Что нужно чтобы открыть химчистку одежды
«Прачечные окупаются за 3-5 лет»
Семнадцать лет назад Давид Папаскири открыл прачечную в Петербурге. Теперь в городе работает сорок прачечных, а сеть представлена в тринадцати городах.
Прачечная от 2,5 миллиона рублей
У меня сеть прачечных по России: люди приносят грязные вещи, а через два часа забирают сухими и чистыми в красивом пакете. Стираем одежду, пуховики, постельное белье, мебельные чехлы, горнолыжные костюмы, одеяла, попоны для лошадей. Стирка пяти килограммов вещей обходится в сто рублей.
Прачечные открывали чикагские мафиози во времена Великой Депрессии. Гангстеры подмешивали криминальные деньги в выручку прачечных, потому что услуги оплачивались наличными и отследить, сколько человек воспользовались стиркой, было невозможно. С тех пор процесс превращения нелегальных денег в легальные называется отмыванием.
Застройщик в Америке строит новый дом — закладывает место под прачечную. Жильцы экономят силы на стирку и пространство в квартире, управляющая компания избавляется от протечек и коротких замыканий бытовых машинок. Прачечные берегут экологию: одной машиной пользуется двадцать семей — значит, двадцать домашних машинок не будут разлагаться на свалке.
Чтобы открыть прачечную с новым профессиональным оборудованием, нужны вложения от 2,5 миллиона рублей.
Разовые расходы для открытия
Всего
2 100 000 ₽
Платить ежемесячно
Всего
350 000 ₽
Мы берем на себя стирку и формируем новый рынок
За первой прачечной наблюдал год, пока не убедился, что бизнес работает. Сначала считали клиентов: сегодня пять пришло, завтра шесть, через месяц десять. Постепенно народ протоптал тропинку к нашей прачечной, оценил формат и рассказал своим — заработала сарафанка. Люди ездили через весь город стирать пуховики, потому что дома нельзя, а в химчистке в пять раз дороже. Сегодня наши прачечные работают в тринадцати городах России.
Культура потребления развивается: люди привыкают перекладывать домашние дела на других. Мы берем на себя стирку и формируем новый рынок.
В больших городах люди по-другому относятся к расходам: готовы заплатить за стирку, чтобы сэкономить время. Мы открыли прачечную в Мурино в Петербурге — вышли на оборотную окупаемость через два месяца. В небольшом городе прачечная через год будет только набирать обороты.
Прачечные окупаются за три-пять лет. Я ориентирую франчайзи смотреть на динамику продаж: если в первый месяц было тридцать стирок, а во второй сорок — дело движется. У нас есть мастер-франшиза: полностью отдаем город одному франчайзи.
Бюджет на открытие
Паушальный взнос
Роялти
От 3,5 млн ₽ (с новым оборудованием)
350 000 — 700 000 ₽ (зависит от города)
10 000 — 12 000 ₽ (фиксированная цена, не зависит от оборота)
На старте этот бизнес требует покупки профессионального оборудования — комплект обойдется в два миллиона рублей.
Сделать белье чистым можно разными способами: прокипятить на ста градусах или поместить в среду тяжелой химии. Прачечные — не химчистка и не домашний вариант, мы предлагаем другой формат стирки. Температура воды в наших машинках — 60 градусов, моющие средства впрыскиваются в барабан во время цикла стирки. Не используем агрессивную химию, поэтому ткань не изнашивается.
Раньше администратор сто пятьдесят раз в день подходил к машинкам, чтобы засыпать порошок, кондиционер и пятновыводитель. Чтобы освободить администратору руки, мы внедрили систему подачи жидкой химии: моющие средства из контейнеров самостоятельно попадают в барабаны машинок по шлангам. Рынок не смог предложить нам готовый вариант, поэтому систему придумали сами — планируем довести ее до ума и продавать технологию на сторону.
«После вашей стирки вещь пятнами пошла»
К нам приходят люди, которые живут по соседству. О прачечной узнают из флаеров в почтовом ящике, замечают яркие вывески и банеры. В первый раз приходят постирать пуховик по акции, узнают, что мы гладим пододеяльники на катке за двадцать рублей и приносят постельное белье — так прачечная обрастает постоянными клиентами.
Администраторов прачечных обучаем технологиям стирки, чтобы консультировали клиентов. Производители одежды не всегда дают верную информацию об уходе: стирать только руками, машинная стирка не подойдет. Мы такую одежду принимаем — наши машинки вещи не испортят. Пуховики с натуральным мехом стирать нельзя, если человек настаивает, администратор говорит: «Под вашу ответственность» и просит клиента написать расписку.
Форс-мажоры с клиентами решаются в чате: управляющие проинструктировали администраторов, чтобы не принимали пуховики этого производителя. Если брак происходит по нашей вине — выплачиваем компенсацию.
Нормы для прачечных обновляли в 1993 году
В начале двухтысячных открыть прачечную в университете было просто: проректор назначал цену аренды и выдавал ключи. В 2020 году нужно разрешение министерства образования. Получить разрешение трудно из-за бюрократии.
В нормативных документах, которые регулируют работу прачечных, не учитываются современные материалы и оборудование. Последний раз документы обновляли в 1993 году. Для сферы общепита нормы обновляются чаще, потому что ресторанов много, а прачечных нет.
Бизнес должен самостоятельно выстраивать диалог с властью. Для прачечных устарели нормы про размеры помещений, используемые материалы — составляем обращение в Роспотребнадзор о замене этих норм.
Когда решаешь проблему клиента, бизнес растет
За пятнадцать лет работы бизнес вырос: мы не только стираем одежду студентам, но и гладим постельное белье и костюмы, доставляем вещи на дом, приводим в порядок обувь. Хороший продукт появляется, когда решаешь конкретную проблему.
Мы отказывали людям в стирке старых бабушкиных подушек: перья разлетались по барабану и портили оборудование. Клиенты всё равно приносили подушки, и мы придумали, как очищать наперники сухим способом.
Человек приносит в стирку кеды — сделать их чистыми в барабане машинки нельзя. Мы увидели потребность и запустили сервис по чистке обуви на базе наших прачечных. Почистить обувь клиенту удобно: вместе с очередной стиркой захватил пару грязных ботинок, а через пару дней забрал обновленную пару
Иногда нужно привести в порядок одежду из шелка или шерсти или почистить шубу из натурального меха — это хлеб химчисток. Во Франции, Германии и Италии химчистки запрещены, потому что они вредны для экологии и сотрудников: для чистки используют тяжелую химию, которую сливают в водосток. В России запретов на химчистки нет, но мы связываться с тяжелой химией не хотели.
Вместо химчистки запустили в Петербурге аквачистку — отходы от аквачистки безопасны, их можно сливать в водосток с меньшим вредом для экологии и сотрудников. Процесс похож на химчистку: ткань помещается в барабан, но обрабатывается не в среде тяжелой химии, а в воде с реагентами. Аквачистка дороже химчистки, но безопасность того стоит.
Мне интересно делать бизнес в России, даже когда я сталкиваюсь с несовершенством законодательства или постоянными проверками. Приятно быть первым и вдохновлять последователей.
Как открыть выездную химчистку
Пару лет назад Дмитрий Ковалев уволился с работы, купил недорогое оборудование, комплект химии и запустил выездную химчистку «Чистота 96», которая сегодня обслуживает физлиц и коммерческие организации Екатеринбурга.
О том, как ему удалось выделиться на высококонкурентном рынке и что влияет на ожидания клиентов Дмитрий Ковалев рассказал в интервью Контур.Журналу.
Мотивация для увольнения
В 2015 году я работал инженером в одной коммерческой организации и периодически ездил в командировки на нефтеперерабатывающие заводы страны. Политика руководства была такая, что как бы хорошо или плохо я ни работал, сколько бы задач ни выполнял, заработать больше, чем размер оклада, было все равно невозможно, мотивирующие факторы просто отсутствовали. А желание заняться малым предпринимательством было давно.
Я хотел работать в сфере услуг, но еще не определился — каких именно. Хотел, чтобы деятельность была связана с автомобилями, но ремонт и автосервис меня не интересовали. Я отчасти перфекционист, люблю чистоту, видимо поэтому в голове родилась мысль заняться химчисткой салона автомобилей, и я начал тщательные поиски информации и самостоятельное изучение всех технологий, связанных с этой сферой. Заниматься всем собирался изначально сам, я из тех людей, кто привык детально разбираться в каждом вопросе самостоятельно. А тем временем оказалось, что у меня скоро появится дочь, и содержать уже полноценную семью с текущим доходом будет сложно. Тогда я, наконец, решился: купил только самое необходимое недорогое оборудование, комплект химии и уволился с работы.
Бойкий старт
Прежде всего я искать гаражный бокс в аренду для моей будущей студии детейлинга и столкнулся с высокими ценами на подходящие мне помещения. Просчитав план развития, я понял, что денег мне на такое начинание просто не хватит. Так как технология автомобильной химчистки близка к чистке мягкой мебели и ковров, я обратил внимание на это направление и попробовал себя в этом деле. Результат мне очень понравился. К тому же здесь не нужно было арендовать помещение и к клиентам нужно ездить на автомобиле по городу, что я очень люблю.
Первые заказы я получил с Avito и других бесплатных досок объявлений. Пока клиентов было мало, я приобрел определенный опыт. Затем решил сам сделать сайт. Примерно три недели мне потребовалось, чтобы создать одностраничник и разобраться в настройке контекстной рекламы. После запуска сайта число клиентов стало расти, я получал ежедневный опыт и постоянно улучшал качество работы. Так я и стал владельцем небольшого собственного дела — компании «Чистота 96».
Сначала я работал один и вообще делал все самостоятельно. Дела шли неплохо, клиенты оставались очень довольны качеством и заказывали повторно. В определенный момент мне трудно стало справляться одному с потоком заказов, и я предложил товарищу работать со мной, долго обучал его технологии и нюансам работы. Потом мы взяли и обучили еще одного сотрудника на подработку. Сейчас эти ребята являются прекрасными специалистами по химчистке и любят свою работу.
Со временем мы смогли позволить себе приобрести более мощное оборудование, чтобы иметь возможность брать более крупные заказы и работать с организациями, а не только с физлицами на дому. Заказов от организаций у нас не так много, но они есть, периодически мы выезжаем в кафе, офисы, детские сады.
Ожидания клиентов и влияние телерекламы
Конкуренция в нашей нише в Екатеринбурге очень велика, как и в любом крупном городе. Но я не вижу в этом проблемы: сфера конкурентная — значит, востребованная. Многие молодые компании на старте сильно демпингуют (я и сам с этого начинал), но, как показывает практика, делают это обычно в ущерб качеству, а на мой взгляд это неприемлемо. Мы стараемся обеспечить себе преимущество именно в качестве оказанных услуг.
Многие наши конкуренты предпочитают чистить так, чтобы клиент просто увидел первоначальный эффект и решил, что химчистка прошла успешно, не столь важно, что станет с изделием в дальнейшем. Мы же не экономим на средствах и времени, а делаем все, чтобы не только удалить любые возможные загрязнения, но и обеспечить сохранность материалов и продлить их срок службы. Именно поэтому клиенты возвращаются к нам, заказывают повторно спустя несколько месяцев, а главное советуют друзьям и родственникам — это дороже любой рекламы.
Некоторые классические химчистки одежды добавили к услугам сервис приема вещей у клиента прямо на дому, чтобы не приходилось даже выходить из дома. В нашем случае мы также принимаем заказы с сайта и приезжаем к клиенту.
Сейчас распространены такие онлайн-сервисы, как агрегаторы заказов на клининговые услуги, в том числе и химчистку мебели. Такие заказы зачастую отдаются на выполнение компаниям-партнерам. Тренд интересный и полезный, но многим подобным сервисам еще стоит поработать над качеством оказания услуг.
По нашему опыту клиенты, которые раньше никогда не пользовались подобными услугами, недоверия к услугам химчисток не испытывают. Иногда скорее наоборот: их ожидания могут превосходить реальные возможности химчистки. Некоторые из них ждут, что из старого изношенного выцветшего изделия мы сделаем абсолютно новое, как из магазина. Но химчистка — это не волшебство, мы лишь удаляем загрязнения.
Недоверие часто можно встретить у тех, кто уже заказывал подобную услугу ранее, но недобросовестный мастер выполнил ее некачественно. Эта проблема на данный момент стоит очень остро, мы постоянно встречаем на заказах диваны, уже испорченные неизвестными мастерами до нас. Причем такие мастера нередко являются представителями или партнерами крупных раскрученных клининговых компаний, решивших добавить в перечень своих услуг химчистку мебели и отдавших это направление на аутсорс.
Конечно, еще чаще клиенты сами могут испортить ткань бытовыми средствами из телерекламы, но это уже совсем другая история. Вот в чем, пожалуй, и есть некоторая сложность — объяснить клиенту, что вещество, которое он вылил на диван из баллончика — вовсе не «химчистка», и уже испорченная ткань может не поддаться восстановлению. Люди не готовы поверить в это, ведь по телевизору сказали, что «средство профессиональное и удалит любые пятна».
Возможности для роста
Мы используем классические методы продвижения — контекстную рекламу, немного СЕО. Контекстная реклама — действенный метод, который приносит нам основную долю заказов. Также я веду группы в соцсетях, там можно использовать более нестандартные фишки, которые позволяют душевно зацепить клиента. Заказов из соцсетей не так много, зато клиенты более лояльные, они уже посмотрели ряд наших фотографий и знают, чего ожидать в случае заказа.
Сейчас у нас есть планы по расширению в пределах нашего города, компания небольшая, и нам есть куда расти. Планируем повысить число клиентов, в том числе и постоянных, а также больше работать с коммерческими организациями, для чего необходимо немного расширить перечень услуг и приобрести более серьезное оборудование.
Франшиз в данной нише существует очень много, но хороших — единицы. Если у нас возникнет потребность масштабировать бизнес таким способом, мы очень постараемся создать действительно качественный продукт.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Химчистка как бизнес
Химчистка – бизнес, особенно востребованный в крупных городах. В статье разберем, как открыть химчистку с нуля, какие документы нужны и сколько это стоит.
Анализ рынка
Еще 20-30 лет назад химчистки были очень распространены в России. Сегодня, когда почти в каждом доме есть автоматическая стиральная машинка, а на полках магазинов можно найти любые чистящие средства, большинство людей справляются со стиркой и чисткой самостоятельно.
Тем не менее, иногда люди по-прежнему прибегают к услугам химчистки — если речь идет о крупногабаритных вещах или трудновыводимых пятнах. Кроме того, услуги химчистки востребованы среди корпоративных клиентов — отелей, ресторанов и т.п. При выборе рекламной стратегии имеет смысл учесть это и продумать, как заинтересовать таких клиентов.
Риски и подводные камни
Перед открытием своей химчистки необходимо все хорошо взвесить, ведь этот бизнес требует серьезных вложений и сопряжен с рисками:
При этом в маленьком городе открыть химчистку может быть вообще не рентабельно из-за отсутствие спроса. В любом случае, начиная этот бизнес, нужно изучить особенности экономического развития конкретного населенного пункта.
Формат ведения бизнеса
Вы можете открыть химчистку в двух форматах:
Многие бизнес-теоретики говорят, что открыть мини химчистку или один приемный пункт – выгодно. В этом случае расходы сокращаются до 70 000–80 000 рублей. Но в таком случае нужно найти партнера, который будет производить саму чистку.
С экономической точки зрения открытие мини химчистки не слишком выгодно. Полноценный бизнес приносит больше прибыли и позволяет быть независимым, но в случае с химчисткой такой бизнес требует крупных расходов.
Технология бизнеса
Технология работы химчистки включает следующие этапы:
Какие документы нужны для открытия химчистки
Оптимальной формой организационной собственности для химчистки будет ООО. Какие документы нужны для оформления, можно посмотреть на сайте налоговой службы или обратиться в специализированные фирмы; в первую очередь нужны Устав и уставный капитал от 10 000 рублей.
Система налогообложения — упрощенная, с выплатой 15-процентного налога с прибыли или 6% с оборота. Еще один вариант — ЕНВД, Единый налог на вмененный доход (если применимо в вашем регионе). Подходящий код ОКВЭД по новому классификатору – 96.01 «Стирка и химическая чистка текстильных и ковровых изделий».
Бизнес-план химчистки
Бизнес план химчистки включает в себя следующие пункты:
Помещение для химчистки
Первоочередная задача — поиск подходящего помещения. Согласно законодательству, оно должно соответствовать таким требованиям:
Из этого списка наиболее сложным для выполнения является первый пункт. Эта проблема решается путем аренды отдельно стоящего здания или помещений в деловых центрах. Но в этом случае придется дополнительно открыть приемный пункт или их сеть в жилых кварталах, что требует дополнительных финансовых затрат.
Внимание! Несоблюдение нормативных, законодательных требований или влечет необходимость оплаты штрафов или закрытия бизнеса, что приведет к полной или частичной потере вложенных средств.
Оптимальная стоимость аренды тут составит 450-1500 рублей за 1 квадратный метр в зависимости от расположения помещения, здания и его состояния. Ремонт обойдется в среднем 1 500 000-2 000 000 рублей с учетом разработки проекта и монтажа вентиляционной системы.
Оборудование для химчистки
Теперь необходимо закупить оборудование:
Стоимость нового комплекта оборудования составляет примерно 4,5 млн. рублей. Но эту сумму можно уменьшить, купив оборудование б/у.
Необходимо заложить 700-1000 долларов или 45 000-65 000 рублей на пусконаладочные работы и обучение персонала. Это нужно сделать перед тем, как открыть предприятие.
Подбор персонала
Соответственно если есть приемные пункты, в штат добавятся приемщицы и водители, которые будут доставлять белье в химчистку.
Внимание! Полностью укомплектованный штат исключает сбои в работе, поэтому не стоит экономить на персонале. Работники могут заболеть или отсутствовать по другим причинам. Поэтому нужно обеспечить подмену.
Маркетинг и продвижение
В первую очередь, нужно определить емкость рынка услуг химчисток. Аналитики считают, что среднестатистический россиянин становится клиентом химчистки раз в два года. При населении в 500 000 человек все химчистки города могут рассчитывать на 250 000 клиентов.
Если предприятие удачно расположено, имеет качественное оборудование и квалифицированный персонал, оно может привлечь значительную долю клиентов.
Дополнительно можно использовать:
Сколько стоит открыть химчистку
Итого на открытие бизнеса понадобится 6 100 000–6 600 000 рублей.
Скачать бизнес-план химчистки с подробными расчетами вы можете у наших партнеров. Качество расчетов гарантировано!
Помимо стартовых, следует учитывать текущие расходы:
Что касается ремонта и обслуживание оборудования, для этой статьи расходов лучше создать фонд с самого начала работы химчистки. Это снимет часть нагрузки на бюджет и позволит своевременно проводить технические работы.
Сколько можно заработать на химчистке
При условии посещаемости 12 человек в день и среднем чеке в 1000 рублей можно рассчитывать на выручку в 360 000 рублей в месяц.
Профессиональные бизнес-планы по теме:
Напоследок рекомендуем просмотреть полезное видео по теме:
Надеемся, информация в статье была для вас полезной!
Будет полезно прочитать:
Как открыть химчистку с нуля
В статье мы пошагово разберём, как открыть химчистку с нуля, как выбрать для неё хорошее место. А также, вы узнаете сколько будет стоить оформление разрешений и сколько нужно денег, чтобы приобрести необходимое оборудование.
Регистрация
Перед тем, как открыть свою химчистку, понадобится ещё масса соглашений и договоров, без которых вы не сможете начать работу.
Помещение
Лучшие места в городе для размещения предприятия – отели, крупные магазины и торгово-развлекательные центры, хорошо заселённые спальные районы. Важны хорошая проходимость и доступность самого учреждения.
Выбор и организация пространства
Открытие мини-химчистки потребует пространства от 80 квадратных метров. Из них 60 кв. м занимает производственное помещение, 15 кв. м — пункт приёма одежды, 5 кв. м – санузел.
Важное условие – нельзя размещать фирму на расстоянии ближе 50-ти метров от жилых зданий, возле заведений общепита и продовольственных магазинов. Это усложняет поиск места. Есть два выхода.
Первый – организовать предприятие в подвальном или цокольном этаже общественного здания, переведённого в нежилой фонд. При этом открыть пункт приема химчистки можно и на верхних этажах.
Второй – поместить приёмный пункт в центре, а производство – в недорогом строении на окраине города. Во втором случае аренда обойдётся дешевле, но в статью расходов включаются затраты на перевозку белья.
Требования
Без соблюдения данных требований получить разрешение от СЭС не получится.
Оборудование для химчистки
Расходные материалы
Персонал
Если услуга чистки предоставляется практически круглосуточно (две смены), необходимо нанять 9 человек: технолога, двух гладильщиц, четырёх рабочих, уборщицу, кассира приёмного пункта.
Затраты и прибыль
Чтобы заранее определиться, выгодно ли данное предприятие, составьте бизнес план, как открыть химчистку. Помимо производственного и организационного плана, регистрации, добавьте в расходы рекламу.
Даже небольшая химчистка как бизнес становится выгодным вложением. Конкуренция в этой сфере из-за значительных затрат не очень велика, поэтому можно окупиться за год-полтора и получать стабильную прибыль.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
«Иногда возвращаю диваны с того света»: сколько зарабатывает мастер по химчистке мебели
В городе-миллионнике
Герой этого выпуска работал в полиции и учился на юридическом, но в итоге уволился и отчислился. Пробовал себя в продажах, но понял, что это не его. В итоге свою специальность он нашел, прочитав вдохновляющий пост в соцсетях о том, как зарабатывать 100 тысяч на чистке диванов. Он рассказал, сколько потратил денег на оборудование и времени, чтобы выйти на такой уровень дохода, почему не стоит чистить пятна на мебели домашними средствами и в каких случаях диван проще выкинуть.
Это история читателя из Сообщества Т—Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Выбор профессии
Когда работал в системе МВД, пошел учиться на юриста. Там это считается профильным образованием: после окончания можно получить должность офицера. А на время сессии давали отпуск — почему бы не воспользоваться. Я учился платно — стоило это примерно 25 тысяч рублей в год, но институт не пригодился вообще. Интереса учеба у меня особо не вызывала, делал все постольку-поскольку.
Работать в МВД мне не понравилось. Большинство там работает с одной целью — ради пенсии в 40+ лет. Но она маленькая, 15—25 тысяч рублей, на нее можно прожить только отшельником в деревне на подножном корме. Поэтому деваться некуда: либо остаешься там же, так как ничего другого не умеешь, либо идешь охранником, либо, если есть связи, устраиваешься в службу безопасности какой-нибудь компании.
Я решил попробовать себя в СММ — тогда это было что-то новое и казалось перспективным. Создавал и вел группы во «Вконтакте», пытался настраивать там рекламу. У меня была своя тематическая группа о вейпинге, тогда это было в тренде. Она стала самой крупной в городе — я продал ее за 30 тысяч рублей. Вел группы для клиентов, зарабатывал 5—10 тысяч рублей, делал мелкие задания на фрилансе, получал 3—10 тысяч. Мне нравилось, но я не смог продать свои услуги так, чтобы достаточно зарабатывать.
Потом, насмотревшись «Бизнес-молодости», пошел пробовать себя в продажах. Устроился в компанию, которая продавала справочные системы с законами и правовыми актами для инженеров по охране труда и других узких специалистов. Я занимался холодными звонками. Для меня это было очень жестко, продержался три месяца.
Каждый день ехал на работу и страдал.
Я интроверт, поэтому мне было сложно общаться даже по телефону, тем более пытаться продавать что-то. Плюс под боком постоянно был руководитель отдела продаж, который спрашивал результат. Заработок был минимальный: оклад — 15 тысяч рублей, продаж не было. Но я получил хороший опыт, и мне стало легче контактировать с людьми.
Летом 2017 года, когда мне было 26 лет, в закрытой группе во «Вконтакте», где публикуют кейсы по бизнесу, я случайно наткнулся на историю в стиле «100 тысяч в месяц на чистке диванов». Через месяц решил начать свой бизнес: взял кредит на пылесос «Керхер», тогда он стоил 45 тысяч рублей. В кейсе, который я прочитал, описывали именно «Керхер», а с другими моделями я просто не был знаком. Через два года продал его, потому что это не самый крутой пылесос.
Первое время знаний по теме у меня было ноль, только смутные представления — в то время было очень мало информации. Я смотрел видео, спрашивал знакомых из интернета, которые тоже занимаются химчисткой. Кроме пылесоса, у меня была одна маленькая банка химии того же «Керхера». Поначалу я выводил — точнее, не выводил — им все пятна, иногда меняя концентрации.
Тогда мой рекламный бюджет был 200—500 Р в неделю — сколько оставалось, столько и закидывал на таргет «Вконтакте». Он вообще никакого результата не дал. Поэтому дальше деньги шли на покупку постов в региональных группах, еще я спамил по открытым группам. Активно размещался на «Авито», но бесплатно можно было выложить только одно объявление. Чтобы сделать новый аккаунт, я шел в «Макдональдс» к бесплатному вайфаю для смены айпи — так я мог выкладывать 3—4 публикации в неделю.
Я очень нервничал на первых заказах, страшно было испортить диван, стыдно было, когда оставались пятна. Когда было совсем непонятно, как работать, просто отказывался от заказа. Самый жесткий фейл: почистил ковер «Шегги» с высоким ворсом из «Икеи», он толком не высох и завонял — пришлось везти в стирку коллегам. Такие косяки бывают и сейчас, но очень редко — на одном из тридцати объектов. В основном они мелкие: например, угол или складку недомыл и вылезло пятно, приезжаешь и исправляешь. Все косячат, невозможно предусмотреть все, главное — исправлять.
Суть профессии
Я поддерживаю чистоту диванов, иногда возвращаю их с того света. Работаю с креслами, стульями, матрасами, ковролинами, очень редко — коврами, их лучше сдавать в стирку.
Когда мне звонят клиенты, уточняю, что нужно чистить и что их беспокоит: пятна, запахи, что-то еще. Стараюсь много вопросов по телефону не задавать, все можно уточнить на месте и увидеть вживую. Если просят точную цену сразу, прошу прислать фото для оценки.
На месте осматриваю диван, чтобы найти загрязнения, повреждения, и подбираю нужные средства для работы. У меня с собой всегда есть большие тряпки для пола, чтобы не капать. Все средства и инвентарь тоже ставятся на тряпку или одноразовые пеленки. Рука уже набита, и я могу работать, не заливая стены или пол. Хотя это очень распространенная проблема для начинающих мастеров: они льют больше воды, чем всасывает устройство, создавая болото на диване, которое потом попадает на пол.
Химчистка мебели по принципу схожа со стиркой вещей. Сначала я провожу сухую уборку основной пыли, мелких крошек. Потом произвожу предварительное замачивание, выдерживаю средство 10—15 минут. Провожу механическую обработку — обычно это делается с помощью щеток или орбитальной машинки, но я от этого отказался: работаю специальной варежкой из микроволокна, так удобнее и деликатней для ткани. Это нужно для лучшего распределения и попадания состава глубже в ткань. Средство нарушает связь грязи с поверхностью, и я выполаскиваю их экстрактором — специальным пылесосом.
Если изделие было очень грязное, можно сделать еще одно или два замачивания и полоскания. Потом работаю точечно по оставшимся пятнам. Их я удаляю разными средствами в зависимости от пятна: кислотными, щелочными, растворителями, на основе энзимов, перекиси, восстановителями. Например, пятна от вина относятся к категории танинных и убираются пятновыводителями на основе кислот; жирные пятна можно убрать средством на основе терпенов; ручки, фломастеры — средствами на основе растворителей. В большинстве случаев почти невозможно определить, от чего точно пятно. Если я сомневаюсь, начинаю с воды. Со временем по виду и текстуре пятен понимаешь, какие средства применять.
Потом все это снова вымываю из ткани. На завершающем этапе произвожу обработку кислотным кондиционером-ополаскивателем, чтобы сделать обивку чистой от химии, нейтрализовать остатки поверхностно-активных веществ. И еще раз прополаскиваю чистой водой. В конце по желанию клиента могу сделать ускоренную сушку, без нее диван сохнет 4—10 часов.
Не стоит мучить диван бытовыми средствами самостоятельно, лучше своевременно обратиться к специалисту.
Большинство пятен чистить самому нельзя. Когда вы наносите любое средство — обычно это «Ваниш», «Амвей», «Фейри», — оно вместе с грязью или пятном остается в ткани дивана. Только раньше там было пятно, а теперь еще и химия, которую вы нанесли. Самостоятельно убрать грязь вы не сможете, плюс все обивки разные и требуют разных средств и подхода к чистке.
Я много раз видел испорченные диваны, где ткань отбеливали, а самые отчаянные — сжигали «Доместосом» для унитазов. В этом признаются не все клиенты, но определить это можно по обильному количеству пены во время чистки. В 80% случаев самостоятельные чистки делают только хуже: некоторые пятна, например танинные, можно закрепить щелочными средствами, это большинство бытовых. После самостоятельных чисток стоимость моих работ может увеличиться на 50%, а если чистка была очень усердной, то и на 100%.
Большинство пятен можно удалить. Сюда входят пролитые соки, чай, кофе, вино, пиво, жирные и белковые пятна, лизуны, жвачки, ручки, фломастеры, краски, кровь, метки животных и следы детских неожиданностей. Конечно, на удаление пятна влияет множество факторов. Например, как давно оно на ткани: чем дольше — тем сложнее. Многие пятна, если вовремя заметить, можно просто убрать влажной микрофиброй. Все пятна старше двух недель считаются старыми — их выводить значительно труднее. Яркие пятна — кровь, вино, соевый соус, покрасы от белья или одежды — лучше удалять как можно быстрее. Самые трудные пятна — это покрасы от одежды или постельного белья, убрать их полностью в большинстве случаев почти невозможно.
Состав и качество ткани накладывают ограничения: краситель недорогого микровелюра с принтами может быть менее стойким, чем любимые фломастеры вашего маленького Пикассо. Проще всего работать с качественными синтетическими тканями. Сложнее — с натуральными, например хлопком или льном. Есть разные типы обработки и выделки тканей, которые могут усложнять процесс удаления пятен. Самый сложный — это флокированный материал, особенно недорогой. Никогда в жизни себе такой не куплю и никому не рекомендую.
Когда я только начинал, работал со многими убитыми диванами. Убитый — это 10+ лет, который регулярно описывали дети, рисовали на них, клиенты самостоятельно мыли его «Ванишем», «Фейри», «Локом». В то время я спас огромное количество диванов, сейчас такие заказы приходят все реже и реже. Думаю, все дело в цене: такие клиенты, как правило, ищут исполнителя дешевле.
Сейчас моя аудитория — это семьи с достатком хотя бы от 30 тысяч рублей на человека. «Средний класс» по градации президента не заказывает химчистку или находит кого-то за 1000 Р на «Авито». Я с таким работать смысла не вижу: работы много, денег мало, условий нет.
Хочется, чтобы химчистка была доступна всем, но так не бывает: когда у человека зарплата 17 тысяч, у него кроме грязного дивана полно других проблем. Правда, я приезжал и в нестуденческое общежитие. Работать там — то еще удовольствие, атмосфера безысходности убивает. Хотя после увольнения из органов я и сам жил в общежитии.