Что нужно чтобы работать на манипуляторе
Что необходимо для получения прав на манипулятор
Самоходные краноманипуляторные установки на базе грузового автомобиля подлежат регистрации в органах Госгортехнадзора. Оператор КМУ, помимо прав на управление мобильным манипулятором категории С, обязан пройти курсы по управлению грузоподъёмной техникой и получить разрешение на управление КМУ.
Постановка манипулятора на регистрационный учёт
Разрешение на эксплуатацию манипулятора как опасного производственного объекта даётся территориальным органом Гостехнадзора. Разрешение на использование краноманипуляторной техники не требуется на устройства грузоподъёмностью в пределах 1 т. В технической характеристике техустройства этот параметр равнозначен 4 т/м.
Регистрация крана-манипулятора в надзорной инстанции проводится на основании письменного заявления собственника и технического паспорта. Заявление содержит сведения:
Перерегистрация действующего крана-манипулятора проводится при передаче иному собственнику, реконструкции, переоформлении паспорта. Ответ на запрос о допуске к работе (отказе) даётся в течение календарной недели.
Разрешение на производство грузоподъёмных операций и вождение
Совмещение функций водителя и машиниста крана-манипулятора – распространённое явление. Чтобы управлять КМУ с прицепом, требуется водитель категории Е. При достаточной вместимости кузова, для вождения крана достаточно категории С.
Управление подъёмником стрелового типа разрешается персоналу, прошедшему аттестацию по специальностям крановщик, оператор КМУ.
Отсутствие в экзаменационной комиссии учебного заведения инспектора Госгортехнадзора влечёт необходимость дополнительного тестового испытания в надзорной инстанции для получения разрешения на работу.
Удостоверение содержит сведения о типах кранов-манипуляторов, на которые распространяется разрешение. Идентифицирует обладателя документа вклеенная фотокарточка.
При выполнении погрузочно-разгрузочных работ на руках исполнителя должен быть документ:
Выучиться на оператора крана-манипулятора
Обучение на машиниста манипулятора ведётся в специализированных центрах подготовки автокрановщиков по адаптированной программе. Официальный разрешительный документ на проведение операций по погрузке учащиеся получают по прохождении сокращённого 48-и часового курса обучения.
Управлять КМУ с уверенностью оператором-машинистом 4 квалификационного разряда позволит расширенный 3-недельный курс с отработкой практических навыков управления стрелой с земли.
Занятия по подготовке претендентов на получение удостоверения на вождение краноманипуляторной техники проводятся очно и дистанционно без личного присутствия. Удалённый курс предполагает получение профессиональными водителями лекций и пособий в электронном виде.
Полный курс с получением прав на управление грузовым автомобилем и удостоверением крановщика манипулятора проходят в группе с очным посещением теоретических и практических занятий на базе класса автокрановщиков.
Сокращение длительности происходит за счёт исключения аудиторной и практической подготовки по автокрановой технике с акцентом на специфику манипулятора. Автокрановщик-профессионал для перехода на родственную (более простую по управлению) машину обязан пройти переобучение на общих основаниях по краткосрочной программе и получить разрешение на действия по подъёму грузов.
Строгости надзорных структур
Проверка владения комплексом знаний машинистом-оператором проводится ежегодно, при переводе на манипулятор иного типа. С такой же периодичностью проводится частичное освидетельствование техсредства. Полное – раз в 3 года.
Производство работ по перемещению грузов без допуска к работе влечёт штраф в размере 20 тыс. р. для частного лица. Наказание организации ужесточается в 10–15 раз (до 200–300 тыс. р.).
Видео по теме: Управление манипулятором — инструкция
Какие документы нужны для манипулятора
Пожалуй, самой востребованной техникой на сегодняшний день является грузовой автомобиль с установленным на него крано-манипуляторным устройством (КМУ).
Причины просты – такая машина отличается завидной проходимостью и грузоподъемностью, может осуществить и погрузо-разгрузочные работы, и грузоперевозки. Кроме того, установленный на шасси кран позволяет сократить расходы на аренду дополнительной техники и наем рабочей силы.
Повышенный спрос на автомобили с манипулятором диктует новые требования к разрешительной документации на подобные устройства и квалификации водителей спецтехники.
Какими же знаниями должен обладать специалист, управляющий автомобилем с краном? Какие документы необходимы для эксплуатации КМУ? Чтобы получить ответы на эти вопросы, нужно изучить соответствующие инструкции.
Требования к водителям грузовиков с КМУ
Деятельность машиниста манипулятора ответственная и тяжелая, поэтому и требования к нему достаточно высоки. Устроиться в крупную, развивающуюся компанию удается только квалифицированным специалистам.
удостоверение крановщика
Машинист такого транспортного средства должен иметь:
Очень подробно и понятно все требования прописаны в типовой инструкции для крановщиков и водителей самоходных кранов, утвержденной Госгортехнадзором.
В соответствии с ней к сотрудникам, управляющим самоходными кранами, предъявляется ряд требований.
Кроме перечисленного, компании часто предъявляют особые требования к профессиональным и личным качествам будущего оператора манипулятора:
Однако получить престижную должность, несмотря на внушительный список требований, все же возможно. Главное – дать понять нанимателям, что вы именно тот специалист, который им нужен. И обратите внимание: получение документов, необходимых для работы, может занять до 1 месяца.
Регистрация КМУ в органах Ростехнадзора
Для работы на автомобиле с краном-манипулятором необходимо иметь следующие бумаги:
Кран на базе грузового автомобиля необходимо зарегистрировать в Ростехнадзоре как опасный производственный объект (ОПО). Обратите внимание: манипулятор грузоподъемностью до 1 тонны и грузовым моментом 4 тонны, а также кран для учебных целей регистрировать не нужно.
Теперь необходимо приготовить документы для подачи в Гостехнадзор. Сначала подаем первичные бумаги.
Приказы о назначении:
Сдав все нужные бумаги, вы получите формы положений и приказов, которые необходимо заполнить с помощью инспектора Ростехнадзора, закрепленного за вашей организацией. Все заполненные документы подаются в канцелярию Ростехнадзора.
Когда у вас на руках будут все разрешительные документы, необходимо составить письмо в Ростехнадзор, чтобы вам выделили инспектора для пуска манипулятора в дело.
О планируемом начале эксплуатации КМУ необходимо уведомить не менее чем за 5 рабочих дней. Инспектор выдает разрешение на основании проведенных испытаний на предприятии-изготовителе или же технического освидетельствования, проведенного собственником манипулятора. Перед подписанием разрешения устройство еще раз осматривается и проверяется на территории владельца, сверяются предоставленные бумаги и оценивается уровень технического обслуживания установки.
Процедуру регистрации автотехники придется повторить в случае:
Основы безопасной работы
Для безопасной работы на крано-манипуляторных устройствах необходимо соблюдать простые правила. Все служащие, взаимодействующие с КМУ, должны пройти инструктаж по технике безопасности труда и пожарной безопасности:
Важно! Чтобы оборудование было задействовано в погрузочно-разгрузочной деятельности только в исправном состоянии.
К эксплуатации допускаются только лица, имеющие соответствующую квалификацию, навыки управления и прошедшие инструктаж по технике безопасности. Все работы должны быть согласованы, масса перевозимого груза не должна превышать грузоподъемность манипулятора и шасси.
Для безопасного ведения деятельности необходимо:
Что нужно чтобы работать на манипуляторе
Они в Ростехнадзоре не регистрируются, соответственно, удостоверения крановщика иметь не надо. А вот удостоверения стропаля иметь надо, иначе инспектор по ОТ и ТБ может наложить на Вас. штраф
регистрации подлежат грузоподъемностью от 5тн и треб-ся оператор
как я понял до 5-и тн.удост.крановщ-а не требуется а свыше 5-ти нужно? и еще не понял какой оператор нужен?
удостоверение нужно обязательно.надо учится на курсах крановщика-манипуляторщика.оно так же регистрируется в инспекции ростехнадзора и является документом.без разницы 1или 2или 3 тонны гр-ость.
Алексей, сказки для взрослых достаточно категории С
В России пока нет закона
По правилам должны зарегистрироваться, но у нас пока до этого еще не очухались.
есть правила устройства и
безопасной эксплуатации кранов-манипуляторов. Там ты найдешь ответы на свои вопросы и по регистрации и по аттестации, если окажется что твой кран-манипулятор подпадает под регистрацию в Ростехнадзоре, а вы будете эксплуатировать без регистрации, без обученного и аттестованного персонала т.е. с нарушениями то штраф на юридическое лицо 200 т.руб. на должностное 20 т.р.
Нужно ли удостоверение на манипулятор или не обязатель.?Если нужно,то на какие?
Теоретически нужно, если у тебя потребует предъявить сотрудник Ростехнадзора во время работы на КМУ. По факту никто их не видел, этих сотрудников, у 99% водителей манипуляторов этих корочек нет.
при работе на манипуляторе по идее нужно три корочки:
1. водительское удостоверение соотв категории, как правило С иногда С1
2. крановщика
3. стропальщика
но кто будет проверять тебя во время погрузочно-разгрузочных работ? разве что технадзор специально вызовет на ложный вызов. или как вариант заказ на важный объект, но вряд-ли они будут заказывать манипулятор, т.к. у них уже будет и кран и специально обученные стропальщики
по факту тебя будет проверять только гибдд, да и то на предмет перемещения грузовика. ну и за негабарит могут подтянуть
Машинисту нужна особая категория для работы на манипуляторе
Кран-манипулятор является устройством, которое имеет широкий спектр применения на стройке, в порту, на складе и т. д. Он используется для погрузки-выгрузки различных грузов, отличающихся большими габаритами и тоннажем. Конечно, их вес не должен превышать возможностей грузоподъемности крана. Обычно КМУ устанавливают на шасси грузовика.
Пользоваться манипулятором можно только на дорогах, имеющих твердое покрытие.
Эксплуатировать кран необходимо в соответствии со всеми требованиями, изложенными в нормативно-технической документации.
К таковой относят:
К управлению КМУ допускаются водители, имеющие удостоверение категории С, если используется машина без прицепа. В противном случае потребуются права категории Е. Также необходимо получить соответствующий допуск к работе, который выдается после прохождения курса обучения.
Подобные агрегаты нужны во всех сферах деятельности, связанных с тяжелыми грузами. Если вы заинтересованы в том, чтобы манипулятор был в исправном состоянии, его необходимо грамотно обслуживать, что предполагает:
Сначала любая организация принимает новый кран на баланс. Когда оборудование поступает прямо от производителя, его работоспособность необходимо проверить. Для этого следует:
Как управлять КМУ
Чтобы управлять такой техникой, как кран-манипулятор, нужно знать его эксплуатационные характеристики.
Помните, что управление краном может осуществляться в строго отведенных рамках, предусмотренных его техническими характеристиками и инструкцией по эксплуатации.
Кто может управлять краном
Для того чтобы управлять спецтехникой, одних только водительских прав недостаточно. Чтобы вам доверили кран-манипулятор, необходимо иметь соответствующее удостоверение крановщика с указанием разряда. Работу на манипуляторе можно доверить только специалисту с правами категорий С или Е.
В соответствии с нормативными требованиями, разрешение на управление краном может быть выдано только тому, кому уже исполнилось 18 лет.
При этом крановщик должен:
Как видим, права и разрешение управлять манипулятором выдаются только высококлассным специалистам. Ведь ответственность за машину тоже полностью ложится на плечи оператора. Управлять такой техникой достаточно сложно, поэтому требуется специальная подготовка.
Водить манипулятор может как машинист, так и оператор. Но разрешение от начальства выдается только дипломированным специалистам, как и права на управление установкой. Поэтому если машинист не имеет специального образования, он не может заменить оператора.
Регистрация КМУ
Чтобы получить разрешение на свободное использование агрегата, его необходимо зарегистрировать в Ростехнадзоре. Манипулятор считается опасным производственным объектом (ОПО), поэтому процесс регистрации достаточно сложный и многоэтапный. В органах Ростехнадзора не нужно регистрировать следующие виды техники:
Итак, приобретенная вами модель не относится к вышеперечисленным. Значит, этот манипулятор подлежит регистрации. И первым делом ОПО должен будет пройти экспертизу промышленной безопасности.
Получение разрешения на вождение крана
Вам понадобится как минимум один стропальщик. Обучается он аналогично и в результате получает соответствующее удостоверение. Только теперь можно обращаться в Ростехнадзор для получения разрешения на управление и регистрации ОПО. Вам нужно будет предоставить следующий пакет документов:
После этого вы получаете не права, а только формы положений и приказов, которые необходимо заполнить с помощью инспектора, закрепленного за вами.
Проверка документации в канцелярии
Все документы после заполнения сдаются в канцелярию Ростехнадзора с отметкой о приеме. Служащий должен поставить штампы на копиях принимаемых документов, которые вы предоставили для получения прав:
Теперь нужно дождаться подтверждения инспектора о том, что сданные документы оформлены как положено, и разрешения на получение паспорта. Далее кран нужно будет застраховать в качестве ОПО. Страховку необходимо ежегодно обновлять.
После проведения всех процедур вам следует пригласить инспектора, чтобы запустить манипулятор в работу. Уведомление с приглашением следует выслать не позже чем за неделю до начала эксплуатации. Этого времени будет вполне достаточно для проведения всех проверок. Данное разрешение выдается на основании результатов испытаний агрегата на предприятии, где он изготовлен.
Что делать, если машинисту нужно удостоверение для работы на кране-манипуляторе
Машинист крана-манипулятора – профессия востребованная. Это связано с тем, что во многих отраслях промышленности, в строительстве и при перевозке различных товаров используются КМУ, установленные на грузовой автомобиль. Но многие не знают, что для работы на этой технике водитель обязан иметь удостоверение, подтверждающее, что он умеет использовать манипулятор.
Машинист крана-манипулятора – профессия востребованная. Это связано с тем, что во многих отраслях промышленности, в строительстве и при перевозке различных товаров используются КМУ, установленные на грузовой автомобиль. Но многие не знают, что для работы на этой технике водитель обязан иметь удостоверение, подтверждающее, что он умеет использовать манипулятор.
Чтобы получить удостоверение, все операторы КМУ проходят обучение по специально разработанной программе. Она подразумевает не только овладение навыками управления установкой, но и умение совершать все действия эффективно и безопасно. Кроме того, на курсах человек получает знания об устройстве манипулятора. Изучаются не только приборы и принципы работы крана. Будущие специалисты учатся осуществлять ремонт и следить за состоянием всех механизмов агрегата.
Крановщик должен уметь правильно распознавать сигналы стропальщиков при перемещении груза. Изучение методов надежной строповки входит в учебный курс. Эксплуатируя манипулятор, оператор обязан соблюдать правила безопасности. Особое внимание уделяется изучению инструкции по охране труда, в которой описывается, как правильно и безопасно использовать КМУ.
Что должен уметь специалист?
По окончании курсов слушатель может получить удостоверение, дающее ему право на управление КМУ. Машинист крана участвует в проведении:
Оператор должен уметь проводить профилактический ремонт управляемой им конструкции, а также осуществлять грамотное техническое обслуживание, которого требует манипулятор. Для получения документа специалисту нужно иметь не только технические знания, но еще и обладать умением распределять внимание, способностью к координации одновременных движений рук и ног. Также необходимы хорошие навыки вождения. Профессиональный машинист КМУ должен уметь поводить диагностику крана, следить за приборами, отвечающими за безопасность устройства, контролировать исправность манипулятора.
Получить документ, подтверждающий навыки управления КМУ, можно в специализированных учебных центрах, которые обеспечивают подготовку специалистов. Курсы проводятся в соответствии с требованиями Ростехнадзора, разработанными для соблюдения мер безопасности. После изучения полного курса машинист проходит аттестацию. Удостоверение, выданное учебным центром, полностью соответствует стандартам, установленным государственными органами.
Покупка документа: доверить ли такому специалисту установку?
Так как работа машиниста обычно хорошо оплачивается, некоторые решают приобрести документ, подтверждающий квалификацию, не проходя специальные курсы подготовки. Чтобы пройти обучение, придется потратить на это время, а водители грузовых автомобилей не желают упускать потенциальный заработок оператора манипулятора. Увидев объявление о быстром изготовлении удостоверения для машиниста, они, не задумываясь, покупают его.
К сожалению, услугами тех, кто размещает подобные объявления, пользуются и крановщики, которые уже были аттестованы, но потеряли свои права либо достаточно долго время не работали по специальности. Восстанавливать удостоверение или переаттестовываться они не хотят. Поэтому получение документов в течение одного или нескольких дней так привлекательно для людей, которые не желают тратить свое время.
Но такие действия приводят к тому, что плохо обученные люди начинают работать на кранах, подвергая опасности себя и окружающих. Риск поломки механизмов в данном случае тоже возрастает. Ведь машинист манипулятора не обладает необходимыми для работы знаниями, такими как:
Особенности профессиональной деятельности машиниста
Работа с КМУ подразумевает взаимодействие с тяжелой техникой и оборудованием, поэтому крановщику нужно обладать усидчивостью и уметь сосредотачиваться на работе. Одно неверное движение может привести к плачевным последствиям. Кроме того, оператор манипулятора должен обладать хорошо развитой координацией, а также 100-процентным слухом и зрением. Также нужно иметь устойчивость к укачиванию, ведь работа крана связана с постоянным вращением.
У оператора манипулятора должен быть рациональный склад ума, благодаря чему он сможет быстро и четко оценивать ситуацию и перемещать груз точно в выбранное место. Отсутствие боязни высоты тоже приветствуется. Специалист, прошедший аттестацию и получивший удостоверение машиниста, также должен уметь обеспечивать устойчивость крана.
При переходе на другую, более современную КМУ, оператор обязан пройти процедуру переквалификации. Если имел место перерыв в работе, который длился больше года, необходима проверка знаний и переаттестация. Только после нее специалист получает обновленное удостоверение.