Что нужно чтобы стать акимом в казахстане
Усть-Каменогорск Cити
Усть-Каменогорск Cити
Новости Казахстана
Как стать акимом села в Казахстане
О критериях для кандидатов рассказали в Центризбиркоме.
Для избрания акимом города районного значения, села, поселка, сельского округа гражданин Казахстана должен быть не моложе 25 лет, дееспособным, соответствовать требованиям законодательства РК в сфере госслужбы, не иметь судимости и факта совершения коррупционного преступления. Об этом рассказали в Центральной избирательной комиссии на заседании по вопросам организации и проведения выборов акимов сельских округов.
Член ЦИК Ерлан Дауылбаев отметил, что в соответствии с законодательством выборы назначаются территориальными избирательными комиссиями не менее чем за 40 дней и проводятся не менее чем за 10 дней до истечения срока полномочий действующего акима. В случае досрочного прекращения полномочий акима выборы назначаются в течение месяца и проводятся в месячный срок со дня их назначения.
Какие документы должен предоставить кандидат:
— копию документа, удостоверяющего личность гражданина Республики Казахстан;
— послужной список кандидата в акимы города районного значения, села, поселка, сельского округа по форме, согласно приложению к настоящему перечню;
— копию трудовой книжки;
— копии документов об образовании;
— к копиям документов об образовании, выданных обладателям международной стипендии «Болашак», прилагается копия справки о завершении обучения по международной стипендии президента РК «Болашак», выданной акционерным обществом «Центр международных программ».
Выдвижение и регистрация
Кандидат в акимы в случае его самовыдвижения должен быть поддержан одним процентом голосов от общего числа избирателей соответствующего избирательного округа, имеющих право голосовать. Поддержка избирателей удостоверяется сбором их подписей. Выдвижение кандидатов начинается со дня, следующего за днем назначения выборов, и заканчивается в восемнадцать часов по местному времени за пятнадцать дней до дня проведения выборов.
Регистрация кандидатов начинается после получения всех необходимых документов и заканчивается в восемнадцать часов по местному времени за 10 дней до дня выборов.
Агитация
Предвыборная агитация кандидатов начинается с момента окончания срока регистрации кандидатов (за 10 дней до выборов) и заканчивается в 00:00 по местному времени дня, предшествующего дню выборов.
Выборы
Согласно данным ЦИК РК, итоги выборов устанавливаются территориальной избирательной комиссией района (города) в течение трех дней. Избранным акимом села считается кандидат, набравший большее количество голосов избирателей. Его регистрация осуществляется в течение семи дней, а полномочия начинаются с момента его регистрации соответствующей территориальной избирательной комиссией.
Напомним, на совместном заседании палат парламента 15 января 2021 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил, что в 2021 году в отдельных сельских округах пройдут выборы сельских акимов. Тогда глава государства также сообщил, что после выборов сельских акимов можно переходить к выборам районных акимов. Для финансирования выборов акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов во втором полугодии 2021 году предусмотрены целевые трансферты из республиканского бюджета в сумме 4,8 млрд тенге. На эти деньги планируется выбрать 836 акимов. Всего в 2021–2025 годы на 17,6 млрд тенге планируется выбрать 2 345 акимов.
Как и зачем в Казахстане будут выбирать сельских акимов?
Как именно будут выбирать сельских акимов в Казахстане и к чему это может привести? В преимуществах, рисках и особенностях нововведения разбирается Марат ШИБУТОВ.
В апреле в Мажилис поступил разработанный Министерством национальной экономики законопроект «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан»», который регулирует прямые выборы сельских акимов.
До этого с 2013 года сельские акимы избирались маслихатами районов, то есть выборы были непрямые. А теперь их будет выбирать население, и это очень важно. Дело в том, что в Казахстане только на один пост в исполнительной власти госслужащий выбирался прямым голосованием народа – это пост президента. Все остальные госслужащие или просто назначались, или назначались с согласия от представительной власти. Теперь же сельские акимы станут второй такой категорией. А надо понимать, что прямые выборы придают большую легитимность. Такие госслужащие будут чувствовать себя политически более уверенно, чем другие чиновники, ведь первых назначили, а вторых уже – выбрали.
Кто может участвовать в выборах?
Общие требования к кандидатам в акимы достаточно простые:
· послевузовское или высшее образование;
· быть старше 25 лет;
· наличие следующих компетенций: стрессоустойчивость, инициативность, ответственность, ориентация на потребителя услуг и его информирование, добропорядочность, сотрудничество и взаимодействие, управление деятельностью, принятие решений, лидерство, стратегическое мышление, управление изменениями.
Но главное в требованиях – это стаж работы. Ниже представлены позиции, одной из которых надо соответствовать.
Как это будет работать?
Акимов будут выбирать на 4 года, ограничение в продолжительности пребывания в должности – 2 срока, то есть 8 лет. Выборы будут постепенными, всех сразу 2 345 акимов не переизберут:
· 2021 год второе полугодие – 836 акимов, бюджет 4,8 миллиарда тенге
· 2022 год – 351 аким, бюджет 3,1 миллиарда тенге
· 2023 год – 499 акимов, бюджет 4 миллиарда тенге
· 2024 год – 585 акимов, бюджет 4,6 миллиарда тенге
· 2025 год первое полугодие – 74 акима, бюджет 1,1 миллиарда тенге
Всего выборы займут около 40 дней и будут в себя включать в себя этапы:
Предусмотрено 2 основных и 1 дополнительный способ – всего три способа выдвижения кандидатов:
· От политический партий (надо быть членом партии)
· Самовыдвиженцем – надо собрать список с подписями 1% избирателей округа
· Если на выборах зарегистрировался всего 1 кандидат, то аким района может рекомендовать 1 кандидата на выборы
Кандидаты сдают помимо биографических данных, протоколов выдвижения от политической партии или списка с подписями, еще и декларацию о доходах и имуществе (вместе с супругом/супругой).
Схема достаточно простая, но даже в ней есть определенные риски.
Основные риски выборов сельских акимов
В ходе выборов и после их проведения возможны такие риски:
1. Первый и главный риск в том, что избираемые акимы – в подавляющем большинстве акимы именно сельских округов, а не сел, поселков и городов районного значения. А в округе обычно 2-3 села, которые могут сильно различаться по численности населения. И вот тут выбор одного села может быть неприемлем для других сел.
2. Для городов и гигантских сел (с численностью больше 10 000 человек), у которых серьезный бюджет, риском будет то, что борьба кандидатов-элитариев может перейти из избирательной плоскости в некоторые другие, а там уже возможно все – от публикаций компромата до перестрелок и массовых беспорядков.
3. Для малых и не очень благополучных сел будет проблемой найти реальных кандидатов – может оказаться, что требованиям будет соответствовать только действующий аким. Конечно, аким района может привлечь еще кандидата, но это будет не конкуренция.
4. Общим риском будет отсев самовыдвиженцев по особенностям биографии или за недействительные подписи. Такое ограничение конкуренции может привести к сильным протестам, особенно если самовыдвиженцы популярны.
5. Всегда будет определенная напряженность при смене акима района – сельские акимы, которые избирались при другом человеке, могут быть неудобными для нового акима. В случае, если он еще и неместный, проблемы будут усугубляться.
6. Часть партий, у которых нет районных филиалов или там нет подходящих кандидатов, не смогут участвовать в выборах. Также будут проблемы, если их кандидатов не зарегистрируют, снимут по итогам спецпроверки или результаты выборов будут ими оспариваться. Это вызовет внутренние проблемы партий.
7. Попытки убрать избранных акимов через вотум недоверия, высказанный районным маслихатом и инициированный местным сообществам, могут вызвать существенные политические скандалы.
Но так как обновление состава сельских акимов будет идти несколько лет, то при грамотном политическом руководстве кампаниями большинство рисков будет отработано и нейтрализовано.
Основные преимущества выборов сельских акимов
Надо понимать, что в принципе, выборы сельских акимов – это продолжение процесса развития местного государственного управления.
Ранее в 2018 году был создан 4-й уровень бюджета и акимы сельских округов получили наконец в свое распоряжение бюджетные средства, правда, очень небольшие. То есть в селах все больше самостоятельности в принятии решений и это хорошо для села.
С выборами активизируется важный процесс – постепенное формирование многопартийности в исполнительной власти.
Сейчас практически госаппарат состоит из беспартийных и из нуротановцев, но теперь понемногу будут добавляться и члены других партий. Возможно, они еще и будут расти по карьерной лестнице, приобретут необходимый опыт для выборов уже районных акимов, которые запланированы на 2024 год.
Отдельно надо сказать о том, что увеличивается значение политических партий, особенно, с развитой филиальной сетью – наблюдался приток интересных и активных людей перед выборами в маслихаты, видимо, такой же, но поменьше, будет и перед выборами акимов.
Причем это будут очень лояльные члены партии – ведь и депутатского мандата, и должности акима сельского округа можно лишиться при исключении из партии.
Кроме того, очень важной будет внутрипартийная связка: депутаты районного маслихата+акимы сельских округов, так как маслихаты принимают бюджеты сельских округов и могут оказать достаточно сильное влияние на выборах.
И о сопутствующих поправках
Отдельно надо сказать еще о двух нововведениях – снижении избирательного барьера с 7 до 5% и введение графы «против всех» в бюллетенях. Оба направлены на демократизацию выборов, но потенциально будут иметь в казахстанских условиях прямо противоположные результаты.
Снижение барьера прохождения в Мажилис и маслихата, означает, что в нижней палате парламента будет как минимум еще одна партия, а в маслихатах от 4 до 5, то есть вообще все смогут войти.
Партии еще и будут экономить деньги – при наборе более 5% избирательные взносы не надо платить, а при 3-5% платится только 50% взносов, это позволит привлечь гораздо больше кандидатов на выборах.
Такая ситуация улучшает политическое разнообразие и позиции каждой партии, потому что любой депутат – это всегда более прочная позиция на будущее, новые ресурсы и новые сторонники. А для народа это лучше тем, что повышается политическая конкуренция, а значит права будут лучше защищаться.
Второе предлагаемое новшество выявит гигантскую проблему наших политических партий, всех, кроме «Нур Отана». Дело в том, что голосование и на президентских выборах 2019 года, и на парламентских 2021 года было во многом протестным.
Люди голосовали не за Косанова или «Ак жол»/НПК/Ауыл/ «Adal», люди голосовали против власти. А что будет, если появится графа «против всех»? Людям не нужно будет голосовать за кандидата или партию, чтобы показать свой протест власти. Все, что они отдавали другим партиям и кандидатам назло власти, уйдет в графу «против всех».
Представьте ситуацию, когда на следующих парламентских выборах – первое место за «Нур Отан» с 60%, затем идет «против всех» с 25%, а остальные 15% делятся на оставшиеся 5 партий. В итоге, проходят только 2 партии и при этом «Нур Отан» имеет подавляющее превосходство.
Что могут противопоставить этому другие партии? Усиленная работа, привлечение в свои списки ярких политиков, ну, и эффективные политические технологии. Причем не только во время избирательных кампаний, а постоянно. Иначе партии обречены на резкое ухудшение своего положения.
Выводы
1. Не надо ждать от предстоящих выборов каких-то кардинальных изменений – скорее всего, 95% мест акимов заберет «Нур Отан» и 90% будут теми же самыми людьми, что и были акимами раньше.
Далеко не все партии готовы к этим выборам – они же сразу после подведения итогов выборов 10 января расслабились и даже не стали подводить итоги выборов (только «Нур Отан» опубликовал отчет). Да, и сами сельские регионы довольно инерционны.
2. Села растут в своей самостоятельности – это проявляется в принятии решений как по бюджету, так и в управлении. В село возвращается политика.
3. Партии как субъект политики становятся все более ценными – именно через них большинство политических действий и будет реализоваться. Так что партийцам или придется срочно наращивать свои силы, улучшать структуру и привлекать новых лидеров, или это все сделают другие конкуренты, а им останется только прозябание.
4. Введение графы «против всех» приведет к тому, что протестный потенциал населения от партий уйдет именно туда, что может стать роковым для их перспектив. К этому необходимо готовиться и незамедлительно, потому что такое решение планируется применить для всех видов выборов.
Чтобы стать сельским акимом необходимо соответствовать одной из позиций:
1) Не менее двух лет стажа работы на государственных должностях, в том числе не менее одного года на должностях следующей нижестоящей категории, предусмотренных штатным расписанием структурного подразделения государственного органа, или не ниже категорий А-5, B-5, C-4, C-O-4, C-R-3, D-4, D-O-3, Е-3, E-R-3, E-G-3, или на административных государственных должностях корпуса «А», или на политических государственных должностях, определенных Реестром;
2) Не менее трех лет стажа работы в областях, соответствующих функциональным направлениям конкретной должности данной категории, при наличии стажа работы не менее одного года на должностях следующей нижестоящей категории, предусмотренных штатным расписанием структурного подразделения государственного органа, или не ниже категорий А-5, B-5, C-4, C-O-4, C-R-3, D-4, D-O-3, Е-3, E-R-3, E-G-3, или на административных государственных должностях корпуса «А», или на политических государственных должностях, определенных Реестром;
3) Не менее двух лет стажа работы на административных государственных должностях не ниже категорий А-5, B-5, C-4, C-O-4, C-R-3, D-4, D-O-3, Е-3, E-R-3, E-G-3, или на административных государственных должностях корпуса «А», или на политических государственных должностях, определенных Реестром, или в статусе депутата Парламента Республики Казахстан или депутата маслихата области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения), работающего на постоянной основе, или в статусе международного служащего;
4) Не менее четырех лет стажа работы на государственных должностях, в том числе не менее двух лет на должностях правоохранительных или специальных государственных органов центрального уровня или на руководящих должностях областного, городского либо районного уровней, или на руководящих должностях не ниже тактического уровня органа военного управления Вооруженных Сил, местных органов военного управления или военных учебных заведений;
5) Не менее одного года на должностях следующей нижестоящей категории, предусмотренных штатным расписанием структурного подразделения государственного органа, или не ниже категорий А-5, B-5, C-4, C-O-4, C-R-3, D-4, D-O-3, Е-3, E-R-3, E-G-3, или на административных государственных должностях корпуса «А», или на политических государственных должностях, определенных Реестром, при условии завершения обучения по программам послевузовского образования в организациях образования при Президенте Республики Казахстан или в зарубежных высших учебных заведениях по приоритетным специальностям, утверждаемым Республиканской комиссией;
6) Не менее четырех лет стажа работы в областях, соответствующих функциональным направлениям конкретной должности данной категории, при наличии стажа работы не менее двух лет на руководящих должностях организаций, не являющихся государственными органами;
7) Не менее шести лет стажа работы в государственных организациях, финансируемых из республиканского и местного бюджетов;
8) Наличие ученой степени;
9) Не менее пяти лет стажа работы для лиц, зачисленных в Президентский молодежный кадровый резерв.
Для кандидатов в депутаты любого уровня требования гораздо меньше, поэтому у многих партий тут будут трудности с подбором подходящих кандидатов. Кто соответствует требованиям, живут в основном в городах и вряд ли захотят поехать на 4 года в село. Да, и в самих селах не так много живет таких кандидатов.
Как стать акимом?
Как часто мы объясняем нашим ученикам, которые мечтают стать будущими акимами и президентами нашей страны, что за этим стоит не только тяжёлый и кропотливый труд, но и определённые таланты и способности, качества личности, сильные стороны, которые помогают успешно реализовывать себя. Рассмотрим необходимый набор на примере нашего алматинского градоначальника Байбека Б.К.
Немного фактов из биографии: владеет 4 языками, учился за границей (Германия), занимал разные руководящие посты, Член попечительского совета благотворительного фонда «Болашак».
Рассматривая данные факты, мы можем предполагать способность к языкам, без которой в условиях современной глобализации политику далеко не уйти. Участие в международных конференциях, встречах и мероприятиях, конечно, сопровождается переводчиками, но ведь куда важнее возможность обходиться самостоятельно. Это первый пункт.
Учёба за границей дело, на которое даже сейчас решится не каждый. Это нужно иметь смелость, решимость и большое желание обучаться чему-то новому. Отсюда и внедрение новых социально-полезных идей. Это пункт 2.
Пробовали ли вы управлять людьми или процессами? Вот так со всей серьёзностью, с позиции начальника и при этом добиваться хорошего результата? Наш аким точно пробовал, при этом весьма успешно. Так как с каждым разом его назначения повышались по степени личной ответственности. На данный момент его рукам вверено руководство самым оживлённым городом Казахстана. Пункт третий.
Многие наши ученики, те самые которые хотят стать в будущем градоначальниками, имеют одну характерную особенность – острое желание помогать людям. Это очень вдохновляет, когда видишь молодых ребят, у которых глаза горят, когда они рассказывают свои идеи о том, как бы они смогли помогать обществу. То же, свойственно и Бауржану Байбеку, его участие в разных социальных программах, забота об экологической обстановке, продвижение «зелёной политики» даёт нам понять, что эти вопросы трогают его душу.
Разумеется, здесь приводится не полный список личных качеств, заслуг и достижений градоначальника южной столицы. И отнюдь, этот список не означает, что необходимо быть похожим на Бауржана Байбека, чтобы самому стать акимом. И этот список даже не предполагает, что он кроме как акимом, никем другим стать не смог бы. Как и у каждого человека у него есть и другие профессиональные направления, в которых он может стать столь же успешным.
Вся соль в том, что человек выбрал свой путь, опираясь на то, каков он есть (см. все вышеперечисленные качества, таланты и способности) и чего бы он хотел достичь (его стремление нести пользу людям) – идеальная формула выбора профессии.
Что думаете по этому поводу вы? Пишете в комментариях.
Как стать молодым министром или акимом в Казахстане – этапы отбора
Иллюстративное фото pixabay.com: UGC
Какие этапы отбора нужно пройти, чтобы попасть в Президентский молодежный кадровый резерв с возможностью затем занять затем пост министра, акима, заместителя или руководителя аппарата госоргана, расскажет NUR.KZ.
Сайт для подачи заявок в резерв будет запущен 1 сентября. Во время регистрации кандидат указывает ФИО, ИИН и свои контакты. Далее – анкета. В ней кандидат указывает образование, опыт работы, владение языками, навыки, можно записать видеообращение.
Как отметила глава агентства по делам госслужбы Анар Жаилганова, среди основных требований, предъявляемых к участникам – гражданство, возраст до 35 лет, образование и общий стаж работы не менее 5 лет.
При этом зачисление в резерв не гарантирует обязательного получения высокой должности – в резерв человек попадает на 5 лет. Действующие политические госслужащие, назначаемые президентом, не могут участвовать в отборе.
Этапы отбора:
— Тестирование способностей (онлайн) – 12 октября 2019 года
Кандидат выполняет тестовые задания в течение 40-ка минут – тест определит его уровень аналитических способностей и критическое мышление. Пройти тест можно только 1 раз.
— Верификация тестирования (онлайн) – 19 октября 2019 года
Аналогичный тестированию этап – в нем тестирование будет фиксироваться на аудио и видео. Тест длится не более 20-ти минут
— Оценка потенциала (онлайн) – с 22 октября по 3 ноября 2019 года
Дошедшего до этого уровня кандидата ждут еще 3 вида отбора – они будут фиксироваться на аудио и видео: онлайн презентация социально значимого проекта – 22-26 октября, онлайн написание эссе – 27 октября, личное присутствие на оценке компетенции – 28 октября – 3 ноября.
— Собеседование с членами экспертной комиссии (лично) – с 27 ноября по 13 декабря
— Заседание нацкомисии и зачисление кандидатов – до 25 декабря.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Как стать акимом села в Казахстане
Для избрания акимом города районного значения, села, поселка, сельского округа гражданин Казахстана должен быть не моложе 25 лет, дееспособным, соответствовать требованиям законодательства РК в сфере госслужбы, не иметь судимости и факта совершения коррупционного преступления. Об этом рассказали в Центральной избирательной комиссии на заседании по вопросам организации и проведения выборов акимов сельских округов.
Член ЦИК Ерлан Дауылбаев отметил, что в соответствии с законодательством выборы назначаются территориальными избирательными комиссиями не менее чем за 40 дней и проводятся не менее чем за 10 дней до истечения срока полномочий действующего акима. В случае досрочного прекращения полномочий акима выборы назначаются в течение месяца и проводятся в месячный срок со дня их назначения.
Какие документы должен предоставить кандидат:
Токаев прокомментировал предстоящие выборы сельских акимов
Выдвижение и регистрация
Кандидат в акимы в случае его самовыдвижения должен быть поддержан одним процентом голосов от общего числа избирателей соответствующего избирательного округа, имеющих право голосовать. Поддержка избирателей удостоверяется сбором их подписей. Выдвижение кандидатов начинается со дня, следующего за днем назначения выборов, и заканчивается в восемнадцать часов по местному времени за пятнадцать дней до дня проведения выборов.
Регистрация кандидатов начинается после получения всех необходимых документов и заканчивается в восемнадцать часов по местному времени за 10 дней до дня выборов.
Агитация
Предвыборная агитация кандидатов начинается с момента окончания срока регистрации кандидатов (за 10 дней до выборов) и заканчивается в 00:00 по местному времени дня, предшествующего дню выборов.
Выборы
Согласно данным ЦИК РК, итоги выборов устанавливаются территориальной избирательной комиссией района (города) в течение трех дней. Избранным акимом села считается кандидат, набравший большее количество голосов избирателей. Его регистрация осуществляется в течение семи дней, а полномочия начинаются с момента его регистрации соответствующей территориальной избирательной комиссией.
Напомним, на совместном заседании палат парламента 15 января 2021 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил, что в 2021 году в отдельных сельских округах пройдут выборы сельских акимов. Тогда глава государства также сообщил, что после выборов сельских акимов можно переходить к выборам районных акимов. Для финансирования выборов акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов во втором полугодии 2021 году предусмотрены целевые трансферты из республиканского бюджета в сумме 4,8 млрд тенге. На эти деньги планируется выбрать 836 акимов. Всего в 2021–2025 годы на 17,6 млрд тенге планируется выбрать 2 345 акимов.
Читайте «Курсив» там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook и Telegram