планируется торговля едой — медкнижки.
В Москве ярмарки организует ГБУ «Московские ярмарки». Конечно, во время пандемии их работу прекратили, но планируют возобновить во II квартале 2021 года. На этом сайте должно появиться расписание.
Найти план ярмарок своего города можно в поисковике по запросу «план ярмарок на 2021 год» + город.
Статья актуальна на 03.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Разрешение на торговлю и торговый реестр
Читатель Сергей В. спрашивает:
Слышал, что для продуктового магазина нужно получить какое-то специальное разрешение, то ли на торговлю, то ли еще что-то — не разобрался до конца и решил спросить у ваших экспертов. Можете рассказать об этом что-то? Что это за разрешение, где получать? Я из Питера.
Нужно разрешение на торговлю. Его выдают местные власти
Сергей, вам нужно получить разрешение на торговлю. Это народное название свидетельства о внесении в общий торговый реестр, его еще называют свидетельством о постановке на учет. Разрешение на торговлю нужно, если открываете:
За торговый реестр отвечают местные власти — администрации городов, поселков и округов. Они же выдают свидетельство.
За разрешение на торговлю не нужно платить
Получить разрешение на торговлю можно через местную администрацию, МФЦ или Госуслуги. В некоторых регионах — только через администрацию. Еще в каждой области это разрешение называют по-разному, как и сам торговый реестр. Чтобы не запутаться, лучше позвонить на горячую линию администрации и уточнить — телефон можно найти на официальном сайте.
Список документов тоже меняется от региона к региону, но обычно смотрят на приказ Минпромторга и просят:
Образец заявления установил Минпромторг в своем приказе, но, не поверите, каждом регионе он тоже свой, поэтому проще пойти в МФЦ, взять там бланк и там же заполнить. Вот такое заявление подают предприниматели в Брянской области:
Сроки внесения в реестр и выдачи разрешения везде разные, но обычно до 30 дней. Платить за это не нужно.
Сергей, если открываете магазин в Санкт-Петербурге, вам нужно:
В Петербурге разрешение на торговлю делают максимум 19 дней. Когда оно будет готово, нужно снова прийти в МФЦ и забрать уведомление о внесении сведений в торговый реестр. Также в Санкт-Петербурге заявление можно подать заранее через портал Госуслуг.
В Москве заявление и документы относят в управу по своему району, в других городах — в МФЦ или в один из комитетов при администрации.
Разрешение на торговлю дают на срок, который указан в договоре аренды. Максимум — до трех лет.
Отдельное разрешение для уличной торговли
Если торговля нестационарная, на ярмарках, базарах, в киосках и павильонах, требуется другое разрешение — на размещение нестационарных объектов. Такое разрешение выдает местная администрация.
Чтобы получить разрешение, потребуются те же документы, но без договора аренды. Форма заявления в каждом регионе своя — посмотреть можно на сайте Госуслуг или спросить в МФЦ. Вот такое заявление подают в Смоленской области:
Действует разрешение на нестационарную торговлю от месяца до года — зависит от типа торговли. Елочному базару разрешение дадут на месяц, а сезонной ярмарке — на семь месяцев.
И лицензию не забудьте
Лицензия нужна, если планируете продавать крепкий алкоголь: водку, коньяк, вино. Для пива и пивных напитков лицензия не нужна. Чтобы получить лицензию, надо обратиться в лицензирующий орган своего региона. Обо всём этом мы написали отдельную статью.
Как устроен рынок уличной еды в России
К рынку уличной еды относится только продажа еды с лотков, передвижных и стационарных палаток, автофургончиков. Доставка и хот-доги навынос из кафе уже не считаются. Поэтому поговорим о шаурме.
Рынок уличной еды в России слабо развит из-за климата
Главная черта уличной еды — не нужно никуда заходить и ждать. Уличную еду человек покупает, не замедляя хода, и бежит дальше по своим делам.
Из-за климата рынок уличной еды в России не особенно развит. Одно дело Бангкок, где круглый год жара, и каждую ночь на улицах появляются тысячи лотков, с которых люди покупают еду и едят на улицах. Там культ уличной еды.
В Европе тоже немало знаковых блюд, например во Франции жареные каштаны; в Германии сосиски всех видов: классические, тонкие, толстые, с соусом карри; в Голландии фирменная селедка.
Другое дело Россия, где девять месяцев в году зима. У нас пик лоточной торговли приходится на лето: вареная кукуруза, мороженое, беляши и пирожки — это и есть уличная еда. Например, в Рязани возле больницы стоит палатка с непонятными пирожками — вот она круглый год работает. Возле университета то же самое.
У нас история с лотками не преобразуется в красивые, уютные вагончики с чебуреками или беляшами, они просто исчезают.
Люди перестают есть пирожки на улице, они перешли на фастфуд формата Макдональдса и KFC. На ходу пока еще едят шаурму. Шаурма — восточное блюдо, но ее можно признать главной уличной едой России.
Особенность российского рынка — разнообразие. У нас продают блюда итальянской, мексиканской, вьетнамской, китайской, японской и всех остальных кухонь. Чтобы попробовать все кухни мира, приезжайте в Москву. В Азии и Европе такого нет. Например, в Сеуле можно найти только их местную еду: безумную нечисть, обжаренную со специями, странные сладости с бобами и никаких хот-догов.
Сложно сказать, сколько в России точек с уличной едой. Можно взять примерную статистику по ОКВЭД, для рынка уличной еды подходят коды:
56.10.2 — приготовление, продажа пищи, готовой к непосредственному употреблению на месте, с транспортных средств или передвижных лавок;
56.10.23 — приготовление и продажа мороженого из вагончиков и палаток;
56.10.24 — приготовление пищи в рыночных киосках и торговых палатках;
56.10.22 — приготовление и продажа готовой пищи с передвижных продовольственных лавок;
56.29 — деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания.
Если смотреть по компаниям с основным кодом деятельности из этого списка, уличной едой занимаются 292 компании. Из них 54 зарегистрированы в Москве и 40 в Петербурге. Получается, 32% рынка сконцентрировано в этих двух городах.
В Москве и Петербурге часто проводят гастрономические фестивали уличной еды, но вряд ли этот рынок в России когда-нибудь будет похож на рынок Азии или Европы. Из-за климата у нас активнее развивается направление гастрономических пространств.
Секрет успеха — вкус и правильное место. Других секретов нет
Уличная еда — товар импульсного спроса. Потребитель уличной еды не готов рассиживаться в кафе, но готов на ходу что-то схватить, съесть и побежать дальше. И еще обычно у него нет возможности поесть дома.
Есть две схемы, по которым работает импульсный спрос на уличную еду:
Место. Из-за импульсного спроса вставать с уличной едой нужно на места с хорошим потоком. Здесь важно учитывать, что будете продавать. Шаурму чаще покупают студенты, пирожки — люди постарше, но всё это условно, конечно, и на практике аудитория сильно размыта. Вставать с точкой можно на любое место, где проходят голодные люди: рядом с университетами, колледжами, вокзалами, больницами, в парках и на пляжах.
Но это редкость, за уличной едой люди специально не поедут.
Вкус. Люди обычно ходят по одним и тем же маршрутам: из дома на работу, с работы в спортзал. И если они съели что-то невкусное по пути, второй раз они не станут это покупать, а если же им понравилось, они могут регулярно заходить и покупать еще.
Средняя чистая прибыль — 15% с оборота
У ресторана новиковского уровня или шаурмячной у дома одинаковые пропорции прибыли и расходов:
30% — себестоимость блюд;
55% — налоги, аренда, коммунальные платежи, зарплаты сотрудникам, маркетинг, ремонт оборудования и прочие расходы;
15% — чистая прибыль.
Например, шаурма стоит 150 рублей, из них 45 рублей уходит на блюдо, тартар из лосося стоит в ресторане 1500 рублей — значит, на блюдо тратится около 450 рублей.
В общепите с оборота 1 млн рублей получается 150 000 рублей чистой прибыли. И неважно, какой формат у заведения: шаурмячная на вокзале, ресторан с посадкой или лоток с хот-догами.
Себестоимость шаурмы
Если шаурма стоит 139 рублей, на ингредиенты уходит 30% от этой суммы, в деньгах — 42,5 рубля. Не считаем аренду, зарплату сотрудникам и налоги — только себестоимость ингредиентов.
Ингредиент
Выход
Микс из двух соусов
40 граммов, по 20 граммов каждый соус
10 граммов, или 6 кружков
90 граммов готовой или 150 граммов сырой
Итого
350 граммов
42,5 ₽
В «Шаурмании» лаваши с небольшого московского заводика. Когда я езжу в Москву и сама их привожу, лаваши обходятся мне по 3,5 рубля, а через оптовика с доставкой — 5 рублей за штуку. Оптовик закупает лаваш на том же заводе, но доставляет в Рязань и здесь развозит по точкам — это называется фуд-логистикой. Контракты с фуд-логистами стоит заключать, если закупаетесь большими объемами: не килограмм сыра, а хотя бы десять килограммов в неделю.
Владельцы маленьких точек сами ездят на рынки, оптовые базы и в «Метро», потому им не хватает объема закупок. Мы тысячами заказываем лаваши, за неделю уходит около 150 кг курятины на одну точку — такие объемы уже требуют прямых контрактов с поставщиками.
385 000 рублей хватит, чтобы открыть ларек с шаурмой
Если хотите поставить киоск на века, хватит полумиллиона рублей. Сколько уйдет денег, зависит от того, брать новый киоск или с рук:
Затраты для киоска с едой
Сумма
Два прижимных гриля
Передняя охлаждаемая витрина
Касса и фискальник
Слайсеры (для нарезки овощей ломтиками)
Форма для персонала, 10 комплектов
Первая закупка продуктов
Логистика и монтаж
Итого
500 000 ₽, если покупать новый киоск
385 000 ₽, если взять киоск с рук
Оборудование обойдется дешевле, если купить с рук или найти фирмы попроще. Еще можно первое время поработать с одним грилем или без фритюрницы.
Нормальные затраты для киоска с уличной едой — полмиллиона рублей, но, если не знаешь отрасль, можно потратить и пять. Мои друзья рассказывали, как человек из отрасли, где всегда работают с крупными контрактами, решил заняться уличной едой и потратил несколько миллионов. Ему это казалось нормальным. Но точка уличной еды с затратами на старт в пять миллионов рублей никогда не отобьется, только если это не новиковский «Фарш» на Никольской.
Точка уличной еды с затратами на старт в пять миллионов рублей никогда не отобьется
Вообще, чтобы зайти на рынок уличной еды, не нужно много денег. Например, мы вставали с кесадильями и лимонадом на городском мероприятии, расходы были такими:
Расход
Сумма
Два пластиковых стола
0 ₽, взяли бесплатно у друзей
0 ₽, взяла бесплатно из дома. В Икее скатерть можно купить за 999 рублей.
Лимонадник из Икеи
Итого
15 000 ₽
Для старта на городских мероприятиях 15 000—20 000 рублей вполне достаточно.
Владельцы точек нередко сами стоят за прилавком
Сколько бы я ни общалась со своими коллегами-предпринимателями, все говорят, что найти сотрудников тяжело. Повар-шаурмист, продавец мороженого или вареной кукурузы — не самая высокооплачиваемая работа. Вот например, зарплаты поваров-шаурмистов на Хедхантере:
Город
Зарплата в вакансии
На рынке уличной еды многие работают сами на себя. Например, в Москве есть «Инжир»: ребята делают необычные тортики — на миндальном корже, с муссом из клубники, базилика и творога — и продают их на Даниловском рынке.
Тортики на продажу делают вместе — муж и жена. Жена долго стояла за прилавком беременной, потом ребенок вместе с ней сидел в слинге. Сейчас там девушка-продавщица, и из-за этого теряется магия семейной уникальной истории. Так же вкусно, но уже не то.
Куда ходят в туалет сотрудники киосков
У нас в Рязани скоро появятся точки, где не будет подвода воды. Я понимаю, что все шаурмичные так работают, но для меня это дико, и я пока не понимаю, как общепит будет работать без воды.
Как-то я зашла в палатку и спросила, где они берут воду. Мне показали умывальник, как на дачах: сверху заливаешь воду в бак, а снизу она льется. Оказалось, они набирают воду в какой-то квартире в жилом доме возле палатки. Договорились и ходят несколько раз в день с баклажкой воды. А использованную воду сливают в ближайшую сточную дыру в асфальте.
Набирают воду в какой-то квартире в жилом доме возле палатки
Еще спрашивала в точке покруче. Им воду привозят в больших технических бочках, такие синие, с надписью «Вода» на боку. Сливают тоже в стоковую дыру в асфальте. В «Кофе-лайке» в торговом центре то же самое: раковина, как на даче, но выглядит чуть цивилизованней. Там под полочкой стоит одна канистра с водой, маленький насос и вторая канистра, куда это всё выливается. Сотрудник наливает чистую воду и сливает грязную в туалете торгового центра.
Насчет туалета для сотрудников владельцы точки обычно договариваются с ближайшим торговым центром, магазином, заправкой или квартирой в доме рядом с точкой.
Не хватает нормальных точек с уличной едой
Российскому рынку не хватает нормальных точек с уличной едой, чтобы люди были уверены: здесь нет никакой антисанитарии. Еще не хватает сервиса: клиенты хотят видеть за прилавком улыбающихся людей, а видят уставших и недовольных.
Уличная еда — это не про сверхприбыли: 15% от оборота — не огромные деньги, тем более обороты не в миллионах, а хорошо бы в одном миллионе. Поэтому не стоит заниматься этим, если по-настоящему не болеешь едой. Если нет классного продукта и понимания, что делать и для кого.
Владелец точки с уличной едой, как любой предприниматель, должен разбираться во всём сразу, например знать, как починить гриль или что добавить в рецепт, чтобы стало вкуснее.
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
Сезонная торговля: как работать без штрафов
Каждое лето вокруг нас вырастает огромное количество разных лотков с мороженым, прокатом велосипедов и роликов, батуты и прочие радости жизни. Зимой появляется пиротехника, прокат карнавальных костюмов, Дед Мороз со Снегурочкой. Все это — сезонный бизнес, который ничуть не отличается от бизнеса, который функционирует круглый год с точки зрения его организации и законности. Давайте сегодня разбираться как быть тем, кто работает от сезона к сезону, и что им нужно для работы по всем правилам.
Как зарегистрировать сезонный бизнес
На самом деле так же, как и не сезонный. Определиться с организационно-правовой формой и подать заявление на регистрацию. Для сезонного бизнеса чаще подходят более простые формы:
Где можно осуществлять сезонную торговлю
Стихийная торговля в Российской Федерации запрещена, поэтому собираясь вести сезонную деятельность нужно убедиться, что вы не нарушаете ни чьи права. Как это сделать:
В Москве штраф за торговлю в неположенном месте — от 2 500 до 500 000 руб. по ст. 11.13 КоАП Москвы.
К тому же, если вы планируете продавать в розницу, готовить еду или ваш сезонный бизнес связан со спортивной деятельностью, то нужно отправить уведомление в Роспотребнадзор о начале деятельности. Так указано в Постановлении Правительства от 16.07.2009 № 584.
Для торговли нужна касса
Если вы планируете использовать и безналичный расчет (т. е. оплату картами, Apple Pay, Google Pay и т. п.), тогда выбирайте или кассу, в которую уже встроен эквайринг или дополнительно установите обычный эквайринговый терминал. Безналичная оплата пользуется невероятной популярностью, поэтому должна быть возможность принимать как наличные, так и безналичные платежи.
Терминалы и решения для онлайн-касс от Калуга Астрал.
Электронная подпись тоже нужна?
Электронная цифровая подпись заменяет обычную подпись. Многие предприниматели используют электронный документооборот при котором ЭЦП просто необходима.
Новый сервис электронного документооборота от Астрал.ЭДО.
В сезонной торговле вам тоже не обойтись без ЭЦП. Как минимум, чтобы зарегистрировать онлайн-кассу вам понадобиться цифровой аналог вашей подписи.
ЭЦП нужна для работы с маркированными товарами, например, мороженым. Ведь обмен документами при маркировке происходит в электронном виде.
Директор или предприниматель может получить ЭЦП в ФНС, бесплатно.
Если вам нужно несколько подписей — для сотрудников, то им придется получать их в специальных удостоверяющих центрах. Обратите внимание, что хоть сама ЭЦП в ФНС выдается бесплатно, однако чтобы ее получить, нужно прийти со своим носителем. Приобретать носитель нужно самостоятельно. Обычная флешка для этой цели не подойдет! ФНС РФ исключила возможность записи квалифицированного сертификата на обычный флеш-накопитель.
Купить электронную цифровую подпись Астрал-ЭТ от 900 руб.
Маркировка и прослеживание
С 1 июля начала работать система прослеживаемости товаров. Если вы решили заниматься продажей маркированных или прослеживаемых товаров, то учтите, что есть необходимые требования к работе с ними.
Маркировка товара — это регистрация и учёт продукции в государственной системе «Честный ЗНАК». Она помогает отслеживать весь путь товара от производства до продажи конечному покупателю. Маркировке на сегодняшний день подлежат:
Перечень товаров также будет расширяться, поэтому обязательно необходимо следить не попадает ли ваш товар под маркировку.
Готовые решения Астрал.Маркировка — все для работы с маркированными товарами.
Сезонная торговля, как и несезонная требует соблюдения обязательных требований. Задумались об открытии в жару точки по продаже лимонада, устраиваете новогодние праздники или печете по праздникам торты — обязательно убедитесь, что вы соблюдаете все требования и у вас есть все необходимое для работы по закону.