Что нужно чтобы открыть свою языковую школу
Бизнес план школы иностранных языков
Рынок обучения иностранным языкам в РФ развивается высокими темпами. В 2017 году его объем оценивался в 750 млн долларов. В 2018 году прирост составил порядка 15%. Причиной роста стала глобализация, которая делает необходимым знание иностранных языков.
Повышение спроса на услуги позволяет предпринимателю начать получать прибыль почти немедленно при создании своей лингвистической школы с нуля.
Анализ рынка и целевая аудитория
В 2019 году наблюдаются повышение туристического потока, всеобщая глобализация и укрепление деловых отношений между странами. 46% россиян задумываются о необходимости изучать иностранные языки.
Потенциальными клиентами движут разные цели:
В Министерстве образования идет активное обсуждение внедрения обязательного ЕГЭ по английскому к 2020-2022 гг. Если планы воплотятся в жизнь, спрос на услуги репетиторов и частных школ возрастет.
Обучение иностранному языку может быть ориентировано на любую возрастную группу. Чем больше охват, тем выше рентабельность. Предприниматель сам выбирает, с кем работать и в каком направлении продвигать бизнес. В качестве потенциальных клиентов бизнесмену лучше рассматривать людей среднего достатка.
В отрасли высокая конкуренция. Люди предпочитают заниматься с преподавателями, которые успели сформировать положительную репутацию и собрать резюме.
Описание товаров и услуг
Школа может оказывать услуги по преподаванию одного или нескольких языков для учеников с разным уровнем подготовки. Завершив базовые курсы, ученики перейдут на более сложный уровень. Занятия можно проводить в таких формах:
Продолжительность одного курса — 4-8 месяцев. В группу принимают чётное количество студентов. При обучении практикуются ведение диалогов, ситуационные игры и парное общение. Группы могут быть утренние, дневные, вечерние или проходящие обучение по выходным. Бизнес имеет относительную сезонность. Летом наблюдается снижение клиентов. К осени количество учеников растет.
Что нужно для открытия школы иностранных языков?
Создание языковой школы с нуля происходит по этапам:
Лицензирование
Составляя бизнес план школы иностранных языков, предприниматель должен выбрать организационную форму. Если гражданин зарегистрируется в качестве ИП, потребность в получении лицензии отпадет. Однако школа не сможет дать клиентам никаких документов, подтверждающих факт завершения обучения.
Если планируете предоставлять подтверждающие документы, придётся получать лицензию. Документ выдаёт местный отдел образования. Выпускники школы будут получать аттестаты или сертификаты государственного образца. Наличие документа будет дополнительным плюсом, если человек планирует получить определенную должность.
Эксперты советуют начать работу в форме негосударственного образовательного учреждения (НОУ).
Перед открытием нужно подготовить пакет документации. Чтобы лицензию дали, потребуются такие бумаги:
Лицензия не имеет срока давности.
Программа обучения
Разрабатывая бизнес план языковой школы, владелец бизнеса должен составить программу обучения, на основании которой учителя начнут работу со студентами. В 2019 году выделяют несколько видов программ:
Преподаватели и другие сотрудники
Успех языковой школы зависит от качества преподавания. Найти хороших учителей проще всего по следующим языкам:
Важно отталкиваться от целевой аудитории. Для обучения детей и подростков лучше пригласить учителей, которые имеют педагогическое образование. Они смогут заинтересовать несовершеннолетних учеников, помогут закрепить новые знания.
Если речь о преподавании делового иностранного языка, лучше нанять преподавателей из числа людей, живших несколько лет за границей.
Если собираетесь открыть небольшую школу, которая будет специализироваться на одном направлении, потребуется следующий персонал:
Преподаватели должны иметь высшее профильное образование и опыт проведения уроков. Преимущество даёт наличие собственных наработок. Уровень владения языком должен быть идеальным.
Помещение
Лучше размещать языковую школу в центре города или на улицах с высокой проходимостью. Предстоит взять в аренду офисное помещение. Его площадь должна составлять минимум 50 кв. м.
Ремонт обычно не требуется, однако важно отделать помещение под школу. Предстоит разместить доску, карту мира на иностранном языке, рамки с сертификатами и лицензиями, а также учебные плакаты.
Лучше взять в аренду помещение с отдельным входом. Это позволит проводить занятия даже в позднее время, когда обычные офисные здания закрыты. Помещение должно соответствовать пожарным и санитарным нормам — в частности, должна быть уборная.
Оборудование и инвентарь
Предприниматель должен приобрести обучающие пособия и наглядные материалы. В каждый класс предстоит закупить:
Одно из помещений нужно оборудовать кулером, чайником, термопотом и небольшим диваном. Здесь ученики будут дожидаться занятий. Если планируете открыть большую языковую школу, где в разных классах обучение проводится параллельно, потребуется отдельное помещение для преподавателей, где они могли бы подготовиться к следующей группе и перекусить. В маленьких школах учителя смогут воспользоваться общей комнатой отдыха.
Можно сэкономить, взяв в аренду помещение, где ранее проводились тренинги или обучающие занятия. В таких кабинетах уже есть нужное оборудование. Однако аренда подобных студий почасовая, поэтому у преподавателей, увы, комфортно работать не получится.
План маркетинга
Перед началом рекламной кампании нужно сегментировать целевую аудиторию и составить уникальное торговое предложение под каждую из категорий. Для продвижения подойдут такие способы:
Финансовый план: рентабельность и окупаемость
Больше всего денег придётся потратить на:
В среднем, на запуск небольшой языковой школы уходит 600 000 руб.
Цена 1 занятия составляет 500 — 1500 руб. Если речь идёт об индивидуальных уроках, стоимость возрастает до 1000 — 2000 руб. Если присутствует трое преподавателей, за день можно зарабатывать порядка 15000 руб. Чтобы обучение было эффективным, в неделю нужно проводить 3 — 4 урока.
Значит, размер ежемесячной прибыли составит порядка 300 000 руб.
Позже можно начать оказывать дополнительные услуги — например, заняться переводами и написанием докладов под заказ, начать готовить студентов к международным экзаменам (если есть лицензия на это). При маркетинг будет успешным, через 3-6 месяцев можно выйти на прибыль в 500 000 руб.
Как открыть школу иностранных языков?
С чего начать
Говоря о конкурентах и рынке образовательных услуг в целом, можно смело утверждать, что в России он перенасыщен предложением и является высококонкурентным. Вы можете найти поставщика услуг на любой вкус, в любой ценовой категории.
В то же время рынок перспективен и динамично развивается даже в условиях кризиса. Ведь необходимость изучения иностранного языка осознают и оптимисты, и пессимисты. Первые верят, что всё стабилизируется и не желают менять привычный ритм жизни (фитнес, кафе, курсы иностранных языков), а вторые подумывают уехать из страны (и срочно начинают подтягивать язык).
Поэтому открывать школу иностранных языков выгодно, особенно если учесть, что вложения на старте минимальны. Но из-за высокой конкуренции будет не лишним изучить рынок. Хотя, это не во всех случаях обязательно.
Мы не проводили срез рынка, поскольку на момент открытия просто не имели нужного опыта. Да и, честно говоря, нам это не было нужно, поскольку мы уже имели запросы от потенциальных клиентов.
У нас именно тот случай, когда спрос породил предложение: мы точно знали, что определённое количество студентов у нас будет. Одним словом, ничего общего с теми случаями, когда компания выходит на рынок с каким-то продуктом, не зная, будет ли он вообще востребован.
Кроме того, мы были уже действующими преподавателями, и сказать, что мы открывали бизнес с нуля — не совсем верно. Навыков, непосредственно связанных с ведением бизнеса у нас было мало, но мы имели представление о том, как организовать учебный процесс, имели к моменту открытия собственную клиентскую базу и опыт преподавания в частной школе.
Именно последний и помог нам в самом начале. Мы наблюдали за тем, как ведёт дела директор этой школы, как заключаются договоры, проходит корпоративное обучение, подмечали ошибки, которые не хотелось бы повторить. Можно сказать, что единственный конкурент, которого мы изучали, это школа, в которой мы сами работали.
Также на старте нужно определиться с тем, с какой именно аудиторией работать. Сегодня иностранные языки в частных школах изучают люди всех возрастов, начиная с 3 лет. А значит работать можно с малышами, дошкольниками, школьниками, студентами, работающими людьми и пенсионерами. Для каждой категории нужна своя программа обучения, при том не одна. Нельзя учить первоклассника и выпускника, готовящегося к ЕГЭ, по одному и тому же шаблону. А охватить все слои населения на старте практически невозможно, поэтому лучше начинать работать с категорией, с которой у вас уже есть опыт взаимодействия.
Мы начинали работать со взрослыми людьми, и до сих пор ни разу в жизни я не работала с детьми. Потому что просто не знаю правильного подхода к ним, только могу наблюдать его со стороны как мама. Поэтому «детский сектор» в своих школах мы запустили гораздо позже, когда я увидела эффект от обучения на своём ребёнке и пригласила специалиста возглавлять соответствующее направление в нашей школе.
Если вы хотите начать бизнес с чего-то, чего совсем не умеете, важно нанять хорошего специалиста. При том, нужно опробовать его метод на себе в качестве клиента, дождаться результатов. Потому что нельзя убеждать людей в том, что ваш продукт хорош, ни разу не попробовав его. На старте нужно делать то, что ты умеешь, к чему ты готов. Только это позволит обеспечить высокое качество услуг.
Это касается и выбора языков, которые будут преподаваться в вашей школе. Если вы, к примеру, подумываете запустить курс испанского языка, не владея информацией о нём и о советующем рынке, ничего не выйдет. Вы даже не сможете нанять хороших специалистов, поскольку они крайне неохотно идут в неизвестные школы.
Лучше всего начать с одного направления, хорошо его проработать и «обкатать», а уже после открывать новые направления: запускать курсы других языков, расширять охват аудитории. Что-то новое в школе иностранных языков должно запускаться регулярно. Пытаться продавать одно и то же 10 лет очень опасно. Периодически рынок проседает в каждом сегменте. Тот же английский иногда выходит на второй план, другие языки периодически становятся более популярными, причём по очереди.
Но палитру нужно расширять постепенно, начинать сразу со всего — то же самое, что распыляться. Это как раз проблема многих школ, которые заявляют много языков, но не могут собрать группы, и в результате недовольные клиенты, так и не дождавшись начала занятий ни через месяц, ни через два, уходят. При этом они не просто забирают свои деньги, у них остаётся негативное впечатление, в эту школу они уже не возвращаются.
Объем инвестиций
Нужно разделять два типа бизнеса. Есть бизнес инвестиционный, который требует крупных вложений, для того, чтобы достичь грандиозных целей, выпустить продукт и быстро получить прибыль в крупном объеме. А есть так называемый lifestyle-бизнес, к которому и относится наша школа иностранных языков. Наш бизнес основан профессионалами, которые уже долгое время занимались преподаванием в частном порядке и просто решили вывести свою деятельность на новый уровень. В этом случае можно обойтись действительно «малой кровью», не прибегая к кредитам, фондам поддержки предпринимателей, поиску инвесторов.
Конечно, какая-то сумма для старта всё равно понадобится, но назвать точный показатель достаточно сложно. Всё зависит от многих факторов: где и за какую цену вы будете снимать помещение, как оборудуете его, какую рекламную кампанию организуете и т.д.
В среднем можно рассчитывать на сумму в 300 000 рублей. Эти деньги понадобятся на оплату аренды офиса на 4-6 комнат за два месяца, закупку мебели, создание и продвижение сайта, печать визиток и листовок. Но сумма может меняться как в большую, так и в меньшую сторону. Каждый случай здесь индивидуален.
С учётом небольших вложений лучше инвестировать в открытие собственные, а не заёмные средства. Возможно, по началу лучше объединиться с партнёром, чтобы было легче. А уже поработав, вы увидите, насколько ваши услуги востребованы, популярны, и сможете вкладывать в дальнейшее развитие прибыль от бизнеса. Не стоит сразу брать кредиты, искать инвесторов, пусть лучше клиенты станут вашими инвесторами.
Если без инвестиций всё-таки не обойтись, нужно выбрать яркого спикера из числа представителей компании. Сейчас очень много площадок, где можно рассказывать о своих стартапах, максимально писать об этом, привлекать прессу, PR-службу, друзей. В таком случае вполне возможно, что вас заметят, а дальше всё зависит от вашего умения общаться с инвесторами.
Учтите, что любой бизнес сопряжён с ежемесячными расходами. У школы иностранных языков они приходятся в основном на оплату аренды и коммунальных платежей, фонд оплаты труда и рекламу. Средний показатель — порядка 150 000 рублей. Но цифра опять же может сильно меняться в зависимости от арендной ставки, числа человек в штате, размера заработной платы и т.д.
История успеха. Курсы иностранных языков
Ни для кого не секрет, что, каким бы грамотным и образованным профессионалом ни был кандидат на высокую должность, он попросту может ее не получить, если не знает хотя бы одного иностранного языка (в преимуществе английского). Сейчас существует масса различных курсов по повышению уровня знания иностранного языка, а также изучения его с нуля.
Но сотруднику всегда удобнее, если компания, в которой он работает, предоставляет такие привилегии, как корпоративное изучение языка. Насколько выгодно в свою очередь предоставлять «иностранные» услуги, «СКБ Контур» рассказала совладелец компании Language Office Ирина Крон.
Как возникла идея создания бизнеса?
Я окончила школу в Иркутске. Школа была специализированная, с углубленным изучением иностранных языков. То есть к концу 11-го класса я очень хорошо знала английский и немецкий языки, сносно могла изъясняться по-французски. Поехала поступать в Москву в лингвистический университет. Там еще взяла два языка — польский и японский. На жизнь нужно было как-то зарабатывать, поэтому со второго курса взялась за преподавание. Как это всегда бывает, распечатала объявления и развесила на каждом столбе в своем районе. Никто сначала не отзывался. Видимо, родителей детей с первого по седьмой класс, как я указала в объявлении, не прельщала студентка второго курса: мало ли сколько таких бестолковых студентов, которые хотят заработать на своих некрепких знаниях. Мне, конечно же, было обидно от такой мысли. Иностранные языки с детства были моей страстью, как и культура стран зарубежья. Я прекрасно понимала, что в этом деле я намного лучше своих однокурсников, все это давалось мне легко. Поэтому не бросила затею с преподаванием. Подняла всех знакомых, весь интернет. В объявлениях упоминала о том, что у меня есть различные гранты, что я много времени проводила за границей.
В итоге несколько учеников у меня появилось. Преподавала деткам английский и немецкий языки, помогала им и развивалась сама, изучала психологическую сторону тех, кто получает знания. У меня появились хорошие рекомендации, позже я начала работать с аудиторией постарше. К четвертому курсу преподавала языки людям вдвое старше меня. Разработала для себя и клиентов несколько эффективных программ, что сделать очень легко, когда набиваешь руку. Какое-то время работала переводчиком удаленно. В общем-то заработок у меня был неплохой, можно сказать, высокий для студентки. После окончания вуза получилось так, что мне пришлось вернуться в Иркутск на какое-то время. Планировала через месяц вернуться в столицу, но пришлось задержаться. Как-то раз мне встретился одноклассник, который только что вернулся из Лондона в полном восторге и сразу же выложил мне свой бизнес-план по открытию лингвистической школы. Сказал: давай вместе этим заниматься. Я сначала не восприняла все это всерьез, подумала, парень на энтузиазме просто, скоро сдуется. Но потом у меня почему-то возникло хорошее предчувствие… И мы решили взяться за дело.
Как началось развитие?
Все начиналось тяжеловато. Денег у нас в общем-то не было. Одно дело ездить учиться за границу с помощью собственных мозгов и с минимальными вложениями, другое — открывать в России конкурентный бизнес. Одними мозгами тут не обойдешься. Хотя не могу сказать, что на тот момент в Иркутске было много толковых школ по изучению иностранных языков. Интересно, что изначально мы не думали о том, где взять деньги или помещение, а целыми днями составляли программу, по которой будет строиться обучение, заказывали учебники, советовались со знающими людьми, с которыми уже приходилось работать или учиться. Конечно, предусмотрительнее было бы еще немного поработать, пусть даже в Москве, подкопить денег и вернуться к идее. Но в конечном итоге, подсчитав все расходы, мы решили брать кредит. Только кредит ни мне, ни моему будущему партнеру по бизнесу никто бы не дал. Так что свой энтузиазм мы попытались вселить в моего отца и отправили его в банк с паспортом и справками о доходах.
У нас все должно было быть серьезно. Мы не хотели начинать с малого. Мы собирались иметь в своем штате около десятка преподавателей, хотели выдавать дипломы. Для этого надо было зарегистрировать будущее предприятие как НОУ — некоммерческое образовательное учреждение — и оформить лицензию на образовательную деятельность. Это в принципе оказалось, несложно. Мы собрали все необходимые документы и получили лицензию в течение 30 дней.
Нам очень повезло с помещением. Точнее, с местом проведения занятий на первое время. Все это дело мы хотели открыть к маю месяцу. Погода стояла теплая, так что у нас возникла одна идея. Мы связались с оздоровительным центром, который находился недалеко от центра города. Он функционировал в летнее время, там проводились разные занятия йогой, танцами, оздоровительные программы и прочее. Также периодически там проходили разные лекции и презентации, приезжали знаменитые люди, проводились разные фестивали. Одним из организаторов мероприятий там была моя подруга, вот мы с ней и связались. Решили узнать, возможно ли как-нибудь нам вклинить туда свой график. Руководству этого центра наша идея пришлась по вкусу. Мы арендовали одну просторную комнату, также была возможность проводить занятия прямо на открытом воздухе. Аренда обошлась намного меньше, чем мы предполагали, так как по договору мы еще сошлись и на бартере. Все-таки наличие иностранных языков в таком месте будет привлекать людей и в свою очередь у этого заведения уже была своя реклама и клиенты, которые хотели чего-нибудь новенького. Преподавателей вместе с нами получилось восемь. Но этого на первое время оказалось более чем достаточно, тем более все владели несколькими языками и готовы были работать. Так что процесс прошел.
Как осуществлялась ваша деятельность? Какие были сложности? Какие перспективы открылись?
Что бы нам ни говорили, как бы ни убеждали в том, что летом никто учиться не будет, — все это было не так. Люди загорелись этим. К тому же на первых порах мы не брали много денег за занятия. Люди платили точно так же, как за посещение какой-нибудь лекции, — 200–300 руб. за час. В основном группы набирались на курсы английского и немецкого языков. Популярным был испанский. Но многие приходили и спрашивали о наличии восточных языков. Мы не думали, что будет такой ажиотаж! Занятия проходили практически каждый день, в каждой группе было около 20–25 человек. Мы отбирали людей по уровню их подготовки. Постепенно начали задумываться о том, что надо бы и свой багаж знаний совершенствовать. Мы видели, что людям необходимо получать новые знания. Мы искали преподавателей, которые специализируются на турецких, норвежских и финских языках, учили сами. Надо сказать, когда ты видишь, что у человека горят глаза, что ему это необходимо, хочется отдавать еще больше, потому что то, что ты получаешь взамен, нельзя ни с чем сравнить: желание быть лучше, желание совершенствоваться.
Так мы проработали почти полгода. Потом площадка сократилась, наступили холода, одного помещения нам было мало, надо было искать что-то другое. У каждого из нас еще была подработка. Мы преподавали индивидуально. Нашу команду уже знали все. За полгода у нас накопились новые средства. Мы постепенно выплачивали небольшой кредит, которые взяли изначально. Но самое главное, что мы получали удовольствие от процесса. Ближе к зиме мы взяли в аренду небольшое подвальное помещение. Сделали там сносный ремонт. Дали рекламу.
Целевая аудитория изменилась?
К нам стали обращаться крупные компании, которые нуждались в корпоративном изучении иностранных языков. Кстати, именно это нам очень помогло, именно такая деятельность покрыла все расходы, которые, впрочем, мы не особенно ощущали. Все шло своим чередом. Так что основные сложности были все-таки в самом открытии.
В основном к нам обращались маркетинговые компании, которым нужно было осваивать профессиональный иностранный язык. В нашей команде прибавлялось. Люди, нуждающиеся в работе, с отличными знаниями сами нас находили.
В общем, все это дело длилось около четырех лет. К тому времени мы уже расширились. На данный момент в Иркутске у нас есть три филиала, которые пользуются спросом. Наши сотрудники выходят на международный уровень, работают переводчиками в международных компаниях, преподают «большим боссам». Год назад я перебралась в Москву, а мой деловой партнер остался в Иркутске. Мы решили попробовать освоиться здесь, прекрасно понимая, что конкуренция здесь будет в разы больше. Но нас это не пугает. В Москве у нас есть небольшая, так сказать, контора, в которую по рекомендациям той или иной компании обращается огромное количество людей и предприятий. Здесь прибыль намного больше. Так что если дело так пойдет и дальше, думаю, что мы и в столице неплохо обустроимся.
То есть в планах на будущее — полностью перебраться в Москву?
Почему же полностью? В Иркутске мы не перестанем функционировать. Просто Москва — очередной шаг к расширению. Почему бы, собственно, и нет? Мы проделали большой путь за достаточно короткий срок. И не собираемся останавливаться. Какой молодой компании помешают новые клиенты? Мы не собираемся соперничать ноздря в ноздрю с какими-нибудь столичными или международными гигантами в этой сфере. Просто будем оставаться собой и делать свою работу. Думаю, что сфера лингвистики, точнее, преподавания в сфере иностранных языков еще будет развиваться. Здесь имеются неограниченные возможности. Профессионализм с развитием современного мира растет не по дням и не по часам — по минутам. Так что надо все успевать. И мы не против успевать, у нас получается.