Что нужно чтоб открыть магазин продуктов в поселке
Магазин в деревне: как открыть?
Для занятия бизнесом существует множество направлений. Сегодня относительно свободной нишей остаются деревенские просторы. Некоторые поселения находятся слишком далеко от привычных современному человеку удобств. Чтобы скупиться, селянам приходится преодолевать большие расстояния.
При наличии небольшого стартового капитала и креативной идеи можно открыть магазин в деревне. Несмотря на то, что почти в каждом дворе есть свое подсобное хозяйство, люди сейчас не занимаются, например, выпечкой хлеба, изготовлением колбас, да и конфетами дети не очень разбалованы.
Все это можно исправить, и к тому же с большой выгодой для себя. Нужно только серьезно отнестись к проработке бизнес-плана и изучить спрос в той местности, где будет располагаться торговая точка.
Конкурентные преимущества магазина
Во многих селах наблюдается серьезный недостаток не только бытовой химии, стройматериалов, канцелярских товаров, но даже продуктов. Поэтому покупательский спрос присутствует постоянно. Но это не значит, что есть какое-то усредненный вариант, решающий все проблемы. Каждый населенный пункт имеет свои особенности и притязания, на них нужно сделать акцент при разработке бизнес-плана.
Что касается конкуренции, то, пожалуй, ее бояться не стоит. Один магазин не способен удовлетворить все запросы населения. Чтобы оказаться в выгодном положении, нужно самому посетить уже существующую точку, обратить внимание на то, что она предлагает, узнать, что пользуется хорошим спросом, а что залеживается на полках.
В вопросе выбора ассортимента помогут и сами местные жители, подскажут чего им не хватает. Предоставив условия лучше, чем у конкурента, сделав свое заведение более привлекательным и удобным, можно надеяться на высокую рентабельность и быструю окупаемость. Главное точно определиться с выбором, какой магазин открыть в деревне.
Выбор подходящей концепции
Село имеет свою особую специфику обслуживания. Численность населения там обычно небольшая. А это значит, что продажа через прилавок более уместна. Если поселок более оживленный, то можно подумать и о небольшом отделе самообслуживания. Желательно, чтобы он был на виду, где-то посреди зала. Там можно расположить холодильники с замороженными полуфабрикатами, напитками, мороженым и пр. Вообще комбинация прилавок/самообслуживание наиболее приемлема.
Лучше всего, если точка будет находиться в центре поселения или на центральной людной улице/площади. Формат зависит от численности населения и может быть представлен в виде:
Последние два варианта предпочтительнее для села с небольшой численностью жителей. Ларек должен иметь отдельный вход для посетителей, а в ночное время продажу можно вести через окно.
Что продавать
Перед тем как открыть продуктовый магазин с нуля в деревне, нужно решить вопрос с ассортиментом товара. Для этого следует изучить спрос местного населения. Как правило, в селе пользуются спросом такие товары:
Особым спросом пользуется бытовая химия. Кстати, для нее можно создать специальный отдел даже в продуктовом магазине. Обычно на сельских дворах держат домашний скот и птицу, поэтому спрос на мясо и молоко не особо велик. Однако это не значит, что эту продукцию вовсе не будут покупать. Например, кефир, ряженку, творог, масло, а также копчения не каждый может приготовить в домашних условиях. Их с удовольствием приобретают в торговой лавке.
Отдельная статья – это спиртные и слабоалкогольные напитки. Спрос на них довольно высок. Но если для продажи пива лицензия не нужна, то для водки и прочих крепких напитков ее оформление необходимо.
Вообще для открытия магазина в сельской местности понадобится проявить воображение и наполнить точку самым разнообразным ассортиментом. Это очень удобно для местных жителей. Тогда им не понадобится ехать в отдельный пункт, скажем, для приобретения товаров первой необходимости, таких как лампочки, инструмент, туалетная бумага, свечи, спички и прочее.
Не помешает отдел канцтоваров. Допустим, школьные принадлежности: учебники, тетради, дневники, линейки, ластики и т. д. можно завозить посезонно, перед началом учебного года. А вот журналы, свежие газеты, интересные брошюры, особенно со сканвордами и ребусами можно завозить на постоянной основе.
Успешные фермерские проекты
В последнее время особым спросом начали пользоваться экопродукты, произведенные на отечественных фермах. Направление еще совсем недавно было диковинным, но сейчас оно набирает обороты. Ниша пока остается относительно свободной, фермеры находятся на пути прокладывания «тропы» на внутренний и мировой рынок. Поэтому за этим бизнесом стоит будущее.
Наладить прямые поставки продуктов питания от фермерских хозяйств очень выгодно, поскольку закупка оптом обойдется намного дешевле. К тому же нет необходимости преодолевать большие расстояния, если магазин находится рядом, в этом же селе. Фермерские магазины развиваются по трем направлениям:
Таких магазинов пока что немного, они сосредоточены в основном в столичных городах: Петербурге и Москве, и среди них есть лидеры, у которых можно перенять опыт работы. Самые известные бренды – это Moscowfresh, представленный в чистом виде интернет-услугами, ВкусВилл и Избенка – целая сеть по продаже экологических продуктов питания.
Следует отметить и фермерский проект LavkaLavka, который из небольшого интернет-предприятия, принесшего в первый год работы меньше миллиона рублей, превратился сегодня в мощную индустрию продаж онлайн/офлайн с годовым доходом в несколько сот миллионов. Такой фермерский магазин в селе как бизнес потребует больших первоначальных затрат, но сможет приносить большую прибыль.
Выгодно ли открывать магазин в деревне
Практика показывает, что торговые лавки в сельской местности пользуются популярностью. Нужно просто ответственно отнестись к потребностям местных жителей. Даже наличие конкурентов не сможет стать препятствием для развития бизнеса, если предоставить потребителю наилучшие условия:
Кроме того, сама торговая точка должна быть привлекательной, с яркой вывеской и информационными плакатами. Тогда можно будет не заботиться о высокой посещаемости и наличии конкурентов.
Выгодные условия заставят делать покупки не только пенсионеров, которые не особо любят тратить деньги, но и у молодежи отпадет необходимость ездить за покупками в город или районный центр.
Местоположение тоже играет большую роль в выгодности предприятия. Идеальный вариант — это расположение в самом центре, где находятся основные общественные и развлекательные пункты. Но если это место уже занято – расстраиваться не стоит. Ведь окраинным жителям намного удобнее посещать близлежащий магазин, они будут представлять основной круг клиентов. А если магазин придется им по душе, то весть о нем разнесется по всей округе и привлечет к себе внимание остальных.
Что нужно, чтобы открыть магазин в деревне
Первоначально необходимо составить подробный бизнес-план. Если самостоятельно это сделать затруднительно, то можно воспользоваться услугами профессионалов. Это стоит недешево, но зато пошаговая инструкция поможет выполнять все действия в определенной последовательности.
Начинать нужно с регистрации бизнеса и подбора/строительства специального здания. Только потом, ориентируясь на его размеры и численность населения закупить соответствующее оборудование и нанять ответственных работников.
При планировании открытия продуктового магазина с нуля необходимо учесть:
Самое главное – изучить потребительский рынок конкретного поселения, сделать глубокий анализ своих возможностей.
Пошаговая инструкция
Бизнес-план продуктового магазина в сельской местности потребует составления подробной инструкции, в которой нужно прописать все детали, проанализировать рынок, упорядочить дальнейшие действия. Она состоит из таких частей:
Бизнес-план магазина в деревне
Отталкиваясь от первоначальной суммы вложений, можно произвести расчеты на первый этап и долгосрочную перспективу. В план при необходимости вносятся изменения по ходу выполнения каждой задачи. Важным моментом является SWOT-анализ. Он поможет оценить реальную обстановку на рынке и возможности предпринимателя. SWOT-анализ рассматривает:
Взвесив все эти компоненты и убедившись в рентабельности дела, можно приступить к поиску подходящего здания.
Выбор помещения
Соответствующее требованиям здание – это первое, что нужно для открытия продуктового магазина в сельской местности. Не обязательно вкладываться в новую постройку, хотя этого можно не избежать, если не получится реализовать один из вариантов:
Главное соблюсти условия, предъявляемые службами контроля:
Все системы могут быть автономными. Расположение магазина должно быть удобным и не мешать проезду транспорта. Но место для парковки также должно быть предусмотрено. Можно рассматривать и возможность аренды здания. Приобретение участка в собственность под строительство может обойтись от 0,5 до 1,5 миллиона рублей. За аренду придется платить не менее 30 тысяч рублей в месяц.
Оформление документов
Магазин в деревне как бизнес можно зарегистрировать в одном из вариантов: как ИП – частный предприниматель, или же в статусе юридического лица – ООО. В первом случае тратится меньше и денег, и времени. Но тогда торговать спиртными напитками не представится возможным. Организация же получает такое право при получении соответствующей лицензии.
Индивидуальному предпринимателю нужно представить в налоговую службу (ФНС) заявление по форме Р21001, предъявить удостоверение личности (паспорт) и прикрепить его копию, договор об аренде помещения, оплатить госпошлину в размере 800 рублей, а также предоставить оригинал квитанции об оплате.
Юридическое лицо, помимо заявления, паспорта и госпошлины в размере 4 тысячи рублей, должно прикрепить к общему пакету документы на право собственности помещения, выработанный устав предприятия, а также протокол решения собрания. Кроме этого, независимо от выбранной формы регистрации нужно получить ряд разрешений от:
Все работники должны иметь санкнижки и пройти медицинский осмотр накануне открытия торговой точки. Далее предприниматель выбирает подходящую систему налогообложения. Это может быть как ЕНВД – единый налог на вмененный доход со ставкой от 15% до 7,5% (в зависимости от решения муниципальных властей определенных районов), так и УСН – упрощенная система налогообложения со ставкой 6% по статье «доходы» и 15% по статье «доходы минус расходы».
В заявлении обязательно нужно указать ОКВЭД – код который наиболее подходит для торговли продуктами. Если намечается открытие и других отделов, таких как бытовая химия, канцтовары и пр., то для реализации этих категорий тоже нужно выбрать соответствующие коды. Универсальным вариантом будет использование кода для розничной торговли в неспециализированных магазинах – 52.11.
Оформлять лицензию не нужно для торговли непищевых спиртосодержащих жидкостей, а также для технической обработки. В случае приобретения лицензии придется платить 65 тысяч рублей ежегодно.
Приобретение оборудования
Что еще нужно для открытия продуктового магазина в сельской местности, так это оборудование. Стандартный набор ничем не отличается от других торговых точек, однако это серьезная статья расходов, если придется покупать холодильники для хранения готовой продукции и полуфабрикатов. Необходимо обязательно приобрести:
Для нарезки понадобятся разделочные доски и ножи, спецодежда для персонала. На оборудовании можно сэкономить, если торговать известными брендами, включая распространенные напитки, такие как Coca-Cola, Fanta, Sprite или Pepsi. Эти поставщики сами предлагают пользоваться их холодильниками бесплатно для рекламы своего продукта. Подобные услуги оказывают и другие знаменитые продуктовые компании.
Поставка товара
После открытия магазин в деревне нужно подумать, какая будет форма поставки. А для этого придется искать надежных партнеров-поставщиков. Хорошо, если удастся договориться о закупках с расчетом под реализацию. Это поможет в первое время значительно сэкономить средства, чтобы вкладывать их в дальнейшее развитие бизнеса.
Значительно дешевле обойдется закупка мясомолочной продукции у местных производителей или у населения. У рачительных хозяев всегда есть избытки, которые им нужно где-то реализовать. Такое сотрудничество будет выгодно обеим сторонам. Закупка на месте сулит меньше затрат на транспортировку.
Мясокомбинаты, хлебозаводы и птицефабрики тоже будут делать скидки на оптовые закупки. Тут нужно будет решить вопрос, какой способ доставки наиболее приемлемый:
Если в последнем случае производитель не будет брать дополнительную плату, то это идеальный вариант. В противном случае, необходимо обзавестись собственным вместительным транспортом для доставки, добавив в расходную статью стоимость бензина.
Реклама магазина
Учитывая специфику сельской местности, на рекламу можно отложить минимальную сумму. Основной акцент нужно сделать на привлекательный фасад здания, красивую вывеску и возможно стенд возле торговой лавки с перечнем основных товаров, цен и сведениями о свежем завозе.
Чтобы жители сами занялись «рекламированием» магазина, нужно создать соответствующие условия: сделать удобную расстановку прилавков и холодильников, создать потребительский уголок со столиком и парой кресел, положить журналы и буклеты с информацией о продукции магазина. Можно разместить на противоположной от стеллажей с продуктами стороне большой телевизор, включить негромкую ритмичную музыку. О таком комфортном месте, где можно не только хорошо скупиться, но и отдохнуть сразу разлетится молва по всей округе.
Возможно, поначалу жители будут приходить только для того, чтобы убедиться, что здесь действительно комфортно. Но насыщенные прилавки и отличное качество продуктов заставят в дальнейшем отдавать предпочтение именно этому магазину. Дополнительно можно включить ряд маркетинговых мероприятий:
При наличии транспорта, предложить местному населению доставку большого объема товара на дом. Чтобы точка обрела популярность, хорошо бы устроить торговлю с выездом в отдаленные пункты или другие близлежащие деревни.
Наем персонала
Если предприятие зарегистрировано как ИП и точка не очень большая, то на первых порах можно вести дела самому, подключив к процессу родственников. По мере становления бизнеса на ноги, можно уже подумать и о расширении штата. Двух продавцов будет достаточно для работы посменно или с графиком, который их больше устроит. Основное внимание при выборе кандидатуры нужно обратить на:
Управленческие дела предприниматель может взять на себя, поэтому директор не потребуется. Кто-то должен убирать помещение. Это может быть уборщица, но если продавцы сами возьмут на себя эту обязанность, то соответствующая доплата будет для них хорошим стимулом. Экономить на приобретении сигнализации и камеры видеонаблюдения не стоит, но если средства не позволяют установить эту технику, то наличие охранника и ночного сторожа просто необходимо.
Нанимать персонал выгоднее из местного населения. Сотрудникам не нужно будет тратить деньги на проезд. А с выбором кандидатов поможет местное население. В селе люди хорошо знают друг друга, поэтому сами подскажут, кого бы хотели видеть за прилавком. В крайнем случае, существуют Центры занятости, где тоже есть много желающих получить работу.
Чтобы открыть в деревне магазин и работать без проблем, необходимо нанять грамотного бухгалтера. Но если у бизнесмена или кого-то из родственников есть соответствующее образование, то на этой должности можно сэкономить.
Труд своих работников нужно периодически поощрять, тогда они будут намного преданнее отдаваться своему делу. Средние траты на зарплату могут составлять от 50 до 60 тысяч рублей.
Сколько стоит открыть магазин в деревне с нуля
Теперь можно подбить итог и подсчитать, какими будут первоначальные затраты, доходно ли это дело и как быстро окупится.
Если считать по максимуму, то получится около 850 тыс/р. Но есть же еще и текущие расходы, которые начнутся сразу после открытия точки:
В общей сложности получается не менее одного миллиона. Маржа на продукты в селе по сравнению с городом не очень высокая. Наценки в среднем составляют от 30 до 50%. Основной доход идет с бытовой химии.
Чтобы посчитать прибыльность, будем отталкиваться от проходимости до 30 покупателей в день при среднем чеке в 350 р. Тогда доход может составить от 320 тыс/р/мес. Но эта сумма нестабильна и может варьировать от 200 тыс/р/мес до 500 тыс/р/мес. Рентабельность такого бизнеса будет составлять от 15 до 30%. Что касается окупаемости, то при удачном раскладе ее можно ожидать уже через восемь месяцев, но процесс может затянуться и до полутора лет.
Бизнес: магазин продуктов и фабрика-кухня в Екатеринбурге
Как зарабатывать на тех, кого бесят обычные магазины
Предприниматель Иван Зайченко из Екатеринбурга не любил ходить по супермаркетам.
Ему не нравилось, что приходится долго выбирать нужные продукты из ассортимента. Еще раздражало, что тяжело найти товары от фермеров. Если они и были, то стоили дорого. Тогда Иван решил открыть такую сеть, в которой было бы удобно закупаться самому.
Так в 2018 году в Екатеринбурге появился магазин «Жизньмарт» и фабрика-кухня, где делают для него готовые обеды.
Бизнес приносит до 360 тысяч рублей в месяц.
Как появилась идея открыть магазин
До того как заняться ретейлом, Иван Зайченко около десяти лет работал в ресторанном бизнесе. У него была своя фабрика-кухня и сеть доставки блюд японской кухни и пиццы «Сушкоф» в Екатеринбурге. Кроме того, предприниматель продавал франшизу этой сети по всему Уралу. Этим бизнесом владеет и сейчас.
В последние годы Иван много времени посвящал операционной деятельности в своих ресторанах. Чтобы по-другому подойти к бизнесу и пересмотреть управление им, предприниматель поступил на программу «Практикум» в Сколково. По ходу обучения пришел к выводу: чтобы освободиться от операционки, надо заняться чем-то еще. Так появилась идея открыть новый бизнес.
Сразу же встал вопрос, что открывать. Иван вспомнил, что всегда не любил ходить по продуктовым магазинам. Например, его напрягал большой ассортимент. Приходишь за макаронами — приходится долго выбирать из десятков товаров на полке.
Скажем, если вы хотите поставлять молоко в «Перекресток», надо, чтобы оно имело срок годности минимум 5 дней. А у фермеров он составляет 3 дня. То же самое с мясом, сырами, сметаной. Если такие производители и попадают на полки супермаркетов, то стоят фермерские продукты обычно дорого.
Иван решил, что откроет продуктовый магазин — совсем с другой концепцией.
Поиск партнера
Предприниматель не хотел взваливать на себя операционку в новом проекте, поэтому начал искать на это партнера. Сам же Иван готов был вложить основную часть денег в запуск. В январе 2018 года он кинул клич в соцсетях.
В течение двух месяцев на объявление откликнулось около 40 человек. Например, у одной женщины был пятнадцатилетний опыт работы топ-менеджером в крупной российской сети супермаркетов. Проведя с ней несколько встреч, Иван согласился передать ей долю в бизнесе. Для начала договорились, что она предоставит четкий бизнес-план развития сети. Она трижды срывала сроки, а потом прислала какую-то ерунду. Естественно, на этом партнерство закончилось.
В процессе переговоров Иван понял, что нужен человек без опыта работы в ретейле — так у него не будет внутренних ограничений. В итоге нашелся амбициозный молодой человек Евгений, который до этого уже запускал несколько бизнесов — открывал кальянную и кофейню, торговал новогодними елками и пуховиками.
Он был гражданином Казахстана, и это, кстати, потом принесло проблемы — поставщики почему-то отказывались иметь дело с казахом. Хотя выбор, по мнению самого Ивана, оказался удачным — работать с Евгением было приятно.
Маркетинг и бренд
Первое, чем занялись партнеры — маркетинг. Надо было придумать название, создать фирменный стиль и логотип.
Название выбирали долго, так как сразу рассчитывали, что рано или поздно магазин станет сетью, которая будет развиваться за счет франчайзинга. Поэтому имя компании надо регистрировать как товарный знак, и такое же название не должно было существовать на рынке.
Все, что нравилось, было занято другими фирмами. Например, пытались зарегистрировать «Пять плюсов», но оказалось, что под таким названием уже работает канцелярская сеть. Думали назвать сеть «Пастернак», но и его уже заняли. Предпоследним рабочим вариантом было название «Жизньмаркет». Оно не понравилось друзьям Ивана, и тогда его сократили до «Жизньмарт».
На госпошлины, юридическое сопровождение регистрации и патентных поверенных, которые проверяли предложенные варианты названий, потратили около 100 тысяч рублей.
После этого заказали в местном агентстве фирменный стиль и купили домен для сайта.
Помещения и ремонт
Примерно в это же время партнеры начали заниматься помещениями для двух будущих точек — фабрики-кухни и магазина. Все это располагалось в разных местах.
Фабрика должна была собирать готовые наборы блюд для магазина. Изначально Иван хотел, чтобы ключевыми товарами в магазине стали продуктовые наборы и готовая еда. Поэтому и решил открыть фабрику-кухню, которая бы делала сэндвичи, закуски, горячие и холодные блюда.
Помещение искать не пришлось. В прошлом предприниматель собирался открыть еще одну кухню для своей сети «Сушкоф», но посчитал, что это нецелесообразно. В итоге в распоряжении «Жизньмарта» оказалось отремонтированное помещение с вентиляцией, электрикой и сантехникой. Его нужно было просто адаптировать под новые задачи.
Кухня для кафе «Сушкоф» — это на языке поваров «холодный цех», здесь готовят блюда без температурной обработки, например роллы или салаты. «Жизньмарт» — «горячее производство», то есть нужны плиты и духовки. Пришлось сделать перепланировку, провести дополнительную электропроводку, установить вытяжки, подвести водопровод и канализацию. На это отдали 650 тысяч рублей.
потратили на модернизацию кухни для «Жизньмарта»
Еще полностью закупили оборудование и мебель: два пароконвектомата, с десяток разных холодильников и морозильных камер, плиту, камеру шоковой заморозки — больше ста наименований. На все про все с ремонтом ушло около четырех месяцев.
Оборудование для фабрики-кухни в 2018 году — 1 712 747 Р
С магазином оказалось сложнее. Помещение искали почти четыре месяца. Для магазина выбрали формат «у дома», поэтому важен был трафик и стабильный поток потенциальных покупателей. Другой фактор, на который обращали внимание, — размер помещения.
«Жизньмарт» должен был стать франшизой. Приходилось учитывать, что не все потенциальные партнеры смогут вложить 10 миллионов в супермаркет на 350 м² — размером с «Пятерочку». Остановились на том, что все магазины сети, включая флагман, будут от 90 до 150 м². Кроме того, в помещении требовались коммуникации — вода, электричество, отопление, в идеале и вентиляция.
Когда Иван занимался развитием ресторанов, он выработал свою стратегию поиска помещений. Предприниматель мобилизовывал всех риелторов, заключал с ними договоры, публиковал объявления в соцсетях, обзванивал знакомых. В итоге получал большой поток предложений со всех сторон. Сработало и на этот раз: знакомые знакомых предложили вариант в центре города на первом этаже жилой новостройки на улице Шейнкмана за 157 тысяч в месяц.
Так как помещение располагалось в новостройке, большого ремонта не потребовалось. Кроме того, до этого здесь уже были арендаторы — магазин дверей, который выселили после задержки арендной платы.
Предприниматели наняли рабочих, чтобы покрасить стены, положить на пол новую плитку, развести электрику и изменить вентиляцию. Кроме торговой зоны сделали небольшой бар — с кофе и выпечкой.
Ремонт обошелся в 3 миллиона, еще в 4,5 миллиона — оборудование. На посуду, кассовую технику и компьютеры ушло еще около миллиона. Всего затраты на магазин составили 8,5 млн рублей.
потратили на первый магазин
В итоге и на магазин, и на фабрику ушло почти 12,5 млн рублей. Бюджет проекта превысил запланированные 11 млн, недостающее добавил Иван.
Расходы на запуск фабрики-кухни и магазина в 2019 году — 12 450 209 Р
Кадры
Поиском сотрудников для магазина занимался Евгений: подбирал персонал, проводил собеседования. Параллельно Иван привлек на помощь отдел кадров кафе «Сушкоф».
Проблем с кадрами не было потому, что изначально владельцы «Жизньмарта» выбрали модель, которая предусматривает минимальные издержки. Самые большие расходы у магазина после закупки товара это персонал и списание продуктов.
Благодаря видеонаблюдению обошлись без охранников и контролеров. Под магазин адаптировали систему закупок и прогнозирования продаж, которая работала в ресторанах. Она позволила не нанимать товароведа, которому бы пришлось делать это вручную. Получилось, что в смену работает максимум три человека, а весь штат составляет шесть человек.
Правда, не всегда с сотрудниками везло. Например, одного из продавцов поймали на воровстве. Магазин на тот момент не проработал и двух месяцев. Иван еще при приеме на работу решил, что парень выглядит как-то подозрительно. Потом одному из сотрудников показалось, что этот продавец, принимая деньги от покупателя, кладет их не в кассу, а себе в карман. Решили проверить: посмотрели записи камер наблюдения, выяснилось, что действительно — ворует. С вором распрощались в тот же день.
На фабрике работает пять сотрудников — руководитель и четыре повара. Кроме того есть менеджер по снабжению. Руководитель отдела закупок совмещает работу в «Жизньмарте» с работой в кафе «Сушкоф».
В отличие от магазина на фабрике персонал был с опытом и лучше подготовился к запуску.
До открытия сменился главный человек на фабрике — заведующий производством. Предыдущий не мог организовать свою работу — например, не успевал вовремя согласовать ассортимент или сдать на декларирование продукцию. Этого сотрудника уволили, выплатили два оклада, но он оказался очень ответственным и предложил помочь довести кухню до открытия. Поэтому на старте старый и новый руководитель готовили вдвоем. Правда, сразу после Иван понял, что и новый не тянет процесс. Проблему решили, взяв человека из кафе «Сушкоф».
Открытие магазина
Подготовка к запуску длилась почти год. В феврале 2019 года Иван понял, что с открытием тянут слишком долго и задействовано в этом слишком много людей. Один занимается маркетингом, другой — ассортиментом, третий — фабрикой, четвертый — магазином, пятый — финансами. Происходит бурная деятельность, но конца этому не видно. Поэтому в конце февраля 2019 года Иван просто поставил задачу: «Запускаемся через неделю, несмотря ни на что! Кто не успел, тот сам виноват».
6 марта магазин открыл двери для покупателей. Половины из запланированного ассортимента на полках не было. То, что успели закупить, обошлось в 408 тысяч рублей.
потратили на первую закупку для магазина
Перед запуском приняли решение, что в смену работает два человека, но оказалось непонятно, кто должен стоять за баром и делать кофе, а кто — находиться в зале. Персонал был в панике — никто не знал, что делать.
Открытие никак не анонсировали. Единственное, Иван написал об этом на своей странице в Фейсбуке.
За полдня выручка составила 5 тысяч рублей. Предприниматель понял, что надо как-то привлекать покупателей. Купил воздушных шариков и повесил над входом — посетителей прибавилось. Правда, некоторые заходили просто посмотреть и ничего не покупали.
Уже после открытия выяснились, что холодильные горки — так называются витрины-холодильники — постоянно ломаются. Оборудование покупали бюджетное, российского производителя, а еще поставщик неправильно его смонтировал. Ивану приходилось вызывать мастера, а это — лишние расходы.
Первые пять дней были адом — партнеры чуть ли не ночевали в магазине, пытаясь наладить рутину и сделать так, чтобы сотрудники понимали, кто за что отвечает. Стеллажи с товаром переставляли с места на место по десятку раз на день. После недели такого отчаянного блицкрига получилось добиться более или менее стабильной работы.
В первую неделю работы «Жизньмарт» обслужил 408 покупателей. Средний чек по итогам марта составил 288 рублей.
Ассортимент магазина
Иван хотел продавать понятные и простые блюда, которые он знает и может сравнить с тем, что покупал раньше. Плюс ассортимент сформировали так, чтобы закрывать все категории: салат, суп, горячее, а также блюда для вегетарианцев, пескетарианцев (тех, кто не ест теплокровных животных), для любителей рыбы и так далее.
На первых порах не удалось избежать проблем с закупкой продуктов. Дело в том, что если, например, кухня закупает свинину, то готовить из нее надо сразу пять-шесть видов блюд. Поставщики привозят минимум 15 килограммов и все их надо пустить в дело, иначе придется списывать, а это — убытки. Перезамораживать мясо нельзя.
Другой пример — треска. Кухня готовила продуктовый набор «Треска с рисом», но этот набор оказался единственным, куда входила треска. Остатки рыбы приходилось списывать.
Список сырья и блюд называется товарной матрицей. На первом этапе работы эту товарную матрицу сформировали неправильно — не знали, какие у поставщиков минимальные объемы поставок, какие у магазина будут объемы продаж. Пришлось оперативно переделывать — меню сформировали так, чтобы все продукты шли в дело.
Еще в последний момент выяснилось, что плохо работает аппарат шоковой заморозки — специальная камера, которая позволяет мгновенно замораживать продукты. Так они не теряют вкуса и дольше хранятся. Аппарат не морозил, и пришлось потратить 300 тысяч рублей на его ремонт.
потратили на ремонт аппарата шоковой заморозки
Помимо этого в магазине можно купить и обычные продукты — молоко, сыр, хлеб, мясо. В «Жизньмарте» в каждой категории может быть только одно наименование товара. Если это соленые огурцы, то одного бренда — но это лучшие соленые огурцы, которые смогли найти сотрудники «Жизньмарта».
Продукцию всех кандидатов в поставщики обязательно дегустируют. Скажем, если в Екатеринбурге всего пять крупных производителей молока и семь мелких фермеров, то каждого попросят привезти дегустационные наборы. Все молоко попробуют и выберут то, которое нравится больше всего.
Один товар в каждой категории позволяет сэкономить время покупателя: если он пришел за молоком, то не будет долго стоять и решать, какое лучше, а возьмет единственное — за него уже выбрали. Кстати, как выяснилось опытным путем — самые дорогие продукты не всегда самые вкусные.
«Жизньмарт» позиционируется как магазин со здоровым, диетическим питанием. Да, там есть шоколад и сахар, но в целом владельцы — за здоровое питание. Именно поэтому здесь не продают алкоголь и сигареты. Всего в магазине около 700 наименований товаров.
Поставщики
Поисками поставщиков занимается специальный отдел. Кто-то пишет сам или узнает о «Жизньмарте» через знакомых. Когда продукт попадает на полку, это не значит, что он там останется навсегда. Закупают аналоги других брендов, пробуют. Потом составляют сравнительную таблицу — указывают натуральность состава, вкусовые качества, цену. Натуральность состава определяют по собственной « чудо-таблице », где указаны добавки «Е» и остальные элементы.
Помимо того что поставщик должен производить качественные продукты, он должен располагаться в Екатеринбурге или Свердловской области, чтобы удобно было привозить товар. Естественно, проверяют сертификаты и разрешения.
Опыт работы с поставщиками продуктов питания у Ивана был еще с ресторанного бизнеса. Но там их немного, и им важно не потерять постоянного клиента: если обещают привезти сегодня, то готовы отгрузить даже после окончания рабочего дня.
«Жизньмарт» же работает более чем с сотней контрагентов. Срыв сроков — самая маленькая проблема. Могут доставить продукты с истекающим сроком годности. Могут в последний момент заявить, что на складе переоценка и сегодня доставки не будет.
Например, «Жизньмарт» продавал замороженные пельмени — лучшие из тех, что когда-либо пробовал Иван в своей жизни. Покупатели постоянно интересовались, когда будет завоз, и сметали их с полок мгновенно. Но однажды производители этих пельменей поняли, что работают себе в убыток, и закрыли бизнес. Хотя «Жизньмарт» готов был дать им и нужную маржу, и рынок сбыта. Так екатеринбуржцы остались без лучших в мире пельменей.
После открытия
Иван рассчитывал, что Евгений полностью возьмет на себя оперативное управление проектом, но этого не случилось. Открываться пришлось быстро, и требовалось участие обоих совладельцев. Первое время Иван посвящал «Жизньмарту» все свое время, начиная с выкладки товара и заканчивая контролем над уборкой магазина. Такая «стартапная» боль длилась примерно три месяца. К середине лета партнеры выдохнули.
Например, недавно начали производить пиццу, которая за 59 секунд из сырого теста превращается в готовый продукт. Такой полуфабрикат можно приготовить прямо в магазине. Еще делают перепланировку кассовой зоны: сначала здесь был классический прилавок, потом установили кассу самообслуживания, повесив мониторы с обратной стороны классической кассы с продавцом.
Цены и доставка
Магазин старается делать минимальную наценку на продукты, а сотрудники отдела закупок готовы торговаться с поставщиками. Если продукт очень нравится, то продавцу сбрасывают цены на аналогичные товары в «Монетке» или «Пятерочке» и уверяют, что готовы делать минимальную накрутку — лишь бы итоговая стоимость была не выше. Почти всегда поставщики идут навстречу.