Что нужно читать при полном омовении
Как и когда надо совершать полное омовение (гусль)?
Полное омовение (гусль) – это мытье всего тела, совершаемое таким образом, чтобы не осталось ни одного сухого места.
Гусль обязательно совершать в следующих случаях:
1. В состоянии джунуб, которое возникает в случаях половой близости (даже если только половые органы соприкоснулись) и выделении спермы у мужчин и аналогичной жидкости у женщин (даже если не было полового акта), как в состоянии бодрствования, так и во сне
2. После завершения менструации и послеродового кровотечения у женщин
Желательно совершать полное омовение перед пятничной (джум‘а) и праздничными молитвами-намазами.
Что нельзя делать без полного омовения (гусль)?
Обязательные действия (фард) полного омовения
В Священном Коране Аллах указывает нам на способ совершения полного омовения (гусль), который осуществляется перед молитвой, описанный следующим образом:
«А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки. Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, – быть может, вы будете благодарны»
Священный Коран. Сура 5 «Аль-Маида» / «Трапеза», аят 6
При невыполнении хотя бы одного из обязательных действий полное омовение считается недействительным.
1. Полоскание рта – 1 раз
2. Промывание носа – 1 раз
3. Омовение всего тела так, чтобы на теле не осталось ни одного сухого места – 1 раз
Выполнение этих обязательных действий делает гусль действительным, поэтому в затруднительных ситуациях (нехватка воды, времени и др.) ими можно ограничиться. Если человек, промоет рот и нос, а затем войдет в водоем (бассейн, озеро, море и т.д.) и вымоет все тело, то он совершит полное омовение (гусль).
Желательные действия полного омовения
Когда вы готовы совершить гусль, подтвердите про себя это намерение. Затем скажите: Бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим – «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного». После этого:
1. Совершите вуду (малое омовение), но без мытья ног, поскольку лучше омыть их в самом конце
2. Омойте половые органы
3. Полейте воду на голову и помойте ее. По желанию можно использовать шампунь
4. Помойте все тело, начиная с правой стороны и заканчивая левой. Старайтесь при этом протирать рукой промываемые части тела. Не должно остаться ни одного сухого места величиной даже с кончик иглы
Желательно мыть каждую часть тела по три раза, но можно ограничиться и одним разом.
Важно: при совершении полного омовения (гусль) следует не забыть вымыть пупок, уши, корни волос, отверстия от проколов для сережек.
Нежелательно:
Во время совершения полного омовения (гусль) нежелательно поворачиваться в сторону Киблы, разговаривать без необходимости и читать мольбы-дуа.
Как правильно делать омовение женщинам
Без специального омовения невозможно совершить ни один намаз. Ведь предстать перед Аллахом можно только будучи ритуально очищенной. Эта процедура важна и вызывает множество вопросов у женщин. Поэтому давайте разберёмся, как правильно делать полное и малое омовение женщинам.
Существует два вида: малое омовение и полное омовение.
Как правильно делать полное омовение
Полное омовение в исламской культуре называется гусль. Для женщин оно исполняется после полового контакта с мужчиной, послеродового кровотечения, завершения критических дней, а также перед молитвами по пятницам и для праздничных молитв.
Распишем как правильно делать полное омовение женщинам по пунктам:
Если во время полного омовения у женщины волосы собраны в причёску, не нужно специально их распускать. Главное, чтобы во время обливания намочились корни волос. Также необходимо помнить, что полное омовение считается выполненным, если мусульманка вымыла всё тело, прочистила нос и сполоснула ротовую полость.
Как правильно делать малое омовение
Малое омовение называют вуду. Когда же нужно малое омовение для женщины? Например, после полного омовения Вы посетили уборную, уснули, упали в обморок, у Вас пошла кровь, начался гной, Вас стошнило или наступило алкогольное опьянение или любой другой вид помутнения рассудка. Прикосновение к половым органам также обязывает к выполнению вуду.
Как женщине правильно делать малое омовение:
Омовение является важным, но не сложным процессом перед тем, как предстать перед Всевышним Аллахом. Если знать все нюансы и выполнять их в необходимой последовательности, это обеспечит ритуальную чистоту мусульманки перед намазом.
Полное омовение тела
Полное омовение тела (гусль), согласно Шариату, – это мытье проточной водой всего тела с определенным намерением, то есть обязательное ритуальное купание.
Существует пять обстоятельств, после возникновения которых необходимо выполнить купание для совершения намаза и т.п. Эти пять обстоятельств сами по себе не являются причиной для немедленного выполнения купания. То есть, если человек находится в состоянии осквернения (джунуб), он не обязан сразу делать полное омовение тела, хотя это весьма желательно. Обязательным купание становится с наступлением времени совершения намаза.
Передал имам аль-Бухарий в своем сборнике о том, что Абу Саляма сказал: «Я спросил ‘Аишу, засыпал ли Пророк (мир ему и благословение) в состоянии джунуб (в результате полового акта). ‘Аиша ответила: «Да, но перед этим он совершал частичное омовение». Так Пророк (мир ему и благословение) поступал редко, чтобы люди знали, что это не запрещено в Шариате.
Некоторые невежественные люди говорят, что если человек, находящийся в состоянии осквернения, вышел из дома, не выполнив полное омовение тела, то каждый волос на его теле проклинает его. Это ложь, противоречащая религии. Доказательством служит рассказ Абу Хурайры, переданный в сборнике имама аль-Бухарий: «Когда меня встретил Посланник Аллаха (мир ему и благословение), я был в состоянии осквернения, он взял меня за руку, и мы пошли вместе. Когда мы присели, я незаметно ушел в свое жилище, сделал полное омовение тела, после чего вернулся к Пророку (мир ему и благословение). Он еще сидел. Когда я подошел, он спросил: «Где ты был о Абу Хурайра?» Я ответил ему, что был в состоянии джунуб, поэтому ушел. Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Субханаллаh! О, Абу Хурайра, воистину, верующий не становится наджасой».
Однако следует отметить, что очень рекомендуется искупаться сразу же после осквернения, и чем быстрее это сделаете, тем лучше.
Ритуальное купание необходимо выполнить в следующих случаях:
1. После выделения спермы. Его признаки:
— удовольствие при выделении;
— запах свежего теста, если сперма еще не засохла;
— запах яичного белка, если сперма засохла;
— толчкообразное выделение с напором.
2. После полового акта, даже если не было выделения спермы. Половым актом, согласно Шариату, считается проникновение головки полового органа во влагалище.
3. После смерти человека.
4. После прекращения менструации – цикличных выделений крови из матки у здоровой девушки, женщины.
5. По завершении послеродовых выделений (выделение крови после освобождения матки от плода).
6. После родов или выкидыша, ввиду происхождения ребенка из смешивания мужской и женской спермы. То есть, даже если роды были сухими и, после них не было выделений, то все равно необходимо искупаться.
Человек, которому необходимо выполнить купание по причине первого или второго обстоятельства, называется джунуб. А состояние того, кто находится в одном из этих пяти обстоятельств, называется «большим хадасом». Джунубу запрещено все, что запрещено делать при нарушении частичного омовения, а также чтение Корана (даже не дотрагиваясь до него) и пребывание в мечети.
Примечание: Следует отметить, что при выполнении полного омовения необходимо соблюдать те же самые условия (шуруты), которые следует соблюдать и при выполнении частичного омовения (см. на стр. 19). Также и нежелательные (караха) действия в обоих омовениях в основном идентичны (см. на стр. 28).
Обязательные действия купания
Обязательными действиями ритуального купания, без выполнения которых оно считается недействительным, являются:
1. Намерение. Оно отличает привычку от поклонения (‘ибада), его место в сердце, и оно совершается мысленно. Однако желательно его произнесение вслух. Намерение делается одновременно с началом мытья тела: «Я намереваюсь совершить обязательное полное омовение ради Аллаха» или «…снять большой хадас» и т. п. Если человек сделал намерение только после того, как помыл какую-либо часть тела, то необходимо помыть ее заново вместе с намерением.
2. Промывание всех наружных частей тела (кожи и волос независимо от их густоты) чистой и пригодной для очищения водой. Вода обязательно должна обтекать все тело полностью.
Примечание: Человеку, который уверен, что у него нет причин для выполнения полного омовения тела, ни в коем случае нельзя совершать купание с намерением снять большой хадас.
Желательные действия купания
Желательными действиями при выполнении ритуального купания являются:
1. обращение лицом в сторону Киблы;
2. произнесение: «Исти‘азы», «Шахады» и «Басмалы» перед купанием. Нежелательно (макрух) не произносить эти слова перед полным омовением;
3. выполнение частичного омовения перед купанием. При этом мытье ног можно отложить на конец купания, чтобы не расходовать лишнюю воду;
4. начало омовения с правой стороны. Предварительно смочить волосы трижды, потом мыть правую половину спереди и сзади, затем левую половину и повторить это трижды;
5. полоскание рта и носа, даже если вы сделали это и при частичном омовении;
6. мытье тела с протиранием;
7. мытье следующего органа до того, как высохнет предыдущий;
8. экономия воды (нежелательно расходовать ее сверх меры);
9. чтение «Шахады» и молитвы после купания (той же молитвы, которая читается и после частичного омовения).
Тому, кто моется полностью обнаженным, при раздевании желательно сказать:
بِسْمِ اللهِ الََّذي لا اِلهَ اِلاّ هُوَ
«Бисмилляhи-ллязи ля иляhа илля hува»
(С именем Аллаха, кроме Которого нет ничего достойного поклонения). Эти слова ограждают человека от глаза джиннов.
Из книги «Намаз —
опора религии»
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Порядок совершения полного омовения
1. Намерение очиститься.
Главное – это присутствие намерения в сердце.
2. Произнести «бисмил-лях» (начинаю с именем Бога).
4. Обмыть половые органы.
5. Совершить малое омовение (вуду’).
Если человек стоит на месте, где собирается стекающая с него вода, то мытье ступней ног остается напоследок.
6. Трижды омыть все тело.
Начать необходимо с головы, затем омыть правое плечо, потом – левое и так далее, справа налево. В обмывание тела входит: полоскание рта, промывание носа[1], пупка, всего волосяного покрова и остальных частей тела, за исключением тех, мытье которых затруднено. Если для женщины полное промывание волос окажется сложным, ей достаточно полить на голову до проникновения воды к корням волос, а затем провести между волосами мокрой рукой. Во время совершения полного омовения чтение какой-либо молитвы (ду‘а) порицаемо. На случай крайней нехватки воды или времени достаточно будет омыть все части тела один раз, что является обязательным минимумом (фард) в гусле. Относительно этого богословы единодушны. Ученые-ханафиты считают, что необходимо также прополоскать рот и промыть нос. Подавляющее большинство исламских богословов утверждает: «Полное омовение включает в себя и малое, то есть оно полностью заменяет его». Это действительно даже в случае, если человек не делал намерения включить малое омовение в полное. Но если в процессе совершения полного омовения (гусль) происходит действие, нарушающее малое омовение (вуду’), тогда человек, не начиная заново, продолжает процесс полного омовения, лишь в конце обновив малое. Верующий для своего удобства может сочетать повседневные гигиенические процедуры (например, принятие душа) с приобретением ритуальной чистоты.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Полоскание рта и промывание носа у ханафитов является обязательным (фард), а у шафиитов – желательным (сунна).
Молитвы, которые рекомендуется читать при выполнении частичного омовения
При омовении каждой части тела желательно читать шахаду в следующей форме:
أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لا شَريكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ
«Ашhаду алля иляhа илляллаhу вахдаhу ля шарика ляhу, ва ашhаду анна Мухаммадан ‘абдуhу ва расулюhу».
Кроме того, при омовении читают и специальные молитвы (шахаду читают при первом умывании органов, омывая во второй и третий раз – читают приведенные ниже молитвы).
Умывая кисти рук в самом начале омовения, после «Исти‘азы» и «Басмалы» читают:
اَلْحَمْدُ لِلهِ الَّذي جَعَلَ الْماءَ طَهُورًا
«Аль-хамду лилляhи-ллязи джа‘аляль-маа таhура» (Хвала Аллаху, который сделал воду очищающей).
Умывая лицо, читают:
اَللّهُمَّ بَيِّضْ وَجْهي بِنُورِكَ يَوْمَ تَبْيَضُّ وُجُوهُ أَوْلِيائِكَ وَلا تُسَوِّدْ وَجْهي بِظُلُماتِكَ يَوْمَ تَسْوَدُّ وُجُوهُ أَعْدائِكَ
«Аллаhумма баййиз ваджhи бинурика явма табъяззу вуджуhу авлияика ва ля тусаввид ваджhи бизулюматика явма тасвадду вуджуhу а‘даика».
(О Аллах! Освети мое лицо Твоим нуром в тот день, когда осветятся лица Твоих любимцев, и не очерняй мое лицо Твоим мраком в тот день, когда очернятся лица Твоих врагов).
Умывая правую руку, читают:
اَللّهُمَّ أَعْطِني كِتابي بِيَميني وَحاسِبْني حِسابًا يَسيرًا
«Аллаhумма а‘тини китаби биямини ва хасибни хисабан ясира».
(О Аллах, предложи мне мои записи земных деяний в День Суда с правой стороны и отчитывай меня отчетом легким).
Умывая левую руку, читают:
اَللّهُمَّ لا تُعْطِني كِتابي بِشِمالي وَلا مِنْ وَراءِ ظَهْري
«Аллаhумма ля ту‘тини китаби бишимали ва ля мин вараи заhри».
(О Аллах, не предлагай мне мои записи слева и сзади).
Совершая протирание головы (масху), читают:
اَللّهُمَّ حَرِّمْ شَعْري وَبَشَري عَلَى النّارِ
«Аллаhумма харрим ша‘ри ва башари ‘аля-ннар».
(О Аллах, сделай запретными для огня Ада мои волосы и кожу).
При мытье каждой из ног читают:
اَللّهُمَّ ثَبِّتْ قَدَمَيَّ عَلَى الصِّراطِ يَوْمَ تَزِلُّ فيهِ الْأَقْدامُ
«Аллаhумма саббит кадамайя ‘аля-ссырати явма тазиллю фиhиль-акдам».
(О Аллах, укрепи ноги мои на мосту Сират в тот день, когда они будут скользить).
После завершения частичного (а также и полного) омовения, вытянув руки вперед и направив взор в небо, читают следующую молитву:
أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لا شَريكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ اَللّهُمَّ اجْعَلْني مِنَ التَّوّابينَ وَاجْعَلْني مِنَ الْمُتَطَهِّرينَ وَاجْعَلْني مِنْ عِبادِكَ الصّالِحينَ سُبْحانَكَ اللّهُمَّ وَبِحَمْدِكَ أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاّ أَنْتَ أَسْتَغْفِرُكَ وَأَتُوبُ إِلَيْكَ وَصَلَّى اللهُ عَلى سَيِّدِنا مُحَمَّدٍ وَعَلى آلِه وَصَحْبِه وَسَلَّمْ
Из книги «Намаз — опора религии»
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.