Что нужно чтобы попасть в кинотеатр
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Права зрителей при посещении кинозала
Права зрителей при посещении кинозала
При посещении кинотеатра зритель может столкнуться с различными ситуациями, которые могут испортить впечатление от посещения досугового учреждения и стать причиной конфликтных ситуаций. Такие ситуации условно сводятся к трем вопросам:
1) могу ли я вернуть деньги за купленный билет?
2) могу ли я пройти в кинозал с собственными напитками?
3) имеет ли право персонал кинотеатра запрещать зрителям посещать кинозал?
Начнем с первого вопроса.
В соответствии с действующим законодательством зрители имеют право на возмещение стоимости билета в случае отмены просмотра, замены фильма или некачественной демонстрации по вине кинотеатра.
Возместить стоимость билета потребителю также обязаны в случае непредставления информации о возрастных ограничениях на просмотр киновидеофильма и, как следствие, отказа зрителя от его просмотра. Указанные права закреплены пунктом 24 Правил по киновидеообслуживанию населения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.1994 № 1264.
Таким образом, вернуть деньги за билет можно лишь в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения кинотеатром своих обязанностей, к примеру, при нарушении визуального качества демонстрируемых киновидеофильмов и неподдержании необходимого уровня технической оснащенности, комфортности, безопасности и качества обслуживания зрителей.
При этом, если посетитель желает вернуть деньги, свое требование ему необходимо заявить надлежащим образом путем подачи письменной претензии, составленной в двух экземплярах. Отметка о вручении послужит доказательством обращения.
Ответ на второй вопрос лежит в плоскости получения прибыли учреждениями, оказывающими услуги киновидеообслуживания. Любая деятельность по оказанию услуг или продаже товаров преследует своей целью получение прибыли. Одним из средств достижения указанной цели является наценка на товары, реализуемые непосредственно в помещении кинотеатра. Нередки случаи, когда сотрудники администрации кинотеатра не пускают зрителей в кинозал со своими напитками и продуктами. Своими действиями администрация напрямую устанавливает запрет на пронос в кинозал продуктов питания и напитков, приобретенных за пределами кинотеатра.
Такой запрет является неправомерным, поскольку действующее российское законодательство не содержит подобных запретительных норм, а значит подобное требование является необоснованным и ущемляющим права потребителей. Таким образом, Вы имеете полное право посещать кинозал со своими продуктами и напитками.
Что касается вопроса о наличии у администрации кинотеатра права удалить зрителя из зала, то все кинотеатры, оказывающие услуги по демонстрации видеопродукции, выходящей в прокат, попадают под действие Правил по киновидеообслуживанию населения. Согласно указанным правилам администрация кинотеатра вправе не допустить зрителя на просмотр или удалить из зала в случае нарушения зрителем общественного порядка и причинения вреда имуществу компании.
Кроме этого, администрация кинотеатра вправе отказать зрителю в посещении зала в случае, если на демонстрируемую в прокате киновидеопродукцию установлен возрастной ценз, в порядке предусмотренном Федеральным законом от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Как попасть в большую киноиндустрию из регионов? 5 стратегий – плюсы и минусы каждой
Конкурсы >>
Ведущие киношколы России сосредоточены в Москве, там же расположены офисы почти всех кинокомпаний, федеральных телеканалов и онлайн-платформ. Да, иногда они выбираются за МКАД: киностудии могут организовать производство фильма или сериала в Краснодарском крае, Калининградской, Ульяновской области – во многих регионах действует система возмещения затрат на кинопроизводство из регионального бюджета, поэтому снимать там выгоднее, чем в Москве. Однако эти «вылазки» длятся всего несколько месяцев, а после отъезда московских съемочных групп киножизнь в регионах замирает – до следующего сезона или даже на несколько лет. Как же начать всерьез заниматься созданием коммерчески успешных фильмов и сериалов, если вы живете не в Москве и если вас не устраивает временная работа на съемочной площадке раз в год или реже? Специально для Кино-Театр.Ру директор Высшей школы кино «Арка» Вячеслав Ширяев подготовил пять успешных стратегий.
Первая стратегия – вернуться
Обучение в московской киношколе с параллельным нетворкингом и последующим возвращением домой. Плюсы этой стратегии очевидны: вы получаете навыки и знания в столице российского кинопроизводства, общаетесь и завязываете контакты с «нужными людьми», находитесь в эпицентре индустриальных событий – питчингов, фестивалей, круглых столов, мастер-классов. То есть вы оказываетесь в среде, которая сама формирует ваши социальные и профессиональные связи. Существенным недостатком первой стратегии является слишком высокая цена. Допустим, вы скопили 400-800 тыс. рублей на программу ДПО (дополнительное профессиональное образование можно получить после первого высшего или среднего специального). Это не всё! Прибавьте к этой сумме стоимость аренды квартиры в Москве на год или два – еще 450-900 тыс. рублей. А упущенные доходы от потерянной в своем городе работы, который придется надолго покинуть? Вы уверены, что в Москве удастся найти равноценную занятость?
Согласитесь, не каждый начинающий кинематографист найдет 2-3 млн рублей, чтобы проинвестировать их в свое кинобудущее. Риски таких инвестиций крайне высоки – считанным единицам удается после обучения в московских киношколах вернуться в свои родные пенаты высокооплачиваемыми и востребованными специалистами. Больше шансов у тех, кто учился на сценаристов и продюсеров, причем с уклоном в креативное продюсирование. Эти профессии не требуют постоянного присутствия в Москве – разработка проектов (от заявки до девелопмента) может осуществляться в любой точке мира, где есть Интернет. Например, выпускник продюсерского курса Высшей школы кино «Арка» Гайк Асатрян создает фильмы и сериалы, вернувшись домой – в село Ильское Краснодарского края. До этого он дебютировал в качестве сценариста и креативного продюсера в сериале «Любовь в нерабочие недели» (Okko, СТС).
Вторая стратегия – остаться
Обучившись в столичной киношколе, некоторые предпочитают остаться в Москве. Конечно, вам вряд ли предложат работу режиссером на большом фильме или сериале сразу после защиты диплома. Но начать движение вверх с веб-сериалов, клипов и рекламы вполне по силам каждому выпускнику: Евгения Юстус после защиты диплома в режиссерской Мастерской Николая Лебедева написала и сняла при поддержке известного продюсера Юлии Мишкинене
веб-сериал «33 ребенка», который уже можно посмотреть в Youtube. В Москве огромное количество продакшн-студий и небольших команд с собственной технической базой, поэтому трудолюбивым выпускникам совсем нетрудно зацепиться за возможность развивать кинокарьеру именно в Москве. К минусам этой стратегии можно отнести завышенные требования к мотивации начинающего кинематографиста – чтобы выжить в столице, ты должен выкладываться с утра до вечера семь дней в неделю. Далеко не все готовы к такой самоотдаче. Самый «жирный» плюс – продолжение обучения через практику на реальных проектах и непрерывный нетворкинг с расширением круга профессионального общения.
Третья стратегия – самообразование
Самообразование и съемки фильма, который заметит «большая киноиндустрия». Феномен якутского кино, примеры учителя Дмитрия Давыдова и Ивана Соснина
из Екатеринбурга – все это может вдохновить на самостоятельный просмотр и анализ бесконечного числа фильмов и сериалов, а также изучение всех доступных учебников по режиссуре и драматургии. Насмотренность и начитанность могут открыть двери в киноиндустрию (как тому же Квентину Тарантино
), но такой путь потребует предельной концентрации и работоспособности. Единственный плюс в данном случае – экономия на обучении. Он же оборачивается и убойным минусом – дефицитом нетворкинга. Вам не из кого собрать команду единомышленников, чтобы снять фильм или пилот сериала. Полученные в одиночестве знания и навыки зачастую не находят выхода в реализации, потому что кино – дело коллективное.
Четвертая стратегия – учиться у себя и ехать в Москву
Получить качественное кинообразование в своем регионе или поблизости, а потом завоевывать Москву крутыми проектами фильмов и сериалов. Такая возможность с недавних пор появилась благодаря программе Высшей школы кино «Арка» Master in Filmmaking (Мастер Кинопроизводства). Переезжать в столицу не надо, при этом общий объем программы такой же, как и на московских программах киношколы – 550 академических часов (один академический час равен 40 минутам). Студенты получают 5 модулей (по 50-60 академических часов каждый) в дистанционном режиме и 5 модулей очно – в ближайшем региональном учебном центре. Жители Северо-Западного федерального округа приезжают в Санкт-Петербург, Сибирского ФО – в Новосибирск, Уральского ФО – в Екатеринбург, Приволжского ФО – в Нижний Новгород, Южного ФО – в Ростов-на-Дону. А еще есть выездные модули в Сочи и в Москве, где будет проходить работа над сценариями, практика и защита дипломных проектов. Регионы учатся у тех же преподавателей, получая ровно столько же знаний и навыков. Самое интересное, что региональная программа ВШК «Арка» в полтора раза дешевле обучения в Москве, и в стоимость включено проживание во время выездных модулей.
Плюсом этой стратегии является возможность получить такую же подготовку, какую имеют студенты московских киношкол, но без переезда и гораздо дешевле. Еще один плюс – сравнимые возможности по нетворкингу и взаимодействию с топовыми продюсерами. Партнером программы Master in Filmmaking является Ассоциация продюсеров кино и телевидения (АПКиТ), объединяющая 35 компаний-лидеров киноиндустрии, ежегодно производящих более 60% аудиовизуальной продукции в стране. Иными словами, проекты из регионов окажутся на столе у ключевых игроков рынка, принимающих решения о запуске в производство фильмов и сериалов. Это отличная возможность для новичков заявить о себе и начать работать над проектами в Москве.
Пятая стратегия – учиться и работать у себя
Единственным минусом четвертой стратегии является «обескровливание» регионов – подготовленные киноспециалисты уезжают в столицу, где и так все неплохо с идеями и кадрами. Поэтому самой оптимальной является пятая стратегия – подготовленные по «московским» стандартам молодые профессионалы развивают кинопроизводство в своих федеральных округах, объединяясь в региональные кинокомпании, продюсерские центры и съемочные команды. В таком случае, у московских продюсеров, с одной стороны, появляются надежные партнеры для регулярного сотрудничества при организации выездных съемок. С другой стороны, эти «точки роста» сами становятся источниками контента для федеральных кинокомпаний, платформ и телеканалов. Сибирская, уральская, южная, северная или волжская «фактура» в проектах, создаваемых выпускниками региональных образовательных программ, является безусловной ценностью: это подтверждает успех сериала «Чики», в котором красоты и нравы жаркой провинции воздействовали на зрителя не хуже персонажей.
«Немосковские» истории таят в себе огромный потенциал. Зрителям надоедают драмы и комедии про обитателей Садового кольца и Рублевки. В России огромные залежи «нерассказанных историй». Москва не может справиться с таким объемом сюжетов, тем и смыслов в одиночку, поэтому качественное кинообразование в регионах вкупе с созданием центров кинопроизводства на местах – лучшая стратегия и для киноиндустрии, и для тех, кто мечтает в ней работать.
Как делать деньги на кино
Самые богатые люди в кинобизнесе — не режиссеры и не продюсеры, а владельцы кинотеатров. Почему так, на чём на самом деле зарабатывают киностудии и как сделать, чтобы фильм смотрела вся страна — в нашей статье.
От менеджера в компании до гран-при и озвучки в Амедиатеке
Интересоваться кино, озвучкой и организаторской работой я начал еще в студенческие годы — учился на факультете звукорежиссуры в Санкт-Петербурге, но бросил учебу, чтобы пойти работать.
Следующие несколько лет провел в компании-франчайзи 1C: начал на должности менеджера по проектам, а уходил директором филиала. Я получил опыт и понял, что мог бы управлять своей кинокомпанией. Нашел партнера — он учился в том же университете, только на другом факультете.
В 2015 году мы сделали первую серьезную работу: написали сценарий для полнометражного фильма и продали его известному режиссеру из Азербайджана.
Затем стали снимать короткометражки, коммерческие ролики, писать сценарии, заниматься озвучкой зарубежных фильмов и сериалов для «Амедиатеки», 2х2, «Кинопоиска». Например, мы озвучили сериалы «Бэтвумен» и «Предприятие Божий дар».
В 2017 году сняли фильм «Это наш дом», а годом позже получили за него гран-при на российско-китайском фестивале «Амурская осень».
Одни фильмы снимают для души, другие — ради денег
Бывает, что фильм неплохой, но нет денег на продвижение, нет связей и договоренностей с кинотеатрами. Такой фильм может лежать в столе очень долго или распространяться в узких кругах. Например, за 10 000—12 000 рублей можно снять кинотеатр на два часа, пригласить друзей и знакомых, показать фильм. Но стать известным это вряд ли поможет.
По опыту, режиссерам и продюсерам сложно находить компромисс между тем, что хочется снимать, и тем, что с большей вероятностью принесет коммерческий успех. Большинство делают так: часть работ снимают только с коммерческой целью, часть — для души.
Съемки фильма начинаются
Если киностудия берется за фильм, самое главное — рассчитать бюджет. Это делают в самом начале работы, сразу после подготовки сценария. Если говорить в общем, статьи расходов такие:
80% бюджета уходят на зарплаты членам съемочной группы и на техническое оборудование;
20% — на переезды по местам съемок, аренду этих мест, текущие расходы.
Снять кино можно и с нулевым бюджетом. Написать сценарий, снять на камеру телефона, попросить друзей стать актерами и помочь с местами съемок, а затем выложить в интернет.
Если это что-то более профессиональное, средний бюджет будет от 5 млн рублей до бесконечности. Снять короткометражный фильм будет стоить меньше: начинать можно с 300 000—500 000 рублей, хорошим считается бюджет от миллиона и выше.
Можно выбрать интересную острую тему, потратиться на продвижение, но в итоге фильм мало кого заинтересует.
В кинобизнесе невозможно предугадать, выстрелит фильм или нет. Главное, что нужно запомнить: успех фильма не зависит от его бюджета
Так было с «Тайной печати дракона» — потратили 50 млн долларов на производство и маркетинг, но фильм провалился. А «Неадекватных людей» сняли за 3 млн рублей, при этом сборы достигли 20 млн рублей.
Причин этого много: влияют актерский состав, общая обстановка в стране, политическая ситуация, информационный шум, даты премьеры. Самые выгодные, конечно, новогодние праздники.
Кинотеатры и дистрибьюторы забирают до 80% прибыли
Чтобы фильм не остался в тени, его нужно продвинуть в прокате — сделать так, чтобы его увидели как можно больше людей. Сначала фильм попадает на экраны кинотеатров, для этого нужно:
обращаться в кинотеатры еще на стадии производства, показывать отрывки будущего фильма и предлагать взять в прокат;
обращаться в компании, которые занимаются дистрибуцией. Они сами договорятся с кинотеатрами, еще организуют продвижение фильма: сделают афиши, договорятся о трансляции трейлеров перед другими фильмами, дадут рекламу.
Обращаться лучше и к кинотеатрам, и к дистрибьюторским компаниям одновременно. А дальше выбирать по условиям договора из тех, с кем удастся договориться.
Затем фильмы выходят в онлайн-прокат, здесь договариваются уже в владельцам сервисов вроде «Амедиатеки», «Кинопоиска», «Окко». А где-то через полгода-год со дня премьеры фильм появляется в сетке телевещания — для этого договариваются уже с телеканалами.
Выйти на нужных людей можно с помощью кинорынков — так называют встречи причастных людей, которые проходят обычно на кинофестивалях, например «Окне в Европу» или Каннском кинофестивале. Эти люди заинтересованы в вашем фильме также, как вы: их работа — находить фильмы, которые принесут деньги или новую аудиторию.
Ко встречам на кинорынке лучше готовиться: заранее позвонить нужному человеку и договориться о беседе. О том, что он будет в том или ином месте можно узнать на сайте фестиваля: список гостей и партнеров всегда публикуют. С собой на такую встречу можно взять ноутбук с фильмом и сразу показать отрывок.
Эти люди заинтересованы в вашем фильме также, как вы: их работа — находить фильмы, которые принесут деньги или новую аудиторию
Теперь о деньгах. Кажется, что попасть на экраны кинотеатра — мечта, но кинотеатр заберет себе 50% всей прибыли. Дистрибьюторские компании забирают еще 20—30% прибыли, получается в сумме 70—80%. Это деньги за то, что фильм увидят люди.
Остальную прибыль отдадут кинокомпании: обмануть не получится, так как существует специальный государственный сервис, который учитывает продажу каждого билета. Можно в любой момент посмотреть, сколько билетов продали.
Инвесторы вкладывают в известных режиссеров
Деньги и ресурсы на фильмы ищут по-разному. Это могут быть:
Киностудии часто пользуются бартером: различные организации бесплатно предоставляют места для съемок, питание, атрибутику. Для организаций это имиджевая история: они получают билеты на закрытые показы, упоминание в титрах, могут использовать это в рекламе.
Часто помогают знакомства с людьми из разных сфер: директор театра может разрешить снять сцены в зале, а владелец красивого особняка — в своей гостиной.
Еще компании делают скидки на собственные услуги: например, требуется в аренду яхта, оплата посуточно — чтобы не терять клиента-киностудию, фирма может дать бесплатно еще и катер.
Часто помогают знакомства с людьми из разных сфер: директор театра может разрешить снять сцены в зале, а владелец красивого особняка — в своей гостиной
С инвестициями сложнее: обычно вкладывают деньги в киностудии и режиссеров, которые уже известны своими работами. Поэтому чаще киностудии снимают фильмы на личные сбережения и займы, но для них это возможность заявить о себе перед профессиональным сообществом и зрителями.
А пока слава еще не пришла, можно зарабатывать на сопутствующих услугах: озвучивать иностранные фильмы, снимать видео и рекламу, писать сценарии, делать анимацию и вообще любой видеоконтент.
Фонд кино и Министерство культуры опубликовали рейтинг российских фильмов, которые получают государственную поддержку. Если раньше ведомства обозначали только общую сумму госфинансирования, то сейчас можно посмотреть, сколько денег получила та или иная студия на определенные фильмы.
Постановочным видео никто не верит
Киностудии снимают разные ролики, например мы занимаемся эйчар-визуализацией. Это видео, которые помогают формировать образ компании и привлекать молодых специалистов. Для таких видео нужно тесно работать с эйчарами и психологами: эйчары говорят, каких сотрудников ищут, а психологи — как этих людей зацепить.
Работа над роликом начинается со встречи и обсуждения бюджета, формата, задачи видео. После подписываем соглашение о конфиденциальности, и нам передают внутренние материалы: положения, инструкции и всё, что может помочь написать сценарий.
После формируем задание для творческой группы: обсуждаем, какой ролик нужен, как он должен воздействовать на зрителей, какой посыл передавать. В группу входят режиссер, звукорежиссер, оператор, продюсер, анимационные и графические дизайнеры, сценарист, актеры и другие участники команды.
Три-четыре сценариста пишут несколько синопсисов — кратких текстов в один-два абзаца. Клиент смотрит синопсисы и решает, что нравится, а что нет. По выбранному синопсису создают один-два сценария, затем выбирают один.
По утвержденному сценарию снимается ролик, он может быть с участием актеров и без них, сниматься в разных локациях, содержать анимацию.
Ролик показываем клиенту и обсуждаем доработки. Если замечания разумные и не связаны со вкусовщиной, вносим их. А если клиент просит сделать то, что в итоге испортит работу, мы аргументированно объясняем, почему так делать нельзя. Бывает, что клиент недоволен работой, — тогда мы сверяем видеоряд со сценарием. А еще для таких ситуаций всегда прикрепляем сценарий к договору как приложение.
Бывает, что клиент недоволен работой, тогда нужно сверить видеоряд со сценарием. А для таких ситуаций — всегда прикреплять сценарий к договору как приложение
Стоит производство такого видео от пятидесяти тысяч рублей до трех миллионов рублей. Всё зависит от того, где видео будут транслировать: ролики для показа в компаниях, на выставках и конференциях стоят дешевле, средняя цена у роликов для интернета, самые дорогие — для телевидения.
Новые правила посещения кинотеатров в 2021 году
Во многих регионах РФ теперь для посещения кинотеатров нужен QR-код. Киноафиша объясняет, что необходимо для того, чтобы посмотреть кино на большом экране.
Нужен ли QR-код для посещения?
Большинство регионов РФ уже ввели или введут в ближайшее время QR-коды для похода в кинотеатр. Ищите свой город или область в списке ниже:
Введение новых правил посещения кинотеатров
Теперь, помимо обязательного ношения средств индивидуальной защиты, при входе в кинозал или при покупке билетов в кассе зрители должны предъявить действующий QR-код. Новые правила посещения кинотеатров в период коронавируса необходимы для того, чтобы не допустить распространения инфекции и сохранить ваше здоровье и здоровье ваших близких.
Можно ли в кинотеатр без QR-кода (прививки)?
Как проверяют QR-код в кинотеатре?
Правила посещения кинотеатра для зрителей младше 18 лет
Согласно федеральному закону от 01.05.2019 N 93-ФЗ на сеансы фильмов с рейтингом 16+ и 18+ не могут пройти зрители младше установленного возраста. Администрация кинотеатра имеет право не пропустить детей в кинозал даже в сопровождении взрослых.
Просмотр фильмов с возрастным ограничением 6+ и 12+ для зрителей младше заявленного возраста допустим в сопровождении взрослых.
«Не имеет права!»: Билана осудили за скандальное шоу в Казахстане
Может начаться война: озвучены претенденты на миллионы Градского
Или он, или я: скандал Верника с Нагиевым перерос в драку
Показала истинное лицо: ради Градского Успенская засветила фото до пластики
«Перекладывают ответственность»: психолог объяснил, почему россияне верят Шукшиной и другим звездам-антиваксерам
«К новому году»: названа новая дата выхода «Сватов 7»
Тест Сонди: выберите лицо, которое вас пугает, и узнайте свой «диагноз»
Двойная выгода: почему Градский не женился на матери своих детей
Маркер на культурность: названо истинное предназначение Бузовой
«А про Градского ни слова»: Киркорова затравили за скорбь по известному дизайнеру
Куда смотрит Милохин? Накрасивший ногти Басков засветился с Медведевой
Проклятье дьявола: Градский сам подписал себе смертный приговор
Сколько стоит снять короткометражный фильм
И что для этого нужно
Я была сценаристом и ассистентом режиссера на съемках короткометражного фильма.
Вместе с режиссером Никитой Капцовым мы снимали фильм «Закон стоимости». С перерывами в работе на съемки ушел год.
Сейчас фильм уже полностью готов, в июле 2021 года мы провели премьерный показ. В статье расскажу, через что мы прошли для его создания: как составляли смету, где искали деньги и что делали с фильмом после съемок.
Что такое короткий метр
Короткометражным фильмом называют любую ленту до 50 минут, но на деле самый удачный метраж для такого формата — от 10 до 30 минут. Это связано с будущим фестивальным продвижением картины: большинство крупных фестивалей диктуют собственные временные рамки. Например, на «Кинотавр» не примут короткометражку дольше 25 минут.
Еще одна особенность короткометражки — структура. В короткий метр укладывается одно значимое для героя событие: например, победа в спортивном соревновании или уход из дома. В полном метре таких событий обычно несколько. Естественно, драматургическая структура в виде завязки, кульминации и развязки сохраняется, только в более упрощенном виде.
Кстати, режиссеры зачастую начинают путь в кинематографе именно с короткометражек — просто потому, что ресурсов на их производство затрачивается намного меньше.
Как победить выгорание
Как искать деньги для съемок
Крупные федеральные гранты. Кинематограф в России практически полностью существует на государственные деньги. Российским фильмам трудно окупиться в прокате, поэтому мало коммерческих организаций, которые готовы вкладываться в проекты. Так что государство каждый год выделяет на кинематограф определенную сумму, которую потом распределяют на конкурсах. Ее размер не раскрывается.
Чтобы подать заявку на государственные гранты, нужно собрать пакет документов. Подробно требования описаны на сайте Фонда кино. Победители обязаны отчитаться о каждой потраченной копейке: составить подробную смету, предоставить отчет о тратах, показать чеки и договоры.
Непосредственно Фонд кино и Министерство культуры поддерживают в основном полнометражные проекты. Гранты от них получают юридические лица — обычно это кинокомпании. Проекты получают статус национального фильма, финансирование и квоту на дистрибуцию в кинотеатрах. Квота нужна для того, чтобы поддерживаемый государством проект не затерялся на фоне множества голливудских блокбастеров и нашел своего зрителя.
Региональные гранты. С короткометражными фильмами можно участвовать в более мелких грантах, которые обычно проходят в регионах. Информацию о них публикуют на сайте Всероссийского молодежного кинофорума.
Мы подавали заявку на Московский питчинг дебютантов. Он проходит каждый год и поддерживает разные проекты: полные и короткие метры, веб-сериалы, анимацию. Его лауреаты получают грант в 1 000 000 Р и подписывают договор с «Союзом кинематографистов России».
Проект «Крымские каникулы», с которым мы пробовали участвовать, не прошел даже предварительный отбор. Фильм посвящен отдыху в крымских горах, а денег мы просили у Москвы — это классическая ошибка новичков. После неудачи поняли, что регионы заинтересованы в поддержке фильмов, если они каким-то образом отражают колорит непосредственно этих мест. С «Крымскими каникулами» мы готовились к Крымскому питчингу — он должен был пройти осенью 2021 года. Мы сделали презентацию, купили билеты, но мероприятие по неизвестным причинам отменили.
Продакт-плейсмент. Чтобы получить деньги на фильм, можно предложить разным компаниям скрытую рекламу. Однажды мы написали короткую историю о том, как тяжело во время пандемии выбраться из дома за продуктами. В итоге поняли, что история похожа на рекламу доставки еды, и начали рассылать разным компаниям коммерческие предложения. Письмо писали в свободной форме и прилагали презентацию проекта.
Этот проект нашел спонсора, компанию по доставке продуктов, и сейчас в работе, но пока показать его я не могу. Просто хочу сказать, что это рабочий способ привлечь в свой проект деньги.
Краудфандинг — это народное финансирование проектов. Авторы проекта объявляют сбор на специальных сайтах, и люди добровольно вносят деньги. Взамен они получают вознаграждение, соответствующее пожертвованной сумме: например, открытку, постер, возможность встречи с создателем.
Многие начинающие кинематографисты прибегают именно к краудфандингу. Логика здесь простая: легче попросить маленькую сумму у большого количества людей, чем большую у одного человека. Мы тоже смогли собрать деньги на фильм благодаря краудфандингу.
Может показаться, что краудфандинг — простой и действенный способ, почти панацея. На самом деле это не так. Такие предприятия редко заканчиваются полным успехом: новичкам без высокой медийности и большой лояльной аудитории средства собрать тяжело, особенно если это какая-то значительная сумма.
Команда получит деньги, только если собрано больше половины. Если меньше — деньги вернутся донатерам.
В процессе сбора мы поняли, что одних только репостов о сборе на страницах съемочной группы недостаточно — нужны большие медиаплатформы и инфлюенсеры. Чтобы их найти, мы определили целевую аудиторию.
После съемок мы составили отчет о потраченных средствах и отправили его администраторам.
Как посчитать бюджет фильма
Перед съемками фильма всегда составляют смету. Если нет четкого понимания, что понадобится для производства фильма и сколько это будет стоить, то невозможно будет спланировать способы и сроки поиска ресурсов. Также детальный план позволит понять, на чем именно получится сэкономить во время съемок.
К моменту составления сметы должен быть готов литературный сценарий, режиссерская разработка, календарно-постановочный план съемок. Команда должна понимать, сколько актеров и техники будет задействовано. Если взять суммы навскидку, можно ошибиться в расчетах и заложить на съемки меньше денег.
В смете нужно учесть все — от затрат на авторские права и технику до цен на зажимы, маркеры и прочую мелочь.
Наша смета. «Закон стоимости» — драма с элементами триллера, по сюжету главный герой бежит из трудового рабства. Вместе с титрами картина идет шестнадцать с половиной минут, на производство мы потратили больше 125 тысяч рублей.
При этом сюда не входили зарплаты съемочной команды и актеров: у нас все работали на творческом энтузиазме и вере, что фильм сделает мир лучше, а команду — известнее в индустрии.
Все деньги ушли на аренду аппаратуры, трансфер, реквизит, игровой транспорт и питание съемочной группы на сменах.
на столько изначально мы составили смету
Идея и сценарий фильма — 0 Р
Идея фильма и первые наметки сюжета возникли у режиссера Никиты Капцова — он хотел обратить внимание на проблему трудового рабства. В Петербурге, например, часто можно встретить объявления в духе «Проживание, питание, работа». Вот только за этими цветными бумажками на фонарных столбах скрываются места, где безжалостно эксплуатируют людей.
Вместе с Никитой мы разработали историю о человеке, который попал в такое рабство, прописали действия, персонажей и написали литературный сценарий. Так как все делали сами, затрат на авторские права не было.
Команда и актеры — 1000 Р
Наш фильм — полностью студенческий проект. Половину команды составили ребята из СПбГИКиТ, мы звали знакомых и просто свободных студентов. Художника нашли в РГИСИ, а ассистентов — в группах социальных сетей.
В нашу команду вошли:
Кастинг актеров из-за карантина мы проводили дистанционно. Всех ребят выбирали на сервисе поиска актеров «Кинолифт» и во «Вконтакте», связывались с ними и просили выслать видеовизитку с прочитанным стихотворением.
Конечно, мы сразу оговаривали, что оплаты не будет. Заплатили только одному актеру — символические 1000 Р просто потому, что человек находился в тяжелом материальном положении.
Все репетиции проходили непосредственно перед съемками.
Техника — 25 175 Р
Нам удалось найти оператора со своей камерой. Это дешевле и удобнее — для своей камеры у операторов чаще всего есть нужные вспомогательные предметы: например, объективы, кабели и системы стабилизации. Так что на это мы не потратили денег.
На технику мы потратили 25 175 Р
Что брали | Количество и срок | Сколько потратили |
---|---|---|
Комплект мягкого света | 1 шт. на 3 смены | 5670 Р |
Аккумуляторы | 2 шт. на 6 смен | 3480 Р |
Отражатель | 2 шт. на 6 смен | 2280 Р |
Систенд | 2 шт. на 6 смен | 1800 Р |
Лед-панель | 1 шт. на 1 смену | 1790 Р |
Аккумуляторные батареи для звукозаписывающего оборудования | 16 шт. на 5 смен | 1680 Р |
Дым-машина | 1 шт. на 2 смены | 1500 Р |
Комплект раций | 1 шт. на 7 смен | 1365 Р |
Сендбэк — утяжелитель | 4 шт. на 6 смен | 1200 Р |
Фрост-рама | 1 шт. на 6 смен | 1140 Р |
Систенд | 1 шт. на 6 смен | 900 Р |
Грипхед — зажим | 3 шт. на 6 смен | 900 Р |
Удлинительная штанга | 3 шт. на 6 смен | 900 Р |
Черный флаг | 1 шт. на 3 смены | 570 Р |
Делюсь небольшим лайфхаком, как сэкономить на аренде техники для съемок. Многие сервисы аренды дают скидку студентам киношкол, поэтому наличие в команде студента ВГИКа или петербургского КИТа наверняка сократит траты. Наш продюсер показала свой студенческий билет и получила скидку 20% — цены в таблице указаны уже с учетом этой скидки.
получили скидку на аренду техники
Реквизит и костюмы — 8263 Р
В «Законе стоимости» герои — строители, поэтому рабочие и бригадир должны быть в кадре в специальной униформе. Мы не смогли позволить себе купить игровую одежду, поэтому связались напрямую с производителем — написали письмо в компанию «Техноавиа» и попросили помочь нам в обмен на благодарность в титрах.
Генеральный директор пригласил нас с продюсером на встречу и предложил выбрать нужную форму из каталога. Все это было бесплатно. После съемок мы вернули костюмы в целости и сохранности. Если бы мы покупали форму для актеров, потратили бы около 39 000 Р : это два комплекта зимней формы и пять — летней.
Еще есть совсем неофициальный вариант. Можно купить костюмы и вернуть их после съемок, если работа займет меньше двух недель. Правда, при таком раскладе надо относиться к вещам максимально аккуратно, не снимать этикетки и не выбрасывать чек, чтобы потом вернуть деньги. Мы такой вариант не рассматривали: после нескольких недель активной работы — съемок на стройках и в поле — вещи вряд ли остались бы в идеальном состоянии.
Организация съемок — почти 50 000 Р
Сначала всю команду вместе с техникой нужно доставить на место съемок, а затем привезти назад — для этого нужно арендовать трансфер. Мы снимали фильм в Ленинградской области, микроавтобус с водителем нашли через «Авито».
Обычно съемочный день длится 12 часов, а значит, нужно обеспечить команду обедом. Пренебрегать этим пунктом не стоит, ведь от него зависит работоспособность людей. Мы кормили команду крупами и сосисками — продюсер заранее закупила продукты перед съемками.
Готовили мы в мультиварках, а чтобы они работали, арендовали дизельгенератор. Обед старались готовить заранее перед сменами, чтобы на месте его можно было только разогреть, — всем этим занималась та же продюсер и администратор площадки. Но не всегда все было гладко: на одной из смен мы получили в аренду севший аккумулятор, и вся группа обедала холодной гречкой.
Еще мы закупали печенье и вафли для перекуса, иногда отправляли администратора до ближайшего магазина за энергетиками, пакетиками растворимого кофе и сигаретами.
Непосредственно съемки — 1000 Р
Съемки заняли в общей сложности семь дней, два из которых ушли на пересъемку финальной сцены.
Сложнее всего оказалось снять сцену работы в ночной смене, ее съемки длились 12 часов. Мы снимали на складе в помещении бывшего завода, пустили нас туда бесплатно, мы просто договорились о времени. Там мы снимали в нескольких разных локациях с разными актерами и каждый раз полностью переставляли весь свет и оборудование.
Отдельная история связана со съемками дождя. По сюжету кульминационная сцена фильма происходит во время грозы. Разумеется, в день съемок никакой грозы не предвиделось. Если с громом и молнией все просто — нужно только помигать светом и потом наложить звук, то что делать с самим дождем? В итоге мы за 1000 Р купили в строительном магазине шланг и доски, режиссер сколотил деревянную раму, внутри которой прикрепил свернутый в спираль многократно продырявленный шланг. Затем эту конструкцию водрузили на крышу и во время съемок пускали воду по пожарному шлангу. В кадре дождь выглядит достаточно натурально.
Уже после чернового монтажа фильма случилось непредвиденное — оказалось, что финал не выражает нашей общей идеи. История не получается цельной, и вообще, все выглядит не так, как планировалось.
Нам пришлось срочно писать новую финальную сцену. Снимать ее мы решили через два месяца, уже зимой. Такой срок на подготовку заложили намеренно: нам нужен был снег в картине, да и просто время, чтобы заработать деньги. В итоге мы пересняли финал за дополнительные 25 000 Р — продюсер Наталья вложила их из личных сбережений.
столько стоило переснять финальную сцену
На короткометражное кино часто складывается вся команда, но у нас не было такой договоренности, поэтому наш режиссер отдавал деньги продюсеру уже после окончания съемок. Если бы мы серьезнее отнеслись к планированию и сценарию, эти траты бы не понадобились.
Постпродакшен — 0 Р
После съемок фильма его нужно еще привести в чистовой вид — на это у нас ушло пять с половиной месяцев. Сначала режиссер собирал фильм на монтаже: оставлял удачные дубли и убирал лишнее. В работе он ориентировался на монтажный лист — это список всех дублей, который ведется во время съемок. В нем помечают, какой вариант вышел хорошо, а какой оказался бракованным. Обычно за ведение монтажного листа отвечает человек с хлопушкой.
Затем была цветокоррекция. Видео с камеры выходит сырым, для создания у кадра настроения его тонируют или придают ему насыщенность — все зависит от настроения сцены. Иногда этим занимаются операторы, но таким навыком владеют не все. К тому же для этого нужны мониторы с хорошей цветопередачей — такие стоят от 40 000 Р до 250 000 Р в зависимости от набора функций.
Параллельно с цветокоррекцией шло шумовое и речевое озвучание — запись речи актеров, всех звуков и шумов в кадре. Для записи качественного чистого звука сразу на съемках нужно потратить множество ресурсов, поэтому практически всегда звук перезаписывают и собирают заново уже после съемок. Актеры переозвучивали все свои реплики заново, а звукорежиссер сам записывал звуки, которые должны были быть в кадре: звук паспортов, кинутых на стол, шаги, удары во время драки — то есть вообще все.
Для этого обычно приходится арендовать звукозаписывающую студию — в Петербурге это стоит около 12 000 Р за смену. Но здесь тоже может сработать лайфхак со скидками для студентов, а еще они иногда вправе пользоваться техническими возможностями своих учебных заведений. Мы именно так и поступили: наш звукорежиссер Леонид записал звук на вузовской студии. Техника для записи звука на площадке нам не понадобилась, потому что у звукорежиссера была своя.
Сейчас наш звукорежиссер занимается сведением фильма — настраивает каждый звук относительно его пространственной локализации и громкости. Это долгий и кропотливый процесс.