Что нужно чтобы открыть точку быстрого питания
Кафе-ларек быстрого питания: бизнес для торопливых
Современный мир диктует свои правила. Темпы жизни в мегаполисе растут с каждым годом. Чтобы не отстать от завтра, сегодня нужно бежать изо всех сил. Жесткий ритм отражается не только на работе, бизнесе, делах, но и на питании человека. У менеджеров среднего звена больше нет времени на комплексные обеды в кафе и ресторанах, а ланчи проходят параллельно с деловыми встречами. В реалиях такого времени, бизнес на фастфуде набирает глобальные обороты.
Ассортимент
Прошли те времена, когда при упоминании ларька быстрого питания мысленно представлялись масляные пирожки, жирные чебуреки и пиццы не первой свежести. На сегодняшний день, практически все рестораторы, задающие тон культуре общепита, имеют в своем подчинении фаст-фуды. Продуманная концепция таких заведений отличается современным дизайном, обученным персоналом и едой высокого качества. Перед тем, как составить бизнес-план кафе быстрого питания, необходимо определиться с направлением.
Главная идея проекта – максимально быстро и вкусно обслужить клиента. Зачастую, цена перекусов невысокая. Но это ни в коем случае не зависит от качества используемого сырья.
Низкая стоимость достигается малым количеством персонала, низкой арендной платой и высокими оборотами. Если вы хотите создать рентабельное заведение, не экономьте на продуктах.
В последние годы прогрессивное население пришло к здоровому питанию. Можно сделать ставку на это. Составить меню на основе органической здоровой пищи: салаты, мюсли, каши, безглютеновые батончики, злаковые, семена, молоко без лактозы и прочее. Минимум сахара, соли, дрожжей, жиров – максимум пользы. Такой девиз заведения. Это новомодное веяние имеет место быть и в далеком будущем.
Вторая распространенная кухня – японская. Роллы, суши, мисо-супы, салаты так полюбились постсоветскому человеку, что без них не обходится ни одно кафе и ресторан. Кроме этого, рис с рыбой – питательные сбалансированные компоненты. Кроме быстрых перекусов, такие блюда будут пользоваться популярностью.
Стандартный фаст-фуд с привычным наполнением в качестве гамбургеров, чизбургеров, салатов, картофеля фри можно видоизменить и внести поправки. Например, делать бутерброды из хорошего стейка на гриле, без вредных жиров а картофель не жарить в огромном количестве масла, а запекать в духовом шкафу.
Целевая аудитория и месторасположение
Определившись с концепцией, переходите к потенциальным клиентам. Это важный пункт бизнес-плана кафе быстрого питания. Основные посетители таких заведений:
Если вы решили идти стандартным проверенным путем, открываясь в общественных местах большого скопления людей, данные, приведенные выше, изменятся. Создавая общепит в метро, на вокзалах, переходах и остановках общественного транспорта, постоянных клиентов не ждите, зато массовый поток обеспечен.
Месторасположение зависит от ассортимента и ориентации:
Не забывайте, что ориентация на учащихся и работников будет подвержена сезонности, в то время, как остальные места проходимы в любое время года.
Помещение
К помещению под кафе быстрого питания предъявляют жесткие требования. Размеры варьируется в зависимости от ваших предпочтений и будущего формата. Несмотря на то, что точке с питанием далеко до полноценного кафе, наличие канализации, воды и электроэнергии – обязательно. Помещение должно быть с хорошей вытяжкой. Отделка стен и пола — из влагоустойчивого, поддающегося систематической влажной уборке, материала. Установите мощную систему кондиционирования.
При выборе площадки под размещение, руководствуйтесь нормативным документом Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Кроме этого, изучите СанПиН 2.3.4.1079-01.
В них четко прописаны основные требования, которым обязано соответствовать помещение:
Система противопожарной безопасности важна не меньше, чем санитарные нормы. Электрическая проводка должна выдерживать большие нагрузки на сеть.
Реклама играет немалую роль в раскрутке. Закажите неоновые вывески, штендеры, растяжки. В день открытия можно нанять промоутера для раздачи скидочных листовок.
Регистрация бизнеса и сертификация
Перед тем, как открыть кафе быстрого питания с нуля, необходима регистрация. Здесь придется выбирать между ООО и ИП. Индивидуальное предпринимательство проще организовать, пакет документов – стандартный. В случае неудачи, ликвидация происходит быстро.
Общество с ограниченной ответственностью подойдет тем, у кого есть партнеры, и планируется крупный сетевой проект. В этом случае понадобится уставной капитал и Положение организации. Обществу проще получить кредитование в банке, появляется возможность для международного развития и сотрудничества.
После выбора организационно-правовой формы, идет постановка на налоговый учет. Коды ОКВЭД для фаст-фуда:
После этого, обратитесь в санитарно-эпидемиологическую службу и пожарную инспекцию для получения соответствующих разрешений. Представители государственных органов проводят выездную проверку, на момент которой необходимо завершить ремонт, расставить технику, чтобы помещение было полностью готово к работе.
Заключите договор с СЭС о проведении плановых мероприятий по дератизации, дезинсекции и дезинфекции заведения. Отдельно составляется договор на вывоз ТБО и утилизации люминесцентных ламп.
Если квадратные метры под точку берутся в аренду, необходим договор с арендодателем. В нем прописывается срок найма, размеры, обязательства по ремонту и техническому оснащению.
Организация общественного питания вне зависимости от объемов и направления, сертифицируется и контролируется Санэпидемстанцией согласно закону №184-ФЗ «О техническом регулировании». На все сырье и продукцию для приготовления распространяются такие же требования:
Приобретая холодильное оборудование, приспособления для термической обработки и прочую аппаратуру, проверяйте технические паспорта, соответствие ГОСТу.
Позаботьтесь о медицинских книжках и трудовых договорах для персонала.
Необходимое оборудование
Полное оснащение торговой точки – главный пункт в бизнес-плане кафе фаст-фуда. Условно, все необходимое оснащение можно разделить на клиентскую зону и место работы повара. К первому относится:
Для качественного приготовления пищи потребуется:
Список может меняться в зависимости от продукции, которая будет реализовываться. Для хранения заготовок нужно приобрести металлические и пластмассовые контейнеры с вакуумными крышками. Не забудьте о расходных материалах:
В летний период возле ларька разрешено установить столики, стулья, зонты от солнца. На улице необходима урна. Этот пункт контролируется СанПиН 2.08.02-89.
Расчет вложений и окупаемость
Как отмечают специалисты, рентабельность фаст-фудов превышает крупные заведения общественного питания в несколько раз. Но даже небольшой ларек требует определенных затрат. Стартовые вложения:
Ежемесячные траты составят:
В таком виде бизнеса нет фиксированной наценки, поэтому накрутка достигает 100%. При правильной организации, маркетинге и рекламе, за 6 месяцев можно выйти на чистый доход.
Даже если учесть сезонные колебания, фаст-фуд как бизнес — выгодное начинание. Даже если вы не хотите экспериментировать, открытие ларька шаурмы и хот-догов в хорошем месте позволит достичь успеха.
Что нужно чтобы открыть точку быстрого питания
Если вы уже нашли свою бизнес-идею, подумайте, какой формат кафе вам подойдёт:
От формата зависит не только концепция заведения, но и правовая форма бизнеса. В статусе ИП можно открыть только заведение со слабоалкогольными напитками, например пивом или сидром. Сельхозпроизводителям при регистрации ИП закон разрешает продавать вина и игристые вина собственного производства.
Если вино вы не производите, но намерены продавать крепкий алкоголь или делать коктейли, открывайте ООО. Это можно сделать в одиночку или с единомышленниками, но максимум 50 человек. Каждый участник должен вложиться в уставной капитал. Его минимальный размер — 10 тысяч рублей. Если ООО понесёт убытки или обанкротится, его участники, в отличие от ИП, не рискуют личным имуществом — только активами фирмы и своей долей уставного капитала.
Налоговый режим
Есть пять основных систем (режимов) налогообложения: одна общая (ОСН) и четыре специальных: УСН — упрощённая система налогообложения, ЕНВД — единый налог на вменённый доход, ПСН — патентная система налогообложения, ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог. ЕНВД будет отменён с 2021 года, а ЕСХН подходит только для производителей сельхозтоваров.
В рамках УСН можно выбрать объект налогообложения «доходы» или «доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов» (иногда говорят «доходы минус расходы»). Сменить объект налогообложения можно только со следующего года. Ставки и порядок расчёта — на сайте ФНС.
Регистрация
Зарегистрировать ООО и ИП можно в ИФНС. По адресу помещения или по адресу регистрации руководителя организации (учредителя) в первом случае и по месту регистрации физического лица во втором. В крупных городах может быть специально уполномоченная ИФНС для регистрации предпринимателей. Если вы планируете использовать специальный налоговый режим, заявление лучше подать вместе с документами на регистрацию.
Постановка на учёт в ПФР и ФСС происходит автоматически. ФНС передает сведения не позднее 5 рабочих дней со дня постановки на учёт.
—
ООО и ИП могут подать документы на сайте ФНС или портале госуслуг. В бумажном виде документы принимают ИФНС и МФЦ (лично или через представителя по нотариально заверенной доверенности). Если вы воспользуетесь почтой, отправляйте письмо с объявленной ценностью и описью вложения. Также можно воспользоваться сервисом СберБизнеса: документы будут готовы за 15 минут.
Раздел 2
Помещение
Для работы нужно получить разрешительную документацию из разных инстанций. Насколько это окажется сложным, зависит от того, какое помещение вы выберете. Если раньше в нём уже работали ресторан или кафе, то вместе с договором аренды вы получите готовый пакет документов из СЭС, пожарной инспекции и других государственных органов. Хлопот меньше, но и возможности для развития сильно ограничены. Например, вы сможете сделать косметический ремонт, но не сможете расширить площадь кухни или изменить расположение коммуникаций. Поставить дополнительную вентиляцию, чтобы готовить на гриле, не получится.
Если вы планируете использовать помещение, где раньше не было предприятий общественного питания, придётся подготовить проектную документацию и получить разрешения. В любом случае договор аренды помещения на срок более 11 месяцев нужно будет зарегистрировать в Росреестре. Правила размещения заведений общепита регламентируются санитарными правилами и нормами (СанПиН). В них есть перечень мест, где разрешено открытие кафе или ресторана.
И ещё один нюанс: для получения лицензии на алкоголь срок аренды помещения должен превышать 12 месяцев на дату получения лицензии.
Пожарная безопасность
Санитарные нормы
Уголок потребителя
Музыка и TV
Как не нарушить авторские права по использованию музыкальных произведений:
Для трансляции телевизионных каналов необходимо:
Вывеска
Covid-19
Роспотребнадзор составил рекомендации для бизнеса в условиях сохранения рисков распространения COVID-19. Нужно проводить генеральную и влажную уборку помещений. Столы следует расставить на расстоянии не менее 1,5 м друг от друга и дезинфицировать их каждые 2 — 4 часа. В наличии должен быть пятидневный запас дезинфицирующих и моющих средств. Антисептики также разместите на входе и в местах общественного пользования. Каждые два часа проветривайте помещение.
—
О работе после пандемии можно прочитать в статье.
Раздел 3
Разрешения
Перед открытием кафе нужно уведомить о начале предпринимательской деятельности Роспотребнадзор: по почте, через портал госуслуг или лично посетив территориальное управление. Также можно через представителя по нотариально удостоверенной доверенности. Вас внесут в реестр в течение 10 рабочих дней.
Для розничной продажи алкогольной продукции за исключением слабоалкогольных напитков необходимо оформить лицензию. Место и способ подачи зависят от региона, а госпошлина для всех одинакова — 65 000 рублей.
Требования для получения лицензии на розничную продажу алкоголя:
Для реализации любой алкогольной продукции необходимо зарегистрироваться в системе ЕГАИС.
Раздел 4
Счёт в банке
Для налоговых платежей, оплаты аренды, работы с поставщиками и других операций нужен расчётный счёт.
ИП для открытия счёта нужны:
—
В СберБизнесе можно открыть счёт без посещения офиса банка. ИП могут сделать это онлайн, а юрлица — встретиться с менеджером, который привезёт документы, а также расскажет о бонусах от банка и партнёров.
Раздел 5
Кассовый аппарат
О том, зачем вообще бизнесу онлайн-касса и какие они бывают, мы уже писали. 54-ФЗ обязывает всех предпринимателей использовать кассу с фискальным накопителем и выдавать фискальные чеки после покупки, только если вы не ИП без сотрудников, продающий товары собственного производства. Например, сами крутите и продаёте шаурму у себя на районе.
В небольшую кофейню с напитками навынос подойдёт смарт-POS (онлайн-касса и терминал для эквайринга в одном). Она компактная, помещается в карман куртки, поэтому такую кассу удобно использовать и при доставке. Масштабному гастрономическому проекту потребуются специализированные кассы — iiko или R-keeper. На них видна работа всего ресторана: резерв столов и очередь заказов, процесс приготовления блюд на кухне и остатки на складе, которые автоматически списываются при заказе. С помощью такой кассы официанты могут разбить чек между гостями и посмотреть, сколько заработали за смену. Система синхронизируется с 1С, визуализирует графики продаж и умеет формировать балансовый отчёт.
Для использования кассы необходимо:
Обычные кассовые аппараты выбивают чеки и сохраняют данные о них в специальном блоке памяти. В отличие от них онлайн-кассы не только печатают чеки и сохраняют информацию на специальном накопителе данных, но также шифруют эти данные и передают их оператору фискальных данных (ОФД), который онлайн отправляет эту информацию в налоговую службу.
—
Почитайте, как выбрать эквайринг и онлайн-кассу для общепита. Чтобы общепит работал, онлайн-кассы достаточно — с ней уже можно принимать оплату наличными. Но если вы хотите принимать оплату картами, нужно подключить эквайринг. Можно поставить терминалы, связанные с кассой, а также использовать SberFood — приложение, с помощью которого гости могут сами оплачивать заказ картой, не дожидаясь очереди на кассе или официанта.
Раздел 6
Персонал
Регистрация в Фонде социального страхования
ИП необходимо встать на учёт в качестве страхователя в течение 30 дней после оформления первого сотрудника. Подать документы можно в отделении ФСС или через портал госуслуг. Для ООО отдельной постановки на учёт не требуется. Оформление происходит на этапе регистрации.
Оформление
Для небольшого кафе достаточно одного-двух поваров для работы на кухне. В период запуска или сезонного обновления меню можно привлекать шеф-повара, который составит технологические карты — документы, описывающие состав и способ приготовления блюд. В большом заведении будут нужны официанты, а также менеджер или управляющий — ответственный сотрудник, контролирующий слаженную работу кухни и зала.
Со всеми сотрудниками следует заключить трудовые договоры, оформить трудовые книжки или направить сведения в Пенсионный фонд России. Также потребуются медицинские книжки. При приёме на работу иностранного гражданина необходимо уведомить МВД в течение трёх рабочих дней с момента заключения договора.
Система охраны труда
Необходимо разработать приказ по охране труда, должностные инструкции и журналы охраны труда. Также необходимо провести специальную оценку условий труда и мероприятия производственного контроля.
—
Сервис Сбера позволит за 10 минут проверить благонадёжность сотрудника. С подготовкой документов и регистрацией при найме штата поможет юрист. В дальнейшем, направляя документы в ФНС, ПФР, ФСС, и Росстат, можно воспользоваться сервисом «Электронная отчётность в госорганы». Составлять трудовые договоры и другие кадровые документы, вести бухгалтерский и налоговый учёт поможет «Конструктор документов».
Раздел 7
Кухня
Как уже написано выше, можно арендовать помещение, где уже было кафе или ресторан, — тогда заново проектировать ресторанную кухню не придётся. Достаточно будет косметического ремонта. Если вы настроены на создание нового пространства, лучше заручиться поддержкой дизайнера и технолога. Первый продумает оформление, а второй — спланирует коммуникации и оснащение, чтобы всё соответствовало сантехническим правилам и нормам.
Оборудование, посуда и инвентарь должны быть:
Помните о технической документации:
Рекомендации по производственному процессу:
В случае нарушения, повлекшего массовое заболевание или отравление людей, грозит уголовная ответственность.
Система учёта
На каждый закупаемый товар должны быть сопроводительные документы. В бумажном виде — это товарные накладные и декларации о соответствии (или сертификат соответствия). В электронном — для алкоголя и продукции животного происхождения.
Для закупок продукции животного происхождения необходимо зарегистрироваться в электронной системе «Меркурий». Заявку на регистрацию необходимо подать в территориальное управление Россельхознадзора лично или в электронной форме: на электронный адрес info@svfk.mcx.ru — для ИП; на электронный адрес admin@fsvps.ru — для ООО (если у вас есть электронная подпись).
Раздел 8
Клиенты и продажи
Выход в онлайн
2020 год преподал много уроков, один из главных — не надейтесь только на офлайн. Ресторанная сеть White Rabbit Family не ограничилась доставкой и создала комьюнити для тех, кто в самоизоляции. Гости первого в России онлайн-ресторана выбирают дату и заказывают набор продуктов. В указанный день в эфир выходит бренд-шеф и даёт гастрономический мастер-класс. Места за общим виртуальным столом появились и в столичном «Доме культур». Здесь приглашают на онлайн-бранчи с шеф-поваром, дизайнерами, музыкантами. А кафе Delicatessen предложило приобрести сертификат на ужин, воспользоваться которым можно после послабления карантинных мер. Собрали несколько идей, которые можно взять на вооружение.
Реклама
Расскажите о своём заведении в интернете: заведите аккаунт в инстаграме и запустите рекламу, таргетированную на жителей вашего района. Продвигать бизнес можно через внутренние инструменты соцсети или бесплатный сервис Фейсбука Business Manager (Инстаграм принадлежит этой компании). Когда вы планируете рекламировать своё кафе в интернете, нужно не только правильно рассчитать бюджет кампании, но и научиться эффективно его расходовать. Рассказали, как проверить окупаемость рекламы в Google Analytics и Яндекс.Метрике и привлечь больше пользователей за меньшие деньги. Найти новых клиентов и увеличить продажи позволит лендинг. Изучите, чем он отличается от обычного сайта и какие задачи поможет решить.
Оптимизация расходов
Если бизнес нельзя перевести на удалёнку, можно пересмотреть расходы на аренду помещений. Попробуйте часть задач передать на аутсорсинг. Бухгалтерию, кадровый учёт и юридическое обслуживание делегируйте онлайн-сервисам. Пересмотрите рекламную и маркетинговую стратегии. Например, когда меньше людей выходят из дома, кафе могут вложить больше денег в рекламу доставки, а остальные рекламные расходы сократить. Ещё раз проанализируйте эффективность рекламы: возможно, выяснится, что уличная реклама не привлекает клиентов, а таргетированная в соцсетях работает хорошо. Мы рассказали, от каких расходов предприниматели сейчас могут отказаться, чтобы сэкономить деньги.
Проанализировать свои бизнес-метрики, оценить ёмкость ниши и сравнить показатели с другими компаниями поможет приложение СберСоветник.
Свой бизнес: уличное питание от шеф-повара
Наверное, не найдется человека, который не слышал про фаст-фуд. Это слово (fast food) в переводе с английского означает «быстрая еда». Таким образом, к фаст-фуду можно отнести практически любое блюдо, которое не требует долгого приготовления, специальной сервировки или «вдумчивого» поглощения. Это блюда, которые готовятся в кафе или передвижных киосках быстрого приготовления (картофель фри, картофель с наполнителями, пицца, шаурма, хот-доги, бургеры и т. п.), продукты, которые можно довести до готовности, просто добавив воды (супы, каши, картофельное пюре, лапша быстрого приготовления), и, наконец, это различные мелкие закуски, которые продаются в киосках и продуктовых магазинах (сухарики, орешки, чипсы, поп-корн и пр.).
Итак, понятие фаст-фуда довольно широкое и включает в себя практически все, что можно съесть на ходу, не отрываясь от своих дел. Из-за этой специфики за фаст-фудом закрепилась плохая репутация. Распространено мнение, что блюда, приготавливаемые наспех не в условиях стационарного заведения, обжариваемые в не самом качественном масле и имеющие в своем составе разные сомнительные ингредиенты (майонез, усилители вкуса, консерванты, красители и пр.), являются очень вредными. Мнение это имеет определенные основания. Во-первых, блюда фаст-фуд, действительно, очень калорийны, что вполне понятно. Покупатели отдают предпочтение варианту быстрого перекуса, когда необходимо утолить голод, но нет возможности для полноценной неторопливой трапезы. Для того чтобы с помощью одного лишь блюда получить ощущение сытости, необходимо использовать высококалорийные продукты с максимальной энергетической ценностью. По калорийности один хот-дог вполне заменит обычный обед. Во-вторых, для того чтобы покупатель вернулся за следующим бургером или хот-догом, вкус блюда быстрого приготовления должен быть максимально запоминающимся и притягательным. Усилить вкусовые ощущения можно несколькими способами, но наиболее простой и дешевый – добавить в блюдо побольше жира и сахара. Таким образом, легкие заправки на основе натурального йогурта заменяются на намного более жирный и дешевый майонез, а натуральные подсластители и сахарозаменители – на сахар и патоку. Избыток калорийности, конечно, не улучшает наше здоровье, поэтому на волне пропаганды здорового образа жизни и правильного питания фаст-фуд стал символом того, что нужно избегать любой ценой.
Однако рынок продуктов быстрого приготовления и быстрого питания тоже не стоит на месте: на любой спрос обязательно появляется свое предложение. В нашей стране это направление относительно молодое. Первые заведения общественного питания подобного формата появились в России в 90-е года. «Первопроходцем» стала сеть Макдональдс. Затем количество подобных заведений начало расти в геометрической прогрессии. Появлялись и исчезали новые торговые марки, активно продвигался «закусочный» бизнес по франшизе, изменялся формат и ценовая категория. Казалось, что в этом направлении уже сложно изобрести что-то новое.
Свой тренинговый центр за 55 000 руб. Можно вести бизнес онлайн!
В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.
Однако буквально 1-2 года назад в крупнейших российских городах – Москве и Санкт-Петербурге стали появляться заведения уличного фаст-фуда принципиально нового формата. Открывают их не случайные предприниматели, которые нанимают работников, а сами выполняют исключительно административные функции, далекие от самой сути бизнеса. Точки быстрого питания нового поколения принадлежат известным шеф-поварам, участникам различных кулинарных конкурсов, успешным людям, которые по каким-либо причинам решили уйти из ресторанного бизнеса в сферу уличного фаст-фуда и открыть собственное дело. Правда, сами они категорически против смешения понятий уличной еды и фаст-фуда. По их мнению, уличная еда может и должна не уступать по вкусовым и прочим качествам ресторанным блюдам. Однако, в отличие от последних, ее употребление не требует никаких «ритуалов», в том числе сервировки стола и использования столовых приборов. Фаст-фуд же они приравнивают к «пошлым» хот-догам, шаурме и гамбургерам, цель которых – заглушить сиюминутное чувство голода в ущерб своего здоровью.
Впрочем, можно долго спорить о терминологии и взглядах, но все же существует общепринятое определение уличного фаст-фуда, под которым понимается особый формат предприятий общественного питания, которые предназначены для оперативного приготовления блюд из полуфабрикатов и их реализации в уличных киосках, павильонах, автофургонах, на мобильных прилавках, тележках и т. д. В этом определении не идет речь о составе блюд, но предполагается, что в ассортимент таких точек входят мультикомпонентные блюда быстрого приготовления. Помимо основного ассортимента, здесь можно приобрести и сопутствующую продукцию – снеки, жевательные резинки, шоколадки, соки, воду и пр. (но любой алкоголь находится под запретом). Доля сопутствующей продукции обычно не превышает 25-30 %. Таким образом, точки уличного питания (именно так их называют сами владельцы) нового поколения можно смело отнести к направлению фаст-фуд с той лишь разницей, что качеству и составу их блюд уделяется особое внимание.
Можно ли назвать такой бизнес перспективным? С одной стороны, главное преимущество традиционного фаст-фуда – его низкая цена. При использовании дополнительных ингредиентов и увеличения стадий приготовления блюда себестоимость продукции неизменно увеличивается, соответственно, возрастает и розничная цена готового продукта. Однако, как показывает опыт первопроходцев в этом бизнесе в столице нашего города, потребители согласны переплатить до 50 % за качественную и, главное, полезную для здоровья еду. Спрос на такую продукцию довольно высокий, но сам бизнес имеет определенную специфику. Если вы планируете открывать такую точку в своем городе, заранее проанализируйте все за и против, обдумайте формат и тщательно выбирайте место для ее расположения.
Юридические аспекты открытия точки общественного питания
Для того, чтобы открыть точку горячего питания, необходимо зарегистрировать ИП или ООО, а после этого приступать к оформлению документов на открытие своего заведения уличного питания. Заниматься регистрацией можно самостоятельно или же обратиться за помощью к посредническим фирмам. В последнем случае специалист сам соберет и оформит за вас все необходимые документы и проконсультирует вас по всем рабочим вопросам. Однако это сопряжено с дополнительными расходами. В целом, зарегистрировать ООО и, тем более, ИП нетрудно, даже если вы не профессиональный юрист. Но услуги посредников помогут сэкономить время и нервы.
Независимо от концепции вашего кулинарного проекта, после регистрации фирмы вам придется заняться оформлением всех необходимых документов на организацию точки быстрого питания. Прежде всего, нужно будет получить разрешение на занятие предпринимательской деятельностью и свидетельство налоговой инспекции о постановке плательщика налогов на учет. Порядок получения этих документов определяется Федеральным законом № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Гражданским кодексом РФ и различными региональными постановлениями. Он регулярно претерпевает некоторые изменения, в том числе и внутри одного региона, поэтому рекомендуется уточнить список необходимых документов и сроки их представления в торговом отделе вашего города или района.
Хотя уличные кафе автономны и мобильны, могут достаточно легко менять свое месторасположение, но даже передвижная точка предполагает все же определенное расположение на специально отведенной торговой площади. Вариантов мест для ее размещения может быть много, но мы рассмотрим аренду площади на территории торгового центра. Плюсы и минусы этого варианта мы рассмотрим ниже. Для работы такой точки необходимо заключить договор аренды с владельцем торгового центра (и его территории, так как ваша торговая точка будет располагаться на улице). В договоре нужно заранее оговорить размер арендуемой площади, стоимость аренды, сроки аренды и сроки ее оплаты.
Так как ваша деятельность предполагает появление отходов и мусора на территории вашего заведения общественного питания, то нужно определиться, как вы будете их вывозить. Это можно делать самостоятельно, заключив договор с определенной организацией, либо использовать мусорные контейнеры торгового центра (скорее всего за определенную плату или в ограниченных объемах).
Формат уличного питания предполагает, что пищу перед подачей (в нашем случае продажей) нужно будет разогревать. Соответственно, оговорите все условия подключения и использования электрической энергии. В этом случае вы также можете либо установить отдельный счетчик энергии, заключив договор с РЭС, либо пользоваться счетчиком торгового центра, заранее оговорив объемы потребления энергией (количество приборов и их мощность).
Независимо от размера и формата работы, любое предприятие общественного питания контролируется службой Санэпидстанции, согласно Федеральному закону № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Для открытия своей точки вам нужно будет получить соответствующие разрешения и сертификаты на оказание таких услуг. В противном случае вас оштрафуют, а ваше заведение быстро прикроют. Учтите, что нужно будет также провести санитарную экспертизу используемой воды (конечно, тоже за ваш счет).
Всем работникам сферы общественного питания (в том числе и наемным) необходимо оформить медицинские книжки. Это требование прописано в Трудовом кодексе (ст. 213), в ряде федеральных законов и местных законодательных актов. Оформить медицинскую книжку нетрудно, но на это также потребуется время, что нужно учитывать при планировании работы.
Для приготовления и разогревания пищи используется пожароопасное оборудование, поэтому вам нужно будет в обязательном порядке заключить договор на пожарную безопасность и пройти инструктаж.
Если вы планируете использовать в своей работе кассовый аппарат, то его нужно будет зарегистрировать.
Помещение, где осуществляется приготовление (разогрев) пищи, должно хорошо вентилироваться. Кроме того, придется регулярно проводить дезинфекцию помещения. За выполнением этих требований следит Роспотребнадзор.
Наконец, в список обязательных документов входят сертификаты качества на все продукты, которые вы используете для приготовления своих блюд. Получить их можно у ваших поставщиков продуктов питания.
Оснащение и основные требования к предприятиям, относящимся к заведениям общепита, регулируются строительными нормами «Проектирование предприятий общественного питания» (СНиП 2.08.02-89).
Государственным санитарно-эпидемиологическим надзором, выдачей соответствующих справок, паспортов, результатов экспертиз и заключений занимается Роспотребнадзор. Его сотрудники осуществляют свою деятельность на основании нормативов Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также руководствуются санитарно-эпидемиологическими правилами (в том числе СанПиН 2.3.6.1079-01). Согласно «Требованиям к временным организациям общественного питания быстрого обслуживания, в условиях отсутствия централизованных канализации и водоснабжения необходимо обеспечить бесперебойную доставку воды, соответствующей по качеству воде централизованного водоснабжения; ваш торговый павильон должен быть оснащен холодильным оборудованием для скоропортящихся пищевых продуктов, мороженого, напитков; допускается использовать только одноразовые приборы и посуду; блюда, а также горячие напитки разрешается готовить с использованием питьевой бутилированной воды; необходимо предусмотреть наличие емкостей для сбора мусора и его своевременный вывоз; обязательно проведение санитарной обработки и соблюдение персоналом необходимых правил личной гигиены; необходимо наличие туалета для персонала в радиусе 100 м от места торговли.
Открываем точку уличного питания: план работы
Организация и ведение бизнеса в сфере общественного питания – это довольно долгий процесс. Его можно разделить на два основных этапа. Первый, довольно масштабный этап предполагает решение всех организационных вопросов. Сюда относится выбор места расположения вашей точки с учетом близости расположения к основным категориям потребителей, покупка соответствующего оборудования, разработка рецептур и технологий, организаций динамичной работы точки общественного питания (организация производства полуфабрикатов, пищевых продуктов, поиск надежных поставщиков, отладка процесса реализации), развитие бизнеса. Второй этап связан с отладкой вашей работы уже после ее начала. Он включает в себя действия по улучшению качества продукции, расширению ассортимента, обучению персонала и т. д.
На первом этапе вы определяетесь с концепцией своей работы. Ваше предприятие может базироваться на основе стационарного заведения или же производственного цеха. В первом случае приготовление блюд на самой точке продажи не осуществляется. Они просто разогреваются, при необходимости дорабатываются (добавляется соус, специи, свежие овощи, зелень и т. д.) и подаются покупателям. Во втором случае еда приготавливается сразу в торговом павильоне. Каждый вариант имеет свои плюсы и минусы. В первом случае вам не придется тратиться на дополнительное оборудование, вы экономите время на приготовление блюда и деньги на заработной плате ваших наемных работников, ведь для того чтобы разогреть и «сервировать» уже готовую еду, не нужно ни специальной квалификации, ни большого опыта. Однако возрастают расходы на доставку блюд (вам потребуются специальные контейнеры-холодильники и пр.), возможны перебои с поставками (например, при возникновении каких-либо внештатных ситуацией вплоть до пробок на дороге) или, напротив, могут возникнуть излишки продукции (особенно в самом начале работы, когда еще сложно точно спрогнозировать объемы продаж). Кроме того, вкус повторно разогретой пищи (да еще и в микроволновой печи) вряд ли удовлетворит гурманов.
Второй вариант имеет самый большой недостаток: приготовление блюда непосредственно на точке продажи занимает довольно много времени. Вашим клиентам придется ждать несколько минут (от 5 до 15), пока их заказ не будет выполнен. Даже если они никуда не спешат, зимой это ожидание будет не очень комфортным. Существует и третий вариант: при отсутствии базового предприятия и собственного производственного цеха продукцию можно закупать у оптовых поставщиков. Однако в этом случае ни о каком высоком качестве блюд речь, конечно, не идет, поэтому этот вариант не подходит под новую концепцию уличного питания.
Считаем доходы и расходы точки уличного питания
Уличный общепит отличается самыми доступными ценами и не требует больших расходов на открытие точки. Последние оцениваются в сумму от 450 тысяч рублей. При этом столь скромные вложения не ограничивают возможности для дальнейшего расширения бизнеса. При грамотном ведении дел окупаются они быстро – в течение первых 6-9 месяцев работы, в зависимости от формата, расположения, ассортимента, ценовой политики и других факторов. Рентабельность мобильной точки фаст-фуда в десять раз превышает показатели стационарного предприятия.
В отличие от стационарного кафе в случае с уличным питанием аренда кажется не самой большой статьей расходов. Стоимость аренды 1 кв. метра в месте с высокой проходимостью на территории торгового центра составляет около 3-5 тысяч рублей. Но учтите, что перед открытием, помимо стартового капитала на все расходы, необходимо иметь «страховой запас» на оплату аренды в течение хотя бы полугода и такой же запас на заработную плату наемным работникам при наличии таковых.
Придется потратиться и на оборудование, включая его доставку и монтаж, но эти расходы будут разовыми. Точный перечень оборудования, необходимый для мобильной точки быстрого питания, зависит от формата вашей работы. В любом случае, вам не нужна ни дорогая мебель, ни сложное технологическое оборудование. Все расходы составят от 100 тысяч рублей (при первом варианте работы – без собственного производственного цеха) и от 300 тысяч рублей (в случае второго варианта – с организацией цеха прямо на месте продаж). Однако кроме производственного оборудования, вам нужен сам киоск по продаже фаст-фуда. Подержанный торговый прицеп типа Купава, Тонар обойдется в сумму от 140 тыс. рублей и выше, в зависимости от размеров.
Не забывайте про расходы на получение разрешительной документации от пожарников, санэпидстанции и пр. По опыту других предпринимателей на оформление всех необходимых бумаг потребуется около 30-50 тысяч рублей.
Для работы на точке вам потребуются сотрудники. Даже если вы планируете в первое время работать самостоятельно, без персонала на смену все равно не обойтись. Заработная плата такого работника составляет 10-15 тысяч рублей в месяц (плюс различные начисления, которые будете уплачивать вы как работодатель). График работы, как правило, ненормированный и посменно. Если вы работаете самостоятельно или только с одним помощником, без выходного дня вам не обойтись, но лучше всего делать его среди недели (к примеру, во вторник), так как в субботние и воскресные дни выручка будет ощутимо выше. Для обслуживания одной точки, которая работает семь дней в неделю с 8-9 утра до 19-20 вечера, потребуется в среднем четыре человека. Для такой работы лучше всего подходят студенты, которые смогут работать практически в любое время за сравнительно небольшую заработную плату. Однако будьте готовы к высокой текучке. Даже если ваша технология приготовления блюд не требует специального обучения, частая смена персонала чревата материальными потерями, так как будет сложно контролировать работников на местах. Чтобы не допустить хищений и прохождения денег мимо кассы, стоит установить на вашей стационарной точке видео-наблюдение.
Особого внимания заслуживает вопрос рекламы и продвижения ваших услуг. Лучший способ рекламы для любого бизнеса – это сарафанное радио. Но особенно он актуален в данном случае: уникальное предложение (качественный и разнообразный фаст-фуд) и отсутствие других возможностей рекламирования, кроме наружной рекламы в месте расположения (билборд, штендер) и брендирования вашего торгового киоска. Пока о вас никто не знает, можно запустить вирусную рекламу в интернете. Отзыв на местном форуме о «супервкусных бургерах» поможет вам значительно повысить осведомленность потенциальных покупателей о вашем предложении. При грамотном подходе расходы на рекламу не будут превышать 10 тысяч рублей в месяц. Некоторые предприниматели с успехом обходятся совсем без вложений в продвижение.
К основным производственным расходам относятся затраты на покупку полуфабрикатов и/или продуктов. Они составляют от 100 тысяч рублей. При этом стандартная наценка в сфере общественного питания – не менее 100-150 %.
Ежемесячные расходы на различные нужды, не указанные выше (например, покупка салфеток, упаковочных пакетов и пр.), составляют около 10 тысяч рублей.
С расходами все понятно, а что насчет доходов? В целом, этот бизнес считается быстро окупаемым и высокорентабельным. Минимальный заработок одной точки уличного питания со стандартным ассортиментом составляет около 100 тысяч рублей в месяц. Владельцы «концептуальных» точек не разглашают сведения о своей прибыли, но по оценке экспертов она раза в 1,5 выше, чем прибыль обычной точки по продаже фаст-фуда. Однако нужно учитывать фактор сезонности, который присущ этому бизнесу. Открываться лучше всего весной или осенью. А вот в самые холодные зимние месяцы – январь и февраль – продажи значительно снижаются. Казалось бы, горячие сытные закуски более актуальны в холода, но люди не готовы в мороз ждать, когда их заказ будет готов.
Опытные предприниматели называют несколько основных условий успешного развития бизнеса. К ним относится грамотная организация работы точки, высокий уровень обслуживания, рациональное распределение труда, что позволяет избежать образования очередей, безупречное качество продукции и (что также важно) периодически меняющийся ассортимент. При соблюдении всех этих требований ваши случайные покупатели быстро превратятся в постоянных, но даже вкусная еда со временем приедается. Поэтому не забывайте раз в три месяца убирать из своего предложения позиции, которые не пользуются большим спросом, и добавлять новые блюда.