Что нужно чтобы стать депутатом в беларуси

«В депутаты я б пошел». Что нужно сделать, чтобы принять участие в выборах в местный совет

Какие документы нужно предоставить в избирком?

Письменное заявление о согласии баллотироваться; анкету с личными данными; копии страниц паспорта, подтверждающие гражданство и регистрацию на территории РБ (для граждан России – копии соответствующих страниц вида на жительство); копии документов об образовании, месте работы, занимаемой должности; декларацию о доходах и имуществе; заявление о согласии, в случае избрания депутатом, на освобождение от занимаемой должности или на прекращение полномочий – если кандидат занимает должность председателя горисполкома, судьи, а также избран депутатом Палаты представителей.

Как можно выдвигаться кандидатом?

8 января
Последний день, когда городская избирательная комиссия принимает документы на регистрацию кандидатов в депутаты городского совета.

Для этого потребуется: протокол заседания партии о выдвижении кандидата в депутаты; копии свидетельства о госрегистрации и устава политической партии; копия свидетельства о госрегистрации организационной структуры политической партии, выдвинувшей кандидата в депутаты; копия документа, подтверждающего членство в политической партии.

Нужен будет также протокол собрания трудового коллектива о выдвижении кандидата в депутаты.

Нужно собрать не менее 75 подписей совершеннолетних людей, которые прописаны на территории избирательного округа, в котором баллотируется кандидат. Причем официально собирать подписи могут только члены инициативной группы, которую надо зарегистрировать до 14 декабря в избиркоме.

Почему могут отказать в регистрации?

Как создать свой избирательный фонд?

В подразделении ОАО «АСБ «Беларусбанк» нужно открыть специальный избирательный счет. Для этого кандидату в депутаты надо предоставить заявление и копию решения избирательной комиссии о регистрации. Несколько избирательных счетов открыть нельзя. При этом сумма фонда ограничена 230 рублями (10 б.в.). Официально больше этой суммы на избирательную кампанию тратить нельзя.

Где в Бобруйске нельзя агитировать избирателей?

Источники: Избирательный кодекс РБ, сайты Центризбиркома Беларуси по выборам и проведению республиканских референдумов, Бобруйского горисполкома.

Кто вошел в Бобруйский городской «избирком»?

Бобруйская городская избирательная комиссия по выборам-2018 была образована 24 ноября. В нее вошли 13 человек.

18 миллионов рублей – такая сумма выделена из бюджета для оплаты работы сотрудников республиканских избиркомов всех уровней на выборах в 2018 году.

Выдвинуты гражданами путем подачи заявления:

выдвинут советом городской организации ОО «Белая Русь»:

выдвинута городской организацией Белорусского профсоюза работников культуры, информации, спорта и туризма:

выдвинут президиумом городской организации ОО ветеранов:

выдвинут исполкомом городской организации Республиканской партии труда и справедливости:

выдвинута правлением городской организации ОО «Белорусский союз женщин»:

выдвинута пленумом городской организации ОО «БРСМ»:

Городская избирательная комиссия находится по адресу: пл. Ленина, 1 (горисполком), каб. 210, тел. 76-22-52.

Режим ее работы: в будни с 10.00 до 14.00, с 15.00 до 19.00, в субботу с 10.00 до 14.00, в воскресенье – выходной.

Избиратели могут обратиться туда с жалобой или с вопросом о кандидатах.

Источник

Требования к кандидату в депутаты

В законодательстве установлены определенные требования, предъявляемые к гражданам, которые намерены выдвигаться кандидатами в депутаты местных Советов депутатов:
гражданство Республики Беларусь*;
• достижение возраста 18 лет;
место жительства или место работы на территории местного Совета депутатов**;
отсутствие судимости.

Гражданин вправе выдвигаться кандидатом в депутаты по одному из избирательных округов в местный Совет депутатов каждого территориального уровня (в областной, районный и сельский Совет депутатов).

* Кандидатами в депутаты местных Советов депутатов могут быть выдвинуты граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь.

** Гражданин вправе выдвигаться кандидатом в депутаты местного Совета депутатов, на территории которого он не работает и не проживает, если он работает в организации, которая расположена на территории другого местного Совета депутатов, но связана с удовлетворением потребностей населения и социальным развитием территории данного местного Совета депутатов. Эта норма Кодекса распространяется на работников организаций, расположенных, как правило, в городах, являющихся одновременно центрами нескольких административно-территориальных единиц. Данное положение не распространяется на политические партии и общественные объединения.

Источник

Стать депутатом в Беларуси можно без огромных финансов

Что нового можно ожидать в этом году? Сколько приедет международных наблюдателей? От чего зависит успех в парламентской гонке? Об этом беседа с председателем Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов Лидией ЕРМОШИНОЙ.

— Каждые выборы имеют свои существенные отличия. Это связано с процессами, идущими в обществе, личностными характеристиками кандидатов на высокие посты и многим другим. На ваш взгляд, Лидия Михайловна, в чем состоит особенность нынешней избирательной кампании?

— Сказать что-то конкретное можно будет после того, как избирательная кампания наберет ход. Однако уже сейчас могу отметить, что все предпосылки для того, чтобы выборы стали интересными, есть. Основание так думать дает хотя бы то, что упрощен порядок выдвижения кандидатов в депутаты и от политических партий и путем сбора подписей. Не претерпевшим изменений остался разве что Что нужно чтобы стать депутатом в беларусимеханизм выдвижения от трудовых коллективов. Но, к слову, это самая редко применяемая форма выдвижения на парламентских выборах. Кстати, эта норма вызывает вопросы у многих, кто приезжает к нам в качестве международных наблюдателей. В ряде государств трудовая и политическая формы деятельности имеют мало точек соприкосновения.

— В Беларуси общество пока не структурировано по партийному принципу. Так что ситуация, когда цех или завод выставляют своего кандидата на выборы, выглядит вполне естественной. Перемены могут произойти, если начнется переход от мажоритарной избирательной системы к пропорциональной, то есть к голосованию по партийным спискам.

— Мне больше импонирует подход, когда вопросы выдвижения находятся в компетенции коллективных собраний избирателей. Люди могут собираться где угодно — по месту работы, жительства, в воинской части. У нас же получается так, что из этого процесса выпадают, например, военные, студенческие коллективы (по законодательству они не подпадают под определение трудового коллектива). В учебных заведениях если кто и имеет право кого выдвигать, то — преподаватели. И то это касается, как правило, крупных вузов, где работают по постоянным трудовым договорам более 300 педагогов. То есть у нас часть избирателей не может воспользоваться правом дать путевку в парламентскую жизнь своему представителю. С оговорками это могут сделать предприятия, но их (с числом работников более 300 человек) все-таки не очень и много.

— Сколько кандидатов обычно идет от трудовых коллективов?

— Не более 20 процентов от общего количества претендентов. И сегодня приходится констатировать такой факт: популярность этого вида выдвижения снижается. Однако отказываться от него вообще я считаю на нынешнем этапе нецелесообразным. Как говорится, не нравится — не пользуйся. Есть другие способы попасть на избирательную дорожку. Например, можно собрать тысячу подписей. Задача вполне выполнимая. К тому же сейчас не нужно ходить в исполкомы и заверять подписи, которые собрал на территории района. Не надо бояться ошибок в подписных листах (раньше, не дай Бог, в подписной лист попали данные жителей разных деревень — могли и с дистанции снять).

О политических партиях. Прежде законодательство подталкивало их структурироваться, потому что только там, где есть ячейка, партия могла выдвинуть кандидата. Сейчас это условие не является обязательным. Можно иметь только центральный офис и быть представленным во всех 110 округах страны. С одной стороны, это упрощает партработу, но, с другой, — это ловушка. Если в каком-то районе партпредставителей не знают, то их избрание изначально обречено на провал. А для того чтобы в регионах заявлять о себе нужна группа единомышленников, и без первички не обойтись.

— Если рассматривать выборы как процесс легитимизации власти, то нужно сказать, что признание или непризнание итогов голосования лежат и в плоскости доверия к избирательным комиссиям. Какими же они будут?

— Общество доверяет избиркомам, потому что знает: там работают не за вознаграждения или какие-то материальные блага. Так что Что нужно чтобы стать депутатом в беларусинеполитизированную среду вопрос, кто в избиркомах, волнует в меньшей степени. Более того, если предложить гражданам прийти работать в эти комиссии, то вряд ли можно ожидать, мягко говоря, невероятно большого наплыва желающих. Надо называть вещи своими именами, работа в избирательной комиссии — это своего рода повинность. Пусть и, как принято говорить, почетная. Она ложится на плечи тех, чья основная трудовая деятельность связана с бюджетной сферой. Эти люди, не исключено, тоже бы отказались от такой нагрузки, но не могут, потому что это связано со взаимоотношениями в коллективе, дальнейшей работой и так далее. А учитывая, что круг обязанностей членов комиссий широк, то там должны быть люди грамотные, ответственные и имеющие соответствующий опыт. Поэтому, конечно, можно с высокой долей уверенности предположить, что состав комиссий будет, конечно, меняться, но не кардинально. Однако здесь важно соблюдение и другого принципа — баланса интересов. Закон сейчас обязывает: не менее трети комиссии должны составлять представители неправительственных организаций (политических партий и общественных объединений) и не более трети — госслужащие. Эти нормы будут способствовать тому, что в комиссии не будет превалировать ни одна политическая сила и будут сбалансированно представлены разные слои общества.

— Партии обычно активно участвуют в выдвижении своих представителей в избиркомы?

— После внесения изменений в избирательное законодательство два года назад 13 партий из 15 воспользовались этим своим правом. Такого не было прежде. (Раньше активно участвовали порядка восьми партий.) Надеюсь, что такая тенденция сохранится и сейчас.

— Обращаются ли уже в ЦИК люди с вопросом, как стать депутатом?

— Да, есть такие письма: хочу быть депутатом, расскажите, что для этого нужно. Такие обращения свидетельствуют о том, что люди справедливо считают, что у нас в выборах участвовать легко. У нас легко с материальной точки зрения, легко с организационной — все делает государство. Но дорога в депутаты все-таки требует достаточно большой отдачи. Иначе и быть не может. Ведь депутатов на страну 110 и статус у них как у министров. Выборы — это тяжкий конкурс, испытание.

— Каким в предыдущую кампанию был конкурс?

— Вначале было шесть человек на депутатское место, а потом снизилось до трех. К сожалению, были и безальтернативные округа. Надеюсь, что в этом году ситуация изменится. Конкуренция просто необходима.

— Выборы во многих странах ассоциируются с большими деньгами. У нас можно выйти на избирательную дистанцию, не имея на счетах баснословных сумм.

— У нас можно обойтись без огромных финансов. Но все равно потратиться придется. По крайней мере на бензин: кандидату придется много ездить. К тому же ему необходимо собрать группу единомышленников (в инициативную группу, которая будет собирать подписи, должно входить как минимум 10 человек). Они могут работать и бесплатно. Когда же претендент на депутатское кресло пройдет через регистрационное сито, государство даст ему для выступления бесплатно время на телевидении, радио. Будет предоставлена возможность опубликовать свою программу в бумажных СМИ. А также каждый получит средства на выпуск листовок и плакатов — 50 базовых величин (5 миллионов рублей).

— К тому же каждый может открыть и личный фонд.

— Для парламентских выборов эти фонды в новинку. Но на президентских они уже прошли обкатку. Кто-то пользовался предоставленной возможностью собрать дополнительную копейку, кто-то — нет. Это право каждого. Сейчас максимальный объем личной копилки будет 1000 базовых величин (100 миллионов рублей).

— Сбор подписей через пикеты — это также одно из нынешних новшеств.

— Полагаю, что эта норма может работать не везде. В столице 20 округов. Подписи можно собирать только со своего округа. Поставишь пикет на многолюдной улице, а по ней проходят жители всех районов. Как здесь делать выборку? В спальных районах у домов и магазинов, возможно, смысл в пикетах больший. Это же касается и небольших городов, где город и есть округ.

— Прежде отсев желающих поучаствовать в избирательном состязании происходил и на стадии проверки деклараций. Причем получить “красную” карточку можно было и за мелкие погрешности. Что изменится сейчас?

— Поводом для отказа в регистрации могла быть даже ошибка в доходе в Что нужно чтобы стать депутатом в беларусинесколько сотен рублей. И нередко это была ошибка бухгалтерии. Но законодательный подход был жестким. Сейчас в законе прямо указано, что основанием для отказа являются только существенные расхождения — явное сокрытие доходов. Мы еще постановление по этому вопросу для парламентской избирательной кампании не принимали, но, думаю, что воспользуемся опытом президентских выборов — существенной будет признана ошибка в 20 и более процентов от годового дохода.

— Проводятся ли социсследования на тему, какой процент граждан интересуется избирательной кампанией?

— Центризбирком таких исследований не заказывает. Даже если двадцать человек придет голосовать, мы все равно должны все обеспечить на высшем уровне. Что же касается явки, то, я думаю, она будет более 50 процентов. Не стоит забывать, что у нас страна со значительной долей пожилого населения. А оно всегда на выборы ходит.

— Приезду международных наблюдателей особое значение уделяется, пожалуй, только в постсоветских странах. Остальной мир относится к этому достаточно спокойно. Мол, выборы — дело внутригосударственное и гости могут разве что поприсутствовать на участках и то не всех. Беларусь же всегда демонстрировала открытость и готовность к диалогу с международными организациями. Этот подход сохраняется?

— Кому и когда будут высылаться приглашения — прерогатива Министерства иностранных дел. В основном международные наблюдатели ожидаются от двух миссий: СНГ и ОБСЕ. Что касается ЦИК, то мы намерены пригласить 15—20 коллег из разных стран. Правда, здесь есть проблемы. Достаточно сложные выборы на осень намечены в Грузии и Украине. Но из Грузии наблюдатели, может, и приедут (там в ЦИК работают около 500 человек, а у нас — 10). Парламент также планирует разослать приглашения. Обычно у нас наблюдателей до 1000 человек. Хотя другие, даже более крупные, страны приглашают в разы меньше (в России на президентских выборах, например, от всех структур было 300 наблюдателей).

— Что меняется в вашей жизни с началом выборов?

— Ритм жизни ускоряется. И к концу кампании чувствуется огромная усталость. Я уже достаточно давно в этой должности. Вначале эта работа была, что называется, на разрыв. Сейчас все воспринимается более спокойно, даже экстремальные ситуации. Я не сказала бы, что это плохо. Напряженность, накал, может быть, нужны. Но зато спокойное отношение к экстриму оберегает от непродуманных шагов.

Источник

Что необходимо, чтобы стать депутатом местного Совета

Что нужно знать организаторам выборов и избирателям

Мал золотник, да дорог. Именно это всегда приходит на ум, когда слышишь ропот по поводу скромного размера избирательных фондов. Особенно на предстоящих выборах — в местные Советы. Профессиональный авторитет кандидатов и находчивость творят чудеса. И скромный бюджет оборачивается большим эффектом. Это воочию доказал на прошлых выборах кандидат от одной из партий, «выкупивший» в Бобруйске рекламное электронное табло. В самом выигрышном, пожалуй, месте — возле бани.

Что нужно чтобы стать депутатом в беларуси
Эта история изрядно развеселила участников вчерашнего заседания ЦИК. Впрочем, делового настроя не лишила. При Центральной комиссии создан общественно–консультативный совет по рассмотрению споров, связанных с использованием СМИ. Под руководством первого заместителя министра информации Игоря Луцкого этот совет будет собираться по факту поступления возможных жалоб кандидатов или обращений избирателей, касающихся использования средств массовой информации.

Что нужно чтобы стать депутатом в беларуси

Нюансы такого использования, кстати, также были рассмотрены на заседании ЦИК. Соответствующие документы вскоре будут опубликованы в «СБ». Главное — в стране началась самая живая и интересная фаза избирательной кампании — выдвижение кандидатов в депутаты. Претенденты на депутатское кресло могут собирать подписи, посещая квартиры граждан или устраивая пикеты на улицах там, где это не запрещено местными властями.

Правила простые. Чтобы стать кандидатом в депутаты областного либо Минского городского Совета, необходимо собрать не менее 150 подписей избирателей своего округа. При выдвижении в районные Советы достаточно 75 подписей, а для сельских и поселковых Советов — всего 20 подписей. Выдвигать своих претендентов могут политические партии и трудовые коллективы. Однако есть определенные условия. Например, от политической партии можно выдвигаться только в том случае, если у нее есть региональные структуры. Кроме того, потенциальный кандидат в депутаты должен обязательно проживать либо работать на территории того местного Совета, где он выдвигается. Или хотя бы работать в той организации, которая обслуживает социальные потребности жителей данного региона.

Что нужно чтобы стать депутатом в беларуси

Важный нюанс определил вчера Центризбирком: хотя сами выборы пройдут 18 февраля 2018 года, все кандидаты обязаны будут представить декларации о доходах за 2016 год, а не за 2017–й. Дело в том, что период выдвижения начат в декабре 2017–го, а закончится 8 января 2018 года. И Центризбирком счел неправильным, если кандидаты будут предоставлять декларации за разные годы. Ведь принцип равенства в таком случае явно был бы нарушен.

ДОСЛОВНО

По окончании заседания ЦИК Лидия Ермошина ответила на вопросы журналистов. В частности, речь шла про:

Участие граждан России в местных выборах:

— О претензиях граждан России на места в местных Советах мы пока не знаем. Но порядка пяти россиян, имеющих вид на жительство в Беларуси, вошли в составы избирательных комиссий. Думаю, речь идет о поселках, в которых размещены бывшие военные городки. Граждане России могут избираться в Советы, но претендовать на освобожденную должность не смогут — это уже статус госслужащего, требующий белорусского гражданства.

Скрытую рекламу в соцсетях:

— У нас интернет не регулируется, поэтому скрытую рекламу кандидатов через тот же Фейсбук — а таковая встречается во всех странах — пресечь невозможно. Вообще, скрытая реклама опасна лишь тогда, когда она влияет на волеизъявление избирателей конкретного округа. А достоверно высчитать, сколько избирателей конкретного округа видели эту рекламу в соцсетях, вряд ли возможно.

Яркие моменты кампании:

— Пока идет обыкновенная работа. Но если судить по количеству вопросов, затрагивающих те или иные детали этой избирательной кампании, интерес есть. Причем интерес наблюдается отнюдь не формальный, каковым он бывает порой со стороны номенклатурного сообщества, а самый что ни на есть живой, со стороны новых лиц. Например, активно интересуются выборами предприниматели. Все это позволяет предположить, что депутатский корпус по итогам этих выборов изменится, а Советы будут развиваться по–новому.

Финансовую составляющую выборов:

— Честно говоря, местные выборы можно вообще провести безо всяких бюджетов. Потому что если тебя не знают в данном регионе и в данном избирательном округе, тебя не спасут никакие деньги. Участвуют в этих выборах, как правило, люди, которых знают в связи с их основной производственной деятельностью. Так что той информации, которая содержится в наших материалах, как правило, бывает достаточно.

— У нас достаточно много представителей оппозиционных политических партий включено в окружные избирательные комиссии. А это основное звено по выборам депутатов областного Совета. Я думаю, эти лица будут оживлять работу комиссий, они просто заставят всех не дремать. Рассчитываю, что именно те партии, которые активно презентовали своих представителей в избирательные комиссии, также будут активно выдвигать кандидатов в депутаты. Тогда появится конкуренция.

Источник

Как можно стать депутатом в Беларуси

Организация выборов в Беларуси

Перед тем как начать подготовку к проведению самих выборов, избирком формирует избирательные округа с определенной численностью населения. Их количество зависит от уровня местного совета.

В какие сроки назначают и проводят выборы

Избирательная комиссия определяет дату выборов депутатов местных советов, руководствуясь действующим законодательством. Согласно его нормам, выборы назначают за четыре месяца перед окончанием действия полномочий работающих депутатских корпусов. Сами же выборы проводят не позже тридцати дней перед этой датой. Выборы депутатов всех уровней местных Советов проводятся в одну и ту же дату.

Как же стать депутатом местного совета в Беларуси

Претендент на пост депутата отвечает следующим требованиям:

• гражданин Республики Беларусь;
• возраст старше 18 лет;
• не имеет судимостей;
• постоянно проживает на территории указанного избирательного округа или имеет там постоянное место работы.

Претендовать на пост депутата имеют право и граждане Российской Федерации, но только при соблюдении условия постоянного проживания в Беларуси. Само выдвижение кандидатов на пост депутата начинается по действующему законодательству за 70 дней до самих выборов и заканчивается не позднее 40 дней до них.

Что нужно, чтобы подать документы на рассмотрение в территориальное представительство Центральной избирательной комиссии

Депутатами всех видов местных советов могут стать члены любых политических партий. Руководящие органы всех местных организаций политических сил имеют право выдвигать своих кандидатов. В Беларуси для таких представительств законом установлен порядок их создания и работы. В случае с выдвижением своих кандидатов в депутаты, они должны быть организованы до момента начала выборов.

Количество подписей, минимально необходимых для того, чтобы подать документы в представительство избиркома:

• от 150 и более для кандидатов — в депутаты Минского городского и областных советов;
• от 75 и выше — для желающих стать членами городского или районного Совета;
• не менее 20 — для претендентов на должность депутатов поселковых или сельских советов.

Подписи можно собирать путем личного общения с гражданами, совершая обход по месту проживания или на массовых собраниях, проводимых в любом месте, которое не запрещено законом.

Далее желающие стать народными избранниками обязаны представить декларацию о доходах за установленный Центризбиркомом период. После подачи документов представительство избирательной комиссии проверяет, насколько поданная информация является достоверной и выносит решение либо о регистрации кандидата, либо отказе в таковой.

Как проходит предвыборная агитация

Следом за регистрацией и получением кандидатского мандата можно приступать к предвыборной агитации. Все расходы по организации агитационной кампании берут на себя местные территориальные и окружные избирательные комиссии.

В их обязанности входит:

• изготовление приглашений на выборы;
• оформление агитационных буклетов и других материалов;
• извещение избирателей о предстоящих выборах;
• рассылка приглашений о посещении в день выборов избирательного участка.

Кандидаты в депутаты в рамках предвыборной агитации имеют следующие права:

1. Организовывать личные избирательные фонды и из поступающих в них средств финансировать дополнительную агитацию. Такая возможность есть у владельцев мандатов кандидатов в депутаты Минского городского и областных советов и у их коллег, претендующих на места в составе районных и городских Советах.
2. Бесплатно использовать отведенное время в эфире государственных теле- и радиоканалов для предвыборных выступлений и место в печатных СМИ для опубликования своих программ.
3. Использовать специально выделенные местными советами помещения для приглашения всех желающих на предвыборные собрания.
4. В рамках предвыборной агитационной кампании лично или с помощью доверенных лиц проводить массовые митинги, собрания или пикеты в местах, не запрещенных законом.

Агитация заканчивается в 00 часов 00 минут дня выборов.

Как определяются результаты выборов

Избранным считается кандидат в депутаты, набравший по результатам голосования в своем избирательном округе наибольшее число голосов. Если же кандидат был единственным претендентом по административно-территориальной единице, то депутатом он станет только в случае получения более чем половины голосов избирателей, проголосовавших на выборах.
Избирательный кодекс не устанавливает минимальный порог явки избирателей, при котором выборы считаются состоявшимися.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *