Что нужно чтобы открыть магазин товаров для праздника
Почему офлайн-продажи для магазина креативных подарков эффективнее?
Три года назад Полина Скворцова открыла в Санкт-Петербурге магазин креативных подарков, где продает необычную еду, аксессуары и товары для дома, привезенные из Азии. Постепенно у проекта сформировалась лояльная аудитория из 50 000 подписчиков во «ВКонтакте». В 2019 году Полина планирует запустить второй проект, но уже для более широкого круга покупателей.
Полина Скворцова рассказала Контур.Журналу, в чем разница между продажами в креативном пространстве и торговом центре, почему франшизу в регионе сложно окупить и как бренд может приносить пользу своей аудитории.
Онлайн и офлайн-продажи
В ноябре 2015 года мы хотели запустить магазин креативных подарков вместе с подругой, но за месяц до планируемого открытия она ушла. Магазин Amikko я все равно открыла с помощью друзей. Вместе мы сделали минимальный ремонт — покрасили стены и собрали стеллажи в случайно подвернувшемся помещении площадью 13 кв. м в арт-пространстве «Этажи» в Санкт-Петербурге.
Вложения были самые минимальные. На 100 000 руб. мы закупили мебель из IKEA, первую партию товаров с AliExpress — игрушки, плюшевые тапочки и посуду — и оплатили два месяца аренды.
Задолго до этого мы уже продавали товары через группу во «ВКонтакте», позиционируя наш проект как магазин подарков. Никакого бренда тогда не было, и понимания, что мы делаем, тоже — это был просто магазин, сделанный на коленке, и мы радовались, когда хоть что-то продавалось.
Сейчас мы делаем ставку на целевую аудиторию, постоянно ее анализируем, и стараемся приносить ей пользу. Это моя философия: бренд должен быть полезен и интересен своей аудитории, — например, развлекать или просвещать ее.
Мы стараемся развлекать свою аудиторию: в группе во «ВКонтакте» рассказываем о фильмах, в email-рассылку включаем еженедельный кошачий гороскоп. Мы смотрим на целевую аудиторию и стараемся отражать наши знания о ней в контенте и товарах. Это должно побудить человека, который купил у нас что-то один раз, остаться с нами надолго.
Этот подход сработал: в 2018 году мы получили грант в 100 000 руб. от «ВКонтакте» по программе #яделаюбизнес на продвижение в социальных сетях.
При первом знакомстве с клиентом мы стараемся продать ему японскую ростовую пижаму-кигуруми и подарочные наборы трех ценовых категорий, в которые входит необычная еда, блокноты, стикеры — милые и оригинальные вещи. Это позволяет клиенту оценить товары из разных категорий и позже выбрать наиболее полезный и интересный для себя.
Для привлечения новых клиентов лучше всего подходит реклама во «ВКонтакте». В нашей группе состоит 50 000 человек, и мы целенаправленно продаем там. Небольшую часть аудитории получаем с сайта и из Instagram.
На онлайн-сегмент у нас приходится всего 17 % продаж. Это связано с тем, что наша реклама ориентирована на Санкт-Петербург, и наши клиенты предпочитают прийти к нам в магазин — посмотреть, потрогать и купить товары на месте.
В первый год я работала в магазине одна. Сейчас в нашей команде 20 человек: два человека отвечают за рекламу, один — за найм новых сотрудников, два — за менеджмент, все остальные — продавцы. И у менеджера, и у продавца основная часть зарплаты зависит от объема продаж. Мы объясняем это очень просто: компания зарабатывает на продажах, поэтому зарплата зависит непосредственно от того, сколько денег принес клиент.
Мы тщательно тестируем и обучаем продавцов, чтобы они умели продавать наши товары. Можно сколько угодно настраивать рекламу и рисовать баннеры, но, если в магазине грубый или некомпетентный продавец, вряд ли у вас кто-то что-то купит.
Креативный кластер vs торговый центр
Есть много проектов, которые близки нам по духу: это петербургская сеть Lilkko, московская сеть Zakka, сеть магазинов Modi. Они продают необычные игрушки, товары для дома, аксессуары, канцелярию, игрушки. Но у нас с ними разные финансовые возможности. Скажем, конкурировать с магазином на Невском проспекте очень сложно.
Полгода назад пожарная комиссия проводила проверку в лофте «Этажи» и временно закрыла все проекты, находящиеся там. Мы опросили наших подписчиков во «ВКонтакте», стоит ли открывать магазин там снова, и в основном получили негативные отзывы об этом месте. Тем не менее, пока мы не можем оттуда уехать, потому что, если сравнивать проходимость, количество чеков и цену аренды в «Этажах» и в торговом центре, «Этажи» сильно выигрывают. Мы пробовали открыть второй магазин в «Голицын Лофт», но содержать помещение там слишком дорого.
Именно поэтому мы не развиваем франшизу, которая номинально у нас есть. Мы могли бы открыть магазин в регионе, но не уверены, что он будет работать и приносить прибыль, а продавать ее только для того, чтобы разбогатеть, нам бы не хотелось. Я не уверена, что наш продукт работает в других городах хотя бы потому, что 2,5 года назад мы прогорели в моем родном Новосибирске.
Осенью 2016 года мы решили открыть там магазин. О бизнесе я тогда знала мало, и через месяц мы закрылись с убытками и огромными сложностями из-за транспортировки товара. После этого опыта я решила, что в регионы мы не пойдем.
В разных городах России можно успешно продавать, но для этого нужно найти хороший торговый центр с большой проходимостью, все тщательно посчитать. Сложность в том, что стоимость аренды в регионах практически доходит до стоимости аренды в Санкт-Петербурге и в Москве, а аудитория там меньше в несколько раз, поэтому окупить магазин сложнее.
Это не значит, что это невозможно. Можно открыться в регионе, и это будет работать, если уделить развитию магазина много внимания и правильно выбрать место. Разница в том, что в Москве можно окупить магазин в креативном кластере вроде «Флакона» или Artplay за два месяца, а в Новосибирске это может быть только торговый центр.
Самая большая ошибка — аренда помещения в неправильном месте с маленькой проходимостью. Тогда продажи точно не пойдут. В прошлом году мы хотели открыть много точек в торговых центрах, но в Петербурге мало мест, в которых окупятся товары не для ежедневного потребления. В этом году мы будем оптимизировать затраты и пока откажемся от новых точек, потому что в тех торговых центрах, куда нам хочется попасть, слишком дорогая аренда.
Мы попробуем запустить еще один магазин подарков от российских производителей. В новом проекте важную роль будут играть юмор и сарказм, и у него больший потенциал получить признание среди массовой аудитории. Мы хотим сравнить показатели и понять, какой из наших проектов будет проще развивать в торговом центре.
Клиенты и поставщики: ожидания и реальность
Мы запустили карты лояльности с накопительной скидкой, чтобы понять, сколько у нас лояльных клиентов. Наиболее лояльная аудитория, которая покупает наши товары офлайн, сосредоточена в Санкт-Петербурге. Онлайн-аудитория менее лояльна. Это связано с тем, что при покупках в интернет-магазине люди часто получают товары, которые не соответствуют их ожиданиям.
Иногда это наша вина: например, мы плохо упаковали товар, и он разбился, или менеджер неправильно отреагировал на конфликтную ситуацию. Однако зачастую претензии бывают необоснованными: например, в описании игрушечного медведя написано, что его размер 10 см, а клиент думал, что 20 см.
Мы стараемся идти навстречу недовольным клиентам и делаем им максимальную скидку. Сложность в том, что из тысячи клиентов 900 довольных не напишут отзывы, а сто недовольных напишут обязательно. Клиенты присылают нам положительные отзывы в личные сообщения сообщества, но когда мы просим их написать то же самое в отдельной теме, на этом все заканчивается, и позитивные отзывы не доходят до широкой аудитории.
Раз в месяц мы устраиваем распродажи, но с точки зрения продаж это не очень хорошо, потому что со скидкой продать товар может каждый, а без скидки — нет. Нужно учиться уговаривать клиента, работать с распространенным возражением «я видел это на AliExpress, и там это стоило дешевле».
У нас средние цены. Мы выстраиваем их, исходя из коэффициента затрат с учетом аренда, заработка продавцов и других сотрудников, налогов, обслуживания банка. Себестоимость умножаем на фиксированный коэффициент, смотрим, что получается, какие цены у конкурентов, и, исходя из этого, устанавливаем свою цену.
Обычно работает правило 20/80: 20 % товаров продается, а 80 % остается на полках. Мы отслеживаем товарные позиции и, как только они опускаются ниже определенного уровня, делаем на них скидки, чтобы они не залеживались. Комбинируем более быстрые и медленные позиции — те товары, что лучше продаются онлайн и офлайн. Сейчас состав укомплектован, мы стараемся менять товар только в рамках товарной позиции. В ближайшие три месяца мы будем добавлять только напитки.
70 % товаров мы привозим из Азии — в Китае у нас есть посредник, который собирает товары, еще 30 % – из России, где работаем непосредственно с производителями.
Мы пробовали работать с дизайнерами и мастерами, но у нас не получилось. Один человек не может произвести много продукции и часто не может получать оплату как юрлицо.
Мы планируем сменить поставщика азиатской еды, потому что постоянно возникают ситуации, когда ты заказываешь сто позиций, и тебе привозят 70 из тех, которые ты заказал, и 30 аналогичных. Мы уже полтора года работаем с этими поставщиками, у них неплохие цены для России, но мы посчитали, что ввозить аналогичные товары в Россию и оформлять все документы самим будет проще и дешевле.
Перед Новым годом у нас всегда бум заказов. Мы начинаем готовиться к этому периоду еще в сентябре. В этом году мы готовились особенно тщательно: взяли кредит на 2 млн руб. в ноябре 2018 года, чтобы поучаствовать в новогодних маркетах, и еще до праздников закрыли его, набрали дополнительный персонал, сократили количество рекламы и брали меньше онлайн-заказов, иначе мы просто не справились. Декабрь был более спокойным, чем в прошлом году. Мы даже смогли взять выходные и отдыхать.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Пошаговая инструкция: Как открыть интернет-магазин подарков
Каждый день тысячи людей дарят друг другу подарки. Никогда не задумывались, что они могут покупать их у вас? Сегодня рассказываем, как открыть интернет-магазин подарков, подобрать ассортимент и поставщиков и привлечь постоянных покупателей.
По какому поводу дарят подарки?
Рассмотрим несколько основных видов праздников:
Кроме того, у каждого человека есть масса поводов подарить подарок близкому человеку просто так, чтобы сделать приятное.
На какие суммы дарят подарки?
Это зависит от значимости повода и от финансовых возможностей дарителя. На юбилей любимой тещи не отделаешься сувенирной кружечкой, а чтобы порадовать мужа просто так, не обязательно дарить дорогущие часы. Хотя бывает и наоборот: на один и тот же праздник люди получают самые разные подарки: кто бриллиантовое колье, а кто и прикольные носки.
Оригинальный вариант подарка мужчине
Определяем основные моменты
Чем интернет-магазин подарков отличается от аналогичного бизнеса других направлений?
Регистрируем форму собственности
Подбираем ассортимент
Итак, на какие группы делится ассортимент магазина подарков?
Вариант оформления ассортимента интернет-магазина подарков
3. Подарки ручной работы. Очень широкий пласт, разделим его на несколько категорий:
По сути, создать вручную можно все что угодно. Такие подарки особенно ценятся: ведь их не так-то просто купить, нужно еще и выбрать в соответствии со вкусом и пожеланиями заказчика. Зато, если угадаешь с подарком, такого дарителю не забудут никогда!
Свадебные аксессуары ручной работы
5. Цветы. Советуем включить этот пункт в ассортимент: букеты или цветочные композиции отлично идут вместе с основным подарком.
6. Атрибуты праздника. Это воздушные шарики, открытки, нарядные шляпы и колпаки именинника, конфетти, цифры для торта и прочие радости. Их часто покупают для визуального оформления, создания праздничной атмосферы.
Продажа праздничных атрибутов
Целевая аудитория
Также обратите внимание на возраст дарителя: более старшее поколение, скорее всего, пойдет в обычный магазин, а вот молодежь с удовольствием будет выбирать подарки онлайн. Ориентируйтесь на них: молодых, современных, быстрых. Как это сделать, мы писали в статье о разных видах ЦА.
Основные правила продаж:
Видеообзоры подарочных товаров
Развитие бизнеса
Как и в других направлениях, развитие интернет-магазина подарков предполагает два варианта: развитие в одной нише (например, подарки для влюбленных, сувениры из Африки, впечатления для двоих) или по всем вышеперечисленным направлениям. Первый случай предполагает развитие вглубь: вы должны представлять самый полный ассортимент в выбранной сфере. Во втором так не получится: не разорваться же. К тому же конкуренция на рынке сейчас довольно велика.
Выбираем поставщиков
Вот здесь у вас полный карт-бланш: чем необычнее, тем лучше! Кроме обычных оптовых поставщиков, активно присматривайтесь к китайским продавцам: у них очень много оригинальных дешевых вещичек, которые у нас пока не так популярны. Нужно иметь нюх на такие вещи, внимательно изучать предложения китайских магазинов и отыскивать новинки.
Набираем персонал
Советуем подбирать мотивированных на работу людей: в этом бизнесе унылые тёти, считающие минуты до конца рабочего дня, не нужны. Ваши сотрудники должны уметь находить общий язык с любыми клиентами, быть гибкими и мобильными, уметь угадывать желания клиентов и предлагать различные варианты подарков.
Вспомним об индивидуальных подарках, для создания которых потребуются творческие способности. Будет здорово, если вашими партнерами станут художники, музыканты, авторы, которые смогут сотворить такой подарок. В этом случае сразу предупреждайте клиентов, что на изготовление подарка уйдет энное количество времени, и скорее связывайтесь с фрилансером.
Рекомендации к подбору сотрудников
Продвижение интернет-магазина подарков
Создаем сайт
Пример главной страницы интернет-магазина подарков
Рекламируемся в поисковиках
Реклама в соцсетях
Именно там сидит активная и живая аудитория, которая любит прикольные подарки и готова их дарить по случаю и без. Найдите в поиске или бирже рекламы подходящие сообщества, где сидит молодежь, и покупайте у них рекламу. В соцсетях можно настроить параметры ЦА: пол, возраст, день рождения. Например, сегодня 1 августа. Вы ищете людей, которые родились 15 августа, и пишите их друзьям с предложением заказать у вас подарок. Гениально!
Email-рассылки
Товары для праздника как бизнес
В жизни каждого человека присутствуют те или иные праздники. Общепринятые – Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день и еще ряд государственных праздников, которые стали народными. Кроме этого, люди не обходятся без семейных и дружеских праздников – это дни рождения, юбилеи, крестины, свадьбы. И для всех мероприятий нужны подарки. Народ все меньше отдает предпочтение банальным предметам, таким как электроника, бытовые приборы, постельные принадлежности, склоняясь в сторону уникальных и тематических подарков, которые можно купить в специализированных магазинах. И даже если в качестве подарка выбран набор кастрюль, то в 90% случаев в дополнение приобретаются открытки, шуточные или памятные сувениры и красивая упаковка. Открыть магазин праздничных товаров можно как в крупном городе, так и в небольшом населенном пункте, потому что спрос на продукцию не только не снижается, но и растет с каждым годом. Для достижения успеха предприниматель должен следовать определенным правилам организации и развития собственного бизнеса, что отражается в составленном бизнес-плане.
Описание проекта, его актуальность, цели и задачи
Магазин праздничных товаров можно описать следующими тезисами:
Справка: в каждом индивидуальном случае критерии организации бизнеса будут отличаться, что зависит от города, выбранного месторасположения, ассортимента, площади торговой точки и других параметров.
Актуальность магазина праздничных товаров объясняется довольно просто – люди хотят дарить близким не только полезные и необходимые в быту вещи, но и уникальные подарки, подчеркивающие характер человека, поднимающие ему настроение, или просто памятные вещи. Технику, электронику, книги и другие товары повседневного использования человек в состоянии купить себе сам, поэтому эта продукция в качестве праздничного поздравления потихоньку отходит на второй план. Сейчас в приоритете – неожиданность, индивидуальность и креативность. И все это можно найти в магазине подарков.
Не менее важный критерий актуальности и востребованности бизнеса – доступность продукции. Далеко не каждый человек может позволить себе приобрести в качестве подарка дорогой смартфон или золотые украшения. Магазин подарков выгоден тем, что даритель может купить вещь, которая вызовет не меньший восторг и радость у получателя подарка, но при этом по намного более низкой стоимости.
Торговые точки по продаже подарочной и сувенирной продукции одинаково востребованы и в крупных городах, и в небольших населенных пунктах. Упаковка, открытки, шарики, аксессуары – это минимальный перечень товаров, в которых нуждаются люди при организации праздника для близких людей. При этом в 50% случаев покупатели аксессуаров приобретают дополнительно подарки именно в этом магазине.
Цели и задачи проекта аналогичны другим видам бизнеса торговой сферы:
Справка: главные задачи предпринимателя – получение прибыли с первых месяцев работы и достижение окупаемости магазина за 6–8 месяцев.
Описание товаров и услуг
Сфера подарков считается одной из немногих, в ассортимент которой входит до 5 000 наименований товаров. Наиболее распространенными категориями считаются:
Конкурентным преимуществом бизнеса станет реализация продукции местных мастеров, умельцев, художников, а также изготовление товаров на заказ по индивидуальным параметрам. Сюда относится написание картин, производство чехлов для смартфонов и планшетов с оригинальным дизайном, изготовление поделок из дерева.
В качестве услуг магазином предлагаются:
В качестве поставщиков выбираются крупные компании из Москвы, Новосибирска, Екатеринбурга и других мегаполисов России. Часть продукции заказывается из Китая.
Анализ рынка: оценка конкуренции и спроса
Бизнес-план магазина товаров для праздника не может обойтись без такого этапа, как анализ рынка. Конкуренция в этой сфере крайне высокая, поэтому предприниматели идут на различные ухищрения для повышения товарооборота, включая совмещение двух видов бизнеса в одной торговой точке.
Определить весь сегмент конкурирующей продукции в городе крайне сложно, но на практике это и не требуется. Магазин подарков – это в большей степени локальный бизнес, чем проект общегородского масштаба. Именно поэтому предпринимателя в первую очередь волнуют конкуренты, расположенные в непосредственной близости от его торговой точки.
В этой ситуации анализ рынка строится на следующих действиях:
Спрос на товары праздничной направленности зависит от месторасположения торговой точки. К примеру, если поблизости имеется несколько магазинов детских игрушек и вещей, то целесообразнее выбрать в качестве основного направления реализуемой продукции праздничные товары для детей. С другой стороны – если торговый центр ориентирован на широкую ЦА, то и направление собственного бизнеса должно быть в этом же сегменте.
Организационный план
Регистрация деятельности
Магазин подарков не предусматривает каких-либо исключений в плане регистрации предпринимательской деятельности, поэтому все этапы стандартны:
Кроме этого, предприниматель должен заключить договор на аренду помещения, договор с коммунальной службой на вывоз мусора, а позднее получить сертификаты качества на продукцию от поставщиков. Все документы хранятся на территории торговой площади магазина для предоставления контролирующим организациям. Пожарная инспекция и Роспотребнадзор оповестят предпринимателя о плановой проверке магазина после старта работы.
Помещение
В качестве торговой площади под магазин чаще всего выбирается помещение в торговом центре. Это выгодно по нескольким параметрам:
Минусы – зависимость от режима работы и внутренних правил торгового центра.
Помимо этого, магазин подарков можно открыть на первом этаже многоквартирного дома в спальном районе. Здесь также важен фактор высокой проходимости людей, но ЦА проекта более узкая за счет территориального расположения. В этом случае имеет смысл продумать более глубокий концепт и формат магазина, рассчитанный на конкретную целевую аудиторию. К примеру, магазин часов, копилок, зажигалок, а возможно, и совокупность нескольких направлений.
Оборудование
Для магазина праздничных товаров требуется стандартное оборудование, как и для всех торговых точек розничной направленности. Минимальный перечень:
Также потребуется компьютер, МФУ и оборудование для наполнения воздушных шаров газом, если эта услуга представлена в магазине.
Формирование ассортимента товаров
Продукция магазина подарков в каждом конкретном случае может отличаться в зависимости от концепции проекта и его направления. Если подразумевается работа с широкой ЦА, то ассортимент формируется на основе популярности товара и его спроса у конкурентов.
При выборе узкого направления деятельности перечень товаров формируется на основе спроса на продукцию, а также ее оригинальности и уникальности.
В любом случае целесообразнее открыть мини-отдел с универсальной продукцией, которая требуется для любого торжества:
Для магазина площадью 30 кв. м и работающего в формате самообслуживания достаточно одного продавца в смене. Всего потребуется 2 человека, на которых также ложатся обязанности по поддержанию чистоты в зале, оказанию услуг по упаковке товара, оформлению праздничных композиций и т. д.
К работникам предъявляются стандартные требования:
Обязанности бухгалтера, администратора и директора ложатся на хозяина магазина.
Реклама и продвижение магазина праздничных товаров
Способы продвижения торговой точки:
Финансовые показатели проекта
Стартовые вложения (в рублях):
Итог: 390 800 рублей.
Траты в первый месяц:
Итог: 97 000 рублей.
Прибыль складывается из объема проданного товара и размера наценки. Конечная стоимость продукции праздничного характера для покупателей завышена в среднем на 100% от закупочного показателя. В случае с китайскими поставщиками наценка может достигать 150–200%.
При условии, что первая партия продукции обошлась магазину в 90 000 рублей, выгода с нее составит 200–250 тысяч рублей. На данном этапе чистая прибыль предпринимателя составляет – 250 000 минус 90 000 (стоимость закупочной партии) и минус 97 000 (обязательные месячные расходы).
Чистый доход 63 000 рублей. Не исключено, что уже в первый месяц придется делать повторные заказы товара, а в будущем при повышении товарооборота уровень дохода вырастет в 3–4 раза.
Окупаемость проекта на начальной стадии составляет 6–8 месяцев.
Рентабельность – 25%, исходя из показателей 63 000/250 000*100%.
Магазин товаров для праздника – это отличный бизнес как для начинающих предпринимателей, которые опираются только на собственные средства, так и для бизнесменов с солидным опытом работы. При серьезном финансировании и хорошей раскрутке торговая точка начнет приносить существенную прибыль чуть ли не с первых дней работы.