Что нужно читать когда заходишь на кладбище мусульманам
Какие аяты и дуа желательно читать на кладбище?
Вопрос:
Посоветуйте, какие дуа и аяты Корана желательно читать для умершего на кладбище? В какой стороне у могилы лучше встать?
Ответ:
Когда вы посещаете кладбище, лучше всего начинать с чтения следующего дуа:
السَّلَامُ عَلَيْكُمْ أَهْلَ الدِّيَارِ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ، وَإِنَّا، إِنْ شَاءَ اللهُ لَلَاحِقُونَ، أَسْأَلُ اللهَ لَنَا وَلَكُمُ الْعَافِيَةَ
Перевод: Мир вам, верующие мужчины и женщины из обитателей этого места. Поистине, по воле Аллаха, мы присоединимся к вам. Мы просим Аллаха облегчить для вас и для нас (Муслим) (1).
Далее можно почитать что-нибудь из следующих сур и аятов:
• Первые пять аятов суры Бакара;
• Последние пять аятов суры Бакара;
• Сура Ихляс (3, 7 или 12 раз).
Затем сделать дуа о том, чтобы Аллах передал вознаграждение за чтение этих сур и аятов умершему (или умершим).
Если возможно, лучше встать у ног умершего, обратившись к его голове. В противном случае, можно встать у головы умершего.
А Аллах знает лучше.
Ахмад Джафари, студент Даруль Ифта
Атланта, Джорджия, США
Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи.
الدر المختار وحاشية ابن عابدين (رد المحتار)- دار الفكر (2/ 242)1
وإن كان للاعتبار والترحم من غير بكاء والتبرك بزيارة قبور الصالحين فلا بأس إذا كن عجائز. ويكره إذا كن شواب كحضور الجماعة في المساجد اهـ وهو توفيق حسن (قوله ويقول إلخ) قال في الفتح: والسنة زيارتها قائما، والدعاء عندها قائما، كما «كان يفعله — صلى الله عليه وسلم — في الخروج إلى البقيع ويقول: السلام عليكم» إلخ.
وفي شرح اللباب للمنلا على القارئ: ثم من آداب الزيارة ما قالوا، من أنه يأتي الزائر من قبل رجلي المتوفى لا من قبل رأسه لأنه أتعب لبصر الميت، بخلاف الأول لأنه يكون مقابل بصره، لكن هذا إذا أمكنه وإلا فقد ثبت «أنه — عليه الصلاة والسلام — قرأ أول سورة البقرة عند رأس ميت وآخرها عند رجليه» ومن آدابها أن يسلم بلفظ: السلام عليكم على الصحيح، لا عليكم السلام فإنه ورد: «السلام عليكم دار قوم مؤمنين، وإنا — إن شاء الله — بكم لاحقون، ونسأل الله لنا ولكم العافية» ثم يدعو قائما طويلا، وإن جلس يجلس بعيدا أو قريبا بحسب مرتبته في حال حياته……..(من دخل المقابر فقرأ سورة يس خفف الله عنهم يومئذ، وكان له بعدد من فيها حسنات) بحر. وفي شرح اللباب ويقرأ من القرآن ما تيسر له من الفاتحة وأول البقرة إلى المفلحون وآية الكرسي — وآمن الرسول — وسورة يس وتبارك الملك وسورة التكاثر والإخلاص اثني عشر مرة أو إحدى عشر أو سبعا أو ثلاثا، ثم يقول: اللهم أوصل ثواب ما قرأناه إلى فلان أو إليهم
(4/196) احسن الفتاوی-ایچ ایم سعید کمپنی
شامی کی عبارت جو اوپر مذکور ہے نقل کی ہے قران پڑھنے کے بارے میں
(4/222) احسن الفتاوی-ایچ ایم سعید کمپنی
قبرستان میں داخل ہو کر یوں سلام کہے «السلام عليكم دار قوم مؤمنين وانا انشاء الله بكم لاحقون، ونسأل الله لنا ولكم العافية»، پھر میت کے پاؤں کی طرف سے چہرے کے سامنے آکر کھڑا ہو۔۔۔۔۔
(9/192)فتاوی محمودیہ-ادارہ الفاروق کراچی
قبرستان عورتوں کیلۓجانا جائز ہے لیکن نہ جانا ہی بہتر ہے
(3-92)الفتاوي التاتارخانيه-مكتبه زكريا ديوبند
سئل القاضي عن جواز خروج النساء الي المقابر فقال لا يسئل عن الجواز والفساد في مثل هذا وإنما يسئل عن مقدار ما يلحقها من اللعن فيه. واعلم بانها كلما قصدت الخروج كانت في لعنة الله وملائكته
О чтении Корана на кладбище и о совершении молитвы в мечети на ее территории
Вопрос № 137:
«Можно ли читать Коран на кладбище?»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Приводится в достоверных сборниках у Бухари и Муслима, да помилует их Аллах, что Пророк ﷺ сказал:
«لَعَنَ اللهُ الْيَهُودَ وَالنَّصَارَى اتَّخَذُوا قُبُورَ أَنْبِيَائِهِمْ مَسَاجِد»
«Аллах проклял иудеев и христиан за то, что они избрали могилы своих пророков местами для поклонения»[1].
Перед своей смертью Пророк ﷺ повторил это несколько раз для того, чтобы мусульмане осознавали всю опасность этого деяния, так как кладбища не являются местами для поклонения. Однако это места, где хоронят умерших и где делают за них ду’а. Соответственно, разрешается на кладбище совершать только молитву джаназа за умершего и мольбу за него. Но совершать там какие-то другие виды поклонения — дополнительные молитвы, садакъаты, жертвоприношения, чтения Корана и т. д. — является запрещенным, и даже нововведением и от этого надо отдаляться.
Некоторые люди приводят историю ‘АбдуЛлаха ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах, где он завещал прочитать начало суры «аль-Бакъара» во время его похорон, но это предание является слабым[2]. Даже если мы предположим, что эта история была бы достоверной, то она не может отменить все, что сказал Пророк ﷺ в этом отношении, и то, на чем стояли великие сподвижники, такие как Абу Бакр, ‘Умар ибн аль-Хаттаб, ‘Усман ибн Аффан и ‘Али ибн Абу Талиб, да будет доволен ими всеми Аллах, а также те, которые были рядом с ними. Если бы данное предание было правдивым, то мы бы сказали, что это был иджтихад ибн ‘Умара, по какой-то неизвестной нам причине.
В вопросах Шариата мы не следуем каким-то вырванным из контекста мнениям, которые можно понять по-разному. Однако есть базовые основы этой религии, к которым возвращают все сомнительное, имеющее противоречие и колеблющееся в сердце человека.
Исходя из этого, Коран не читается на кладбищах, кроме как во время совершения заупокойной молитвы аль-джаназа и во время мольбы за умершего, посредством ду’а, которое упоминается в Коране.
Также необходимо упомянуть, что если человек приходит к чьей-либо могиле и просит у Аллаха для себя, то это деяние является запретным. Нет в Шариате доказательства, что это место для обращения к Аллаху лучше, чем остальные места. Пусть он делает ду’а в мечети, где мольба к Аллаху более любима Ему.
Что касается чтения Корана за умершего вне кладбищ с намерением, чтобы награда за чтение была записана покойному, то в этом у ученых есть разногласие, и более сильное мнение заключается в том, что разрешено читать Коран с таким намерением. Но это не означает, что можно дозволить то, что сегодня делают многие невежественные мусульмане, когда собираются в какие-то определенные дни: в сороковой день, в пятидесятый или через год, приглашают имамов или чтецов Корана, которые за определенную сумму читают за умершего Коран дома или на могилах; накрывают им столы; дают подарки. Все это является запретным и неприемлемым в любой ситуации.
Таким образом, если родственники читают за умершего, чтобы награда дошла до него, не ограничивая каким-то днем, собраниями или определенными ритуалами, то — по более сильному мнению — это дозволено.
Всевышний Аллах разъяснил нам религию через Своего Пророка ﷺ, и сподвижники, да будет доволен ими всеми Аллах, показали нам пример того, как нужно придерживаться этой религии, и у нас есть кому следовать.
Перед мечетью есть навес, а справа от нее, не огражденное забором, сразу начинается кладбище. Можно ли ходить в эту мечеть?
Известно, что в странах бывшего Советского Союза мусульмане того времени практиковали свою религию как могли. Среди всего прочего, им запрещалось строить мечети, кроме как на кладбищах, поэтому многие из них были построены именно там. Эти здания у кладбищ были своего рода помещениями, где занимались похоронными обрядами, но на самом деле это были мечети. Поэтому то, что было сделано из-за нужды и необходимости, несомненно, является оправданием.
Однако сегодня, когда этой проблемы нет, мусульмане обязательно должны оградить мечети от кладбищ так, чтобы у них было два отдельных входа. Молитва в мечети, которая находится на территории кладбища, не принимается, согласно более сильному мнению ученых. Еще хуже, если могила находится внутри мечети, и, в какой бы стране это ни было, — молитва в ней также не принимается, согласно более сильному мнению ученых.
То же, что было сделано по невежеству и по незнанию, Всевышний Аллах прощает. Однако после того, как люди узнали истину, они должны следовать ей и, в данном случае, оградить свои мечети от кладбищ.
Пророк ﷺ ясно и доходчиво в достоверных хадисах сообщил нам о том, что проклятия — над теми людьми, которые сделали из могил своих пророков мечети. И если даже по отношению к пророкам эти действия запрещены, хотя это самые лучшие люди, то, тем более, данный запрет касается всех остальных, какими бы праведными они ни были.
Таким образом, если мечеть находится на территории кладбища, то молитва в ней не принимается. Неважно, где бы ни были расположены эти могилы: со стороны къыблы, сзади, спереди или внутри мечети. Необходимо отгородить мечеть от этого кладбища, построив два отдельных входа.
А Аллаху ведомо лучше.
Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
29 Раби́’у с-сани 1440 г. (05.01.2019)
[1] Сахих Аль-Бухари, хадис № 1330, т. 2, с. 88; Сахих Муслима, хадис № 529, т. 2, с. 67; Сунан Ан-Насаи, хадис № 703, т. 2, с. 40; Сунан Ад-Дарими, хадис № 1443, т. 2, с. 881; Муснад Ахмада, хадис № 1884, т. 3, с. 374; а также хадис № 24895, т. 41, с. 383.
[2] По причине передатчика этой истории ‘Абдуррахмана ибн аль-‘Аля ибн аль-Ляджляджа, который является неизвестным.
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста сообщите нам об этом по следующему адресу:
[email protected]
Какую молитву читают мусульмане на кладбище?
Вопрос: Добрый день. Живу в Казахстане. Когда проезжаем в автобусе мимо кладбища, местные жители раскрывают ладони рук и затем протирают лицо. Я спрашивала, какую молитву они читают. Отвечают, что молятся за тех, кто там захоронен, но конкретно никто не смог ответить. Какую молитву надо читать, когда едешь мимо кладбища? (Фарида)
Ответ:
С именем Аллаха, Милостивого ко всем в этом мире, а в ином мире Милостивого только к верующим.
Ас-Саламу алейкум ва рахматулЛахи ва баракатух!
По поводу того, что можно читать Коран и посвящать награду усопшим, написано множество авторитетных трудов. Ханафиты считают, что читать Коран для покойников на могилах или в других местах разрешено и при передаче саваба от прочтения, савабы будут записаны умершим. (См. Ибн Абидин Раддуль Мухтар, I, 844).
Доказательством этому ученые приводят хадисы, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) закалывал животных от имени своей общины, говорил о разрешенности чтения суры «Ясин» за покойников, указывал на разрешенность совершения хаджа и раздачи милостыни от имени покойника и говорил о разрешенности читать «Ясин» и «Ихлас» у могил. К этим ученым относятся почти все знатоки фикха ханафитского мазхаба, начиная от мухаддиса и факыха Айни (умер в 855/1451 г) и до Ибн Абидина (умер в 1252/1836).
В своем «Аль-Азкаре» (см. страницу 137) Навави передает, что Имам Шафии и его друзья сказали: «Посетителю кладбища желательно (мустахаб) прочитать что-либо из Корана. Если же он сможет прочитать весь Коран, это еще лучше». А после приведения этой цитаты, он сообщает, что вопреки расхожему мнению, Шафии положительно относился к чтению Корана на могилах.
Что нужно читать когда заходишь на кладбище мусульманам
Какую молитву читают мусульмане на кладбище?
Вопрос: Добрый день. Живу в Казахстане. Когда проезжаем в автобусе мимо кладбища, местные жители раскрывают ладони рук и затем протирают лицо. Я спрашивала, какую молитву они читают. Отвечают, что молятся за тех, кто там захоронен, но конкретно никто не смог ответить. Какую молитву надо читать, когда едешь мимо кладбища? (Фарида)
Ответ:
С именем Аллаха, Милостивого ко всем в этом мире, а в ином мире Милостивого только к верующим.
Ас-Саламу алейкум ва рахматулЛахи ва баракатух!
По поводу того, что можно читать Коран и посвящать награду усопшим, написано множество авторитетных трудов. Ханафиты считают, что читать Коран для покойников на могилах или в других местах разрешено и при передаче саваба от прочтения, савабы будут записаны умершим. (См. Ибн Абидин Раддуль Мухтар, I, 844).
Доказательством этому ученые приводят хадисы, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) закалывал животных от имени своей общины, говорил о разрешенности чтения суры «Ясин» за покойников, указывал на разрешенность совершения хаджа и раздачи милостыни от имени покойника и говорил о разрешенности читать «Ясин» и «Ихлас» у могил. К этим ученым относятся почти все знатоки фикха ханафитского мазхаба, начиная от мухаддиса и факыха Айни (умер в 855/1451 г) и до Ибн Абидина (умер в 1252/1836).
В своем «Аль-Азкаре» (см. страницу 137) Навави передает, что Имам Шафии и его друзья сказали: «Посетителю кладбища желательно (мустахаб) прочитать что-либо из Корана. Если же он сможет прочитать весь Коран, это еще лучше». А после приведения этой цитаты, он сообщает, что вопреки расхожему мнению, Шафии положительно относился к чтению Корана на могилах.
Как выглядит мусульманское кладбище и почему его не посещают женщины
Мусульманское кладбище – это территория, выделенная под захоронения умерших, которые при жизни придерживались традиций ислама. Пол, раса, национальность в религии не имеет значения. Предавать земле лиц другого вероисповедания на погосте строго запрещено.
Отличия мусульманского кладбища от христианского
Кладбище у мусульман отличается от захоронений по христианской традиции. Сходство заключается в том, что территория ограждена, разрешается установка надгробных памятников с полумесяцем, за могилами ухаживают, посещение родственников приветствуется и поощряется.
Внешний вид
К организации, оформлению мусульманского кладбища предъявляется ряд требований:
Кого и как хоронят
На погосте хоронят лиц, исповедовавших ислам. Христианина похоронить на мусульманском кладбище – тяжкий грех. Ритуалы, методика проведения правоверного в последний путь описаны в Коране. Обязательно приглашают имама для чтения сур. Он читает молитву «Калимат-шахадат» над смертным ложем.
Порядок подготовки к похоронам:
Похороны на исламском кладбище следует провести в день смерти. Мусульмане не пользуются услугами морга. По традиции женщины омывают умерших девушек, мужчины – мужчин. Если покойный был одиноким, тело моют соседи, дальние родственники.
Кого и как хоронят
На погосте хоронят лиц, исповедовавших ислам. Христианина похоронить на мусульманском кладбище – тяжкий грех.
Ритуалы, методика проведения правоверного в последний путь описаны в Коране. Обязательно приглашают имама для чтения сур. Он читает молитву «Калимат-шахадат» над смертным ложем.
Порядок подготовки к похоронам:
Похороны на исламском кладбище следует провести в день смерти. Мусульмане не пользуются услугами морга. По традиции женщины омывают умерших девушек, мужчины – мужчин. Если покойный был одиноким, тело моют соседи, дальние родственники.
Почему мусульманки не ходят на кладбище и другие традиции погребения
Считается, что у мусульман женщины не ходят на кладбище. Посещать могилы правоверным девушкам разрешается при соблюдении определенных правил:
Требования по поведению женщины на мусульманском специальном кладбище:
Если женщина не соблюдает мусульманские требования, посещать погост ей нельзя. Отказывать без веской причины в посещении могил детей, ближайших родственников муж не имеет права.
Существует ряд правил, регламентирующих поведение на мусульманском кладбище. Они сходны с христианскими обычаями:
Общие каноны поведения на кладбище мусульман не зависят от веры, религии. Они практически идентичны требованиям, принятым в христианстве или буддизме. Главное – не дорогостоящая служба в мечети, богатый поминальный стол и памятник с лепниной, а достойные проводы покойного в загробную жизнь.