Что нужно чтобы построить школу

Бизнес план частной школы

Что нужно чтобы построить школу

► Капитальные инвестиции в бизнес: 3 000 000 рублей.
► Окупаемость частной школы: от 1 года.

Часто предприниматели задаются вопросом: как открыть частную школу — не только ради создания источника стабильного заработка.

Приводит в эту отрасль, прежде всего, любовь к детям и искренняя отдача образовательному процессу.

Однако даже большой опыт работы в роли директора не дает полноценной подготовки к открытию школы на предпринимательской основе.

Для организации предстоит учесть множество важных моментов, которые мы разберем в данной статье.

Характеристика современных частных школ

На данный момент в частных школах обучается очень малый процент детей.

Самые большие и популярные заведения расположены в больших городах.

По результатам многочисленных опросов, много семей в поселках и маленьких городах хотели бы, чтобы в их области работали также и частные заведения, потому что переезд школьника в другой город несет большие финансовые затраты.

Среднее количество учащихсяот 100 человек
Стоимость обученияот 15 тыс. руб.
Вступительный взносот 15 тыс. руб.
График работы8.00-19.00

Документы для открытия частной школы

Для приобретения лицензии нужно собрать документы, в списке которых числятся:

Оригиналы документов не нужны, достаточно предъявить копии, заверенные нотариусом.

Перед тем, как регистрироваться на подачу лицензии, нужно иметь четкое представление в бизнес-плане, сколько учеников вы сможете вместить – эти данные учитываются работниками, которые оформляют документы.

Педагогический план школы

Специалисты контролирующих органов, возможно, будут вносить поправки в бизнес-план, если нагрузка на ученика превышает допустимую норму.

Стандартный учебный план предусматривает следующие дисциплины:

Рекомендуется перед началом составления плана для учителей приобрести необходимые учебники и методические пособия.

Государственная аккредитация и продвижение

Как только будет пройдена аккредитация, заведение будет числиться в списках лучших частных учреждений области.

Всё больше родителей будут отдавать туда детей на обучение.

Для этого нужно проработать не менее трех лет, и выпустить хотя бы один класс.

Затем Министерство образования Российской Федерации оценит результаты работы и в положительном решении выдаст государственную аккредитацию.

Это важное и неоспоримое доказательство качественной системы обучения.

Чтобы об этом знало как можно больше людей, можно один-два раза в год проводить дни открытых дверей, поощрять учителей к сотрудничеству с научными проектами и регулярно общаться с родителями, спрашивать на волнующие их темы касательно обучения и поведения детей.

Пошаговый бизнес-план частной школы: выбираем помещение

На начальном этапе, когда составляется бизнес-план частной школы, нужно определиться с помещением, которое, в свою очередь, должно пройти все необходимые проверки (СЭС, пожарная инспекция).

Рекомендуется использовать помещения в малоэтажных зданиях, и ни в коем случае не размещать классы и аудитории в подвалах, где нет окон и плохая циркуляция воздуха.

В учреждении, где будут учиться дети, также важны столовая, медицинский пункт, помещение для проведения занятий физкультуры.

За пределами здания можно поместить стадион, детскую площадку и лавочки.

Все помещения и объекты должны быть зарегистрированы на хозяина.

На каждое из них заводится отдельный документ, подтверждающий право собственности.

Какое оборудование необходимо?

В таблице указано, какие расходы следует предусмотреть на закупку оборудования.

ПомещениеОборудованиеОриентировочная стоимость (руб.)
Итого:от 2 100 000 руб.
КлассыПарты, стулья, стол и стул для учителя, доска, шкафыот 300 000
МедпунктСтолы, стулья, шкафы, кушетка, медицинские приборыот 200 000
СтоловаяСтолы и стулья, кухонные приборы, холодильникиот 900 000
УчительскаяСтолы и стулья, стеллажи, коврыот 100 000
Спортивный залКанаты, мячи, тренажерыот 500 000
Игровая комнатаСтолы, диван, телевизор, пуфики, подушкиот 100 000

Оборудования для проведения занятий, предусмотренных в бизнес-плане, также должны пройти проверку соответствующих специалистов.

Основной персонал

Квалифицированный персонал найти очень сложно, но можно обращаться к сотрудникам государственных заведений – есть вероятность, что кто-то рассмотрит предложения.

Управлять частной школой может человек с педагогическим или другим образованием.

В этом случае важную роль играет тот факт, как быстро он налаживает контакт с учениками и преподавателями.

Кроме учителей в штате также могут работать педагоги для проведения занятий во второй половине дня.

Очень часто дети остаются после уроков на пару часов, и с ними можно проводить различные занятия по музыке и хореографии.

В штате должны также присутствовать бухгалтер, медперсонал, уборщики, персонал для кухни и охрана.

ДолжностьКол-воСтавка (руб.)
Итого за месяц:1 460 000 руб.
Директор180 000
Зам. директора260 000
Учителя2035 000
Психологи225 000
Охранники230 000
Повара630 000
Уборщицы412 000

Как привлекать родителей стать клиентами частной школы?

В основном частные учреждения спонсируются за счет родителей, которые ожидают, что школа будет оснащена всем необходимым, чтобы учеба детей была интересной, насыщенной и успешной.

Это не только четырехразовое питание и туалетные принадлежности, но и классное оборудование, мебель и электронные приборы.

Управление должно быть осведомлено, чего не хватает и какие денежные вложения для этого необходимы.

Чтобы родители вкладывали средства в развитие школы, нужно их мотивировать следующим:

Родители могут оплатить только 70-80% всех затрат, для финансирования остальных нужд школы необходимо привлечь спонсоров.

Чтобы найти будущего партнера школы, заинтересованного в спонсировании учебного заведения, нужно регулярно посещать выставки различных сфер деятельности, активно общаться с представителями фирм.

Сколько стоит открыть частную школу?

Капитальные вложения

РасходыСтоимость (руб.)
Итого:3 010 000 руб.
Регистрация юридического лицаот 10 000
Аренда здания и территории (за год)от 500 000
Ремонтные работы в помещенияхот 500 000
Покупка мебели, инвентаря и оборудованияот 2 000 000

Регулярные вложения

РасходыСтоимость
(руб.)
Итого:350 000 руб.
Зарплата сотрудникамот 150 000
Рекламаот 100 000
Разработка планов обученияот 100 000

Подробнее об особенностях работы частной школы рассказывает опытный директор данного учебного заведения:

Окупаемость и рентабельность бизнеса частной школы

Есть несколько дополнительных вариантов получения прибыли, среди них стоит выделить:

Образовательная деятельность – востребованная и необходимая отрасль в нашей жизни.

Очень часто государственные заведения не соответствуют уровню качественного образования и ожиданиям родителей, поэтому всё больше детей начинают учиться в частных школах.

Ответом на вопрос, что нужно чтобы открыть частную школу, будет совет общаться как можно больше со специалистами в сфере обучения, чтобы составить успешный бизнес-план, а в дальнейшем приобрести государственную аккредитацию.

Источник

Урок выживания: как открыть частную школу

Что нужно чтобы построить школу

«Сначала мы просто хотели создать лучшую школу для своих детей. Но затем поняли, что это может стать бизнесом», — говорит основательница школы «Макарун» 35-летняя Лола Шурыгина. Она окончила Национальный университет Узбекистана по специальности «экономист-международник», перебралась в Москву и в 2008 году основала ООО «Первый тендер» — агентство, которое занимается управленческим консалтингом и услугами по организации торгов. Сейчас компанией владеет и управляет ее муж Сергей Шурыгин.

Первую попытку построить бизнес, связанный с обучением, Шурыгина предприняла в 2015 году. Тогда она присоединилась к своей знакомой Дарье Дубровиной, которая собирала класс для обучения детей по методике Владимира Жохова, — это система преподавания в младших классах, когда материал излагается с помощью слайдов и презентаций.

В июле Лола и Дарья собрали родителей, заинтересованных в таком обучении, и зарегистрировали ООО «Альтернатива», доли распределили 50 на 50. За пару месяцев до 1 сентября собрали 55 детей, а к декабрю у них было уже три класса, в которых учились 97 первоклашек.

Однако по мере роста бизнеса Шурыгина и Дубровина всё чаще спорили и не могли прийти к единому мнению, как развивать школу. «Две женщины не поделили одну кухню», — вспоминает Лола. Конфликт был болезненным и продолжался несколько месяцев, рассказала РБК Дарья.

Как-то Шурыгина опубликовала в Facebook свои впечатления об уроке письма и чтения и навлекла на себя гнев автора методики Владимира Жохова, который, по ее словам, посчитал посты утечкой конфиденциальных данных и пригрозил школе закрытием. Сам Жохов отказался комментировать этот инцидент.

В итоге весной 2016 года Шурыгина продала Дубровиной свою долю в уставном капитале, а также получила дивиденды после распределения прибыли. По словам Дубровиной, выплата составила порядка 350 тыс. руб.

Школа за два месяца

После этого Шурыгина ушла в декрет и родила третьего сына, но не оставила замысла открыть свою школу. В июне 2016-го ее знакомая, владелица бизнес-центра «Москва-Сокол» на Ленинградском проспекте, предложила низкую арендную ставку (какую, Шурыгина не разглашает, ссылаясь на личную просьбу хозяйки) на подходящее помещение, и она решила не откладывать мечту в долгий ящик.

На этот раз Шурыгина стала искать уже не партнеров, а наемных сотрудников, которые помогли бы ей поднять проект. «Когда я решила, что открываю школу, то опубликовала на Facebook запрос, не хочет ли кто-нибудь посидеть со мной в кафе и провести «мозговой штурм». Откликнулось порядка шести человек, почти все — директора детских проектов», — вспоминает Лола. Среди них была Екатерина Сикорская, экс-соучредитель развивающего детского центра «Солнечный город», работающего по методике Монтессори, впоследствии она стала исполнительным директором школы и заместителем Шурыгиной. «Катя была самой молчаливой на той встрече, — вспоминает Лола. — Я ее спросила: почему вы все время молчали? А она говорит: «А чего болтать? Делать надо!» И я поняла, что мы сработаемся».

Что нужно чтобы построить школу

Шурыгина и Сикорская первым делом объявили набор в новую школу и начали искать учителей. Большинство родителей пришли через «сарафанное радио» — кто-то знал Шурыгину или Сикорскую по предыдущим проектам, кто-то заинтересовался объявлением в Facebook. С поиском учителей возникли проблемы: Шурыгина перебрала более 80 резюме и провела десятки собеседований, но подходящий педагог начальных классов никак не находился. «Мы искали человека, знакомого с методикой развивающего обучения, который уже применял бы ее на практике, чтобы у него была приятная внешность, грамотная речь, желание учиться и расти. При таком количестве требований очень сложно было найти учителя без признаков эмоционального выгорания», — говорит Шурыгина. В итоге опять помог Facebook: там не только нашли учителя, но и впоследствии собрали бóльшую часть персонала, рассказала Екатерина Сикорская.

Но судьба проекта снова повисла на волоске: хозяйка помещения не смогла договориться с партнерами и попросила Шурыгину съехать. Найти новое помещение и отремонтировать его за месяц до начала учебного года казалось делом безнадежным. А в ремонт Шурыгина уже вложила 450 тыс. руб. (впоследствии их удалось компенсировать лишь частично). «Положение было отчаянным», — говорит Лола.

Однако ей повезло: в базе недвижимости ЦИАН она нашла бывшее здание Московского института управления, которое подходило под образовательные цели. «Еще месяц мы согласовывали договор аренды и только 10 сентября начали ремонт», — вспоминает она. Официальное начало учебного года было уже позади, поэтому часть родителей, которые собирались в «Макарун», отдали своих детей в другие школы. Остальным Лола клятвенно пообещала запуститься в начале октября.

Название «Макарун» Шурыгина придумала сама. «Поначалу мы немного сомневались, подойдет ли это странное слово, — вспоминает Екатерина Сикорская. — Муж меня спросил, как называется школа, куда я иду работать. — «Макарун». — А что это? — И тут моя дочка говорит: это же такие вкусные круглые печеньки! И стало понятно, что название сработает».

На подготовку оставалось так мало времени, что часть процессов пришлось «допиливать» уже после запуска, вспоминает Шурыгина. Но 3 октября 2016 года школа «Макарун», как и было обещано, открыла двери. На открытие одна из родительниц испекла огромный торт с теми самыми миндальными печеньками.

Школьная экономика

Общий бюджет проекта составил 8,75 млн руб. По словам Шурыгиной, 7 млн руб. из этой суммы — субсидия департамента науки и промышленности Москвы на создание центров молодежного инновационного творчества. Тут Лоле пригодился предыдущий опыт работы с тендерной документацией. По ее словам, получить субсидию не так сложно, как кажется многим: «Достаточно подать заявку на конкурс, она рассматривается комиссией, и если доказываешь намерение реализовать проект, это, как правило, находит отклик».

В первой половине дня «Макарун» работает как школа, а после обеда в центре открываются мастерские и научные лаборатории, где дети занимаются творчеством, от рисования до 3D-моделирования и робототехники. На оборудование лабораторий и пошла бóльшая часть субсидии, остальное потратили на ремонт и закупку мебели. Кроме того, одну из комнат в здании отвели под детский сад.

Около 1,75 млн руб. Шурыгина вложила из собственных средств вместе с мужем Сергеем Шурыгиным, который стал единственным учредителем школы (ООО «Техникум»). «Муж принял мое желание основать школу как неизбежность, но согласился в этом участвовать, когда понял, что танк поехал и не разбирает дороги», — смеется Лола.

После запуска в школу пришлось вложить еще около 2 млн руб. «Нам важно было организовать комфортную среду, а это подразумевает множество мелочей, которые формируют комфорт родителя и ребенка, — купить доску объявлений, светильники, перепахать землю перед зданием, поставить заборчик», — говорит она.

Что нужно чтобы построить школу

Сейчас операционные расходы школы составляют 1,3 млн руб. в месяц, бóльшая часть из которых идет на аренду и ФОТ. Команда «Макаруна» насчитывает 39 человек постоянных и временных сотрудников, включая 30 учителей (11 — на основной блок и 17 — на дополнительный, мастерские и кружки), двух тьюторов-ассистентов и администраторов. На аренду помещения площадью 430 кв. м уходит примерно 400 тыс. руб., на зарплаты — более 700 тыс. руб. с учетом налогов.

В 2016–2017 учебном году в школе учились 17 детей в двух классах — первом и втором, еще семь дошкольников росли в детском саду, в основном это младшие братья и сестры учеников «Макаруна». По идее, число детей может быть больше в несколько раз без существенного увеличения затрат. По словам Шурыгиной, на одного педагога может приходится трое-пятеро детей. Чтобы привлечь новых школьников на следующий учебный год, весной 2017-го хозяйка школы начала рекламную кампанию через «Яндекс.Директ» и социальные сети.

«При запуске я слишком сильно полагалась на «сарафанное радио». Если бы мы тогда вложились в рекламу, возможно, сейчас уже были бы в плюсе», — говорит Шурыгина. По ее словам, сейчас школа работает с операционным убытком около 400 тыс. руб. в месяц, однако к сентябрю этого года планирует выйти на операционную прибыль, поскольку на следующий учебный год же заключила 20 контрактов, а всего планирует принять 40 учеников. При этом пик спроса обычно приходится на август. Это уже выводит проект в плюс. Отбить инвестиции школа может через два-три года, рассчитывает Шурыгина.

Стоимость обучения в школе начинается от 30 тыс. руб. в месяц, максимальная цена с продленкой и кружками — 46 тыс. руб. Детский сад обходится родителям в 29 тыс. руб.

Чему учат в школе «Макарун»

Обучение строится по традиционной модели, но есть и различия. Во-первых, учителя ведут уроки по учебникам для развивающего обучения, проводят факультативы по чтению, используют оригинальную методику выработки у ребенка красивого почерка. Во-вторых, в школе действует тьюторский подход: каждый предмет ведет отдельный педагог, а работать ему помогает тьютор — ассистент, который следит за дисциплиной на уроке, а на переменах помогает устраивать игры. Кроме того, тьютор наблюдает за детьми как психолог — следит за их успехами и разрешает конфликты, помогает работать над проектами.

Занятия начинаются в 9:00: сначала физическая разминка, затем четыре-пять уроков, прогулка, обед, подготовка домашних заданий, а потом либо кружки, либо продленка до шести-семи часов вечера. Раз в месяц в субботу устраивают «семейный день», когда в школу приглашают психолога, ортопеда либо других специалистов, с которыми могут проконсультироваться родители.

В школе есть урок коммуникаций — это синтез из психологии, тренинга общения и преподавания этикета, где школьников учат общаться, правильно осознавать себя и разрешать конфликты. Во втором полугодии дети посещают специальный урок-проект, где изучают основы предпринимательства.

Что нужно чтобы построить школу

На «испытательном сроке»

Запуск частной школы предполагает соблюдение обязательных требований. Во-первых, необходимы лицензия и государственная аккредитация, позволяющая выпускать собственные аттестаты. Чтобы ее получить, школа должна осуществить хотя бы один выпуск учеников. «Государство здесь защищает интересы потребителя образовательных услуг. Тут дело в некоем испытательном сроке, который должна пройти школа, чтобы показать, что она не однодневка, не начнет штамповать дипломы», — говорит председатель правления «Лиги образования» Сергей Сафронов.

Пока «испытательный срок» не пройден, а первого выпуска еще ждать и ждать, частные школы нередко работают в формате досуговых и развивающих центров образования, что не требует лицензирования. Это не значит, что официально ученики не получают знаний по программе. Например, дети из «Макаруна» числятся на домашнем обучении в аккредитованной частной школе «Наши пенаты». Это обходится «Макарун» примерно в 42 тыс. руб. в год (по 2,5 тыс. на ребенка). «Нам два-три раза в год присылают контрольные, мы их выполняем, пересылаем, их проверяют, выставляют оценки в электронный дневник и заносят в личное дело каждого ученика», — говорит Шурыгина.

Сергей Сафронов говорит, что многие частные школы начинают работать по такой схеме: «Получение лицензии — процесс сложный и долгий, а нужно опробовать бизнес-модель, наладить образовательный процесс. По сути, это тест-драйв до того момента, пока проект не станет большим и его не надо преобразовывать в нечто формальное».

Что нужно чтобы построить школу

Во-вторых, зарегистрированная общеобразовательная школа должна функционировать как некоммерческая организация. По закону «О некоммерческих организациях» она хотя и может получать прибыль, но не имеет права распределять ее между учредителями. Таким образом, основатели частной школы обязаны реинвестировать всё заработанное в развитие. «Школа — это же не столовая, где можно каждый пирожок с накруткой 100–200% продавать. Практически всё, что нам приносят родители, позволяет нам выйти «в ноль», покрывая основные расходы. Если что-то остается, это уходит на развитие школы», — рассказал Владимир Андреев, директор петербургской частной школы «Обучение в диалоге», которую он основал в 1988 году.

Но возможность превратить школу в полноценный бизнес все-таки есть. Если зарабатывать на уроках нельзя, то на продленке, дополнительных курсах, услугах психолога и логопеда можно. По словам Шурыгиной, сейчас на выручку от дополнительных услуг приходится примерно 25% общих доходов, в будущем она планирует довести эту цифру минимум до 60%. Лола также намерена разделить школу на два юрлица — НОУ (некоммерческое образовательное учреждение с лицензией и аккредитацией) и ООО. Таким образом можно будет отделить образовательную часть от коммерческой и иметь возможность выводить прибыль.

Что нужно чтобы построить школу

Бизнес или подвижничество

В Москве работают 158 аккредитованных частных школ и детских садов, рассказала РБК председатель московского отделения Ассоциации некоммерческих образовательных организаций Карина Чернякова. Большинство из них были основаны еще в 1990-е. Еще несколько десятков новых работают без аккредитации, например, как организации дополнительного образования или детские клубы.

Стоимость обучения во многом зависит от района: в «рабочих» обучение стоит от 27–35 тыс. руб. в месяц, в более престижных — от 45 тыс. В крупнейших и наиболее известных частных школах столицы, например в Павловской гимназии или Ломоносовской школе, стоимость обучения превышает 150 тыс. руб. в месяц. Для района станции метро «Сокол», где располагается «Макарун», базовая цена 30 тыс. руб. кажется достаточно демократичной.

Несмотря на высокие цены, частные школы — это не столько бизнес, сколько подвижничество, возможность заниматься любимым делом без бюрократии, с которой сталкиваются сотрудники государственных школ, считает Карина Чернякова: «Бóльшая часть давно работающих частных школ Москвы — это авторские заведения, которые создавали сами педагоги, и эти руководители создали для себя и своих сотрудников довольно высокооплачиваемые рабочие места».

Со спросом проблем нет, уверяет Чернякова: «В государственных школах учителя разучились работать. Раньше, если ребенок что-то не понимал, учитель оставлял его после уроков, занимался с ним, а сейчас это отдельная услуга». Поэтому многие делают выбор в пользу частных школ, где детей в числе прочего кормят два-три раза в день, а учителя делают с ними уроки на продленке.

Частные школы привлекательны атмосферой, которая в них создается, уверен Сергей Сафронов из «Лиги образования»: «Есть, конечно, школы-комбинаты, которые предлагают дежурный коктейль из популярных на рынке услуг, но обычно частные школы удовлетворяют потребности тех родителей, которые задумываются о том, какую систему воспитания для своего ребенка выбрать, какие идеи заложить».

Источник

Как открыть частную школу — инсайты основательницы лицея с годовым оборотом 30 млн рублей

Что нужно чтобы построить школу

Основатель лицея «Ласточкино гнездо»

Наталия Тоткан в 2014 году основала лицей «Ласточкино гнездо», отличительная черта которого — гуманистический подход к образованию и идея гармоничного развития личности. В школе работают инклюзивные классы для детей с особенностями в развитии, группы детского сада и подготовки к школе.

Сейчас в лицее учится чуть более 100 детей. Годовой оборот составляет около 30 млн рублей. Наталия поделилась собственным опытом и рассказала, что необходимо учесть, если вы решили открыть частную школу.

С чего начать

Чаще всего люди начинают задумываться о том, чтобы открыть частную школу, когда у них самих появляются дети и они стремятся создать для них лучшую образовательную среду. Но одного желания недостаточно. Для начала определитесь, в каком качестве вы видите себя в этом бизнесе: учредителя, директора, идеолога, формирующего концепцию учебного заведения, контролирующего учебный процесс и занимающегося оперативным управлением.

Учредителем частной школы может стать любой человек, обладающий необходимыми средствами и желанием создать бизнес в этой области. Лучше, если он будет погружен в специфику образовательного процесса хотя бы для того, чтобы принимать грамотные кадровые решения.

А вот к профессиональным качествам директора законы рынка диктуют достаточно жесткие требования: как минимум нужен опыт работы в сфере образования.

Также необходимо быть хорошим управленцем, знать основы методологии и психологии, разбираться в бухгалтерии и юридических вопросах и, конечно же, любить детей и иметь много сил и энергии. Потому что это тот бизнес, который будет забирать много времени и почти все ваше внимание.

Мой путь к этому бизнесу был длинный. У меня три высших образования: я юрист, управленец и методист. В 2008 году моя семья переехала жить за город, и следом у нас родились дети-погодки. В этот момент я поняла, что мое дело жизни должно быть где-то под боком. А вскоре мне предложили взять в оперативное управление здание детского сада в коттеджном поселке в двух километрах от моего дома.

Я долго не раздумывала: это был как раз тот бизнес-проект, который я ждала. Много лет я работала в сфере образования, у меня было много опыта и масса идей, которые я хотела воплотить в жизнь.

Тест: узнай, сможешь ли ты грамотно выйти на рынок в другой стране

Сегмент частного школьного образования

В нашей стране традиционно большая доля государственного школьного образования, на частные школы приходится около 2% рынка, согласно исследованию НИУ ВШЭ, проведенному в 2019 году. После кризиса пандемии сложно сказать, как именно изменился сегмент частного школьного образования.

С одной стороны, какие-то частные школы закрылись по экономическим причинам, но открылись и новые. На своем опыте мы видим, что для многих родителей остро встал вопрос о поиске качественного образования для детей после карантина 2020 года, и они готовы за это качество платить.

В России частное образование — это огромный простор для реализации, рынок практически еще только формируется. При этом, конечно же, идет жесткая борьба за клиентов. Задумавшись о том, чтобы открыть свою школу, необходимо понимать, на какие запросы родителей вы отвечаете, почему должны выбрать именно вас.

Для меня при открытии лицея выбор был однозначным: гуманистический подход, широкий набор педагогических инструментов, развернутая система оценивания, учет возрастных и личностных характеристик ученика.

Как найти свою нишу

Когда дело касается такого бизнес-проекта, как школа, искать свою нишу, как при открытии коммерческого предприятия, нельзя. Вы должны понять, что близко и интересно именно вам, и двигаться в этом направлении.

Какие-то школы делают упор на индивидуальный план развития ребенка, другие — на языки или два аттестата, третьи — на формирование личности и альтернативные методики преподавания (например, вальдорфскую или Монтессори). Все это может быть скомбинировано в рамках одной школы.

Главное — найти ту систему, с которой вы внутренне согласны. Если вы считаете, что образование должно быть авторитарным, то не стоит пытаться заниматься демократическим образованием.

Ожидания родителей в 2021 году

Мы опросили родителей наших учеников, чтобы узнать, что они ждут от школы в 2021 году. Выяснилось, что в современном и очень нестабильном мире школа должна быть для родителей и детей оплотом, надежной пристанью. Мы должны создавать ту стабильную атмосферу, которая позволит родителям и детям снизить и без того высокий уровень стресса.

От частных школ ждут прежде всего индивидуального подхода, открытой и уважительной атмосферы. Обучение становится творческим процессом, который не принуждает, а вовлекает детей. Также важно, что в частных школах, как правило, более современная инфраструктура: само здание, спортивные площадки, оборудование кабинетов и т.д.

Мы, например, именно в этом видим свой вектор развития. Важно наличие разнообразного дополнительного образования, всевозможных активностей, которые занимают ребенка после уроков. В «Ласточкином гнезде» работает целая сеть дополнительных кружков и секций, от брейк-данса и футбола до каллиграфии и керамической студии.

Школа за городом: плюсы и минусы

Наш лицей находится в Московской области, на Киевском шоссе. И когда мы стали изучать свои маркетинговые возможности, то с удивлением увидели, что к нам возят детей и с Минского шоссе, и из других уголков Подмосковья. Запрос на качественное образование в Подмосковье есть, а предложений не так уж и много.

Конечно, здесь меньше плотность населения. Но тенденция двух последних лет показала, что люди все больше стремятся уехать из города и жить в загородных домах, и вопрос качественного школьного образования в Подмосковье очень актуален.

У нас школа небольшая, вместимость здания — не более 120 детей. Года через два мы планируем расшириться, и тогда мощность составит 200 человек. Но уже сейчас мы видим, что спрос довольно высокий, уже в июне у нас были сформированы классы на сентябрь, свободных мест просто нет.

Особенности законодательства

Все частные школы должны быть зарегистрированы как некоммерческие организации. Наш лицей — это автономная некоммерческая общеобразовательная организация «Лицей “Ласточкино гнездо”».

Статус некоммерческой организации накладывает определенные ограничения, которые необходимо учитывать и неукоснительно соблюдать, а именно доход от деятельности должен быть направлен на развитие школы, его нельзя куда-то вложить или открыть другой бизнес. Учредитель школы может получать прибыль только в виде заработной платы за работу в школе.

Для открытия частной школы необходимы также лицензия и аккредитация. Лицензию выдает Рособрнадзор, и она бессрочная, но подразумевает периодические проверки. Чтобы больше узнать об этом, можно изучить:

Аккредитация — это подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), и такие школы могут проводить аттестации, выдавать аттестаты государственного образца. Школа может работать и без аккредитации, но тогда выдавать аттестаты она не сможет.

Помещение

Требования к самому помещению школы прописаны в законодательстве, и они довольно высокие. Помните, что для получения лицензии вам будет необходимо предъявить заключения Роспотребнадзора и МЧС, и тут важно полностью соответствовать критериям. В моем случае здание, в котором мы открыли школу, уже было построено с учетом требований для детского образовательного учреждения — это значительно облегчило старт.

Найти помещение с хорошими условиями аренды или приобретения довольно непросто. Есть несколько путей. Например, в Москве существует практика, когда государство выставляет на торги аренду помещений строго для образовательных учреждений. При этом обычно это здание без мебели и оборудования, и, скорее всего, оно будет требовать ремонта. Стартовая стоимость таких в этом случае примерно 1000 рублей за кв.м в год. При площади в 1000 кв.м — это 1 млн рублей в год.

Часто застройщики строят большие и красивые школы для новых районов. Аренда таких зданий обойдется от 500 тыс. рублей в месяц за здание площадью 2000 кв.м.

На чем нельзя экономить

Главной составной частью расходов школы является ФОТ (фонд оплаты труда) — это примерно 70-80%. В основном штат сотрудников — это педагоги, которые согласно ТК ФР должны получать 56 календарных дней ежегодного оплачиваемого отпуска.

И как раз на них экономить ни в коем случае нельзя, ведь педагогический состав — это лицо школы. Именно они являются визитной карточкой образовательного учреждения, и важно, чтобы они любили свою работу, являлись ее амбассадорами.

Где можно заработать

Главное, на чем зарабатывает частная школа, — это собственный образовательный проект. Есть доход не от основной образовательной деятельности. Например, доход от кружков и секций, от летних лагерей, от групп по уходу и присмотру, от родительских школ.

Список может быть очень длинным. Мне кажется, это очень большое поле для фантазии учредителя и директора по развитию. Что же касается процентного соотношения доходов от дополнительных видов деятельности и от основной образовательной деятельности, то можно говорить и о соотношении 50 на 50.

Статей дохода для частной школы неограниченное количество. Сейчас в моде изучение иностранных языков, поэтому невозможно представить платный детский сад без английского языка с пеленок. Отчасти это маркетинговый ход, но с ним надо считаться, чтобы быть конкурентоспособными.

Наша школа «Ласточкино гнездо» до пандемии, например, начала проект собственных детских лагерей под нашим уже известным брендом. Сейчас мы остановили его развитие, но, надеюсь, очень скоро все изменится к лучшему.

Главное — помнить, что абсолютно весь доход, полученный школой, необходимо правильно оформить и использовать исключительно для развития этого проекта. Важно, чтобы у вас был профессиональный бухгалтер, который будет учитывать в своей работе все требования законодательства.

Для того чтобы открыть свою частную школу, очень важно этим «гореть». Это тот вид деятельности, который требует большой вовлеченности, но при этом дает очень много с точки зрения профессионального роста, свободы для творчества и реализации своих идей. При этом помните, что, как и в любой некоммерческой организации, есть свои ограничения и требования с точки зрения ведения бухгалтерии.

Чек-лист для открытия частной школы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *