Что нужно чтобы обслуживать пожарную сигнализацию
Кто и на основании каких документов должен обслуживать автоматическую пожарную сигнализацию?
Автоматическая пожарная сигнализация (далее — АПС), как и любая другая система обеспечения безопасности, нуждается в постоянном поддержании ее в исправном состоянии. Для этих целей и существует техническое обслуживание. Разберем основные нормативные документы, регламентирующие обязательность проведения технического обслуживания установок АПС.
Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (п. 54): «Руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.
Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты».
ГОСТ Р 54101-2010 «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт» (п. 5.1.2): «ТО системы должно осуществляться на плановой основе и проводиться с периодичностью, установленной регламентом на проведение ТО системы, при этом должно обеспечиваться выполнение плана проведения и процедур ТО систем, а также процедур ТО (поддержки) программного обеспечения системы».
ГОСТ Р 59638-2021 «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность» (п.6.4.1): «Работы по ТО должны осуществляться юридическими или физическими лицами, уполномоченными на проведение данного вида работ в соответствии с действующим законодательством».
Выполнять работы по техническому обслуживанию систем АПС должна специализированная организация, имеющая лицензию МЧС России на право осуществлять деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а именно на производство работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
Получить бесплатную консультацию по оформлению лицензии вы сможете по телефону: 8 (4932) 77-41-16.
Что нужно чтобы обслуживать пожарную сигнализацию
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 28 июля 2020 г. N 1128 “Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений” (документ не вступил в силу)
В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г.
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 июля 2020 г. N 1128
Положение
о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений
1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
3. Лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно перечню работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, предусмотренному приложением к настоящему Положению.
4. Лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются:
а) наличие у соискателя лицензии или лицензиата зданий (сооружений, помещений) по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, для размещения работников, оборудования, инструментов и технических средств;
б) наличие у соискателя лицензии или лицензиата оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, согласно перечню, предусмотренному частью четвертой статьи 24 Федерального закона «О пожарной безопасности», прошедших поверку в соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений», и технической документации на них, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, и необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;
высшее или среднее профессиональное образование в области лицензируемой деятельности, либо прошедших профессиональное обучение в области лицензируемой деятельности;
минимальный стаж работы (не менее чем у 50 процентов работников) в области лицензируемой деятельности, составляющий 3 года;
д) выполнение лицензиатом требований к работам (услугам), составляющим лицензируемую деятельность, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
5. К грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относятся нарушения требований, предусмотренных подпунктами «б» и (или) «д» пункта 4 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
6. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет или направляет в порядке, установленном статьей 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», заявление с приложением копий документов:
а) подтверждающих наличие у работников, указанных в подпункте «в» пункта 4 настоящего Положения, необходимого образования и соответствующей квалификации;
б) подтверждающих стаж работы работников, указанных в подпункте «в» пункта 4 настоящего Положения, или заверенных в установленном порядке выписок из указанных документов;
в) подтверждающих наличие у соискателя лицензии зданий (сооружений, помещений), указанных в подпункте «а» пункта 4 настоящего Положения;
г) подтверждающих наличие у соискателя лицензии оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерений, указанных в подпункте «б» пункта 4 настоящего Положения;
д) подтверждающих наличие сведений о результатах поверки средств измерений в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений или результатов поверки средств измерений, выполненных до 24 сентября 2020 г., которые должны быть удостоверены знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средств измерений, заверенной подписью поверителя и знаком поверки;
е) подтверждающих прохождение работниками обучения, указанного в подпункте «г» пункта 4 настоящего Положения.
7. Прием лицензирующим органом заявления и документов, указанных в пункте 6 настоящего Положения, принятие решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии (об отказе в переоформлении лицензии), приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии и об аннулировании лицензии, а также формирование государственного информационного ресурса, формирование и ведение реестра лицензий, предоставление информации по вопросам лицензирования осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».
9. При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии или лицензиатом документах, лицензирующий орган запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций в порядке, установленном Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
10. Информация, предусмотренная частью 1 статьи 21 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», размещается лицензирующим органом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 10 дней со дня официального опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемой деятельности, а также внесения лицензирующим органом соответствующих записей в реестр лицензий.
11. Лицензионный контроль осуществляется лицензирующим органом в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».
12. За предоставление лицензирующим органом лицензии, переоформление лицензии уплачивается государственная пошлина в размере и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению о лицензировании
деятельности по монтажу, техническому
обслуживанию и ремонту средств
обеспечения пожарной безопасности
зданий и сооружений
Перечень
работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений
1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов.
7. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
8. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах.
9. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
10. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.
Обзор документа
С 2021 г. вводится новый порядок лицензирования деятельности по монтажу, техобслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Уточнены лицензионные требования, особенности выполнения отдельных процедур. При подготовке новых правил учтен риск-ориентированный подход. Как и ранее, лицензированием занимается МЧС.
Постановление вступает в силу с 1 января 2021 г.
Документы необходимые для получения лицензии
Перечень документов необходимых для получения лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений:
заявление о предоставлении лицензии;
опись прилагаемых документов;
копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии оборудования, инструмента, технической документации, технических средств, в том числе средств измерения, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ и оказания услуг.
Перечень документов необходимых для получения лицензии на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры
заявление о предоставлении лицензии;
опись прилагаемых документов;
копии документов, подтверждающих квалификацию:
копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности:
копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности пожарной техники (первичных и мобильных средств пожаротушения), огнетушащих веществ, средств связи, оборудования, спецодежды, инструмента и технической документации, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям
копии документов, подтверждающих отсутствие у работников соискателя лицензии (лицензиата) медицинских противопоказаний для исполнения должностных обязанностей.
Обслуживание пожарной сигнализации: регламентирующие документы
Техническое обслуживание или ТО пожарной сигнализации на любом из объектов необходимо проводить регулярно. Это закреплено в регламентирующих документах, главный из которых – Постановление Правительства Российской Федерации под номером 390 и под названием «О противопожарном режиме». То есть собственник объекта должен содержать сигнализацию в исправном состоянии. А проверку на работоспособность надо проводить хотя бы один раз в квартал. При этом обслуживание пожарной сигнализации (регламентирующие документы это подтверждают в статье под номером 63) проводят строго по составленному графику, в основу которого закладывают техническую документацию от производителя.
Законодательная ответственность
Кто игнорирует эти требования – будет призван к судебной ответственности. Особенно сегодня, когда пожарная ситуация в стране резко поднялась. Это подтверждают большие пожары, происходящие с завидной частотой, в которых гибнут люди.
Есть еще один регламентирующий документ, в котором определены меры ответственности за нарушения противопожарной безопасности. Это Федеральный закон под номером 69 «О пожарной безопасности». В нем четко оговорено, кто несет ответственность за несоблюдение сроков проведения обслуживания системы пожарной безопасности. Это:
Какие меры наказания по регламентирующим документам могут быть применены:
Ситуации, когда руководители или собственники объектов игнорируют проведение технического обслуживания пожарной сигнализации по нормативным документам, встречаются достаточно часто. Особенно на объектах, которые введены в эксплуатацию недавно. Просто все думают, что гарантийный срок и грамотно проведенная установка – это гарантия. Но такое отношение противоречит законодательству. Поэтому документация по техническому обслуживанию систем пожарной сигнализации – это документ, который должен выполняться по пунктам строго в независимости от того, когда объект недвижимости был введен в эксплуатацию.
Суд над ответственным за противопожарную безопасность объекта
График проведения регламентных работ
Регламент технического обслуживания пожарной сигнализации – это документ, который определяет периодичность проведения обслуживания (ТО). Он составляется, как неотъемлемая часть договора между компанией, которая эксплуатирует систему сигнализации, и фирмой, обслуживающей противопожарную сигнализационную сеть.
В состав графика входит два документа:
За основу создания графика берутся Методические рекомендации от 1999 года. Название методички: «Автоматические системы пожаротушения и пожарной сигнализации. Правила приемки и контроля». По понятным причинам в этом документе отсутствуют технологические карты, потому что невозможно описать все виды оборудования, которые сегодня присутствуют на рынке. Поэтому карты разрабатываются на основе паспортов и инструкций к обслуживанию, которые являются неотъемлемой частью комплектации приборов и оборудования.
График проведения регламентных работ
Виды технического обслуживания
Если говорить о регламенте ТО пожарной сигнализации, то здесь два вида:
Есть совершенно другой регламент обслуживания пожарной сигнализации. Он связан с проверкой систем, которые определяются по мере их важности. В этом случае ТО-1 остается без изменений. А вот ТО-2 делится на два регламента:
Необходимо отметить, что последний регламент из двух вышеописанных более удобен. Потому что проверку можно провести на высочайшем уровне. Это займет большее время, но гарантирует точное определение технического состояния охранной и пожарной сигнализации. При этом разделение по важности дает возможность сократить сроки проведения обслуживания. К примеру, вся система делится на участки по важности. То есть какие-то являются важными, другие очень важными. Первые можно обслуживать один раз в квартал, вторые ежемесячно. И это не противоречит законодательным документам, связанным с периодичностью обслуживания пожарной сигнализации.
Проверка работоспособности системы противопожарной сигнализации
Внеплановое техническое обслуживание
В руководящих документах (РД) по пожарной сигнализации нет перечня работ, связанных с внеплановыми проверками. Они не регламентированы, потому что проводятся только в экстренных случаях:
Но виды работ, проводящихся при данном виде проверки, одинаковы и соответствуют часто и ТО-1, и ТО-2. Поэтому на многих объектах внеплановые проверки заносят в график технического обслуживания.
Как проводится проверка работоспособности системы
Регламент работ по техническому обслуживанию пожарной сигнализации должен обеспечивать достаточно большой объем проводимых операций. В него должны входить:
В конце проведенной работы обязательно составляется акт. Типовой формы этого документа нет. Здесь важно занести все результаты проверки и подписать его членами комиссии.
Необходимо отметить, что порядок обслуживания сигнализации может отличаться в зависимости от типа эксплуатируемой системы. Она может быть адресной и безадресной. Но типовой регламент технического обслуживания пожарной сигнализации один и тот же.
И еще один важный момент, который касается документирования. На объекте храниться журнал, в который заносят все проведенные виды обслуживания с точным указанием сроков. Последние должны соответствовать графику. Это основной документ для проверяющих. В нем ставят подписи представители обслуживающей организации, а также представитель объекта. Сегодня с внедрением в систему связи интернета, журналы хранятся в электронных папках и файлах, что очень удобно. Особенно для проверяющих, которым к этим данным открывают свободный доступ.
Что нужно чтобы обслуживать пожарную сигнализацию
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 1 сентября 2021 г. № 1464 “Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре” (документ не вступил в силу)
В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О пожарной безопасности» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые требования к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2027 г.
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 сентября 2021 г. N 1464
Требования
к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре
2. В отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция, техническое перевооружение или изменение функционального назначения после вступления в силу Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», применяются требования Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции, техническому перевооружению или изменению функционального назначения. Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, вправе применять положения Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» вне зависимости от проведения капитального ремонта, реконструкции, технического перевооружения или изменения функционального назначения при оснащении объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
3. Объекты защиты оснащаются автоматическими установками пожаротушения и системой пожарной сигнализации в соответствии с:
критериями оснащения зданий системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N 1;
критериями оснащения сооружений системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N 2;
критериями оснащения помещений системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N 3;
критериями оснащения оборудования автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N 4.
4. В случае превышения в пределах 5 процентов значения нормативного показателя площади, приведенного в приложениях N 1 и 3 к настоящему документу, допускается защита здания (помещения) системой пожарной сигнализации без использования автоматических установок пожаротушения.
5. В зданиях и сооружениях не оснащаются автоматическими установками пожаротушения и (или) системой пожарной сигнализации следующие помещения:
а) с мокрыми процессами (душевые, плавательные бассейны, санузлы, охлаждаемые камеры, мойки и т.п.);
б) венткамеры (за исключением вытяжных, обслуживающих производственные помещения категории А или Б по взрывопожарной опасности), насосные водоснабжения, бойлерные, тепловые пункты и другие помещения для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы;
г) лестничные клетки;
д) тамбуры и тамбур-шлюзы.
6. В лифтовых холлах и безопасных зонах допускается установка только системы пожарной сигнализации.
7. Под площадью помещений, предусмотренных приложением N 3 к настоящему документу, понимается площадь части зданий или сооружений, выделенная ограждающими конструкциями, отнесенными к противопожарным преградам с пределом огнестойкости не менее EI 45 для перегородок и не менее REI 45 для стен и перекрытий. В случае, если помещения не выделяются ограждающими конструкциями с указанным пределом огнестойкости, под площадью этих помещений понимается площадь, выделенная наружными ограждающими конструкциями здания или сооружения.
8. Объекты защиты оснащаются системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с критериями оснащения объектов защиты системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре согласно приложению N 5.
Классификация систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре приведена в приложении N 6.
9. Если площадь помещений, подлежащих оборудованию автоматическими установками пожаротушения, составляет 40 процентов и более общей площади этажей здания и сооружения, следует предусматривать оборудование здания, сооружения в целом автоматическими установками пожаротушения с учетом пункта 7 настоящего документа.
10. Здания, сооружения и помещения могут не оборудоваться автоматическими установками пожаротушения при выполнении одного из установленных Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности или при обеспечении безопасной эвакуации людей из зданий и сооружений.
11. Помещения зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1, Ф2, Ф3 и Ф4, защищаемые автоматическими установками пожаротушения, оборудуются системой пожарной сигнализации.
Для помещений зданий класса функциональной пожарной опасности Ф5, защищаемых автоматическими установками пожаротушения, допускается не предусматривать систему пожарной сигнализации при обеспечении безопасной эвакуации людей из здания с учетом инерционности срабатывания автоматических установок пожаротушения, которые должны выполнять функции системы пожарной сигнализации.
12. Звуковые пожарные оповещатели системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать уровень звукового сигнала не менее чем на 15 акустических децибел выше допустимого уровня звука постоянного (фонового) шума в защищаемом помещении. При этом общий уровень звука в защищаемом помещении (уровень звука постоянного шума в помещении совместно с уровнем звука сигналов, производимых всеми звуковыми пожарными оповещателями) должен быть не менее 75 акустических децибел на расстоянии 3 метров от оповещателя, но не более 120 акустических децибел в любой точке защищаемого помещения. Измерение уровня звука должно производиться шумомером на расстоянии 1,5 метра от уровня пола.
13. В спальных помещениях (помещениях, которые функционально предназначены для нахождения в них людей в состоянии сна) звуковые сигналы системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны иметь уровень звука не менее чем на 15 акустических децибел выше уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении. При этом общий уровень звука (уровень звука постоянного шума в помещении совместно с уровнем звука сигналов, производимых всеми оповещателями пожарными звуковыми) в защищаемом помещении должен быть не менее 70 акустических децибел на расстоянии 3 метров от оповещателя. Измерения должны проводиться на уровне головы наиболее высоко расположенного спящего человека.
14. В защищаемых помещениях, в которых уровень звука постоянного (фонового) шума более 95 акустических децибел, звуковые оповещатели должны комбинироваться со световыми, допускается использование световых мигающих оповещателей.
15. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должна включаться от командного импульса, формируемого системой пожарной сигнализации или автоматической установкой пожаротушения. При этом допускается:
а) использовать в системе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре дистанционное и местное включение, если в соответствии с настоящим документом для объектов защиты не требуется оснащение системой пожарной сигнализации или автоматической установкой пожаротушения;
Приложение N 1
к требованиям к оснащению объектов защиты
автоматическими установками пожаротушения,
системой пожарной сигнализации, системой оповещения
и управления эвакуацией людей при пожаре
Критерии
оснащения зданий системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения
Объект защиты | Нормативный показатель | |
---|---|---|
автоматические установки пожаротушения | система пожарной сигнализации | |
1. Здания складов категории В по пожарной опасности с хранением на стеллажах с высотой складирования свыше 5,5 метра | независимо от площади и этажности здания | — |
2. Здания складов категории В по пожарной опасности высотой 2 этажа и более (кроме указанных в пункте 1 настоящего документа) | независимо от площади здания | — |
3. Здания архивов, уникальных изданий, отчетов, рукописей и другой документации особой ценности | независимо от площади здания | — |
4. Здания и сооружения для автомобилей: | ||
4.1. автостоянки закрытого типа: | ||
4.1.1. подземные, надземные высотой 2 этажа и более | независимо от площади здания (сооружения) | — |
4.1.2. надземные одноэтажные: | ||
4.1.2.1. здания I, II и III степени огнестойкости | при площади здания (сооружения) 7000 кв. метров и более | при площади здания (сооружения) менее 7000 кв. метров |
4.1.2.2. здания IV степени огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности С0 | при площади здания (сооружения) 3600 кв. метров и более | при площади здания (сооружения) менее 3600 кв. метров |
4.1.2.3. здания IV степени огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности С1 | при площади здания 2000 кв. метров и более | при площади здания менее 2000 кв. метров |
4.1.2.4. здания IV степени огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности С2 и С3 | при площади здания 1000 кв. метров и более | при площади здания менее 1000 кв. метров |
4.1.3. здания механизированных автостоянок | независимо от площади и этажности здания | — |
5. Здания высотой более 30 метров (за исключением жилых зданий и производственных зданий категорий Г и Д по пожарной опасности) | независимо от площади здания | — |
6. Жилые здания высотой более 28 метров | — | независимо от площади здания |
7. Специализированные дома, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, детей-инвалидов | — | независимо от площади здания |
8. Общежития, специализированные жилые дома для престарелых и инвалидов | — | независимо от площади здания |
9. Здания общественного и административно-бытового назначения (IV и V степени огнестойкости) класса конструктивной пожарной опасности С2 и С3: | ||
9.1. общественного назначения | при площади здания 800 кв. метров и более | при площади здания менее 800 кв. метров |
9.2. административно-бытового назначения | при общей площади здания 1200 кв. метров и более | при площади здания менее 1200 кв. метров |
10. Здания и сооружения по переработке и хранению зерна | — | независимо от площади и этажности здания |
11. Здания общественного и административно-бытового назначения | — | независимо от площади и этажности здания |
12. Здания предприятий торговли (кроме зданий по продаже и подготовке к продаже автомобилей), за исключением помещений хранения и подготовки к продаже мяса, рыбы, фруктов и овощей (в негорючей упаковке), металлической посуды, негорючих строительных материалов: | ||
12.1. одноэтажные здания: | ||
12.1.1. при размещении торгового зала в цокольном, заглубленном более чем на 0,5 метра, или подвальном этажах | при площади здания 200 кв. метров и более | при площади здания менее 200 кв. метров |
12.1.2. при размещении торгового зала в наземной части здания | при площади здания 3500 кв. метров и более | при площади здания менее 3500 кв. метров |
12.2. двухэтажные здания: | ||
12.2.1. при размещении торгового зала в цокольном, заглубленном более чем на 0,5 метра, или подвальном этажах | независимо от площади здания | — |
12.2.2. при размещении торгового зала в наземной части здания | при площади здания 3500 кв. метров и более | при площади здания 3500 кв. метров и более |
12.3. здания высотой 3 этажа и более | независимо от площади здания | — |
12.4. здания специализированных предприятий торговли по продаже легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (за исключением расфасованного товара в таре емкостью не более 20 литров) | независимо от площади здания | — |
13. Объекты и комплексы религиозного назначения (кроме отдельно стоящих объектов, состоящих из единственного помещения). Производственные, складские и жилые здания комплексов религиозного назначения оборудуются в соответствии с требованиями соответствующих пунктов | — | независимо от площади и этажности здания |
14. Здания выставочных павильонов: | ||
14.1. одноэтажные здания | при площади здания 1000 кв. метров и более | при площади здания менее 1000 кв. метров |
14.2. здания высотой 2 этажа и более | независимо от площади здания | — |
Примечания: | 1. | Высота здания (кроме зданий класса функциональной пожарной опасности Ф5) определяется высотой расположения верхнего этажа, не считая верхнего технического этажа, а высота расположения этажа определяется разностью отметок поверхности проезда для пожарных машин и нижней границы открывающегося проема (окна) в наружной стене. При отсутствии открывающихся окон (проемов) высота расположения этажа определяется полусуммой отметок пола и потолка этажа. При наличии эксплуатируемого покрытия высота здания определяется по максимальному значению разницы отметок поверхности проездов для пожарных машин и верхней границы ограждений покрытия. При определении высоты здания покрытие не следует считать эксплуатируемым, если на нем не предусмотрено постоянное пребывание людей. При наличии балконов (лоджий) или ограждений окон высота определяется по максимальному значению разницы отметок поверхности проезда для пожарных машин и верхней границы ограждения. Высота здания класса функциональной пожарной опасности Ф5 измеряется от пола 1-го этажа до потолка верхнего этажа, включая технический. При переменной высоте потолка принимается средняя высота этажа. |
---|---|---|
2. | Жилые здания высотой более 28 метров, указанные в пункте 6 настоящего документа, оборудуются тепловыми пожарными извещателями, которые устанавливаются в прихожих квартир и используются для запуска систем противодымной защиты. | |
3. | Здание, разделенное на пожарные отсеки по вертикали, при определении необходимости оснащения его автоматическими установками пожаротушения и системой пожарной сигнализации рассматривается как единое здание. |
Приложение N 2
к требованиям к оснащению объектов защиты
автоматическими установками пожаротушения,
системой пожарной сигнализации, системой оповещения
и управления эвакуацией людей при пожаре
Критерии
оснащения сооружений системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения
Приложение N 3
к требованиям к оснащению объектов защиты
автоматическими установками пожаротушения,
системой пожарной сигнализации, системой оповещения
и управления эвакуацией людей при пожаре
Критерии
оснащения помещений системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения
Приложение N 4
к требованиям к оснащению объектов защиты
автоматическими установками пожаротушения,
системой пожарной сигнализации, системой оповещения
и управления эвакуацией людей при пожаре
Критерии
оснащения оборудования автоматическими установками пожаротушения
Примечания: 1. Оборудование, указанное в пунктах 3 и 5 настоящего документа, допускается вместо автоматических установок пожаротушения оснащать автономными установками пожаротушения.
2. Окрасочные камеры с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей объемом до 1 куб. метра допускается вместо автоматических установок пожаротушения оснащать автономными установками пожаротушения.
3. Допускается не оборудовать автоматическими установками пожаротушения стеллажи высотой более 5,5 метра для хранения горючих материалов и негорючих материалов в горючей упаковке в здании склада категории В по пожарной опасности высотой не более 14 метров с хранением горючих материалов и негорючих материалов в горючей упаковке на стеллажах с высотой складирования свыше 5,5 метра, но не более 12,5 метра, оборудованного автоматическими установками пожаротушения с одноярусным расположением оросителей, монтируемых под покрытием складского помещения.
Приложение N 5
к требованиям к оснащению объектов защиты
автоматическими установками пожаротушения,
системой пожарной сигнализации, системой оповещения
и управления эвакуацией людей при пожаре
Критерии
оснащения объектов защиты системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре
Приложение N 6
к требованиям к оснащению объектов защиты
автоматическими установками пожаротушения,
системой пожарной сигнализации, системой оповещения
и управления эвакуацией людей при пожаре
Классификация систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре
Обзор документа
Правительство обновило требования к оснащению зданий, сооружений, помещений и оборудования системами противопожарной защиты. Они распространяются на объекты, которые введены в эксплуатацию или проектная документация на которые направлена на экспертизу до вступления в силу техрегламента о требованиях пожарной безопасности.
Приведены критерии оснащения объектов пожарной сигнализацией, автоматическими установками пожаротушения, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Постановление вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2027 г.