Что нужно читать перед намазом джамаат
Про чтение намаза джамаатом
Джамаат намаз – это молитва совершаемая группой мусульман вместе, одновременно.
Достоинство джамаат намаза
От ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«صَلاةُ الجَمَاعَةِ أَفضَلُ مِنْ صَلاةِ الفَذِّ بِسَبْعٍ وَعِشْرِينَ درَجَةً» – «Джамаат намаз превосходнее чем намаз совершаемый в одиночку на двадцать семь степеней». Передали Бухари и Муслим. Кроме того в хадисах передается, что мусульманину совершившему омовение и отправившемуся в мечеть для совершения джамаат намаза, будет записано благое дело за каждый шаг и зачеркнуто дурное дело.
Мудрость общей молитвы заключается в укреплении связи между мусульманами, взаимопомощи и взаимопонимания, укреплении взаимной любви основанной на вере в Аллаха, в возможности почувствовать себя братьями в независимости от социального и финансового положения.
Джамаат намаз это желательно или обязательно
По мазхабу Абу Ханифы совершение пятикратной обязательной молитвы в сутки (кроме пятничной молитвы) джамаатом относится к сильной сунне, для разумных совершеннолетних здоровых мужчин.
Что считается джамаатом
Намаз считается совершенным джамаатом при наличии имама и двух маъмумов (молящихся за имамом), т.е. трех человек. Даже если один из них будет несовершеннолетним.
Совершение намаза джамаатом в мечети
Совершение молитвы группой наиболее предпочтительным является в мечети, за исключением женщин, которым лучше молиться дома. Желательным является для того кто хочет отправиться на джамаат намаз идти туда пешком, будучи спокойным и серьезным в своей походке.
Кто считается успевшим на джамаат намаз
Если молящийся успел сказать «Аллаху акбар» для вступления в намаз, перед тем как имам даст первый салам, то он считается совершившим молитву в джамаате. Если молящийся успел совершить поясной поклон (рукуъ) вместе с имамом, то этот ракаат засчитывается ему как совершенный.
Что делать если начал молиться в одиночку, но затем люди стали молиться джамаатом
Если вы молитесь в одиночку но затем люди собрались на джамаат намаз то надо действовать в соответствии со следующими ситуациями:
Совершение намаза джамаатом после совершение его в одиночку
По единогласному мнению исламских ученых можно заново совершить намаз джамаатом после того как он был совершен в одиночку. Доказательством тому является хадис приведенный имамом Ахмадом, Абу Даудом и ат-Тирмизи о том, что один мужчина пришел в мечеть после того как Пророк (с.а.с.) уже совершил послеполуденную молитву. Тогда Пророк (с.а.с.) сказал: «Кто даст садаку, помолившись с этим человеком?» И помолился с ним один из присутствующих (который уже совершил молитву). При этом вторая молитва будет считаться желательной молитвой.
В каких случаях можно оставить джамаат и джума намаз
Причины, по которым можно не совершать намаз в джамаате следующие:
Если мусульманин был вынужден пропустить джамаат или джума намаз по этим причинам, то он получит все равно вознаграждение.
Имам в намазе
Имамат бывает двух видов – большой и малый. Большой имамат – это общее предводительство людьми, т.е. руководство общиной. Малый имамат – это быть имамом в намазе.
Имам в намазе должен соответствовать следующим условиям:
Кто имеет больше прав быть имамом в намазе
Наибольше прав быть имамом по ханафитскому мазхабу имеет тот, кто лучше разбирается в шариатских тонкостях намаза – когда намаз действителен, а когда нет. При условии, что этот лучше разбирающийся в намазе не совершает явных непристойных поступков и знает наизусть необходимую для намаза часть Корана.
Если по всем этим критериям у кандидатов в имамы намаза идет совпадение, то будут бросать жребий, или люди выберут путем голосования того, кто будет имамом.
Однако, раньше всех перечисленных выше может быть имамом, если присутствует, правитель мусульман, затем шариатский судья страны, затем хозяин дома, затем имам главной мечети.
Нарушение намаза имама нарушает ли намаз молящихся за ним?
Если у имама перед вступлением в намаз (словами Аллаху акбар) или во время вступления в намаз было то, что делает намаз не действительным (например, отсутствие омовения и т.п.), то молитва, как имама, так и молящихся за ним, недействительна. Если нарушающее молитву имама действие произошло уже в намазе, но тогда когда молящийся за ним вступал в намаз или перед тем как он вступил в намаз, то молитвы обоих также считаются недействительными.
Если же изначально намаз имама был действителен, но в течение намаза произошло то, что нарушает намаз, то намаз молящихся за имамом является действительным, так как они начинали молиться за имамом с действительным намазом.
Что восполняет имам из недостатков молящихся за ним
Имам восполняет то, что по забывчивости сделал или не сделал молящийся за ним из того что не является обязательной частью намаза. Единственное что из обязательного в намазе восполняет имам это обязательное чтение Корана и стояние для этого, если молящийся опоздал на намаз и не начал его сразу за имамом. По мазхабу Абу Ханифа читать Корана молящиеся за имамом не должны.
Следование за имамом в намазе
Условия следования за имамом
Молящийся за имамом должен соблюдать следующие условия:
Где должны стоять молящиеся за имамом
Молящиеся за имамом будут стоять в следующем порядке:
Если молящийся опоздал на джамаат
Того кто опоздал на джамаат намаз и не начал его с имамом называют масбукъом. Если он пришел на намаз, а имам был в поясном поклоне то масбукъ сделает намерение, произнесет «Аллаху акбар» и сразу же сделает поясной поклон с имамом. Этот ракаат ему полностью засчитывается. Если же масбукъ пришел на намаз, а имам уже сделал поясной поклон то он также сделает намерение, произнесет «Аллаху акбар» и будет следовать за действиями имама. Однако этот ракаат не засчитывается и его надо восполнить после того как имам произнесет салам. Оставшиеся не совершенными в джамаате ракааты масбукъ встает после салама имама и доделывает сам. Например, с имамом он успел сделать один ракат дневного намаза, остальные три он доделывает в одиночку и т.п.
Важность первого ряда в джамаат намазе
Наиболее лучшим местом для мужчин в джамаат намазе является первый ряд. Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк (с.а.с) сказал: «لَوْ يَعْلَمُونَ مَا فِي الصَّفَّ الْمُقَدَّمِ لَكَانَتْ قُرْعَةٌ» – «Если бы они знали что таит в себе первый ряд, то бросали бы жребий за него». Хадис передали имам Бухари и Муслим. Также от Абу Хурайры передается что Пророк (с.а.с) сказал: » خَيْرُ صُفُوفِ الرِّجَالِ أَوَّلُهَا، وَشَرُّهَا آخِرُهَا، وَخَيْرُ صُفُوفِ النِّسَاءِ آخِرُهَا، وَشَرُّهَا أَوَّلُهَا » – «Лучшим для мужчин из рядов является первый ряд, а худшим последний. Лучшим для женщин из рядов является последний ряд, а худшим первый». «Сахих Муслим», хадис № 984.
Желательным также является стремление встать справа от имама. Если в первом ряду будет брешь (пустое место), желательно его заполнить.
Совершение намаза с джамаатом – что нужно произносить вслух, а что можно про себя?
Вопрос:
Что мы должны произносить вслух, а что про себя (мысленно) во время коллективного намаза? Я знаю, что мы (те, кто следует ханафитскому мазхабу) не читаем вслух Коран, но должны ли мы произносить вслух такбиратуль-ихрам или дуа ат-тахийят?
Ответ:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
Произнесение вступительного такбира является обязательной частью (фард) намаза, и без его произнесения молитва не будет действительна, при этом не имеет значения – читает ли человек намаз в одиночку или следуя за имамом.
Пророк Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
مفتاح الصلاة الطهور، وتحريمها التكبير، وتحليلها التسليم
«Ключ к молитве – омовение, ее начало – такбир (такбиратуль-ихрам), и ее завершение – салям» (Тирмизи, хадис 3, передал Али).
Основываясь на этом хадисе, ученые всех четырех мазхабов единодушны в том, что вступительный такбир является обязательной частью намаза и условием для его действительности, как тахарат (ритуальная чистота) есть предварительное условие для действительности намаза.
Минимальное требование для произнесения такбира – произносить его звуки, шевеля губами и языком. Простое произнесения его про себя, мысленно не будет достаточным, так что если человек произнесет его лишь мысленно, не шевеля губами и языком, его намаз не будет действительным.
الإمام يحتاج إلى الجهر لإسماع غيره والمنفرد يحتاج إلى إسماع نفسه لا غير، وذلك يحصل بالمخافتة
تصحيح الحروف أمر لا بد منه، ولا تصير قراءة إلا بعد تصحيح الحروف، فإن صحح الحروف بلسانه ولم يسمع نفسه؛ حكي عن الكرخي أنه يجزيه، وبه كان يفتي الفقيه أبو بكر الأعمش؛ لأن القراءة فعل اللسان، وذلك بإقامة الحروف، لا بالسماع، فإن السماع فعل السامع، وإلى هذا أشار محمد رحمه الله في «الأصل»
Что касается произнесения ташаххуда (дуа ат-тахийят) – его произнесение согласно ханафитскому мазхабу есть ваджаб (но не фард) для молящегося (не имеет значения, следует ли он за имамом или читает намаз в одиночку) (Аль-Фатава аль-Хиндийя, том 1, с. 71).
ويجب التشهد في القعدة الأخيرة وكذا في القعدة الأولى وهو الصحيح
Если же имам или тот, кто читает намаз в одиночку, пропустит ташаххуд или произнесет его только мысленно, не двигая языком и губами, ему нужно будет совершать саджа ас-сахв (земной поклон по забывчивости) для исправления этой ошибки (аль-Фатава аль-Хиндийя, т.1, с. 127).
(ومنها) التشهد فإذا تركه في القعدة الأولى أو الأخيرة وجب عليه سجود السهو
Если же муктади (следующий за имамом) пропустит ташаххуд или произнесет его лишь мысленно, то хотя он пропустил действие, которое является ваджибом намаза, его намаз будет действительным, поскольку чтение ташаххуда имамом будет достаточным (а также потому, что ташаххуд – это ваджиб намаза, но не фард) (аль-Фатава аль-Хиндийя, том 1, с. 128).
Намаз с джамаатом
Чтение намаза вместе с общиной является распространённой практикой. Согласно высказываниям Милости миров Мухаммада (с.г.в.), она заслуживает высокой награды для верующего.
В сборниках хадисов Аль-Бухари и Муслима приводятся следующие известные слова Пророка (с.г.в.): «Совершение молитвы вместе с джамаатом (общиной) в 27 раз лучше, чем её чтение в одиночку».
Кому быть имамом?
В другом хадисе говорится о том, что если трое мусульман, когда они находятся в селении либо в пустыне, не читают коллективно намаз, то, вероятно, между ними прошёл шайтан, нарушив их отношения. Так или иначе, люди, верящие во Всевышнего и в Его посланника (с.г.в.), должны объединиться, ибо одинокая овечка неизбежно станет жертвой кровожадного волка (Ахмад, Абу Дауд, Ан-Насаи).
Совершение молитвы с джамаатом предполагает, что у коллектива будет предстоятель, то есть имам. В сборнике хадисов имама Аль-Байхакый есть такое высказывание Пророка (с.г.в.): «Выбирайте из своего числа имамом того, кто является лучшим из вашего числа, ведь именно имамы будут вашими представителями перед Всевышним».
Имам избирается по принципу наличия знаний в области Шариата и Благородной сунны Заключительного Божьего посланника (с.г.в.). Вслед за таким человеком по предпочтительности следует тот мусульманин, который лучше знает текст Священного Корана. После этого имамом может стать тот, кто отличается наибольшей богобоязненностью. Наконец, вслед за ним идёт самый старший по возрасту верующий.
Женщины и коллективный намаз
Об участии женщины в коллективной молитве мнения факихов разделились. Если Абу Ханифа полагал, что совершать намаз пожилым женщинам без излишних украшений в утренней, вечерней и ночной молитвах допускается, то его ученики Абу Юсуф и Мухаммад полагали, что такие женщины могут присутствовать на всех намазах в мечети. Если говорить о молодых женщинах, то для них нежелательно принимать участие в коллективной молитве в мечети. Тем не менее, прямого запрета как такового на это нет. Пророк ислама (с.г.в.) сказал следующее: «Не объявляйте запрещённым присутствие рабынь Аллаха в Его мечетях» (Аль-Бухари). Главным моментом в вопросе участия женщин в коллективной молитве является безопасность семей и стабильность общественного порядка.
Если говорить о проведении женщинами молитвы отдельной общиной, то, согласно мнению богословов всех мазхабов, такое событие является нежелательным. Основанием является хадис, приводимый Ахмадом: «Нет пользы в общине, которая полностью состоит из женщин, если только она не в мечети или не образована по причине необходимости прочитать погребальную молитву (намаз джаназа)». Однако в случае, когда женщины всё-таки совершают молитву вместе, имам должна встать в середине первого ряда, на одном уровне с другими участницами молитвы.
Прочие особенности молитвы с джамаатом
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Ассаляму Аллейкум! Хочу обратится к одмину этого сайта, чтобы он исправил ошибку в описание, а именно в имени всевышнего АЛЛАХА. Исправь по братский. За ранее спасибо,да пристит нас Аллах и наставит на правильный путь. Амин.
Условия коллективной молитвы
Первое условие джамаата – намерение.
— Следующему за имамом в молитве (маъмум) необходимо иметь намерение следовать за имамом при вступлении в джума-намаз (пятничная молитва), в противном случае джума-намаз не засчитывается. А если это обычный намаз, то нежелательно откладывать намерение следовать за имамом. Если при совершении обычного фарз-намаза в джамаате не совершить намерение при вступлении в намаз, а сделать его потом, то намаз не портится, но вознагражде-ние джамаата человек не получает.
— Что касается имама, то для джума-намаза ему необходимо совершить намерение при вступлении в него. А для обычного намаза имам может совершить намерение как в начале, так и во время намаза, но в этом случае вознаграждение джамаата он получит только с момента его намерения.
Второе условие джамаата – место стояния.
— Маъмум обязан отступить от места стояния имама таким образом, чтобы пятка маъмума находилась за линией пятки имама. Если пятка маъмума окажется впереди пятки имама, то намаз маъмума не считается. Если же пятки имама и маъмума находятся наравне, то намаз не портится, но стоять так нежелательно, ибо по этой причине не засчитывается вознаграждение джамаата.
Когда приходит мужчина, ему желательно встать справа так, чтобы кончики его пальцев находились за линией пяток имама. Если придет другой, он становится слева в ту же позицию, что и первый. Когда второй вступает в намаз, оба делают шаг назад и становятся одним рядом за имамом. В наше время многие ошибаются в этом. Когда приходит второй человек, он тянет первого назад. А на самом деле второй вступает в намаз, потом он и первый шагом назад становятся в ряд сзади имама.
Если же двое или несколько мужчин придут одновременно, то они становятся в ряд за имамом.
Если придут женщины, они тоже становятся в ряд за имамом. Если придет мужчина и женщина, то мужчина становится за имамом справа, как сказано выше, а женщина становится за этим мужчиной. Если придут двое мужчин и женщина, то мужчины становятся в ряд за имамом, а женщина – за этими мужчинами.
Нежелательно одному человеку стоять за рядом отдельно. Ему следует встать (присоединиться) за стоящим за имамом рядом. Если же ряд полон, то он вступает в намаз, а потом тянет с переднего ряда другого человека, что бы тот встал с ним сзади и образовал новый ряд. Тому, кого потянули встать сзади, желательно сделать шаг назад и встать с пришедшим человеком. Нужно помнить, что для этого ему разрешается сделать один или два шага. Если сделать больше, то намаз нарушается, даже если эти шаги будут маленькими.
Желательное расстояние между рядами в джамаат-намазе приблизительно 135 см. и меньше. Порядок стояния за имамом: сначала мужчины, потом дети, потом женщины.
Третье условие джамаата – знание о переходах имама. Необходимо либо слышать имама, либо видеть его или тех, кто стоит за ним.
Четвертое условие джамаата – находиться рядом с имамом в одном помещении. Находиться с имамом можно тремя способами.
1. Имам и маъмум находятся на территории мечети.
2. Имам находится на территории мечети, а маъмум за ее пределами.
3. Имам и маъмум находятся вне территории мечети.
1. Если имам и маъмум находятся в мечети, то их джамаат считается действительным, даже если они находятся вдали друг от друга, на расстоянии, превышающем 144 метра. Если в мечети, помимо основного молельного зала, есть другие помещения, и маъмум находится в одном из этих помещении в то время как имам находится в основном зале, то намаз маъмума засчитывается – в том случае, если маъмум стоит там, откуда он может пройти к имаму, не отворачиваясь от стороны Кибла. Если же маъмум будет стоять там, где ему пришлось бы переходить в помещение имама, отвернувшись от стороны Кибла, или же если маъмум будет стоять в помещении, которое изолировано от помещения имама, то его джамаат и следование за имамом не засчитываются.
2. Если имам находится на территории мечети, а маъмум за ее пределами, то маъмум не должен находиться дальше примерно 144 метров от территории мечети. Расстояние учитывается с конца территории мечети. Например, имам стоит на территории мечети, а маъмум – за ее пределами, но не дальше примерно 144 метров. В таком случае намаз маъмума считается. Если маъмум стоит дальше этого расстояния, то намаз и джамаат маъмума не считаются. Если между имамом и маъмумом будет закрытая дверь, то намаз маъмума также не засчитывается.
3. Если они будут стоять в обычном месте, которое не является мечетью, то:
во-первых, маъмум не имеет права стоять дальше примерно 144 метров. Следует знать, что показанная мера между имамом и маъмумами, а также между рядами маъмумов – это приблизительно полтора метра. Если же расстояние между рядами или между имамом и маъмумами будет больше полутора метров, то они не получат вознаграждение джамаата, хотя намаз у них и будет засчитан.
Во-вторых, между имамом и маъмумом не должно быть преграды. Если между имамом и маъмумами в обычном месте окажется окно, что делает невозможным пройти из помещения в помещение, закрытая дверь или занавес, что мешает видеть имама, то джамаат не получается, и намаз маъмума нарушается.
В-третьих, если между имамом маъмумом есть стена с открытым проходом, то необходимо, чтобы напротив двери стоял человек, который правильным образом имеет связь джамаата с имамом. Этот стоящий напротив прохода маъмум подобен имаму для тех, кто стоит за ним. Следовательно, стоящие за ним маъмумы не должны вступать в намаз до него. Если после вступления в намаз у маъмума, стоящего перед проходом, испортится омовение, в этом нет вреда.
Нежелательно, чтобы имам или маъмум без надобности находились выше друг друга.
Пятое условие джамаата – следование за имамом в суннатах, неследование в которых является чрезмерным. Если имам совершит сажду чтения Корана (саждат ат-тилява), а маъмум не совершит ее за ним, или же имам сядет читать желательный ташаххуд, а маъмум не сядет, или же маъмум сел читать желательный ташаххуд, на который имам не сел, во всех подобных случаях намаз нарушается, ибо противоречие маъмума имаму в подобных случаях является чрезмерным.
Шестое условие джамаата – чтобы маъмум не отставал от имама без уважительной причины на два обязательных действия (рукн) намаза. Например, имам совершил поясной поклон, затем встал, затем начал наклоняться в земной поклон, а маъмум все еще стоит на месте чтения аль-фатиха, в таком случае намаз маъмума нарушается, если у него на то нет уважительной причины. Если же есть уважительная причина, например, чтение у маъмума медленнее, чем чтение имама, то маъмум имеет право отставать от имама на три полноценных обязательных действий. Полноценными являются все обязательные действия (рукну) намаза, кроме стояния после поясного поклона (иътидаль) и сидения между двумя саждами (жулюс байна саждатайн). Следовательно, маъмум, который читает медленно, может отставать от имама, пока имам не начнет подниматься со второго сажда. Если маъмум не дочитает аль-Фатиха и тогда, то у него два варианта – либо маъмум делает намерение (не произнося его языком) отойти от имама, либо он идет за имамом на ташаххуд, либо встает с имамом, если имам не сядет на ташаххуд, оставив свою аль-Фатиха не прочитанным. Во втором случае после салама имама маъмум обязан компенсировать один ракаат. Если же он не последует ни одному из рассказанных вариантов, то его намаз портится.
Если, совершив поясной поклон с имамом, маъмум вспомнит, что забыл прочитать аль-Фатиха или же засомневается, прочитал ли он его, то ему нельзя возвращаться обратно, а следует после салама имама компенсировать один ракаат. Если в этом случае маъмум вернется обратно умышленно, то его намаз портится.
Если маъмум убежден в том, что он читал «аль-Фатиха», но сомневается в том, что довел его до конца, в таком случае ничего не нужно делать.
Седьмое условие – чтобы совпадала структура совершаемого намаза. Нельзя человеку, совершающему, к примеру, утренний намаз, следовать за тем, кто совершает джаназа-намаз, так как у этих намазов разные структуры.
Восьмое условие – следует вступать в намаз только после вступления имама.
Запрещается опережать имама в его действиях, а если опередить его в двух обязательных действиях (рукн), намаз нарушается. Пример такого опережения – маъмум пошел на поясной поклон, а имам стоит. Затем маъмум встал и начал движение вниз, а имам еще стоит там, где читают «аль-Фатиха». В таком случае намаз маъмума нарушается.
Другой вариант опережения, которое нарушает намаз: маъмум пошел на поясной поклон. Когда имам собрался совершить поясной поклон, маъмум встал. Когда имам собрался встать, маъмум пошел вниз на сажда. В таком случае намаз маъмума тоже портится. Получается, что опережение имама на два полноценных обязательных действия нарушает намаз, но следует знать, что опережение имама на одно обязательное действие – запрещается (харам), и человек не получает вознаграждение джамаата, хотя намаз его в этом случае не портится.
Если совершать обязательные действия вместе с имамом, то намаз не портится, но маъмум не получает воздаяние джамаата. Предусмотренный образ следования за имамом – начинать совершение действия после того, как начнет имам. Желательный образ следования за имамом заключается в том, чтобы маъмум начинал свое действие при завершении действия имама. То есть, когда имам идет, например, на поясной поклон и доходит до него, маъмум начинает идти за ним и доходит до него до того, как имам встанет оттуда.
Если прочитать «аль-Фатиха» или ташаххуд до имама, то намаз не портится, но опережать имама в чтении обязательных молитв нежелательно, ибо есть те, кто утверждает, что намаз нарушается, если прочесть обязательную молитву до того, как ее прочтет имам. Но если вступительный «Аллаху акбар» сказать до того, как его скажет имам, то намаз не засчитывается.
Если имам встанет на лишний ракаат, например, на пятый в четырехракаатном намазе, то маъмуму не следует вставать за ним, даже если маъмум будет опоздавшим на намаз. Маъмуму следует с намерением отойти от него или же ожидать, пока имам возвратится на сидение в ташаххуде, предположив, что он встал непреднамеренно.
Ахмад Магомедов
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Что нужно читать перед намазом джамаат
18 важных правил совершения намаза с джамаатом
В хадисах сообщается, что намаз совершенный джама‘атом, в 25 или в 27 раз превосходит по вознаграждению намаз, совершенный в одиночку.
1) Мужчина не может следовать за женщиной или ребенком.
2) Точно так же джама‘ат не может следовать за человеком, который страдает каким-либо недугом, проявляющимся в постоянном нарушении малого омовения.
3) Намерение. Имам, приступая к намазу, делает следующее намерение: “Я намереваюсь провести намаз ради Всевышнего Аллаха, в качестве имама для следующих за мной мужчин и женщин (Ана имамун лиман таби‘ани ва таби‘атни)”.
Имамом может быть только мужчина.
4) Первые два рака‘ата утреннего намаза, вечернего и ночного, а также джум‘а-намаз, праздничные намазы, а также все рака‘аты таравих и витр-намаза, имам проводит вслух (это является ваджибом).
Муктади (человек, следующий за имамом)
5) Намерение: “Я намерился ради довольства Всевышнего Аллаха совершить (такой-то) фард-намаз, повернувшись к кыбле (которой является Ка‘аба) и следуя за присутствующим здесь имамом”.
6) Джама‘ат, стоя на ногах, читает “Ду‘а Субханакя” только в первом рака‘ате.
Масбук (человек, присоединившийся к джама‘ату позже, не с самого начала намаза):
7) Тот, кто успеет присоединиться к имаму, находящемуся в руку‘, считается успевшим на этот рака‘ат.
8) Если же человек не успел присоединиться к имаму до этого момента, то он считается пропустившим этот рака‘ат (при присоединении к имаму такбир необходимо произнести, стоя на ногах).
Пропуск одного или нескольких рака‘атов намаза (положение масбука)
9) Тот, кто пропустил один или несколько рака‘атов намаза, во время последнего сидения читает только “Ат-тахият” и ждет имама. Когда имам начинает отдавать второй салям, масбук встает на ноги и совершает пропущенные рака‘аты.
10) Если масбук пропустил один рака‘ат, то естественно это будет считаться первым рака‘атом, поэтому при совершении этого рака‘ата он должен прочесть все то, что читается в первом рака‘ате, то есть «Ду‘а Субханакя”, «Аль-Фатиху” и дополнительную суру.
11) Если масбук пропустил два рака‘ата, то точно так же они будут считаться для него первым и вторым рака‘атами, и он должен будет прочесть все то, что читается в первых двух рака‘атах намаза.
12) Если масбук пропустил три рака‘ата, то это означает, что он совершил с имамом только четвертый рака‘ат.
13) Встав на ноги, он совершает первый рака‘ат и, перед тем как встать на второй рака‘ат, читает «Ат-Тахият” (так как в общей сложности он совершил два рака‘ата).
14) Второй рака‘ат он совершает с чтением дополнительной суры и, не оставаясь сидеть после него, встает на третий рака‘ат.
15) Третий рака‘ат он совершает без чтения дополнительной суры, и затем, сев, завершает свой намаз. (Точно так же совершается намаз, если были пропущены два рака‘ата вечернего намаза).
16) Если же масбук пропустил все рака‘аты, присоединившись к имаму только в самом конце намаза, то в этом случае он совершает все рака‘аты намаза (так, как будто он только что приступил к намазу).
17) При совершении пятикратного намаза, када-намазов, а также джум‘а-намаза, для мужчин является сунной-муаккада чтение азана и икамата.
18) Однако повторное чтение азана и икамата в мечети, где азан и икамат уже были прочитаны, не требуется.
Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин